Совершенствование системы управления национальными проектами на стадии их разработки

Бадалова А.Г.1, Кириченко И.А.1, Олейник А.В.2
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
2 НИИ «Институт конструкторско-технологической информатики Российской Академии Наук» (ИКТИ РАН)

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать:
Бадалова А.Г., Кириченко И.А., Олейник А.В. Совершенствование системы управления национальными проектами на стадии их разработки // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 7. – doi: 10.18334/epp.14.7.121315.

Аннотация:
Национальные проекты представляют собой комплексную программу стратегических действий, направленных на приоритетные направления научно-технологического и социально-экономического развития страны, повышение уровня жизни каждого гражданина, создание возможностей для его самореализации. Необходимость достижения национальных целей развития страны обусловливает дальнейшее совершенствование механизма управления разработкой и реализацией национальных, федеральных и региональных проектов. Предложенный в статье методический подход, позволяющий формировать комплексную оценку качества планирования национальных проектов, позволит федеральным и региональным органам исполнительной власти повысить эффективность и результативность документов стратегического планирования

Ключевые слова: национальные проекты, стратегическое планирование, управление

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

целью достижения национальных целей развития страны, обозначенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», дальнейшего совершенствования требует механизм управления разработкой и реализацией национальных проектов Российской Федерации [1]. О значимости дальнейшего развития системы национальных проектов говорилось в Послании Президента Федеральному собранию 29 февраля 2024 года [3].

Повышение результативности бюджетных расходов, принятие эффективных управленческий решений в бюджетной сфере определяет актуальность проблемы оценки качества реализуемых государством национальных проектов (далее НП).

В современной экономической литературе вопросам качества стратегических документов, в том числе национальных проектов, уделяется значительное внимание. Так, автор Ильченко С.В. выделяет следующие факторы эффективности реализации приоритетных национальных проектов: организация управления, финансирование, информационное обеспечение [23]. Аналогичной точки зрения придерживается коллектив авторов Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н., отмечая при этом слабую проработанность критериев и индикаторов результативности выполнения национальных проектов [21].

Рассматривая аспекты государственного управления приоритетными национальными проектами, автор Изгияева М.Д. уделяет особое внимание оценке эффективности их реализации посредством применения методов статистического анализа [22]. Ряд авторов, в частности Борисов С.А., Соменкова Н.С акцентируют внимание на процедуре мониторинга как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов [18].

Важное практическое значение оценке влияния цифровых технологий на реализацию национальных проектов в регионах отмечают Газиева А.Э., Куликова Е.С. [19]. На недостатки в части согласованности и сбалансированности при разработке документов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях обращают внимание Набиева А.Э., Якимчук Н.Н. [27].

Между тем значительно меньшее внимание в исследованиях отводится анализу качества разработки национальных проектов, в том числе анализу планирования структурных элементов НП, а именно: задач, показателей, результатов и контрольных точек проектов.

Цель настоящей работы заключается в совершенствовании системы управления национальными, федеральными и региональными проектами на стадии их разработки. Научная новизна состоит в формировании методического подхода к комплексной оценке качества разработки национальных проектов, включающей все структурные элементов НП, с обоснованием критериев и процедур их оценки.

Предложенный методический подход включает в себя следующие этапы:

анализ и оценку задач проектов и их обеспеченности показателями, включая формирование критериев достаточности показателей для выполнения общественно-значимых результатов (ОЗР) и задач проектов; формирование выводов о достаточности показателей для достижения ОЗР и задач;

анализ и оценку обеспеченности показателей национальных и федеральных проектов результатами, включая формирование критериев качества разработки результатов, анализ соответствия результатов проектов критериям качества, анализ обеспеченности показателей национальных проектов результатами, разработку критериев качества показателей, анализ качества разработки паспортов национальных и федеральных проектов в части показателей и их обеспеченности результатами;

анализ и оценку полноты и корректности контрольных точек для выполнения результат, включая определение критериев достаточности планирования контрольных точек результатов проектов с учетом требований, установленных в нормативно-методических документах, анализ достаточности в части специальных и обеспечивающих контрольных точек, анализ равномерности планирования контрольных точек в течение действия проекта и в годовом разрезе.

Методической основой исследования являлись программные, нормативные и методические документы, определяющие порядок разработки, реализации и мониторинга национальных проектов. В процессе исследования применялись методы качественного анализа документов, индукции и дедукции, сравнения, обобщения, экспертной оценки, экономико-математических расчетов.

