Интернет-сервисы в туризме: классификационный подход
Шостак М.А.1, Яковлева М.А.1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия, Симферополь
Скачать PDF | Загрузок: 178 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 5 (Май 2020)
Цитировать:
Шостак М.А., Яковлева М.А. Интернет-сервисы в туризме: классификационный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1463-1480. – doi: 10.18334/epp.10.5.110256.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43000074
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлен классификационный подход в группировке типов, видов и разновидностей Интернет-сервисов в туризме. Определены особенности, роль и значение Интернет-сервисов в современных условиях развития индустрии туризма. В работе выделены и проанализированы основные показатели популярности Интернет-сервисов: посещаемость и отклик клиентов за год, представлена их характеристика. Разработана система классификации туристических Интернет-сервисов, благодаря которой, авторы вносят вклад в популяризацию Интернет-сервисов в туризме, что способствует повышению эффективности их использования. Изучение данного материала носит научно-практический характер и представляет интерес для специалистов сферы гостеприимства и туризма, исследователей, занимающихся изучением вопросов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности, а также путешественникам, и позволит упростить подготовку к поездке, сделав её более лёгкой и комфортной, а досуг интересным и разнообразным
Ключевые слова: Интернет-сервисы, туризм, классификация, популярность
JEL-классификация: L86, Z31, Z32
Введение
Актуальность. В настоящее время в рамках развития интернет-технологий и телекоммуникационных сетей наблюдается тенденция повышения интереса людей к туристическим интернет-сервисам, позволяющим в режиме онлайн и не выходя из дома приобрести туристические продукты. К таким продуктам, позволяющим спланировать путешествие быстро и комфортно, относятся: бронирование и покупка авиабилетов, номера в отеле, заказ экскурсий или комплексные туристические продукты, туры, круизы и т.д. Разрабатывая систему классификации, авторы вносят вклад в популяризацию интернет-сервисов в туризме, а с учетом темпов цифровизации и цифровой трансформации – и в дело научного прогресса в данном направлении, что непосредственным образом способствует ускорению процесса адаптации и повышения эффективности использования цифровых технологий.
Проблема настоящего исследования, заключающаяся в отсутствии системных знаний в области классификации интернет-сервисов в сфере туризма, порождена двумя противоречиями, касающимися как степени научной разработанности вопроса, так и практических аспектов применения интернет-сервисов в туризме:
– первое заключается в стремительном росте количества и многообразия интернет-сервисов, расширении возможностей их применения в туризме в условиях цифровой экономики, с одной стороны, и в недостаточной разработанности научно-методической базы, позволяющей повысить эффективность их использования, с другой;
– второе противоречие состоит в переизбытке информации в сети Интернет о страницах и сервисах, посвященных путешествиям и туризму, и низкой осведомленности посетителей/пользователей о содержании работы и деятельности интернет-сервисов.
Целью исследования является разработка системы классификации туристических интернет-сервисов путем решения следующих задач:
а) определение современного содержания понятия «интернет-сервисы»;
б) обзор современных туристических интернет-сервисов;
в) определение особенностей и видов интернет-сервисов в туризме;
г) группировка современных туристических интернет-сервисов;
д) анализ популярности туристических интернет-сервисов.
Туризм в настоящее время является динамично развивающейся отраслью экономики, что также и обуславливает повышенное внимание к процессам его развития. При этом в современных условиях развития индустрии туризма, в век развивающихся технологий и интернета, растет спрос на развитие индустрии онлайн-туризма, растет культура пользования клиентами банковскими картами и электронными системами, онлайн-покупками и интернет-сервисами.
В рамках рассматриваемой области предложенный взгляд согласуется с представлениями Крылова Н.А. о тенденции последних лет, заключающейся в том, что туристические онлайн-сервисы предоставляют возможности информирования и демонстрации клиентам информации по турам, отелям в неограниченном количестве, в любое время суток и без привлечения консультантов [24] (Krylov, 2019). Таким образом, здесь следует подчеркнуть, что одно из основных преимуществ использования туристических интернет-сервисов заключается в возможности планирования и организации путешествий. Наблюдая постепенный переход различных сфер жизни общества и экономики в цифровое пространство, а также опираясь на работы Вишневской Е.В. [2] (Vishnevskaya, 2019) и ряда других специалистов, следует отметить, что цифровые технологии становятся главным направлением развития культуры и туризма городов будущего. Следствием данного процесса среди прочего является развитие современных перспективных туристических опций, связанных с формированием и процессом организации путешествия. По мнению Пудовкиной О.Е. и Шарохиной С.В., интернет-сервис постепенно становится мощным маркетинговым инструментом в создании туристического предложения [29] (Pudovkina, 2019). На важность и актуальность применения не только интернет-технологий, но и в целом инноваций для развития туризма указывают Морозова М.А., Романова Д.А., отмечая, что правильное применение производственных факторов и ориентация на клиента являются основными требованиями для создания инновационных предложений по туристическим направлениям [27] (Morozova, 2019).
