Об особенностях подготовки специалистов экономического профиля в условиях цифровой трансформации экономики
Гулина О.В.1
1 Белорусский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Гулина О.В. Об особенностях подготовки специалистов экономического профиля в условиях цифровой трансформации экономики // Информатизация в цифровой экономике. – 2024. – Том 5. – № 1. – С. 91-106. – doi: 10.18334/ide.5.1.120618.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68014858
Аннотация:
Статья посвящена вопросам качества подготовки специалистов экономического профиля как приоритетного направления государственной политики и главного конкурентного преимущества экономики. Обоснована актуальность рассматриваемых вопросов. На основе анализа учебных планов профилизаций специальности «Экономика и управление», по которым осуществляется обучение будущих экономистов-менеджеров в учреждении образования «Белорусский государственный университет», выявлены «узкие» места, сформулированы предложения по совершенствованию подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации экономики, которые будут способствовать формированию компетенций в области применения цифровых технологий как для повышения эффективности и качества обучения в вузе, прежде всего, по учебным дисциплинам государственного компонента учебных планов, так и продуктивной профессиональной деятельности в условиях инновационного развития традиционных отраслей экономики и наукоемких производств, и на конкретных примерах продемонстрирована их целесообразность. Обозначены возможные причины, препятствующие внедрению предлагаемой практики в образовательный процесс, и предложены пути их устранения.
Ключевые слова: цифровизация экономики, программное обеспечение, подготовка высококвалифицированных кадров
JEL-классификация: L86, C61, I23, I25
Введение. Изменения условий ведения хозяйственной деятельности, связанные, прежде всего, с процессами цифровизации традиционных отраслей народного хозяйства и возникновением инновационных направлений, диктуют новые требования, предъявляемые заказчиками кадров к специалистам экономического профиля. Теперь наряду с фундаментальными знаниями экономики требуется наличие компетенций в области управления экономикой с применением цифровых технологий. Будущие экономисты должны быть готовы к повышению качества менеджмента на основе автоматизированных систем управления, эффективной работы в условиях инновационного развития традиционных отраслей экономики и наукоемких производств, предусматривающих повсеместное внедрение цифровых, информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий.
Подготовка кадров для экономики относится к приоритетным направлениям государственной политики Республики Беларусь. В соответствии с [1] развитие регулируемой цифровой трансформации экономики и интенсивное обновление реального сектора экономики на основе инновационных технологий относятся к первоочередным национальным интересам. Вместе с тем, несоответствие уровня подготовки кадров структуре потребностей экономики в специалистах, а также дефицит квалифицированных кадров для современных производств и организации бизнес-процессов определяются как «внутренние источники угроз национальной безопасности» в экономической сфере.
Подготовка образованных и высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для реализации профессиональной деятельности в глобальной экономике знаний, согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [2], относится к главным конкурентным преимуществам экономики Беларуси, а обновление содержания, структуры и организации образования – к приоритетным направлениям развития.
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [3] также предусматривает «изменение содержания образовательных программ с целью подготовки кадров, обладающих навыками работы с цифровыми технологиями», которые относятся к ключевым навыкам специалистов XXI века и составляют основу формирования цифровых компетенций, под которыми понимается «уверенность, критическое и творческое использование информационно-коммуникационных технологий для достижения целей, связанных с работой, занятостью, обучением, отдыхом, участием в жизни общества и экономики цифровых компетенций» [4]. Помимо этого, немаловажное значение имеет и развитие цифровой грамотности населения в целом.
Созданию условий для эффективной деятельности высших учебных заведений в период цифровых трансформаций посвящено немало исследований (см., например, [4], [5], [6], [7], [8], [9] и др. и соответствующие библиографии). Общие принципы, направления, цели и задачи уже сформулированы. Актуальными остаются вопросы качественной проработки этапов реализации предлагаемых решений для подготовки специалистов экономического профиля по отдельно взятым специальностям с учетом профилизаций.
Основная часть. За прошедшие пять лет учебные планы подготовки специалистов неоднократно корректировались в соответствии с изменениями образовательных стандартов высшего образования. В частности, были переработаны стандарты 3-его поколения до стандартов поколения «3+», в основе которых лежат компетентностный подход, модульное проектирование, профилизация как компонент учреждения высшего образования, преемственность моделей подготовки на уровне бакалавриата и магистратуры. С одной стороны разработанные документы сохраняют традиции национальной высшей школы, а с другой – соответствуют международным подходам и обобщают опыт стран СНГ. Особенности новых белорусских стандартов, в том числе, и их сравнительный анализ со стандартами Российской Федерации, детально отражены в работе [10].
