Особенности формирования и результаты функционирования особых экономических зон в Российской Федерации в современных условиях

Яркова Т.М.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Яркова Т.М. Особенности формирования и результаты функционирования особых экономических зон в Российской Федерации в современных условиях // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/eo.14.4.121921.



Введение. Особая экономическая зона является формой, или иначе эффективным инструментом системного развития отдельных территорий, регионов и в целом государства [1]. Современные особые экономические зоны представляют собой в большей степени инвестиционно-производственные, индустриально-промышленные площадки с большим перечнем разного рода преференций для стратегического развития. В современных условиях развития экономики особые экономические зоны воспринимаются как площадки «разгона» экономики в условиях рисков и угроз различного генезиса стагнирующих или тормозящих темпы развития экономики России [9, 10, 11].

В России замысел создания экономических зон базировался на зарубежном опыте и был ориентирован на снижение экспорта сырья из страны и расширение границ производства товаров высокой добавленной стоимости. Важнейшими направлениями в условиях рыночной экономики для взгляда ученых и законодателей явились следующие приоритетные направления хозяйственной деятельности как промышленное производство, технико-технологические разработки и развитие туризма. Именно они легли в основу формирования, последующего и настоящего действия главного нормативно-правового акта (Федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ), регламентирующего создание, условия функционирования и прекращение деятельности особых экономических зон в Российской Федерации [2]. Спустя пару лет типология особых экономических зон была расширена портовыми особыми экономическими зонами, которые выступают инструментом развития не только рыбного хозяйства, но и способствуют успешной реализации морского, воздушного, пограничного и таможенного дела. В настоящее время портовая зона наделена более широким целевым статусом – обеспечение логистики и ее значимость существенно повышается в новых экономических условиях [8]. В настоящее время портовых экономических зон особого статуса в России всего две - «Ульяновск-Восточный» (пгт. Чердаклы, Ульяновская область) и «Советская Гавань» (г. Хабаровск, Дальний Восток).

Эксперты, анализирующие результативность деятельности особых экономических зон в России еще в 2017 году отмечали волнообразные явления их развития, и на указанный период отмечали проявление второй волны [3]. Настоящее развитие экономики сопровождается санкционным давлением. В этой связи совершенно справедливо обозначить третью волну развития особых экономических зон.

Важность и целесообразность развития экономических зон для современной экономики не вызывает ни малейшего сомнения, т.к. способствует развитию экономики регионов, способствует привлечению инвестиций как внутри страны, так и из-за рубежа. А последнее особенно актуально для рыночной экономики, а также для реструктуризации и переориентации на взаимовыгодное сотрудничество с дружественными странами. Здесь в качестве примера следует обратить внимание на синергетический эффект и положительные тенденции взаимодействия особых экономических зон стран БРИКС [4]. Одними из существенных конкурентных преимуществ особых экономических зон является привлекательность для инвесторов в рамках реализации собственных проектов за счет существенной экономии издержек (до 30%) на инфраструктуру. Помимо этого инвестиционная привлекательность обеспечивается налоговыми, таможенными и прочими преференциями [5]. Также создание особых экономических зон приветствуется главами российских регионов, ввиду того, что их образование и дальнейшее функционирование дает существенные результаты социально-экономического развития в части строительства объектов социальной инфраструктуры, создания новых рабочих мест, роста доходов населения, повышения уровня и качества жизни и т.д. [7].

Несмотря на такую привлекательность в развитии каждой экономической зоны наблюдается временной лаг по достижению желаемой эффективности, что означает что в первые 3-5 лет затраты на организацию особых экономических зон существеннее, чем поступления в бюджет от результатов их деятельности. Наряду с этим, практически на протяжении всего времени существования такой формы как особая экономическая зона отмечается несовершенство нормативно-законодательной базы, а множественной нормативно-правовых актов регионального уровня сводят единство требований к образованию условий по функционированию практически к нулю. В этой связи актуальность исследований в рамках данной темы несомненна.

