Копинг-поведение будущих специалистов экономического профиля в ситуации личного финансового риска

Матчинов В.А., Моисеева И.Г., Вострикова В.В., Савкина А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Матчинов В.А., Моисеева И.Г., Вострикова В.В., Савкина А.А. Копинг-поведение будущих специалистов экономического профиля в ситуации личного финансового риска // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 10. – doi: 10.18334/ce.18.10.121745.



Введение

Инновационная деятельность и динамичное социальное развитие создает положительный эффект для экономики, образования и науки, но также может использоваться, например, для создания трудной жизненной ситуации, совладание с которой у человека может и не произойти. Последствия этой ситуации, созданной с помощью сложных телеметрических средств или социальной инженерии, могут складываться в непредсказуемую совокупность стрессовых факторов, нередко связанных с различными финансовыми рисками.

Однако в контексте широко распространившейся деятельности по повышению финансовой грамотности населения особенно актуальным становится поиск пути разрешения проблемы формирования совладающего с такими ситуациями поведения будущих специалистов экономического профиля. Эти специалисты в будущем представляют собой не только человеческий капитал для государства и экономики [11]; [14], но и эталонную группу специалистов, поскольку именно они становятся волонтерами финансового просвещения, а окончив вуз, – специалистами коммерческой или бюджетной финансовой сферы [7].

Нет совершено никаких сомнений в том, что существует необходимость повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры и у профессиональных категорий взрослого населения. Например, в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года обозначено, что на государственном уровне необходимо осуществлять обеспечение финансового благополучия, осознанного использования населением финансовых продуктов и услуг, принятия финансовых решений и управления финансовыми рисками. При этом следует отметить, что данная стратегия призвана способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации в рамках повышения субъективного качества жизни населения. Так, отдельные национальные проекты входят в категорию проектов, формирующих человеческий капитал, что позволяет на теоретическом уровне установить связь между финансовой грамотностью и субъективным качеством жизни населения [6]; [9]; [12]; [15]; [16].

До настоящего времени парадигма преодоления стресса в отечественной психологической науке базировалась на понятии «копинг», обозначающем совладание со стрессовой ситуацией или ее преодоление. Психологические исследования последнего десятилетия затрагивают новые фундаментальные и прикладные проблемы стресса, которые сформировались в новое направление – стресс-менеджмент, представляющий собой теорию и практику управления стрессом. Как научно-прикладное это направление развивается в работах, раскрывающих стресс-менеджмент как часть менеджмента в организации [2], как технологию в профессиях экстремального и помогающего типа [10], либо как корпоративную практику управления стрессом [4]. Отечественный ученый Крюкова Т.Л. предлагает новый подход к совладающему поведению, разработанный Костромским государственным университетом им. Н.А. Некрасова. Ведущая идея этого подхода состоит в том, что совладающее поведение отличается субъективными характеристиками личности, а сам подход имеет интегративные черты и образует междисциплинарное знание [8]. В рамках этой же школы научных исследований Хазова С.А. защищает теоретические положения, базирующиеся на ресурсном подходе. Другими словами, личность человека изучается с точки зрения наличия отдельных возможностей или совокупности ресурсов как психологических свойств, позволяющих преодолевать стрессовую ситуацию [13].

Следует отметить, что классическое представление о копинге пополняется научными взглядами об успешном копинге или совладании. Например, если в более раннем варианте успешность копинга рассматривается как совокупность эффективных копинг-стратегий, то теперь его связывают с ситуационным контекстом и восприятием особенностей конкретной ситуации. Так, исследования Битюцкой Е.В. показывают, что при оценке успешности копинга необходимо учитывать оптимальность действий и затрачиваемых ресурсов, а также требования ситуации [3]. Близкой к такому подходу является идея проактивного копинга в исследованиях Агадулиной Е.Р., Белинской Е.П. и Джураевой М.Р. – это отношение к потенциальным трудностям как источнику позитивного опыта [1]. В концепции жизнестойкости встречается понятие трансформационного копинга, который является основным ее компонентом. Так, для преодоления трудной жизненной ситуации необходимо формирование мотивации к трансформационному копингу, предполагающему поиск новой модели поведения, одновременно разрешающей эту ситуацию и сохраняющей ощущение внутреннего баланса и продуктивность своей деятельности [5]; [18].