Актуальность данного исследования подтверждает также факт растущего рынка онлайн-туризма: согласно данным 2019 года [26] (Monakhov, Fomina, 2019), доля рынка онлайн-туризма в России составляет 18%. Количество людей, активно использующих онлайн-приложения и сервисы для планирования туристических поездок, увеличивается с каждым годом.
Сущность и особенности интернет-сервисов в туризме
Интернет-сервисы в туризме представляют собой специализированные сайты, которые предоставляют услуги по самостоятельному планированию и организации путешествия, что значительно облегчает работу и позволяет сэкономить время. Интернет-сервис обязательно включает в себя сайт, наполненный интернет-технологиями. В стек технологий туристических интернет-сервисов входят: языки программирования, фреймворки, базы данных, операционные системы, система коммуникации, интеграция с различными сервисами (CRM, 1C, SMS-рассылка, push-уведомления). Понятия «интернет-сервис», «интернет-технологии» и «сайт» непрерывно взаимосвязаны друг с другом и образуют единый продукт в виде отдельного лаконичного сервиса с главной функцией. Рассмотрим подробнее:
- интернет-сервисы в туризме – это отдельные ресурсы, решающие определенные задачи, связанные с организацией и планированием путешествия;
- интернет-технологии – это технологии создания и поддержки информационных ресурсов (сайтов, блогов, чатов и т.д.);
- сайт – это веб-страница, объединенная единой темой.
Анализ ряда информационных источников [26, 27, 28, 35] (Monakhov, Fomina, 2019; Morozova, 2019; Polhova, 2015; Yakovleva, 2020) позволяет выделить некоторые особенности туристических интернет-сервисов, позволяющие дать им более полную характеристику.
1. Преобладание смешанных типов сервисов над узкоспециализированными. К примеру, Booking является сервисом для бронирования отелей, но, помимо того, еще одной важной функцией является возможность забронировать авиабилеты, а также посмотреть необходимую информацию о регионе, трансфере, почитать отзывы и посмотреть рейтинг.
2. Доминирование сервисов покупок (маркетплейсов) над сопутствующими сервисами. К примеру, сервис Couchsurfing для поиска жилья работает по схеме C2C маркетплейса и выстраивает сообщество по интересам.
3. Возможность работы сервисов в разных режимах (онлайн/офлайн). В зависимости от режима работы, существуют онлайн-сервисы и офлайн-сервисы. К примеру, сервис Galileo, содержащий в себе векторные карты, может работать и в офлайн-режиме, что очень удобно, если устройство не подключено к интернету.
4. Направленность на различную целевую аудиторию. Туристические интернет-сервисы направлены на туристов, турпредприятия и государственные учреждения.
5. Содержание основного функционала сервиса связано с предоставлением информации. Основной функцией выступает предоставление нужной информации в сфере туризма, возможность совершить бронь: отеля, авиабилетов, авто, ж/д билетов, экскурсии и т.д.
Также туристические сервисы отличаются от других сайтов лаконичностью и минималистичностью во всем, включая главную функцию. Приоритетным направлением в сфере туристических онлайн-сервисов является создание и поддержание интерактивных сайтов по продаже туров, что подкрепляется интерактивной клиентской поддержкой в режиме онлайн.
Система классификации интернет-сервисов в туризме
Систему классификации интернет-сервисов в туризме авторы рассматривают как систему распределения объектов туристических сервисов по классам в соответствии с определенными признаками. Данная классификация предполагает процедуру группировки на качественном уровне, направленную на выделение определенных свойств. Основу данных группировок составляет множество существующих туристических интернет-сервисов, выступающих в качестве объектов классификации.
Оценив достоинства и недостатки различных методов классификации, а также соотнеся исходные данные об объектах классификации с поставленной задачей, в качестве используемого метода классификации интернет-сервисов в туризме авторами был определен иерархический метод, обладающий высокой информационной насыщенностью и обзорностью. Избранный метод позволяет выделить несколько уровней (ступеней, ярусов) интернет-сервисов в соответствии с характерным для них классификационным признаком, который можно разделить на классы и подклассы, чем и определяется глубина системы классификации в целом.
В целях определения оснований (признаков) для группировок различных уровней необходимо провести сравнительный анализ интернет-сервисов в туризме, что позволит также выделить общность и сходство признаков объектов на различных ступенях (табл. 1).
