Управление ценой и качеством в системе мобилизационной экономики как условие оценки социально-экономической безопасности

Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Лев М.Ю. Управление ценой и качеством в системе мобилизационной экономики как условие оценки социально-экономической безопасности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 941-966. – doi: 10.18334/epp.13.3.117430.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792827
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье исследуется взаимодействие показателей цены и качества в управлении компаний для получения максимального дохода за счет применения различных стратегий сбыта продукции. Автор обосновывает активно возрастающее внимание к показателям цена-качества в период мобилизационной экономики не только в сфере торговли и конкуренции за права сбыта продукции покупателям в условиях реальных падений дохода населения, но и при закупке продовольственных и непродовольственных товаров за счет денежных средств бизнеса по тендерам, проводимых уполномоченными органами государственной власти. Рассмотрены возможности соотношения затрат с качеством и сбытом продукции при формировании ценовой политики как условие оценки социально-экономической безопасности. Анализируются нормативно-правовые документы, обеспечивающие качество продукции, включая как действующие ГОСТы, так и отмененные для сопоставления показателей, характеризующих качество продукции. Рассмотрены количественные и качественные показатели уполномоченных органов, в проведенных проверках качества продукции за период 2012-2021 годы с учетом норм законов, по которым осуществлялся контроль. Результаты исследования могут оказаться востребованными в законодательных и исполнительных органах власти в целях совершенствования контроля качества продукции, закладываемой в государственный резерв, и формирования ценовой политики в условиях мобилизационной экономики и санкционного давления

Ключевые слова: цена, управление ценами, качество, социально-экономическая безопасность, мобилизационная экономика

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания Рег. № НИОКТР 121030500096-5; Рег. № ИКРБС «Новые вызовы и угрозы социально-экономической безопасности: меры бюджетно-финансового регулирования»

JEL-классификация: E31, E32, E37

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Осетрину прислали второй свежести, – сообщил буфетчик.

– Голубчик, это вздор! Чего вздор?

Вторая свежесть – вот что вздор!

Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя.

А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! («Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков)

Введение. В недалеком прошлом взаимосвязь цены и качества была настолько неразлучна, что их как сиамских близнецов разделить можно было только хирургическим путём. Однако, со временем все проходит, и эту исключительную верность неразрывности рыночные отношения разъединили без всякого скальпеля. Изначально были пересмотрены все технические требования по качеству, взамен многочисленных ГОСТов были введены технические требования и технические условия. Впоследствии, были подвергнуты экономико-политической секуляризации службы, которые отслеживали качество товара как продовольственного, так и непродовольственного содержания: продукты питания, сложнобытовую технику, автомобили. Да, что там товары, были уничтожены качественные характеристики всех отраслей: морского, речного флота, железнодорожного, автодорожного транспорта, сельскохозяйственного и строительного. Были пересмотрены все ГОСТЫ, и предложены технические условия, а проверку качества оставили службам, которые следовали проверкам прописанных характеристик, не вникая в содержание. После недолгих сопротивлений, большинство служб, в названии которых существовало слово качество были ликвидированы как на федеральном, так и на региональных уровнях или реорганизованы. Исчезли всевозможные инспекции по качеству, сельскохозяйственной продукции, зерна, торговые инспекции, технические инспекции по качеству и многие другие. В оборонном комплексе остались военпреды, которые должны отслеживать качество принимаемой, выпускаемой продукции, при этом, в силу различных интересов о качестве военной техники можно судить по показательным парадным выступлениям. Гулявшая по сайтам Интернета красивая версия о якобы положившем начало отсчета создания службы военной приемки и соответственно привязке к появлению качества к делу рук Петра 1, подписавшего Указ от 11 января 1723 года в государственных и научных кругах не подтвердилась [27; 40]. Отсутствие привязки к нормативному петровскому Указу ставит под сомнение появление службы качества именно в это время, хотя не исключает рождение такого надзорного органа как такого, необходимого для обеспечения должного контроля при производстве пушек и необходимого калибра снарядов для этого и другого различного вида стрелкового оружия.

Цена в мере весов, занимая более 25% в индикаторах оценки экономической безопасности в настоящее время потеряла показатель качества [29; 44].

В данном исследовании для рассмотрения взаимосвязи понятия цена-качество следует дать следующие определения, а именно: цена – денежное выражение стоимости товара, работ, услуг; под качеством понимается ряд систематизированных характеристик однородной продукции, товаров, работ, услуг, которые соответствуют по своему назначению и предъявляемым требованиям утвержденным стандартам, техническим регламентам и техническим условиям, договоров, контрактов [33].

В период мобилизационной экономики цена-качество все больше будет привлекать к себе внимание не только в сфере торговли и конкуренции за права сбыта продукции покупателям в условиях реальных падений дохода населения, но и при закупке продовольственных и непродовольственных товаров за счет денежных средств бизнеса по тендерам, проводимым уполномоченными органами государственной власти [32].

Актуальность темы – управление ценой и качеством в системе мобилизационной экономики обусловлено тем, что по мере ухода торговых зарубежных компаний с российского рынка, в виду введенных санкций, будет происходить замещение на товары параллельного импорта и некоторое падение конкуренции [35].

