Эффективный бизнес-тренинг для стартапов, или что же все-таки ускоряется в акселераторе?

Козлов М.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (79), Июль 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20180190
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены факторы эффективности инкубаторов и бизнес-акселераторов технологических стартапов. Предложена новая интерпретация результатов ранее проводившихся опросов резидентов акселераторов и инкубаторов относительно выбора наиболее полезных элементов программ. Предлагается выявленные факторы эффективности инкубаторов и бизнес-акселераторов использовать для разработки программ обучения технологических стартапов инфраструктурных институтов, таких как технопарки, наноцентры и др

Ключевые слова: инвестиции, инфраструктура, консалтинг, сервис, технологии, бизнес модели, объекты инновационной инфраструктуры, технологические стартапы, факторы эффективности инкубаторов и бизнес-акселераторов, этапы развития стартапов, менторы, венчурные инвесторы, иновации



В настоящее время на уровне национальной инновационной системы большую актуальность приобретает проблема формирования предложений в сфере сервиса и консалтинга для отечественных технологических компаний. Потребность в действительно нацеленном на результат обучении объективно существует среди наиболее мотивированных резидентов технопарков и других объектов инновационной инфраструктуры.

И если большинство компаний среднего и крупного бизнеса способны вполне отчетливо артикулировать свои потребности в отношении подобных услуг, то в случае технологических стартапов данные потребности пребывают, скорее, в латентной форме.

На главном направлении

Распространено мнение, что основная причина низкого процента успешных стартапов в технологической сфере– отсутствие понимания сущности и факторов успеха предпринимательства в сочетании с низкой степенью заинтересованности в восполнении дефицита соответствующих компетенций. Отсутствие эффективно зарекомендовавших себя методик, а также понимания основных факторов успеха и механизма развития инновационных компаний среди бизнес-тренеров и самих инноваторов является одной из главных проблем на рынке бизнес-тренинга и консалтинга для технопарков, наноцентров и прочих объектов инновационной инфраструктуры.

Попытка навязать стартапам существующие стандартные образовательные курсы вряд ли могут оказаться успешными. Одним из наиболее эффективных подходов в этом случае представляется разработка специального курса бизнес-тренинга, ориентированного на наиболее существенные факторы успешности развития стартапов.

Поэтому для максимизации эффективности и потребительской ценности такого продукта ключевое значение придается пониманию, выявлению и удовлетворению скрытых потребностей стартапов в развитии тех компетенций, приобретение и развитие которых позволит им благополучно пересечь «долину смерти» и повысить свою инвестиционную привлекательность.

В аналитическом обзоре Российской венчурной компании (РВК) по сетям инновационного развития [1] выявлены такие основные направления деятельности указанных сетей, как обучение и обеспечение связей предпринимателей, а также валидация коммерческих идей с помощью менторства. Данный обзор РВК характеризуется максимально широким охватом различных типов сетей инновационного развития. В настоящей работе исследуются наиболее существенные факторы эффективности указанных сетей по результатам исследований более узкого и в то же время наиболее современного и продвинутого типа инкубаторов – бизнес-акселераторов.

Целью данной работы является оптимизация программ коучинга (бизнес-тренинга) стартапов инкубаторов инфраструктурных проектов на основе выявления и использования факторов эффективности программ бизнес-акселераторов в определении и развитии ключевых компетенций стартапов.

Термин «инкубатор» включает по определению Еврокомиссии от 2002 г. организации и инициативы, оказывающие содействие предпринимателям в развитии бизнес-идей, коммерциализации разработок и, в конечном счете, создании и функционировании новых венчурных предприятий. Основная цель бизнес-инкубатора заключается в создании благоприятной деловой среды для стартапов, чтобы компенсировать недостаточность у них финансов, квалификации и деловых связей.

Стартапы в инкубаторе обеспечиваются офисными помещениями, общим оборудованием, административными и деловыми услугами. Инкубаторы оказались весьма востребованным инструментом экономического развития в период перехода к предпринимательской модели инновационного развития.

В государственном секторе ведущих зарубежных стран бизнес-инкубаторы уже более 30-ти лет тому назад получили распространение как инструмент политики стимулирования регионального развития и предпринимательства, способствующий созданию рабочих мест и стимулированию экономического роста. В частном секторе инкубирование превратилось в значительный самостоятельный международный бизнес с участием фирм – профессиональных провайдеров услуг. Инвесторы проявили интерес к инкубированию как к способу повышения доходности своего портфеля, а крупные компании создавали свои собственные внутрикорпоративные инкубаторы для поддержки новых компаний в качестве способа совершенствования цепочки поставок или источника новых идей.

По мере накопления инкубаторами практического опыта и роста их численности выявилось множество значительных изменений в процессах, организационных формах, отраслевых секторах деятельности и идентификации ценности их элементов для резидентов бизнес-инкубаторов [2]. Если попытаться сформулировать некую общую тенденцию эволюции понимания характера деятельности инкубатора, то такой тенденцией могло бы явиться осознание ее перехода от оказания помощи компаниям в начальный период становления к содействию в повышении оценки стоимости.

Как результат эволюции концепции бизнес-инкубаторов, в течение последних восьми лет в сфере новых технологий появился и получил развитие такой новый метод поддержки развития технологических стартапов, как программы акселераторов. Первый бизнес-акселератор под названием Y Combinator был основан в МаунтинВью (Калифорния), Полом Грэмом. На основе оценки общей стоимости инкубированных в Y Combinator стартапов в 7780 млн долларов по состоянию на 2010 год Forbes поставил данный акселератор на первую позицию в рейтинге 100 лучших мировых программ инкубаторов [3]. По данным Bloomberg Businessweek, по состоянию на 2011 год по всему миру насчитывалось уже около 110 бизнес-программ акселераторов, и только в США 50 акселераторов набрали на свои программы около 500 стартапов [4].