Анализируя интернет-сервисы, приведенные в таблице 1, следует для начала разделить сервисы по группам. Рассматривая таблицу, можно заметить, что представленные сервисы предназначены для организации и планирования путешествия и включают в себя определенную информацию, которой необходимо руководствоваться путешественникам и заинтересованным лицам. На начальном уровне выделим группу «по назначению». По назначению интернет-сервисы делятся на классы: специализированные (сервисы основных покупок и дополнительных услуг) и комплексные, а также сопутствующие сервисы. В группу сервисов с основными покупками входят сервисы для заказа трансфера, бронирования средства размещения, покупки комплексного тура или экскурсии, сервисы для оформления визы (Visatohome) и сервисы для оформления страховки (Cherepaha). К таким сервисам также можно отнести: LevelTravel (сервис для покупки туров), Agoda (средства размещения), Onetwotrip (организация путешествия), Aviasales (бронирование отеля и авиабилетов). В группу сервисов с сопутствующими услугами входят сервисы с дополнительной информацией, без возможности приобрести конкретный продукт или услугу. Сервисы с набором векторных карт, сервисы, объединяющие информацию о туроператорах и экскурсиях, относятся к группе сопутствующих – такие сервисы, как Galileo (векторные карты), Leveltravel (платформа для поиска туров), TripLinks (поиск и сравнение цен).
Таблица 1 Сравнительный анализ современных интернет-сервисов в туризме
№
|
Название
сервиса (интернет-ресурс)
|
Классификация
в зависимости от:
| |||||||||||||||||||||||||||||
Назначения
|
Используемых каналов и
инструментов интернет-маркетинга
|
Режима работы
|
Используемого
устройства
|
Субъекта
взаимодействия
|
Источников
финансирования
| ||||||||||||||||||||||||||
Сервисы
покупок
основных и дополнительных туруслуг
|
Сопутствующие
сервисы
|
Соцсети
|
Блоги путешественников
|
Сайты,
Интернет-платформы
|
Прямой маркетинг
(рассылка; подписка)
|
Партнерская программа
|
Чат-бот, онлайн-чат
|
Программа лояльности
|
Call-center
|
Онлайн
|
Офлайн
|
ПК
|
Смартфон
|
В2В
|
В2С
|
С2C
|
G2B
|
Коммерческие
|
Некоммерческие
|
Краудфандинг
| |||||||||||
Транспортные услуги
|
Услуги проживания
|
Онлайн-страхование
|
Услуги по оформлению
визы
|
Организованные туры и
экскурсии
|
Услуги
развлечения/досуга
|
Приобретение комплекса
туруслуг
|
Информационные
|
Навигационные (карты и
др.)
|
Комплекс
сопутствующих услуг
|
мобильная версия сайта
|
мобильное приложение
| ||||||||||||||||||||
авиа-
|
ж/д
|
авто-
|
мото- / вело-
|
водный
|
в коллективных
средствах размещения
|
размещение в частном
секторе
|
информация о месте
путеществия
|
помощь в экстренных
ситуациях
| |||||||||||||||||||||||||||||
1
|
Виза
(visatohome.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||||
2
|
Страховка «Черепаха»
(cherehapa.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||
3
|
Авиасейлс
(aviasales.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||||||||
4
|
GoEuro/Omio
(GoEuro.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||
5
|
Туту (Туту.ру)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||
6
|
12GoAsia
(12Go.Asia)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||
7
|
CityTravel
(CityTravel)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||
8
|
Infobus (infobus.eu)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||||
9
|
OneTwoTrip
(OneTwoTrip.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||
10
|
Rentalcars
(Rentalcars.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||||||||
11
|
ЭкономБукинг
(Economybookings)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||
12
|
BikesBooring
(BikesBooking.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||
13
|
Dreamlines
(dreamlines.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||
14
|
HopaYacht
(jetradar.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||
15
|
Airbnb
(Airbnb.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||||||
16
|
Agoda
(Agoda.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||
17
|
Букинг
(booking.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||
18
|
Onlinetours
(onlinetours.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||
19
|
LevelTravel
(level.travel)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||
20
|
Travelata
(Travelata.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||
21
|
Sputnik8
(sputnik8.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||||
22
|
Kassir
(Kassir.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||||||
23
|
Musement
(musement.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||
24
|
Tourex
(Tourex.me)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||
25
|
Galileo
(galileo-app.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||||||||
26
|
Wikiroutes
(wikiroutes.info)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||
27
|
Каучсёрфинг
(couchsurfing.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||||
28
|
TripLinks
(TripLinks.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||
29
|
Kayak
(kayak.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||
30
|
Anywayanyday
(anywayanyday.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+ +
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||
31
|
Тripadvisor
(tripadvisor.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||
32
|
Flightradar24
(Flightradar24.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| |||||||||||||||||
33
|
Помощник
туриста
(turpom.com)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
| ||||||||||||||||||||||||
34
|
Momondo
(Momondo.ru)
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Следующий общий признак системы классификации зависит от используемых каналов и инструментов интернет-маркетинга. В зависимости от инструментов продвижения, которые использует сервис, данный уровень подразделяется на классы: социальные сети, чат-бот, программа лояльности, партнерская программа, мейл-рассылка, сайты и интернет-платформы. Как можно заметить из данных таблицы, почти все сервисы смешанного типа и используют несколько инструментов продвижения. Данный факт полностью согласуется с концепцией интегрированных маркетинговых коммуникаций. Все сервисы имеют свой сайт, дополненный необходимыми опциями интерфейса и всеми включающимися в него технологиями. Следует отметить, что в зависимости от главной задачи, интернет-сервисы бывают информационными и маркетплейсами (сайты с электронной торговлей).
