Копинг-поведение будущих специалистов экономического профиля в ситуации личного финансового риска
Матчинов В.А.1, Моисеева И.Г.1, Вострикова В.В.2, Савкина А.А.1
1 Калужский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 Орловский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74510937
Аннотация:
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования копинг-поведения будущих специалистов экономического профиля. Определены как наиболее эффективные стратегии, так и стратегии, обуславливающие риски финансового поведения. Новизна применяемого подхода заключается в изучении типичных для конкретной выборки ситуаций личного финансового риска: коррупционных действий, финансового мошенничества и трудной финансовой ситуации. С целью выявления эталонных характеристик выборки были сравнены средние значения показателей копинг-стратегий с нормативными величинами. Это позволило выявить свойственные для изучаемой выборки особенности копинг-поведения относительно уровня напряженности каждого вида копинга. Ключевой идеей, позволяющей реализовать ситуационный подход, стало внедрение результатов исследования в реальный образовательный процесс финансового вуза для преодоления дезадаптирующего влияния неэффективных копинг-стратегий на формирование модели финансового поведения.
Ключевые слова: копинг-поведение, личный финансовый риск, финансовое поведение
JEL-классификация: I25, J24, J28
Введение
Инновационная деятельность и динамичное социальное развитие создает положительный эффект для экономики, образования и науки, но также может использоваться, например, для создания трудной жизненной ситуации, совладание с которой у человека может и не произойти. Последствия этой ситуации, созданной с помощью сложных телеметрических средств или социальной инженерии, могут складываться в непредсказуемую совокупность стрессовых факторов, нередко связанных с различными финансовыми рисками.
Однако в контексте широко распространившейся деятельности по повышению финансовой грамотности населения особенно актуальным становится поиск пути разрешения проблемы формирования совладающего с такими ситуациями поведения будущих специалистов экономического профиля. Эти специалисты в будущем представляют собой не только человеческий капитал для государства и экономики [11]; [14], но и эталонную группу специалистов, поскольку именно они становятся волонтерами финансового просвещения, а окончив вуз, – специалистами коммерческой или бюджетной финансовой сферы [7].
Нет совершено никаких сомнений в том, что существует необходимость повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры и у профессиональных категорий взрослого населения. Например, в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года обозначено, что на государственном уровне необходимо осуществлять обеспечение финансового благополучия, осознанного использования населением финансовых продуктов и услуг, принятия финансовых решений и управления финансовыми рисками. При этом следует отметить, что данная стратегия призвана способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации в рамках повышения субъективного качества жизни населения. Так, отдельные национальные проекты входят в категорию проектов, формирующих человеческий капитал, что позволяет на теоретическом уровне установить связь между финансовой грамотностью и субъективным качеством жизни населения [6]; [9]; [12]; [15]; [16].
До настоящего времени парадигма преодоления стресса в отечественной психологической науке базировалась на понятии «копинг», обозначающем совладание со стрессовой ситуацией или ее преодоление. Психологические исследования последнего десятилетия затрагивают новые фундаментальные и прикладные проблемы стресса, которые сформировались в новое направление – стресс-менеджмент, представляющий собой теорию и практику управления стрессом. Как научно-прикладное это направление развивается в работах, раскрывающих стресс-менеджмент как часть менеджмента в организации [2], как технологию в профессиях экстремального и помогающего типа [10], либо как корпоративную практику управления стрессом [4]. Отечественный ученый Крюкова Т.Л. предлагает новый подход к совладающему поведению, разработанный Костромским государственным университетом им. Н.А. Некрасова. Ведущая идея этого подхода состоит в том, что совладающее поведение отличается субъективными характеристиками личности, а сам подход имеет интегративные черты и образует междисциплинарное знание [8]. В рамках этой же школы научных исследований Хазова С.А. защищает теоретические положения, базирующиеся на ресурсном подходе. Другими словами, личность человека изучается с точки зрения наличия отдельных возможностей или совокупности ресурсов как психологических свойств, позволяющих преодолевать стрессовую ситуацию [13].
