Теории производства знаний в исследованиях университетской научной деятельности

Молокова Е.Л.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44494279
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена оценке когнитивного потенциала теорий производства знаний в изучении, а также интерпретации университетской научной деятельности. В исследовании проведен анализ места научной деятельности в общественной системе производства знаний. В качестве ключевой характеристики университетской науки использован критерий формы производства знаний в контексте четырех наиболее широко известных концепций традиционного дисциплинарно - организованного производства знания, «второго типа производства знания» (двойные спирали), «тройных спиралей», а также «пентаспирали». По результатам содержательной интерпретации университетской научной деятельности сквозь призму приведенных концепций определены параметры ее современной трансформации, в частности, эволюционирование к трансдисциплинарности, а также коэволюционный вектор развития, обеспечивающийся углублением взаимодействий, интеграции стейкхолдеров научной деятельности. Проведенный анализ позволяет констатировать сохранение университетами ключевой роли в процессе производства знаний.

Ключевые слова: университетская научная деятельность, концепции производства знаний, наука как функция университетов

JEL-классификация: I23, I26, I29



Введение. Даная статья является частью аналитического обзора теоретических подходов, имеющих когнитивный потенциал исследования университетской научной деятельности. Обобщая ранее проведенные исследования Е.Г. Гребенщиковой [2, 3] (Grebenshchikova, 2011; Grebenshchikova, 2010), М.В. Фёдорова, Э.В. Пешиной [15, 16] (Fyodorov, Peshina, 2012; Fedorov, Peshina, Gredina, Avdeev, 2012), Г. Ицковица [4] (Itskovits, 2011), И.В. Черниковой [18] (Chernikova, 2015), В.С. Степина [14] (Stepin, 2003) и других авторов, отметим, что университетская научная деятельность относится к разряду синтетических категорий, что предполагает комбинирование и переплетение познавательных возможностей ряда теоретико-методологических подходов к ее пониманию, интерпретации и изучению. Сказанное позволяет выдвинуть гипотезу о продуктивности и целесообразности формирования особой исследовательской программы изучения университетской науки.

Целью настоящей работы является анализ гносеологических возможностей, а также интерпретация университетской науки посредством теоретико-методологического аппарата указанных теорий. Новизна исследования реализуется в практическом отсутствии научных работ, посвященных комплексному теоретическому осмыслению концепта университетской научной деятельности.

Методологические подходы исследования обусловлены спецификой его объекта и заключается в применении методов сравнительного анализа, абстрагирования, обобщения, конкретизации, а также индуктивно-дедуктивного метода в рамках применения методологии четырех концепций производства знаний. Оценка познавательных возможностей различных теорий обобщена в схему, которая рамочно намечает такую исследовательскую программу (рис. 1).

Рисунок 1. Рамка исследовательской программы изучения университетской научной деятельности

Источник: составлено автором по результатам анализа научной литературы.

В ряду наиболее перспективных с когнитивной точки зрения можно назвать институциональную и эволюционную теории. Однако интересной представляется интерпретация научной деятельности сквозь призму теорий производства знаний.

С ускорением технологического развития интеллектуальный капитал способен ускорить сроки диффузии инноваций. В связи со сказанным, институты развития интеллектуального капитала приобретают особое значение в воспроизводственной системе шестого технологического уклада, характеризующегося непрерывным инновационным процессом [9, с. 6] (Glazev, Kharitonov, 2009, р. 6). Такими институтами являются образование и наука. Таким образом, университетская научная деятельность может быть интерпретирована как институт воспроизводства интеллектуального капитала в сфере образовательных услуг. При этом интерес представляет как анализ микроуровня воспроизводства интеллектуального капитала в конкретных образовательных организациях высшего образования, так и макроуровень – сектор услуг высшего образования.

Роль теорий производства знаний в исследованиях университетской научной деятельности. Для выяснения роли университетской научной деятельности в воспроизводстве интеллектуального капитала уточним научные подходы к структуре и месту интеллектуального капитала в науках о человеческом развитии (теории человеческого капитала, интеллектуального капитала, человеческого потенциала). Следует отметить, что анализ работ в указанной сфере демонстрирует существенный разброс точек зрения и отсутствие единообразия в подходах не только к дефинициям, но и структуре и соотношении с другими характеристиками акторов экономической деятельности. Не останавливаясь подробно на описании данных дискуссий, которые в полной мере освещены в работах М.А. Осколковой [11] (Oskolkova, 2013), С.В. Комарова и А.Н. Мухаметшина [6] (Komarov, Mukhametshin, 2013), М.В. Бахенской [1] (Bakhenskaya, 2011), П.А. Новгородова [10] (Novgorodov, 2017), присоединимся к ученым, включающим человеческий капитал в интеллектуальный (например, Л. Эдвинссон, М. Малоун [20] (Gibbons, Limoges, Nowotny, Schwartzman, Scott, Trow, 1994), Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрем [13] (Ruus, Payk, Fernstrem, 2010), М. Халик и др. [22]).

