Интернет-сервисы в туризме: классификационный подход

Шостак М.А.1, Яковлева М.А.1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия, Симферополь

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать:
Шостак М.А., Яковлева М.А. Интернет-сервисы в туризме: классификационный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1463-1480. – doi: 10.18334/epp.10.5.110256.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43000074
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлен классификационный подход в группировке типов, видов и разновидностей Интернет-сервисов в туризме. Определены особенности, роль и значение Интернет-сервисов в современных условиях развития индустрии туризма. В работе выделены и проанализированы основные показатели популярности Интернет-сервисов: посещаемость и отклик клиентов за год, представлена их характеристика. Разработана система классификации туристических Интернет-сервисов, благодаря которой, авторы вносят вклад в популяризацию Интернет-сервисов в туризме, что способствует повышению эффективности их использования. Изучение данного материала носит научно-практический характер и представляет интерес для специалистов сферы гостеприимства и туризма, исследователей, занимающихся изучением вопросов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности, а также путешественникам, и позволит упростить подготовку к поездке, сделав её более лёгкой и комфортной, а досуг интересным и разнообразным

Ключевые слова: Интернет-сервисы, туризм, классификация, популярность

JEL-классификация: L86, Z31, Z32

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность. В настоящее время в рамках развития интернет-технологий и телекоммуникационных сетей наблюдается тенденция повышения интереса людей к туристическим интернет-сервисам, позволяющим в режиме онлайн и не выходя из дома приобрести туристические продукты. К таким продуктам, позволяющим спланировать путешествие быстро и комфортно, относятся: бронирование и покупка авиабилетов, номера в отеле, заказ экскурсий или комплексные туристические продукты, туры, круизы и т.д. Разрабатывая систему классификации, авторы вносят вклад в популяризацию интернет-сервисов в туризме, а с учетом темпов цифровизации и цифровой трансформации – и в дело научного прогресса в данном направлении, что непосредственным образом способствует ускорению процесса адаптации и повышения эффективности использования цифровых технологий.

Проблема настоящего исследования, заключающаяся в отсутствии системных знаний в области классификации интернет-сервисов в сфере туризма, порождена двумя противоречиями, касающимися как степени научной разработанности вопроса, так и практических аспектов применения интернет-сервисов в туризме:

– первое заключается в стремительном росте количества и многообразия интернет-сервисов, расширении возможностей их применения в туризме в условиях цифровой экономики, с одной стороны, и в недостаточной разработанности научно-методической базы, позволяющей повысить эффективность их использования, с другой;

– второе противоречие состоит в переизбытке информации в сети Интернет о страницах и сервисах, посвященных путешествиям и туризму, и низкой осведомленности посетителей/пользователей о содержании работы и деятельности интернет-сервисов.

Целью исследования является разработка системы классификации туристических интернет-сервисов путем решения следующих задач:

а) определение современного содержания понятия «интернет-сервисы»;

б) обзор современных туристических интернет-сервисов;

в) определение особенностей и видов интернет-сервисов в туризме;

г) группировка современных туристических интернет-сервисов;

д) анализ популярности туристических интернет-сервисов.

Туризм в настоящее время является динамично развивающейся отраслью экономики, что также и обуславливает повышенное внимание к процессам его развития. При этом в современных условиях развития индустрии туризма, в век развивающихся технологий и интернета, растет спрос на развитие индустрии онлайн-туризма, растет культура пользования клиентами банковскими картами и электронными системами, онлайн-покупками и интернет-сервисами.

В рамках рассматриваемой области предложенный взгляд согласуется с представлениями Крылова Н.А. о тенденции последних лет, заключающейся в том, что туристические онлайн-сервисы предоставляют возможности информирования и демонстрации клиентам информации по турам, отелям в неограниченном количестве, в любое время суток и без привлечения консультантов [24] (Krylov, 2019). Таким образом, здесь следует подчеркнуть, что одно из основных преимуществ использования туристических интернет-сервисов заключается в возможности планирования и организации путешествий. Наблюдая постепенный переход различных сфер жизни общества и экономики в цифровое пространство, а также опираясь на работы Вишневской Е.В. [2] (Vishnevskaya, 2019) и ряда других специалистов, следует отметить, что цифровые технологии становятся главным направлением развития культуры и туризма городов будущего. Следствием данного процесса среди прочего является развитие современных перспективных туристических опций, связанных с формированием и процессом организации путешествия. По мнению Пудовкиной О.Е. и Шарохиной С.В., интернет-сервис постепенно становится мощным маркетинговым инструментом в создании туристического предложения [29] (Pudovkina, 2019). На важность и актуальность применения не только интернет-технологий, но и в целом инноваций для развития туризма указывают Морозова М.А., Романова Д.А., отмечая, что правильное применение производственных факторов и ориентация на клиента являются основными требованиями для создания инновационных предложений по туристическим направлениям [27] (Morozova, 2019).