Среди ученых, посвятивших свои научные исследования проблемам становления, функционирования и развития особых экономических зон следует выделить Шиганова А.В. [1]; Павлова П.В. [6]; Булавко О.А. [7]; Демидову И.А. [8]; Дробот Е.В., Макарова И.Н. и др. [5] и другие.

Наличие множественных научных работ, относящихся к фундаментальным и прикладным исследованиям в этой области не умаляет научный интерес ученых и практиков, в том числе автора настоящей статьи, к данной тематике в новых экономических условиях, а только набирает свои обороты.

Целью настоящего исследования является отражение основных аспектов становления особых экономических зон, как в России, так и за рубежом, а также оценка результатов функционирования данной экономической формы хозяйствования в условиях жесткой санкционной борьбы.

В качестве методов исследования, которые явились инструментарием для настоящего исследования следует выделить: экспертный, монографический, аналитический и личные наблюдения автора.

Авторская гипотеза сводится к тому, что современные условия организации и функционирования особых экономических зон требуют, как единых базовых условий, так и дифференцированных, в соответствии с типологией особых экономических зон и конкретными территориально-региональными особенностями экономики, а также учета ресурсного потенциала, природно-климатических условий, социального развития, уровня и качества жизни населения и пр.

Результаты. Раскрывая особенности становления науки и практики в части формирования особых экономических зон следует обратить внимание на исторические аспекты развития данной формы ведения хозяйственной деятельности. Знание и понимание ретроспективы развития и становления особых экономических зон будут способствовать возможности дать оценку насколько успешно ведётся данная работа по развитию экономики.

Изначально для отечественной экономики, как и для зарубежной, раньше и сейчас, экономические зоны подобно рассматриваемому формату имели название свободных экономических зон.

Однако для представления настоящего состояния особых экономических зон в России следует обратить внимание на их ретроспективу развития. Здесь следует отметить тот факт, что ученые за многолетнюю историю изучения данного экономического инструмента развития выявили очень глубокие «корни» становления и развития свободных экономических зон, которые уходили вглубь веков до 166 года до н.э.. Это был первый этап развития в формате льготных купеческих западно-восточных торговых отношений, который был зафиксирован на территории острова Делос (Греция) [14]. Первый этап развития свободных экономических зон простейшего типа был самым длительным и продолжался практически до XIX века. Особенно ярко себя проявляли европейские государства портового типа ввиду того, что порты являлись ключевым центром для организации международной торговли. Таким образом мы понимаем, что зарубежные истоки формирования свободных экономических зон были ориентированы не на внутригосударственное движение товаров и регулирование процессов их производства, которые были ориентированы на самоорганизацию и саморегулирование, а на международный торговый уровень.

Следующий период развития свободной торговли в рамках экономического зонирования был не столь продолжительным и сопрягался с периодом активного развития промышленности, сферы финансовых и сервисных услуг (конец XIX – начало XX вв.). Формат данного периода развития свободных экономических зон проявился в Англии и Америке на фоне возникновения кризисных явлений отдельных территорий и отраслей и был также ориентирован на портовые торговые территории, с условиями наличия преференций в виде льготированных налогов и осуществления ряда финансовых и страховых операций, которые являлись противоправными с точки зрения действующего законодательства. Однако несмотря на такую «безграничность» в портовой торговле было предусмотрено государственное регламентирование таких видов деятельности.

Далее, практически со второй половины XX века, в свете активного научно-технического развития и налаженных производственно-торговых отношений, особенно в части экспорта, возник третий период развития свободных экономических зон, в большинстве своем, проявившийся в ряде развивающихся стран, требующих определенных преференций для ускорения процессов рыночного развития. Подчеркнем, что и в этот период главным территориальным преимуществом для организации свободных экономических зон явились порты, но не только морские, но уже и воздушные.

