Особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях

Фоменко Н.М.1, Галеев Р.И.2
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Фоменко Н.М., Галеев Р.И. Особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 481-492. – doi: 10.18334/lim.11.2.120795.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67961895

Аннотация:
В работе исследуется актуальный для любого потребителя вопрос, формирование экосистемного подхода в развитии предприятия, для крупных компаний это является ключевой точкой роста. Эти экосистемы превращаются в организованные цифровые услуги, обеспечивающие высокое соотношение цены и качества. Цифровые услуги не только оптимизируют бизнес-процессы, но и обогащают пользовательский опыт. В работе проанализированы основные особенности управления экосистемами, исследован генезис понятия экосистема, выявлена взаимосвязь и взаимодействие между развитием организации, экосистемы и социально-экономической средой, исследованы основные свойства экосистем, такие как: модульность, редундантность, адаптивность, проактивность, конфидентность, гетерогенность. В ходе исследования было выявлено, что концептуальный подход формирования бизнес-экосистемного управления деятельностью организации базируется на понимании того, что повышение уровня конкурентоспособности и эффективности деятельности организации может быть достигнуто за счет взаимодействия с другими участниками-партнерами. Также была предложена классификационная модель экосистемного подхода, разработана типология бизнес-экосистем, на основании существующих теоретических и практических концепций.

Ключевые слова: бизнес-экосистема, бизнес-модель, управление бизнес-экосистемой, участники-партнеры

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение. В современных условиях отчетливо прослеживается тенденция снижения эффективности функционирования традиционных форм ведения бизнеса, что заставляет современные организации искать новые инновационные пути построения бизнес-моделей. Значительную результативность и большой потенциал в таких условиях демонстрируют бизнес-экосистемы. Формирование таких бизнес-моделей позволяет повысить конкурентоспособность каждого из участников за счет синергетического эффекта, образуемого при их взаимодействии, повышения уровня адаптации к изменяющимся условиям и масштабирования успешных управленческих решений. Так, успешные организации не просто функционируют в изоляции, а встраиваются в динамичные бизнес-экосистемы, где каждый участник приносит свой вклад.

Научная новизна состоит в том, что было проанализировано использование бизнес-экосистем крупнейшими представителями данного подхода, на основе анализа были предложены классификация цифровых бизнес-экосистем по разным параметрам.

Первые попытки изучения формирования и развития бизнес-экосистем были предприняты зарубежными учеными, такими как Дж. Ф. Мур [1] в середине XX века. Однако, большинство исследований появилось только в последнее десятилетие. Среди зарубежных исследователей, занимающихся экосистемами в экономике и трансформацией традиционных бизнес-моделей, можно выделить таких авторов, как: М. Дж. Якобидес [2], К. Кеннамо [3], А. Гавер [3]. и других. Среди отечественных публикаций можно отметить работы Маторина С.И. [4], Дуненкова Е.Н. [4].

Термин «экосистема» введен в научный лексикон в 1935 г. британским ботаником А. Тэнсли (Artur Tansley) [5] для обоснования интеграции биотического (живого) сообщества и его физического окружения как основополагающей единицы экологии внутри целостной иерархии физических систем, которые охватывают диапазон от мельчайшей частицы (атома) до вселенной. Саму экосистему ученый описал как «биологическое сообщество, взаимодействующее с ассоциативным (родственным) физическим окружением и обитающее в конкретной среде (локации)» [1].

Немногим позже, в 1942 г., американский эколог Р. Линдеман (Raymond Lindeman) [6] в своем исследовании о потоках энергии в водной экосистеме представил более современное видение экосистемы, в соответствии с которым обмен энергией и веществом между биотическими и абиотическими бассейнами формирует свойство неделимости (целостности) сообщества и его среды. В период 1950-1970-х гг. фокусирование внимание на радиоактивных изотопах, образующихся в результате выпадения ядерных осадков, инициировало дальнейшие исследования о биологическом контроле элементарного движения через экосистемы.

