Дидактический дискурс как средство формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров

Качалов А.В.1
1 Уральский государственный университет путей сообщения, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Качалов А.В. Дидактический дискурс как средство формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 2. – С. 803-814. – doi: 10.18334/ce.16.2.114271.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48201614

Аннотация:
В статье актуализируется проблема формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров. Выявленное противоречие между возросшей потребностью в специалистах, способных к профессионально- созидательной деятельности, готовых к ведению профессионального диалога и традиционно сложившимся подходом, затрудняющим приобретение опыта приобретения умений находить содержательные компромиссы в организации культурного профессионального общения будущего менеджера, обозначило необходимость поиска дидактических средств, позволяющих разрешить указанное противоречие. Решение данной проблемы возможно посредством дидактического дискурса, в структурно-логическом содержании которого сосредоточены ценностно-смысловые образцы профессионального общения, образец коммуникативно-профессионального речевого поведения, ситуации коммуникативного события, отражающие специфику культуры профессионального общения менеджера. Функционально дидактический дискурс направлен на приобретение будущими специалистами культуросообразного опыта проектирования профессионального общения .

Ключевые слова: культура профессионального общения, дискурс, дидактический дискурс компоненты дидактического дискурса, функции дидактического дискурса

JEL-классификация: M12, M14, M53



Введение

В педагогической науке ведутся поиски путей и средств формирования культуры общения, культуры профессионального общения. Предметом исследований является исследование профессионального общения как культурного феномена М.Н. Тимченко [16, с. 23], В.С. Библер [5] (Bibler, 1991), М.С. Каган [8] (Kagan, 1988) и др., где раскрывается общение как неотъемлемый компонент профессиональной культуры специалиста. В настоящее время осуществляется поиск научно-методического обеспечения процесса формирования культуры профессионального общения будущего специалиста в процессе вузовского обучения.

Актуальность разработки процесса формирования культуры профессионального общения будущего менеджера связана с необходимостью разрешения противоречий между повышением требований к формированию личности специалиста в сфере менеджмента н недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса в вузе.

В контексте нашего исследования одним из средств, способствующих формированию культуры профессионального общения будущего менеджера, является дидактический дискурс. Рабочая гипотеза заключается в том, что эффективность процесса формирования культуры профессионального общения будущего менеджера возрастет, если в образовательном процессе использован дидактический дискурс, направленный на углубление личностного смысла культуры профессионального общения и формирование культуросообразных умений продуктивного профессионального общения в сфере менеджмента.

Цель исследования заключается в обосновании дидактического дискурса как средства формирования культуры профессионального общения и его функциональных возможностей в процессе подготовки будущего менеджера. Научная новизна содержится в авторской разработке структурно-логического конструкта дидактического дискурса.

Культура профессионального общения составляет важную часть профессиональной компетентности менеджера различного уровня, она сопряжена с профессиональной деятельностью менеджера, культурой поведения, культурой речи. Культура профессионального общения менеджеров различного уровня значима в профессиональной деятельности при осуществлении переговоров, организации делового взаимодействия, принятии управленческих решений, что является деловой культурой специалиста [15, с. 120–128] (Skibitskaya, Skibitskiy, 2009, р. 120–128).

В процессе профессиональной подготовки будущего менеджера студенты приобретают специальные элементы культуры профессионального общения: культура поведения в соответствии с этическими нормами, эмоциональная культура, связанная с умением регулировать свое поведение, умением управлять эмоциями, общая культура речи, в которой отражены нормы речевого поведения и требования к речи менеджера в любых ситуациях общения, ее деловая направленность, соответствие социальной роли будущего специалиста [3] (Balyhina et al., 2011). Что в целом представляется как деловая культура, культура профессионального общения.

Функционально необходимость культуры профессионального общения менеджера востребуется при заключении договоров, проведении переговоров, организационного общения коллектива, которые демонстрируют такие деловые, поведенческие, моральные ценности, характеризующие компетенцию и деловую культуру [15, с. 124; 18, с. 45] (Skibitskaya, Skibitskiy, 2009, р. 124).