Следующий период – четвертый этап, по классификации ученых Таджикского государственного университета, который имел самый масштабный формат развития и привлек наибольшее количество территорий (стран) за всю свою историю становления свободных экономических зон [15].

Именно в этот период «свободная экономическая зона», как термин, был официально закреплен в рамках заключенной между странами участниками международной торговли в 1973 году (Япония, г. Киото) киотской конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», которая стала отправной точкой в рамках развития свободных экономических зон.

Как отмечает в своих трудах профессор Павлов П.В. [6], что буквально через пару десятилетий к началу нулевых годов XXI века произошел существенный прорыв среди стран всего мира в рамках образования свободных экономических зон. В частности, речь идет о том, что 130 стран имели территории подпадающие под статус свободных экономических зон, а количество последних переходило отметку в 3,5 тысячи [6]. К настоящему времени сложно учесть точное количество свободных экономических зон по причине враждебного настроя и нежелания стороны ряда государств предоставлять подобного рода статистические данные. Однако по некоторым данным их численность давно перевалила отметку 5000 единиц (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика числа свободных экономических зон в мире

(составлено автором по данным источника [6])

Figure 1. Dynamics of the number of free economic zones in the world

(compiled by the author based on data from source [6])

Среди всех стран однозначными лидером является Китай, где число свободных экономических зон более 100. В Соединенных Штатах Америки их количество равно 50 единицам [6], а в России на период 2024 года действует 53 экономические зоны, согласно данных Международного форума по особым экономическим зонам, проходившем в Дубне 3-4 октября 2024 года [17].

Таким образом, опираясь на многолетнюю, а точнее многовековую историю развития и становления свободных экономических зон следует в отношении России выделить пятый современный этап развития, который позволяет некоторым образом трансформировать понимание роли свободных экономических зон. Здесь авторская позиция ориентирована на более широкое представление значимости особых экономических зон. Для экономики России, особенно в свете современных, новых, санкционных экономических условий важно не только развиваться на международном уровне, торгуя в большинстве сырьем и топливом, а стремиться развиваться внутри государства, за счет расширения границ производства товаров высокой добавленной стоимости.

В настоящее время в России насчитывается более 1,2 резидентов особых экономических зон, численность которых растет по мере их становления и развития. Как было отмечено ранее, в России, по сравнению с многими, в том числе и развитыми странами с рыночной экономикой, существует и функционирует достаточно большое количество особых экономических зон (53 ед.) и вполне справедливо полагать, что в свете интенсивной трансформации внутренней промышленно-производственной политики их численность не станет ограничиваться.

Согласно авторской точки зрения рыночное развитие государства будет эффективным и планомерным в том случае, если начинать этот процесс с развития и расширения производства, а наивысшей точкой развития рынка должна стать сфера услуг. К большому сожалению в Российской Федерации на постсоветском пространстве произошло все с точностью до наоборот. Как следствие – уязвимость, зависимость и стагнация многих экономических процессов. Однако ряд событий, связанных с социальными, экономическими, политическими, военными и историко-культурными событиями явились безусловным катализатором повернуть вспять процессы развитости в развитие. Особая экономическая зона – это в определенный период времени, или в рамках влияния определенных факторов, есть антикризисный инструмент, а в другой, более устойчивый период, есть резерв дополнительного развития в инновационном формате, имеющий вектор к расширению горизонтов международного сотрудничества и торговли.

