Поиск адекватных средств моделирования эффективной деятельности отечественных некоммерческих организаций

Завьялова Н.И.1
1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) (#4007)

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Завьялова Н.И. Поиск адекватных средств моделирования эффективной деятельности отечественных некоммерческих организаций // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 10. – doi: 10.18334/ce.18.10.121768.

Аннотация:
Сегодня некоммерческие организации в стране функционируют в сложных условиях, под воздействием множества как позитивных, так и негативных факторов, и без четких ориентиров трудно добиться успеха. В то же время в области системного моделирования (включая деловые игры, модельные сценарии и сценарное планирование) существует надежный инструментарий для разработки стратегий и предотвращения управленческих ошибок. В данной статье представлены модельные средства, которые соответствуют поставленным задачам и помогают в планировании эффективной деятельности современных организаций. В статье предложено осуществлять стратегическое планирование деятельности организаций «третьего сектора» экономики методами теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности Г.С. Альтшуллера-И.М. Верткина путем совместного использования сценарного планирования на базе деловой игры «Жизненная стратегия творческой личности», закономерностей развития коллективов и «диверсионного анализа». В работе использовались системный и диалектический подходы, междисциплинарный анализ-синтез и трансфер знаний, современные подходы к моделированию систем, включая методы стратегического и сценарного планирования. Основой для сценарного планирования служили концепции жизненного цикла организаций, квантово-экономический анализ, концептуальные взгляды ученых в сфере системоанализа на понятия «эффективность» и «экономичность» систем

Ключевые слова: некоммерческие организации; моделирование деятельности; стратегическое планирование; конкуренция; деловые игры; эффективность систем; экономичность систем

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

История «третьего сектора» экономики России сравнительно мала, что приводит к недостатку современных средств планирования и оценки эффективности некоммерческих организаций (НКО). Опросы «Deloitte» подтверждают отсутствие опыта у многих руководителей НКО. Использование методов сценарного планирования, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теории развития творческой личности (ТРЛ) Г.С. Альтшуллера-И.М. Верткина [16], концепций И. Адизеса [18] и квантово-экономического анализа (КЭА) может улучшить практику планирования в социально-ориентированных НКО.

Современность характеризуется лавинообразным ростом слабоструктурированной информации. Несмотря на мощную вычислительную технику, проблемы неопределенности нарастают. А.И. Пригожин отмечает: «…всех руководителей организаций тревожит потеря управляемости из-за усиления взаимозависимости частей организации; накопления организационной сложности; нарастания неопределенности функционирования, развития и результатов». [1, с. 11].

Сегодня большая часть НКО в России функционируют в сложной среде под влиянием множества как благоприятных, так и неблагоприятных факторов, где без определения верных ориентиров очень трудно ожидать какого-либо успеха [2]. Кроме того, многие руководители НКО испытывают трудности планирования и обоснования разумных траекторий (а затем и системы шагов) для достижения поставленных целей. При этом в сфере современного системного моделирования имеются весьма надежные средства выработки стратегий и планирования деятельности организаций, а также предвосхищения ряда типичных управленческих ошибок.

Анализ состояния вопроса.

Моделирование и прогнозирование являются ключевыми аспектами человеческой деятельности. Создание прогноза уже представляет собой управленческое решение. Существуют эффективные методы, которые комбинируют аналитические и неаналитические подходы к моделированию и обработке данных с помощью информационных технологий. Игровое моделирование стало важным элементом современных технологий форсайта и консалтинга [3].

Первая деловая игра была разработана М.М. Бирштейн в 1931 году и проведена в 1932 году, задолго до публикации книги Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна [4]. Делая акцент на имитации взаимодействия органов управления в конкретных ситуациях, М.М. Бирштейн разработала около 30 игр к началу Второй мировой войны, что было значительным достижением для того времени [5] [6].

Испытания игры «Имитация решений в высшем управленческом звене» прошли в 1957 году, где и закрепился термин «деловая игра». За 30 лет американские деловые игры прошли четыре фазы развития: локальное использование, активное распространение, профилирование по рангам и реализация на ПК [7, с. 22–26].

Методологи системного моделирования подчеркивают, что из-за сложности системных проблем невозможно отразить всю информацию в одной модели. В связи с этим возникает концепция создания системы моделей, где каждая модель фокусируется на различных аспектах процессов. Многомодельность может быть взаимодополняющей или взаимоисключающей, подчеркивая важность отображения противоречивых процессов [8]. Оппозиционные модели, аналогичные оппозиционным шкалам, отражают ранние коллективные противопоставления МЫ – ОНИ, что видно в поговорках и коллективном бессознательном [9]. Со временем бинарные шкалы эволюционировали в более сложные структуры, отражая переход от мифов к реальности.

Суть сценарного метода состоит в изучении внешней среды организации с целью выявления заранее определённых факторов и основных неопределённостей, а также их сочетание для разработки альтернативных сценариев развития в будущем. [10, 11]. Наличие сценария помогает руководителю организации оценить возможности и риски воздействий на процессы, приводящие к приемлемым или неприемлемым для организации исходам. Поэтому сценарный анализ – надежный способ мониторинга макроэкономической, политико-социальной и технологической среды, он – основа стратегического планирования. Апробация сценарного планирования в начале 1970-х гг. дала возможность компании Royal Dutch Shell предсказать нефтяной кризис и подготовиться к нему. В итоге компания, ранее не входящая в топ-10 нефтяных компаний мира, после выхода рынка из кризиса оказалась в пятерке сильнейших [12].