Нормативно-правовое обеспечение качества продукции. До начала рыночных преобразований в России цена определялась с учетом качественных характеристик, как на промышленную продукцию, так и на продовольственную группу товаров. Неразрывная связь цена-качество формировалась на товары сложнобытовой техники с учетом различных методов ценообразования: параметрического, бального, нормативного, удельных показателей и других. Так, например, на сложнобытовую технику цена рассчитывалась по техническим параметрам: вес, размер, мощность, потребляемая электроэнергия и другие характеристики. На продовольственную группу товаров цена формировалась с учетом сортности, количественных показателей калибровки. Так, например, на мясо цена определялась в зависимости от разделки туши по категориям на I, II, III сорта, на картофель по стандарту, при котором учитывался вес и размер, применяемый при реализации в платежных документах и ценниках в торговой сети. Соответственно и цена отличалась в зависимости от качества, поскольку и затраты были выше. Даже цены в ресторанах, кафе, общественном питании формировались по рецептурным сборникам, в которых указывался состав ингредиентов и их вес, который отражался в меню. Одновременно и заведения общественного питания подразделялись на категории, что давало при соблюдении определенных требований получать более высокую наценку, на стоимость блюд, цена которых определялась не только размещением в отдельно стоящем, архитектурно неповторяющемся здании, но и наличием посуды из фарфора не ниже 8 группы, сортовой посуды из стекла не ниже 6 группы художественных разделок или стекла, окрашенного окислами редкоземельных металлов [13].

Сейчас все ушло в прошлое и цена-качество определяется наличием посетителей, модностью тусовки и стоимостью в первую очередь аренды помещения. А с учетом постоянного наплыва посетителей, несколько поубавившихся за последние 2-3 года, цена не гарантирует качество блюд, она только растет, и в том числе по объективным причинам, вопреки закону спроса и предложения, в нарушение которого при наличии падения спроса, цены увеличиваются. Определенный интерес представляет с позиции сегодняшнего дня – установление цены на нефть, уровень которой устанавливался от качества теплоотдачи; за формулу расчета принималась калорийность в 8400 килокалорий, и при качестве ниже предоставлялась скидка. В настоящее время, в соответствии с Международной системой единиц (СИ), калорийность определяется как количество теплоты, необходимое для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия при стандартном атмосферном давлении [36].

Не менее захватывающая история с качеством соли и сахара, которая кочует по интернету с завидной регулярностью и сводится к тому, что раньше соль была соленее, а сахар слаще. Возможно, это можно было бы все списать на возрастные изменения потребителей, которые помнят по далекому прошлому вкусовые качества и потребительские свойства тех продуктов питания, которые хоть и выпускаются по старым брендам, но никакого отношения по рецептурному составу к ним не имеющим. Конечно, это можно было бы отнести к ностальгии по прошлому, когда «трава была зеленее и небо голубее, и деревья выше». Однако, если обратиться к ГОСТам на соль и сахар до начала рыночных отношений и после, и сравнить их качественные параметрические характеристики, химический состав, метод определения проб, то обнаруживается, что в них есть существенная разница.

Так, в ГОСТе на соль до рыночных реформ метод испытаний качества соли начинался с определения органолептических показателей, который заключался в оценке вкуса, запаха, внешнего вида соли [18]. Следующим этапом определялся вкус соли по содержанию ее водного раствора с массовой долей NaCl 5% и определением запаха соли непосредственно после растирания ее в количестве не менее 20 грамм в чистой фарфоровой ступке. Затем, выдерживая пробу соли перед растиранием при определенной температуре окружающего воздуха, и утвержденной влажности в закрытом сосуде на установленное время. Следующим этапом определялся внешний вид соли, который заключался в рассыпании пробы неизмельченной соли тонким слоем на чистом листе бумаги и визуально определялся внешний вид. Далее определялся химический состав, который имел рекомендательный характер по набору доли ионов компонентов. В действующем ГОСТе органолептические показатели соли присутствуют, но в основе метода, без какого-либо определения и раскрытия механизма, все-таки прогресс науки проник по-видимому в органолептический метод, не допускается наличие посторонних механических примесей и посторонних запахов, не связанных с происхождением и способом производства соли. Физико-химические показатели соли действующего ГОСТа значительно отличаются от показателей до рыночного ГОСТа [23]. Но если показатели химического состава соли до рыночного ГОСТа были привязаны к цене, то разумеется действующий ГОСТ ориентирован на свободное ценообразование, и конечно отражает потребительские предпочтения потребителей, которые безусловно связаны с уровнем цен, но не с качеством. Конечно же, показатель качества соли стал относительным показателем, так как кому-то нравится соль крупного помола, другим соль экстра, некоторым с добавками йода, перца, но связь цены-качества растворилась.

По сахару ситуация схожая, но более нормативно запутаннее. Дело в том, что сахаристость сахара указывается одним ГОСТом, в котором определяется массовая доля сахарозы сахариметром, прибором, с помощью которого устанавливается концентрация растворов оптически активных веществ [21]. Однако, в ГОСТе отсутствуют показатели сахарозы, даны только результаты измерений, а сколько должно быть сахарозы как следствие в другом документе [20]. Установить отличие сахарозы в раннее действующем ГОСТе 21-78 с действующим не представляется возможным, так как в государственном архиве, предназначенном для хранения подобных документов, текст отсутствует [42].