Ежегодно, Министерством экономического развития Российской Федерации проводится мониторинг с подготовкой отчета по эффективности и результативности действующих особых экономических зон в стране. Такая оценка выстраивается на основании разных (25 шт.) индикаторов и показателей, характеризующих эффективность особых экономических зон. При этом все показатели сгруппированы в шесть основных блоков по целевому назначению и находят отражение в ежегодных отчетах, как справочный и обязательный к применению ведомством и другими аналитиками материал. С помощью данных оценочных показателей рассчитывают не только общую эффективность экономических зон особого типа, но и эффективность деятельности резидентов с целью исключить слабые звенья, которые могут стагнировать или тормозить весь системный проект экономического развития конкретной территории и государства. Также анализу подвергается рентабельность государственных инвестиций в создание инфраструктурных сооружений на территории действия особых экономических зон и эффективность управленческой деятельности, т.е. управляющих компаний особых экономических зон. Другим оценочным звеном является эффективность с позиции размера вклада в достижение национальных целей, закрепленных законодательно. В результате учета всех перечисленных показателей рассчитывается итоговый показатель эффективности в процентном выражении, который предполагает нахождение средневзвешенного значения эффективности в определенном диапазоне трех основных оценочных состояний:

- от 80% и более – эффективное;

- от 40 до 80% - достаточно эффективное;

- менее 40% - неэффективное.

В России, как было отмечено ранее, существует четыре основных типа особых экономических зон:

1) промышленно-производственный тип. К данному типу относится наибольшее количество особых экономических зон из всех существующих. В настоящее время создано и функционирует 25 таких территорий и готовится к активизации еще одна зона «Пермь» в Пермском крае. В рамках данного типа отсутствуют неэффективные экономические зоны особого статуса, но при этом 8 зон находятся в статусе достаточно эффективных, уровень эффективности которых в 2023 году варьируется в диапазоне от 55 до 78%. Наиболее сильными с экономической точки зрения выступают особая экономическая зона (далее по отношению наименованию конкретных территорий - ОЭЗ) «Алабуга» (Респ. Татарстан) и ОЭЗ «Иваново» (Ивановская обл.), где за все время существования была обеспечена 100% эффективность. В 2023 году к данным 100% эффективным ОЭЗ добавилась ОЭЗ «Ступино Квадрат» (Московская обл.) [16];

2) технико-внедренческий тип. Данная группа особых экономических зон со специализацией по инновациям, имеет, по сравнению с первым типом, немногочисленный состав. Это восемь особых экономических зон, которые сконцентрированы в основном в центральной части России (Респ. Татарстан, г. Москва и Московская обл., г. Санкт-Петербург, Саратовская и Томская области). При этом по степени эффективности не только согласно данных за 2023 год, но и за время всего существования особых экономических зон данного типа равных по степени эффективности им нет (от 80 до 100%) [16];

3) туристско-рекреационный тип. Численность ОЭЗ данного типа в действующем виде – десять. Среди этого числа к 2023 году уровень высокой степени эффективности наблюдался у половины особых экономических зон. Безусловных лидеров в данном типе зон нет, но при этом лидируют такие территории как ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) и ОЭЗ «Ведучи» (Чеченская Респ.). Остальные ОЭЗ относятся к категории достаточно эффективных, при этом одна из оставшихся пяти, достаточно эффективных экономических зон, находится в волатильном состоянии эффективности и в большей степени характеризуется экспертами с момента своего образования как неэффективная - ОЭЗ «Матлас» (Респ. Дагестан) – от 11 до 45% [16];

4) портовый тип. Этот тип особых экономических зон самый немногочисленный и еще не в максимальной степени эффективный, хотя имеет одно из доминирующих значений в настоящее время для экономики, т.к. требует экстренной нормализации логистики в условиях внутренней и внешней торговли с подключением морских и воздушных портов [16].

Результаты функционирования особых экономических зон за 2023 год указывают на то, что одна из существующих типов особых экономических зон – туристско-рекреационного типа находится в серьезной группе риска по целесообразности с позиции государственных финансовых структур и прочих надзорных и контролирующих их деятельность министерств и ведомств (таблица).