К середине 1980-х гг. метод сценариев вошел в тройку наиболее популярных методов долгосрочного планирования и использовался 68% крупных компаний [13]. Однако если ранее сценарный подход использовали крупные компании, то сегодня его используют и средние организации [14, 15].

Ранее нами в работе [2] были вскрыты уникальные возможности применения к сфере деятельности НКО исследований Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина [16] по теории развития творческой личности (ТРТЛ) касаются целеполагания. Особенно интересует модель деловой игры «Жизненная стратегия творческой личности» (ЖСТЛ), представленная в формате шахматной партии из 90 ходов. Главная идея ЖСТЛ – создание «идеальной партии» в «игре» ТЛ с учетом внешних и внутренних обстоятельств. Внешние обстоятельства (ВО) включают сопротивление среды: материальные потребности, семья и общество. Внутренние обстоятельства связаны с проблемами, например, необходимостью сбора и обработки большой статистики. [16, с.11–184].

Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» (цит. по [17]. Подтвердим адекватность нашей идеи трансфера модели ЖСТЛ в сферу сценарного планирования развития НКО мыслью И. Адизеса: «Организации в пору своего расцвета имеют сходство с самоактуализированными людьми: они знают, кем они являются и кем не являются и что они хотят делать в будущем. Они обладают чувством цели и чувством того, что они будут и чего не будут делать…» [18, с. 88].

Попытки осмысления будущего сложны из-за многофакторности и высокой информационной неопределенности. Б.Л. Злотин и А.В. Зусман столкнулись с этим в 1982 г. в процессе решения исследовательских задач (при объяснении причин непонятных эффектов и явлений). В ходе попыток построения алгоритма решения задач трех типов («детектив» («технический детектив»), «производственный детектив», «объяснение причин, механизма явления, наблюдаемого в природе») ими предложен прием «обращение исследовательской задачи» – перевод задачи «на обнаружение (на измерение)» в задачу «на изменение» [19, с. 49–50].

Сущность «диверсионного» подхода («диверсионки») заключается в том, что вместо вопроса «Какие дефекты возможны в конструкции?» задается вопрос: «Как их испортить?». Это связано с обнаружением скрытых дефектов, которые не могут вовремя выявить отдел технического контроля, заказчик и другие заинтересованные лица. По сути, речь идет о придумывании диверсии, откуда и название подхода. После разработки диверсии необходимо проверить, реализована ли она на практике и есть ли вероятность её реализации [19, с. 84].

К настоящему времени «диверсионка» получила развитие в рамках системы работ «Управляемая эволюция», проводимых в США Детройтской школой ТРИЗ [20]. Диверсионный подход успешно апробирован на социальных системах (см. например, работу [21]), поэтому полученный опыт можно распространить на моделирование (прогнозирование) деятельности НКО.

В типологии А.И. Пригожина этот подход под именем «Организация есть Дело» трактуется как логистический, ведь деятельность организации – всеобщая цепь взаимодействий (процесс получения, транспортировки, переработки, складирования, поиска сбыта, поставок клиентам произведенных продуктов и услуг) [22, с.25]. Важность использования методов ТРИЗ получила отражение в профессиональном стандарте управляющего (руководителя) организации [23].

Таким образом, проблемным полем является исследования по моделированию и прогнозированию в управлении организациями, особенно в контексте развития некоммерческих организаций. Цель - исследовать применение метода сценариев и модели деловой игры «Жизненная стратегия творческой личности» (ЖСТЛ) для прогнозирования развития некоммерческих организаций. Научная новизна: предложение перехода от традиционного подхода к стратегическому планированию в НКО, основанного на оптимизационных моделях к применению интегративного подхода, объединяющего методы сценариев и моделирования с учетом особенностей НКО.

Авторская гипотеза состоит в том, что метод сценариев в сочетании с моделью ЖСТЛ позволит:

1. Создать более реалистичные и точные прогнозы развития НКО, учитывающие внутренние и внешние факторы;

2. Разработать эффективные стратегии для НКО, учитывающие уникальные особенности их деятельности;

3. Повысить эффективность управления НКО, ориентируясь на долгосрочный успех и устойчивое развитие.

Материалы и методы

В работе использовались: системный и диалектический подходы, междисциплинарный анализ-синтез и трансфер знаний, современные подходы к моделированию систем, включая методы стратегического и сценарного планирования. Основой для сценарного планирования служили наработки по ТРИЗ-ТРТЛ («диверсионный анализ», закономерности развития коллективов (ЗРК) и ЖСТЛ), концепции жизненного цикла организаций (ЖЦО), квантово-экономический анализ (КЭА), концептуальные взгляды ведущих ученых в сфере системоанализа (А.В. Птушенко, Ф.П. Тарасенко) на понятия «эффективность» и «экономичность» систем [27].