В зависимости от источника финансирования, интернет-сервисы в туризме можно разделить на коммерческие, некоммерческие и краудфандинг. Большинство сервисов являются коммерческими, с разработанной партнерской программой. К таким сервисам относятся: Onlinetours, 12GoAsia, HopaYacht. К некоммерческим относятся такие как Kayak, Flightradar24. Достаточно редким источником финансирования выступает краудфандинг, включающий в себя коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги. Наиболее распространенным и популярным в данной категории является такой сервис, как Couchsurfing.
В зависимости от субъекта взаимодействия туристические интернет-сервисы можно поделить на классы: В2В (торговые отношения между юридическими лицами и компаниями), В2С (любой бизнес, где товар получает конечный его потребитель), С2C (отношения между частными лицами) и G2B (госуслуги для бизнеса). Например, к сервисам, использующим продажи по схеме B2B, относятся: Sputnik8, Kassir. Самая распространенная бизнес-модель – B2C – включает в себя схему коммерческих взаимоотношений. В качестве примера выступают следующие сервисы: Airbnb, Tourex, Dreamlines. Существуют сервисы, использующие схему электронной торговли конечного потребителя с конечным потребителем, при которой покупатель и продавец не являются предпринимателями в юридическом смысле этого слова. Можно рассмотреть на примере сервиса Couchsurfing, который работает по схеме «потребитель для потребителя». Члены сети предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествия и организуют совместные путешествия. Следующий субъект G2B включает в себя различные центры по поддержке бизнеса, предоставления информации по правовым вопросам, системе электронных закупок. Например, сервисы VisaToHome и Cherepacha входят в данный класс.
Обобщая вышесказанное, можно делать вывод, что в интернет-сервисы в туризме подразделяются на следующие основные группы:
1. В зависимости от назначения: сервисы покупок и дополнительных туристских услуг и сопутствующие сервисы.
2. В зависимости от субъекта взаимодействия: B2B, B2C, C2C, G2B.
3. В зависимости от используемых каналов и инструментов интернет-маркетинга: социальные сети, блоги, чаты и т.д.
4. В зависимости от используемого устройства: десктоп или смартфон.
5. В зависимости от режима работы: онлайн/оффлайн.
6. В зависимости от источников финансирования: коммерческие, некоммерческие и краудфандинг.
С помощью подобранных признаков интернет-сервисы подразделяются на уровни, группы и классы в соответствии с наименованием и классификационным признаком определенного показателя. Таким образом, путем дробления сервисов по различным признакам и преобразования в определенные классы становится возможной разработка системы классификации интернет-сервисов в туризме.
Невзирая на разнообразие сайтов и услуг в сфере туризма, которые они оказывают, современные наиболее популярные интернет-сервисы авторами были разделены на группы в зависимости от общего признака, что позволило наглядно представить систему классификации (рис. 1).
Рисунок 1. Система классификации интернет-сервисов в туризме
Источник: составлено авторами.
Иерархическая структура классификации туристических интернет-сервисов определяется следующими уровнями:
– наименование признаков классификации интернет-сервисов составляет нулевой уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы;
– каждый последующий класс первого уровня, в соответствии с определенным признаком (тематики, вида и т.д.), делится на подклассы, которые образуют второй уровень;
– каждый класс второго уровня аналогичным образом делится на группы и образует последующие уровни.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие основные характеристики предложенной системы классификации интернет-сервисов в туризме (табл. 2).