Актуальность данного исследования подтверждает также факт растущего рынка онлайн-туризма: согласно данным 2019 года [26] (Monakhov, Fomina, 2019), доля рынка онлайн-туризма в России составляет 18%. Количество людей, активно использующих онлайн-приложения и сервисы для планирования туристических поездок, увеличивается с каждым годом.

Сущность и особенности интернет-сервисов в туризме

Интернет-сервисы в туризме представляют собой специализированные сайты, которые предоставляют услуги по самостоятельному планированию и организации путешествия, что значительно облегчает работу и позволяет сэкономить время. Интернет-сервис обязательно включает в себя сайт, наполненный интернет-технологиями. В стек технологий туристических интернет-сервисов входят: языки программирования, фреймворки, базы данных, операционные системы, система коммуникации, интеграция с различными сервисами (CRM, 1C, SMS-рассылка, push-уведомления). Понятия «интернет-сервис», «интернет-технологии» и «сайт» непрерывно взаимосвязаны друг с другом и образуют единый продукт в виде отдельного лаконичного сервиса с главной функцией. Рассмотрим подробнее:

- интернет-сервисы в туризме – это отдельные ресурсы, решающие определенные задачи, связанные с организацией и планированием путешествия;

- интернет-технологии – это технологии создания и поддержки информационных ресурсов (сайтов, блогов, чатов и т.д.);

- сайт – это веб-страница, объединенная единой темой.

Анализ ряда информационных источников [26, 27, 28, 35] (Monakhov, Fomina, 2019; Morozova, 2019; Polhova, 2015; Yakovleva, 2020) позволяет выделить некоторые особенности туристических интернет-сервисов, позволяющие дать им более полную характеристику.

1. Преобладание смешанных типов сервисов над узкоспециализированными. К примеру, Booking является сервисом для бронирования отелей, но, помимо того, еще одной важной функцией является возможность забронировать авиабилеты, а также посмотреть необходимую информацию о регионе, трансфере, почитать отзывы и посмотреть рейтинг.

2. Доминирование сервисов покупок (маркетплейсов) над сопутствующими сервисами. К примеру, сервис Couchsurfing для поиска жилья работает по схеме C2C маркетплейса и выстраивает сообщество по интересам.

3. Возможность работы сервисов в разных режимах (онлайн/офлайн). В зависимости от режима работы, существуют онлайн-сервисы и офлайн-сервисы. К примеру, сервис Galileo, содержащий в себе векторные карты, может работать и в офлайн-режиме, что очень удобно, если устройство не подключено к интернету.

4. Направленность на различную целевую аудиторию. Туристические интернет-сервисы направлены на туристов, турпредприятия и государственные учреждения.

5. Содержание основного функционала сервиса связано с предоставлением информации. Основной функцией выступает предоставление нужной информации в сфере туризма, возможность совершить бронь: отеля, авиабилетов, авто, ж/д билетов, экскурсии и т.д.

Также туристические сервисы отличаются от других сайтов лаконичностью и минималистичностью во всем, включая главную функцию. Приоритетным направлением в сфере туристических онлайн-сервисов является создание и поддержание интерактивных сайтов по продаже туров, что подкрепляется интерактивной клиентской поддержкой в режиме онлайн.

Система классификации интернет-сервисов в туризме

Систему классификации интернет-сервисов в туризме авторы рассматривают как систему распределения объектов туристических сервисов по классам в соответствии с определенными признаками. Данная классификация предполагает процедуру группировки на качественном уровне, направленную на выделение определенных свойств. Основу данных группировок составляет множество существующих туристических интернет-сервисов, выступающих в качестве объектов классификации.