Результаты исследования и их обсуждение

Во всем мире «третий» сектор экономики служит амортизатором между потребностями населения и возможностями государства по решению социальных задач. Именно организации «третьего» сектора сегодня становятся повсеместно альтернативой различным формам лоббирования властных структур, причем не всегда цивилизованных. Поэтому так важно грамотное управление развитием НКО и регулирование их функционирования со стороны государства в деле предоставления услуг населению в соответствии с основными направлениями социальной политики. В свете этого выработка стратегий НКО, выполняющих социальные функции в условиях усиливающейся регионализации социальной жизни, представляет важную научную проблему [24]. Исследователи отмечают, что ограничения приносящей доход деятельности НКО незначительны и позволяют НКО принимать активное участие в хозяйственном обороте [25, с.14 ]. Однако имеются проблемы выравнивания условий конкуренции среди НКО в стране. В условиях отсутствия единого перечня НКО, учрежденных государством и отсутствия федерального закона, устанавливающего требования к их прозрачности создается ситуация, неблагоприятная для конкуренции НКО – с позиций равенства доступа к бюджетным средствам [26].

В последние годы высшее руководство страны всё чаще поднимает вопросы сбережения и наращивания человеческого капитала (ЧК), который является ключевым фактором инновационной экономики. Развитие человеческого капитала связано с улучшением качества жизни. Ведущие учёные считают, что средняя продолжительность жизни населения — наиболее важный критерий эффективности экономики. Согласно А.В. Птушенко, «если удастся найти его адекватное математическое выражение, связывающее аналитически (или корреляционно) со всеми аргументами, характеризующими эффективность всех подсистем общества, зависящих от функционирования экономики, и, в свою очередь, влияющих на условия жизни человека, – задача оценки эффективности экономики будет решена в наиболее полной постановке» [27, с. 32.].

За период с 1995 г. по 2018 г. доля частных затрат на медицину выросла с 16% до 39% (сравним: в общих расходах на здравоохранение она составляет: 23% в Бельгии и Франции, 16% и 15% – в Японии и Норвегии) [28]. Впервые в отечественной литературе оценку ЧК нашей страны по методу Джоргенсона-Фраумени провел Р.И. Капелюшников [29]. По ней в 2010 г. запас ЧК России был более 600 трлн руб. – по 6 млн руб. на душу населения, он в 13 раз превосходил ВВП и в 5,5 раз – объем физического капитала страны. По паритету покупательной способности Россия располагала в 2010 г. ЧК в размере до 40 трлн долл. (его уровень в расчете на душу населения приближался к 400 тыс. долл.). Интерес отечественных исследователей к проблеме в последнее десятилетие постоянно нарастал, что видно по публикациям [30].

Сравнение характеристик ЧК, связанных с обучением специалистов России, с аналогичными характеристиками работников 16 зарубежных стран (по данным ISSP «Work Orientation» за 2015 и 2005 гг.) показало отставание характеристик (базового образования, опыта, дополнительного профессионального образования) российских работников от зарубежных. [31]. По ним Россия сопоставима лишь с Индией, Венесуэлой и Мексикой.

Услуги в медицине, образовании и культуре относятся к социально-культурным. В 1970-е годы в Советском Союзе работала пятая часть врачей мира, и хотя расходы на пациента были в 10 раз меньше, чем в США, объем услуг отличался лишь в 2 раза. При дефиците оборудования врачи, получавшие фиксированные оклады, лучше осматривали пациентов и точнее ставили диагнозы, так как рассматривали их как пациентов, а не клиентов. [32].

На протяжении последнего десятилетия совокупные расходы на культуру за счет всех источников финансирования в абсолютном выражении росли, их доля в ВВП весьма незначительна (в 2020 г. была лишь 0,62%). Сокращается сеть библиотек, запланированное 100% подключение к Интернету реализовано в 2020 г. лишь в 6 регионах. Хотя число кинотеатров выросло на 26%, по всей стране, особенно на селе, их не хватает. Плановый, в 12% охват детей занятиями в ДШИ достигнут лишь в 7 регионах, а в селах – только в 4. Повсеместно в сфере культуры имеется дефицит кадров из-за низкой оплаты труда [33].

Проблемы здоровья людей, образования и культурного уровня населения естественным образом присутствуют в теории ЧК. В свете теории благ культуру, здравоохранение, образование и науку относят к группе смешанных, чаще мериторных (от англ. merit goods) благ, способствующих развитию человека и личности. Концепция мериторики (по Р. Масгрейву) напрямую связана с интересами государства в целом, которые не проявляются в индивидуальных предпочтениях. Потребление этих благ отвечает долгосрочным интересам государства и объективно необходимо сегодня в условиях формирования «новой экономики» в России [34, 35]. Деятельность, способствующая процессам потребления этих услуг (а все они имеют свои особенности) является «жизненным» пространством множества социально ориентированных отечественных НКО (табл. 1).