Таким образом, получается, что наличие сахарозы определяется по содержанию сахарозы в сахарной свёкле и сахарном тростнике, которые используются для промышленного производства сахара, но установленных или рекомендуемых норм нет. Получается, что если год был дождливым или сезон засушливым и сахарозы было в свекле в избытке или в недостаточном количестве, то это никак не сказывается на потребительских качествах продукта и соответственно на цене. Для определения наличия сахарозы в продукте потребитель не имеет возможности сравнения с различными торговыми марками производителей, у которых у всех как одного, не указывается доля сахарозы. То есть, если, например, приобретается виноградное вино, то существует международный стандарт качества, согласно которому все вина подразделяются как правило на группы: столовые вина, местные вина, вина географического названия, высшая или престижная категория. Соответственно, чем выше категория, тем выше цена, которая в некоторых странах регулируется [30]. В России на основании международного стандарта по степени концентрации сахаров, вина подразделяются на: сухие, полусухие, полусладкие и сладкие. В свою очередь все вина классифицируются на следующие стандарты: с защищенным географическим указанием; с защищенным наименование места происхождения товара; молодыми; выдержанными; коллекционными; сортовыми [12; 19]. Разумеется, чем выше классификация, тем выше цена, которая определяется исключительно производителем [1].

По иерархической лестнице нормативных документов, начиная с Гражданского кодекса РФ качество товара определяется ст. 469, в соответствии с которой качество должно соответствовать договору купли-продажи или при его отсутствии покупателю передается исправный товар, пригодный для использования. В случае установленных законом обязательных требований к качеству продаваемого товара, покупателю передается товар, соответствующий этим обязательным требованиям [1]. Подобное определение содержится и в статье 4. Качество товара (работы, услуги) Закона о защите прав потребителей [3].

В соответствии с общими требованиями международного стандарта на территории России действует комплекс стандартов системы менеджмента качества ISO 9000, который предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле, а именно [2]:

– ISO 9000 содержит основные положения систем менеджмента качества и устанавливает единую терминологию;

– ISO 9001 содержит требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей, и установленным к ней обязательным требованиям, и направить на повышение удовлетворенности потребителей;

– ISO 9004 содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества, и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

– ISO 19011 содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды [22].

В целях защиты прав потребителей, статьёй 4 Закона «О защите прав потребителей» предусматриваются обязанности продавца реализовывать качественную продукцию [3].

Действующим законодательством государственный контроль в обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов и других товаров предусматривается ст. 13 Закона «О качестве…» [5], положения которой распространяются и на парфюмерную и косметическую и другую продукцию, в том числе табачные изделия. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона «О качестве…» контроль за обеспечением качества возложен на службы санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного ветеринарного надзора. Соответственно контроль за соблюдением качества и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляется согласно положениям Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] [7] и Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [6].

При нарушении продажи товаров (работ, услуг требованиям качества статьей 14.4. КОАП [2] предусмотрено наказание в виде штрафа от 1,0 тыс. руб. до 30,0 тыс. руб. в зависимости от степени образования юридического лица, а при повторном нарушении размер административного штрафа увеличивается почти в два раза, с возможной конфискацией предметов правонарушения [2].

Теория и практика применения ценовой политики цена-качество. Научные исследования о взаимосвязи цены и качества в основном сводятся к вкусовым предпочтениям потребителей, которые по объективным характеристикам принимается как способность обеспечивать максимум потребностей [38; 39]. Принято считать, что потребители судят о ка­честве по цене, то есть, чем дешевле товар, тем ниже качество, соответственно, чем более до­рогой, то в понимании отдельных категорий покупателей, в зависимости от уровня дохода, это соответствует высшему качеству, что и побуждает их приобретать такую продукцию.

Цена как правило начинает воздействовать на сознание до тех пор, пока она соответствует представлению о возможности приобрести товар, но как только уровень цены превысит психологический барьер, способности покупателя его уровня достатка, то покупка откладывается. В ценообразовании такой метод установления цены называется психологической ценой и используется в торговле при обозначении на ценниках в размере от 100 рублей, меньшей округленной цены на рубль или два рубля [31]. Цена, играя эффективную роль в торговле, должна соответствовать представлению потенциальных покупателей о возможности приобрести товар предпочтительных потребительских свойств и качеств в определенный сезон года. Так, если потенциальный потребитель желает приобрести зимнюю одежду, то она приобретается при необходимости и денежной доходностью именно зимой. В торговле, этот фактор широко применяется для распродажи товара того же качества со скидкой по окончанию сезона для покупателей, имеющих более скромный доход. Интересы предприятий торговли и интересы покупателей в период «сейла» совпадают. Во-первых, выдерживая в течение всего сезона высокий уровень цен за счет высокой торговой наценки, иногда доходящей до 100,0% и выше, в конце сезона торговая наценка снижается, но, при этом разумеется остается высокой. Зачастую, при маркировке на ценнике товара наклеивается новая цена, якобы со скидкой, но под наклейкой можно обнаружить ту же первоначальную цену. Сезонная распродажа применяется в торговле для освобождения дорогих арендных помещений, приобретения и продажи продукции нового сезона, а кроме того для поддержания торгового оборота.

Таким образом, самый простой способ использования цены в качестве механизма сбыта – это установление цен со скидкой в период проведения сезонных распродаж, при котором качество товара остается таким же. При этом, фактором, усиливающим значимость цены для покупателя, является его отношение к стоимости товара в момент покупки с точки зрения персональной оценки этого товара к периоду, когда можно это применить. Поскольку это обычно происходит через некоторое время после совершения покупки, отношение к цене продукта будет зависеть от представления покупателя о будущей цене. Следовательно, снижение цены может означать, что цены продолжат снижаться в будущем, и это может вынудить покупателя занять выжидательную позицию. Таким образом, снижение цены может вызвать падение спроса вместо его увеличения. С другой стороны, когда цена повышается, покупатель может решить, что это повышение является началом общего повышения цен, и он может увеличить свои покупки, чтобы не платить более высокие цены в будущем. Кроме того, у покупателя всегда есть подозрение, что если цена на товар снижена, то качество ухудшилось.

