Coping behavior of future economists in a situation of personal financial risk
Matchinov V.A.1, Moiseeva I.G.1
, Vostrikova V.V.2
, Savkina A.A.1
1 Калужский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 Орловский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Download PDF | Downloads: 10
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 10 (October 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=74510937
Abstract:
The article presents the results of an empirical study of the coping behavior of future economists.
Both the most effective strategies and the strategies that determine the risks of financial behavior have been identified. The novelty of the applied approach lies in the study of situations of personal financial risk typical for a specific sample: corruption, financial fraud and difficult financial situation. In order to identify the reference characteristics of the sample, the average values of the coping strategies were compared with the standard values. In this way, it was possible to identify the characteristics of the coping behavior of the sample in relation to the level of intensity of each type of coping. The key idea that allowed the implementation of a situational approach was the introduction of the research results into the real educational process of a financial university, in order to overcome the maladaptive effect of ineffective coping strategies on the formation of a model of financial behavior.
Keywords: coping behavior, personal financial risk, financial behavior
JEL-classification: I25, J24, J28
Введение
Инновационная деятельность и динамичное социальное развитие создает положительный эффект для экономики, образования и науки, но также может использоваться, например, для создания трудной жизненной ситуации, совладание с которой у человека может и не произойти. Последствия этой ситуации, созданной с помощью сложных телеметрических средств или социальной инженерии, могут складываться в непредсказуемую совокупность стрессовых факторов, нередко связанных с различными финансовыми рисками.
Однако в контексте широко распространившейся деятельности по повышению финансовой грамотности населения особенно актуальным становится поиск пути разрешения проблемы формирования совладающего с такими ситуациями поведения будущих специалистов экономического профиля. Эти специалисты в будущем представляют собой не только человеческий капитал для государства и экономики [11]; [14], но и эталонную группу специалистов, поскольку именно они становятся волонтерами финансового просвещения, а окончив вуз, – специалистами коммерческой или бюджетной финансовой сферы [7].
Нет совершено никаких сомнений в том, что существует необходимость повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры и у профессиональных категорий взрослого населения. Например, в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года обозначено, что на государственном уровне необходимо осуществлять обеспечение финансового благополучия, осознанного использования населением финансовых продуктов и услуг, принятия финансовых решений и управления финансовыми рисками. При этом следует отметить, что данная стратегия призвана способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации в рамках повышения субъективного качества жизни населения. Так, отдельные национальные проекты входят в категорию проектов, формирующих человеческий капитал, что позволяет на теоретическом уровне установить связь между финансовой грамотностью и субъективным качеством жизни населения [6]; [9]; [12]; [15]; [16].
До настоящего времени парадигма преодоления стресса в отечественной психологической науке базировалась на понятии «копинг», обозначающем совладание со стрессовой ситуацией или ее преодоление. Психологические исследования последнего десятилетия затрагивают новые фундаментальные и прикладные проблемы стресса, которые сформировались в новое направление – стресс-менеджмент, представляющий собой теорию и практику управления стрессом. Как научно-прикладное это направление развивается в работах, раскрывающих стресс-менеджмент как часть менеджмента в организации [2], как технологию в профессиях экстремального и помогающего типа [10], либо как корпоративную практику управления стрессом [4]. Отечественный ученый Крюкова Т.Л. предлагает новый подход к совладающему поведению, разработанный Костромским государственным университетом им. Н.А. Некрасова. Ведущая идея этого подхода состоит в том, что совладающее поведение отличается субъективными характеристиками личности, а сам подход имеет интегративные черты и образует междисциплинарное знание [8]. В рамках этой же школы научных исследований Хазова С.А. защищает теоретические положения, базирующиеся на ресурсном подходе. Другими словами, личность человека изучается с точки зрения наличия отдельных возможностей или совокупности ресурсов как психологических свойств, позволяющих преодолевать стрессовую ситуацию [13].
