Соотношение цифровых рублей и криптовалют на финансовом рынке: настоящее и перспективы

Раицкий С.А.1
1 Сибирский Федеральный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать:
Раицкий С.А. Соотношение цифровых рублей и криптовалют на финансовом рынке: настоящее и перспективы // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 345-360. – doi: 10.18334/ce.16.1.114140.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092607
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Цифровые валюты, криптовалюта, биткоин, майнинг, хэшрейт - еще десять лет назад эти слова были знакомы и понятны только ограниченному кругу лиц, а теперь невозможно себе представить жизнь без этой новой экономической реальности. Современный мир находится сейчас на переходном этапе, вырабатывая свои собственные подходы к введению национальной цифровой валюты и криптовалюте, методом проб и ошибок или заимствуя опыт других стран. Россия не могла быть исключением, а запрет криптовалюты в КНР в 2021 году [1] только ускорил процесс, в текущей ситуации, пока не еще не принято финальное решение, автор анализирует перспективы цифрового рубля и криптовалюты в России и впервые в научной практике предлагает рассмотреть вариант существования цифрового рубля не как альтернативы криптовалюты, а как союз двух цифровых систем, централизованной и децентрализованной, национальной и наднациональной. Статья будет интересна студентам, аспирантам, преподавателям экономических специальностей, а также экономистам, финансовым советникам и экспертам.

Ключевые слова: криптовалюта. биткоин. майнинг, хэшрейт, цифровая валюта

JEL-классификация: E42, F31, O24, O31



Введение

В XXI веке жизнь меняется стремительно, экономические процессы, отвечая требованиям времени, тоже не стоят на месте. Последнее десятилетие было отмечено бурным развитием цифровых технологий, переходом денежного обращения в безналичную форму, банковского обслуживания – в дистанционный формат, сокращением доли наличных платежей в структуре потребления. В свою очередь, развитие компьютерных технологий предопределило создание альтернативной валюты – криптовалюты, являющейся, по сути, прямой угрозой экономической безопасности любого государства. Уже невозможно не обращать внимания на рост капитализации рынка криптовалют, на 04.12.2021, по данным информационного портала coingecko, она составляет 2,4 триллионов долларов США, хотя еще в начале года была на уровне 1 триллиона [2], текущая капитализация рынка криптовалют в восемь раз превышает бюджет России за 2020 год, который, по данным Министерства финансов, составлял 301,9 млн долларов [3]. К тому же нельзя не принять во внимание еще один факт, в России добывается 1/10 часть всей криптовалюты согласно данным из Кембриджского университета, специалисты которого составили рейтинг стран по совокупному объему хэшрейта за август 2021 года [4].

Оценкой влияния криптовалюты на экономическую безопасность занимался Сильченков И.А. [11] (Silchenkov, 2019), рассматривали этот вопрос Цакаев А.Х. и Хаджиев М.Р. [22] (Tsakaev, Khadzhiev, 2020), в своих исследованиях о феномене цифровой национальной валюты и криптовалюты в мировой экономике писали Гарипов Р.И. и Максимова Н.Н. [6] (Garipov, Maksimova, 2021), Запорожан А.Я. [7] (Zaporozhan, 2021), Синельникова-Мурылева Е.В. [9] (Sinelnikova-Muryleva, 2021), Корищенко К.Н. [10] (Korishchenko, 2021), Корчагин А.Г. и Яковенко А.А. [12] (Korchagin, Yakovenko, 2020), Козлова Е.И. и Бессонова Д.А. [14] (Kozlova, Bessonova, 2021), Егорова М.А. и Белицкая А.В. [23] (Egorova, Belitskaya, 2020), Шаламов Г.А. и Игумнов М.Г. [25] (Shalamov, Igumnov, 2021). Большинство работ, написанных о криптовалюте, анализируют риски существования криптовалюты и в целом рассматривают криптовалюту только как угрозу. В настоящее время вместе с очевидными проблемами нормативного регулирования добычи, покупки, продажи криптовалюты остается малоизученным вопрос легализации криптовалюты в России и ее возможных последствий, именно этой теме и посвящена данная работа.