Таблица 2
Основные характеристики системы классификации современных интернет-сервисов в туризме
№
|
Наименование
характеристики
|
Значение / описание
|
1.
|
Объект классификации (элемент множества)
|
Интернет-сервисы
|
2.
|
Метод классификации
|
Иерархический
|
3.
|
Значение классификационных признаков
|
Качественное выражение
|
4.
|
Количество общих признаков (оснований)
|
6
|
5.
|
Максимальное количество уровней (ступеней, ярусов)
|
4
|
6.
|
Количество классификационных группировок
|
12
|
Следует отметить, что благодаря иерархической структуре представленная система классификации интернет-сервисов в туризме, с одной стороны, позволяет упорядочить все множество рассматриваемых объектов классификации, а с другой стороны, соблюсти основной принцип классификации, согласно которому каждый элемент множества (тот или иной туристический интернет-сервис) соотносится с тем или иным подмножеством (входит в группу/класс/подкласс).
Анализ популярности современных интернет-сервисов в туризме
В современных условиях существующее многообразие туристических интернет-сервисов характеризуется высокой степенью динамичности, что, с одной стороны, обусловлено цифровыми трансформационными процессами в обществе и экономике, а с другой, группой факторов, связанных со спросом на услуги в сфере туризма (динамично изменяющиеся запросы потребителей/туристов, пользователей сети Интернет, рост дифференциации туристического спроса). В этой связи, а также с целью определения перспективности применения возникает необходимость изучения популярности современных интернет-сервисов в туризме.
В ходе дальнейшего анализа авторы опирались на данные таблицы 1, содержащей сведения о назначении интернет-сервисов в туризме, источнике финансирования, целевой аудитории, территориальном охвате, маркетинговых коммуникациях и об общей информации использования. В основу анализа популярности были положены показатели посещаемости и отклика клиентов, позволившие определить показатель конверсии наиболее популярных интернет-сервисов в туризме (табл. 3).
Таблица 3
Анализ посещаемости и конверсии наиболее популярных интернет-сервисов в туризме
Название
интернет- сервиса |
Рынок
|
Посещаемость
(за год) |
Отклик
клиентов
(среднее значение за год) |
CR
(Conversion Rate)
| ||||
РФ
|
СНГ
|
ЕС
|
США
|
Азия
| ||||
Booking
|
✓
|
|
|
✓
|
✓
|
19
145 040 000
|
2
930 640 000
|
15,3%
|
Airbnb
|
✓
|
|
|
✓
|
✓
|
9
231 240 000
|
662
880 000
|
7,2%
|
Galileo
|
✓
|
|
✓
|
|
✓
|
5
306 880 000
|
1
428 480 000
|
26,9%
|
Agoda
|
✓
|
|
|
✓
|
✓
|
1
807 440 000
|
447
240 000
|
24,7%
|
Couchsurfing
|
✓
|
|
✓
|
✓
|
✓
|
479
640 000
|
58
920 000
|
12,3%
|
Aviasales
|
✓
|
|
✓
|
✓
|
✓
|
292
846 536
|
129
360 000
|
44,2%
|
TripAdvisor
|
✓
|
✓
|
✓
|
✓
|
|
285 720 000
|
59 760 000
|
20,9%
|
Kassir
|
✓
|
✓
|
|
|
|
194
040 000
|
56
880 000
|
29,3%
|
Level.Travel
|
✓
|
✓
|
|
|
|
141
720 000
|
18
480 000
|
13,0%
|
Travelata
|
✓
|
✓
|
|
|
|
91
080 000
|
12
840 000
|
14,1%
|
12Go.Asia
|
✓
|
|
|
✓
|
✓
|
73
080 000
|
18
360 000
|
25,1%
|
Wikiroutes
|
✓
|
✓
|
|
|
|
58
440 000
|
23
640 000
|
40,5%
|
Go.Euro
|
✓
|
|
|
✓
|
|
56
428 784
|
12
192 483
|
21,6%
|
Kayak
|
✓
|
|
✓
|
✓
|
|
54 240 000
|
11 172 000
|
20%
|
Economybookings
|
✓
|
|
|
✓
|
|
45
840 000
|
10
980 000
|
24,0%
|
Onlinetours
|
✓
|
✓
|
✓
|
|
|
43
800 000
|
10
392 000
|
23,7%
|
Away
|
✓
|
|
|
✓
|
✓
|
26 400
000
|
6 024
000
|
22%
|
Anywayandy
|
✓
|
✓
|
|
✓
|
|
18 600
000
|
7 068
000
|
38%
|
Momondo
|
✓
|
✓
|
✓
|
|
|
17 400 000
|
2 424 000
|
13,9%
|
Driamlines
|
✓
|
✓
|
|
|
|
14
640 000
|
3
132 000
|
21,4%
|
Sputnik8
|
✓
|
✓
|
✓
|
|
|
13
440 000
|
4
080 000
|
30,4%
|
City.Travel
|
✓
|
✓
|
|
|
|
12
720 000
|
3
672 000
