Особенности функционирования организаций рыбохозяйственного комплекса в условиях существующей парадигмы управления

Володина С.Г.1
1 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Володина С.Г. Особенности функционирования организаций рыбохозяйственного комплекса в условиях существующей парадигмы управления // Экономика и социум: современные модели развития. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 33-46. – doi: 10.18334/ecsoc.13.1.118277.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53949173
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Рассмотрены особенности функционирования организаций рыбохозяйственного комплекса Приморского края в условиях сложившейся парадигмы управления, сформированной в рамках принятых в последние годы государственных программ. Проанализированы статистические данные за 2014 - 2021 гг., характеризующие тенденции развития рыбной отрасли по основным целевым индикаторам, заданным концепцией государственной программы. Сделан вывод, что в условиях сформированной парадигмы отмечаются положительные тенденции в развитии отрасли - рост инвестиций, стоимости основного капитала, финансовых результатов, объема выращенной продукции марикультуры рыбохозяйственного комплекса. Однако остаются нерешенные проблемы, что требует корректировки существующих и разработки новых управленческих решений как со стороны организаций рыбохозяйственного комплекса, так и со стороны государства.

Ключевые слова: парадигма управления, особенности функционирования, рыбохозяйственный комплекс, государственная программа развития



Введение

Необходимость наблюдения за деятельностью рыбной промышленности связана со спецификой отрасли, а также производимой ею продукции. Так, в одной из публикаций автора отмечается: «рыбная продукция относится к товарам первой необходимости, социально значимым для населения, поскольку способствует улучшению качества питания человека, благотворно сказывающееся на здоровье. Помимо весомого вклада рыбного хозяйства в продовольственную безопасность, его продукция применяется в медицине и косметологии для производства лекарств, биологических добавок, косметических препаратов; а продукция из рыбных отходов используется в сельском хозяйстве» [1, с. 119] (Volodina, 2021, р. 119).

Вместе с тем нестабильность внешней и внутренней среды с учетом экономических санкций со стороны развитых государств негативно влияет на эффективность функционирования отрасли в условиях существующей парадигмы управления и может требовать разработки новых управленческих решений.

Аспекты исследуемой проблемы анализировались во многих публикациях. Вопросы устойчивого функционирования рыбной отрасли в целом по стране с применением различных экономических подходов, которое обеспечивает формирование ценностных ориентиров в развитии бизнеса с уменьшением потерь ресурсов и времени на удовлетворение спроса покупателей высококачественных рыботоваров, рассматривались в публикации Дусаева Е.М. и др. [2] (Dusaeva, Truba, Kurmanova, 2021).

В работе Волкова Л.В. анализируется проект обновленной программы функционирования рыбной отрасли. Определены некоторые аспекты, которые должны способствовать соответствию обновленного проекта действительным условиям бизнеса в рыбной промышленности и эффективности решения поставленных задач [3] (Volkov, 2018).

Островская Т.О. и др. в статье [4] (Ostrovskaya, Ushakov, 2020) раскрывает проблемные вопросы, характерные для рыбной отрасли, которые являются очевидными угрозами экономической и финансовой безопасности организаций в современных условиях, указывается на необходимость развития теории и практики управления и на своевременность выявления угроз организаций рыбохозяйственного комплекса.

В работе Левской И.В. анализируются вопросы воспроизводства основного капитала организаций рыбохозяйственного комплекса, их состояние и эффективность использования, а также инструменты воздействия воспроизводственной стратегии организации на повышение конкурентоспособности. В статье представлен механизм регулирования процесса инвестирования для ускорения обновления основных средств, что имеет существенное влияние на функционирование организаций [5] (Levskaya, Agunovich, 2016).

В публикации Волкогон В.А. даются положения и вопросы установления целевой ориентации параметров программного и стратегического развития РХК на различных исторических этапах деятельности отрасли, подчеркивается актуальность обеспечения грамотного комплексного целеполагания для повышения эффективности функционирования рыбной промышленности [6] (Volkogon, Sergeev, 2018).

