Институциональная среда, способствующая росту креативности в регионе

Савельева М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (25), Январь 2009

Цитировать:
Савельева М.В. Институциональная среда, способствующая росту креативности в регионе // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 1. – С. 47-54.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11741319
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Созданию конкурентоспособности региона и реализации интересов регионального сообщества способствует институциональная среда, обеспечивающая постоянный поиск и реализацию новых возможностей в региональном развитии, взаимодействие всех участников данного процесса, стимулирование и поддержку обмена идеями между ними. Организация непрерывного потока инноваций в регионе может осуществляться структурами, являющимися консультантами органов регионального управления в сфере социально-экономического и культурного развития регионов и имеющих целью создание институциональной среды, способствующей росту креативности в регионе.

Ключевые слова: инновационное развитие, креативность, региональный аспект, региональная инновационная система, институциональная среда



Созданию конкурентоспособности региона и реализации интересов регионального сообщества способствует институциональная среда, обеспечивающая постоянный поиск и реализацию новых возможностей в региональном развитии, взаимодействие всех участников данного процесса, стимулирование и поддержку обмена идеями между ними.

Организация непрерывного потока инноваций в регионе может осуществляться структурами, являющимися консультантами органов регионального управления в сфере социально-экономического и культурного развития регионов и имеющих целью создание институциональной среды, способствующей росту креативности в регионе.

На развитие социально-экономической сферы в современном мире все больше начинают влиять такие факторы как культурные нормы, принципы, определяющие поведение людей, эффективность их взаимодействия, обучение и подготовку кадров и т.д. То же самое происходит и в регионах: доброжелательное или недоброжелательное отношение, наличие или отсутствие доверия, заинтересованность или безразличие во взаимодействии региональных органов власти, населения, бизнес-структур, общественных организаций во многом обусловливают региональные перспективы. Одним из факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона, является его институциональная среда, которая представляет собой систему формальных правил, неформальных ограничений (морали, этики) и механизмов их принудительного осуществления. [1]

Институциональная среда, обеспечивающая постоянный поиск и реализацию новых возможностей в региональном развитии, взаимодействие всех участников данного процесса, стимулирование и поддержку обмена идеями между ними, способствует созданию конкурентоспособности региона и реализации интересов регионального сообщества.

Регионы, в которых удается достичь этого, получают мощный импульс для развития. Примером могут послужить Силиконовая долина в США или Третья Италия в итальянской провинции Эмилия-Романья. В развитии последних решающую роль сыграла среда, располагающая к сетевому общению во внерабочей обстановке и контактов между представителями разных фирм. [2]

Это подтверждается концепцией «институциональной плотности» [3], суть которой заключается в том, что развитие институциональной среды региона основывается на сочетании таких элементов, как активное взаимодействие между организациями, культура коллективного представительства на политическом уровне, чувство общности производственных целей, культурных норм и ценностей. Это стимулирует предпринимательский дух и консолидирует местную промышленность, способствуя развитию доверительных отношений, обмену информацией и общему «повышению градуса» жизни регионального сообщества. [4]

При этом институты, представляющие собой правила, нормы, традиции, ценности, санкции, регулирующие взаимодействия в региональном сообществе, рассматриваются как ресурсы, которые могут быть преобразованы в новые возможности для развития региона.

Могут использоваться местные культурные традиции, а также традиционные промыслы для развития торговых зон и привлечения туристов, как например, создание «Рыбацкой деревни» в Калининградской области или «Города мастеров» в Москве. Развитию институциональной среды также будут способствовать праздники или форумы, основанные на исторических событиях или на представлениях о будущем региона. Источником новых идей, возможностей в региональном развитии может стать взаимодействие институциональной среды с другими сферами развития региона (здравоохранением, социальной сферой, торговлей, образованием и т.д.). Все это создает поддержку преобразований в социальной и экономической сферах среди местного населения и свидетельствует о необходимости создания институциональной среды, способствующей росту креативности в регионе.