|
28,9%
|
Musement
|
✓
|
|
✓
|
✓
|
|
12
240 000
|
6
900 000
|
56,4%
|
Bikesbooking
|
✓
|
|
|
|
|
4
872 000
|
1
644 000
|
33,7%
|
Rentalcars
|
✓
|
|
✓
|
✓
|
|
1
368 000
|
506
400
|
37,0%
|
Triplinks
|
✓
|
✓
|
|
|
|
955
200
|
679
200
|
71,1%
|
Туту
|
✓
|
✓
|
|
✓
|
|
882
840
|
228
480
|
25,9%
|
Tourex
|
✓
|
|
|
|
|
345
600
|
261
600
|
75,7%
|
Hopa.Yacht
|
✓
|
|
|
|
✓
|
322
800
|
80
760
|
25,0%
|
OneTwoTrip
|
✓
|
|
|
|
|
47
852
|
11
952
|
25,0%
|
Infobus
|
✓
|
|
|
|
|
3
408
|
2
916
|
85,6%
|
Cherepaha
|
✓
|
|
|
|
|
1
480
|
12
|
0,8%
|
Между показателями клиентского отклика и посещаемостью сайта (пользованием интернет-сервиса) существует прямая зависимость (рис. 3): чем выше посещаемость, тем выше отклик клиентов и, соответственно, популярность сервиса в целом. В то же время на рисунке можно отметить исключения, при которых наблюдается высокая посещаемость сервиса при неравномерно распределяющемся отклике, из чего можно сделать вывод о существующих проблемах сервиса, которые создают преграды на пути к повышению числа клиентских откликов и эффективности.
Рисунок 2. Анализ популярности интернет-сервисов в туризме
Источник: составлено авторами.
Представленные интернет-сервисы пользуются популярностью у современных туристов при планировании и организации путешествий. К таким сервисам можно отнести группу, состоящую из сайтов для покупки туров, авиа- и ж/д билетов, бронирования средств размещения и выбора туристического маршрута.
На основании информации, представленной на сайтах интернет-сервисов, при помощи анализа с применением таких информационно-аналитических интернет-ресурсов, как Serpstat [30], a.pr-cy.ru [21], можно проследить популярность сервисов, оценить качественные характеристики интерфейса и эффективность в использовании.
Приведенные показатели рассчитываются с учетом рынка территории, образуя при этом определенную зависимость между посещаемостью и клиентским откликом, более ярко выраженную в виде конверсии (CR) – показателя эффективности и рентабельности интернет-сервисов. Анализ результатов посещаемости позволяет констатировать, что Booking [17] является абсолютным лидером среди граждан России при выборе отеля. Посещаемость данного сайта за 2019 год превысила 19 миллиардов, а отклик клиентов составил почти 3 миллиарда человек. Конверсия сервиса Booking равна 15%, а так как средняя конверсия сайта – 2–3%, показатели 15% и более считаются очень успешными и эффективными. Конверсия характеризуется также и рынком территории, который формирует целевую аудиторию и показывает, насколько широкий охват имеет сервис и его сайт. Booking используется в США, Азии и России, что также является одним из показателей, определяющих популярность сервиса. Помимо Booking в пятерку наиболее популярных сервисов, отличающихся высокой посещаемостью и откликом, входят: Airbnb, Agoda и Couchsurfing. Данные сервисы являются наиболее популярными в сфере бронирования средств размещений. Целевой охват территории в основном состоит из таких стран, как США, Россия, Азия и некоторые страны ЕС, что вполне обоснованно, согласно долгосрочному прогнозу ЮНВТО, эти страны являются наиболее популярными туристическими направлениями.
К числу востребованных сервисов по бронированию и продаже билетов относится Aviasales [5]. Согласно ранее представленной классификации, этот сервис также входит в топ-8 лучших сервисов в РФ по продаже авиабилетов [32]. Опираясь на конверсию данного сервиса, которая составляет 44%, можно сделать вывод, что это один из успешных и рентабельных сервисов с высокой посещаемостью и стремительно растущим откликом. Территориальный охват сервиса включает в себя страны Азии, Европы, США и Россию.
