Модель замкнутого цикла в управлении общественными финансами региона

Гафарова Л.А.1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Гафарова Л.А. Модель замкнутого цикла в управлении общественными финансами региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 9. – С. 4923-4934. – doi: 10.18334/epp.14.9.121713.

Аннотация:
Целью исследования является разработка концептуальной модели обеспечения результативности управления общественными финансами региона, представляющей собой системный механизм интеграции и тесного взаимодействия подсистемы региональных общественных финансов и подсистемы экономики региона, направленный на получение возрастающей обратной отдачи финансовых ресурсов, – модель замкнутого цикла. В качестве базового элемента рассматриваемого механизма цикловых финансовых потоков представлена подсистема отечественного бизнеса с приоритетным его взаимодействием посредством институциональных структур с подсистемой общественных финансов и последующим расширением и развитием, что дает для финансово-экономической системы региона синергетический эффект. Ключевыми инструментами включения отечественного производственного сектора в предложенный финансовый механизм предлагаются: тендерное стимулирование, государственные закупки российских товаров и услуг, система концессионных и офсетных контрактов, создание логистических систем, льготы и преференции производителям, продвижение и позиционирование российских брендов и другие. Предложенная в исследовании авторская концептуальная модель совершенствования управления общественными финансами региона может быть использована как рекомендательный механизм при разработке мер совершенствования фискальной политики в рамках деятельности соответствующих органов государственной власти субъекта или органов местного самоуправления. Результаты статьи могут быть использованы в дальнейших исследованиях как основа разработки механизмов повышения результативности общественных финансов региона

Ключевые слова: общественные финансы региона, региональный бюджет, потребительский и инвестиционный спрос, модель, система

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00570-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



Введение

Ключевой проблемой управления общественными финансами региона в современных условиях является отсутствие системности и целостности в управлении региональными финансово-экономическими процессами. Реализуются фрагментарные меры воздействия на фискальные процессы, которые имеют в экономическом плане разрозненный характер, и в итоге не обеспечивают достижения поставленных целей. Это связано с тем, что основополагающие факторы экономического характера, детерминирующие потоки региональных и субрегиональных общественных финансов выпадают из формируемых управленческих решений. Отсутствие системного подхода к управлению общественными финансами региона не позволяет использовать внутренние резервы привлечения финансовых ресурсов в бюджетную систему. При этом использование потенциала всех подсистем региона в формировании финансовых потоков бюджетной системы может позволить получить синергетический эффект в обеспечении финансовых ресурсов регионального бюджета.

Целью исследования является разработка концептуальной модели управления общественными финансами региона с точки зрения обеспечения их результативности – модель замкнутого цикла, которая представляет собой системный механизм интеграции и тесного взаимодействия подсистемы региональных общественных финансов и подсистемы экономики региона, направленный на получение возрастающей обратной отдачи финансовых ресурсов.

Методологической основной проводимого исследования является системно-синергетический подход, рассматривающий любую систему как согласованное, взаимно усиливающееся взаимодействие и интеграцию двух или нескольких подсистем, которое обуславливает получение большего эффекта, чем функционирование подсистем по отдельности (синергия). Также работа строится на применении общенаучных методов исследования: анализа, синтеза, индукции, дедукции, структурного анализа, моделирования, на основе которых разработана концептуальная модель управления общественными финансами региона.

Исследуемая в работе проблематика имеет существенное теоретическое и практическое значение и рассматривается исследователями в следующих ключевых направлениях.

Методологические основы управления развитием социально-экономических систем с точки зрения системного анализа заложены зарубежными и отечественными учеными: Л. Берталанфи, Р.И. Фейджином, А.Д. Холлом, В.Н. Садовским [1] и нашли свое развитие в работах современных авторов: С.А. Кузьмина, А.В. Леонова [2, 3], Р.В. Солошенко, М.Р. Шагиахметова [4, 5] и других.