Исследования проблемы формирования культуры профессионального общения обучающихся показывают, что определения данного феномена как однозначной дефиниции не существует. Исследователи формулируют и определяют ее как степень совершенства в эффективной организации и осуществлении коммуникативного взаимодействия в ходе решения профессиональных и деловых задач; это готовность к коммуникативному взаимодействию, избираемый стиль общения в соответствии с нормами делового общения, разработанных наукой рекомендаций [10, с. 12] (Kurilovich, 2012, р. 12) рассматривают культуру профессионального общения с позиции коммуникативной составляющей и определяют ее как комплексное профессиональное качество, в котором структурированы нормы и ценности, модель поведения, проявляющиеся в специфических способах общения и деятельности [12, с. 25] (Manyukova, 2004, р. 25); с позиции собственно культуры общения и коммуникативной компетенции исследователями культура профессионального общения определяется как система личностно-важных нравственных установок, как компетенция в организации межличностного взаимодействия, качества личности и поведение, которые согласованы с требованиями норм и морали [7, с. 83] (Dolgova, Melnik, Karakhan, 2015, р. 83).

Из приведенных определений становится очевидным, что культура профессионального общения является сложным, многоплановым педагогическим феноменом, в структуре которого мотивы профессионального общения, цели общения, коммуникативные действия и операции, которые и приводят к достижению цели общения [2, с. 1737] (Bazhenova, 2014, р. 1737).

Для осуществления процесса формирования культуры профессионального общения будущего менеджера считаем целесообразным определить структурно-содержательный анализ, то есть выявить компоненты, составляющие совокупность искомого качества.

Исходя из понимания культуры профессионального общения как интегрированной характеристики профессиональных и личностных качеств, в совокупности отражающих профессиональные знания качества, умения, навыки, нравственные позиции, ценностные ориентации, нормы и образцы поведения, проявляющиеся в деятельности, вслед за Н.В. Курилович охарактеризуем его интерпретированные структурные элементы [11, с. 142] Kurilovich, 2010, р. 142).

Основными компонентами, образующими интегративную сущность и содержание культуры профессионального общения, выделены следующие:

- знаниевый компонент включает специальные знания, способы коммуникативной деятельности;

– деятельностный компонент обусловлен коммуникативно- нормативными умениями организации общения, построенного на основе культурных образов;

- мотивационно-ценностный компонент, выражающий отношение к диалоговому партнеру, принятие культуры профессионального общения как личностно-значимой ценности.

Функциональный потенциал культуры профессионального общения складывается из совокупности указанных компонентов и содержательно интегрирован в познавательном, регулятивном, культуросообразном осуществлении профессиональной коммуникативной деятельности

Методы исследования

Для эффективного осуществления процесса формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров необходимо целенаправленное методическое обеспечение, дидактико-педагогическое сопровождение, введение дидактического дискурса, обеспечивающего целевую интеграцию подготовки будущего менеджера. Главная задача – создать у будущих менеджеров гибкую систему знаний, способствующую формированию культуры профессионального общения. Совершенно очевидно, что для эффективности процесса формирования культуры профессионального общения будущего менеджера необходимы такие активные формы проведения занятий, которые способствуют освоению компонентов данного феномена. Одним из таких активных средств и форм организации исследуемого процесса является дидактический дискурс.

Дидактический дискурс выступает одним из видов педагогического, цель которого предстает в трехкомпонентном характере (в профессиональной области, в общественной жизни, в личностной сфере) [8, с. 34] (Kagan, 1988, р. 34).

В.В. Сериков, определяя педагогическое понятие как инструмент обобщения, интерпретации и коммуникации в образовательной теории и практике, рассматривает дискурс как средство обучения и определяет его как организацию и оптимизацию обучающей коммуникации на уроке [14, с. 76] (Serikov, 2008, р. 76); Н.В. Белинова относит дискурс к средствам формирования коммуникативных умений [4, с. 7] (Belinova, 2005, р. 7). Столкновение различного понимания дискурса (педагогического, дидактического) позволяет вскрыть его процессуальное предназначение в контексте формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров и позиционирования его как средства с его функциональными характеристиками.