Вместе с тем, анализ учебных планов 2023 года профилизаций «Экономика и управление на предприятии агропромышленного комплекса», «Экономика и управление на предприятии промышленности», «Экономика труда», «Экономика природопользования», «Управление интеллектуальной собственностью» специальности «Экономика и управление» дневной формы получения высшего образования с присвоением квалификации «Экономист. Менеджер» показал, что на лабораторные занятия в процессе обучения приходится не более 1,85% от общего количества часов учебных занятий, при этом в государственном компоненте этот показатель не превышает 3,43%. Доля лабораторных занятий от общего количества аудиторной нагрузки в соответствии с учебными планами составляет около 4% (в государственном компоненте этот показатель не превышает 7,35%, а в компоненте учреждения образования – 1,13% соответственно).
В государственном компоненте учебных планов приобретение практических навыков работы с программным обеспечением для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе применения информационно-коммуникационных технологий предусматривается учебной дисциплиной «Информационные технологии», на которую приходится большая доля (65,7%) лабораторных занятий от общего числа лабораторных занятий, предусмотренных учебными планами профилизаций; применение программного обеспечения для построения эконометрических моделей и инструментов для количественной оценки статистических зависимостей индикаторов социально-экономического развития осваивается в рамках лабораторных работ учебной дисциплины «Эконометрика», доля которых в общем количестве лабораторных занятий составляет 13,4%; формирование компетенций в части оформления первичных учетных документов, а также применение методики оценки и учета активов, собственного капитала, обязательств, доходов и расходов хозяйственной деятельности организаций с применением программного обеспечения изучается на лабораторных работах по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет», на долю которых в учебных планах приходится всего 6% от общего числа аудиторных лабораторных занятий.
Также следует отметить, что учебные планы профилизаций по ряду учебных дисциплин как государственного компонента, так и компонента учреждения образования, не предусматривают лабораторные занятия и формирование практических навыков работы с соответствующим программным обеспечением в компьютерных классах.
«Дело в цифрах». Таким образом, для обеспечения подготовки конкурентоспособных в условиях цифровой трансформации экономики специалистов экономического профиля видится целесообразным вносить «цифровую составляющую» в учебные планы специальностей (профилизаций) в части освоения навыков практического применения современных информационных технологий для решения прикладных задач.
Остановимся подробнее на государственном компоненте учебных планов. Приведем конкретные примеры, рассмотрим перспективы реализации сформулированных предложений по совершенствованию подготовки будущих специалистов экономического профиля в условиях цифровой трансформации экономики и развития информационного общества, а также обозначим возможные причины, препятствующие внедрению предлагаемой практики в образовательный процесс.
Так, например, по учебным дисциплинам «Высшая математика», «Теория вероятностей» и «Статистика», которые, на основе анализа результатов промежуточных аттестаций, традиционно вызывают затруднения в освоении учебной программы у большинства обучающихся по специальности «Экономика и управление» аудиторная нагрузка включает в себя только лекции и практические занятия, не предполагающие использование студентами специального программного обеспечения на занятиях.