Следует отметить, что классическое представление о копинге пополняется научными взглядами об успешном копинге или совладании. Например, если в более раннем варианте успешность копинга рассматривается как совокупность эффективных копинг-стратегий, то теперь его связывают с ситуационным контекстом и восприятием особенностей конкретной ситуации. Так, исследования Битюцкой Е.В. показывают, что при оценке успешности копинга необходимо учитывать оптимальность действий и затрачиваемых ресурсов, а также требования ситуации [3]. Близкой к такому подходу является идея проактивного копинга в исследованиях Агадулиной Е.Р., Белинской Е.П. и Джураевой М.Р. – это отношение к потенциальным трудностям как источнику позитивного опыта [1]. В концепции жизнестойкости встречается понятие трансформационного копинга, который является основным ее компонентом. Так, для преодоления трудной жизненной ситуации необходимо формирование мотивации к трансформационному копингу, предполагающему поиск новой модели поведения, одновременно разрешающей эту ситуацию и сохраняющей ощущение внутреннего баланса и продуктивность своей деятельности [5]; [18].
В западной парадигме выбор стратегии преодоления определяется личной устойчивостью, а результат эффективного преодоления стрессовой ситуации представляет собой здоровое психологическое функционирование. При этом ведущим ресурсом для эффективной стратегии является управляемость ситуациями. Национальный университет Голуэй (Ирландия) предлагает исследовать копинг-поведение через взаимосвязь эмоционального интеллекта и когнитивных процессов преодоления стресса. По результатам исследования наиболее эффективной оказалась стратегия позитивной переориентации, а наиболее дезадаптирующими – стратегии размышления, катастрофизации и самообвинения [20]. Государственный Университет им. Ататюрка (Турция) показал взаимосвязь копинг-стратегий с самоэффективностью. В прямой зависимости с самоэффективностью находятся стратегии совладания и проективное совладание, а в обратной зависимости – стратегии, не связанные с преодолением трудностей [19]. Копинг-стратегии в контексте ситуации финансового риска изучались в Техническом университете Йылдыз – стратегии преодоления трудностей являются одним из основных факторов толерантности к финансовому риску. По результатам исследования было выявлено, что стратегии преодоления трудностей снижают толерантность к нему [17].
Ведущая идея нашего исследования заключается в необходимости учета, как ресурсов личности будущих специалистов экономического профиля, так и особенностей ситуации личного финансового риска. Специальное исследование было проведено на выборке 72 обучающихся Калужского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, осваивающих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки: 38.03.01 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») и 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»).
Методы исследования
В качестве метода сбора информации о характерных для исследуемой выборки ситуациях финансового риска применялся анкетный опрос. Анкета была направлена на выявление общих установок обучающихся, связанных с поведением личности в ситуациях финансового риска. Для изучения поведенческих характеристик в контексте ситуации личного финансового риска применялся тест-опросник способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными ситуациями Р. Лазаруса (в адаптации Крюковой Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляевой М.С.). Данный тест-опросник применялся с адаптацией стимульного материала к предмету исследования, а именно подвергаемая оценке ситуация была видоизменена с учетом указанного респондентами жизненного опыта. Выборка была отобрана рандомным методом. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS-26. Значения описательных статистик выборки указывают на ее репрезентативность. Характер распределения эмпирических данных близок к нормальному распределению. В числе статистических процедур использовались: коэффициент корреляционного анализа Пирсона, критерий различий U-Манна-Уитни, одновыборочный Т-критерий.
Результаты
По результатам анкетирования представляется возможным выявить типы ситуаций личного финансового риска, наиболее характерные для исследуемой группы:
1. Ситуация коррупционных действий (82 % обучающихся указали на способность выявить признаки ситуаций коррупционных действий в практической жизни, при этом сами с ними не сталкивались, либо избегали их возникновения, при этом, остальные 18 % могут охарактеризовать только негативные последствия коррупционных проявлений, либо знают о них на примере других людей).
2. Ситуация финансового мошенничества (73,6 % осведомлены о признаках опасных финансовых ситуаций, в том числе, ситуациях мошенничества, но при этом, 26,4 % столкнулись с телефонным мошенничеством или другими видами финансового мошенничества).
3. Трудная финансовая ситуация (15,3 % указали на эпизодическое возникновение трудных финансовых ситуаций, и совсем незначительная часть – 2,8 % выборки указали на трудности в кредитно-денежных отношениях).