На качество произведенного товара влияет сумма затрат, которые входят в конечную цену, при этом, чем выше качество, тем выше затраты [37]. Например, если это относятся к продуктам питания, то выращенные овощи в условиях экологически чистого района, без нитратов, будут стоить дороже, чем продукты, выращенные в теплице или на грунте, но с добавлением химических удобрений. Казалось бы, затрат больше, урожайность с добавлением удобрений выше, но за счет объема, затраты распределяются на весь сбор и конечная цена ниже. В цене новых промышленных товаров также учитываются затраты, которые повышают стоимость [43]. Например, как дополнительные затраты суммируются расходы на научные исследования, так называемые НИОКР. Кроме того, на стадии продвижения новой продукции с качественно новыми показателями, затраты на рекламу значительно выше.

Потребительские товары по возможности их регулирования на товарном рынке условно можно подразделить на три группы:

1) товары первой необходимости;

2) товары широкого потреб­ления;

3) специализированные товары.

Товары первой не­обходимости имеют низкую цену, покупают их часто и массово, как правило в небольших количествах для удовлетворения личных потребностей в питание. Продукты этой группы регулируются ценой и при приобретении этой продукции покупатель не тратит много времени или усилий на покуп­ки, так как покупаются в ближайших к месту проживания торговых предприятиях, так называемых «шаговой доступности».

Товары широкого (народного) потребления покупаются реже и требуют от покупателей определенных сбережений для их приобретения [45]. Из этой группы товаров покупатели первоначально активно изучают и сравнивают качественные характеристики и цены товаров, предлагаемых разными производителями/продавцами, и только потом покупают их. К таким товарам относятся не только товары продовольственной группы, за исключением продукции товаров первой необходимости, но и все товары непродовольственной группы, также за исключением включенных в первую группу.

Специализированные товары приобретаются реже, что связано со значительными расходами домашнего бюджета и ограниченностью доходов покупателя. Покупая эти товары, потребитель готов потратить много усилий на поиски той или иной марки, компании или торговой марки, рассчитывая купить товар высокого качества.

Примерно на основе этой классификации реализуется современная политика ценообразования, в которой регулируются цены на товары, входящие в первую группу, а на остальные группы товаров распространяется свободное ценообразование [8]. Однако, несмотря на то, что все товары должны быть качественными, и проходить проверку на качество, именно первая группа товаров, помещаемых на резервное хранение, имеет большее значение.

В торговых сетях в последние годы появились новые тренды в виде собственных торговых марок для привлечения покупателей в соотношении цена-качество. Следует отметить, что при проведении проверок по качеству продуктов различных брендов, торговое предприятие ответственности не несёт, так как за качество готовой продукции отвечает производитель, то с появлением собственных торговых марок ситуация изменилась. Сейчас, если производится продукт собственной торговой марки, ритейлер несет ответственность за качество, но учитывая растущий объем продаж, даже возможные убытки, будут с лихвой компенсированы.

Стратегия применения компаниями собственных торговых марок состоит в условной вербовке, то есть привязывание к торговому предприятию различных групп категорий потребителей как по уровню достатка, так и по социальному положению [28]. Такая привязка потребителей может осуществляться через дополнительные дисконтные карты, предоставлением скидок по акциям, выдача наклеек для приобретения товаров только в конкретной сети магазинов. Одновременно, по мере роста производства и потребления формируется и новая стратегия, которая также отражается на цене продукции из-за дополнительных затрат, это необходимость учитывается влиянием производства на окружающую среду [17].

В соответствии со ст. 1. Закона «О закупках…» к целям регулирования относятся обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества [9]. Согласно ст. 4. п. 10. Закона «О закупках…» в документации предусматриваются требования, как к безопасности, качеству, техническим характеристикам, потребительским свойствам товара, так и к сведениям о начальной (максимальной) цене договора/цены единицы товара. Таким образом, за обеспечение качества продукции несет ответственность организация, которая подает заявку на участие в конкурсе по закупке. В то же время при закладке продукции в государственный бюджет, в том числе для мобилизационных целей ст. 11.1. п. 1 Закона «О государственном материальном резерве» установлены определенные требования обеспечения безопасности для жизни, здоровья потребителей, включая наличие сертификатов соответствия или деклараций о соответствии этим требованиям [4].

Из требований к закупке и хранению продукции в резерве следует, что обеспечение качества предоставляется организациям, которые представляют необходимые документы: сертификат или декларацию. Пунктом 5 статьи 16 предусмотрено, что при закладке в государственный резерв продукции, не соответствующей условиям государственного контракта по качеству, налагается штраф в размере 20% от стоимости поставленных товаров, не соответствующих условиям государственного контракта [4].

Таким образом, для непосредственного контроля качества ответственных или уполномоченных организаций действующее законодательство не предусматривает. В условиях, когда контроль качества осуществляет организация, не уполномоченная осуществлять контроль качества и выдавать какой-либо документ, это вызывает сомнения в качестве как самой проверки, так и выданного документа. Из состава статьи 13 пункта 11 [4], которым предусмотрен порядок выдачи материальных ценностей из государственного резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок, а также для оказания государственной поддержки различным отраслям экономики в целях стабилизации экономики, следует возможность установления регулируемых цен.