При этом на рынке существует достаточное количество математических и статистических пакетов (например, Mathcad, Matlab, Maple, Mathematica, Statistica, SPSS, STATA, Minitab, Statgraphics и др.), позволяющих автоматизировать численные и аналитические (символьные) расчеты, решать задачи оптимизации, осуществлять проверку статистических гипотез, визуализировать зависимости посредством широкого спектра встроенных функций и т.п., использование которых в учебном процессе при подготовке специалистов сферы экономики и управления имеет место быть по следующим причинам:
- математический аппарат, являясь, прежде всего, инструментом обработки и анализа данных, должен способствовать оперативному принятию грамотных управленческих решений, вследствие чего в условиях цифровой трансформации экономики и ведения бизнеса «со скоростью мысли» видится первостепенным быстрое получение результата и понимание его значения для решения практической задачи сферы экономики, что может быть весьма затруднительно в условиях выполнения математических операций вручную;
- использование прикладного программного обеспечения позволяет приобрести навыки работы с большими данными («big data»), эффективная обработка которых невозможна без использования информационных технологий. Актуальность обозначенного направления обусловлена широким применением «big data», в том числе, и в экономике (например, в анализе потребительской активности, при осуществлении таргетированной рекламы, в кредитном скоринге, при управлении финансовыми рисками, в государственном управлении при разработке социальных и экономических программ и др.);
- навыки работы с обозначенным программным обеспечением позволят обучающимся применять на практике математический аппарат, традиционные подходы к освоению которого либо чрезмерно затруднительны для студентов нематематических специальностей, либо вообще не предусмотрены к освоению учебными программами учреждений высшего образования экономического профиля;
- применение математических и статистических пакетов в процессе освоения учебных дисциплин «Высшая математика», «Теория вероятностей» и «Статистика» позволят обучающимся осуществлять самоконтроль правильности полученных традиционным способом результатов (сверять свой ответ и результат, полученный в программном продукте);
- применение будет способствовать повышению уровня мотивации студентов к изучению обозначенных выше учебных дисциплин и их вовлеченности в учебный процесс, не испытывая при этом «унижение математикой»;
- сформирует предпосылки к активному использованию приобретенных компетенций в области математики и статистики при выполнении курсовых работ, научных исследований и выпускных квалификационных работ;
- будет способствовать применению программного обеспечения в научно-познавательных и учебных целях для саморазвития и самосовершенствования, а не использованию информационных технологий исключительно для поиска готового решения в глобальной сети и переписывания его в тетрадь без осознания практической значимости результата и понимания алгоритма решения;
- понимание процессов «перевода» математической задачи в форму, «понятную» компьютерной программе, способствует развитию аналитического мышления, адаптации учащихся к использованию инструментов аналитики, встроенных в программные продукты, непосредственно предназначенные для сферы экономики и управления (программное обеспечение для решения задач маркетинга, обеспечения взаимодействия с клиентами, управления проектами, корпоративные информационные системы и др.) и имеет первостепенную значимость для достоверности полученного результата. Поясним это на примере построения графика функции в популярном приложении для работы с электронными таблицами Microsoft Excel: требуется построить график функции y = –x2 + 2х – 1 на отрезке [–5, 5]. Известно, что для возведения в степень в табличном процессоре Microsoft Excel можно использовать несколько вариантов записи: например, символ «^» – операция возведения в степень, функция СТЕПЕНЬ(число;степень), содержащая два аргумента, и менее рациональный, но в некоторых случаях допустимый, вариант использования операции умножения («*») в соответствии с понятием степени числа как результата многократного умножения числа на себя. Не вдаваясь в подробности применения функционала Microsoft Excel для визуализации заданной функции, получается, что математическая запись правой части функции y = –x2 + 2х – 1 может быть переведена в понятный табличному процессору синтаксис, например, следующим образом: –x^2+2*х–1 (вариант 1); – СТЕПЕНЬ(x;2)+2*x–1 (вариант 2) или –x*x+2*х–1 (вариант 3).
При подготовке таблицы данных для построения графика функции на заданном отрезке, фрагмент которой приведен ниже (рисунок 1),
Рисунок 1. Фрагмент таблицы данных (составлено автором)
в ячейке «B2» синтаксис альтернативных вариантов формул для расчета значений функции будет иметь вид: = –A2^2+2*A2–1 (вариант 1); = – СТЕПЕНЬ(A2;2)+2*A2–1 (вариант 2) или = –A2*A2+2*A2–1 (вариант 3).
Продемонстрируем результат решения поставленной задачи средствами Microsoft Excel при применении первого варианта записи формулы (рисунок 2):
Рисунок 2. График функции на основе варианта 1 записи формулы (составлено автором)
Несмотря на то, что график функции построен, очевидно, что он не является правильным, поскольку в квадратичной функции y = –x2 + 2х – 1 старший коэффициент меньше 0, и ветви параболы должны быть направлены вниз. Кроме того, даже рассчитанное в ячейке «B2» значение функции в точке х = –5 оказалось положительным, что также указывает на ошибку и проверяется подстановкой значения аргумента в функцию и вычисления ее значения.