Признание антропогенного воздействия на атмосферные условия и влияния концентраций парниковых газов на глобальное потепление, отраженное в 2003-2008 гг. в трудах К. Фоули (Catherine Foley) и П. Джесона (Paul Janssen) [7], способствовало усилению интереса к тому, как естественные и измененные сообщества управляют потоками энергии и веществ и изменяют абиотические условия.

В начале 1990-х годов бизнес-стратег Дж. Мур (James Moore) [1] предложил использовать концепцию экосистемы в отношении коммерческих организаций (организаций, компаний, предприятий, фирм). Согласно его идее, компания рассматривается не как отдельный игрок, а как участник целостной бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. На этой основе организация рассматривается не обособленно, а как участник целостной бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. Его концепция жизненного цикла организаций включает в себя четыре основные стадии.

На первой стадии происходит зарождение экосистемы. На этом этапе участники начинают формировать связи и взаимодействовать друг с другом. Далее наступает стадия расширения, когда экосистема начинает расти и привлекать новых участников. В результате успешного развития экосистема переходит в стадию лидерства, когда установившиеся участники становятся ведущими игроками в своей отрасли. Наконец, на завершающей стадии происходит самообновление, включающее в себя изменения формы ведения деятельности, ребрендинг, перепрофилирование и другие стратегические шаги, направленные на адаптацию к изменяющимся условиям рынка.

Важно отметить, что при переходе к последней стадии возможен и иной исход – «исчезновение» экосистемы, то есть распад и уход с рынка.

В рамках системного подхода каждая организация не просто функционирует как отдельная единица, а также является элементом в более крупной системе, известной как «бизнес-экосистема». По мнению Дж Мур [1], «инновационные бизнес-структуры не могут существовать в изоляции. Они должны привлекать ресурсы различного типа, включая капитал, партнеров, клиентов, и формировать на их основе интегрированные сообщества», переходя от случайных элементов к упорядоченной экосистеме.

Учитывая все описанное выше, авторами поставлена цель - выявить основные особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- оценить возможность применения экосистемного подхода при формировании инновационных бизнес-моделей;

- определить и описать основные свойства экосистемы;

- описать базовые принципы создании и развития бизнес-экосистем;

- обосновать основную идею формирования концепции бизнес-экосистемного подхода при управлении деятельностью организации.

Основная часть. Применение экосистемного подхода при формировании инновационных бизнес-моделей обусловлено изменениями в деятельности экономических субъектов, которые выводят на первый план нематериальные факторы, такие как информация, знания, новые технологии и человеческий капитал.

Обозначенные трансформационные процессы в экономике обусловлены не только развитием технологий, но и изменением потребительских предпочтений покупателей в пользу продуктов и услуг, доступных с минимальными усилиями. Однако, следует также отметить, что потребители не просто ищут продукты и услуги, они также стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному сообществу. Важно не только удовлетворять потребности, но и создавать ценность через вовлеченность клиентов. Поэтому на рынке появляются клиентоориентированные и клиентоцентричные компании, использующие инновационные подходы.

Подобно тому, как маленькие системы встраиваются в большие, также и организации становятся частью бизнес-экосистем. Организациям, представляя собой сложную адаптивную систему, приходится взаимодействать с экосистемой. Эти бизнес-экосистемы, в свою очередь, взаимодействуют с государственными органами, общественными организациями и другими элементами, формируя социально-экономическую среду (рисунок 1) [3].

Подобного рода коллаборация играет ключевую роль в формировании современной экономической реальности, где динамичность и влияние нематериальных факторов становятся определяющими чертами.

Рисунок 1 – Взаимосвязь и взаимодействие между развитием организации, экосистемы и социально-экономической средой [4]

Трансформации, происходящие внутри отдельных компаний, оказывают каскадное воздействие на всю экосистему. Данные изменения приводят к появлению новых видов и форм взаимоотношений среди партнеров и наделяют экосистемы особыми характеристиками и свойствами (рисунок 2). Построение бизнеса на основе экосистемного подхода позволит современным организациям достигать как высокого уровня конкуреноспособности, так и обеспечить их устойчивость и адаптивность в условиях постоянных изменений [7]. Таким образом, взаимодействие между организациями не только стимулирует инновации внутри отдельных структур, но и является двигателем развития всей бизнес-среды.