Как уже было отмечено, качество продукции проверяют службы Роспотребнадзора и Госсельхознадзор [4], в компетенции которых находится контроль качества: в сфере обращения лекарственных средств; к сортовым и посевным качествам семян сельскохозяйственных растений; качества и безопасности зерна и связанных с ними требований, в том числе при закладке и хранении зерна в составе государственного резерва.

Таблица 1. Динамика количества проведенных проверок качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, шт.


2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Плановые проверки
-
-
-
-
5 349
2545
1036
-
Внеплановые проверки
-
-
-
-
1389
5906
684
-
итого
-
-
-
-
6738
8451
1720
-
Источник: составлено автором по материалам Докладов Россельхознадзора за 2018-2020 гг. [24; 25].

Из таблицы 1 видно, что общее количество проведенных проверок качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства составило в 2019 году 8451, в 2020 году 1720, и снизилось в 2020 году по сравнению с предыдущим годом в 5 раз, при этом, плановых проверок в 2020 году сократилось по сравнению с 2019 годом в 2,5 раза, внеплановых в 8,6 раз. Средняя нагрузка по числу плановых проверок на одного инспектора в месяц 0,1 проверка. Из общего количества внеплановых проверок в 2020 году основная часть проводилась по поручению Правительства РФ – 302, то есть почти половина от общего количества внеплановых проверок, 46 проверок проводились по обращениям граждан, организаций.

При проведении проверок государственных бюджетных учреждений (государственных заказчиков) выявлены нарушения при закупках крупы для государственных нужд:

– несоблюдение технических и санитарных требований к складскому помещению, где хранятся крупы;

– отсутствие отдельного складского помещения для хранения;

– несоответствие крупы требованиям нормативных документов (по влажности, металломагнитной примеси, зараженности и загрязненности вредителями.

При контроле за 2020 год Россельхознадзором из 56,2 млн. тонн зерновой продукции выявлено 11,6 млн. тонн продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов по показателям качества и безопасности, в 2019 году 66 млн. тонн [24; 25]. В 2018 году проверено 43,4 млн. тонн зерна, из которых 8,3 млн. тонн зерна, не соответствовали требованиям технического регламента.

Из анализа контрольной деятельности Россельхознадзора следует, что если проведенными проверками по качеству установлены различные факты нарушения, связанные с хранением, то проведение проверок качества самого зерна при закладке в государственный резерв не осуществляется.

Непосредственное участие в проведение контроля качества продукции осуществляет Роспотребнадзор, [5] который в соответствии со ст. 4, 5 Закона «О защите прав потребителей» проверяет качество продукции и соответствие на срок годности отдельных товаров [3].

Рассмотрим динамику выявленных нарушений Роспотребнадзором за период 2013-2021 гг., представленных в таблице 2.

Таблица 2. Динамика выявленных нарушений по статьям

Закона «О защите прав потребителей» за 2013-2021 гг.

Структура выявляемых нарушений по нормам Закона «О защите прав потребителей»
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Выявлено нарушений законодательства о защите прав потребителей – всего
320 778
329 831
303 418
247 795
229 077
152 091
214 063
39 422
31 959
из них нарушений Закона «О защите прав
потребителей»
187 882
190 111
171 978
136 838
121 066
75 430
115 234
18 556
14 440
в т. ч. по статьям: Статья 4 (качество товара, работы, услуги)
17 779
18 580
15 584
14 783
10 262
6 750
9 393
1 399
1 412
Статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы, возможность технического обслуживания)
6 684
5 062
6 216
4 974
3 717
2 151
3 572
397
345
Источник: составлено автором по материалам: «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад» [26]

Во-первых, в представленных в таблице 2 показатели по выявленным нарушениям ст. 5, 6 объединены, что делает невозможным определить конкретное число нарушений по ст. 5. Во-вторых, и по ст. 5 установить число, выявленных нарушений, относящихся только к нарушениям качества, также не представляется возможным, поскольку в статью 5 входят и другие нарушения. Статья 6. не подходит ввиду того, что содержит обязательства изготовителя по обеспечению возможности ремонта и технического обслуживания товара, то есть статья 4 единственная, в которой отражено проведение проверок качества. Тем не менее из таблицы 2 видна динамика, выявленных нарушений и их тенденция.

Из таблицы 2 видно, что всего за 2021 год выявлено 31 959 нарушений законодательства о защите прав потребителей, что на 18,9% меньше, чем в предыдущем году, но в 6,7 раз меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» выявлено в 2021 году 14 440 нарушения, что на 22,2% меньше, чем в предыдущем году и в 8 раз, чем в 2019 году. Количество нарушений, выявленных по Статье 4 (качество товара, работ, услуг) составило в 2021 году 1 412, что на 0,9% больше, чем в 2020 году, но в 6,6 раз меньше, чем в 2019 году. Соотношение выявленных нарушений по ст. 4 к числу нарушений по Закону «О защите прав потребителей» составило 9,8% в 2021 году, в 2020 году – 7,5%, в 2019 году – 8,2%, что свидетельствует о том, что несмотря на сокращение общего количества выявленных нарушений, нарушения по качеству не сократились.

При этом, определить соотношение выявленных нарушений к количеству проведенных проверок и сумм наложенных административных санкций, то есть эффективность работы службы не представляется возможным из-за отсутствия данных показателей.