Для убедительности приведем результаты решения поставленной задачи средствами Microsoft Excel при применении второго и третьего вариантов записи формулы соответственно (рисунок 3):
Рисунок 3. Графики функции на основе варианта 2 (слева) и варианта 3 (справа) записи формулы (составлено автором)
Вернемся к первому варианту записи формулы (= –A2^2+2*A2–1) для построения графика функции y = –x2 + 2х – 1. Несмотря на то, что с точки зрения приоритета выполнения операций в математике запись формулы кажется корректной, в табличном процессоре она должна быть дополнена скобками: = –(A2^2)+2*A2–1. Перерасчет значений функции в опорных точках и изменение вида ее графика подтверждают справедливость выполненных действий (рисунок 4):
Рисунок 4. График функции на основе скорректированного варианта 1 записи формулы (составлено автором)
Основная сложность заключается в том, что неочевидная, на первый взгляд, ошибка в записи формулы в табличном процессоре не привела к невозможности построения графика функции, а предоставила результат, не соответствующий действительности. Ошибки подобного рода могут приводить к гораздо более серьезным последствиям, если они будут неверно отражать аналитические результаты для прогнозирования, планирования и принятия управленческих решений.
Этот простой пример также наглядно демонстрирует, что владение навыками работы в программных продуктах, функционал которых основан на математическом аппарате, без фундаментальных знаний математики и смежных учебных дисциплин, законов экономики и отсутствия логического, критического и аналитического мышления, не позволят эффективно применять цифровые технологии как инструмент для достижения поставленных целей специалистами экономического профиля. Кроме того, альтернативные подходы к решению одной и той же задачи позволят самостоятельно и своевременно выявить противоречия и найти истину.
Следует констатировать, что решение действующими экономистами-менеджерами профессиональных задач, требующих, например, применения матричного или интегрального исчисления, симплекс-метода или дифференцирования сложных функций, построения графиков аналитических зависимостей или расчета статистических показателей на основе большого объема данных, вручную (без использования программного обеспечения) вряд ли положительным образом скажется на скорости реализации бизнес-процессов и принятия управленческих решений. Современные реалии говорят об обратном. И как раз навыки применения программных продуктов, в том числе, оперативно предоставляющих необходимую аналитику, во многом определяют конкурентные преимущества специалиста на рынке труда, а объективные результаты анализа данных, своевременно предоставленные руководителю организации, повышают эффективность менеджмента и, как следствие, обеспечивают конкурентоспособность компании в стремительно меняющихся условиях ведения деятельности.
При этом необходимо подчеркнуть, что использование программного обеспечения в рамках изучения высшей математики, теории вероятностей и статистики не заменяет традиционные способы их освоения, а дополняет и расширяет их в соответствии с требованиями, продиктованными процессами преобразований в экономике и обществе, сохраняя при этом свою значимость для формирования высокоинтеллектуальной личности и усиливая представление об их прикладном значении.
Согласно учебным планам обозначенных выше профилизаций специальности «Экономика и управление» по таким учебным дисциплинам государственного компонента, как «Менеджмент организации» модуля «Организационное развитие», «Экономика и управление инновациями» и «Экономика и управление инвестиционной деятельностью» модуля «Инвестиции и инновационное развитие организации» приобретение практических умений и навыков по работе со специальным программным обеспечением в компьютерных лабораториях во время проведения аудиторных занятий также не предусмотрено. Вместе с тем, согласно [11], изучение модуля «Организационное развитие» должно сформировать у обучающихся базовые профессиональные компетенции по осуществлению основных функций управления деятельностью организации, организации работы исполнителей с учетом социальной политики государства, использованию современных техник принятия управленческих решений и оценке эффективности управления, а освоение учебных дисциплин модуля «Инвестиции и инновационное развитие организации» должно сформировать у обучающихся базовые профессиональные компетенции в области современных концепций инноватики и осуществления оценки влияния инновационного развития на экономический рост, а также в части расчета и анализа «затраты-доходы» деятельности организации, продукта (услуги) в соответствии с требованиями потребителя, обоснования инвестиционных управленческих решений, разработки инвестиционных проектов для формирования и развития конкурентных преимуществ бизнеса. Вместе с тем, эффективно применять современные техники принятия управленческих решений, осуществлять оперативную оценку эффективности управления, разработку инвестиционных проектов, а также выполнять необходимые расчеты в условиях стремительных изменений и цифровизации, вообще говоря, невозможно без использования информационных технологий, а в некоторых случаях, нецелесообразно.