Рисунок 2 – Первостепенные свойства экосистемы [5]

Однако, приспособившиеся к новым реалиям организации вынуждены формировать новую инновационную среду со своими условиями, обязанностями и правилами коллаборации. Так, например, технологические инновации оказывают влияние на рыночные требования. Поэтому успешная адаптация позволяет комплексно развиваться всем участникам бизнес-экосистемы, в то время как неготовность к изменениям может привести к прекращению деятельности организаций. Микроуровневые изменения влияют на высшие уровни, и развитие идет восходящей спиралью.

Такое свойство как модульность создает барьеры или ослабляет связи, затрудняя распространение кризисов, но при этом модульность может привести к потерям, отказу от связей с другими организациями. В некоторых случаях выбор в пользу модульности требует отказа от получения быстрой прибыльности и преодоления неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, модульность имеет двойственное значение в долгосрочной перспективе, т.е. обеспечивает прибыльность бизнеса за счет наличия.

Редундантность. Каждая успешная бизнес-экосистема стремится к наличию ресурсов для бесперебойного функционирования. Формируя экосистемы организации-партнеры стремятся создать нечто большее, чем просто надежную систему. Бизнес-экосистема должна гарантировать стабильность и надежность при изменениях внешней и внутренней среды в условиях неопределенности. Стратегическая редундантность является основой для успешной экосистемы, обеспечивая ее устойчивость и готовность к любым вызовам. Таким образом, редундантность требует баланса между надежностью системы и рациональным использованием ресурсов. Оптимизация затрат важна, учитывая стратегическое значение партнеров для успешного функционирования организации.

Адаптивность. Жизнеспособность экосистемы зависит от её способности эффективно адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, пересматривать деятельность и разрабатывать новые стратегии развития. Ключевым условием адаптации системы является гибкая структура, устойчивая к негативным факторам, позволяющая эффективно использовать возможности, предоставляемые текущей средой и новыми перспективами.

Механизм обратной связи играет важную роль для экосистемы, позволяя выявлять изменения во внешней среде и интегрировать их в разработку предпочтительных характеристик [8]. Таким образом в динамичной среде для выживания и продуктивного функционирования необходимо иметь гибкую структуру и уметь адаптироваться к новым условиям, используя существующие возможности.

Проактивность. Сложность взаимодействий между участниками-партнерами бизнес-экосистем, организованных на основе сетевых структур требует активного участия и учета прогнозных изменений. Поэтому проактивность в экосистемах предполагает не только реагирование на внешние изменения, но и активное исследование рыночных тенденций, прогнозирование будущих потребностей и создание новых возможностей для взаимодействия, обмена знаниями и ресурсами, а также совместного поиска инноваций. Это способствует разработке новых продуктов и услуг, улучшению производственных процессов и бизнес-моделей.

Среди базовых принципов создании и развития бизнес-экосистем можно выделить:

1) установление доверия и взаимной поддержки между участниками экосистемы.

2) стимулирование к активному вовлечению и сотрудничеству организаций-участников экосистемы, в том числе через создание совместных проектов, проведение обучающих мероприятий и прочих механизмов.

Проактивность, как свойство экосистемы способствует повышению уровня цифровизации. В таких условиях создаются цифровые платформы и решения, которые способствуют повышению эффективности бизнес- процессов, а также способствуют появлению новых возможностей для более гибкого реагирования на изменения внешней среды. Таким образом, проактивность становится ключевым инструментом для успешного развития и устойчивости в быстро меняющемся бизнес-окружении.

Ниже в таблице 1 приведены аспекты про активности и их описание.

Таблица 1 — Важные аспекты проактивности [9]

Аспект проактивности
Описание
Реагирование на изменения
Следует контролировать рынке, прогнозировать ситуацию.
Создание новых возможностей
Проактивные участники бизнес-экосистем активно ищут новые способы взаимодействия, обмениваются знаниями и ресурсами, а также ищут новые идеи и решения.
Улучшение
бизнес-моделей
Следует разрабатывать новых продукты и услуги, что поможет оптимизировать способы работы и улучшить бизнес-планы
Установление доверия и взаимной поддержки
Поможет повысить слаженность работы и укрепит тем самым позицию компании на рынке
Стимулирование взаимодействия
Участие и сотрудничество компаний в экосистеме, проведение совместных проектов и обучающих мероприятий.
Повышение уровня цифровизации
Проактивность в экосистемах помогает создавать цифровые платформы и инструменты, делающие бизнес процессы более эффективными и гибкими
Таким образом, проактивность представляет собой некоторый залог успешного развития и стабильности бизнес-экосистем в быстро меняющейся среде [10].