Следует отметить, что классическое представление о копинге пополняется научными взглядами об успешном копинге или совладании. Например, если в более раннем варианте успешность копинга рассматривается как совокупность эффективных копинг-стратегий, то теперь его связывают с ситуационным контекстом и восприятием особенностей конкретной ситуации. Так, исследования Битюцкой Е.В. показывают, что при оценке успешности копинга необходимо учитывать оптимальность действий и затрачиваемых ресурсов, а также требования ситуации [3]. Близкой к такому подходу является идея проактивного копинга в исследованиях Агадулиной Е.Р., Белинской Е.П. и Джураевой М.Р. – это отношение к потенциальным трудностям как источнику позитивного опыта [1]. В концепции жизнестойкости встречается понятие трансформационного копинга, который является основным ее компонентом. Так, для преодоления трудной жизненной ситуации необходимо формирование мотивации к трансформационному копингу, предполагающему поиск новой модели поведения, одновременно разрешающей эту ситуацию и сохраняющей ощущение внутреннего баланса и продуктивность своей деятельности [5]; [18].
В западной парадигме выбор стратегии преодоления определяется личной устойчивостью, а результат эффективного преодоления стрессовой ситуации представляет собой здоровое психологическое функционирование. При этом ведущим ресурсом для эффективной стратегии является управляемость ситуациями. Национальный университет Голуэй (Ирландия) предлагает исследовать копинг-поведение через взаимосвязь эмоционального интеллекта и когнитивных процессов преодоления стресса. По результатам исследования наиболее эффективной оказалась стратегия позитивной переориентации, а наиболее дезадаптирующими – стратегии размышления, катастрофизации и самообвинения [20]. Государственный Университет им. Ататюрка (Турция) показал взаимосвязь копинг-стратегий с самоэффективностью. В прямой зависимости с самоэффективностью находятся стратегии совладания и проективное совладание, а в обратной зависимости – стратегии, не связанные с преодолением трудностей [19]. Копинг-стратегии в контексте ситуации финансового риска изучались в Техническом университете Йылдыз – стратегии преодоления трудностей являются одним из основных факторов толерантности к финансовому риску. По результатам исследования было выявлено, что стратегии преодоления трудностей снижают толерантность к нему [17].
Ведущая идея нашего исследования заключается в необходимости учета, как ресурсов личности будущих специалистов экономического профиля, так и особенностей ситуации личного финансового риска. Специальное исследование было проведено на выборке 72 обучающихся Калужского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, осваивающих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки: 38.03.01 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») и 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»).
Методы исследования
В качестве метода сбора информации о характерных для исследуемой выборки ситуациях финансового риска применялся анкетный опрос. Анкета была направлена на выявление общих установок обучающихся, связанных с поведением личности в ситуациях финансового риска. Для изучения поведенческих характеристик в контексте ситуации личного финансового риска применялся тест-опросник способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными ситуациями Р. Лазаруса (в адаптации Крюковой Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляевой М.С.). Данный тест-опросник применялся с адаптацией стимульного материала к предмету исследования, а именно подвергаемая оценке ситуация была видоизменена с учетом указанного респондентами жизненного опыта. Выборка была отобрана рандомным методом. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS-26. Значения описательных статистик выборки указывают на ее репрезентативность. Характер распределения эмпирических данных близок к нормальному распределению. В числе статистических процедур использовались: коэффициент корреляционного анализа Пирсона, критерий различий U-Манна-Уитни, одновыборочный Т-критерий.
Результаты
По результатам анкетирования представляется возможным выявить типы ситуаций личного финансового риска, наиболее характерные для исследуемой группы:
1. Ситуация коррупционных действий (82 % обучающихся указали на способность выявить признаки ситуаций коррупционных действий в практической жизни, при этом сами с ними не сталкивались, либо избегали их возникновения, при этом, остальные 18 % могут охарактеризовать только негативные последствия коррупционных проявлений, либо знают о них на примере других людей).