В 2021 году, как и в предыдущие периоды, наблюдается значительный рост в удельном весе административных мер нарушения, связанных с несоблюдением субъектами хозяйствования требований правил реализации отдельных видов товаров, правил реализации по образцам, дистанционной реализации, а также в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг населению ненадлежащего качества, либо с нарушением требований, установленных законодательством РФ. Постановления, вынесенные по соответствующим статьям 14.4 [2] и 14.15 [2] КоАП РФ, в 2021 г. составили 23,6% всех постановлений о назначении административного наказания, при этом в 2020 г. 19,7% [26, с. 37].

Рассмотрим динамику выявленных нарушений Роспотребнадзором за период 2013-2021 гг., представленных в таблице 3.

Таблица 3 Динамика выявленных нарушений по статьям

Закона «О защите прав потребителей» в отдельных отраслях за 2013-2021 гг.

Выявленные нарушения по статьям
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
В розничной торговле
Всего, в том числе по статьям, тыс. проверок:



86,2
76,5
51,5
100,9
13,9
10,2
– статья 4 (качество товара)



10,4
6,9
4,7
8,1
0,97
0,88
– статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы



4,12
3,01
1,87
3,38
0,356
0,328
В дистанционной торговле
Всего, в том числе по статьям, проверок:
737
2981
519
445
316
374
363
120
174
– статья 4 (качество товара, работы, услуги)
36
359
18
17
68
47
5
15
18
– статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы
14
14
10
3
34

1


В сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства
Всего, в том числе по статьям, проверок:
7 112
4 882
3 581
4 153
2 734
1 064
1024
162
145
– статья 4 (качество товара, работы, услуги)
641
601
400
595
259
140
70
9
18
В сфере услуг связи
Всего, в том числе по статьям, проверок:
1 180
1 235
1 102
757
694
415
425
138
351
– статья 4 (качество товара, работы, услуги)
120
83
68
90
39
54
54
39
117
– статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы
8
12
5
3
5
0
0
0
0
В сфере туристских услуг
Всего, в том числе по статьям, проверок:
3 586
4 265
2 797
2 210
760
602
289
155
70
– статья 4 (качество товара, работы, услуги)
143
154
118
57
47
43
16
15
8
– статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы
4
3
0
5
6
1
2
2
0
В сфере транспортных услуг
Всего, в том числе по статьям, проверок:
2 131
1 744
1 562
1 105
499
256
247
76
236
– статья 4 (качество товара, работы, услуги)
137
146
135
125
113
41
48
15
49
– статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы
8
5
14
27
5
7
0
0
0
В сфере медицинских услуг
Всего, в том числе по статьям, проверок:
8 988
10 357
9 892
10 846
11 803
2574
1897
382
401
– статья 4 (качество товара, работы, услуги)
649
661
606
605
619
167
91
25
69
– статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы
100
30
38
45
102
9
7
1
0
В сфере образовательных услуг
Всего, в том числе по статьям, проверок:
4 071
4 506
4 493
6481
8049
1 141
654
150
76
– статья 4 (качество товара, работы, услуги)
376
461
312
261
350
25
31
12
16
– статьи 5, 6 (гарантия, срок годности, срок службы
24
6
16
95
76
3
2
0
2
Источник: составлено автором по материалам: «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад» [26, с. 56, 69, 128, 151, 164, 176, 188, 198].

Из таблицы 3 видно, что всего за 2021 год в розничной торговле выявлено 10 200 нарушений законодательства о защите прав потребителей, что на 26,6% меньше, чем в предыдущем году, но в 9,89 раз меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» в части качества товара выявлено в 2021 году 880 нарушения, что на 9,3% меньше, чем в предыдущем году и в 9,2 раза, чем в 2019 году. Количество нарушений, выявленных по ст. 4 (качество товара, работ, услуг) в дистанционной торговле составило в 2021 году 18, что на 20% больше, чем в 2020 году, и в 3,6 раза больше, чем в 2019 году. Соотношение выявленных нарушений по ст. 4 к числу нарушений по Закону «О защите прав потребителей» в дистанционной торговле составило 10,3% в 2021 году, в 2020 году 12,5%, в 2019 году 1,4%, что свидетельствует о том, что несмотря на сокращение общего количества выявленных нарушений, нарушений по качеству не сократилось.

В сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства всего за 2021 год выявлено 145 нарушений законодательства о защите прав потребителей, что на 10,4% меньше, чем в предыдущем году, но в 7,1 раза меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» в части качества товара выявлено в 2021 году 18 нарушений, что в 2 раза больше, чем в предыдущем году, но в 3,9 раза меньше, чем в 2019 году.

В сфере услуг связи всего за 2021 год выявлено 351 нарушение законодательства о защите прав потребителей, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году, но на 17,4% меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» в части качества товара выявлено в 2021 году 117 нарушений, что в 3 раза больше, чем в предыдущем году, и в 2,2 раза больше, чем в 2019 году.

В сфере туристских услуг всего за 2021 год выявлено 70 нарушений законодательства о защите прав потребителей, что в 2,2 раза меньше, чем в предыдущем году, и в 4,1 раза меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» в части качества товара выявлено в 2021 году 8 нарушений, что в 1,88 раза меньше, чем в предыдущем году, и в 2 раза меньше, чем в 2019 году.

В сфере услуг транспорта всего за 2021 год выявлено 236 нарушений законодательства о защите прав потребителей, что в 3,1 раза больше, чем в предыдущем году, но на 4,4% меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» в части качества товара выявлено в 2021 году 49 нарушений, что в 3,3 раза больше, чем в предыдущем году, и на 2,1% больше, чем в 2019 году.