Таким образом, для формирования обозначенных компетенций необходимо создать условия, развивающие умения и навыки, которые, в отличие от информации и знаний не устареют, а позволят обучающимся адаптироваться к цифровым трансформациям экономики в будущем. И основываться они (компетенции) должны не только и не столько на теоретических представлениях о возможностях современных программных продуктов, а, прежде всего, на возможности практической отработки решения профессиональных задач в области менеджмента организации, управления инновациями и инвестиционной деятельностью с использованием программного обеспечения, рынок которого на сегодняшний день предлагает широкий спектр программных решений для этой цели. Это могут быть как отдельные решения, так и модули в составе корпоративных информационных систем, автоматизирующих формализованные бизнес-процессы организаций (предприятий) для обеспечения целей их функционирования и образующих единое информационное пространство.
Поскольку в данной работе не ставится задача детального изучения возможного ко внедрению в учебный процесс программного обеспечения, ограничимся приведением некоторых частных примеров. Так для осуществления инвестиционного проектирования могут быть использованы такие программные продукты, как COMFAR, PROPSPIN, Project Expert, Альт-ИНВЕСТ, ИНЭК-Инвестор и др.; в управлении проектной деятельностью активно применяются системы управления проектами (Microsoft Project, Битрикс24, Мегаплан, ADVANTA, Elma, Pyrus, PlanFix и др.); автоматизация стратегий взаимодействия с клиентами и повышение эффективности бизнес-процессов, направленных на привлечение и удержание клиентов, успешно решаются с помощью систем управления взаимоотношениями с клиентами – CRM-систем (Customer Relationship Management), например, AmoCRM, ELMA365 CRM, 1C:CRM, РосБизнесСофт CRM + и др.; совершенствование бизнес-процессов управления персоналом организации можно реализовать посредством внедрения HRM-систем (Human Resource Management), которые позволяют привлекать, выявлять и удерживать ценных для организации специалистов, в качестве примера можно привести такие решения, как ТопФактор, Directum HR Pro, БОСС-Кадровик и др. Особого внимания заслуживает комплекс интегрируемых решений от компании «1С», предлагающей широкие возможности по автоматизации деятельности организаций [12]. Следует отметить, что некоторые иностранные разработки, популярные в Республике Беларусь и Российской Федерации до недавнего времени, в условиях санкционного давления серьезно ограничены в функционале (в силу отсутствия обновлений, например) или вовсе недоступны к использованию. Вместе с тем, появляются их отечественные аналоги, применение которых в реальном секторе экономики в рамках импортозамещения ожидается в ближайшем будущем, что необходимо учитывать при внедрении программных продуктов в учебный процесс.
Задача выбора программного обеспечения для формирования обозначенных выше компетенций при подготовке специалистов экономического профиля является многокритериальной, и ее решение зависит от ряда факторов, в том числе от материально-технического оснащения вуза, профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, начального уровня подготовки контингента студентов, профилизации, возможности приобретения необходимого количества лицензий и песперебойной работы с программным обеспечением в заданной локации и др. И в каждом конкретном случае выбор должен осуществляться с учетом целей и задач учебной дисциплины и ее специфики, соблюдения необходимого уровня сложности программного продукта для решения прикладных задач и достаточности для формирования требуемого уровня компетенций обучающихся с целью удовлетворения потребностей экономики в настоящем и на перспективу.
Кроме того, препятствием ко внедрению современного программного обеспечения для решения прикладных задач в процессе освоения учебных дисциплин может быть недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава в части навыков работы с программными продуктами или дефицит кадров с цифровыми навыками и умениями работы с передовыми технологиями; отсутствие необходимого количества укомплектованных соответствующим аппаратным и программным обеспечением лабораторий на базе высших учебных заведений, а также персонала, их обслуживающего и сопровождающего и др. Но основная проблема видится в сроках обучения, в условиях которых приходится «экономить» часы, чтобы успеть изложить фундаментальные основы выбранной специальности. Для комплексной подготовки будущих специалистов экономического профиля, обладающих столь востребованными цифровыми навыками, необходимо увеличение продолжительности обучения в вузе. Была предпринята попытка частично решить этот вопрос за счет учебных планов магистратуры, однако доля продолжающих там обучение недостаточна для своевременного удовлетворения спроса на высококвалифицированные кадры в условиях стремительных цифровых трансформаций, и программа магистерской подготовки, выбранной выпускником для продолжения обучения, может не совпадать с уже освоенной специальностью.