В топ-10 известных сервисов для планирования маршрута и бронирования полноценных туров входят: Level.Travel, Travelata, 12Go.Asia (наиболее популярны среди жителей РФ и стран СНГ). Конверсия представленных сервисов показывает связь между посещаемостью и откликом клиентов выше 10%, что является важным показателем эффективности, а вследствие этого и популярности данных сервисов. Следует также отметить, что такой сервис, как Level.Travel, входит в рейтинг топ-10 лучших туроператоров России [31]. Сервис Galileo входит в число популярных туристических сервисов, занимая третье место. С каждым годом он расширяет целевую аудиторию, пробираясь на туристический рынок стран Европы и Азии, и непосредственно улучшает и совершенствует свой функционал. Конверсия данного сервиса составляет 26%, что характеризует его как сайт с высоким откликом клиентов, посещающих сайт.
Как мы видим, наиболее популярные сервисы – это, прежде всего, сервисы для бронирования отелей, авиабилетов и отдельные сервисы для формирования и покупки туров. Однако на туристическом рынке интернет-сервисов существует множество и других, не менее интересных и полезных сервисов, предназначенных для решения более узконаправленных задач. К таким сервисам относятся: Kassir, Go.Euro, Economybookings, «Туту» и др. С помощью этих сервисов можно купить онлайн-билеты на поезд и автобус, посмотреть интересные события и мероприятия по всему миру и забронировать билеты, забронировать автомобиль, мотоцикл или велосипед и сформировать самостоятельно полноценный тур. Рассмотренные сервисы имеют широкий охват рынка территории и распространены в основном в странах Европы, Азии, а также в США и России. Сайты имеют удобный интерфейс, представленный на более чем 10 языках мира, а также некоторые удобства в оплате международными платежными системами. Конверсия сервисов достаточно высокая и варьируется в пределах 13–29%.
Исследование показывает, что интернет-технологии кардинально изменили бизнес-процессы в туризме и поведении клиентов. С каждым годом появляется все больше интернет-сервисов, предназначенных для удобства и улучшения многих процессов в туристической сфере. Популярность сервисов продолжает расти за счет расширения клиентской базы, что выражается в показателях посещаемости и отклике клиентов. В росте и развитии популярности интернет-сервисов одним из трендов является сокращение времени от момента бронирования услуг до поездки и увеличение доли бронирования со смартфонов. А так как интернет-сервисы в туризме являются неотъемлемой частью цифровой социализации, их популярность связана с комфортным открытием новых перспектив и возможностей.
Заключение
В ходе исследования были определены особенности интернет-сервисов в туризме, рассмотрены современные туристические интернет-сервисы, проведен анализ популярности и разработана система классификации интернет-сервисов в туризме. Путем создания структурированной системы классификации интернет-сервисов авторы вносят вклад в популяризацию интернет-сервисов и современных технологий, используемых сервисами, которые во многом являются катализатором развития цифровизации в современных условиях развития индустрии туризма.
Классификация производится по определенным признакам, характеризующим работу сервисов, а именно: назначение сервиса, источник финансирования, тип используемого устройства, в зависимости от используемых инструментов маркетинга, в зависимости от режима роботы. Путем деления данных признаков на группы и подгруппы анализируются показатели интернет-сервисов, определяющие их популярность и эффективность использования.
Ввиду того, что в условиях цифровой экономики множество рассматриваемых элементов классификации туристических интернет-сервисов не является статичным – представленная система классификации носит динамический характер, выражающийся в возможности группировок по новым основаниям, адекватным условиям цифровизации и развития сферы туризма. Исходя из этого, можно сделать вывод, что результаты исследования также расширяют знания о методологическом потенциале интернет-сервисов в туризме, что способствует повышению эффективности использования сервисов и современных цифровых технологий в целом.
Источники:
2. Вишневская Е.В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2019. – Т. 5. – №4. - С. 12-24 – doi: 10.18413/2408-9346-2019-5-4-0-2
3. Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство «Юрайт», 2019. – 191 с.
