Особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Фоменко Н.М., Галеев Р.И. Особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 2. – doi: 10.18334/lim.11.2.120795.
В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...
Введение. В современных условиях отчетливо прослеживается тенденция снижения эффективности функционирования традиционных форм ведения бизнеса, что заставляет современные организации искать новые инновационные пути построения бизнес-моделей. Значительную результативность и большой потенциал в таких условиях демонстрируют бизнес-экосистемы. Формирование таких бизнес-моделей позволяет повысить конкурентоспособность каждого из участников за счет синергетического эффекта, образуемого при их взаимодействии, повышения уровня адаптации к изменяющимся условиям и масштабирования успешных управленческих решений. Так, успешные организации не просто функционируют в изоляции, а встраиваются в динамичные бизнес-экосистемы, где каждый участник приносит свой вклад.
Научная новизна состоит в том, что было проанализировано использование бизнес-экосистем крупнейшими представителями данного подхода, на основе анализа были предложены классификация цифровых бизнес-экосистем по разным параметрам.
Первые попытки изучения формирования и развития бизнес-экосистем были предприняты зарубежными учеными, такими как Дж. Ф. Мур [1] в середине XX века. Однако, большинство исследований появилось только в последнее десятилетие. Среди зарубежных исследователей, занимающихся экосистемами в экономике и трансформацией традиционных бизнес-моделей, можно выделить таких авторов, как: М. Дж. Якобидес [2], К. Кеннамо [3], А. Гавер [3]. и других. Среди отечественных публикаций можно отметить работы Маторина С.И. [4], Дуненкова Е.Н. [4].
Термин «экосистема» введен в научный лексикон в 1935 г. британским ботаником А. Тэнсли (Artur Tansley) [5] для обоснования интеграции биотического (живого) сообщества и его физического окружения как основополагающей единицы экологии внутри целостной иерархии физических систем, которые охватывают диапазон от мельчайшей частицы (атома) до вселенной. Саму экосистему ученый описал как «биологическое сообщество, взаимодействующее с ассоциативным (родственным) физическим окружением и обитающее в конкретной среде (локации)» [1].
Немногим позже, в 1942 г., американский эколог Р. Линдеман (Raymond Lindeman) [6] в своем исследовании о потоках энергии в водной экосистеме представил более современное видение экосистемы, в соответствии с которым обмен энергией и веществом между биотическими и абиотическими бассейнами формирует свойство неделимости (целостности) сообщества и его среды. В период 1950-1970-х гг. фокусирование внимание на радиоактивных изотопах, образующихся в результате выпадения ядерных осадков, инициировало дальнейшие исследования о биологическом контроле элементарного движения через экосистемы.
Признание антропогенного воздействия на атмосферные условия и влияния концентраций парниковых газов на глобальное потепление, отраженное в 2003-2008 гг. в трудах К. Фоули (Catherine Foley) и П. Джесона (Paul Janssen) [7], способствовало усилению интереса к тому, как естественные и измененные сообщества управляют потоками энергии и веществ и изменяют абиотические условия.
В начале 1990-х годов бизнес-стратег Дж. Мур (James Moore) [1] предложил использовать концепцию экосистемы в отношении коммерческих организаций (организаций, компаний, предприятий, фирм). Согласно его идее, компания рассматривается не как отдельный игрок, а как участник целостной бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. На этой основе организация рассматривается не обособленно, а как участник целостной бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. Его концепция жизненного цикла организаций включает в себя четыре основные стадии.
На первой стадии происходит зарождение экосистемы. На этом этапе участники начинают формировать связи и взаимодействовать друг с другом. Далее наступает стадия расширения, когда экосистема начинает расти и привлекать новых участников. В результате успешного развития экосистема переходит в стадию лидерства, когда установившиеся участники становятся ведущими игроками в своей отрасли. Наконец, на завершающей стадии происходит самообновление, включающее в себя изменения формы ведения деятельности, ребрендинг, перепрофилирование и другие стратегические шаги, направленные на адаптацию к изменяющимся условиям рынка.
Важно отметить, что при переходе к последней стадии возможен и иной исход – «исчезновение» экосистемы, то есть распад и уход с рынка.
В рамках системного подхода каждая организация не просто функционирует как отдельная единица, а также является элементом в более крупной системе, известной как «бизнес-экосистема». По мнению Дж Мур [1], «инновационные бизнес-структуры не могут существовать в изоляции. Они должны привлекать ресурсы различного типа, включая капитал, партнеров, клиентов, и формировать на их основе интегрированные сообщества», переходя от случайных элементов к упорядоченной экосистеме.
Учитывая все описанное выше, авторами поставлена цель - выявить основные особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- оценить возможность применения экосистемного подхода при формировании инновационных бизнес-моделей;
- определить и описать основные свойства экосистемы;
- описать базовые принципы создании и развития бизнес-экосистем;
- обосновать основную идею формирования концепции бизнес-экосистемного подхода при управлении деятельностью организации.