В западной парадигме выбор стратегии преодоления определяется личной устойчивостью, а результат эффективного преодоления стрессовой ситуации представляет собой здоровое психологическое функционирование. При этом ведущим ресурсом для эффективной стратегии является управляемость ситуациями. Национальный университет Голуэй (Ирландия) предлагает исследовать копинг-поведение через взаимосвязь эмоционального интеллекта и когнитивных процессов преодоления стресса. По результатам исследования наиболее эффективной оказалась стратегия позитивной переориентации, а наиболее дезадаптирующими – стратегии размышления, катастрофизации и самообвинения [20]. Государственный Университет им. Ататюрка (Турция) показал взаимосвязь копинг-стратегий с самоэффективностью. В прямой зависимости с самоэффективностью находятся стратегии совладания и проективное совладание, а в обратной зависимости – стратегии, не связанные с преодолением трудностей [19]. Копинг-стратегии в контексте ситуации финансового риска изучались в Техническом университете Йылдыз – стратегии преодоления трудностей являются одним из основных факторов толерантности к финансовому риску. По результатам исследования было выявлено, что стратегии преодоления трудностей снижают толерантность к нему [17].

Ведущая идея нашего исследования заключается в необходимости учета, как ресурсов личности будущих специалистов экономического профиля, так и особенностей ситуации личного финансового риска. Специальное исследование было проведено на выборке 72 обучающихся Калужского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, осваивающих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки: 38.03.01 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») и 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»).

Методы исследования

В качестве метода сбора информации о характерных для исследуемой выборки ситуациях финансового риска применялся анкетный опрос. Анкета была направлена на выявление общих установок обучающихся, связанных с поведением личности в ситуациях финансового риска. Для изучения поведенческих характеристик в контексте ситуации личного финансового риска применялся тест-опросник способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными ситуациями Р. Лазаруса (в адаптации Крюковой Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляевой М.С.). Данный тест-опросник применялся с адаптацией стимульного материала к предмету исследования, а именно подвергаемая оценке ситуация была видоизменена с учетом указанного респондентами жизненного опыта. Выборка была отобрана рандомным методом. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS-26. Значения описательных статистик выборки указывают на ее репрезентативность. Характер распределения эмпирических данных близок к нормальному распределению. В числе статистических процедур использовались: коэффициент корреляционного анализа Пирсона, критерий различий U-Манна-Уитни, одновыборочный Т-критерий.

Результаты

По результатам анкетирования представляется возможным выявить типы ситуаций личного финансового риска, наиболее характерные для исследуемой группы:

1. Ситуация коррупционных действий (82 % обучающихся указали на способность выявить признаки ситуаций коррупционных действий в практической жизни, при этом сами с ними не сталкивались, либо избегали их возникновения, при этом, остальные 18 % могут охарактеризовать только негативные последствия коррупционных проявлений, либо знают о них на примере других людей).

2. Ситуация финансового мошенничества (73,6 % осведомлены о признаках опасных финансовых ситуаций, в том числе, ситуациях мошенничества, но при этом, 26,4 % столкнулись с телефонным мошенничеством или другими видами финансового мошенничества).

3. Трудная финансовая ситуация (15,3 % указали на эпизодическое возникновение трудных финансовых ситуаций, и совсем незначительная часть – 2,8 % выборки указали на трудности в кредитно-денежных отношениях).

По итогам обработки данных, полученных в ходе применения теста-опросника, нами был получен обобщенный профиль выраженности копинг-стратегий в ситуации личного финансового риска. Данный профиль представлен на рисунке 1:

Рисунок 1. Обобщенный профиль выраженности копинг-стратегий в ситуации личного финансового риска

Источник: составлено авторами по результатам исследования

С помощью обобщенного профиля, представленного на рисунке 1, проиллюстрирована выраженность всей совокупности исследуемых копинг-стратегий (шкалы эффективных копинг-стратегий показаны синим цветом, а неэффективных – серым). Наиболее выраженными эффективными копинг-стратегиями оказались «Самоконтроль» (8,42), «Положительная переоценка» (7,44) и «Планирование решения проблемы» (7,40), наиболее выраженной неэффективной копинг-стратегией – «Бегство-избегание» (8,05). Это означает, что в исследуемой выборке в ситуации личного финансового риска преобладает высокий контроль поведения, позволяющий положительно переосмыслить возникшие финансовые проблемы, спланировать свои действия с учетом объективных условий и имеющегося опыта, но при этом также часто встречается реагирование по типу уклонения и избегания решения проблемы.

Также отметим, что полученные результаты в виде копинг-стратегии «Бегство-избегание» связаны со стрессонаполненностью жизни. В ходе применения корреляционного анализа Пирсона к показателям теста-опросника и показателям методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге была получена прямая корреляционная зависимость (0,494 при p = 0,001). Это свидетельствует о том, что у респондентов с более низким уровнем сопротивляемости стрессу в большей степени проявляется избегание решения личной финансовой проблемы.