Предметная область исследования – это перспективы легализации криптовалюты в России во взаимосвязи с цифровым рублем.

Научная гипотеза – полная или частичная легализация криптовалюты или майнинга может оказать позитивное влияние на экономику страны и помочь с продвижением цифрового рубля в России как ответ на новые вызовы в мировой экономике и необходимость цифровой трансформации действующих финансовых систем.

Цель исследования – разработка двух основных сценариев развития криптовалюты в России.

Задачи исследования:

- оценить текущий уровень нормативно-правовой базы по цифровому рублю и криптовалюте;

- оценка позитивных и негативных последствий легализации криптовалюты;

- оценка позитивных и негативных последствий перехода к цифровому рублю.

Государственное регулирование криптовалюты как новой экономической силы необходимо, и прямо сейчас страны принимают решение о том, разрешить ли ее использование на территории страны либо запретить окончательно. В этой статье мы рассмотрим ситуацию с криптовалютой в нашей стране, отношение к ней Центрального банка и перспективы использования криптовалюты в ежедневных расчетах.

Исследовательская часть

В настоящее время ведется активная дискуссия о внедрении цифрового рубля, при этом именно криптовалюта дала старт этим дискуссиям. В докладе Центрального банка от 13.10.2020 [5], посвященном перспективам внедрения цифрового рубля, криптовалюта представлена как ничем не обеспеченное средство платежа, дословно: криптовалюты не являются деньгами, так как они не могут полноценно выполнять все функции денег, а также нет надежного гаранта, обеспечивающего легитимность и надежность их создания и использования. В частности, данные активы не являются средством расчета, так как их нельзя использовать для повсеместной оплаты товаров и услуг; не могут быть использованы в качестве меры стоимости и средства сбережения, учитывая нестабильность стоимости, выраженной в официальных денежных единицах. Их цена, курс обмена на деньги, подвержены значительным колебаниям. Использование этих активов сопряжено с высокими рисками существенных финансовых потерь для граждан, а также их применением в целях ОД/ФТ/ФРОМУ и для обслуживания теневого оборота, поэтому в России их использование для расчетов запрещено законом. Таким образом, позиция Центрального банка по отношению к криптовалютам является однозначной, однозначно негативной, на текущем этапе отрицающей любую возможность взаимодействия.

Из доклада Центрального банка цифровой рубль можно представить как универсальное средство платежа ближайшего будущего, при этом уже сейчас можно условно выделить очевидные плюсы от внедрения нового средства платежа, так и его возможные риски. Начнем с достоинств:

1. Экономия на эмиссии, инкассации и всех сопутствующих расходов, связанных с выпуском дополнительных денег в государстве. Гарипов Р.И., Максимова Н.Н. в своей статье упоминают, что такая экономия может составить около 3 млрд рублей в год [6] (Garipov, Maksimova, 2021).

2. Возможность проведения расчетов в офлайн-режиме заявлена как преимущество, но пока нет понимания, как это будет реализовано технически. При этом возникает логичный вопрос о том, есть ли в этом реальная необходимость, ведь доля несовершенных операций из-за проблем с интернет-соединением несущественна. Об этом преимуществе в своей статье о цифровом рубле упоминает и Запорожан А.Я. [7] (Zaporozhan, 2021).

3. Обращение к кошельку с цифровыми рублями через различных финансовых посредников без привязки кошелька к конкретному финансовому посреднику, через которого он был открыт, что может оказать положительное влияние на качество обслуживания, так как усилит конкуренцию среди банков.

4. Повышение ставок по депозитам и накопительным счетам для повышения привлекательности использования данных инструментов в противовес цифровому рублю.

5. Противодействие росту числа электронных платежей через создание современного, альтернативного и эффективного аналога, находящегося на контроле у государства.

6. Мониторинг целевого использования денежных средств. Например, денежные средства, выделенные государством, с помощью цифрового рубля можно ограничить с точки зрения целевого использования. К примеру, детские пособия можно потратить только в детских магазинах и пр.