Нормативное и методическое обеспечение системы управления национальными проектами на стадии их разработки

Национальные проекты являются документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках в рамках планирования и программирования на федеральном уровне, что определено статьей 25 Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 08.11.2021 г. № 633 [2].

В настоящее время в России реализуется 13 национальных проектов, соответствующих стратегическим направлениям социально-экономического развития страны:

 здоровье;

 образование;

 демография;

 культура;

 безопасные и качественные дороги;

 малое и среднее предпринимательство, поддержка ИП;

 жильё и городская среда;

 наука;

 производительность труда и поддержка занятости;

 международная кооперация и экспорт;

 цифровая экономика;

 экология;

 модернизация и расширение магистральной инфраструктуры.

Время действия проектов охватывает период с 2018 года по 2024 год. Правительство актуализирует действующие национальные проекты для их реализации в 2025–2030 годах.

Президентом РФ в Послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года предложена разработка новых национальных проектов:

 «Семья»;

 «Продолжительная и активная жизнь»;

 «Молодёжь России»;

 «Кадры»;

 «Экономика данных»;

 а также новые национальные проекты технологического суверенитета.

«До конца года все национальные проекты, о которых сегодня говорил, должны быть утверждены, скоординированы между собой. Хочу ещё раз подчеркнуть: это не проекты отдельных ведомств, они должны работать на общие системные задачи, на достижение наших национальных целей развития», - сказал Владимир Путин [3].

Управление национальными проектами в России осуществляется на всех уровнях исполнительной власти - от федерального правительства до муниципальных органов. Также в процессе реализации национальных проектов активно участвуют бизнес-сообщество, общественные организации и научные институты. Для координации и взаимодействия всех участников стратегического управления создан Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

В соответствии с п.5 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1288 от 31.10.2018 формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление паспортов национальных, отчетов об их реализации, а также иных документов и информации, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности, осуществляются в специально созданной подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" [6].

Система управления национальными проектами представляет собой набор инструментов, методов, методологий, ресурсов и процедур, используемых для управления проектами. В рамках настоящего исследования будут рассмотрены отдельные элементы системы управления НП, реализуемые на стадии разработки (планирования) национальных проектов и обеспечивающие качество принимаемых управленческих решений.

Повышение результативности бюджетных расходов, принятие эффективных управленческий решений в бюджетной сфере определяет актуальность проблемы оценки качества реализуемых государством проектов.

Несмотря на актуальность проблемы и наличие значительного количества как теоретических исследований, так и практических методик, вопросы оценки качества и эффективности государственных расходов, в том числе осуществляемых посредством национальных проектов, остаются недостаточно проработаны методологически и методически.

Анализ нормативного и методического обеспечения оценки эффективности реализации национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов, позволяет отметить, что действующие нормативные и методические документы содержат общие положения относительно оценки эффективности реализации национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов [9-17].

Более методически проработана оценка эффективности государственных программ: есть методика, показатели оценки, отработана практика применения. Однако используемые методические подходы предполагают оценку эффективности на этапе реализации и после завершения программ и проектов [8].

Вместе с тем не менее важной представляется оценка проекта до начала его реализации. При формальном указании на необходимость такой оценки, ее методическое обеспечение и практическая реализации недостаточно проработаны.

Формирование критериев оценки качества разработки показателей и результатов национальных проектов для выполнения общественно-значимых задач

Определение желаемого (целевого) состояния объекта, формализованное в виде установленных целей и задач, является исходным условием определения направлений и форм управляющего воздействия. Адекватно и корректно сформулированные цели и задачи обозначают ориентиры, направляют процессы управления и регулирования на их достижение, мотивируют исполнителей, упорядочивают их действия.

В первую очередь следует отметить, что национальные проекты являются элементом системы стратегического управления и направлены на реализацию национальных целей развития. Соответственно, задачи национальных проектов должны быть направлены на достижение национальных целей, реализацию приоритетов социально-экономического развития, обеспечение национальной безопасности и соответствовать целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования, решениях Президента и Правительства Российской Федерации. То есть целеполагание национальных/федеральных проектов должно соответствовать системе стратегических приоритетов.