Аварский Н.Д., Колончин К.В. и др. рассматривают аспекты функционирования рыбной отрасли рыбохозяйственного комплекса страны; инструменты, способствующие решению задач, предусмотренных Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса России. В публикации исследуются причины, препятствующие применению в отрасли технологий, отвечающих современным требованиям; обосновываются мероприятия по улучшению государственного влияния в области улова и переработки водных биоресурсов [7, 8] (Kolonchin, 2020; Avarskiy, Kolonchin, Seregin, 2020).

В исследовании Котова М.Н. с учетом специфики рыбохозяйственной деятельности в Дальневосточном бассейне изучены проблемы, касающиеся государственного влияния с применением главных функций менеджмента – регулирования, планирования, прогнозирования и контроля. Предложены мероприятия системного подхода к государственному управлению функционирования рыбной отрасли Дальневосточного региона [9] (Kotov, Kotov, 2015).

Корнейко О.В. в своей работе изучает вопросы эффективности производственной деятельности организаций отрасли – влияние размеров/масштабов рыбодобывающих предприятий на их производительность. Отмечается, что повышение производительности среди мелких компаний будет обеспечиваться за счет расширения их доступа к передовым технологиям, а не просто за счет расширения их масштаба [10] (Korneyko, 2017).

В публикации Агаркова С.А. и др. анализируются проблемные вопросы создания и управления средой обитания рыбохозяйственного комплекса. В частности, такими важными элементами среды обитания, как условия работы коллективов рыболовецких судов; текучесть кадров, складывающаяся под влиянием природно-климатических условий, неудовлетворительное развитие социальной инфраструктуры и другие проблемы, которые негативно сказываются на результатах деятельности рыбной отрасли. Анализируются меры по формированию среды обитания, предложенные Государственной программой «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [11] (Agarkov, Peregorodova, 2017).

Вопросы разработки и выполнения целевых задач Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 г. изучены в исследовании Макоедова А.Н. [12] (Makoedov, 2022).

Методология

Формирование целей статьи. В статье поставлена цель – исследовать особенности тенденций деятельности предприятий рыбной отрасли в условиях существующей концепции, парадигмы управления.

Постановка задания. Анализ данных официальной статистики за 2014–2021 гг., характеризующих особенности функционирования организаций рыбохозяйственного комплекса по основным целевым индикаторам, заданным концепцией государственной программы.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Исследование проводилось с применением аналитических процедур, включающих традиционные методы экономического анализа: анализ динамических рядов, описание, сравнение, обобщение.

Основная часть

Влияние темпов развития рыбной отрасли на продовольственную безопасность страны обуславливает существенное внимание к отрасли со стороны государства.

В последние годы были приняты ряд государственных программ, формирующих парадигму управления рыбной отраслью. Была разработана Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 г., утвержденная Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 г. № 246 [13]; государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 [14]. Принимались программы и на уровне субъектов РФ. Так, Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па утверждена государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013–2021 гг. [151]; Постановлением Администрации Приморского края от 27.12.2019 № 921-па принята государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2020–2027 годы» [16].

В условиях существующей парадигмы управления статистические данные показывают следующие тенденции функционирования рыбной отрасли Приморского края.

На рисунке 1 представлено изменение индексов вылова водных биоресурсов.

Рисунок 1. Динамика индексов вылова водных биоресурсов предприятий рыбной отрасли Приморского края за 2014–2021 гг.

Источник: составлено автором по данным [17, 18].

Тенденции, представленные на рисунке, показывают нестабильные изменения добычи рыбы за 2014–2021 гг. Повышение улова наблюдался в 2016 г. и 2018–2020 гг. В 2021 г. добыча рыбы уменьшилась на 8,1%.

Изменение улова водных биоресурсов повлияло на динамику выпуска организаций рыбной отрасли. На рисунке 2 показано изменение индексов производства продукции по таким видам экономической деятельности, как рыболовство и переработка и консервирование рыбы и морепродуктов.

Рисунок 2. Динамика индексов производства продукции предприятий рыбной отрасли Приморья за 2014–2021 гг.

Источник: составлено автором по данным [17, 18].

Анализ рисунка показывает повышение производства по виду деятельности «Рыболовство», которое наблюдалось в 2016 г. и 2018–2020 гг. Особенно высокий рост был в 2020 г., который составил 26,6%. В остальные периоды отмечалось снижение производства, а в последний анализируемый год показатель уменьшился на 3,7%.