Обладая стратегическим и тактическим характером, педагогический дискурс имеет основание рассматриваться как средство формирования культуры профессионального общения в силу того, что стратегия реализуется с помощью речевых тактик, а его специфические тактики находят выражение в тактике речевого поведения, в решении коммуникативных задач [18, с. 123].

Функционально-педагогическое значение дидактического дискурса представляется когнитивно-конструктивной функцией, которая выражена в представляемой модели построения диалога [6, с. 115] (Gabidullina, 2009, р. 115). Интерактивная функция проецируется на стратегию встроенности в предлагаемый ситуационно-текстуальный формат собственной авторской интерпретации, замысла реализации «эффективного» профессионального дискурса. Коммуникативная функция дает основание рассматривать дидактический дискурс как организацию общения, целью которого является установление диалогических отношений между студентами. Трансляционная функция подчеркивается как трансляции профессионального общения как культуросообразного диалога [12; 1, с. 11] (Manyukova, 2004; Antonova, 2007, р. 11).

Структурно-логический конструкт вводимого в процесс подготовки будущего менеджера дидактического дискурса как средства формирования культуры профессионального общения мы спроектировали в следующем виде: демонстрационно-информационный блок, в котором представлены текстово-информационные материалы (лекции, статейный научный материал); ориентационно-речевой блок содержит алгоритмические предписания (алгоритм профессионального диалога, речевые клише, модельные конструкции коммуникативного взаимодействия); практико-ориентированный в контексте будущей профессиональной деятельности будущего менеджера. Особенность данного блока – в организации практико-ориентированного дискурса (публичные выступления, профессионально-ориентированные дебаты, стратегия и тактика деловых переговоров, диалог и общение с партнерами и др.).

Дидактический дискурс в процессе формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров содействует развитию интереса к владению профессиональной терминологией, формированию умений моделирования профессиональных диалогов. Дидактический дискурс в содержательно-процессуальном смысле представляется через текстовые образцы определенных коммуникативных намерений в контексте конкретной профессионально значимой коммуникативной ситуации, через речевые образцы поведения. Кроме того, дидактический дискурс в нашем исследовании предусматривал показ видеофильма, слайдов, иллюстративных ситуаций, пиктографических записей, на основе которых студентам предлагается выстроить коммуникативную ситуацию, продемонстрировать коммуникативно-профессиональное поведение, выделить культурные компоненты профессионального общения, составить вопросительные и утверждающие высказывания в ходе профессионально-проблемных дебатов.

В структуру дидактического дискурса мы включаем ситуации официального общения в профессионально-трудовой сфере: ситуации, моделируемые как производственное совещание, ведение переговоров, деловых встреч, научно-практических и рабочих форумов и конференций. Предлагались профессиональные клише построения культуры профессионального общения, на основе которых студенты – будущие менеджеры «разрабатывали» модель публичного выступления, модель конструктивного принятия решений и их оглашения в коллективе, в ходе которого необходимо использовать клише-примеры, тем самым мы отрабатывали стратегию и тактику культуры профессионального общения.

Результаты

Педагогический эксперимент на констатирующем этапе показал, что большинство студентов – будущих менеджеров находятся на среднем уровне сформированности культуры профессионального общения в их будущей профессиональной деятельности. У студентов имеются общепедагогические знания о профессиональном общении, основах бесконфликтного общения, но они испытывают трудности при реализации культуры профессионального общения при решении речевых задач, организационно-коммуникативных деловых мероприятий; затрудняются в организации и культуре ведения профессиональных дебатов, испытывают «скованность» в публичном докладе, испытывают трудности в самостоятельном моделировании профессионально ориентированных ситуаций, разрешение которых связано с культурой профессионального общения. Оценивая культуру профессионального общения как важную составляющую деятельности менеджера, как уникальное средство эффективного решения поставленных задач, студенты затрудняются в построении разнообразных речевых конструкций (диалог, переговоры, корпоративное общение и другие).