По итогам обработки данных, полученных в ходе применения теста-опросника, нами был получен обобщенный профиль выраженности копинг-стратегий в ситуации личного финансового риска. Данный профиль представлен на рисунке 1:
Рисунок 1. Обобщенный профиль выраженности копинг-стратегий в ситуации личного финансового риска
Источник: составлено авторами по результатам исследования
С помощью обобщенного профиля, представленного на рисунке 1, проиллюстрирована выраженность всей совокупности исследуемых копинг-стратегий (шкалы эффективных копинг-стратегий показаны синим цветом, а неэффективных – серым). Наиболее выраженными эффективными копинг-стратегиями оказались «Самоконтроль» (8,42), «Положительная переоценка» (7,44) и «Планирование решения проблемы» (7,40), наиболее выраженной неэффективной копинг-стратегией – «Бегство-избегание» (8,05). Это означает, что в исследуемой выборке в ситуации личного финансового риска преобладает высокий контроль поведения, позволяющий положительно переосмыслить возникшие финансовые проблемы, спланировать свои действия с учетом объективных условий и имеющегося опыта, но при этом также часто встречается реагирование по типу уклонения и избегания решения проблемы.
Также отметим, что полученные результаты в виде копинг-стратегии «Бегство-избегание» связаны со стрессонаполненностью жизни. В ходе применения корреляционного анализа Пирсона к показателям теста-опросника и показателям методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге была получена прямая корреляционная зависимость (0,494 при p = 0,001). Это свидетельствует о том, что у респондентов с более низким уровнем сопротивляемости стрессу в большей степени проявляется избегание решения личной финансовой проблемы.
В ходе исследования это проявилось в виде неосознанного стремления респондентов отразить не имеющийся жизненный, а приобретенный в ходе профессионализации практический опыт. Так, 62,5 % с оценивали свое поведение в финансовой ситуации, которая непосредственно произошла лично с ними, а 37,5 % – отразили свое опосредованное участие в финансовой ситуации, произошедшей с друзьями или родственниками. При сравнении показателей этих двух групп с помощью статистического критерия U– Манна-Уитни было выявлено, что в группе с более низкой сопротивляемостью стрессу показатели выраженности копинг-стратегии «Бегство-избегание» выше (R1 =23,23), чем в группе с более высокой сопротивляемостью стрессу (R2 =22,38) при p = 0,005.
На следующем этапе нами были последовательно сформированы группы в зависимости от наиболее характерных типов ситуации личного финансового риска, а их показатели сравнивались с показателями групп, не имеющих таких характеристик. По результатам применения статистического критерия U– Манна-Уитни на достоверно значимом уровне в этих группах были получены различия, которые представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Различия по типам ситуации личного финансового риска
Вопрос анкеты
|
Критерий U– Манна-Уитни
| |||
Z
|
R1
|
R2
|
p
| |
Вопрос
7. Какие признаки возникновения ситуации коррупционных действий Вам известны?
(ситуация коррупционных действий)
|
Положительная переоценка
| |||
-1867
|
21,13
|
28,77
|
0,029
| |
Вопрос
8. Сталкивались ли Вы когда-либо с ситуацией финансового мошенничества в
отношении Вас? (ситуация финансового мошенничества)
|
Принятие ответственности
| |||
-1,870
|
25,82
|
18,35
|
0,048
| |
Вопрос
9. Часто ли случалось, что Вам не хватало денег на самое необходимое для
жизни? (трудная финансовая ситуация)
|
Планирование решения проблемы
| |||
-2,386
|
17,31
|
26,80
|
0,017
|
Как следует из таблицы 1, по результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в ситуации коррупционных действий получены различия только по показателям копинг-стратегии «Положительная переоценка». В группе с характерным типом ситуации коррупционных действий (R1 = 21,13) показатели выраженности этой копинг-стратегии ниже, чем в контрольной группе респондентов (R2 =28,77) при p = 0,029. Это свидетельствует о том, что ситуация коррупционных действий рассматривается респондентами как негативно влияющая на их жизнь или фрустрирующая ситуация (например, неполучение заслуженной победы), а не как приносящая какие-либо блага (например, получение денежных средств). Поэтому копинг-стратегия «Положительная переоценка» является механизмом переживания и тем самым преодоления трудной ситуации посредством положительного переосмысления проблемы, ее рассмотрения как стимула для личностного роста.
По результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в ситуации финансового мошенничества получены различия только по показателям копинг-стратегии «Принятие ответственности». В группе с характерным типом ситуации финансового мошенничества (R1 = 25,82) показатели выраженности этой копинг-стратегии выше, чем в контрольной группе респондентов (R2 =18,35) при p = 0,048. Это свидетельствует о том, что данная копинг-стратегия оказалась более сформированной у лиц, имеющих собственный опыт в ситуации финансового мошенничества, поскольку отчётливо наблюдается признание своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев – даже с ведущим компонентом самокритики и самообвинения. Следует также отметить, что данная копинг-стратегия может формироваться и под воздействием фактора удовлетворенности своим материальным положением. Так, например, в группе респондентов, неудовлетворённых своим материальным положением (R1 = 15,04) показатели сформированности копинг-стратегии «Принятие ответственности» существенно ниже, чем в группе респондентов, считающих свое материальное положение достаточным (R2 = 25,89) при p = 0,013.
По результатам оценки показателей выраженности копинг-стратегий в трудной финансовой ситуации получены различия только по показателям копинг-стратегии «Планирование решения проблемы». В группе с характерным типом трудной финансовой ситуации (R1 = 17,31) показатели выраженности этой копинг-стратегии ниже, чем в контрольной группе респондентов (R2 =26,80) при p = 0,017. В этом случае очевидно, что студенты, успешно обучающиеся по образовательным программам экономического профиля, умеют планировать свои собственные действия с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов и с меньшей вероятностью испытывают текущие финансовые затруднения.
При проверке исследовательской гипотезы в части применения эффективных копинг-стратегий как эталонного финансового поведения, нами были сравнены средние значения показателей копинг-стратегий этой выборки с нормативными величинами применяемой методики как эталонной величиной с помощью одновыборочного t-критерия. Полученные результаты сравнения средних значений показателей выборки и нормативных значений представлены в таблице 2:
Таблица 2 – Сравнительные показатели одновыборочного t-критерия
Статистические показатели
|
Субшкалы оценки поведения
| |||||||
Конфронтационный
копинг
|
Дистанцирование
|
Самоконтроль
|
Поиск
социальной поддержки
|
Принятие
ответственности
|
Бегство-избегание
|
Планирование
решения проблемы
|
Положительная переоценка
| |
Значение критерия = 7
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
3,213
|
5,381
|
13,793
|
7,094
|
1,456
|
8,675
|
9,622
|
9,856
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,002
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,152
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
Значение критерия = 8
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
0,762
|
3,238
|
11,660
|
5,008
|
-1,522
|
7,202
|
7,636
|
7,849
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,450
|
0,002
|
0,000
|
0,000
|
0,135
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
Значение критерия = 9
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-1,688
|
1,095
|
9,527
|
2,921
|
-4,500
|
5,729
|
5,650
|
5,842
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,098
|
0,279
|
0,000
|
0,005
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
Значение критерия = 10
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-4,139
|
-1,048
|
7,394
|
0,835
|
-7,478
|
4,256
|
3,663
|
3,835
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,301
|
0,000
|
0,408
|
0,000
|
0,000
|
0,001
|
0,000
|
Значение критерия = 11
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-6,590
|
-3,190
|
5,261
|
-1,252
|
-10,457
|
2,783
|
1,677
|
1,828
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,003
|
0,000
|
0,217
|
0,000
|
0,008
|
0,100
|
0,074
|
Значение критерия =12
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-9,041
|
-5,333
|
3,128
|
-3,338
|
-13,435
|
1,309
|
-0,309
|
-0,178
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,000
|
0,003
|
0,002
|
0,000
|
0,197
|
0,759
|
0,859
|
Значение критерия = 13
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-11,492
|
-7,476
|
0,995
|
-5,425
|
-16,413
|
-0,164
|
-2,295
|
-2,185
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,000
|
0,325
|
0,000
|
0,000
|
0,871
|
0,027
|
0,034
|
Значение критерия = 14
| ||||||||
Значение t-критерия (Т)
|
-13,942
|
-9,619
|
-1,138
|
-7,511
|
-19,391
|
-1,637
|
-4,281
|
-4,192
|
Знач. двухсторонняя (p)
|
0,000
|
0,000
|
0,261
|
0,000
|
0,000
|
0,190
|
0,000
|
0,000
|
В таблице 2 показаны результаты сравнения средних значений показателей по субшкалам теста-опросника способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными ситуациями с нормативными значениями, в интервалах которых выявлены эталонные значения. Нормативные значения в интервале от 7 до 12 баллов соответствуют среднему адаптационному потенциалу личности, что указывает на средний уровень напряженности копинг-стратегии. В этом интервале достоверно не отличаются: от нормативных значений 7-8 средние значения показателей копинг-стратегии «Принятие ответственности» (Т=1,456/-1,522) при p = 0,152/0,135 (р>0,1); от нормативных значений 10-11 средние значения показателей копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» (Т =0,835/-1,252) при p = 0,408/0,217 (р>0,1); от нормативного значения 12 средние значения показателей копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (Т= - 0,309) при p = 0,759 (р>0,1) и копинг-стратегии «Положительная переоценка» (Т=-0,178) при p = 0,859 (р>0,1). Нормативные значения в интервале от 13 до 14 соответствуют высокой напряженности копинга, которая может приводить к дезадаптации копинг-стратегии. В этом интервале достоверно не отличаются: от нормативных значений 13-14 средние значения показателей копинг-стратегии «Самоконтроль» (Т=0,995/-1,138) при p = 0,325/0,261 (р>0,1).