Оценив достоинства и недостатки различных методов классификации, а также соотнеся исходные данные об объектах классификации с поставленной задачей, в качестве используемого метода классификации интернет-сервисов в туризме авторами был определен иерархический метод, обладающий высокой информационной насыщенностью и обзорностью. Избранный метод позволяет выделить несколько уровней (ступеней, ярусов) интернет-сервисов в соответствии с характерным для них классификационным признаком, который можно разделить на классы и подклассы, чем и определяется глубина системы классификации в целом.

В целях определения оснований (признаков) для группировок различных уровней необходимо провести сравнительный анализ интернет-сервисов в туризме, что позволит также выделить общность и сходство признаков объектов на различных ступенях (табл. 1).

Анализируя интернет-сервисы, приведенные в таблице 1, следует для начала разделить сервисы по группам. Рассматривая таблицу, можно заметить, что представленные сервисы предназначены для организации и планирования путешествия и включают в себя определенную информацию, которой необходимо руководствоваться путешественникам и заинтересованным лицам. На начальном уровне выделим группу «по назначению». По назначению интернет-сервисы делятся на классы: специализированные (сервисы основных покупок и дополнительных услуг) и комплексные, а также сопутствующие сервисы. В группу сервисов с основными покупками входят сервисы для заказа трансфера, бронирования средства размещения, покупки комплексного тура или экскурсии, сервисы для оформления визы (Visatohome) и сервисы для оформления страховки (Cherepaha). К таким сервисам также можно отнести: LevelTravel (сервис для покупки туров), Agoda (средства размещения), Onetwotrip (организация путешествия), Aviasales (бронирование отеля и авиабилетов). В группу сервисов с сопутствующими услугами входят сервисы с дополнительной информацией, без возможности приобрести конкретный продукт или услугу. Сервисы с набором векторных карт, сервисы, объединяющие информацию о туроператорах и экскурсиях, относятся к группе сопутствующих – такие сервисы, как Galileo (векторные карты), Leveltravel (платформа для поиска туров), TripLinks (поиск и сравнение цен).

Таблица 1 Сравнительный анализ современных интернет-сервисов в туризме


Название сервиса (интернет-ресурс)
Классификация в зависимости от:
Назначения
Используемых каналов и инструментов интернет-маркетинга
Режима работы
Используемого устройства
Субъекта взаимодействия
Источников финансирования
Сервисы покупок основных и дополнительных туруслуг
Сопутствующие сервисы
Соцсети
Блоги путешественников
Сайты, Интернет-платформы
Прямой маркетинг (рассылка; подписка)
Партнерская программа
Чат-бот, онлайн-чат
Программа лояльности
Call-center
Онлайн
Офлайн
ПК
Смартфон
В2В
В2С
С2C
G2B
Коммерческие
Некоммерческие
Краудфандинг
Транспортные услуги
Услуги проживания
Онлайн-страхование
Услуги по оформлению визы
Организованные туры и экскурсии
Услуги развлечения/досуга
Приобретение комплекса туруслуг
Информационные
Навигационные (карты и др.)
Комплекс сопутствующих услуг
мобильная версия сайта
мобильное приложение
авиа-
ж/д
авто-
мото- / вело-
водный
в коллективных средствах размещения
размещение в частном секторе
информация о месте путеществия
помощь в экстренных ситуациях
1
Виза (visatohome.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
Страховка «Черепаха» (cherehapa.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Авиасейлс (aviasales.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
GoEuro/Omio (GoEuro.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5
Туту (Туту.ру)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
6
12GoAsia (12Go.Asia)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
7
CityTravel (CityTravel)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
8
Infobus (infobus.eu)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
9
OneTwoTrip (OneTwoTrip.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
10
Rentalcars (Rentalcars.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
11
ЭкономБукинг (Economybookings)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
12
BikesBooring (BikesBooking.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
13
Dreamlines (dreamlines.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
14
HopaYacht (jetradar.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
15
Airbnb (Airbnb.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
16
Agoda (Agoda.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
17
Букинг (booking.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
18
Onlinetours (onlinetours.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
19
LevelTravel (level.travel)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
20
Travelata (Travelata.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
21
Sputnik8 (sputnik8.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
22
Kassir (Kassir.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
23
Musement (musement.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
24
Tourex (Tourex.me)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
25
Galileo (galileo-app.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
26
Wikiroutes (wikiroutes.info)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
27
Каучсёрфинг (couchsurfing.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
28
TripLinks (TripLinks.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
29
Kayak (kayak.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
30
Anywayanyday (anywayanyday.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+ +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
31
Тripadvisor (tripadvisor.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
32
Flightradar24 (Flightradar24.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
33
Помощник туриста (turpom.com)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
34
Momondo (Momondo.ru)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Источник: составлено авторами.