Данные показатели обозначили необходимость целенаправленного формирования культуры профессионального общения будущих менеджеров на основе дидактического дискурса. Разработанный дискурсивный практикум сосредоточен на решении задач, которые направлены на углубление знаний о сущности и содержании культуры профессионального общения, на развитие профессионально необходимых качеств культуры профессионального общения.

Процессуально технологически дискурсивный практикум строился на применении дидактического дискурса, в котором занятия строились в формате практико-ориентированного обучения. Содержательно практикум – дидактический дискурс включает темы, связанные с формированием умения строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; владение терминологией будущей профессиональной деятельности.

Результаты проведенного педагогического эксперимента показали эффективность дидактического дискурса в формировании культуры профессионального общения будущих менеджеров: 64% студентов овладели коммуникативными умениями, умениями устанавливать взаимодействия с субьектами профессионального диалога, умениями согласовывать цели и порядок действий, умениями выстраивать культуру профессионального диалога в различных профессионально моделируемых ситуациях (дебаты, диалог, деловое совещание, деловые переговоры): демонстрируют формирование системы знаний о культурных формах общения в профессиональной деятельности менеджера. Студенты, находящиеся на среднем уровне сформированности культуры профессионального общения (23%), при педагогической поддержке преподавателя показали необходимый и достаточный уровень освоения требуемых компонентов профессиональной культуры общения.

Обсуждение и выводы

В целом по завершении педагогического эксперимента была получена положительная динамика уровней сформированности культуры профессионального общения будущих менеджеров. Можно утверждать, что использование в образовательном процессе вуза дидактического дискурса в рамках дискурсивного практикума развивает профессионально значимые качества личности, что является показателем сформированности культуры будущего профессионального общения будущих менеджеров.

Изложенные результаты теоретического анализа, педагогического эксперимента, в целом подтвердили выдвинутую гипотезу о возможности дидактического дискурса оказать влияние на формирование компонентов культуры профессионального общения будущих менеджеров. В то же время полученные на этой основе выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение рассматриваемой сложной и многогранной проблемы. Дальнейшее исследование этой проблемы может быть связано с разработкой технологии формирования искомого качества личности.


Источники:

1. Антонова Н.А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке. / автореф. дисс…канд. филолог. наук. - Саратов, 2007. – 24 c.
2. Баженова Ю.А. Междисциплинарный анализ понятия коммуникативной культуры // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – c. 1737-1741.
3. Балыхина Т.М. и др. Русский язык и культура речи. / пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Родной язык и литература». - Москва: Дрофа, 2011. – 479 c.
4. Белинова Н.В. Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования. / автореф. дис.,.. канд. пед. наук. - Киров, 2005. – 17 c.
5. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. – 417 c.
6. Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс. / Монография. - Горловка: Изд-во ГГПИИЯ, 2009. – 292 c.
7. Долгова В.И., Мельник Е.В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – c. 81-85.
8. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. - М.: Политиздат, 1988. – 319 c.
9. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса. - Волгоград: Перемена, 1999. – 63 c.
10. Курилович Н.В. Закономерности формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях ВУЗА. / автореф. дисс. …д-ра пед.наук. - Тамбов, 2012. – 42 c.
11. Курилович Н.В. Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 4(20). – c. 139-143.
12. Манюкова В.Н. Формирование коммуникативной культуры студентов средних специальных учебных заведений в учебно-прикладной деятельности. / Дис.,.. канд. пед. наук. - М., 2004. – 150 c.
13. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт, 2004. – 320 c.
14. Сериков В.В. Педагогическое понятие как инструмент обобщения, интерпретации и коммуникации в образовательной теории и практике // Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара. 2008.
15. Скибицкая И.Ю., Скибицкий Э.Г. Развитие лингво-профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 10. – c. 120-128.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:15:40