Что касается неэффективных копинг-стратегий, то стратегии «Конфронтационный копинг» (Т=0,762) при p = 0,325 (р>0,1) и «Дистанцирование» (Т=1,095/-1,048) при p = 0,279/0,301) (р>0,1) находятся в пределах среднего уровня напряженности, при котором выявлены эффективные копинг-стратегии в ситуации личного финансового риска. Определенную долю неэффективности копинг-стратегии составила стратегия «Бегство-избегание» как относительно среднего уровня напряженности копинга (Т=1,309) при p = 0,197 (р>0,1), так и относительно высокого уровня напряженности копинга (Т=-0,164/-1,637) при p = 0,871/0,190 (р>0,1).
Выводы
Таким образом, по результатам проведенного исследования был применен интегративный подход, заключающийся в необходимости учета ситуационного и ресурсного контекстов преодоления трудной ситуации. В ходе исследования выявлены характерные для исследуемой выборки ситуации личного финансового риска и эффективные копинг-стратегии, применяемые в каждой из ситуаций: в ситуации коррупционных действий, выявляется стратегия «Положительная переоценка»; в ситуации финансового мошенничества – стратегия «Принятие ответственности»; в трудной финансовой ситуации – «Планирование решения проблемы». Полученные результаты относительно копинг-стратегии «Бегство-избегание» свидетельствуют о необходимости преодоления ее дезадаптирующего влияния на формирование модели финансового поведения в образовательном процессе.
References:
Adelseitova E.B. (2023). Stress-menedzhment kak chast menedzhmenta v organizatsii [Stress management as part of the organization’s management]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. (2(80)). 37-41. (in Russian). doi: 10.34771/UZCEPU.2023.80.2.007.
Agadulina E.R., Belinskaya E.P., Dzhuraeva M.R. (2020). Lichnostnye i situatsionnye prediktory proaktivnogo sovladaniya s trudnymi zhiznennymi situatsiyami: kross-kulturnye razlichiya [Personal and situational predictors of proactive coping with difficult life situations: cross-cultural differences]. National Psychological Journal. (3(39)). 30-38. (in Russian). doi: 10.11621/npj.2020.0304.
Aldieri L., Bruno B., Vinci C.P. (2020). Multi-dimensional approach to happiness and innovation Applied Economics. doi: 10.1080/00036846.2020.1828807.
Andreeva I.A. (2020). Gosudarstvennoe regulirovanie kachestva zhizni naseleniya Rossiyskoy Federatsii [State regulation of the quality of life of the population of the Russian Federation]. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 19 (1). 28-40. (in Russian). doi: 10.24182/2073-6258-2020-19-1-28-40.
Aren S., Nayman N. (2023). The Moderating Effect of Subjective Financial Literacy on the Relationship between Coping Strategies and Financial Risk Tolerance International Journal of Social Sciences Perspectives. 12 (1). 28-40. doi: 10.33094/ijssp.v12i1.733.
Bekhter A.A., Kuftyak E.V., Filatova O.A. (2022). Vzaimosvyaz vremennoy perspektivy i refleksivnosti v reaktivno-proaktivnom sovladanii u molodyh lyudey (na primere ranney vzroslosti) Psikhologicheskie issledovaniya. 15 (85-86). doi: 10.54359/ps.v15i85.1276.