Следующий общий признак системы классификации зависит от используемых каналов и инструментов интернет-маркетинга. В зависимости от инструментов продвижения, которые использует сервис, данный уровень подразделяется на классы: социальные сети, чат-бот, программа лояльности, партнерская программа, мейл-рассылка, сайты и интернет-платформы. Как можно заметить из данных таблицы, почти все сервисы смешанного типа и используют несколько инструментов продвижения. Данный факт полностью согласуется с концепцией интегрированных маркетинговых коммуникаций. Все сервисы имеют свой сайт, дополненный необходимыми опциями интерфейса и всеми включающимися в него технологиями. Следует отметить, что в зависимости от главной задачи, интернет-сервисы бывают информационными и маркетплейсами (сайты с электронной торговлей).

В зависимости от источника финансирования, интернет-сервисы в туризме можно разделить на коммерческие, некоммерческие и краудфандинг. Большинство сервисов являются коммерческими, с разработанной партнерской программой. К таким сервисам относятся: Onlinetours, 12GoAsia, HopaYacht. К некоммерческим относятся такие как Kayak, Flightradar24. Достаточно редким источником финансирования выступает краудфандинг, включающий в себя коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги. Наиболее распространенным и популярным в данной категории является такой сервис, как Couchsurfing.

В зависимости от субъекта взаимодействия туристические интернет-сервисы можно поделить на классы: В2В (торговые отношения между юридическими лицами и компаниями), В2С (любой бизнес, где товар получает конечный его потребитель), С2C (отношения между частными лицами) и G2B (госуслуги для бизнеса). Например, к сервисам, использующим продажи по схеме B2B, относятся: Sputnik8, Kassir. Самая распространенная бизнес-модель – B2C – включает в себя схему коммерческих взаимоотношений. В качестве примера выступают следующие сервисы: Airbnb, Tourex, Dreamlines. Существуют сервисы, использующие схему электронной торговли конечного потребителя с конечным потребителем, при которой покупатель и продавец не являются предпринимателями в юридическом смысле этого слова. Можно рассмотреть на примере сервиса Couchsurfing, который работает по схеме «потребитель для потребителя». Члены сети предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествия и организуют совместные путешествия. Следующий субъект G2B включает в себя различные центры по поддержке бизнеса, предоставления информации по правовым вопросам, системе электронных закупок. Например, сервисы VisaToHome и Cherepacha входят в данный класс.

Обобщая вышесказанное, можно делать вывод, что в интернет-сервисы в туризме подразделяются на следующие основные группы:

1. В зависимости от назначения: сервисы покупок и дополнительных туристских услуг и сопутствующие сервисы.

2. В зависимости от субъекта взаимодействия: B2B, B2C, C2C, G2B.

3. В зависимости от используемых каналов и инструментов интернет-маркетинга: социальные сети, блоги, чаты и т.д.

4. В зависимости от используемого устройства: десктоп или смартфон.

5. В зависимости от режима работы: онлайн/оффлайн.

6. В зависимости от источников финансирования: коммерческие, некоммерческие и краудфандинг.

С помощью подобранных признаков интернет-сервисы подразделяются на уровни, группы и классы в соответствии с наименованием и классификационным признаком определенного показателя. Таким образом, путем дробления сервисов по различным признакам и преобразования в определенные классы становится возможной разработка системы классификации интернет-сервисов в туризме.

Невзирая на разнообразие сайтов и услуг в сфере туризма, которые они оказывают, современные наиболее популярные интернет-сервисы авторами были разделены на группы в зависимости от общего признака, что позволило наглядно представить систему классификации (рис. 1).

Рисунок 1. Система классификации интернет-сервисов в туризме

Источник: составлено авторами.