Креативность является ключевым моментом в генерировании новых идей. В то же время ее проявление зависит от институциональной среды. В данном исследовании не преследуется цель подробного изучения сущности креативности и ее взаимосвязанности с институциональной средой. Креативность определяется как «творческая, созидательная новаторская деятельность» [5]; «способность индивида, характеризующаяся готовностью к продуцированию принципиально новых идей…» [6]; «способность к творческой деятельности, проявляющаяся в умении открывать новое в старом и старое в новом, делать неизвестное известным и находить в хорошо известном новые глубины неизведанного». [7] Следовательно, институциональная среда, способствующая росту креативности в регионе – это нормы, принципы, ценности и механизмы их соблюдения, способствующие генерированию новых идей, возможностей в региональном развитии. Например, среда, содействующая развитию предпринимательства, также может быть креативной, если она стимулирует появление новых продуктов, подходов к управлению предприятиями, нахождению новых рынков или ресурсов и т.д.

Креативность проявляется и в художественном искусстве, однако это не является темой данного исследования. Креатив поддерживается инновационной деятельностью, и здесь необходима институциональная основа: нормы, принципы, ценности, стимулирующие обмен знаниями между различными субъектами, в результате которого рождаются новые идеи.

При создании такой институциональной среды в регионе необходимо учитывать интересы всех участников этого процесса, сотрудничество и конкуренцию между фирмами, а также действия других регионов. Для корректировки данного процесса необходимо организовать обратную связь. Ее использование может привести к непредсказуемости последствий, однако участие широких кругов граждан, прозрачность действий региональной администрации означает разделение ответственности за развитие региона региональным руководством с местным сообществом.

Для создания институциональной среды, способствующей росту креативности, администрации региона необходимо организовать творческие процессы поиска новых возможностей и их реализации, осуществлять стратегическое управление, оценку сильных и слабых сторон инновационных проектов на разных стадиях их развития, стимулировать появление инициатив, новых идей и проектов. В рамках организации творческого процесса целесообразно проводить «форумы креативности, реализовывать программы развития креативных навыков, а также программы повышения компьютерной грамотности населения». [8]

Один из способов организации творческого процесса в регионе – проведение форума креативности, в рамках которого талантливые люди могут встретиться с теми, кто обладает ресурсами, необходимыми для реализации их идей. Он может действовать как место встречи для представителей бизнеса, университета и городского сообщества. Форум сводит опытных практиков с местными жителями, у которых есть интересные идеи, специалистов и новаторов из разнообразных областей, чтобы они смогли оценить потребности и исследовать возможности сотрудничества. Задача заключается в создании в регионе климата, благоприятствующего свободному развитию диалога по широкому кругу вопросов между разными людьми и организациями. В рамках форума могут проводиться публичные встречи, на которых люди, достигшие успеха в развитии креативных идей, рассказывают свои истории и вдохновляют других своим примером. Такого рода форумы пока еще не встречаются в практике регионального управления в России.

Организация непрерывного потока инноваций в регионе может осуществляться структурами, являющимися консультантами органов регионального управления в сфере социально-экономического и культурного развития регионов и имеющих целью создание институциональной среды, способствующей росту креативности в регионе. Такая практика получила распространение в Западных странах, где подобные организации занимаются подготовкой кадров регионального управления, продвигают продукцию местных производителей, используют ресурсы культурной сферы в преобразованиях экономики и социальной сферы.

Такие организации могут быть представлены как агентства регионального развития, исследовательские институты, консультационные центры и т.д. Их деятельность охватывает следующие аспекты региональной жизни:

- изучение потребностей и устремлений местных жителей;

- приспособление экономического развития к нуждам региона;

- организация в городах движения и передвижения (обеспечение доступности для пешеходов основных объектов, развитие общественного транспорта);

- развитие социального капитала;

- создание общественной поддержки данных проектов;

- поддержание и стимулирование здорового образа жизни;

- задействование творческого потенциала жителей в решении экономических, социальных и культурных проблем.

При этом такими агентствами используются нетрадиционные для регионального управления методы, например, метод бинарных противопоставлений, который заключается в решении таких вопросов, как:

- в чем отличие женского подхода к развитию городской среды от мужского?

- могут ли сельские модели жизнедеятельности быть полезны для городов?