К возможным рискам внедрения в национальную финансовую систему цифрового рубля можно отнести:

1. Использование цифрового рубля предполагает умение пользоваться платежными приложениями на мобильных устройствах, взаимодействие с банкоматами и иными автоматическими устройствами для расчетов, умение пользоваться носителями цифрового рубля в офлайн-режиме. Поэтому в случае введения цифрового рубля как общедоступного платежного инструмента должна быть проведена целевая программа обучения, направленная на повышение общей цифровой и финансовой грамотности, развитие навыков совершения операций с цифровым рублем. Целесообразно включить обучение использованию цифровых платежных инструментов в существующую образовательную систему. Особое внимание необходимо уделить отдельным категориям населения с потенциально низкой цифровой и финансовой грамотностью, а также не охваченным образовательной системой. Таким образом, исходя из общего уровня финансовой грамотности населения и очевидных трудностей с реализацией программ повышения финансового грамотности населения, особенно для старшего поколения (от 55 лет и старше), следовательно цифровой рубль для 43 миллионов человек этой возрастной группы, по данным Росстата на 01.01.2021 [8], из-за низкой финансовой грамотности, малой мобильности, трудностей в обучении и усвоении нового материала, останется неизвестным явлением.

2. Денежные средства клиентов, переведенные в цифровые рубли, перейдут с баланса коммерческого банка на баланс Центрального банка, что сформирует необходимость заимствования для коммерческих банков, что неизбежно приведет к повышению ставок по кредитованию для физических и юридических лиц. E.В. Синельникова-Мурылева в своей статье о рисках внедрения цифрового рубля тоже отмечает, что снижение пассивов банковского сектора потенциально может привести либо к сокращению объемов выдачи кредитов, либо к повышению ставок по ним [9] (Sinelnikova-Muryleva, 2021).

3. Неопределенность. Отсутствие работающей модели цифровой валюты в других странах, а соответственно, понимания всех рисков ее внедрения, сложностей, с которыми столкнется финансовая система. На бумаге существуют четыре потенциальные модели внедрения цифрового рубля и его регулирования, на текущий момент нет понимания, какая из этих моделей учитывает интересы всех участников процесса, сохраняя необходимый баланс.

Таким образом, внедрение цифрового рубля – это безусловная необходимость, это ответ Центрального банка на рост популярности электронных кошельков и стремительный рост капитализации криптовалют. Внедрение цифрового аналога национальной валюты является предметом изучения для всех развитых стран западной Европы, США, Канады, Китая, на текущий момент проект национальной валюты находится на этапе исследования и пилотирования. К.Н. Корищенко в своей статье, посвященной цифровому рублю, отмечает, что Россия должна не только не отстать от этого процесса, но и по возможности следовать темпами внедрения цифровых денег центрального банка, сходными с ее соседями, прежде всего Китаем [10] (Korishchenko, 2021). Создание цифровой национальной валюты является первым шагом к созданию универсальной цифровой валюты как средства платежа.

Основной предпосылкой создания цифровой национальной валюты является рост популярности криптовалют. Негативное отношение к криптовалюте было сформировано в связи существенными рисками для государства:

1. Бесконтрольная (без контроля со стороны государства) эмиссия.

2. Отсутствие налогообложения.

3. Анонимность расчетов, что создает возможности для использования криптовалюты в сделках по покупке и продаже оружия, наркотиков, финансирования.

О негативном влиянии криптовалюты на мировую финансовую систему в своей статье упоминает и Сильченков И.А., который считает, что глобальное развитие криптовалюты приведет к снижению контроля и эффективности действующих механизмов регулирования, что усилит давление на финансовую систему любой страны [11] (Silchenkov, 2019). Корчагин А.Г., Яковенко А.А., исследуя проблемы правового регулирования криптовалюты, приходят к выводу, что отсутствие нормативно-правового регулирования криптовалюты является главным криминогенным фактором, и решение этой проблемы могло бы изменить ситуацию к лучшему [12] (Korchagin, Yakovenko, 2020).