Таблица 1

Специфика услуг в образовании, медицине и сфере культуры

Сфера
Особенности услуг
Медицина
- Играет ключевую роль в жизнедеятельности человека.
- Прогнозирование потребностей в услугах сложно, требует значительных резервов.
- Существует информационная асимметрия между потребителем и производителем услуг.
- Необратимость, особенно при оперативном вмешательстве.
- Публичный эффект от услуги может быть нулевым (полное излечение) или отрицательным (некачественная услуга).
Образование
- Инвестиционный характер повышает востребованность работника и капитализацию активов.
- Социально-экономический эффект проявляется с задержкой.
- Личная мотивация к потреблению возрастает с его увеличением.
- Производство и потребление — дискретный и длительный процесс.
- Эффект может быть нулевым (неиспользованные знания) или положительным (реализация навыков).
Куль-тура
- Узкая пространственно-временная локация.
- Объект купли-продажи — условия освоения результатов культурной деятельности.
- Возможен временной лаг между экономическим и социальным эффектом.
- Воздействует не только на прямых потребителей, но и улучшает имидж спонсоров.
- При потреблении нарастает ценность и может проявляться публичный эффект, который может быть как отрицательным (антиобщественное поведение), так и положительным (формирование развитой личности).
Источник: составлено автором по данным [34,35]

Для уверенного достижения своих целей организациям «третьего сектора» важно уметь планировать свою деятельность. Рассмотрим подробнее источники, ставшие основой наших предложений по использованию модели деловой игры «ЖСТЛ» в планировании деятельности НКО. Результаты исследований коллективов разных типов (производственных и научных, общественных и религиозных) позволили разработчикам ТРИЗ выявить общесистемные закономерности их развития [36, с.255–264]. Их анализ позволил прийти к выводу, что жизнь коллектива полностью зависит от того, на каком из этапов развития S-образной кривой находится Дело, для которого создан коллектив. При моделировании любых систем исключительно важно корректно задать граничные условия. Для этих целей при выявлении закономерностей развития коллективов авторы исследования [19] сформулировали в качестве аналога граничных условий следующие исходные положения (табл. 2).

Таблица 2

Исходные положения (граничные условия моделирования)


Сущность и комментарий
1
Особенности коллектива любой организации зависят от лидера и членов (их компетентности, моральных качеств и т.п.). Главный фактор, определяющий свойства коллектива, – положение на одном из трех этапов S-образной кривой развития системы.
2
Каждый коллектив является производителем и потребителем материально-информационных потоков, структура которого формируется величиной и структурой проходящего потока и меняется скачком при достижении определенного уровня. После возникновения коллектив стремится к сохранению (гомеостазису) и развитию
3
После возникновения коллектив стремится к сохранению (гомеостазису) и развитию
4
Члены коллектива стремятся к повышению идеальности, что для человека означает увеличение положительных эмоций, возникающих при удовлетворении низших (физиологических) и высших (социальных) потребностей. Отрицательные эмоции связаны с расплатой за положительные.
5
Существует два типа управления коллективом: силовое (вынуждающее) и увлекающее (стимулирующее). Первое основано на угрозе снижения удовлетворяемых потребностей и повышении факторов расплаты (наказания). Второе использует поощрение через удовлетворение потребностей низшего и высшего порядков, при этом успех высших функций возможен лишь при удовлетворении низших.
Источник: составлено автором по данным [19]

Целям диагностики этапов развития коллективов служит отобранная разработчиками ТРИЗ компактная система показателей (индикаторов). В их числе: парадигма; цель и ценности коллектива; его численность и структура; отношения людей между собой и с внешней средой; дисциплина и распределение благ; распределение информации; воспитание членов коллектива [19, с.114–115]. Вербальная модель (в виде текстового описания) этапов развития коллективов на базе приведенной выше системы индикаторов дана в табл. 3.

Таблица 3

Вербальная модель этапов развития коллективов

Этап
Наиболее характерные диагностические признаки этапа
I
Дело активизирует творческую личность и начинается с малого коллектива энтузиастов. На первом этапе факторы развития личные: любознательность, желание помочь или стремление к карьере. Несмотря на разные интересы, коллектив формируется, хотя общество не осознает необходимости Дела. Лидер убеждает других в его важности. Коллектив мал, молод и демократичен, дисциплина основана на добровольном подчинении. Работа осуществляется на общественных началах, плата – моральное удовлетворение. Конкуренции нет, есть свободный обмен информацией и дружеская атмосфера. Профессиональный язык прост, в коллектив легко попасть, а срок «ученичества» невелик. Трудности отсекают корыстных людей, некоторые принимают ценности коллектива. В конце этапа, когда Дело становится известным, начинают приходить карьеристы, что полезно для развития, но может привести к его «порче» на следующем этапе. Объективно это полезно для развития Дела, но служит залогом его «порчи» на III этапе
II
Сообщество начинает осознавать значимость Дела, что инициирует процесс его развития. Замедление на этом этапе связано с трудностями в мобилизации ресурсов и подготовке людей. Прогресс затрудняется методом проб и ошибок. Обычно это преодолевается за счет привлечения большего числа участников. Основное противоречие заключается в том, что меры по развитию коллектива способствуют успеху Дела, но одновременно могут привести к его деградации. Это проявляется в замене Лидера на более управленческого типа, усложнении структуры, снижении уровня демократии, а также увеличении зарплат и материальных благ. Изменяется моральный облик коллектива: деловые качества становятся приоритетными, а моральные уходят на второй план. Возникает необходимость поддерживать дисциплину, усложняется профессиональный язык, а Дело становится престижным с ограниченным доступом для новичков.
III
Застой не так очевиден: продукция выпускается, отчеты публикуются, но рост отдачи не успевает за затратами. Главный фактор развития — потребности общества, однако тормозят исчерпание ресурсов и нежелание коллектива к изменениям. Интересы коллектива и общества расходятся: общество требует прогресса в Деле, в то время как коллектив стремится к самосохранению. Если коллектив одерживает победу, развитие Дела замедляется, и вместо этого увеличивается объем отчетности. Коллективы, созданные для борьбы с общественным злом, начинают с ним сливаться, а те, что должны поддерживать общество, начинают ему противодействовать. Лидирующие позиции захватывает управленческий аппарат, а отбор заменяется личной преданностью. Бюрократы заменяют творческих администраторов, создавая круговую поруку и номенклатурную непотопляемость.
Начинается ревизия законов, множатся инструкции, контроль осуществляется по промежуточным показателям. Дисциплину Дела заменяет дисциплина поведения, исчезает демократия. Критерии оценки труда меняются: платят не за результат, а за отработанное время. В коллективе множится ложь, растет разочарование и алкоголизм, снижается компетентность руководства. Личные и общественные интересы расходятся, портится моральный климат.
Для развития Дела нужна полная реорганизация коллектива, но это сложно из-за защиты бюрократов и союзников.
Источник: составлено автором по данным [15]