Основная часть. Применение экосистемного подхода при формировании инновационных бизнес-моделей обусловлено изменениями в деятельности экономических субъектов, которые выводят на первый план нематериальные факторы, такие как информация, знания, новые технологии и человеческий капитал.
Обозначенные трансформационные процессы в экономике обусловлены не только развитием технологий, но и изменением потребительских предпочтений покупателей в пользу продуктов и услуг, доступных с минимальными усилиями. Однако, следует также отметить, что потребители не просто ищут продукты и услуги, они также стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному сообществу. Важно не только удовлетворять потребности, но и создавать ценность через вовлеченность клиентов. Поэтому на рынке появляются клиентоориентированные и клиентоцентричные компании, использующие инновационные подходы.
Подобно тому, как маленькие системы встраиваются в большие, также и организации становятся частью бизнес-экосистем. Организациям, представляя собой сложную адаптивную систему, приходится взаимодействать с экосистемой. Эти бизнес-экосистемы, в свою очередь, взаимодействуют с государственными органами, общественными организациями и другими элементами, формируя социально-экономическую среду (рисунок 1) [3].
Подобного рода коллаборация играет ключевую роль в формировании современной экономической реальности, где динамичность и влияние нематериальных факторов становятся определяющими чертами.
Рисунок 1 – Взаимосвязь и взаимодействие между развитием организации, экосистемы и социально-экономической средой [4]
Трансформации, происходящие внутри отдельных компаний, оказывают каскадное воздействие на всю экосистему. Данные изменения приводят к появлению новых видов и форм взаимоотношений среди партнеров и наделяют экосистемы особыми характеристиками и свойствами (рисунок 2). Построение бизнеса на основе экосистемного подхода позволит современным организациям достигать как высокого уровня конкуреноспособности, так и обеспечить их устойчивость и адаптивность в условиях постоянных изменений [7]. Таким образом, взаимодействие между организациями не только стимулирует инновации внутри отдельных структур, но и является двигателем развития всей бизнес-среды.
Рисунок 2 – Первостепенные свойства экосистемы [5]
Однако, приспособившиеся к новым реалиям организации вынуждены формировать новую инновационную среду со своими условиями, обязанностями и правилами коллаборации. Так, например, технологические инновации оказывают влияние на рыночные требования. Поэтому успешная адаптация позволяет комплексно развиваться всем участникам бизнес-экосистемы, в то время как неготовность к изменениям может привести к прекращению деятельности организаций. Микроуровневые изменения влияют на высшие уровни, и развитие идет восходящей спиралью.
Такое свойство как модульность создает барьеры или ослабляет связи, затрудняя распространение кризисов, но при этом модульность может привести к потерям, отказу от связей с другими организациями. В некоторых случаях выбор в пользу модульности требует отказа от получения быстрой прибыльности и преодоления неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, модульность имеет двойственное значение в долгосрочной перспективе, т.е. обеспечивает прибыльность бизнеса за счет наличия.
Редундантность. Каждая успешная бизнес-экосистема стремится к наличию ресурсов для бесперебойного функционирования. Формируя экосистемы организации-партнеры стремятся создать нечто большее, чем просто надежную систему. Бизнес-экосистема должна гарантировать стабильность и надежность при изменениях внешней и внутренней среды в условиях неопределенности. Стратегическая редундантность является основой для успешной экосистемы, обеспечивая ее устойчивость и готовность к любым вызовам. Таким образом, редундантность требует баланса между надежностью системы и рациональным использованием ресурсов. Оптимизация затрат важна, учитывая стратегическое значение партнеров для успешного функционирования организации.
Адаптивность. Жизнеспособность экосистемы зависит от её способности эффективно адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, пересматривать деятельность и разрабатывать новые стратегии развития. Ключевым условием адаптации системы является гибкая структура, устойчивая к негативным факторам, позволяющая эффективно использовать возможности, предоставляемые текущей средой и новыми перспективами.
Механизм обратной связи играет важную роль для экосистемы, позволяя выявлять изменения во внешней среде и интегрировать их в разработку предпочтительных характеристик [8]. Таким образом в динамичной среде для выживания и продуктивного функционирования необходимо иметь гибкую структуру и уметь адаптироваться к новым условиям, используя существующие возможности.
Проактивность. Сложность взаимодействий между участниками-партнерами бизнес-экосистем, организованных на основе сетевых структур требует активного участия и учета прогнозных изменений. Поэтому проактивность в экосистемах предполагает не только реагирование на внешние изменения, но и активное исследование рыночных тенденций, прогнозирование будущих потребностей и создание новых возможностей для взаимодействия, обмена знаниями и ресурсами, а также совместного поиска инноваций. Это способствует разработке новых продуктов и услуг, улучшению производственных процессов и бизнес-моделей.
Среди базовых принципов создании и развития бизнес-экосистем можно выделить:
1) установление доверия и взаимной поддержки между участниками экосистемы.
2) стимулирование к активному вовлечению и сотрудничеству организаций-участников экосистемы, в том числе через создание совместных проектов, проведение обучающих мероприятий и прочих механизмов.