- каков баланс между поддержанием традиций и стимулированием инноваций? [9]

В нашей стране существуют агентства регионального развития, однако их деятельность в меньшей степени направлена на создание институциональной среды, способствующей росту креативности, в большей степени - на реализацию традиционного понимания поддержки предпринимательства. Основные мероприятия включают в себя: содействие российским предприятиям в развитии экономических, научно-технических связей и сотрудничества с государственными структурами и общественными организациями; оказание им информационной поддержки; принятие участия в формировании и реализации социальных проектов и бизнеспрограмм; работа по утверждению норм цивилизованного бизнеса в России и улучшению отечественного инвестиционного климата, интеграции российского бизнеса в систему международного производства и глобального рынка. [10]

Одним из примеров творческого подхода к региональному развитию является работа Института культурной политики - независимого аналитического, консультационного и проектного агентства, созданного в 2002 году в Москве. [11] Его задачами являются:

- изучение культуры как ресурса общественного развития;

- способствование формированию партнерских отношений между культурой, бизнесом, властью и обществом;

- продвижение идеи развития творческих отраслей экономики и предпринимательства в сфере культуры;

- содействие росту культурных сетей;

- генерирование и реализация культурных стратегий;

- разработка новых подходов в области информационного обмена, общественных связей, менеджмента, маркетинга и фандрейзинга организаций культуры.

Институт культурной политики ежегодно проводит форум «Культура плюс», объединяющий презентации инновационных проектов в сфере культуры и открытые дискуссии по вопросам роли культуры в обществе, ее взаимодействия со средствами массовой информации, бизнесом и властью.

Также в рамках деятельности института реализуется программа «Культура и экономика», цель которой - формирование взгляда на культуру как ресурс общественного развития, совершенствование предпринимательства в сфере культуры, поиск путей сотрудничества культуры, бизнеса, власти и местных сообществ. В рамках программы Институт культурной политики работает по направлениям «Стратегии развития творческих индустрий в России» и «Развитие партнерских отношений между культурой и бизнесом».

Кроме того, осуществляется программа «Культура и гражданское общество», направленная на укрепление демократических прав и свобод: свободы высказывания идей, содействие формированию в России гражданского общества, распространение идей толерантности. Данная программа заключается в поддержке проектов в сфере культуры, инициирующих в обществе дискуссию по острым, злободневным вопросам. Программа направлена на развитие связей между культурой и экономикой, политикой, социальной сферой, укрепление сектора независимых организаций в сфере культуры, преодоление барьера между государственным и негосударственным сектором.

В сотрудничестве с сетевыми организациями и региональными властями проводятся семинары «Культура на границах», посвященные современным подходам и новым путям развития культуры. Они адресованы активным профессионалам в сфере культуры, тем, кто стремится модернизировать деятельность своей организации, добиться ее большей эффективности и открытости, выйти за узкие рамки бюджетного финансирования и найти новых партнеров.

Таким образом, институциональная среда, способствующая росту креативности в регионе – это нормы, принципы, ценности и механизмы их соблюдения, содействующие генерированию новых идей, возможностей в региональном развитии.

Созданию такой институциональной среды помогает деятельность консультантов органов регионального управления, направленная на изучение потребностей и устремлений местных жителей, приспособление экономического развития к нуждам региона, развитие социального капитала, задействование творческого потенциала жителей в решении экономических, социальных и культурных проблем.

В то же время в процессе данного исследования возникли вопросы, которые еще предстоит разрешить, в частности: какой должна быть институциональная среда, способствующая росту креативности в регионе, ее основные элементы и черты.


Источники:

1. Агентство регионального развития [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.regionrost.ru/about.php.
– Загл. с экрана.
2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Изд-во АСТ, 2006. – 1247 с.
3. Глоссарий для креативных учителей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.school-city.by/index. php?option=com_content&task=view&id=11265&Itemid=143. – Загл. с экрана.
4. Институт культурной политики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www. cpolicy.ru/cpi/index.html. – Загл. с экрана.
5. Лэндри Ч. Креативный город: пер. с англ. – М. : Издательский дом «Классика - XXI», 2006. – 399 с. – ISBN 5-89817-172-X.
6. Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики. Лекционное выступление 7 марта 1997 года: пер. Кутилиной В.Б., 2000 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.finansy.ru/publ/north.htm. – Загл. с экрана.
7. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://psi. webzone.ru/st/050200.htm.. – Загл. с экрана.
8. Amin A. and Thrift N. Globalization, Institutions and Regional Development in Europe. – Oxford: Oxford University Press, 1994.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:02:27