В книге Г.С. Альтшуллера и А.Б. Селюцкого [37, с. 104–111.] не только дан анализ «эстафеты» S-образных кривых, но и вскрыта причинно-следственная связь этапов S-образного развития техники с рядом её важнейших качественно-количественных показателей (уровнем и количеством изобретений, а также практической отдачи от изобретений в разные этапы «жизни» технической системы).

В работах последнего времени, при ответе на вопрос, когда экономическая система должна отказаться от старой модели развития и перейти на новую траекторию авторы указывают на непонимание рядом ученых того, что функционирование систем идет в рамках реализованного принципа действия (закона, парадигмы), поэтому изменение принципа – это уже другая система. Часто наблюдается путаница процессов функционирования и развития систем, выдача ЖЦ единичной системы за цикл развития системы в целом [38].

Адекватным средством моделирования перспектив развития современных организаций является апробированная в США методика технико-экономического обоснования или «квантово-экономического анализа» (КЭА) [39]. Главная идея КЭА состоит в том, что в ходе анализа важны не сами уровни развития продукта (сервиса), организации (компании) и рынка, а правильное («разрешенное») сочетание этих уровней. В методике КЭА продукты, находящиеся на четырех уровнях развития технических систем кодируются TS1, TS2, TS3, TS4; компании уровней с первого по третий – С1, С2, С3; рынки пяти уровней – М0, М1, М2, М3, М4. Тогда любое производство вне зависимости от того, что именно оно выпускает, описывается кортежем, где первым идет символ уровня продукта, вторым – символ уровня производящей компании, третьим – символ уровня рынка. По необходимости добавляют уровни описания состояния внешней среды (например, состояние экономики: Ее – экономический бум, Еs – cтагнация, Еr – рецессия).

Однако методика КЭА не оригинальна, отечественные бизнес-консультанты с 1990-х гг. эксплуатируют свой аналог «таблицы Д.И. Менделеева» в бизнесе – трехмерный морфологический куб, стороны которого состоят из 3 отрезков (рис. 1). Мир бизнеса помещен ими в условные 27 ячеек [40].

Алгоритм «бизнес-куба»: 1. Определить фазу развития товара/услуги (зависимость от времени). 2. Определить фазу развития рынка (зависимость от времени).3. Определить фазу развития организации (зависимость от времени).4. Проставить координаты бизнеса в «бизнес-кубе». 5. Рассмотреть факторы внутри каждого «кубика»: кто покупатель; какие маркетинговые стратегии подходят; какая рекламная стратегия необходима; какая ценовая политика должна быть; как изменить систему производства и продажи для максимальной прибыли; каковы отношения с конкурентами; как взаимодействовать с властями и контролирующими органами 6. Получить конкретные рекомендации для вывода организации из кризиса или его развития.

Рынок

(2)

Товар/услуга (1)

Фирма (3)

Рис. 1. «Бизнес-куб» В.Г. Сибирякова-Л.Н. Семеновой [40]

Обзор публикаций последних десятилетий показывает, что интерес к исследованиям ЖЦО лишь нарастает из-за возрастающей конкуренции в мире и важности выявления источников организационного развития и причин упадка организаций. Значимое эмпирическое исследование выполнено на базе почти 600 предприятий страны Г.В. Широковой [41]. Несмотря на то, что Широковой сделан вывод о тенденции создания множества эмпирических моделей ЖЦО для разных типов организаций [41], в ряде работ последнего времени продолжаются попытки поиска интегральных моделей [42] и сгущения множественности ЖЦО для целей управления (так, в работе А.В. Тебекина приведен неполный свод, состоящий из 30 моделей разных авторов (от Дж. Дэвиса до Ф. Хо), датированный 1961–2006 годами [43]).

С позиций упомянутых нами ранее идей многомодельности [8] в современном мире считаем создание обобщенных моделей неперспективным делом, ведь полезнее заниматься обобщенной методологией для устранения противоречий между моделями [41, с.17], за последние 30 лет в экономике ярко проявилась тенденция существенного сокращения ЖЦ продуктов из-за ускорения научно-технического прогресса. Современные технологии производства, коммуникаций, возросшая активность капитала и доказанная нерациональность поведения клиентов меняют отношения на рынке и не вписываются в парадигму устойчивости неоклассической теории [44].