Теоретико-методические положения оценки результативности механизмов управления общественными финансами региона представлены в исследованиях Дж. Блума, Г. Вейсброда, А. Дамсгарда, П.Р. Салливана [6, 7], К. Коулмана, Дж. Муна, К. Роджерса, В. Стефенса, Р.В. Треша [8–10]. Ими предложены ключевые подходы оценки результативности: анализ издержек и выгод, анализ затрат и полезности, оценка рисков и выгод, анализ экономических последствий, оценка функции социального благосостояния и другие.

Ключевые механизмы и инструменты формирования эффективного совокупного спроса рассматриваются в исследованиях отечественных авторов С.К. Демченко, В.В. Каплуна, стимулирование спроса на продукцию высокотехнологичного сектора в работах Ю.В. Развадовской, А.В. Ханиной [11], стимулирование потребительского спроса на отечественную продукцию фискальными инструментами рассматриваются в исследованиях автора [12–14]. В качестве одного из направлений косвенного воздействия на объемы спроса со стороны предложения рассматривается фискальное стимулирование торговых организаций реализации товаров отечественного бизнеса.

В исследованиях М.В. Ершова, А.С. Танасовой, Е.Ю. Соколовой [15] выявляются базовые критерии и эффект, оказываемый воздействием государственных расходов на обеспечение эффективного спроса.

Основные результаты и обсуждение

Важнейшей характеристикой региональной фискальной системы, как и любой экономической системы является то, что в ней самой заложены возможности и потенциал возрастающего увеличения объемов финансовых ресурсов. Ключевым фактором обеспечения результативности использования общественных финансов региона является рост экономической активности региональной системы посредством формирования эффективного совокупного спроса за счет приоритетного развития отечественного сектора производства.

В современных условиях регионального развития дополнительные инвестиции и, в результате, рост предложения потребительских и инвестиционных товаров в российских регионах ограничивается низким спросом. Слабый совокупный спрос оказывает сдерживающий эффект на экономическую активность, приводит к низкой рентабельности бизнеса, кризисным явлениям в экономике и в результате слабой наполняемости региональных бюджетов. Это усугубляется условиями постоянного целенаправленного сжатия денежной массы в соответствии с провозглашенной целью таргетирования инфляции. Поэтому ориентация бюджетных расходов в приоритетном направлении формирования спроса на продукцию отечественного бизнеса, на наш взгляд, позволяет обеспечить повышающуюся результативность использования общественных финансов региона. Таким образом, общественные финансы региона мы рассматриваем как отдельную подсистему целостного системного механизма наряду с социально-экономическими подсистемами общества, главной из которых является отечественный производственный сектор, объединение которых посредством региональных институциональных структур (институтов) дает синергетический эффект.

Преимуществами механизма стимулирования спроса, направленного на отечественный сектор экономики, по сравнению с прямыми бюджетными расходами являются:

– отсутствие дополнительных бюджетных расходов региона, необходимых при предоставлении целенаправленной финансовой поддержки;

– отсутствие выпадающих доходов регионального бюджета, возникающих при предоставлении стимулирующих налоговых льгот;

– достижение мультипликативного эффекта в экономике за счет роста цепочек поставок инвестиционных и потребительских товаров.

Ориентированность расходов бюджетов на отечественный сектор производства, согласно нашего подхода, позволяет повысить результативность использования общественных финансов региона посредством следующих двух эффектов:

1. Повышения экономической (деловой) активности региональной системы – увеличение масштаба экономики региона – как результат положительного эффекта системного механизма стимулирования спроса.

2. Повышения скорости оборачиваемости финансовых потоков. Это направление обеспечивается комбинированием краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных финансовых циклов региональной системы.

Логику разворачивания финансово-экономического механизма в рамках предложенной авторской концептуальной модели – модели замкнутого цикла, мы представляем в виде следующих этапов (рисунок). Во-первых, направление расходов S регионального бюджета с приоритетом на отечественный сектор экономики S2 (S2 = S1). Данный этап реализуется посредством функционирования и включения в механизм инфраструктурных, инвестиционных, финансовых, социальных национальных и региональных институциональных структур (институтов). Это в результате приводит к возрастающему эффективному спросу на инвестиционные и потребительские товары отечественного сектора, что обуславливает рост экономической активности региональной системы. Рост деловой активности обеспечивает мультипликативный рост доходов хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Это в свою очередь приводит к большему росту доходов R2 (R2 = δ·R1, δ >1) и наполняемости регионального бюджета в виде налогов, арендных платежей, доходов с государственной собственности, и в результате к росту бюджетных расходов.

