Управление лояльностью персонала как фактор обеспечения устойчивого развития организации
Мельникова Е.В.1
, Яркова С.А.2
, Якимова Л.Д.2![]()
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
2 Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 49 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 7 (Июль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298218
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В условиях изменчивости внешней среды организации диагностика и управление лояльностью персонала является актуальной практической задачей. Цель исследования – выработка комплексной методики диагностики лояльности персонала, учитывающей стратегические цели развития организации и кадрового потенциала, и ее апробация на примере подразделения ОАО «РЖД».
Для формирования мероприятий по повышению лояльности персонала и производительности труда рассмотрены типы мотивации персонала, построен мотивационный профиль. Предложена система индикаторов лояльности, отражающая интегрированный подход к трактовке данного понятия и учитывающая специфику объекта исследования. На основе сравнения фактических и желательных мотивационных профилей в разрезе групп респондентов с учетом веса каждой группы рассчитаны индексы желательных типов мотивации. Даны рекомендации по повышению лояльности и производительности различных категорий персонала посредством разнообразных мотивационных инструментов. Сделан вывод о том, что повышение уровня лояльности в долгосрочном плане может осуществляться по пути развития эмоциональной лояльности. Результаты исследования будут интересны организациям, связанным с необходимостью обеспечения безопасности людей и поддержанием целостности экономических связей на уровне государства и международного сотрудничества.
Ключевые слова: лояльность персонала, управление лояльностью персонала, мотивационный механизм, устойчивость организации, стратегии развития, кадровый потенциал, типологическая модель мотивации
JEL-классификация: M12, M51, M54
Источники:
2. Meyer J.P. Building Commitment in an Era of Change // Rx for HRM. – 2000.
3. Meyer J.P., Allen N.J., Smith C.A. Commitment to organizations and occupations: Extension and test of a threecomponent conceptualization // Journal of Applied Psychology. – 1993. – № 78. – p. 538-551.
4. Reichheld Fred, Markey Rob The Ultimate Question 2.0 (Revised and Expanded Edition): How Net Promoter Companies Thrive in a Customer-Driven World. - Harvard Business Review Press, 2011.
5. Oкcинoйд К.Э. Лояльность и преданность персонала. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2012/11/07/lojalnost_predannost_personala.html (дата обращения: 05.07.2022).
6. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. – 358 c.
7. Артемьев Н. А. Лояльность персонала: вариативность актуальных научных определений понятия // Молодой ученый. – 2019. – № 47 (285). – c. 178-181.
8. Герчиков В. И. Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление (часть 1) // Личность. Культура. Общество. – 2006. – № 3(31). – c. 222-233.
9. Гордейко С. Г. Управление лояльностью персонала на базе системного подхода // Мотивация и оплата труда. – 2014. – № 2. – c. 97-101.
10. Доминяк В.И. Лояльность персонала как социально - психологическая установка // Персонал-Микс. – 2002. – № 5. – c. 73.
11. Доминяк В.И., Родионова Е.А. Методика «Возможность реализации мотивов». Персональный сайт Владислава Доминяка. [Электронный ресурс]. URL: https://dominyak.com/assets/templates/site/files/PRM_2017_ru.pdf (дата обращения: 05.07.2022).
12. Климочкина К. Д., Андрющенко О. В. Формирование и поддержание лояльности персонала: анализ российских практик // Парадигма. – 2019. – № 3. – c. 48-54.
13. Кутузова А. В., Слабодян И. Д. Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования // Сборник статей II Международной научно-практической конференции: В 2-х томах, Пенза, 15–16 июня 2021 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. 2021. – c. 251-258.
14. Мельникова Е.В. Лояльность персонала в обеспечении стратегической устойчивости организации // Universum: экономика и юриспруденция. – 2014. – № 7-8. – c. 2.
15. Мельникова Е. В. Особенности управления лояльностью персонала при слияниях и поглощениях // Экономика и управление в современных условиях: Материалы международной научно - практической конференции, Красноярск, 12 декабря 2018 года / Составитель Л. М. Ашихмина; главный редактор В.Ф. Забуга. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. 2018. – c. 189-192.
16. Мельникова Е. В., Мельникова А. А. Управленческие аспекты устойчивого развития социотехноприродных систем // Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества: Сборник статей Международного научного конгресса, Москва, 18 – 24 мая 2020 года. – Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева. 2020. – c. 887-892.
17. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. – 635-636 c.
18. Серикова О. Ю., Мартышев А. В., Якимова Л. Д. Оценка эффективности системы мотивации персонала как фактора обеспечения качества работы на примере предприятия железнодорожного транспорта // International Journal of Advanced Studies. – 2021. – № 2. – c. 81-99. – doi: 10.12731/2227-930X-2021-11-2-81-99.
19. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. - Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – 415 c.
20. Туманова О.М. Преданность работодателю как лучшая мотивация: аргументы за и против // Мотивация и оплата труда. – 2011. – № 1.
21. Харский К. В., Харский К. В. Благонадежность и лояльность персонала. - М. [и др.] : Питер, 2003. – 495 c.
22. Яркова С. А., Якимова Л. Д., Варламова Е. Г. Управление персоналом в условиях реструктуризации предприятий железнодорожной отрасли // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – № 6. – c. 66-77. – doi: 10.12737/article_5a462744f14ca2.30311783.
Страница обновлена: 13.09.2025 в 04:54:42
Download PDF | Downloads: 49 | Citations: 8
Staff loyalty management as a factor of the company's sustainable development
Melnikova E.V., Yarkova S.A., Yakimova L.D.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 7 (July 2022)
Abstract:
Amidst the variability of the external environment, diagnostics and management of staff loyalty is an urgent practical task. The research purpose is to develop a comprehensive methodology for diagnosing staff loyalty, taking into account the strategic goals of the company's development and human resources potential, and its approbation on the example of a division of Russian Railways, JSC.
In order to form measures to increase staff loyalty and labour productivity, the types of staff motivation are considered. A motivational profile is built. A system of loyalty indicators reflecting an integrated approach to the interpretation of this concept and taking into account the specifics of the object of research is proposed. Based on the comparison of actual and desirable motivational profiles in the context of groups of respondents, taking into account the weight of each group, indices of desirable types of motivation are calculated. Recommendations to increase staff loyalty and productivity through a variety of motivational tools are given. It is concluded that increasing the level of loyalty in the long term can be carried out along with the emotional loyalty development. The results of the study will be of interest to companies related to the need to ensure the safety of people and maintain the integrity of economic ties at the state level and international cooperation.
Keywords: staff loyalty, staff loyalty management, motivational mechanism, organization sustainability, development strategies, human resources potential, motivation typological model
JEL-classification: M12, M51, M54

Россия, Красноярск