Проактивность, как свойство экосистемы способствует повышению уровня цифровизации. В таких условиях создаются цифровые платформы и решения, которые способствуют повышению эффективности бизнес- процессов, а также способствуют появлению новых возможностей для более гибкого реагирования на изменения внешней среды. Таким образом, проактивность становится ключевым инструментом для успешного развития и устойчивости в быстро меняющемся бизнес-окружении.
Ниже в таблице 1 приведены аспекты про активности и их описание.
Таблица 1 — Важные аспекты проактивности [9]
Аспект проактивности
|
Описание
|
Реагирование на изменения
|
Следует контролировать рынке, прогнозировать ситуацию.
|
Создание новых возможностей
|
Проактивные участники бизнес-экосистем активно ищут новые
способы взаимодействия, обмениваются знаниями и ресурсами, а также ищут новые
идеи и решения.
|
Улучшение
бизнес-моделей |
Следует разрабатывать новых продукты и услуги, что поможет
оптимизировать способы работы и улучшить бизнес-планы
|
Установление доверия и взаимной
поддержки
|
Поможет повысить слаженность работы и укрепит тем самым
позицию компании на рынке
|
Стимулирование взаимодействия
|
Участие и сотрудничество компаний в экосистеме, проведение
совместных проектов и обучающих мероприятий.
|
Повышение уровня цифровизации
|
Проактивность в экосистемах помогает создавать цифровые
платформы и инструменты, делающие бизнес процессы более эффективными и
гибкими
|
Конфидентность — показатель доверия. Отметим, что в развитии бизнес-экосистем именно доверие между сотрудниками играет важную роль в развитии бизнес-экосистем. Чем больше уровень доверия, тем лучше работают системы.
От того, насколько хорошо сотрудники доверяют другу, зависят и результаты работы организации. Для повышения уровня доверия проводятся обучающие занятия по командной работе. [9] Кроме того, конфидентность помогает предотвращать конфликты и разногласия между участниками, что способствует устойчивому и гармоничному функционированию бизнес-экосистемы. Поэтому важно стремиться к созданию благоприятных условий для развития конфидентности в рамках бизнес-экосистемы, что способствует ее успешному развитию и достижению общих целей. Таким образом, атмосфера доверия внутри коллектива — необходимый аспект движения компании вперед.
Гетерогенность (разнородность). Адаптивность социально-экономической системы, к которой относится и бизнес-экосистема, напрямую зависит от разнообразия ее компонентов. В этой связи менеджмент организации должен диверсифицировать виды деятельности и состав персонала. Отсутствие диверсификации предполагает высокий риск коллапса, поэтому организации должны постоянно обновляться и развиваться в деятельности, персонале, идеях и инновациях, чтобы сохранить конкурентоспособность и успешно адаптироваться к переменам. Важные аспекты гетерогенности и их описание приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Аспекты гетерогенности [11]
Аспект гетерогенности
|
Описание
|
Адаптивность системы
|
Зависит от разнообразия компонентов. Отсутствие
разнообразия повышает риск коллапса.
|
Диверсификация
|
Имеет значение для нивелирования риска и успешной
адаптации.
|
Обновление и развитие
|
Организациям следует всё время развиваться в тех или
иных областях.
|
Конкурентоспособность
|
Сохраняется через постоянное обновление и развитие.
|
Изменение управления
|
При переходе к экосистеме требуются вносить
корректировки в систему управления и корпоративной культуры.
|
Переход от традиционных бизнес-моделей в экосистему требует изменения системы управления организацией, ее организационной структуры и корпоративной культуры всех ее участников. Внедрение платформ и цифровых технологий управления между участниками-парнетрами бизнес-экосистемы позволит сократить издержки, модернизировать бизнес-модели и повысить общую эффективность бизнес-процессов.
Выводы.
В статье представлены первостепенные свойства экосистемы, приведены основные параметры экосистемы, такие как: редундантность, адаптивность, проактивность, модульность, гетерогенность. При проектировании бизнес-систем необходимо учитывать данные свойства, уже на моменте создания. Перспективным направлением исследования является каждый отдельный представленный аспект бизнес-экосистем.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что бизнес-экосистема представляет некоторую сетевую организацию взаимосвязанных компаний, организаций и индивидуальных предпринимателей, которые взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей. Концепция формирования бизнес-экосистемного подхода при управлении деятельностью организации основана на идее того, что повышение уровня конкурентоспособности и эффективности деятельности организации может быть достигнуто не только благодаря своим собственным усилиям, но и за счет взаимодействия с другими участниками-партнерами.
Бизнес-экосистема представляет собой некоторый экологический системный подход к ведению бизнеса, где организации ведут себя как часть более крупной системы, в которой они взаимодействуют с целью создания и сохранения ценности для всех участников. Бизнес-экосистема предполагает сотрудничество и партнерство, взаимную поддержку и обмен знаниями и опытом. В результате получения от такой коллаборации синергетического эффекта участники-партнеры экосистемы имеют возможность достигать больших результатов, чем они могли бы достичь самостоятельно.
Страница обновлена: 21.03.2024 в 11:56:56