2. Ситуация финансового мошенничества (73,6 % осведомлены о признаках опасных финансовых ситуаций, в том числе, ситуациях мошенничества, но при этом, 26,4 % столкнулись с телефонным мошенничеством или другими видами финансового мошенничества).
3. Трудная финансовая ситуация (15,3 % указали на эпизодическое возникновение трудных финансовых ситуаций, и совсем незначительная часть – 2,8 % выборки указали на трудности в кредитно-денежных отношениях).
По итогам обработки данных, полученных в ходе применения теста-опросника, нами был получен обобщенный профиль выраженности копинг-стратегий в ситуации личного финансового риска. Данный профиль представлен на рисунке 1:
Рисунок 1. Обобщенный профиль выраженности копинг-стратегий в ситуации личного финансового риска
Источник: составлено авторами по результатам исследования
С помощью обобщенного профиля, представленного на рисунке 1, проиллюстрирована выраженность всей совокупности исследуемых копинг-стратегий (шкалы эффективных копинг-стратегий показаны синим цветом, а неэффективных – серым). Наиболее выраженными эффективными копинг-стратегиями оказались «Самоконтроль» (8,42), «Положительная переоценка» (7,44) и «Планирование решения проблемы» (7,40), наиболее выраженной неэффективной копинг-стратегией – «Бегство-избегание» (8,05). Это означает, что в исследуемой выборке в ситуации личного финансового риска преобладает высокий контроль поведения, позволяющий положительно переосмыслить возникшие финансовые проблемы, спланировать свои действия с учетом объективных условий и имеющегося опыта, но при этом также часто встречается реагирование по типу уклонения и избегания решения проблемы.
Также отметим, что полученные результаты в виде копинг-стратегии «Бегство-избегание» связаны со стрессонаполненностью жизни. В ходе применения корреляционного анализа Пирсона к показателям теста-опросника и показателям методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге была получена прямая корреляционная зависимость (0,494 при p = 0,001). Это свидетельствует о том, что у респондентов с более низким уровнем сопротивляемости стрессу в большей степени проявляется избегание решения личной финансовой проблемы.
В ходе исследования это проявилось в виде неосознанного стремления респондентов отразить не имеющийся жизненный, а приобретенный в ходе профессионализации практический опыт. Так, 62,5 % с оценивали свое поведение в финансовой ситуации, которая непосредственно произошла лично с ними, а 37,5 % – отразили свое опосредованное участие в финансовой ситуации, произошедшей с друзьями или родственниками. При сравнении показателей этих двух групп с помощью статистического критерия U– Манна-Уитни было выявлено, что в группе с более низкой сопротивляемостью стрессу показатели выраженности копинг-стратегии «Бегство-избегание» выше (R1 =23,23), чем в группе с более высокой сопротивляемостью стрессу (R2 =22,38) при p = 0,005.
На следующем этапе нами были последовательно сформированы группы в зависимости от наиболее характерных типов ситуации личного финансового риска, а их показатели сравнивались с показателями групп, не имеющих таких характеристик. По результатам применения статистического критерия U– Манна-Уитни на достоверно значимом уровне в этих группах были получены различия, которые представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Различия по типам ситуации личного финансового риска
Вопрос анкеты
|
Критерий U– Манна-Уитни
| |||
Z
|
R1
|
R2
|
p
| |
Вопрос
7. Какие признаки возникновения ситуации коррупционных действий Вам известны?