Иерархическая структура классификации туристических интернет-сервисов определяется следующими уровнями:

– наименование признаков классификации интернет-сервисов составляет нулевой уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы;

– каждый последующий класс первого уровня, в соответствии с определенным признаком (тематики, вида и т.д.), делится на подклассы, которые образуют второй уровень;

– каждый класс второго уровня аналогичным образом делится на группы и образует последующие уровни.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие основные характеристики предложенной системы классификации интернет-сервисов в туризме (табл. 2).

Таблица 2

Основные характеристики системы классификации современных интернет-сервисов в туризме


Наименование характеристики
Значение / описание
1.
Объект классификации (элемент множества)
Интернет-сервисы
2.
Метод классификации
Иерархический
3.
Значение классификационных признаков
Качественное выражение
4.
Количество общих признаков (оснований)
6
5.
Максимальное количество уровней (ступеней, ярусов)
4
6.
Количество классификационных группировок
12
Источник: составлено авторами

Следует отметить, что благодаря иерархической структуре представленная система классификации интернет-сервисов в туризме, с одной стороны, позволяет упорядочить все множество рассматриваемых объектов классификации, а с другой стороны, соблюсти основной принцип классификации, согласно которому каждый элемент множества (тот или иной туристический интернет-сервис) соотносится с тем или иным подмножеством (входит в группу/класс/подкласс).

Анализ популярности современных интернет-сервисов в туризме

В современных условиях существующее многообразие туристических интернет-сервисов характеризуется высокой степенью динамичности, что, с одной стороны, обусловлено цифровыми трансформационными процессами в обществе и экономике, а с другой, группой факторов, связанных со спросом на услуги в сфере туризма (динамично изменяющиеся запросы потребителей/туристов, пользователей сети Интернет, рост дифференциации туристического спроса). В этой связи, а также с целью определения перспективности применения возникает необходимость изучения популярности современных интернет-сервисов в туризме.

В ходе дальнейшего анализа авторы опирались на данные таблицы 1, содержащей сведения о назначении интернет-сервисов в туризме, источнике финансирования, целевой аудитории, территориальном охвате, маркетинговых коммуникациях и об общей информации использования. В основу анализа популярности были положены показатели посещаемости и отклика клиентов, позволившие определить показатель конверсии наиболее популярных интернет-сервисов в туризме (табл. 3).

Таблица 3

Анализ посещаемости и конверсии наиболее популярных интернет-сервисов в туризме

Название
интернет-
сервиса
Рынок
Посещаемость
(за год)
Отклик клиентов
(среднее значение за год)
CR (Conversion Rate)
РФ
СНГ
ЕС
США
Азия
Booking





19 145 040 000
2 930 640 000
15,3%
Airbnb





9 231 240 000
662 880 000
7,2%
Galileo





5 306 880 000
1 428 480 000
26,9%
Agoda





1 807 440 000
447 240 000
24,7%
Couchsurfing





479 640 000
58 920 000
12,3%
Aviasales





292 846 536
129 360 000
44,2%
TripAdvisor





285 720 000
59 760 000
20,9%
Kassir





194 040 000
56 880 000
29,3%
Level.Travel





141 720 000
18 480 000
13,0%
Travelata





91 080 000
12 840 000
14,1%
12Go.Asia





73 080 000
18 360 000
25,1%
Wikiroutes





58 440 000
23 640 000
40,5%
Go.Euro





56 428 784
12 192 483
21,6%
Kayak





54 240 000
11 172 000
20%
Economybookings





45 840 000
10 980 000
24,0%
Onlinetours





43 800 000
10 392 000
23,7%
Away





26 400 000
6 024 000
22%
Anywayandy





18 600 000
7 068 000
38%
Momondo





17 400 000
2 424 000
13,9%
Driamlines





14 640 000
3 132 000
21,4%
Sputnik8





13 440 000
4 080 000
30,4%
City.Travel





12 720 000
3 672 000
28,9%
Musement





12 240 000
6 900 000
56,4%
Bikesbooking





4 872 000
1 644 000
33,7%
Rentalcars





1 368 000
506 400
37,0%
Triplinks





955 200
679 200
71,1%
Туту





882 840
228 480
25,9%
Tourex





345 600
261 600
75,7%
Hopa.Yacht





322 800
80 760
25,0%
OneTwoTrip





47 852
11 952
25,0%
Infobus





3 408
2 916
85,6%
Cherepaha





1 480
12
0,8%
Источник: составлено авторами на основе [30, 21].