Задача национального/федерального проекта – это сформулированное на качественном уровне состояние сферы действия проекта, желаемый образ будущего, которого проект стремиться достичь за счет выполнения активных действий. Сформулированные на качественном уровне задачи проекта должны быть адекватно, полно и всесторонне охарактеризованы количественными показателями, по достижению численных значений которых можно было бы судить о степени реализации задач. Соответственно, все общественно-значимые задачи (ОЗР) и задачи, не являющиеся ОЗР, должны быть конкретизированы системой показателей, дающей однозначное представление о степени достижения задачи, характеризовать все ее важные части (аспекты). Однако, если задача плохо сформулирована, нечетко определена, неисчерпаема, бесконечна и окончательно недостигаема, то невозможно подобрать систему показателей, характеризующих ее достижение. Задача должна быть временна, конечна, исчерпаема, определенна, достигаема окончательно.

Формальные требования к отражению в паспортах проектов общественно значимых результатов и задач, не являющихся общественно значимыми результатами, содержатся в Разъяснениях по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов. В их числе:

- требование включать все ОЗР и задачи, определённые в паспорте национального проекта, в паспорта соответствующих федеральных проектов;

- не допускается отражение одной и той же задачи в нескольких федеральных проектах, не входящих в состав национального проекта.

При проверке качества планирования национальных, федеральных проектов в части обеспеченности задач показателями предлагается использовать две группы критериев:

1) критерии качества постановки задач проектов;

2) критерии обеспеченности задач показателями.

В основу критериев для оценки качества постановки задачи была положена широко используемая концепция SMART.

Исходя из вышесказанного предлагаются следующие критерии качества постановки задач проектов:

1.1) соответствие задач проекта национальным целям развития

задача соответствует национальным целям, если:

- формулировка задачи совпадает с ОЗР;

- задача, не являющаяся ОЗР, направлена на достижение ОЗР или иных национальных приоритетов и целей (определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года");

1.2) "проектоориентированность" и качество формулировки

формулировка задачи "проектоориентирована" и качественна, если удовлетворяет критериям:

- конкретности - четкая формулировка, не допускающая произвольного или неоднозначного толкования и описывающая, что именно необходимо достигнуть;

- измеримости - достижение задачи можно проверить с помощью количественно измеримых показателей;

- ограниченности во времени – реалистичность достижения задачи за период реализации проекта;

- ясности формулировки – формулировка не содержит специальных терминов и понятна широкому кругу граждан;

1.3) непротиворечивость и сбалансированность задач

задача непротиворечива и сбалансирована, если:

- задача не дублирует задачи федеральных проектов, входящих в состав других национальных проектов;

- не противоречит общественно значимым результатам (далее – ОЗР) и/или другим задачам, не являющимся ОЗР.

Наибольшую сложность представляет оценка обеспеченности задач показателями. Все ОЗР и задачи, не являющиеся ОЗР, должны быть конкретизированы системой показателей, по численным значениям которых можно было бы судить об уровне реализации задачи. То есть запланированные показатели должны давать однозначное представление о степени достижения задачи, характеризовать все ее важные части (аспекты).

При оценке обеспеченности задач показателями предлагается использовать следующие критерии полноты отражения задачи показателями:

- задача полностью характеризуется показателями, если перечень показателей исчерпывающе характеризует задачу, т.е.

- имеется показатель (набор показателей), дающий полную обобщенную характеристику степени достижения поставленной задачи и/или

- все компоненты задачи отражены показателями;

задача не полностью характеризуется показателями, если:

- отсутствует показатель (набор показателей), дающий полную обобщенную характеристику степени достижения поставленной задачи;

- часть задачи не характеризуется показателями;

задача не характеризуется показателями, если:

- отсутствуют показатели, характеризующие задачу.

Для анализа полноты отражения задачи показателями могут использоваться методы анализа и сравнения, семантической или покомпонентной декомпозиции, экспертные оценки.

Методические подходы к комплексной оценке качества национальных проектов на стадии их разработки

В разработанном методическом подходе оценка качества разработки национальных проектов производится на основе анализа паспортов национальных проектов и федеральных проектов, входящих в их состав, методик расчета показателей, включенных в проекты, нормативных и методических документов [1].

Индекс качества планирования национального рассчитывается по общественно значимым результатам (далее – ОЗР), задачам, не являющимся ОЗР (далее – задачи) на основе балльной оценки качества структурных элементов проекта по установленным критериям. В качестве структурных элементов проекта для целей оценки качества планирования выделяются показатели и результаты проекта. Максимальное значение индекса качества планирования национального/федерального проекта, а также структурного элемента проекта составляет 100 баллов.