Трудности перехода с одной S-кривой на другую одним из первых исследовал У. Бриджес [45]. В его модели разведены понятия «изменение» и «переход». Позже Дж. Коттер сделал вывод, что процесс изменений требует определенной последовательности шагов, причем нарушение или отказ от какого-то из них ведет лишь к иллюзии перемен [46].

В настоящее время исследование характеристик этапов ЖЦО и переходов между ними продолжается. В одной из последних работ сделана попытка найти подход к определению этапа жизненного цикла организации [47]. Для этого предложен опросник в виде матрицы размерностью 12х4, где в 12 строках расположены вопросы-параметры (цели и задачи; её контролируемость и предсказуемость; уровень приспособляемости к изменяющимся условиям; ответственные за принятие решений; характер общения; характер менеджмента; уровень интереса к новым технологиям и рынкам; темп роста продаж; потенциал роста; приоритет; тип планирования; организационная модель), а в 4 столбцах – этапы ЖЦО: становление (А), рост (В), зрелость (С), старение (D).

Посмотрим на потенциал деловой игры ЖСТЛ Альтшуллера-Верткина, модельных представлений развития коллективов (табл. 2 и 3), «квантово-экономического анализа», «бизнес-куба» и «диверсионки» с позиций оценки пригодности для осуществления сценарного планирования деятельности НКО. Их достоинства видятся в следующем.

1. Все эти модели процессные, что соответствует выводам ведущих исследователей [41] о перспективах в моделировании ЖЦО.

2. Модель ЖСТЛ максимально «личностна», в ней речь идет не просто об активной личности (АЛ), а о вершине («акме») развития личности человека как творческой личности, в Древней Греции под «акме» понималось соматико-физиологическая и психо-социальная зрелость личности.

3. Модельные наработки по ЖСТЛ и ЗРК базируются на выявлении и преодолении противоречий – движущих сил систем любой природы. Модели ЖСТЛ и ЗРК выгодно отличаются от массы работ, посвященных ЖЦО, где речь идет лишь о конфликтах, хотя они, с позиции ТРИЗ, предикторы или, наоборот, результаты разрешения противоречий.

4. Модель ЖСТЛ, на наш взгляд, претендует на роль одной из самых прогрессивных междисциплинарных моделей социально-психологического и социально-политологического типа, пока ещё слабо понятая исследователями. Сошлемся на работу [48, с.10], где в процессе обоснования критериев оценивания эффективности деятельности НКО на всех этапах ЖЦО её автор вышел на анализ социологического, социально-психологического, экономическо-политологического подходов/

5. Модель ЖСТЛ уже является максимально обобщенной (интегративной), в неё вошли обобщенные приемы разрешения противоречий, найденных лучшими представителями человечества для выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Поэтому при использовании ЖСТЛ (как универсального модельного средства) к деятельности конкретного НКО происходит, де-факто, переход от общего к единичному. ЖСТЛ подсказывает разработчикам сценарного плана конкретной организации варианты сильных шагов по достижению целей.

6. В ЖСТЛ на всех трех этапах (дебюта, миттельшпиля и эндшпиля) предусмотрены ходы по превентивному предотвращению раннего «загиба» S-кривой развития в виде выбора ДЦ1 (8 ход дебюта), переход к ДЦ2 (53 ход миттельшпиля), переход к ДЦ3 (67 ход эндшпиля), где ДЦ – это аббревиатура Достойной Цели творческой личности (подробнее обоснование важности ДЦ изложено нами в работе [2]).

7. В процессе применения модели ЖСТЛ осуществляется переход на уровни нано- и нейро-экономики, а это ни что иное как уровень личности в организации (см. работу [49]).

Для ориентиров оценки эффективности планирования и деятельности НКО надо использовать представления ведущих экспертов системного анализа-синтеза. Согласно А.В. Птушенко, системы, с одной стороны, обладают высокой эффективностью, а с другой – экономичностью. Эффективность отражает, насколько хорошо система справляется с конкретной задачей в данной ситуации. Экономичность системы измеряется в денежном эквиваленте и тем выше, чем меньше общие затраты на ее создание и эксплуатацию при заданном уровне эффективности [27, с. 26–27]. Поэтому в ходе планирования и реализации деятельности важно понять, о какой эффективности идет речь в конкретной ситуации: «по целям» или «по средствам» [50].

Компания «Deloitte» использует для самооценки организационной зрелости НКО следующую пятиуровневую модель (табл. 4).