Между показателями клиентского отклика и посещаемостью сайта (пользованием интернет-сервиса) существует прямая зависимость (рис. 3): чем выше посещаемость, тем выше отклик клиентов и, соответственно, популярность сервиса в целом. В то же время на рисунке можно отметить исключения, при которых наблюдается высокая посещаемость сервиса при неравномерно распределяющемся отклике, из чего можно сделать вывод о существующих проблемах сервиса, которые создают преграды на пути к повышению числа клиентских откликов и эффективности.

Рисунок 2. Анализ популярности интернет-сервисов в туризме

Источник: составлено авторами.

Представленные интернет-сервисы пользуются популярностью у современных туристов при планировании и организации путешествий. К таким сервисам можно отнести группу, состоящую из сайтов для покупки туров, авиа- и ж/д билетов, бронирования средств размещения и выбора туристического маршрута.

На основании информации, представленной на сайтах интернет-сервисов, при помощи анализа с применением таких информационно-аналитических интернет-ресурсов, как Serpstat [30], a.pr-cy.ru [21], можно проследить популярность сервисов, оценить качественные характеристики интерфейса и эффективность в использовании.

Приведенные показатели рассчитываются с учетом рынка территории, образуя при этом определенную зависимость между посещаемостью и клиентским откликом, более ярко выраженную в виде конверсии (CR) – показателя эффективности и рентабельности интернет-сервисов. Анализ результатов посещаемости позволяет констатировать, что Booking [17] является абсолютным лидером среди граждан России при выборе отеля. Посещаемость данного сайта за 2019 год превысила 19 миллиардов, а отклик клиентов составил почти 3 миллиарда человек. Конверсия сервиса Booking равна 15%, а так как средняя конверсия сайта – 2–3%, показатели 15% и более считаются очень успешными и эффективными. Конверсия характеризуется также и рынком территории, который формирует целевую аудиторию и показывает, насколько широкий охват имеет сервис и его сайт. Booking используется в США, Азии и России, что также является одним из показателей, определяющих популярность сервиса. Помимо Booking в пятерку наиболее популярных сервисов, отличающихся высокой посещаемостью и откликом, входят: Airbnb, Agoda и Couchsurfing. Данные сервисы являются наиболее популярными в сфере бронирования средств размещений. Целевой охват территории в основном состоит из таких стран, как США, Россия, Азия и некоторые страны ЕС, что вполне обоснованно, согласно долгосрочному прогнозу ЮНВТО, эти страны являются наиболее популярными туристическими направлениями.

К числу востребованных сервисов по бронированию и продаже билетов относится Aviasales [5]. Согласно ранее представленной классификации, этот сервис также входит в топ-8 лучших сервисов в РФ по продаже авиабилетов [32]. Опираясь на конверсию данного сервиса, которая составляет 44%, можно сделать вывод, что это один из успешных и рентабельных сервисов с высокой посещаемостью и стремительно растущим откликом. Территориальный охват сервиса включает в себя страны Азии, Европы, США и Россию.

В топ-10 известных сервисов для планирования маршрута и бронирования полноценных туров входят: Level.Travel, Travelata, 12Go.Asia (наиболее популярны среди жителей РФ и стран СНГ). Конверсия представленных сервисов показывает связь между посещаемостью и откликом клиентов выше 10%, что является важным показателем эффективности, а вследствие этого и популярности данных сервисов. Следует также отметить, что такой сервис, как Level.Travel, входит в рейтинг топ-10 лучших туроператоров России [31]. Сервис Galileo входит в число популярных туристических сервисов, занимая третье место. С каждым годом он расширяет целевую аудиторию, пробираясь на туристический рынок стран Европы и Азии, и непосредственно улучшает и совершенствует свой функционал. Конверсия данного сервиса составляет 26%, что характеризует его как сайт с высоким откликом клиентов, посещающих сайт.