В сфере медицинских услуг всего за 2021 год выявлено 401 нарушение законодательства о защите прав потребителей, что на 5% больше, чем в предыдущем году, но на 4,7% меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» в части качества товара выявлено в 2021 году 69 нарушений, что в 2,8 раза больше, чем в предыдущем году, но на 24,2% меньше, чем в 2019 году.

В сфере образовательных услуг всего за 2021 год выявлено 76 нарушений законодательства о защите прав потребителей, что почти в 2 раза меньше, чем в предыдущем году, и в 8,6 раз меньше, чем в 2019 году, то есть до введения ограничений по пандемии. По нарушениям Закона «О защите прав потребителей» в части качества товара выявлено в 2021 году 16 нарушений, что на 33,3% больше, чем в предыдущем году, и в 1,9 раза меньше, чем в 2019 году.

Динамика показателей проведенных проверок за период 2013-2021 гг. показывает неуклонное снижение общего количества контрольных (надзорных) мероприятий, что связано как с законодательным введением обязательного претензионного порядка до обращения потребителя в Роспотребнадзор с целью инициирования внеплановой проверки, так и с отменой плановых проверок в сфере защиты прав потребителей и в связи с особенностями осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.

Соотношение, выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей по статье 4 в количестве 1412 нарушений к общему количеству нарушений 31959 в размере 2,3% свидетельствует, что количество выявленных нарушений, связанных с качеством, не являются приоритетным направлением работы Роспотребнадзора.

Заключение

В экономической теории принято считать, что потребности человека возникают из внутренних побуждений, потребителя удовлетворить свои потребности. При отсутствии острой внутренней потребности их источником становится внешний стимул и, как следствие, проявляется способность торговли продавать или навязывать товар, используя рекламу и моду [17]. Между тем цена важна при принятии решения о покупке только с точки зрения ее соответствия качеству товара, то есть цена служит показателем качества, когда покупатели не уверены в действительном качестве товара [41].

Таким образом, возникает экономическая коллизия, при которой существует несколько мнений относительно цены и качества, при которой, по мнению одних, цена увеличивается с качественным товаром, по мнению других, качество является плодом развития рекламы, и имеет психологическую подоплеку. К этому следует еще добавить различные эффекты или парадоксы Веблена [6], Гиффена [7], которые каждый по-своему трактовали соотношение между ценой и качеством. Так Веблен считал, что в условиях рыночной экономики потребители подвергаются всевозможному социальному и психологическому давлению, заставляющему их принимать необоснованные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «демонстративное потребление», получившее название эффекта (парадокса) Веблена [15, с. 194; 16]. Эффект Веблена заключается в покупке продовольственных и непродовольственных товаров, в большинстве своем недоступных малообеспеченным потребителям из-за их высокой цены, что подчеркивает социальную значимость и снобизм высокодоходной категории потребителей [34]. С таким потреблением существует прямая зависимость: чем выше цена продукта, тем выше уровень его потребления. В отличие от эффекта Веблена, «парадокс Гиффена» заключается в том, что при повышении цен на отдельные виды товаров, к которым относятся товары первой необходимости, потребление увеличивается за счет экономии на других товарах [14].

В представленном исследовании предпринята попытка объединить различные точки зрения на необходимость представления категории цена-качество в новых условиях, особенно если речь идет о социально-экономической безопасности в условиях мобилизационной экономики. В результате анализа нормативных документов, проведенных проверок качества товаров различными уполномоченными органами установлено, что при помещении товаров в государственный резерв отсутствует эффективный контроль качества, и существует механизм некоторой подмены, когда организация поставившая некачественный товар, может быть подвержена санкциям в виде штрафа 20% и заменой товара на качественный. Вместе с тем, п. 6. ст. 15, при закладке в государственный резерв немаркированных или ненадлежащим образом маркированных материальных ценностей уплачивается штраф в размере 5% от стоимости указанных материальных ценностей, а поставщик «обязуется заменить бракованные материальные ценности, тару (упаковку) восстановить или исправить в течение месяца маркировку» [4].

То есть, за некачественный товар налагается штраф, но продукция продолжает храниться, а за отсутствие маркировки товар должен быть заменен. Представляется, что необходимо внести соответствующие изменения в законодательные акты, во-первых, по наделению уполномоченных органов в части контроля качества по продукции закладываемой в государственный резерв, так как сейчас проверку качества осуществляют организации, предоставляя сертификаты или декларации о соответствии, и, во-вторых, пересмотреть порядок проведения проверок контроля качества и штрафных санкций при нарушении качества.

[1] В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55242-2012 «Вина с защищенным географическим указанием и вина с защищенным наименованием места происхождения товара. Общие технические условия».

[2] Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 9000:2005 Quality management systems – Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь). Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

[3] До 31 декабря 2024 года включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными статьей 26.3. Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022-2024 годах [10; 11].

[4] Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

[5] Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

[6] Торстейн Бунд Веблен (1857-1929) – американский экономист, социолог. В книге, получившее мировое признание Т. Веблена «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions, 1899) мода рассматривается как аналитическая система. Основоположник институционального направления в политической экономии.