Индекс качества планирования национального проекта рассчитывается на основе качества планирования входящих в него ОЗР и задач по формуле:

если в паспорте национального проекта определены ОЗР и задачи:

если в паспорте национального проекта отсутствуют задачи:

если в паспорте национального проекта отсутствуют ОЗР:

где:

КПНП – индекс качества планирования национального проекта;

КПОЗРi – индекс качества планирования ОЗР национального проекта;

КПзадачи j – индекс качества планирования задачи национального проекта;

N – количество ОЗР национального проекта;

M – количество задач национального проекта.

Расчет индекса качества планирования федерального проекта осуществляется по формулам расчета индекса качества планирования национального проекта по ОЗР/задачам, входящим в федеральный проект.

Индекс качества планирования ОЗР или задачи национального проекта (КПОЗР/задачи) рассчитывается по формуле:

где:

– индекс целеполагания по ОЗР или задаче;

– индекс показателей по ОЗР или задаче;

– индекс результатов ОЗР или задачи.

11. Расчет индекса качества планирования ОЗР/задачи национального проекта, участвующего в нескольких федеральных проектах, осуществляется по структурным элементам данного ОЗР/задачи всех федеральных проектов, в которых он участвует.

Индекс целеполагания по ОЗР/задаче рассчитывается по формуле:

где:

– индекс качества постановки задачи;

– индекс обеспеченности ОЗР или задачи показателями.

Индекс качества постановки задачи (ИЦпост) рассчитывается на основе 6-ти критериев по формуле:

где:

- критерий соответствия ОЗР/задачи национальным целям. Критерию присваивается 30 баллов для ОЗР или в случае, если задача направлена на достижение целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" или иными документами стратегического планирования. В противном случае критерию присваивается 0 баллов.

- критерий конкретности. Критерию присваивается 10 баллов в случае четкой формулировки, не допускающей произвольного или неоднозначного толкования и описывающей, что именно необходимо достигнуть.

- критерий измеримости. Критерию присваивается 10 баллов в случае, если достижение задачи можно проверить с помощью количественно измеримых показателей.

- критерий ограниченности во времени. Критерию присваивается 10 баллов в случае реалистичности достижения задачи за период реализации проекта.

- критерий ясности формулировки. Критерию присваивается 10 баллов в случае, если формулировка не содержит специальных терминов и понятна широкому кругу граждан.

- критерий непротиворечивости и сбалансированности. Критерию присваивается 30 баллов в случае, если одновременно выполняются следующие условия:

- задача не дублирует задачи федеральных проектов, входящих в состав других национальных проектов;

- задача не противоречит ОЗР и/или другим задачам.

Индекс обеспеченности ОЗР или задачи показателями (ИЦоб) оценивается с использованием трех уровней обеспеченности: полностью обеспечена, частично обеспечена, не обеспечена в соответствии со следующими критериями:

а) задача полностью обеспечена показателями, если планируемые значения показателей(-я) обеспечивают оценку достижения поставленной задачи и/или всех компонентов задачи. Задача считается полностью обеспеченной показателями при наличии показателя(-лей), характеризующего конечный социально-экономический результат/эффект, непосредственно связанный с достижением задачи проекта или при наличии показателей, характеризующих все компоненты задачи (Приложение А к настоящей методике). В случае полного обеспечения задачи показателями данному критерию присваивается 100 баллов.

б) задача частично обеспечена показателями, если показателей(-я) недостаточно для оценки уровня достижения задачи или компонента задачи. Задача считается частично обеспеченной показателями при отсутствии показателя(-лей), характеризующего конечный социально-экономический результат/эффект, непосредственно связанный с достижением задачи проекта, и при наличии компонента(-тов) задачи, не характеризуемого показателем. В зависимости от уровня обеспеченности задачи показателями, определяемого с учетом доли необеспеченных показателями компонентов задачи, данному критерию присваивается от 10 до 90 баллов;

в) задача не обеспечена показателями, если отсутствуют показатели (-ь), характеризующие задачу. В этом случае данному критерию присваивается 0 баллов.

Для расчета индексов целеполагания ОЗР/задач рекомендуется использовать таблицу, приведенную в Приложении Б к настоящей методике.

Индекс показателей по ОЗР или задаче (ИПОЗР/задачи) рассчитывается по формуле:

где:

– оценка планирования k-го показателя ОЗР/задачи;

K – количество показателей по ОЗР/задаче.