В ходе исследования это проявилось в виде неосознанного стремления респондентов отразить не имеющийся жизненный, а приобретенный в ходе профессионализации практический опыт. Так, 62,5 % с оценивали свое поведение в финансовой ситуации, которая непосредственно произошла лично с ними, а 37,5 % – отразили свое опосредованное участие в финансовой ситуации, произошедшей с друзьями или родственниками. При сравнении показателей этих двух групп с помощью статистического критерия U– Манна-Уитни было выявлено, что в группе с более низкой сопротивляемостью стрессу показатели выраженности копинг-стратегии «Бегство-избегание» выше (R1 =23,23), чем в группе с более высокой сопротивляемостью стрессу (R2 =22,38) при p = 0,005.

На следующем этапе нами были последовательно сформированы группы в зависимости от наиболее характерных типов ситуации личного финансового риска, а их показатели сравнивались с показателями групп, не имеющих таких характеристик. По результатам применения статистического критерия U– Манна-Уитни на достоверно значимом уровне в этих группах были получены различия, которые представлены в таблице 1:

Таблица 1 ­– Различия по типам ситуации личного финансового риска

Вопрос анкеты
Критерий U– Манна-Уитни
Z
R1
R2
p
Вопрос 7. Какие признаки возникновения ситуации коррупционных действий Вам известны? (ситуация коррупционных действий)
Положительная переоценка
-1867
21,13
28,77
0,029
Вопрос 8. Сталкивались ли Вы когда-либо с ситуацией финансового мошенничества в отношении Вас? (ситуация финансового мошенничества)
Принятие ответственности
-1,870
25,82
18,35
0,048
Вопрос 9. Часто ли случалось, что Вам не хватало денег на самое необходимое для жизни? (трудная финансовая ситуация)
Планирование решения проблемы
-2,386
17,31
26,80
0,017
Источник: составлено авторами по результатам исследования

Как следует из таблицы 1, по результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в ситуации коррупционных действий получены различия только по показателям копинг-стратегии «Положительная переоценка». В группе с характерным типом ситуации коррупционных действий (R1 = 21,13) показатели выраженности этой копинг-стратегии ниже, чем в контрольной группе респондентов (R2 =28,77) при p = 0,029. Это свидетельствует о том, что ситуация коррупционных действий рассматривается респондентами как негативно влияющая на их жизнь или фрустрирующая ситуация (например, неполучение заслуженной победы), а не как приносящая какие-либо блага (например, получение денежных средств). Поэтому копинг-стратегия «Положительная переоценка» является механизмом переживания и тем самым преодоления трудной ситуации посредством положительного переосмысления проблемы, ее рассмотрения как стимула для личностного роста.

По результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в ситуации финансового мошенничества получены различия только по показателям копинг-стратегии «Принятие ответственности». В группе с характерным типом ситуации финансового мошенничества (R1 = 25,82) показатели выраженности этой копинг-стратегии выше, чем в контрольной группе респондентов (R2 =18,35) при p = 0,048. Это свидетельствует о том, что данная копинг-стратегия оказалась более сформированной у лиц, имеющих собственный опыт в ситуации финансового мошенничества, поскольку отчётливо наблюдается признание своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев – даже с ведущим компонентом самокритики и самообвинения. Следует также отметить, что данная копинг-стратегия может формироваться и под воздействием фактора удовлетворенности своим материальным положением. Так, например, в группе респондентов, неудовлетворённых своим материальным положением (R1 = 15,04) показатели сформированности копинг-стратегии «Принятие ответственности» существенно ниже, чем в группе респондентов, считающих свое материальное положение достаточным (R2 = 25,89) при p = 0,013.

По результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в трудной финансовой ситуации получены различия только по показателям копинг-стратегии «Планирование решения проблемы». В группе с характерным типом трудной финансовой ситуации (R1 = 17,31) показатели выраженности этой копинг-стратегии ниже, чем в контрольной группе респондентов (R2 =26,80) при p = 0,017. В этом случае очевидно, что студенты, успешно обучающиеся по образовательным программам экономического профиля, умеют планировать свои собственные действия с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов и с меньшей вероятностью испытывают текущие финансовые затруднения.

При проверке исследовательской гипотезы в части применения эффективных копинг-стратегий как эталонного финансового поведения, нами были сравнены средние значения показателей копинг-стратегий этой выборки с нормативными величинами применяемой методики как эталонной величиной с помощью одновыборочного t-критерия. Полученные результаты сравнения средних значений показателей выборки и нормативных значений представлены в таблице 2:

Таблица 2Сравнительные показатели одновыборочного t-критерия

Статистические показатели
Субшкалы оценки поведения
Конфронтационный копинг
Дистанцирование
Самоконтроль
Поиск социальной поддержки
Принятие ответственности
Бегство-избегание
Планирование решения проблемы
Положительная переоценка
Значение критерия = 7
Значение t-критерия (Т)
3,213
5,381
13,793
7,094
1,456
8,675
9,622
9,856
Знач. двухсторонняя (p)
0,002
0,000
0,000
0,000
0,152
0,000
0,000
0,000
Значение критерия = 8
Значение t-критерия (Т)
0,762
3,238
11,660
5,008
-1,522
7,202
7,636
7,849
Знач. двухсторонняя (p)
0,450
0,002
0,000
0,000
0,135
0,000
0,000
0,000
Значение критерия = 9
Значение t-критерия (Т)
-1,688
1,095
9,527
2,921
-4,500
5,729
5,650
5,842
Знач. двухсторонняя (p)
0,098
0,279
0,000
0,005
0,000
0,000
0,000
0,000
Значение критерия = 10
Значение t-критерия (Т)
-4,139
-1,048
7,394
0,835
-7,478
4,256
3,663
3,835
Знач. двухсторонняя (p)
0,000
0,301
0,000
0,408
0,000
0,000
0,001
0,000
Значение критерия = 11
Значение t-критерия (Т)
-6,590
-3,190
5,261
-1,252
-10,457
2,783
1,677
1,828
Знач. двухсторонняя (p)
0,000
0,003
0,000
0,217
0,000
0,008
0,100
0,074
Значение критерия =12
Значение t-критерия (Т)
-9,041
-5,333
3,128
-3,338
-13,435
1,309
-0,309
-0,178
Знач. двухсторонняя (p)
0,000
0,000
0,003
0,002
0,000
0,197
0,759
0,859
Значение критерия = 13
Значение t-критерия (Т)
-11,492
-7,476
0,995
-5,425
-16,413
-0,164
-2,295
-2,185
Знач. двухсторонняя (p)
0,000
0,000
0,325
0,000
0,000
0,871
0,027
0,034
Значение критерия = 14
Значение t-критерия (Т)
-13,942
-9,619
-1,138
-7,511
-19,391
-1,637
-4,281
-4,192
Знач. двухсторонняя (p)
0,000
0,000
0,261
0,000
0,000
0,190
0,000
0,000
Источник: составлено авторами по результатам исследования

В таблице 2 показаны результаты сравнения средних значений показателей по субшкалам теста-опросника способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными ситуациями с нормативными значениями, в интервалах которых выявлены эталонные значения. Нормативные значения в интервале от 7 до 12 баллов соответствуют среднему адаптационному потенциалу личности, что указывает на средний уровень напряженности копинг-стратегии. В этом интервале достоверно не отличаются: от нормативных значений 7-8 средние значения показателей копинг-стратегии «Принятие ответственности» (Т=1,456/-1,522) при p = 0,152/0,135 (р>0,1); от нормативных значений 10-11 средние значения показателей копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» (Т =0,835/-1,252) при p = 0,408/0,217 (р>0,1); от нормативного значения 12 средние значения показателей копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (Т= - 0,309) при p = 0,759 (р>0,1) и копинг-стратегии «Положительная переоценка» (Т=-0,178) при p = 0,859 (р>0,1). Нормативные значения в интервале от 13 до 14 соответствуют высокой напряженности копинга, которая может приводить к дезадаптации копинг-стратегии. В этом интервале достоверно не отличаются: от нормативных значений 13-14 средние значения показателей копинг-стратегии «Самоконтроль» (Т=0,995/-1,138) при p = 0,325/0,261 (р>0,1).

Что касается неэффективных копинг-стратегий, то стратегии «Конфронтационный копинг» (Т=0,762) при p = 0,325 (р>0,1) и «Дистанцирование» (Т=1,095/-1,048) при p = 0,279/0,301) (р>0,1) находятся в пределах среднего уровня напряженности, при котором выявлены эффективные копинг-стратегии в ситуации личного финансового риска. Определенную долю неэффективности копинг-стратегии составила стратегия «Бегство-избегание» как относительно среднего уровня напряженности копинга (Т=1,309) при p = 0,197 (р>0,1), так и относительно высокого уровня напряженности копинга (Т=-0,164/-1,637) при p = 0,871/0,190 (р>0,1).

Выводы

Таким образом, по результатам проведенного исследования был применен интегративный подход, заключающийся в необходимости учета ситуационного и ресурсного контекстов преодоления трудной ситуации. В ходе исследования выявлены характерные для исследуемой выборки ситуации личного финансового риска и эффективные копинг-стратегии, применяемые в каждой из ситуаций: в ситуации коррупционных действий, выявляется стратегия «Положительная переоценка»; в ситуации финансового мошенничества – стратегия «Принятие ответственности»; в трудной финансовой ситуации – «Планирование решения проблемы». Полученные результаты относительно копинг-стратегии «Бегство-избегание» свидетельствуют о необходимости преодоления ее дезадаптирующего влияния на формирование модели финансового поведения в образовательном процессе.


Страница обновлена: 18.09.2024 в 10:55:35