Таблица – Основные результаты функционирования особых экономических зон укрупненные по типам в РФ за 2023 г. *

Table – Main results of the functioning of special economic zones, aggregated by type in the Russian Federation for 2023. *

Показатели
Типы особых экономических зон
промышленно-производственный
технико-внедренческий
туристско-рекреационный
портовый
Количество резидентов/ иностранных, ед.
435
70
539
33
121
0
54
6
Кол-во рабочих мест, ед.
40839
38995
1707
1433
Кол-во построенных объектов инфраструктуры,ед.
794
789
370
35
Общий объем инвестиций/инвестиции от резидентов, млн. руб.
935182
861464
547468
332940
43168
42424
20008
10476
Объем выручки, млн. руб.
1 696 140
1 280 776
5 930
23 027
Объем налогов, млн. руб.
38788
170282
- 154
456
Общий показатель эффективности за время всего функционирования, %
80,2
82,25
70,6
67,5
Общий показатель эффективности за 2023 г., %
83,04
80,88
73,6
65,5
Общий показатель эффективности по показателю вклада в национальные цели за 2022 г.,%
67
67
33
100
* таблица составлена автором по данным источника [16]

Опираясь на данные таблицы можно отметить, что самым слабым звеном во всей типологии особых экономических зон выступает группа туристско-рекреационных территорий со своими резидентами. Наиболее результативными показателями, безусловно являются особые экономические зоны промышленно-производственного типа, но при этом их вклад в реализацию национальных проектов ниже чем у экономических зон портового типа.

Заключение. Подводя итог проведенному исследованию следует отметить, что статус экономических зон особого статуса для России в отличие от исторически сложившегося и действующего по настоящее время за рубежом свободных экономических зон, выполняет определенно тройной функционал, направленный на реализацию антикризисных мер и мер социально-экономического развития, заложенных в цели национальных проектов РФ, а также на развитие международного торгового сотрудничества.

Возможность экономического развития обусловлена инновациями, инвестициями, преференциями и льготами разного уровня и масштаба.

Важно оценить положительную черту активного образования особых экономических зон за счет строительства инфраструктурных сооружений, которые не только служат необходимым элементом, обеспечивающим нормальную хозяйственную деятельность резидентов, но и выполняют весомую функцию социального развития основных и прилегающих территорий ОЭЗ, как повышение качества жизни населения регионов.

Нельзя недооценивать роль особых экономических зон в отношении уровня жизни населения за счет создания большого количества рабочих мест и достойной оплаты труда.

Однако наряду с положительными сторонами развития особых экономических зон следует выделить ряд важных проблем среди которых выступает затяжной период эффективного врабатывания резидентов.

Выбор и утверждение резидентов является сложной процедурой для управляющих компаний и регионов в целом, которая по итогу может протекать вразрез с основополагающими целями создания и функционирования особых экономических зон, т.к. в сложных экономических условиях выбор таких хозяйствующих субъектов, отвечающих интересам и целям ОЭЗ осуществляется вне конкуренции.

Целевое определение при формировании и дальнейшем функционировании ОЭЗ нуждается пристальном внимании к ресурсному потенциалу, возможностям и имеющимся проблемам. К примеру, в рамках статьи была определена недостаточность ОЭЗ портового типа в условиях слабой развитости, но высокой востребованности транспортной и логистической сети при любых видах торговых взаимоотношений. В этой связи следует обратить внимание на формирования новых экономических площадок особого статуса портового типа с учетом потенциала тех или иных регионов, способных в кратчайшие сроки окупить все инвестиционные вложения и иметь высокую эффективность решая национальные цели и пополняя бюджеты разных уровней за счет хозяйственной деятельности в области логистических связей.

Другая проблемная сторона особых экономических зон это несовершенство или отсутствие единства в нормативно-правовом регулировании. На наш взгляд, преференции и льготы формируемые для резидентов ОЭЗ могут быть дифференцированы только по их типам, но не по регионам.

Опираясь на высокий уровень значимости особых экономических зон можно с уверенностью заявлять о их интенсивном развитии и высоком эффекте для всех заинтересованных участников рынка, при этом важно своевременно и системно принимать меры по устранению существующих проблем.


Страница обновлена: 21.10.2024 в 19:03:28