По виду деятельности «Переработка и консервирование рыбы и морепродуктов» динамика выпуска была нестабильной. Высокий рост наблюдался в 2016 г., повышение выпуска в 2017 г., 2019–2021 гг. было несущественным. В остальные периоды происходило уменьшение производства.

Следовательно, ярко выраженной динамики производства продукции организаций рыбохозяйственного комплекса не отмечалось, однако неблагоприятные тенденции негативно повлияли на использование средств производства рыбной продукции.

Рисунок 3. Использование производственной мощности предприятий рыбной отрасли Приморья за 2014–2021 гг.

Источник: составлено автором по данным [17, 18].

Анализ рисунка позволяет сделать следующие выводы. В исследуемом периоде производственная мощность организаций использовалась не в полном объеме. При этом в последние два года наблюдалось существенное снижение интенсивности использования производственной мощности по выпуску «филе рыбное мороженое» и «пресервы рыбные».

Более-менее устойчивая динамика использования производственной мощности отмечается по рыбе мороженой. Однако мощность по выпуску данного вида рыбопродукции использовалась лишь на 65–74%. Уровень использования мощности по выпуску «филе рыбное мороженое» в 2020 г. был самым низким – 22%. В 2021 г. – повысился, но несущественно, по сравнению с 2014 г. был ниже более чем в 2 раза. Использование мощности по выпуску консервов находилось в основном в пределах 55–71%. Наиболее интенсивное использование отмечалось в 2019 г. – 82%. Использование мощности по пресервам в последние два года уменьшилось почти в 2 раза по сравнению с 2019 г. и было существенно ниже уровня 2014 г.

Положительно оценивается улучшение технического состояния основных средств. На рисунке 4 представлена динамика коэффициента износа основных средств и коэффициента обновления.

Рисунок 4. Динамика коэффициента износа основных средств и коэффициента обновления предприятий рыбной отрасли Приморского края за 2014–2021 гг.

Источник: составлено автором по данным [17, 18].

Анализ рисунка показывает, что ухудшение технического состояния основного капитала произошло в 2017 г., когда коэффициент износа повысился на 25 процентных пунктов и составил 71,4%. В дальнейшие годы, хоть и медленно, но неуклонно происходило уменьшение коэффициента износа, который к 2021 г. составил 38,3%. Коэффициент обновления в анализируемом периоде в среднем находился на уровне 16–17%%.

Улучшение технического состояния основных средств начиная с 2017 г. происходило на фоне повышения инвестиций в основной капитал. Так, в 2021 г. объем инвестиций составил 9374,3 тыс. руб., что выше показателя 2017 г. в 3,8 раза. Основная доля капиталовложений пришлась на вид деятельности «Рыболовство». Доля инвестиций в общей величине инвестиций Приморья ежегодно повышалась и к 2021 г. достигла уровня 5%. Основным источником финансирования явились собственные средства организаций.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на ежегодное уменьшение, коэффициент износа находился на высоком уровне, а обновление основных фондов осуществлялось медленными темпами.

Положительные тренды в развитии имеются в организациях марикультуры. На рисунке 5 проанализирована динамика объема выращенной марикультуры.

Рисунок 5. Динамика продукции марикультуры рыбной отрасли Приморского края за 2014–2021 гг., тонн

Источник: составлено автором по данным [17, 18].

Анализ рисунка показывает, что наблюдалось ежегодное повышение выращенной продукции марикультуры. Наиболее интенсивный рост произошел в 2019 г., когда выпуск повысился в 2,3 раза и составил 30435 тонн, в дальнейшем тенденция роста продолжилась и к 2021 г. размер выпуска марикультуры достиг уровня 56700 тонн.

Повышение выращенной продукции марикультуры происходило за счет всех видов в составе всего выпуска. Высокий рост отмечался по выпуску гребешка приморского, ламинарии японской.

Нестабильная динамика добычи рыбы и других водных биоресурсов, выпуска рыбопродукции, недостаточно удовлетворительное техническое состояние основного капитала и его использование влияет на финансовые результаты организаций.