Как мы видим, наиболее популярные сервисы – это, прежде всего, сервисы для бронирования отелей, авиабилетов и отдельные сервисы для формирования и покупки туров. Однако на туристическом рынке интернет-сервисов существует множество и других, не менее интересных и полезных сервисов, предназначенных для решения более узконаправленных задач. К таким сервисам относятся: Kassir, Go.Euro, Economybookings, «Туту» и др. С помощью этих сервисов можно купить онлайн-билеты на поезд и автобус, посмотреть интересные события и мероприятия по всему миру и забронировать билеты, забронировать автомобиль, мотоцикл или велосипед и сформировать самостоятельно полноценный тур. Рассмотренные сервисы имеют широкий охват рынка территории и распространены в основном в странах Европы, Азии, а также в США и России. Сайты имеют удобный интерфейс, представленный на более чем 10 языках мира, а также некоторые удобства в оплате международными платежными системами. Конверсия сервисов достаточно высокая и варьируется в пределах 13–29%.

Исследование показывает, что интернет-технологии кардинально изменили бизнес-процессы в туризме и поведении клиентов. С каждым годом появляется все больше интернет-сервисов, предназначенных для удобства и улучшения многих процессов в туристической сфере. Популярность сервисов продолжает расти за счет расширения клиентской базы, что выражается в показателях посещаемости и отклике клиентов. В росте и развитии популярности интернет-сервисов одним из трендов является сокращение времени от момента бронирования услуг до поездки и увеличение доли бронирования со смартфонов. А так как интернет-сервисы в туризме являются неотъемлемой частью цифровой социализации, их популярность связана с комфортным открытием новых перспектив и возможностей.

Заключение

В ходе исследования были определены особенности интернет-сервисов в туризме, рассмотрены современные туристические интернет-сервисы, проведен анализ популярности и разработана система классификации интернет-сервисов в туризме. Путем создания структурированной системы классификации интернет-сервисов авторы вносят вклад в популяризацию интернет-сервисов и современных технологий, используемых сервисами, которые во многом являются катализатором развития цифровизации в современных условиях развития индустрии туризма.

Классификация производится по определенным признакам, характеризующим работу сервисов, а именно: назначение сервиса, источник финансирования, тип используемого устройства, в зависимости от используемых инструментов маркетинга, в зависимости от режима роботы. Путем деления данных признаков на группы и подгруппы анализируются показатели интернет-сервисов, определяющие их популярность и эффективность использования.

Ввиду того, что в условиях цифровой экономики множество рассматриваемых элементов классификации туристических интернет-сервисов не является статичным – представленная система классификации носит динамический характер, выражающийся в возможности группировок по новым основаниям, адекватным условиям цифровизации и развития сферы туризма. Исходя из этого, можно сделать вывод, что результаты исследования также расширяют знания о методологическом потенциале интернет-сервисов в туризме, что способствует повышению эффективности использования сервисов и современных цифровых технологий в целом.


Источники:

1. Ветитнев А.М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник // Ветитнев А.М., Коваленко В.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2019. – 402 с.
2. Вишневская Е.В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2019. – Т. 5. – №4. - С. 12-24 – doi: 10.18413/2408-9346-2019-5-4-0-2
3. Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство «Юрайт», 2019. – 191 с.
4. Интернет-сервис для путешествий [Электронный ресурс]. – URL: https://www.triplinks.ru (дата обращения 22.04.2020)
5. Интернет-сервис для заказа авиабилетов и отелей [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aviasales.ru (дата обращения 22.04.2020)
6. Интернет-сервис для заказа билетов на различные мероприятия по всему миру [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kassir.ru (дата обращения 24.04.2020)
7. Интернет-сервис для оформления визы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.visatohome.ru (дата обращения 22.04.2020)
8. Интернет-сервис для оформления страховки [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cherehapa.ru (дата обращения 242.04.2020)
9. Интернет-сервис для поиска жилья [Электронный ресурс]. – URL: https://www.couchsurfing.com (дата обращения 24.04.2020)
10. Интернет-сервис для поиска квартир и комнат [Электронный ресурс]. – URL: https://www.airbnb.com (дата обращения 21.04.2020)
11. Интернет-сервис для поиска отелей [Электронный ресурс]. – URL: https://www.agoda.com (дата обращения 22.04.2020)
12. Интернет-сервис для покупки билетов в музеи и развлекательные центры [Электронный ресурс]. – URL: https://www.musement.com/ru (дата обращения 22.04.2020)
13. Интернет-сервис для покупки круизов и бронирования водного транспорта [Электронный ресурс]. – URL: https://www.jetradar.com (дата обращения 23.04.2020)
14. Интернет-сервис для покупки экскурсий [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sputnik8.com (дата обращения 23.04.2020)
15. Интернет-сервис для путешествий по Азии [Электронный ресурс]. – URL: https://12go.asia/ru (дата обращения 24.04.2020)
16. Интернет-сервис организации путешествий TripAvisor [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tripadvisor.ru (дата обращения 24.04.2020)
17. Интернет-сервис поиска и бронирования средств размещений [Электронный ресурс]. – URL: https://www.booking.com (дата обращения 22.04.2020)
18. Интернет-сервис покупки комплексного тура [Электронный ресурс]. – URL: https://travelata.ru (дата обращения 21.04.2020)
19. Интернет-сервис с векторными картами и дополнительными маршрутами [Электронный ресурс]. – URL: https://gurumaps.app (дата обращения 23.04.2020)
20. Комаров М.Ю. Онлайн-сервисы как актуальные направления в развитии туристской отрасли / М.Ю. Комаров // Виват, Наука! : Материалы IX Региональной (с международным участием) научно-практической конференции. - 2020. - С. 46-48.
21. Комплекс инструментов для анализа посещаемости сайтов [Электронный ресурс]. – URL: https://pr-cy.ru/site-statistics (дата обращения 24.04.2020)
22. Комплексной Интернет-сервис [Электронный ресурс]. – URL: https://tourex.me (дата обращения 22.04.2020)
23. Комплексный Интернет-сервис для путешествий [Электронный ресурс]. – URL: https://level.travel (дата обращения 23.04.2020)
24. Комплексный Интернет-сервис для путешествий [Электронный ресурс]. – URL: https://onetwotrip.ru (дата обращения 22.04.2020)
25. Крылов Н.А. Онлайн-сервисы как актуальные направления в развитии туристской отрасли / Н.А. Крылов // Разработка и практика внедрения стратегических управленческих проектных решений по развитию гостиничного и туристского бизнеса // Материалы Международной научно-практической конференции (под редакцией Е.Е. Коноваловой). - 2019. - С. 257-262.
26. Монахов И.В. // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России / Монахов И.В., Фомина Н.В. // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России : Материалы Всероссийской научной конференции. - 2019. - С. 597-602.
27. Морозова М.А. Разработка мобильных приложений как инновационного инструментария управления отзывами для мониторинга качества туристских услуг / Морозова М.А., Романова А.Д. // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 12 (102). - С. 128-131.
28. Полхова А.В. Биометрические технологии как инновационное направление в развитии предприятий сферы туризма / Полхова А.В., Шостак М.А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № T8. - С. 301-305.
29. Пудовкина О.Е. Современные тренды формирования индустрии туризма в электронной среде как драйвер развития Российской экономики / Пудовкина О.Е., Шарохина С.В. // Вестник университета. - 2019. - № 11. - С. 89-96.
30. Сервис для копирайтеров и маркетологов [Электронный ресурс]. – URL: https://serpstat.com/ru (дата обращения 24.04.2020)
31. Топ-10 лучших туроператоров России [Электронный ресурс]. – URL: https://howtrip.ru/komu-doverit-otdyh-rejting-nadezhnosti-turoperatorov-rossii (дата обращения 22.04.2020)
32. Топ-8 лучших сервисов в РФ по продаже авиабилетов [Электронный ресурс]. – URL: https://epicris.ru/top-8-luchshix-sajtov-dlya-pokupki-aviabiletov-rejting (дата обращения 22.04.2020)
33. Туристический Интернет-сервис [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dreamlines.ru (дата обращения 24.04.2020)
34. Туристический метапоискрвик [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kayak.ru (дата обращения 22.04.2020)
35. Яковлева М.А. Цифровая энейро-сетевая экономика как эффективный фактор совершенствования региона / М.А. Яковлева // Роль цифровых технологий и биотехнологий в развитии экономики и социальных наук XXI века. - 2020. - С. 151-153

Страница обновлена: 13.04.2024 в 22:44:29