Bityutskaya E.V. (2022). Uspeshnost kopinga [Coping success]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 19 (2). 382-404. (in Russian). doi: 10.17323/1813-8918-2022-1-382-404.
Bryukhova O.Yu., Startseva N.N. (2022). Analiz korporativnyh praktik upravleniya stressom v period pandemii: sushchnost, metody, instrumenty [Analysis of corporate stress management practices amidst the pandemic: particularities, methods and tools]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 545-558. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114173.
Flynn N. The link between Trait Emotional Intelligence and Cognitive Coping Processes in the experience of StressNational University of Ireland. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/341446447_The_link_between_Trait_Emotional_Intelligence_and_Cognitive_Coping_Processes_in_the_experience_of_Stress
Galiev R.R. (2022). Obzor issledovaniy zhiznestoykosti lichnosti [Research review of personality resilience]. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (1(93)). 129-133. (in Russian). doi: 10.24158/spp.2022.1.16.
Kaganov V.Sh., Lochan S.A., Petrosyan D.S. (2022). Volonterskoe dvizhenie: multidistsiplinarnyy podkhod issledovaniya kak uslovie povysheniya effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki [Volunteer movement: a multidisciplinary research approach as a condition for increasing the effectiveness of state support]. Public service. 24 (6(140)). 109-115. (in Russian). doi: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-109-115.
Khazova S.A., Shipova N.S. (2021). Individualnye resursy i gibkost koping-povedeniya v raznye vozrastnye periody [Individual resources and flexibility of coping behavior in different age periods]. Smolenskiy meditsinskiy almanakh. (4). 215-219. (in Russian). doi: 10.37963/SMA.2021.4.340.
Kryukova T.L., Ekimchik O.A., Opekina T.P., Shipova N.S. (2020). Stress i sovladanie v seme v period samoizolyatsii vo vremya pandemii COVID-19 [Stress and coping in a self-isolated family during COVID-19 pandemic]. Sotsialnaya psikhologiya i obschestvo. 11 (4). 120-134. (in Russian). doi: 10.17759/sps.2020110409.
Matchinov V.A., Moiseeva I.G., Savkina A.A. (2024). Indeksnaya otsenka obektivnyh pokazateley kachestva zhizni naseleniya v kontekste realizatsii natsionalnyh proektov v Kaluzhskoy oblasti [Index assessment of objective indicators of the quality of life in the context of the implementation of national projects in the Kaluga region]. Creative Economy. 18 (5). 1059-1074. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.5.120974.
Mete R. (2021). Structural relationships between coping strategies, self-efficacy, and fear oflosing one’s self-esteem in science class International Journal of Technology. 5 (3). 375-393. doi: 10.46328/ijtes.180.
Romashkina G.F., Khudyakova M.V. (2020). Sotsiologicheskiy analiz faktorov i resursov chelovecheskogo kapitala [Sociological analysis of human capital factors and resources]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 13 (6). 232-251. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2020.6.72.14.
Rozenova M.I., Ognev A.S., Ekimova V.I., Kokurin A.V. (2023). Sovremennye antistress-tekhnologii v professiyakh ekstremalnogo i pomogayushchego tipa [Modern anti-stress technologies in extreme and helping professions]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 12 (3). 19-30. (in Russian). doi: 10.17759/jmfp.2023120302.
Samkov K.N. (2021). Finansirovanie realizatsii natsionalnyh i regionalnyh proektov: problemy i napravleniya ustoychivogo razvitiya [Financing the implementation of national and regional projects: problems and sustainable development directions]. Finance: Theory and Practice». 25 (4). 24-36. (in Russian). doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36.
Shekayro M. B. I. (2023). Analiz differentsiatsii regionov po kachestvu chelovecheskikh resursov [Analysis of regional differentiation by quality of human resources]. Creative Economy. 17 (7). 2527-2540. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.7.118412.
Zbarskiy A.M., Garanin M.A., Pervov P.A. (2023). Razvitie chelovecheskogo kapitala transportnoy otrasli [Human capital development in the transportation industry]. Creative Economy. 17 (7). 2507-2526. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.7.118416.
Страница обновлена: 27.03.2025 в 16:31:27