При этом, следуя заявленной теме и соглашаясь с П.А. Новгородовым, подчеркнем, что человеческий капитал включает в себя: физические, умственные, психоэмоциональные способности (данные с рождения), ценности, принципы, убеждения (приобретенные), знания, интеллект, приобретенные навыки (капитал знаний) и социальные связи, отношения, роли (социальный капитал) [10, с. 45] (Novgorodov, 2017, р. 45). Две последние составляющие человеческого капитала, включенного, в свою очередь, в интеллектуальный капитал (капитал знаний и социальный капитал), в полной мере производятся в сфере услуг высшего образования, а накопление знаний опосредует научная деятельность как студентов, так и преподавателей.

В условиях интенсификации научно-технического развития национальных экономик актуализировалось производительное накопление в нематериальной сфере, которое реализуется в основном в сфере услуг, посредством насыщения различных областей народного хозяйства результатами научно-технического развития [7] (Midler, 2007). К отрасли нематериального накопления относится высшее образование, которое посредством реализации научно-исследовательской деятельности оказывает непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс, формируя при этом приток научных, инновационных, прогрессивных знаний, навыков и умений, а также квалификаций работников. При этом сфера услуг высшего образования оказывает прямое воздействие на формирование интеллектуального капитала (в отличие, например, от услуг здравоохранения, косвенно влияющих в основном на способность к труду) [7, с. 5] (Midler, 2007, р. 5).

Анализируя место научной деятельности в общественной системе производства знаний, в качестве ключевой характеристики можно использовать критерий формы производства знаний, используя методологию четырех концепций [16, с. 7] (Fedorov, Peshina, Gredina, Avdeev, 2012, р. 7) (рис. 2):

1) концепция традиционного дисциплинарно организованного производства знания;

2) концепция «Второй тип производства знания» (двойные спирали) [21] (Khalique, Shaari, Isa, 2011);

3) концепция производства знания «Тройная спираль» [4] (Itskovits, 2011);

4) концепция производства знания «Пентаспираль» [16] (Fedorov, Peshina, Gredina, Avdeev, 2012).

Рисунок 2. Производство знаний в контексте четырех концепций

Источник: составлено автором по результатам анализа научной литературы.

Заключение. По результатам содержательной интерпретации университетской научной деятельности сквозь призму приведенных концепций идентифицируем параметры ее современной трансформации:

¾ научная деятельность эволюционирует от дисциплинарно организованной формы к трансдисциплинарной [12, 14, 18] (Pyastolov, 2016; Stepin, 2003; Chernikova, 2015);

¾ движение знаний ускоряется, направления передачи и потоков знаний приобретают реверсивный характер, каналы передачи усложняются, становятся многоуровневыми, процесс передачи знаний включается во взаимодействия расширяющегося круга акторов;

¾ университеты ретроспективно не теряют ключевой роли в процессе производства знаний, значение высшего образования в производстве знаний растет;

¾ качество и эффективность процесса производства знаний растут с усиливающейся интеграцией акторов в процессе реализации научной деятельности. Процесс научной деятельности из индивидуального постепенно трансформируется в коллективный;

¾ поступательно институционализируются каналы передачи знаний, способы сообщения потребностей общества, бизнеса, государства в научных исследованиях;

¾ обратная связь в парах «университет – бизнес», «университет – общество», «университет – государство» усиливается и институционализируется посредством более четких метрик эффективности научной деятельности, инвестирования в конкретные научные проекты, государственной поддержки;

¾ коэволюционное развитие научной деятельности и общества обеспечивается углублением взаимодействий, интеграции стейкхолдеров научной деятельности, а также обусловленностью процесса научной деятельности институциональной средой, которая диктует направления исследований, финансирование научной деятельности, а также диффузию ее результатов.

При этом меняющиеся характеристики научной деятельности существенным образом оказывают влияние на значение и функции университетов в общественной жизни. В частности уже в рамках концепции тройной спирали образовательная организация высшего образования приобретает новые дополнительные функции, которые начинают играть важную роль в их деятельности. Университеты помимо научной и образовательной деятельности «вносят свой вклад в развитие экономики, что всегда считалось прерогативой бизнеса» [4, с. 5] (Itskovits, 2011, р. 5). Такой вклад реализуется через создание при университетах инновационных предприятий, реализацию государственных и коммерческих контрактов на выполнение научно-исследовательских работ. Университет становится предпринимательским [4, с. 9] (Itskovits, 2011, р. 9), включается в пространство инноваций, призванное корректировать проблемы регионального развития [4, с. 8] (Itskovits, 2011, р. 8), реализуя, таким образом, социальную функцию, а также «третью миссию», нацеленную на воспроизводство и внедрение инновационных идей и технологий [2, с. 271] (Grebenshchikova, 2011, р. 271).