4. Интернет-сервис для путешествий [Электронный ресурс]. – URL: https://www.triplinks.ru (дата обращения 22.04.2020)
5. Интернет-сервис для заказа авиабилетов и отелей [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aviasales.ru (дата обращения 22.04.2020)
6. Интернет-сервис для заказа билетов на различные мероприятия по всему миру [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kassir.ru (дата обращения 24.04.2020)
7. Интернет-сервис для оформления визы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.visatohome.ru (дата обращения 22.04.2020)
8. Интернет-сервис для оформления страховки [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cherehapa.ru (дата обращения 242.04.2020)
9. Интернет-сервис для поиска жилья [Электронный ресурс]. – URL: https://www.couchsurfing.com (дата обращения 24.04.2020)
10. Интернет-сервис для поиска квартир и комнат [Электронный ресурс]. – URL: https://www.airbnb.com (дата обращения 21.04.2020)
11. Интернет-сервис для поиска отелей [Электронный ресурс]. – URL: https://www.agoda.com (дата обращения 22.04.2020)
12. Интернет-сервис для покупки билетов в музеи и развлекательные центры [Электронный ресурс]. – URL: https://www.musement.com/ru (дата обращения 22.04.2020)
13. Интернет-сервис для покупки круизов и бронирования водного транспорта [Электронный ресурс]. – URL: https://www.jetradar.com (дата обращения 23.04.2020)
14. Интернет-сервис для покупки экскурсий [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sputnik8.com (дата обращения 23.04.2020)
15. Интернет-сервис для путешествий по Азии [Электронный ресурс]. – URL: https://12go.asia/ru (дата обращения 24.04.2020)
16. Интернет-сервис организации путешествий TripAvisor [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tripadvisor.ru (дата обращения 24.04.2020)
17. Интернет-сервис поиска и бронирования средств размещений [Электронный ресурс]. – URL: https://www.booking.com (дата обращения 22.04.2020)
18. Интернет-сервис покупки комплексного тура [Электронный ресурс]. – URL: https://travelata.ru (дата обращения 21.04.2020)
19. Интернет-сервис с векторными картами и дополнительными маршрутами [Электронный ресурс]. – URL: https://gurumaps.app (дата обращения 23.04.2020)
20. Комаров М.Ю. Онлайн-сервисы как актуальные направления в развитии туристской отрасли / М.Ю. Комаров // Виват, Наука! : Материалы IX Региональной (с международным участием) научно-практической конференции. - 2020. - С. 46-48.
21. Комплекс инструментов для анализа посещаемости сайтов [Электронный ресурс]. – URL: https://pr-cy.ru/site-statistics (дата обращения 24.04.2020)
22. Комплексной Интернет-сервис [Электронный ресурс]. – URL: https://tourex.me (дата обращения 22.04.2020)
23. Комплексный Интернет-сервис для путешествий [Электронный ресурс]. – URL: https://level.travel (дата обращения 23.04.2020)
24. Комплексный Интернет-сервис для путешествий [Электронный ресурс]. – URL: https://onetwotrip.ru (дата обращения 22.04.2020)
25. Крылов Н.А. Онлайн-сервисы как актуальные направления в развитии туристской отрасли / Н.А. Крылов // Разработка и практика внедрения стратегических управленческих проектных решений по развитию гостиничного и туристского бизнеса // Материалы Международной научно-практической конференции (под редакцией Е.Е. Коноваловой). - 2019. - С. 257-262.
26. Монахов И.В. // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России / Монахов И.В., Фомина Н.В. // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России : Материалы Всероссийской научной конференции. - 2019. - С. 597-602.
27. Морозова М.А. Разработка мобильных приложений как инновационного инструментария управления отзывами для мониторинга качества туристских услуг / Морозова М.А., Романова А.Д. // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 12 (102). - С. 128-131.
28. Полхова А.В. Биометрические технологии как инновационное направление в развитии предприятий сферы туризма / Полхова А.В., Шостак М.А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № T8. - С. 301-305.
29. Пудовкина О.Е. Современные тренды формирования индустрии туризма в электронной среде как драйвер развития Российской экономики / Пудовкина О.Е., Шарохина С.В. // Вестник университета. - 2019. - № 11. - С. 89-96.
30. Сервис для копирайтеров и маркетологов [Электронный ресурс]. – URL: https://serpstat.com/ru (дата обращения 24.04.2020)
31. Топ-10 лучших туроператоров России [Электронный ресурс]. – URL: https://howtrip.ru/komu-doverit-otdyh-rejting-nadezhnosti-turoperatorov-rossii (дата обращения 22.04.2020)
32. Топ-8 лучших сервисов в РФ по продаже авиабилетов [Электронный ресурс]. – URL: https://epicris.ru/top-8-luchshix-sajtov-dlya-pokupki-aviabiletov-rejting (дата обращения 22.04.2020)
33. Туристический Интернет-сервис [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dreamlines.ru (дата обращения 24.04.2020)
34. Туристический метапоискрвик [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kayak.ru (дата обращения 22.04.2020)
35. Яковлева М.А. Цифровая энейро-сетевая экономика как эффективный фактор совершенствования региона / М.А. Яковлева // Роль цифровых технологий и биотехнологий в развитии экономики и социальных наук XXI века. - 2020. - С. 151-153
Страница обновлена: 16.08.2024 в 07:16:57