[7] Роберт Гиффен (1837-1910) – английский экономист, статистик, автор теории «парадокса Гиффена»


Источники:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023). Статья 14.4. Статья 14.15. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.02.2023).
3. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
4. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственном материальном резерве». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=341947&dst=100001#WWbZYWTYTOR4hGbA2 (дата обращения: 21.02.2023).
5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/760ddc7f504a3b84e0c28cb949a7df75b09ec607/ (дата обращения: 17.02.2023).
6. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=388109&dst=100001#Vsxz8WTpAK7HkIER (дата обращения: 17.02.2023).
7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=430637&dst=100001#PR119WTXbUEz7kgZ (дата обращения: 17.02.2023).
8. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=439195&dst=100001#a9ABQWTU3VdPxugW2 (дата обращения: 20.02.2023).
9. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=433417&dst=100001#8ZRFXWTYfycnSCsM2 (дата обращения: 21.02.2023).
10. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 17.02.2023).
11. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 04.02.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411233/ (дата обращения: 17.02.2023).
12. Приказом Росстандарта от 07.12.2021 N 1737-ст дата введения в действие перенесена на 01.01.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosstandarta-ot-07.12.2021-N-1737-st/ (дата обращения: 23.02.2023).
13. Приказ Министерства торговли СССР 3 214 от 14.08.1980 «Об утверждении положения о порядке отнесения ресторанов, кафе, баров и других предприятий общественного питания к предприятиям соответствующих категорий по уровню обслуживания и размерам наценок». [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=265674 (дата обращения: 21.02.2023).
14. Антипина О. Н., Вереникин А.О., Матвеев Е.О. Парадокс Гиффена в XXI в // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2019. – № 5. – c. 183-205.
15. Веблен Т. Теория праздного класса. - Прогресс; Москва, 1984.
16. Вечканов Г. С. Экономическая теория. / Учебник для вузов— 3-е издание. - СПб: Питер, 2011. – 97 c.
17. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 602 c.
18. «ГОСТ 13685-84. Государственный стандарт Союза ССР. Соль поваренная. Методы испытаний» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 06.03.1984 N 737) (ред. от 01.03.1987), недействующий. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2023).
19. «ГОСТ 32030-2021. Межгосударственный стандарт. Вина. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 05.10.2021 N 1054-ст). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.02.2023).
20. «ГОСТ 33222-2015. Межгосударственный стандарт. Сахар белый. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2015 N 1239-ст). [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2023).
21. «ГОСТ 12571-2013. Межгосударственный стандарт. Сахар. Метод определения сахарозы» (введен в действие Приказом Росстандарта от 05.12.2013 N 2156-ст). [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2023).
22. «ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст, данный документ введен в действие с 1 января 2013 года). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
23. «ГОСТ Р 51574-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Соль пищевая. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.05.2018 N 263-ст). [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2023).
24. «Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с обзором практики осуществления видов государственного контроля (надзора) с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований за 2019 год». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374541/ (дата обращения: 21.02.2023).
25. Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с обзором практики осуществления видов государственного контроля (надзора) с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383246/ (дата обращения: 21.02.2023).
26. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. – 340 c.
27. Интервью с заместителем начальника вооружения ВС РФ, генерал-полковника Баранова Н. Военная приемка открывает тайны. Александр Бабакин 29.07.2005. [Электронный ресурс]. URL: https://nvo.ng.ru/armament/2005-07-29/1_secret.html (дата обращения: 23.02.2023).
28. Караваева И. В., Лев М. Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.
29. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
30. Лев М. Ю Государственное регулирование цен в зарубежных странах. / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение»., 2009. – 424 c.
31. Лев М. Ю. Цены и ценообразование. / Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 382 c.
32. Лев М. Ю. Актуальные проблемы установления начальной цены контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как фактор экономической безопасности // Вестник Академии. – 2016. – № 2. – c. 28-35.
33. Лев М. Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 2. – c. 80-87.
34. Лев М.Ю. Бедность и прожиточный уровень населения в обеспечении социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 549-570. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112403.
35. Лев М. Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. – 86 c.
36. Международный словарь по метрологии: основные и общие понятия и соответствующие термины. / International vocabulary of metrology - Basic and general concepts and associated terms (VIM) / Пер. с англ. и фр. - 2-е изд., испр. - СПб: НПО «Профессионал», 2010. – 82 c.
37. Рыжаков В.В., Рыжаков М.В., Клочков Ю.С.,Холуденева А.О. Менеджмент качества продукции на основе соотношения «стоимость-качество» в приложениях // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2013. – № 3(25). – c. 251-255.
38. Разомасова Е. А. Сфера потребительских услуг: цена, доступность, качество // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2011. – № 4(40). – c. 230-236.
39. Рыжкова М. В. Связь цены и качества на рынках потребительских товаров // Известия Томского политехнического университета. – 2013. – № 6. – c. 74-80.
40. Сергиевский И. А. Подготовка кадров для органов военной приемки в Российской империи // Военный академический журнал. – 2019. – № 4(24). – c. 122-130.
41. Симон Г. Признание мастера ценообразования. - М.: Библос, 2018. – 309 c.
42. Текст ГОСТ 21-78 «Сахар-песок. Технические условия» отсутствует т.к. его статус - «заменён». РАГС – Российский архив государственных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: https://rags.ru/gosts/gost/45412/ (дата обращения: 17.02.2023).
43. Кампанелла Дж. Экономика качества: основные принципы и их применение. - Москва: Стандарты и качество, 2005. – 230 c.
44. Городецкий А. Е., Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Институт экономики РАН. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
45. Цена и качество: Некоторые вопросы ценообразования и практики установления цен в капиталистических странах. / Пер. с англ. / Общ. ред. и заключ. статья [с. 357] д-ра экон. наук Ю. В. Яковца и канд. экон. наук Е. И. Пунина. - М: «Прогресс», 1974.

Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:18:57