Источники:

1. Бахенская М.В. (2011). Интеллектуальный капитал организации: методологические подходы к определению // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Вып. 3. С. 280-285.
2. Гребенщикова Е.Г. (2011). «Третья миссия» университета: от «Второго типа» производства знания к «Тройной спирали» инноваций // Ярославский педагогический вестник. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tretya-missiya-universiteta-ot-vtorogo-tipa-proizvodstva-znaniya-k-troynoy-spirali-innovatsiy
3. Гребенщикова Е.Г. (2010). Трансдисциплинарные основания биоэтики и второй тип производства знания // Знание. Понимание. Умение. №4. 2010. С. 222-227.
4. Ицковиц Г. (2011). Модель тройной спирали // Инновации. №4. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali
5. Князева Е.Н. (2011). Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy
6. Комаров С.В., Мухаметшин А.Н. (2013). Понятие, структура и взаимодействие элементов интеллектуального капитала // Вестн. ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2013. Т. 7, № 3. С. 93-100.
7. Мидлер Е.А. (2007). Интеллектуальный капитал: условия и источники формирования // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-usloviya-i-istochniki-formirovaniya
8. Моисеева А.П., Баканова Е.А. (2017). Феномен технонауки // Векторы благополучия: экономика и социум. 2017. №2 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-tehnonauki-1
9. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике (2009). / Под ред. академика РАН С.Ю. Глазьева и профессора В.В.Харитонова. – М.: «Тровант». 2009. 304 с.
10. Новгородов П.А. (2017). Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-ponyatie-suschnost-struktura
11. Осколкова М.А. (2013). Интеллектуальный капитал как фактор инвестиционной привлекательности компаний: дис. … канд. эконом. наук. М.: Высш. шк. Экономики. 2013. 187 с.
12. Пястолов С.М. (2016). Генезис и перспективы трансдисциплинарности // Пространство экономики. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-perspektivy-transdistsiplinarnosti
13. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. (2010). Интеллектуальный капитал: практика управления / под ред. В.К. Дерманова. 3-е изд. СПб.: Высш. шк. Менеджмента. 2010. 436 с.
14. Степин В.С. (2003). Теоретическое знание: Структура, ист. эволюция / В.С. Степин. - М. : Прогресс-Традиция, (Люберцы (Моск. обл.) : ПИК ВИНИТИ). 2003. 743 с.
15. Фёдоров М.В., Пешина Э.В. (2012). Современные концепции производства знаний // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-proizvodstva-znaniy
16. Федоров М.В., Пешина Э.В., Гредина О.В., Авдеев П.А. (2012). Пентаспираль - концепция производства знаний в инновационной экономике // Управленец. 2012. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pentaspiral-kontseptsiya-proizvodstva-znaniy-v-innovatsionnoy-ekonomike
17. Федотова В.Г. (2014). Академическая и (или) постакадемическая наука? // Вопросы Философии. - М. 2014. № 8. С. 44-53
18. Черникова И. В. (2015). Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 26-35.
19. Эдвинссон Л., Мэлоун М. (1999). Интеллектуальный капитал // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia. 1999. С. 435-436.
20. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. (1994). The new production of knowledge: the dynamics of science and research in contemporary societies. — London: Sage. 1994. P. 191
21. Khalique M., Shaari J., Isa A. (2011). Intellectual capital and its major components // International Journal of Current Research. 2011. June. Vol. 3, Iss. 6. URL: http://www.journalcra.com/article/intellectual-capital-and-its-major-components

Страница обновлена: 23.07.2025 в 19:50:13

 

 

Theories of knowledge production in university research

Molokova E.L.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 11 (November 2020)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the assessment of the cognitive potential of theories of knowledge production in the study, as well as the interpretation of university research. The analysis of the scientific activity place in the social system of knowledge production is conducted. As a key characteristic of university science, the criterion of the knowledge production form is used in the context of the four most widely known concepts of traditional disciplinary-organized knowledge production, the second type of knowledge production (double helix), triple helix, and pentahelix. Based on the results of a meaningful interpretation of university research through the prism of the above mentioned concepts, the parameters of its modern transformation are determined, in particular, the evolution to transdisciplinarity, as well as the co-evolutionary vector of development, which is provided by the deepening of interactions and integration of research stakeholders. The analysis allows to claim that universities retain a key role in the process of knowledge production.

Keywords: university research, concepts of knowledge production, science as a function of universities

JEL-classification: I23, I26, I29