(ситуация коррупционных действий)
|
Положительная переоценка
| |||
-1867
|
21,13
|
28,77
|
0,029
| |
Вопрос
8. Сталкивались ли Вы когда-либо с ситуацией финансового мошенничества в
отношении Вас? (ситуация финансового мошенничества)
|
Принятие ответственности
| |||
-1,870
|
25,82
|
18,35
|
0,048
| |
Вопрос
9. Часто ли случалось, что Вам не хватало денег на самое необходимое для
жизни? (трудная финансовая ситуация)
|
Планирование решения проблемы
| |||
-2,386
|
17,31
|
26,80
|
0,017
|
Как следует из таблицы 1, по результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в ситуации коррупционных действий получены различия только по показателям копинг-стратегии «Положительная переоценка». В группе с характерным типом ситуации коррупционных действий (R1 = 21,13) показатели выраженности этой копинг-стратегии ниже, чем в контрольной группе респондентов (R2 =28,77) при p = 0,029. Это свидетельствует о том, что ситуация коррупционных действий рассматривается респондентами как негативно влияющая на их жизнь или фрустрирующая ситуация (например, неполучение заслуженной победы), а не как приносящая какие-либо блага (например, получение денежных средств). Поэтому копинг-стратегия «Положительная переоценка» является механизмом переживания и тем самым преодоления трудной ситуации посредством положительного переосмысления проблемы, ее рассмотрения как стимула для личностного роста.
По результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в ситуации финансового мошенничества получены различия только по показателям копинг-стратегии «Принятие ответственности». В группе с характерным типом ситуации финансового мошенничества (R1 = 25,82) показатели выраженности этой копинг-стратегии выше, чем в контрольной группе респондентов (R2 =18,35) при p = 0,048. Это свидетельствует о том, что данная копинг-стратегия оказалась более сформированной у лиц, имеющих собственный опыт в ситуации финансового мошенничества, поскольку отчётливо наблюдается признание своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев – даже с ведущим компонентом самокритики и самообвинения. Следует также отметить, что данная копинг-стратегия может формироваться и под воздействием фактора удовлетворенности своим материальным положением. Так, например, в группе респондентов, неудовлетворённых своим материальным положением (R1 = 15,04) показатели сформированности копинг-стратегии «Принятие ответственности» существенно ниже, чем в группе респондентов, считающих свое материальное положение достаточным (R2 = 25,89) при p = 0,013.
По результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в трудной финансовой ситуации получены различия только по показателям копинг-стратегии «Планирование решения проблемы». В группе с характерным типом трудной финансовой ситуации (R1 = 17,31) показатели выраженности этой копинг-стратегии ниже, чем в контрольной группе респондентов (R2 =26,80) при p = 0,017. В этом случае очевидно, что студенты, успешно обучающиеся по образовательным программам экономического профиля, умеют планировать свои собственные действия с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов и с меньшей вероятностью испытывают текущие финансовые затруднения.
При проверке исследовательской гипотезы в части применения эффективных копинг-стратегий как эталонного финансового поведения, нами были сравнены средние значения показателей копинг-стратегий этой выборки с нормативными величинами применяемой методики как эталонной величиной с помощью одновыборочного t-критерия. Полученные результаты сравнения средних значений показателей выборки и нормативных значений представлены в таблице 2:
Таблица 2 – Сравнительные показатели одновыборочного t-критерия
Статистические показатели
|
Субшкалы оценки поведения
| |||||||
Конфронтационный
копинг
|
Дистанцирование
|
Самоконтроль
|
Поиск
социальной поддержки
|
Принятие
ответственности
|
Бегство-избегание
|
Планирование
решения проблемы
|
Положительная переоценка
| |
Значение критерия = 7
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
3,213
|
5,381
|
13,793
|
7,094
|
1,456
|
8,675
|
9,622
|
9,856
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,002
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,152
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
Значение критерия = 8
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
0,762
|
3,238
|
11,660
|
5,008
|
-1,522
|
7,202
|
7,636
|
7,849
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,450
|
0,002
|
0,000
|
0,000
|
0,135
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