Таблица 4

Модель организационной зрелости НКО (от компании «Deloitte» [51] )

Уровень
Характеристика
Старто-
вый
Планирование на уровне отдельных инициатив. Подходы к реализации деятельности не сформулированы (есть на краткосрочную перспективу). Деятельность ведется стихийно, её ключевые направления – в стадии формирования
Фраг
ментар-
ный
Планирование на уровне комплекса инициатив. Подходы к осуществлению деятельности сформулированы, но четко не описаны, не используются или не всегда используются на практике. Сотрудники слабо вовлечены в дело формулирования направлений и правил осуществления дел. Ответственность закреплена разрозненно. Акцент на внутреннем развитии организации, взаимодействие с внешней средой поддерживается неактивно или идет стихийно
Регла-менти-руемый
Среднесрочное планирование на уровне программ/направлений деятельности. Подходы к осуществлению деятельности определены, частично регламентированы и осознанно выполняются на практике, в т.ч. с активным вовлечением сотрудников. Ответственность за каждое направление деятельности закреплена в соответствии с компетенциями сотрудников. НКО открыта к внешнему взаимодействию, осознает его роль, иногда выступает его инициатором
Систе-
матичес-
кий
Средне-долгосрочное планирование на уровне развития программ / направлений деятельности и самой НКО. Подходы к осуществлению деятельности осознанно используются на практике и закреплены документально, регулярно пересматриваются и распространяются, в т.ч. на внешние заинтересованные стороны. Ответственность распределена между сотрудниками по профильным направлениям и сформулирована. Деятельность НКО прозрачна не только на уровне, предусмотренном законодательством. НКО открыта к обмену опытом
и взаимодействию с внешними заинтересованными сторонами, зачастую выступает инициатором взаимодействия. Существуют элементы системы управления рисками и получения обратной связи от внешней аудитории
Продви-нутый
Долгосрочное планирование. Развитие НКО определяется исходя из стратегии развития программ деятельности. Подходы к ведению деятельности внедрены в соответствии с лучшими практиками и инновационными решениями. Подходы, принципы распределения ответственности понятны сотрудникам. Деятельность НКО прозрачна, информация о ней доступна внешней аудитории и может служить примером. Подходы к осуществлению деятельности актуализируются, в т.ч. с учетом обратной связи от внешних заинтересованных сторон. Внешнее взаимодействие осуществляется на принципах доверия и партнерства. Налажена система управления рисками
Источник: составлено автором по данным [51]

По замыслу компании, инструмент самооценки поможет НКО определить свой текущий уровень зрелости по каждой из областей организационного развития. Модель опирается лишь на переменные (области развития): 1) связь с миссией и ценностями; 2) планирование и операционная деятельность; 3) коммуникация с заинтересованными сторонами; 4) организационная структура и управление человеческим капиталом; 5) управление рисками и соблюдение требований законодательства [52]. Нетрудно заметить, что предлагаемые нами модельные средства более технологичны и обладают рядом заметных диагностических преимуществ.

Заключение

Сравнительно малая история «третьего сектора» экономики современной России – это одна из причин слабости арсенала современных средств в сфере планирования и оценки эффективности деятельности этих организаций. Отсутствие опыта и знаний у многих руководителей НКО по этим вопросам подтверждают опросы компании «Deloitte» по поводу «организационной зрелости» их организаций. Нам представляется, что совместное использование методов сценарного планирования, модельных наработок по ТРИЗ-ТРТЛ (деловой игры ЖСТЛ, закономерностей развития коллективов, «диверсионного анализа»), концепций И. Адизеса, квантово-экономического анализа (КЭА) и уточненных понятий показателей эффективности систем способно улучшить практику планирования целенаправленной деятельности социально-ориентированных НКО страны. Предложенный инструментарий модельных средств может быть активно использован в практике управленческого консультирования деятельности организаций «третьего сектора»


Источники:

1. Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 402 c.
2. Ахтямов М.К., Завьялова Н.И. Социальные ориентиры и проблемы целеполагания в некоммерческих организациях России // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 389-410. – doi: 10.18334/lim.10.2.117477.
3. Волошин П.В. Игровое стратегическое моделирование в управлении и бизнес-консалтинге // Информационные технологии в образовании, науке и производстве: Минск: БНТУ. Минск, 2018. – c. 10-15.
4. John von Neumann, Oskar Morgenstern. Theory of Games and Economic Behaviour. – Princeton University Press, 1944. – 625 р
5. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989. – 303 c.
6. Галицкий А. Еврейка из Петербурга у истоков деловых игр. [Электронный ресурс]. URL: http://old.jeps.ru/modules.php? name=Content&pa= showpage&pid=2213&r=y (дата обращения: 25.08.2024).
7. Вульф Д. История происхождения и распространения деловых обучающих игр // Деловые игры в мире. / мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Белые ночи», посвящ. 60-летию дел. игр. 23-26 июня 1992 г. в 2 т. Т.1 / Под ред. Р.Ф. Жукова, М.М. Бирштейн. - СПб.: Изд-во СПбИЭИ, 1992. – 160 c.
8. Гвишиани Д.М., Новик И.Б., Пегов С.А. Природа моделей и модели природы. - М.: Мысль, 1986. – 270 c.
9. Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. - М.: Радио и связь, 1989. – 184 c.
10. Ringland Gill Scenario Planning: Мanaging for the Future. - Chichester; New York: Wiley, 1998. – 407 p.
11. Mats Lindgren, Hans Bandhold Scenario Planning: The Link between Future and Strategy. - Palgrave Macmillan, 2003. – 240 p.
12. Pierre Wack Scenarios: Shooting the Rapids. - Harvard Business Review, 1985. – 139–150 p.
13. Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 2. – c. 56–63.
14. Дроздов И.Н., Бондарь Д.А. Сценарный подход к развитию организации в сфере ресторанного предпринимательства // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2517–2532.
15. Плешакова М.В., Лунев В.Д. Возможности использования сценарного планирования при распределении ресурсов на производственном предприятии (зарубежный опыт) // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 1 (57). – c. 64–70.
16. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности. - Петрозаводск: Карелия, 1991. – 365 c.
17. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. – 2001. – № 5. – c. 49–58.
18. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 512 c.
19. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. - Кишенев: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдовеняскэ, 1991. – 204 c.
20. Boris Zlotin and Alla Zusman: Directed Evolution: Philosophy, Theory and Practice. – Ideation International Inc., 2001. – 103 p
21. Пашутин С. Как организовать «диверсию» в своей компании // Управление компанией. – 2003. – № 3(22). – c. 20–22.
22. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. – 863 c.
23. Профессиональный стандарт. Управление (руководство) организацией. – Национальный центр сертификации управляющих, 2010. – 100 с
24. Васильев Г.Г. Формирование стратегии развития некоммерческого сектора российской экономики. / автореф. дис...д-ра экон. наук. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005. – 48 c.
25. Коновалова Ю.В. Управление конкурентоспособностью некоммерческих организаций на рынке социальных услуг. / автореф. дис… канд. экон. наук. - Самара: СГЭУ, 2009. – 24 c.
26. Бегтин И. Некоммерческий бюджет: как чиновники стали использовать НКО в своих целях. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ opinions/politics/13/03/2020/ 5e69e70a9a7947737fc79cf3 (дата обращения: 25.08.2024).
27. Птушенко А.В. Системная парадигма права. - М.: Моск. издат. дом, 2004. – 448 c.
28. Развитие человеческого капитала – не главный приоритет российских властей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/editorial/2022-11-22/2_8596_editorial.html (дата обращения: 25.08.2024).
29. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. – 76 c.
30. Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г., Авдеева Д.А. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала. / докл. к XX Апр. междунар. научн. конф. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. – 51 c.
31. Латова Н.В., Латов Ю.В. Опоздавшие к третьей образовательной революции (компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов) // Journal of Institutional Studies. – 2020. – № 2. – c. 67–85.
32. Дорошенко И. Медицина и образование в СССР. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2011/06/04/662 (дата обращения: 25.08.2024).
33. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности услуг культуры для населения» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 29.06.2021 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/1fa/24gq7ws9u2toxd2 e5sqpy7lpitstlil7.pdf (дата обращения: 25.08.2024).
34. Морозов Н.А. Здоровье населения как национальное общественное благо. / автореф. дис… канд. экон. наук. - М.: МГУ, 2009. – 29 c.
35. Корчагина Т.В. Мериторные блага в условиях формирования экономической системы нового типа. / автореф. дис… канд. экон. наук. - М.: РЭу им. Г.В. Плеханова, 2011. – 29 c.
36. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. – 381 c.
37. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. - Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 c.
38. Довбий И.П., Шмаков Б.В. Кривые Альтшуллера-Фостера в инновационном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2016. – № 2. – c. 105–111.
39. Шнейдер А., Кацман Я., Топчишвили Г. Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге. - М.: Изд-во АСТ, 2002. – 232 c.
40. Сибиряков В.Г., Семенова Л.Н. Бизнес в кубе. / Тез. докл. науч.-практ. конф. по теории решения изобретательских задач. - Петрозаводск: МАТРИЗ, 1999. – 129–130 c.
41. Широкова Г.В. Жизненные циклы российских предпринимательских фирм: методология исследования и основные стадии. / автореф. дис… д-ра экон. наук. - СПб.: СПбГУ, 2010. – 45 c.
42. Будова Е.В. Интегральная модель жизненного цикла организации // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. – 2013. – № 5. – c. 56–62.
43. Тебекин А.В. Управление стратегией бизнеса организации на основе модели жизненного цикла Дж. Гарднера // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 5(49). – c. 3-10.
44. Берг Д.Б., Ульянова Е.А., Добряк П.В. Модели жизненного цикла. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 74 c.
45. William Bridges Managing Transitions: Making The Most Of Change. - Da Capo Lifelong Books, 1991. – 144 p.
46. John P. Kotter Leading change. - Boston. Harvard Business School Pr., 1996. – 187 p.
47. Иващенко Н.С. Определение этапа жизненного цикла организации // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 12(102). – c. 32–36.
48. Тарханова Е.Г. Оценка социально-экономической эффективности деятельности некоммерческих организаций. / автореф. дис… канд.экон. наук. - Иркутск: БГУЭП, 2012. – 24 c.
49. Ахтямов М.К., Завьялова Н.И., Лихолетов В.В. Моделирование путей наращивания конкурентоспособности современных организаций в экономике знаний // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1367–1384.
50. Тарасенко Ф.П. О роли ошибок в управленческой деятельности // Проблемы управления в социальных системах. – 2011. – № 4. – c. 30–48.
51. Рекомендации по использованию модели организационной зрелости НКО в рамках проведения процедуры самооценки. - М.: Deloitte, 2021. – 10 c.
52. Анкета. Оценка зрелости НКО. - М.: Deloitte, 2021. – 24 c.

Страница обновлена: 27.09.2024 в 19:58:58