Конфидентность — показатель доверия. Отметим, что в развитии бизнес-экосистем именно доверие между сотрудниками играет важную роль в развитии бизнес-экосистем. Чем больше уровень доверия, тем лучше работают системы.

От того, насколько хорошо сотрудники доверяют другу, зависят и результаты работы организации. Для повышения уровня доверия проводятся обучающие занятия по командной работе. [9] Кроме того, конфидентность помогает предотвращать конфликты и разногласия между участниками, что способствует устойчивому и гармоничному функционированию бизнес-экосистемы. Поэтому важно стремиться к созданию благоприятных условий для развития конфидентности в рамках бизнес-экосистемы, что способствует ее успешному развитию и достижению общих целей. Таким образом, атмосфера доверия внутри коллектива — необходимый аспект движения компании вперед.

Гетерогенность (разнородность). Адаптивность социально-экономической системы, к которой относится и бизнес-экосистема, напрямую зависит от разнообразия ее компонентов. В этой связи менеджмент организации должен диверсифицировать виды деятельности и состав персонала. Отсутствие диверсификации предполагает высокий риск коллапса, поэтому организации должны постоянно обновляться и развиваться в деятельности, персонале, идеях и инновациях, чтобы сохранить конкурентоспособность и успешно адаптироваться к переменам. Важные аспекты гетерогенности и их описание приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Аспекты гетерогенности [11]

Аспект гетерогенности
Описание
Адаптивность системы
Зависит от разнообразия компонентов. Отсутствие разнообразия повышает риск коллапса.
Диверсификация
Имеет значение для нивелирования риска и успешной адаптации.
Обновление и развитие
Организациям следует всё время развиваться в тех или иных областях.
Конкурентоспособность
Сохраняется через постоянное обновление и развитие.
Изменение управления
При переходе к экосистеме требуются вносить корректировки в систему управления и корпоративной культуры.

Переход от традиционных бизнес-моделей в экосистему требует изменения системы управления организацией, ее организационной структуры и корпоративной культуры всех ее участников. Внедрение платформ и цифровых технологий управления между участниками-парнетрами бизнес-экосистемы позволит сократить издержки, модернизировать бизнес-модели и повысить общую эффективность бизнес-процессов.

Выводы.

В статье представлены первостепенные свойства экосистемы, приведены основные параметры экосистемы, такие как: редундантность, адаптивность, проактивность, модульность, гетерогенность. При проектировании бизнес-систем необходимо учитывать данные свойства, уже на моменте создания. Перспективным направлением исследования является каждый отдельный представленный аспект бизнес-экосистем.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что бизнес-экосистема представляет некоторую сетевую организацию взаимосвязанных компаний, организаций и индивидуальных предпринимателей, которые взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей. Концепция формирования бизнес-экосистемного подхода при управлении деятельностью организации основана на идее того, что повышение уровня конкурентоспособности и эффективности деятельности организации может быть достигнуто не только благодаря своим собственным усилиям, но и за счет взаимодействия с другими участниками-партнерами.

Бизнес-экосистема представляет собой некоторый экологический системный подход к ведению бизнеса, где организации ведут себя как часть более крупной системы, в которой они взаимодействуют с целью создания и сохранения ценности для всех участников. Бизнес-экосистема предполагает сотрудничество и партнерство, взаимную поддержку и обмен знаниями и опытом. В результате получения от такой коллаборации синергетического эффекта участники-партнеры экосистемы имеют возможность достигать больших результатов, чем они могли бы достичь самостоятельно.