Оценка планирования k-го показателя ОЗР/задачи осуществляется с использованием формулы:

где:

– индекс соответствия показателя требованиям нормативных и методических документов;

– индекс полноты обеспеченности показателя результатами.

Индекс соответствия показателя требованиям нормативных и методических документов оценивается по семи критериям с присвоением баллов по каждому элементу оценки и их последующим суммированием по формуле:

где:

- показатель характеризует ОЗР/задачу или ее существенную часть – 20 баллов;

- наличие официально утвержденной методики расчета показателя (с месячной периодичностью – 20 баллов; с годовой/квартальной периодичностью – 10 баллов; методика отсутствует — 0 баллов);

- показатель не дублирует/не противоречит другим показателям данной ОЗР/задачи или других ОЗР/задач – 15 баллов;

- для показателя указаны корректные единицы измерения, соответствующие формулировке показателя и входящие в ОКЕИ – 5 баллов;

- в паспорте федерального проекта запланированы значения показателя по годам реализации проекта – 10 баллов;

- в паспорте федерального проекта на текущий год запланированы значения показателя по месяцам – 10 баллов;

- значение показателя не противоречит значению(ям) результата(ов) – 20 баллов.

Индекс обеспеченности показателя ОЗР/задачи результатами (ИПоб) рассчитывается по формуле:

где:

– индекс обеспеченности показателя результатами на основе анализа паспорта федерального проекта (дополнительных и обосновывающих материалов паспорта, характеризующих оценку влияния результатов на достижение показателей федерального проекта – далее дополнительные и обосновывающие материалы);

– индекс обеспеченности показателя результатами на основе анализа официально утвержденной методики его расчета.

Индекс обеспеченности показателя результатами на основе анализа паспорта федерального проекта (дополнительных и обосновывающих материалов) (ИПоб 1) рассчитывается с присвоением баллов по следующим критериям:

а) показатель считается полностью обеспеченным результатами, если в дополнительных и обосновывающих материалах паспорта проекта суммарный вклад результатов в достижение показателя равен 100% (100 баллов);

б) показатель считается частично обеспеченным результатами, если в дополнительных и обосновывающих материалах паспорта проекта суммарный вклад результатов в достижение показателя менее 100% (50 баллов);

в) показатель считается необеспеченным результатами, если в паспорте федерального проекта отсутствуют дополнительные и обосновывающие материалы или результаты, влияющие на показатель (0 баллов);

г) если суммарный вклад результатов в достижение показателя в дополнительных и обосновывающих материалах превышает 100%, по этому показателю выявлены ошибки планирования (0 баллов).

Индекс обеспеченности показателя результатами на основе анализа официально утвержденной методики его расчета (ИПоб 2) рассчитывается с присвоением баллов по следующим критериям:

а) показатель считается полностью обеспеченным результатами, если в методике его расчета участвует необходимый исчерпывающий набор результатов проекта (результаты проекта позволяют рассчитать значение показателя) (100 баллов);

б) показатель считается частично обеспеченным результатами, если в методике его расчета участвует только часть результатов проекта (результаты проекта позволяют косвенно либо приближенно рассчитать значение показателя) (50 баллов);

в) если отсутствуют результаты проекта, позволяющие в соответствии с методикой рассчитать значение показателя, он считается необеспеченным результатами (0 баллов);

г) если отсутствует официально утвержденная методика расчета показателя, он также считается необеспеченным результатами (0 баллов).

Для расчета индексов показателей федерального проекта рекомендуется использовать таблицу, приведенную в Приложении В к настоящей методике.

Индекс результатов ОЗР или задачи (ИРОЗР/задач) рассчитывается по формуле:

где:

– оценка планирования l-го результата ОЗР/задачи;

L – количество показателей ОЗР/задачи.

Оценка планирования l-го результата ОЗР/задачи осуществляется с использованием формулы:

где:

– индекс соответствия результата требованиям нормативных и методических документов;

– индекс обеспеченности результата контрольными точками.