Как следствие, наблюдается неудовлетворенность качеством полученного высшего образования недавними выпускниками, одна из причин которых, как было отмечено главой Республики Беларусь [ 13], заключается в том, что вузы не успевают за технологиями, и молодые специалисты вынуждены доучиваться на производстве или идти работать не по профилю.
Выводы. Таким образом, информационные технологии, являясь, с одной стороны, лишь инструментом для достижения целей экономики и бизнеса, становятся неотъемлемой частью необходимых для современного специалиста экономического профиля компетенций. Для достижения поставленных целей и преодоления обозначенных трудностей на начальных этапах реализации сформулированных предложений можно предпринять следующие шаги:
- внедрять в учебный процесс программное обеспечение для освоения не отдельно взятых учебных дисциплин, а модулей (так, например, для профилизаций специальности «Экономика и управление» возможно проведение лабораторных работ по математическому модулю, модулю «Статистика и эконометрика», модулю «Инвестиции и инновационное развитие организации» и др.);
- с целью минимизации затрат на одномоментное приобретение лицензий на программное обеспечение использовать онлайн версии или демонстрационные версии программных продуктов, которые позволят ознакомиться с интерфейсом и основным функционалом программных решений, а также сформировать базовые навыки и умения по решению прикладных задач;
- активизировать взаимодействие с заказчиками кадров экономического профиля в части организации и проведения учебных занятий в филиалах кафедр, где студенты смогут ознакомиться с автоматизированными рабочими местами экономистов-менеджеров и приобрести базовые навыки работы со специальным программным обеспечением по профилю подготовки;
- привлекать организации-заказчики кадров определенных профилизаций к решению задачи выбора программного обеспечения, рекомендуемого ко внедрению в учебный процесс;
- расширять взаимодействие с компаниями-разработчиками специального программного обеспечения по профилю подготовки и компаниями-вендорами, которые в рамках популяризации программных продуктов на безвозмездной основе могут предоставлять пробный доступ к сервисам и системам в учебных целях, а также осуществлять обучение профессорско-преподавательского состава, прежде всего, штатных сотрудников выпускающих кафедр;
- привлекать представителей заказчиков кадров к активному участию в образовательном процессе в части демонстрации примеров применения программного обеспечения для выполнения повседневных задач или реализации определенных бизнес-процессов и др.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс в контексте изменения содержательной части учебной дисциплины и введение аудиторной нагрузки для работы в компьютерных классах является важным этапом на пути актуализации высшего экономического образования в соответствии с предъявляемыми требованиями времени.
Источники:
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/.
3. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf (дата обращения: 10.02.2024).
4. Ковалев М.М. Образование для цифровой экономики // Цифровая трансформация. – 2018. – № 1(2). – c. 37-42.
5. Марков Б.В., Волкова С.В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 3(31). – c. 139-150. – doi: 10.15393/j5.art.2020.6051.
6. Гулина О.В. Информационно-образовательное пространство экономического вуза в условиях цифровизации // Цифровая трансформация. – 2021. – № 2(15). – c. 5-12.
7. Храмцова Ф.И., Терехова А.И. Цифровизация высшего образования в Республике Беларусь: методологический аспект // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 3-2(42). – c. 104-107. – doi: 10.24411/2500-1000-2020-10270.
8. Гулина О.В. О готовности высших учебных заведений экономического профиля к цифровой экономике // Инновации в образовании. – 2022. – № 4. – c. 82-93.
9. Титаренко Л.Г. Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза? // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2022. – № 1. – c. 33-41. – doi: 10.33581/2521-6821-2022-1-33-41.
10. Макаров А.В. Компетентностный подход в высшем образовании: международный и отечественный опыт. / Учебное пособие. - Минск: РИВШ, 2019. – 252 c.
11. Об утверждении образовательных стандартов общего высшего образования (постановление № 225 Министерства образования Республики Беларусь от 2 августа 2023 г.). Pravo.by. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22340495p (дата обращения: 12.02.2024).
12. Официальный сайт фирмы 1С в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://1c.by (дата обращения: 12.02.2024).
13. Лукашенко назвал пять главных проблем высшего образования. Officelife.media. [Электронный ресурс]. URL: https://officelife.media/news/50624-lukashenko-nazval-pyat-glavnykh-problem-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 13.02.2024).
Страница обновлена: 18.07.2024 в 10:56:28