Рис. Концептуальная модель замкнутого цикла в управлении общественными финансами региона

В результате финансовые потоки фискальной системы можно представить в виде замкнутого цикла, где расходы регионального бюджета с приоритетным направлением в отечественный производственный сектор, пройдя финансовый цикл, в большем объеме возвращаются в виде доходов в бюджет, главным образом налоговых доходов [16]. В основе возрастающей отдачи от расходов регионального бюджета, ориентированного на отечественное производство, лежит мультипликативный эффект от стимулирования инвестиционного и потребительского спроса, основанный на росте бюджетных расходов в отечественный бизнес.

В рамках финансовых потоков государственного бюджета мы выделяем три вида циклов с точки зрения временного лага обеспечения обратного фискального эффекта расходов регионального бюджета в приоритетном направлении отечественного производственного сектора: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (2–5 лет) и долгосрочный (более 5 лет) финансовые циклы, в основе которых лежат следующие инструменты обеспечения краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного спроса соответственно (таблица).

Таблица

Ключевые инструменты формирования спроса на продукцию отечественного бизнеса (направления расходов регионального бюджета)

Финансовый цикл
Ключевые инструменты формирования спроса
1. Краткосрочный финансовый цикл (краткосрочный спрос)
Тендерное стимулирование: формирование приоритетного предложения на электронных торговых площадках товаров российских предприятий, квотирование и установление для них пороговых значений и доли в формируемых торгах
Государственные закупки товаров отечественного бизнеса, квотирование продукции
Связанные кредиты, предоставляемые бизнесом государству в виде собственной продукции
Увеличение спроса на отечественное агросырье и продукцию посредством углубления ее переработки на всех этапах агропромышленного производства посредством стимулирования предпринимательской активности
Продвижение в оптовых и розничных торговых сетях продукции российского производства
Реклама российских товаров, продвижение и позиционирование российских брендов, информирование потребителей и бизнеса
Увеличение социальных расходов и социальной помощи с целью стимулирования краткосрочного потребительского спроса, социальный заказ
2. Среднесрочный финансовый цикл (среднесрочный спрос)
Государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство (среднесрочные инвестиции)
Импортозамещение потребительских и инвестиционных товаров
Система льгот и преференций производителям, использующим в производстве собственной продукции значительную долю отечественных материалов и комплектующих
Государственные инвестиции в инфраструктурные проекты
Создание логистических, оптово-распределительных центров для увеличения объема поставок продукции местных сельхозпроизводителей, способствующих развитию логистики, переработке и реализации сырья
Субсидии, субвенции отечественному производственному сектору
3. Долгосрочный финансовый цикл (долгосрочный спрос)
Концессионные соглашения и привлечение частного бизнеса в эффективное управление государственной собственностью и оказание услуг
Офсетные контракты как механизм, обеспечивающий встречные инвестиционные обязательства по развитию производства и гарантиям сбыта товаров
Государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство (долгосрочные инвестиции)
Импортозамещение потребительских и инвестиционных товаров

Источник: составлено автором

Эффективность применения инструментов стимулирования спроса посредством приоритетного направления расходов регионального бюджета определяется также отраслевой спецификой экономики. Отраслями, формирующими потенциал роста для повышения и разворачивания спроса, являются отрасли, обладающие высоким мультиплицирующим эффектом и эффективностью инвестиций. По оценке экспертов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, секторами экономики, имеющими наибольший потенциал роста спроса, являются топливно-энергетический, химический, агропромышленный и строительный комплексы, а также сектор коммерческих и персональных услуг [17].

Заключение

В соответствие с целью исследования в работе предложена концептуальная модель обеспечения результативности использования расходов регионального бюджета, которая представляет собой систему обратной взаимосвязи подсистемы общественных финансов региона и экономической подсистемы посредством обеспечения эффективного спроса в рамках отечественного бизнеса. Обоснованы преимущества механизма стимулирования спроса в сравнении с прямыми бюджетными расходами и рассмотрены ключевые эффекты в реализации рассматриваемого механизма.