Все эти факты формируют однозначную позицию регулятора в отношении криптовалют. По данным информационного портала РБК, в декабре 2021 года ЦБ стал еще ближе к переходу от порицания к реальному запрету криптовалюты в России, подобному полному запрету в дружественной КНР. Однако по этому вопросу нет однозначной позиции в Государственной Думе, так, в октябре 2021 года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев предложил приравнять майнинг к предпринимательской деятельности [13], из-за самых дешевых тарифов на электроэнергию Иркутская область стала столицей майнинга в России. После заявления Игоря Кобзева председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил создать рабочую группу, которая займется обсуждением вопроса легализации майнинга криптовалют в России [13]. Чуть позже, накануне очередного заседания ЦБ 16 декабря 2021 года, глава думского комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил внести майнинг в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), что позволило бы облагать эту деятельность налогом и продавать электричество по ценам промышленных потребителей вместо обычных тарифов для физических лиц [13]. Вывод майнеров из тени помог бы пополнению бюджета страны, а четкая позиция государства по отношению к криптовалютам добавила бы привлекательности для новых инвестиций в криптовалюты со стороны иностранных инвесторов, ведь в России есть все условия для майнинга – это дешевая электроэнергия и высокоразвитая IT-сфера.

Для новых инвесторов криптовалюта является высокорисковым инструментом инвестирования из-за отсутствия четкого нормативного регулирования. Кража криптовалюты со счетов неоднократно заканчивалась отказом в возбуждении уголовных дел, высокая волатильность рынка, большое количество видов криптовалюты создают дополнительные сложности для входа со стороны новых игроков. Для большинства потенциальных инвесторов инвестиции в криптовалюту – это инвестиции в цифровые деньги, курс которых ничем не обеспечен, а стоимость конкретной валюты подвержена настолько серьезным колебаниям, что может привести инвесторов как к 100% прибыли в короткий срок, так и к такому же убытку. Тем не менее криптовалюта как универсальный инструмент для обмена и средства платежа имеет большое будущее и будет активно развиваться по мере ее принятия руководством различных государств. Козлова Е.И., Бессонова Д.А. в своей статье об оценке инвестиционных возможностей криптовалюты тоже отмечают ее высокую волатильность цены, что может привести к банкротству потенциальных инвесторов, но в то же время на каком-то временном интервале некоторые из криптовалют могут принести прибыль инвесторам [14] (Kozlova, Bessonova, 2021).

Наряду с нормативным регулированием рынка криптовалют в России можно решить и проблему его обращения, создав торговую площадку для покупки товаров за криптовалюту. В качестве инструмента для привлечения средств под производство уникального товара может выступить краудфандинговая платформа, привлекающая криптовалюту для реализации своей идеи с обещанием для потенциальных инвесторов возможности покупки произведенного товара только за криптовалюту, без выхода этого товара на традиционный рынок. Это создаст возможность для криптовалюты стать реальным средством платежа и обмена, изначально хотя бы для определенного вида товаров или услуг. Для российского рынка это будет возможностью привлечь капитал извне либо превратить уже имеющуюся криптовалюту в конкретные товары и услуги. В последние годы Россия как страна для иностранных инвестиции перестала быть привлекательной, более того, продолжается отток капитала из страны, так, Центральный банк повысил прогноз по оттоку чистого капитала из России с 35 до 50 млрд долларов, а в 2022 и 2023 году – с 25 и 20 млрд долларов до 35 и 25 млрд долларов соответственно [15].

Нормативное регулирование криптовалюты в России в 2021 году получило свою законную основу, это Федеральный закон № 259-ФЗ от 31.07.2020, вступивший в силу с 1 января 2021 года [16]. В документе дано определение цифровой валюты, под ней понимается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных. Но куда большее значение для перспектив криптовалюты в России имеет законопроект под номером № 1065710–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части налогообложения цифровой валюты). Он уже был принят Государственной Думой 17 февраля 2021 года в первом чтении, поэтому уже в ближайшее время может превратиться в действующий закон [17]. Новый законопроект подразумевает налоговый учет всех владельцев криптовалют, если общая сумма их активов превысит сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. по рыночным оценкам. Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года). Рыночную стоимость цифровых активов будет определять ФНС. Предусмотрена ответственность за непредоставление или представление недостоверной информации об операциях с цифровой валютой и ее остатках в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. При этом обязанность платить налог с прибыли от продажи криптовалюты возникла уже с 2021 года, сумму налога необходимо самостоятельно исчислить (НДФЛ) и подать налоговую декларацию. Согласно данным РБК, ответственность за непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей, объяснила Ирина Муращенкова, эксперт Moscow Digital School [18].