Рисунок 6. Динамика рентабельности продукции и удельного веса убыточных предприятий рыбной отрасли Приморья за 2014–2021 гг., тонн

Источник: составлено автором по данным [17, 18].

Анализ рисунка показывает, что рентабельность продукции организаций из года в год повышается. Вместе с тем ежегодно растет доля убыточных организаций в структуре предприятий рыбной отрасли.

Выводы исследования

Таким образом, условия, в которых функционируют рыбохозяйственные предприятия, характеризуются высокой нестабильностью. Между тем со стороны государства предпринимаются определенные попытки в улучшении хозяйственной деятельности рыбохозяйственного комплекса, которые систематизировались в сформированной парадигме управления. Она нацелена на обеспечение опережающего экономического роста и достижения лидирующих позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов при условии обеспечения национальной продовольственной безопасности [12] (Makoedov, 2022). В условиях сформированной парадигмы отмечаются положительные тенденции в развитии отрасли – рост инвестиций, стоимости основного капитала, финансовых результатов, объема выращенной продукции марикультуры рыбохозяйственного комплекса. Однако остаются нерешенные проблемы, что требует корректировки существующих и разработки новых управленческих решений как со стороны представителей рыбохозяйственного бизнеса, так и со стороны государства.


Источники:

1. Володина С.Г. Специфика развития организаций рыбохозяйственного комплекса Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 2(35). – c. 119-122. – doi: 10.26140/anie-2021-1002-0015.
2. Дусаева Е.М., Труба А.С., Курманова А.Х. Обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса России в условиях цифровизации // Вопросы рыболовства. – 2021. – № 3. – c. 125-140. – doi: 10.36038/0234-2774-2021-22-3-125-140.
3. Волков Л.В. Новая стратегия - старые проблемы: развитие российского рыбохозяйственного комплекса // Регионалистика. – 2018. – № 2. – c. 33-42. – doi: 10.14530/reg.2018.2.33.
4. Островская Т.О., Ушаков В.В. Обеспечение финансовой безопасности предприятий рыбной отрасли: основная проблематика // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 8(66). – c. 124-128. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10661.
5. Левская И.В., Агунович Ю.А. Обновление производственного потенциала рыбной отрасли // Экономика сельского хозяйства России. – 2016. – № 10. – c. 30-37.
6. Волкогон В.А., Сергеев Л.И. Программное целеполагание развития рыбохозяйственного комплекса // Рыбное хозяйство. – 2018. – № 3. – c. 16-23.
7. Колончин К.В. Рыбохозяйственный комплекс России: приоритеты, цели, задачи, достижение стратегических ориентиров развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 8. – c. 16-30. – doi: 10.31442/0235-2494-2020-0-8-16-30.
8. Аварский Н.Д., Колончин К.В., Серегин С.Н. Рыбохозяйственный комплекс России: приоритеты, цели, задачи, достижение стратегических ориентиров развития // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 7(64). – c. 17-40. – doi: 10.33938/207-17.
9. Котов М.Н., Котов Н.М. Проблемы государственного управления рыбохозяйственным комплексом Дальневосточного бассейна // Вопросы управления. – 2015. – № 1(32). – c. 110-115.
10. Корнейко О.В. Производительность и размер рыбодобывающих предприятий Приморского края: исследование отдачи от масштаба // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 2(29). – c. 67-71. – doi: 10.18323/2221-5689-2017-2-67-71.
11. Агарков С.А., Перегородова О.В. Проблемы формирования среды обитания рыбного хозяйства // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. – 2017. – № 3. – c. 636-643. – doi: 10.21443/1560-9278-2017-20-3-636-643.
12. Макоедов А.Н. Итоги реализации концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года // Известия ТИНРО. – 2022. – № 3. – c. 719-736. – doi: 10.26428/1606-9919-2022-202-719-736.
13. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 г. № 246 «Об утверждении стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 г.»
14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
15. Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2021 годы»
16. Постановление Администрации Приморского края от 27.12.2019 № 921-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2020-2027 годы»
17. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. - Владивосток: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2020. – 47 c.
18. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. - Владивосток: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2021. – 40 c.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:56:33