Индекс соответствия результата требованиям нормативных и методических документов (ИРмет) рассчитывается по девяти критериям с присвоением баллов по каждому критерию и их последующим суммированием по формуле:

где:

- результат не дублирует формулировку цели, целевого показателя или задачи – 10 баллов;

- результат не содержит численные значения и периоды их достижения – 5 баллов;

- результат не имеет дублирующих результатов – 20 баллов;

- результат не отражает конечный социально-экономический эффект – 5 баллов;

- результат не является контрольной точкой для достижения других результатов – 5 баллов;

- результат не содержит в формулировке два и более результата – 5 баллов;

- отсутствует несоответствие значения показателей и результатов – 20 баллов. В случае, если единицы измерения показателя и влияющих на его достижение результатов совпадают, проверяются значения показателя и результата (суммы результатов) по годам реализации проекта на непротиворечивость;

- единицы измерения соответствуют формулировке результата и ОКЕИ – 5 баллов;

- по результату предусмотрено финансирование (либо оно не требуется) – 25 баллов. Финансирование не требуется, если результат относится к текущей работе ФОИВ и не требует дополнительного финансирования (например, разработка НПА, принятие документа и др.).

Индекс обеспеченности результата контрольными точками (ИРоб) оценивается на основе четырех критериев с присвоением баллов по каждому элементу и их последующим суммированием по формуле:

где:

- индекс обеспеченности результата не менее 6 контрольными точками в год – 25 баллов. Если в t-ом году реализации результата проекта запланировано менее 6 контрольных точек, то результату по данному критерию присваивается 0 баллов. При расчете обеспеченности результата контрольными точками не учитываются периоды в первом и/или последнем году реализации проекта продолжительностью выполнения результата менее 6 месяцев.

Критерию присваивается 25 баллов при наличии менее 6 контрольных точек для типов результатов: «Приобретение товаров, работ, услуг», если в каждом году реализации проекта запланировано не менее 3 дополнительных контрольных точек; «Утверждение документа» - не менее 5 специальных и дополнительных контрольных точек; «Оказание услуг (выполнение работ)», «Проведение образовательных мероприятий», «Благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества», «Проведение информационно-коммуникационной кампании» - не менее 4 специальных и дополнительных контрольных точек, в случае, если не требуется планирование обеспечивающих контрольных точек.

– индекс полноты планирования обеспечивающих контрольных точек по результату– 25 баллов. В случае, если финансирование результата не требуется (результат относится к текущей работе ФОИВ), то результату по критерию присваивается 25 баллов. Если в t-ом году реализации результата проекта отсутствует полный набор обеспечивающих контрольных точек, то результату по критерию присваивается 0 баллов. При расчете следует учитывать, что сроки планирования обеспечивающих контрольных точек могут не совпадать с календарным годом реализации проекта.

– индекс обеспеченности результата завершающими контрольными точками – 25 баллов. Проверяется наличие контрольных точек, отражающих факт завершения промежуточного результата или иного значимого действия по достижению результата. Если в t-ом году реализации результата проекта запланированы значения промежуточных результатов или иных значимых действий по достижению результата и отсутствуют контрольные точки, отражающие факт их завершения, то результату по критерию присваивается 0 баллов. Дополнительные контрольные точки также могут учитываться в качестве завершающих контрольных точек.

– индекс равномерности распределения контрольных точек – 25 баллов. Критерием равномерности распределения контрольных точек в течение года является выполнение следующих требований:

- на декабрь приходится не более 25% контрольных точек;

- на одну дату запланировано не более 75% контрольных точек.

Если в t-ом году реализации результата проекта выявлено неравномерное распределение контрольных точек, то результату по критерию присваивается 0 баллов.

При расчете равномерности распределения контрольных точек в течение года не учитываются периоды в первом и/или в последнем году реализации проекта продолжительностью выполнения результата менее 6 месяцев.

Разработанный методический подход предназначен для оценки качества разработки как национальных проектов, так и входящих в их состав федеральных проектов. Предложенный интсрументарий позволит повысить качество планирования паспортов национальных проектов, что в конечном итоге, обеспечит выполнение всех целей и задач данного важнейшего документа стратегического планирования Российской Федерации.

Заключение

Проведенный анализ нормативного и методического обеспечения разработки и реализации документов стратегического планирования в рамках программирования показал, что действующие нормативные и методические документы содержат общие положения относительно оценки эффективности реализации государственных программ и национальных проектов. При этом более методически проработана оценка эффективности государственных программ. Однако используемые методические подходы предполагают оценку эффективности только на этапе реализации и после завершения программ и проектов. Вместе с тем не менее важной представляется оценка проектов и программ до начала их реализации. При формальном указании на необходимость такой оценки, ее методическое обеспечение и практическая реализации в значительной мере не проработаны.