Значение критерия = 9
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-1,688
|
1,095
|
9,527
|
2,921
|
-4,500
|
5,729
|
5,650
|
5,842
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,098
|
0,279
|
0,000
|
0,005
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
Значение критерия = 10
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-4,139
|
-1,048
|
7,394
|
0,835
|
-7,478
|
4,256
|
3,663
|
3,835
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,301
|
0,000
|
0,408
|
0,000
|
0,000
|
0,001
|
0,000
|
Значение критерия = 11
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-6,590
|
-3,190
|
5,261
|
-1,252
|
-10,457
|
2,783
|
1,677
|
1,828
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,003
|
0,000
|
0,217
|
0,000
|
0,008
|
0,100
|
0,074
|
Значение критерия =12
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-9,041
|
-5,333
|
3,128
|
-3,338
|
-13,435
|
1,309
|
-0,309
|
-0,178
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,000
|
0,003
|
0,002
|
0,000
|
0,197
|
0,759
|
0,859
|
Значение критерия = 13
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-11,492
|
-7,476
|
0,995
|
-5,425
|
-16,413
|
-0,164
|
-2,295
|
-2,185
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,000
|
0,325
|
0,000
|
0,000
|
0,871
|
0,027
|
0,034
|
Значение критерия = 14
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-13,942
|
-9,619
|
-1,138
|
-7,511
|
-19,391
|
-1,637
|
-4,281
|
-4,192
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,000
|
0,261
|
0,000
|
0,000
|
0,190
|
0,000
|
0,000
|
В таблице 2 показаны результаты сравнения средних значений показателей по субшкалам теста-опросника способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными ситуациями с нормативными значениями, в интервалах которых выявлены эталонные значения. Нормативные значения в интервале от 7 до 12 баллов соответствуют среднему адаптационному потенциалу личности, что указывает на средний уровень напряженности копинг-стратегии. В этом интервале достоверно не отличаются: от нормативных значений 7-8 средние значения показателей копинг-стратегии «Принятие ответственности» (Т=1,456/-1,522) при p = 0,152/0,135 (р>0,1); от нормативных значений 10-11 средние значения показателей копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» (Т =0,835/-1,252) при p = 0,408/0,217 (р>0,1); от нормативного значения 12 средние значения показателей копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (Т= - 0,309) при p = 0,759 (р>0,1) и копинг-стратегии «Положительная переоценка» (Т=-0,178) при p = 0,859 (р>0,1). Нормативные значения в интервале от 13 до 14 соответствуют высокой напряженности копинга, которая может приводить к дезадаптации копинг-стратегии. В этом интервале достоверно не отличаются: от нормативных значений 13-14 средние значения показателей копинг-стратегии «Самоконтроль» (Т=0,995/-1,138) при p = 0,325/0,261 (р>0,1).
Что касается неэффективных копинг-стратегий, то стратегии «Конфронтационный копинг» (Т=0,762) при p = 0,325 (р>0,1) и «Дистанцирование» (Т=1,095/-1,048) при p = 0,279/0,301) (р>0,1) находятся в пределах среднего уровня напряженности, при котором выявлены эффективные копинг-стратегии в ситуации личного финансового риска. Определенную долю неэффективности копинг-стратегии составила стратегия «Бегство-избегание» как относительно среднего уровня напряженности копинга (Т=1,309) при p = 0,197 (р>0,1), так и относительно высокого уровня напряженности копинга (Т=-0,164/-1,637) при p = 0,871/0,190 (р>0,1).
Выводы
Таким образом, по результатам проведенного исследования был применен интегративный подход, заключающийся в необходимости учета ситуационного и ресурсного контекстов преодоления трудной ситуации. В ходе исследования выявлены характерные для исследуемой выборки ситуации личного финансового риска и эффективные копинг-стратегии, применяемые в каждой из ситуаций: в ситуации коррупционных действий, выявляется стратегия «Положительная переоценка»; в ситуации финансового мошенничества – стратегия «Принятие ответственности»; в трудной финансовой ситуации – «Планирование решения проблемы». Полученные результаты относительно копинг-стратегии «Бегство-избегание» свидетельствуют о необходимости преодоления ее дезадаптирующего влияния на формирование модели финансового поведения в образовательном процессе.
Источники:
2. Адельсеитова Э.Б. Стресс-менеджмент как часть менеджмента в организации // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2023. – № 2(80). – c. 37-41. – doi: 10.34771/UZCEPU.2023.80.2.007.
