Управление лояльностью персонала как фактор обеспечения устойчивого развития организации

Мельникова Е.В.1, Яркова С.А.2, Якимова Л.Д.2
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
2 Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», Россия, Красноярск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать:
Мельникова Е.В., Яркова С.А., Якимова Л.Д. Управление лояльностью персонала как фактор обеспечения устойчивого развития организации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 7. – С. 1957-1976. – doi: 10.18334/epp.12.7.115072.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298218
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В условиях изменчивости внешней среды организации диагностика и управление лояльностью персонала является актуальной практической задачей. Цель исследования – выработка комплексной методики диагностики лояльности персонала, учитывающей стратегические цели развития организации и кадрового потенциала, и ее апробация на примере подразделения ОАО «РЖД». Для формирования мероприятий по повышению лояльности персонала и производительности труда рассмотрены типы мотивации персонала, построен мотивационный профиль. Предложена система индикаторов лояльности, отражающая интегрированный подход к трактовке данного понятия и учитывающая специфику объекта исследования. На основе сравнения фактических и желательных мотивационных профилей в разрезе групп респондентов с учетом веса каждой группы рассчитаны индексы желательных типов мотивации. Даны рекомендации по повышению лояльности и производительности различных категорий персонала посредством разнообразных мотивационных инструментов. Сделан вывод о том, что повышение уровня лояльности в долгосрочном плане может осуществляться по пути развития эмоциональной лояльности. Результаты исследования будут интересны организациям, связанным с необходимостью обеспечения безопасности людей и поддержанием целостности экономических связей на уровне государства и международного сотрудничества.

Ключевые слова: лояльность персонала, управление лояльностью персонала, мотивационный механизм, устойчивость организации, стратегии развития, кадровый потенциал, типологическая модель мотивации

JEL-классификация: M12, M51, M54

Источники:

1. Melnikova E. V., Bezrukikh Y. A. Business model of industrial enterprise: Sustainability assessment // Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017. Madrid, 2017. – p. 2988-3001.
2. Meyer J.P. Building Commitment in an Era of Change // Rx for HRM. – 2000.
3. Meyer J.P., Allen N.J., Smith C.A. Commitment to organizations and occupations: Extension and test of a threecomponent conceptualization // Journal of Applied Psychology. – 1993. – № 78. – p. 538-551.
4. Reichheld Fred, Markey Rob The Ultimate Question 2.0 (Revised and Expanded Edition): How Net Promoter Companies Thrive in a Customer-Driven World. - Harvard Business Review Press, 2011.
5. Oкcинoйд К.Э. Лояльность и преданность персонала. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2012/11/07/lojalnost_predannost_personala.html (дата обращения: 05.07.2022).
6. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. – 358 c.
7. Артемьев Н. А. Лояльность персонала: вариативность актуальных научных определений понятия // Молодой ученый. – 2019. – № 47 (285). – c. 178-181.
8. Герчиков В. И. Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление (часть 1) // Личность. Культура. Общество. – 2006. – № 3(31). – c. 222-233.
9. Гордейко С. Г. Управление лояльностью персонала на базе системного подхода // Мотивация и оплата труда. – 2014. – № 2. – c. 97-101.
10. Доминяк В.И. Лояльность персонала как социально - психологическая установка // Персонал-Микс. – 2002. – № 5. – c. 73.
11. Доминяк В.И., Родионова Е.А. Методика «Возможность реализации мотивов». Персональный сайт Владислава Доминяка. [Электронный ресурс]. URL: https://dominyak.com/assets/templates/site/files/PRM_2017_ru.pdf (дата обращения: 05.07.2022).
12. Климочкина К. Д., Андрющенко О. В. Формирование и поддержание лояльности персонала: анализ российских практик // Парадигма. – 2019. – № 3. – c. 48-54.
13. Кутузова А. В., Слабодян И. Д. Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования // Сборник статей II Международной научно-практической конференции: В 2-х томах, Пенза, 15–16 июня 2021 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. 2021. – c. 251-258.
14. Мельникова Е.В. Лояльность персонала в обеспечении стратегической устойчивости организации // Universum: экономика и юриспруденция. – 2014. – № 7-8. – c. 2.
15. Мельникова Е. В. Особенности управления лояльностью персонала при слияниях и поглощениях // Экономика и управление в современных условиях: Материалы международной научно - практической конференции, Красноярск, 12 декабря 2018 года / Составитель Л. М. Ашихмина; главный редактор В.Ф. Забуга. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. 2018. – c. 189-192.
16. Мельникова Е. В., Мельникова А. А. Управленческие аспекты устойчивого развития социотехноприродных систем // Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества: Сборник статей Международного научного конгресса, Москва, 18 – 24 мая 2020 года. – Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева. 2020. – c. 887-892.
17. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. – 635-636 c.
18. Серикова О. Ю., Мартышев А. В., Якимова Л. Д. Оценка эффективности системы мотивации персонала как фактора обеспечения качества работы на примере предприятия железнодорожного транспорта // International Journal of Advanced Studies. – 2021. – № 2. – c. 81-99. – doi: 10.12731/2227-930X-2021-11-2-81-99.
19. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. - Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – 415 c.
20. Туманова О.М. Преданность работодателю как лучшая мотивация: аргументы за и против // Мотивация и оплата труда. – 2011. – № 1.
21. Харский К. В., Харский К. В. Благонадежность и лояльность персонала. - М. [и др.] : Питер, 2003. – 495 c.
22. Яркова С. А., Якимова Л. Д., Варламова Е. Г. Управление персоналом в условиях реструктуризации предприятий железнодорожной отрасли // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – № 6. – c. 66-77. – doi: 10.12737/article_5a462744f14ca2.30311783.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:54:38