В целях совершенствования системы управления национальными проектами на стадии их разработки предложен методический подход, позволяющий формировать комплексную оценку качества планирования национальных проектов, базирующийся на предложенной системе критериев оценки качества разработки показателей и результатов национальных проектов для выполнения общественно-значимых задач.

[1] Методические указания по разработке национальных проектов (программ), утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 4 июня 2018 г. № 4072п-П6.

Разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов, утвержденные письмом Аппарата Правительства Российской Федерации № 52725 от 30 июля 2021 г.

Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов, утвержденные Правительством Российской Федерации от 22 марта 2019 года № 2523п–П6.

Методические рекомендации по определению уровня достижения национальных проектов (программ) и федеральных проектов (направлены письмом Аппарата Правительства РФ от 15.11.2021 № П6-80647).

Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 (ред. от 07.05.2024) "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (дата обращения: 12.06.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633 (ред. от 08.11.2021) «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244 (дата обращения: 17.06.2024).
3. Послание Президента Федеральному собранию 29 февраля 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения: 10.05.2024).
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 30.05.2024).
5. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р). [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan (дата обращения: 16.05.2024).
6. Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 24.06.2021). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811010027 (дата обращения: 13.06.2024).
7. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (утв. проектным офисом Правительства РФ 12 марта 2018 г. № 1937п-П6). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/31672/ (дата обращения: 24.05.2024).
8. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.10 №588 (ред. от 25.12.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102349190 (дата обращения: 09.06.2024).
9. Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105280009 (дата обращения: 18.04.2024).
10. Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития России от 17.08.2021 г. № 500). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402601751/ (дата обращения: 18.04.2024).
11. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (утв. проектным офисом Правительства РФ 12 марта 2018 г. № 1937п-П6). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/31672/ (дата обращения: 18.04.2024).
12. Методические указания (проект) по разработке национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов от 5 июля 2021 г. П6-45638. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421289/ (дата обращения: 18.04.2024).
13. Разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов от 30 июля 2021 г. П6-52725. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421289 (дата обращения: 18.04.2024).
14. Методические указания по мониторингу и внесению изменений в национальные проекты (программы) и федеральные проекты (утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 3 декабря 2018 года №14). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318559/ (дата обращения: 18.04.2024).
15. Методические указания (проект) по мониторингу национальных проектов (программ) и федеральных проектов от 2 января 2021 г. П6-3073. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404910905/ (дата обращения: 18.04.2024).
16. Разъяснения по заполнению форм отчетности к проекту методических указаний по мониторингу национальных проектов (программ) и федеральных проектов от 5 февраля 2021 г. № П6-6840. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72266186/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.04.2024).
17. Методические рекомендации по определению уровня достижения национальных проектов (программ) и федеральных проектов от 15 ноября 2021 г. П6-80647. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410468/3e2359b91a01 (дата обращения: 18.04.2024).
18. Борисов С.А., Соменкова Н.С. Повышение эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга как инструмент экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 611-626.
19. Газиева А.Э., Куликова Е.С. Реализация национальных проектов в регионах в контексте цифровых технологий // Экономические исследования и разработки. 2023.
20. Гумеров Р.Р., Кириченко И.А. Методические подходы к управлению рисками реализации национальных проектов // Экономическая политика России и цели устойчивого развития: Сборник научных докладов по материалам международной научной конференции. Москва, 2022. – c. 66-83.
21. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 1.
22. Изгияева М.Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2017. – № 1 (17). – c. 23-30.
23. Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. – 2021. – № 2(22). – p. 1.
24. Кравец П. С. Технология оценки результативности национального проекта // Modern Science. – 2023. – № 2-2. – c. 21-23.
25. Маршова Т.Н., Кириченко И.А. О критериях качества государственных проектов // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2022. – № 4. – c. 61-96.
26. Мигунов И.Н., Кириченко И.А., Маршова Т.Н., Смирнов А.В. Оценка качества планирования результатов национальных проектов // Экономическая политика России и цели устойчивого развития: Сборник научных докладов по материалам международной научной конференции. Москва, 2022. – c. 13-31.
27. Набиева А.Э., Якимчук Н.Н. Проблемные аспекты разработки и реализации документов стратегического планирования на муниципальном уровне (на примере муниципального образования Таицкое городское поселение гатчинского муниципального района ленинградской области) // Вестник науки. – 2022. – № 6 (51). – c. 8 - 16.

Страница обновлена: 04.07.2024 в 15:17:57