Проведенное исследование показывает, что система общественных финансов региона в современных условиях определяется наличием неиспользованных резервов и внутренних источников формирования финансовых ресурсов. Возможности применения предложенного механизма определяются мультипликативным эффектом, включающим краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный финансовые эффекты направления государственных расходов на стимулирование совокупного спроса.

Использование результатов проведенного исследования видится в развитии механизмов обеспечения результативности использования общественных финансов региона в плане возрастающей отдачи направляемых расходных статей регионального бюджета, а также в региональной практике управления общественными финансами региона. В дальнейших исследованиях данной проблемы считаем целесообразным анализ отраслевых возможностей в формировании доходов бюджета посредством стимулирования спроса, а также анализ рассмотренных инструментов с позиции обеспечения мультипликативного эффекта на формирование финансовых ресурсов регионального бюджета.


Источники:

1. Исследования по общей теории систем. / сборник переводов. - Москва: Прогресс, 1969. – 520  c.
2. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. - М.: Наука, 1996. – 191 c.
3. Леонов А.В., Пронин А.Ю. Методология анализа экономической динамики сложных систем на этапах разработки государственных программ // Экономический анализ: теория и практика. – 2023. – № 4(535). – c. 620-645. – doi: 10.24891/ea.22.4.620.
4. Солошенко Р.В. Системно-синергетический подход как методологическая основа совершенствования механизма эффективного функционирования экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2013. – № 3. – c. 16-20.
5. Шагиахметов М.Р. Системная теория развития государства и общества // Гуманитарный вектор. – 2018. – № 4. – c. 17-27. – doi: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-17-27.
6. Blum J.D., Damsgaard A., Sullivan P.R. Cost-benefit analysis // Proceedings of the Academy of Political Science. – 1980. – № 4. – p. 137–147.
7. Weisbrod G., Weisbrod B. Measuring economic impacts of projects and programs. Economic Development Research Group. April, 1997
8. Coleman C.H. Risk-benefit analysis. Cambridge University Press, June 24, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3873276 (дата обращения: 23.07.2024).
9. Moon J., Stephens V., Rogers K. A quantitative benefit-risk analysis and benefit-risk ratio using real world data: Part I, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.outsourcedpharma.com/doc/a-quantitative-benefit-risk (дата обращения: 23.07.2024).
10. Tresch R.W. Public sector economics. - New York: Palgrave Macmillan, 2008. – 67 p.
11. Развадовская Ю.В., Ханина А.В. Стимулирование спроса на продукцию высокотехнологичного сектора в условиях развития национального инновационного потенциала // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 8(365). – c. 1530-1550. – doi: 10.24891/ni.14.8.1530.
12. Гафарова Л.А. Оценка социально-экономического эффекта перераспределительного фискального механизма на примере регионов ПФО // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 6(174). – c. 36-43. – doi: 10.34773/EU.2023.6.7.
13. Гафарова Л.А. Обеспечение результативности налоговых инструментов в управлении общественными финансами региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2024. – № 4(178). – c. 73-82. – doi: 10.34773/EU.2024.4.12.
14. Гафарова Л.А. Интегральный индекс оценки результативности фискального механизма на примере регионов Приволжского Федерального округа // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 11-1(105). – c. 129-132. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-11-1-129-132.
15. Ершов М.В., Танасова А.С., Соколова Е.Ю. О механизмах стимулирования внутреннего спроса как ключевого фактора роста экономики // Экономика региона. – 2021. – № 1. – c. 114–129. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-1-9.
16. Гафарова Л.А. Результаты регрессии оценки налоговой политики // Вектор экономики. – 2023. – № 8(86). – c. 13. – doi: 10.51691/2500-3666_2023_8_5.
17. Лукин Е.В., Леонидова Е.Г., Сидоров М.А. Стимулирование внутреннего спроса как фактора экономического роста (на примере сферы внутреннего туризма) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 4. – c. 125-143. – doi: 10.15838/esc.2018.4.58.8.

Страница обновлена: 30.09.2024 в 21:49:13