3. Битюцкая Е.В. Успешность копинга // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – № 2. – c. 382-404. – doi: 10.17323/1813-8918-2022-1-382-404.
4. Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Анализ корпоративных практик управления стрессом в период пандемии: сущность, методы, инструменты // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 545-558. – doi: 10.18334/epp.12.2.114173.
5. Галиев Р.Р. Обзор исследований жизнестойкости личности // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 1(93). – c. 129-133. – doi: 10.24158/spp.2022.1.16.
6. Збарский А.М., Гаранин М.А., Первов П.А. Развитие человеческого капитала транспортной отрасли // Креативная экономика. – 2023. – № 7. – c. 2507-2526. – doi: 10.18334/ce.17.7.118416.
7. Каганов В.Ш., Лочан С.А., Петросян Д.С. Волонтерское движение: мультидисциплинарный подход исследования как условие повышения эффективности государственной поддержки // Государственная служба. – 2022. – № 6(140). – c. 109-115. – doi: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-109-115.
8. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Шипова Н.С. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 // Социальная психология и общество. – 2020. – № 4. – c. 120-134. – doi: 10.17759/sps.2020110409.
9. Матчинов В.А., Моисеева И.Г., Савкина А.А. Индексная оценка объективных показателей качества жизни населения в контексте реализации национальных проектов в Калужской области // Креативная экономика. – 2024. – № 5. – c. 1059-1074. – doi: 10.18334/ce.18.5.120974.
10. Розенова М.И., Огнев А.С., Екимова В.И., Кокурин А.В. Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа // Современная зарубежная психология. – 2023. – № 3. – c. 19-30. – doi: 10.17759/jmfp.2023120302.
11. Ромашкина Г.Ф., Худякова М.В. Социологический анализ факторов и ресурсов человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 6. – c. 232-251. – doi: 10.15838/esc.2020.6.72.14.
12. Самков К.Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 4. – c. 24-36. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36.
13. Хазова С.А., Шипова Н.С. Индивидуальные ресурсы и гибкость копинг-поведения в разные возрастные периоды // Смоленский медицинский альманах. – 2021. – № 4. – c. 215-219. – doi: 10.37963/SMA.2021.4.340.
14. Шекайро М. Б. И. Анализ дифференциации регионов по качеству человеческих ресурсов // Креативная экономика. – 2023. – № 7. – c. 2527-2540. – doi: 10.18334/ce.17.7.118412.
15. Aldieri L., Bruno B., Vinci C.P. Multi-dimensional approach to happiness and innovation // Applied Economics. – 2020. – doi: 10.1080/00036846.2020.1828807.
16. Андреева И.А. Государственное регулирование качества жизни населения Российской Федерации // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2020. – № 1. – c. 28-40. – doi: 10.24182/2073-6258-2020-19-1-28-40.
17. Aren S., Nayman N. The Moderating Effect of Subjective Financial Literacy on the Relationship between Coping Strategies and Financial Risk Tolerance // International Journal of Social Sciences Perspectives. – 2023. – № 1. – p. 28-40. – doi: 10.33094/ijssp.v12i1.733.
18. Бехтер А.А., Куфтяк Е.В., Филатова О.А. Взаимосвязь временной перспективы и рефлексивности в реактивно-проактивном совладании у молодых людей (на примере ранней взрослости) // Психологические исследования. – 2022. – № 85-86. – doi: 10.54359/ps.v15i85.1276.
19. Mete Р. Structural relationships between coping strategies, self-efficacy, and fear oflosing one’s self-esteem in science class // International Journal of Technology. – 2021. – № 3. – p. 375-393. – doi: 10.46328/ijtes.180.
20. Flynn N. The link between Trait Emotional Intelligence and Cognitive Coping Processes in the experience of Stress. National University of Ireland. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/341446447_The_link_between_Trait_Emotional_Intelligence_and_Cognitive_Coping_Processes_in_the_experience_of_Stress.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:02