По результатам ряда исследований различий между моделями инкубатора и акселератора был сделан вывод, что бизнес-акселератор представляет собой самостоятельный тип организации, а не просто следующую стадию развития модели бизнес-инкубаторов.

Для модели акселератора характерна комбинация следующих пяти основных особенностей, отличающих ее от других подходов к бизнес-инкубированию:

• применение открытого для всех потенциальных участников процесса отбора на конкурсной основе;

• предоставление предпосевных инвестиций, как правило, в обмен на акции;

• акцент на участие небольших ко манд, а не отдельных учредителей;

• отсутствие постоянных резидентов и ограниченный срок программы, предусматривающей проведение мероприятий и интенсивного наставничества;

• тренинг «классов» стартапов, а не отдельных компаний.

Поиск стартапов для акселераторов проводится в международном и практически глобальном формате. Пределы роста предложения со стороны программы акселераторов ограничиваются численностью пула высококвалифицированных наставников, возможностями для приобретения стартапов крупными компаниями или размещения их акций на фондовом рынке, а также конкуренцией за наиболее талантливые кадры для стартапов с другими вариантами продолжения карьеры.

Несмотря на довольно-таки высокий уровень сходства между результатами анкетирования факторов эффективности бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов эмпирические исследования позволили выявить наличие интересных различий. В программах бизнес-акселераторов отмечаются такие факторы успешности инкубирования стартапов, как «масштабы и качество сети наставников», а также «давление и дисциплина».

Кроме того, программы бизнес-акселераторов обеспечивают для стартапов облегченный доступ к капиталу в будущем, как один из наиболее важных факторов их успешности. Эти три отмеченных элемента можно отнести к отличительным признакам эффективности акселератора, поскольку они не наблюдались в предыдущих работах по факторам эффективности инкубаторов.

Бизнес-модель акселератора

Основное направление повышения доходности вложений венчурных инвесторов в технологические стартапы в течение последнего десятилетия было связано с рынком поглощений. Одной из характерных особенностей текущего периода является большая, чем когда-либо ранее, численность технологических корпораций с многомиллиардными уровнями капитализации. Практически все из них в рамках реализации своей стратегии инновационного развития сосредоточены на активных поисках стартапов ранней стадии с перспективными технологическими разработками.

Акселераторы нацелены на получение дохода, как и компании, которые они поддерживают, за счет приобретения последних более крупными фирмами. Статистика венчурных инвестиций отмечает весьма значительное число сделок, которые оказались не столь крупны и высокоприбыльны, как, например, покупки YouTube или Skype. Для акселераторов более типичен акцент деятельности на сделках стоимостью в миллионы и десятки миллионов долларов, поскольку для крупного венчурного капитала сделки таких масштабов слишком малы. Акселераторы ориентированы на средний уровень доходности, то есть создание компаний и масштабы сделок стоимостью в несколько миллионов, а не миллиардов долларов.

Основа бизнес-модели акселераторов достаточно проста: инвесторы вносят свои вклады в акселератор, который функционирует как относительно небольшой фонд венчурных инвестиций. Некоторая часть фонда покрывает расходы на реализацию программы акселератора, в то время как оставшаяся часть фонда инвестируется в стартапы, которые были отобраны для участия в программе. Программы акселератора предусматривают вхождение капитала в стартапы в расчете получить прибыль на росте их акций.

Бизнес-модели некоторых программ акселераторов имеют такие дополнительные особенности, как спонсорство мероприятий и поддержка со стороны государственных органов.

Основной принцип жизнеспособности программы любого акселератора основан на успешности тех стартапов, в которые делаются инвестиции либо для достижения сверхвысокой прибыльности, либо для продажи акций в ходе IPO или поглощения.

Наиболее современные и положительно зарекомендовавшие себя среди западных венчурных инвесторов методы инкубирования и обучения малых технологических компаний пока не нашли своего применения в России. В основном обучение инноваторов носит фрагментарный характер и направлено на решение частных задач либо прояснение формальных вопросов: как сформировать команду, написать бизнес-план, получить грант; как привлечь внимание инвестора, провести презентацию или оформить права на результаты интеллектуальной деятельности.

При создании курса бизнес-тренинга для обучения создателей, менеджеров и специалистов инновационных компаний инфраструктурных проектов (технопарков, наноцентров и пр.) основным факторам успеха технологического предпринимательства необходимо идентифицировать факторы, которые влияют определяющим образом на успешность инкубирования стартапов в сфере высоких технологий. При этом проблема дополнительно осложняется с учетом динамического характера развития стартапа.

В этой связи сформулированы и исследованы следующие утверждения:

• по мере перехода стартапа, являющегося резидентом бизнес-акселератора, от одного этапа развития к другому меняется относительный вес его оценки различных факторов эффективности акселератора;

• на результаты анкетирования резидентов инкубаторов и акселераторов относительно выбора наиболее существенного фактора эффективности акселератора в значительной мере влияет их способность наиболее точным образом идентифицировать текущий этап своего развития, связанные с ним среднесрочные задачи и роль акселератора в содействии ускоренному и успешному решению этих задач;

• оптимизацию содержания программы бизнес-тренинга стартапа целесообразно проводить исходя из результатов первичной диагностики текущего этапа его развития и ориентации и фокусирования тренинга на решение очередной промежуточной задачи этого этапа.

Окончание в следующем номере


Страница обновлена: 04.12.2024 в 08:21:06