Источники:

1. Moore J. Leadership and Strategy in the Age of Business Ecosistems. - NY. : Harper Paperbacks, 2021. – 320 p.
2. Jacobides Michael G. The Difference Between Success and Failure in Digital Ecosystems. Jacobides. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jacobides.com/ (дата обращения: 23.04.2024).
3. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Industries, Ecosystems, Platforms, and Architectures: Rethinking our Strategy Constructs at the Aggregate Level. / Working paper. - London Business School, 2015.
4. Дуненкова Е.Н., Лысова Е.А. Венчурные экосистемы России и США: сравнительный анализ // Вестник университета. – 2020. – № 12. – c. 95-102. – doi: 10.26425/1816-4277-2020-12-95-102.
5. Pitti Daniel V. Social Networks and Archival Context Project Archival Authority Control. - University of Virginia, 2013.
6. Lindeman R. L. Some affinities and varieties of the planktonic rotifer Brachnionus havanaensis Rouss // Transactions of the American Microscopical Society. – 1939. – doi: 10.2307/3222937.
7. Yadav S., Roach T.N.F., McWilliam M.J., Caruso C., de Souza M.R., Foley C., Allen C., Dilworth J., Huckeba J., Santoro E.P., Wold R., Simpson J., Miller S., Hancock J.R., Drury C., Madin J.S. Fine-scale variability in coral bleaching and mortality during a marine heatwave // Front. Mar. Sci. – 2023. – № 10. – c. 1108365. – doi: 10.3389/fmars.2023.1108365.
8. Фидельман Г.Н., Дедиков С.В. Бизнес-процессы и изменение организации // Методы менеджмента качества. – 2002. – № 1. – c. 11-14.
9. Matorin S. Materials of the XI International scientific and practical conference, «Modern scientific potential» // Mathematics. Physics. Physical culture and sport. Sheffield. Science and education LTD. – 2015. – № 7. – p. 23-25.
10. Тубольцев М.Ф., Маторин С. И., Тубольцева О. М. Агрегированное среднее как процедура обработки системной информации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2019. – № 13. – c. 184-188.
11. Жиляков Е.Г., Ломазова В. И., Ломазов В. А. Компьютерная кластеризация совокупности аддитивных математических моделей взаимосвязанных процессов // Вопросы радиоэлектроники. – 2011. – № 1. – c. 115-119.
12. Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов. / 4–е изд. - М. : Айрис–пресс, 2018. – 480 c.
13. Докукина А.А., Щербак Л. О. Современная конкурентоспособность: основные аспекты и проблемы российских производителей // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2020. – № 2. – c. 62-73.
14. Matorin S. Mathematics. Physics. Physical culture and sport. / Materials of the XI International scientific and practical conference, «Modern scientific potential». No. 7. - Sheffield: Science and education LTD, 2015. – 23-25 p.
15. Жиляков Е.Г., Ломазова В. И., Ломазов В. А. Компьютерная кластеризация совокупности аддитивных математических моделей взаимосвязанных процессов // Вопросы радиоэлектроники. – 2011. – № 1. – c. 115-119.
16. Толстых Т. О., Агаева А. М. Экосистемная модель развития предприятий в условиях цифровизации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2020. – № 1. – c. 37– 49. – doi: 10.21685/2227-8486-2020-1-3.
17. Костеев В., Никитченко А., Пикулева Е., Бобкова Н. Корпоративные венчурные инвестиции в России: состояние и перспективы (2014-2015 гг.). - М.: НП «Клуб директоров по науке и инновациям», 2014.
18. Коротковская Е.В., Коротковская Е.С. Корпоративные акселераторы как инструмент «открытых инноваций» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – № 1. – c. 56–63. – doi: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-56-63.
19. Попов А.Н. Стартап-студия как перспективная модель развития инноваций в контексте венчурного рынка и корпоративных инноваций в России // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 80. – c. 260-285. – doi: 24411/2070-1381- 2020-10073.
20. Stayton Mangematin V. Startup Time, Innovation and Organizational Emergence: A Study of USA-Based International Technology Ventures // Journal of International Entrepreneurship. – 2016. – № 14(3). – p. 373-409. – doi: 10.1007/s10843-016-0183-y.

Страница обновлена: 09.08.2024 в 11:04:16