Конечно, если мы ставим знак равенства между криптовалютой и акциями, то налог с прибыли выглядит абсолютно логичным решением, однако необходимости в дополнительном информировании ФНС у акционеров не возникает, а для владельцев криптовалюты ежегодное декларирование может стать обязательной процедурой. С одной стороны, это понятно, ведь получить данные от зарубежных криптобирж для ЦБ или ФНС невозможно, с другой стороны, криптоинвестиции являются самым рискованным видом инвестиций, определить налогооблагаемую базу для уплаты налога самостоятельно очень тяжело, рыночную стоимость активов еще тяжелее из-за высокой волатильности котировок, тем более что криптовалютный бизнес находится в теневом секторе экономики. Сомнения в необходимости декларировать криптовалюты добавляет недавнее судебное решение 2020 года, по нему суд в Санкт-Петербурге вынес решение по делу о вымогательстве 5 млн рублей и криптовалюты еще на 55 млн рублей. Согласно итоговому вердикту, воровство цифровых денег не признается кражей, поэтому к возврату потерпевшему присудили только 5 миллионов рублей, которые он передал вымогателям под угрозой физической расправы [19].

Отдельно необходимо обсудить вопрос нормативно-правового регулирования майнинга в России, разговоры о признании майнинга предпринимательской деятельностью идут давно, но своего отражения в законах еще не нашли. В процессе обсуждения нормативно-правового статуса майнинга стало понятно, что у власти нет единого мнения в этом вопросе. Минэкономразвития считает, что майнинг криптовалют следует официально признать предпринимательской деятельностью, включить его в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и регламентировать порядок его налогообложения [20]. Эту идею полностью поддержали в Минэнерго, по словам представителя министерства, регулирование добычи крипты должно предполагать, что на этапе присоединения к энергосистеме необходимо заявлять характер потребляемой нагрузки, поскольку для бытовых нужд и майнинга она существенно различается. Вопрос повышенных тарифов на электроэнергию особенно актуален для Иркутской области, где «Иркутскэнергосбыт» (входит в «Иркутскэнерго») подал 85 исков к фермам по майнингу криптовалют в частных домах. Компания смогла в девяти случаях доказать, что криптофермы ведут коммерческую деятельность, покупая электроэнергию по более низким тарифам для населения. Всего с начала 2021 года иркутские энергетики подали 85 исков к владельцам криптоферм на сумму 73,3 млн рублей. Девять майнинговых ферм по решению суда перевели с тарифов для населения на тарифы для коммерческих предприятий. После перерасчета тарифов энергетики рассчитывают вернуть 18,7 млн рублей. Низкие тарифы на электроэнергию сделали Иркутскую область столицей майнинга в России, ведь для жителей сельской местности в Иркутской области электроэнергия обходится в 0,86 рубля за один киловатт/час, для малого бизнеса – в 3,6 рубля, по данным Forbes [21]. Легализация майнинга противоречит позиции Центрального банка, который уже неоднократно заявлял о своем негативном отношении к инвестированию в криптовалюту.

В конечном итоге нашей стране предстоит принять единое решение в отношении майнинга криптовалюты и криптовалюты в целом. Рассмотрим оба сценария. Начнем с позитивного:

1. Легализация майнинга в России создаст законный механизм пополнения бюджета через повышение энерготарифов для организаций, официально занимающихся майнингом криптовалюты, и уплаты налога на прибыль от продажи криптовалюты. О возможных положительных последствиях легализации майнинга в своей статье писали Цакаев А.Х, Хаджиев М.Р., считая, что это дополнительно позволит исключить возможность использования криптовалюты для легализации и отмывания денежных средств, полученных преступным путем [22] (Tsakaev, Khadzhiev, 2020). Егорова М.А. и Белицкая А.В., изучая проблемы правового регулирования майнинга криптовалюты, тоже приходят к выводу, что майнинг должен стать объектом правового регулирования для целей налогообложения без установления по отношению к нему лицензионных требований или требования в соответствии со стандартами саморегулируемых организаций [23] (Egorova, Belitskaya, 2020).

2. Создание новых рабочих мест, что является однозначным плюсом для экономики страны, так как ведет к снижению социальной напряженности, повышению доходов населения и увеличивает ВВП.

3. Увеличение доли нашей страны в общемировом хэшрейте с 11% до 25% минимум, так как четкие правила игры всегда являются позитивным сигналом для потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных. Увеличение доли – это рост доходов в бюджет страны и от энергопотребления, а также и от роста налога на прибыль от продажи криптовалюты.

4. Механизм легализации майнинга можно соединить с внедрением цифрового рубля через механизм обмена добытой криптовалюты или любой криптовалюты через ЦБ, который по проекту цифрового рубля должен был являться оператором этого процесса при активном посредничестве коммерческих банков.

В настоящее время этот процесс дополнительно не контролируется ЦБ, покупка и продажа криптовалюты происходит через различные обменники или биржи, предлагающие свои услуги с комиссией, которые при совершении сделок опираются на текущий курс, что аналогично традиционной фондовой бирже. Центральный банк при этом может выбрать какую-то конкретную криптовалюту для обмена из числа имеющихся либо создать новую самостоятельно или при посредничестве со стороны российской IT-сферы.

Стоит отметить, что в 2021 году появилась первая страна, которая легализовала биткоин, – это Сальвадор. По мнению Александра Хептнера, генерального директора криптобиржи BitMEX, к концу 2022 г. таких стран будет шесть – в их числе Бразилия и Филиппины [24].

Негативный сценарий, заключающийся в запрете на майнинг на территории страны и свободный обмен криптовалюты на рубли, может обернуться для страны следующими последствиями:

1. Отток капитала из страны, так как уже действующие майнинг-фермы переедут в более дружественные соседние страны, и инвестировать они уже будут в экономику других стран, а не в экономику своей страны.

2. Сокращение числа рабочих мест – сложно оценить точное количество работников, занятых в индустрии майнинга криптовалюты, так как этот сектор относится к теневой экономике, тем не менее не стоит недооценить потенциальный ущерб реальной экономике из-за массового переезда майнинг-ферм в другие страны.

3. Снижение доходной части бюджета страны, так как уже сейчас при отсутствии полноценного нормативного регулирования майнинга в России в доходы местного и федерального уровня поступают деньги от оплаты счетов за электричество, которое в промышленных масштабах потребляют майнинг-фермы.

Отмечу, что при оценке рисков легализации криптовалюты обычно упоминают об угрозе экономической безопасности государства, так, Шаламов М.Г. и Игумнов М.Г. считают, что поддержка и развитие криптовалюты в России неизбежно поставит под вопрос само существование страны [25] (Shalamov, Igumnov, 2021).

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что государство внимательно следит за растущим рынком криптовалюты в России, понимая, что легализация майнинга как предпринимательской деятельности, криптовалюты как цифровой валюты позволит значительно пополнить бюджет страны за счет повышенных тарифов энергопотребления для майнеров и налога на прибыль от продажи криптовалюты. Категорический запрет криптовалюты со стороны государства приведет только к одному – отъезду крупных игроков в другие страны с более лояльным отношением к майнингу. Что касается цифрового рубля, то необходимость его появления обусловлена ростом популярности криптовалют в России и в мире, но вот практическая значимость противоречива, а низкая финансовая грамотность населения в значительной мере осложняет ее внедрение. Свободный обмен криптовалюты на цифровые рубли мог бы в значительной мере помочь продвижению как цифрового рубля, так и криптовалюты, но только на основе четкого нормативно-правового регулирования криптовалютной сферы, включая майнинг. XXI век создает новые возможности для ведения бизнеса, и впервые за долгое время у России за счет выгодного природного расположения (дешевой электроэнергии) и при наличии четких правил игры есть отличные перспективы для мирового лидерства по хэшрейту (добыче криптовалюты) и пополнения бюджета страны.


Источники:

1. Информационный портал Lenta RU. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2021/09/24/chinabit (дата обращения: 09.12.2021).
2. Информационный портал CoinCheko. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coingecko.com/en/global_charts (дата обращения: 08.01.2022).
3. Министерство финансов: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g (дата обращения: 27.12.2021).
4. University of Cambridge: оfficial website. [Электронный ресурс]. URL: https://ccaf.io/cbeci/mining_map (дата обращения: 01.12.2021).
5. Банк России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble (дата обращения: 13.12.2021).
6. Гарипов Р.И., Максимова Н.Н. Значение цифрового рубля для экономики страны // Управление в современных системах. – 2021. – № 4(32). – c. 3-15. – doi: 10.24412/2311-1313-32-3-15 .
7. Запорожан А.Я. Цифровой рубль ЦБ РФ // Управленческое консультирование. – 2021. – № 6(150). – c. 32-39. – doi: 10.22394/1726-1139-2021-6-32-39 .
8. Росстат: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 10.01.2022).
9. Синельникова-Мурылева Е.В. Цифровой рубль: Риски и выгоды // Экономическое развитие России. – 2021. – № 5. – c. 36-39.
10. Корищенко К.Н. Вопросы эмиссии и обращения цифрового рубля // Актуальные проблемы экономики и права. – 2021. – № 2. – c. 280-293. – doi: 10.21202/1993-047X.15.2021.2.280-293.
11. Сильченков И.А. Криптовалюта как современный вызов экономической системе безопасности государства // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. – № 3(27. – c. 83-87. – doi: 10.31775/2305-3100-2019-3-83-87.
12. Корчагин А.Г., Яковенко А.А. Криминогенная роль криптовалюты // Юридические исследования. – 2020. – № 2. – c. 9-19. – doi: 10.25136/2409-7136.2020.2.32096.
13. Информационный портал РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61bb60a79a79472a6b835897 (дата обращения: 16.12.2021).
14. Козлова Е.И., Бессонова Д.А. Инвестиционные возможности криптовалюты (На примере биткоинов) // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2021. – № 4. – c. 583-589. – doi: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-583-589 .
15. Информационный портал Banki.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10950305 (дата обращения: 23.12.2021).
16. Консультант Плюс: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753 (дата обращения: 12.01.2022).
17. Система обеспечения законотворчества. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7 (дата обращения: 13.01.2022).
18. Информационный портал РБК: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/600574149a7947308ed29850 (дата обращения: 18.12.2021).
19. Информационный портал Rambler: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/other/44440938/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 02.07.2020).
20. Бизнес-журнал Forbes: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy/445239-minekonomrazvitia-predlozilo-priznat-majning-kriptovalut-predprinimatel-stvom (дата обращения: 08.01.2022).
21. Бизнес-журнал Forbes: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/448811-irkutskie-energetiki-nacali-povysat-tarify-dla-kriptoferm-cerez-sud (дата обращения: 08.12.2021).
22. Цакаев А.Х., Хаджиев М.Р. О влиянии криптовалют на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2020. – № 1. – c. 53-62. – doi: 10.18334/ecsec.3.1.110121.
23. Егорова М.А., Белицкая А.В. Майнинг криптовалюты в России и в мире: понятие и правовое регулирование // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 4(68). – c. 129-136. – doi: 10.17803/2311-5998.2020.68.4.129-136 .
24. Бизнес-журнал Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy/449703-ataka-na-1-mlrd-i-rascvet-igrovyh-proektov-cto-zdet-kriptoindustriu-v-2022-godu (дата обращения: 15.12.2021).
25. Шаламов Г.А., Игумнов М.Г. Бесперспективности внедрения криптовалют в России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 14(103). – c. 51-54. – doi: 10.23670/IRJ.2021.103.1.096 .

Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:42:38