Business accelerator: concept, characteristics and classification
Petrenko E.S.1,2, Drobot E.V.3,4
1 Государственный университет управления
2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
3 Центр дополнительного профессионального образования
4 Первое экономическое издательство
Download PDF | Downloads: 40
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67961893
Abstract:
In the modern economy, startups are considered the main source of innovation as they introduce new technology and implement new business ideas and business models. To support startups, especially in the early stages of their development, the business accelerator programs have proven to be effective. It is not only about financial support, but also about accompanying a new startup for several months by providing it with mentoring and training programs. Therefore, the study of the specifics of business accelerators is of interest to both theorists and practitioners. In order to identify the main concepts related to the specifics of business accelerators, methods of ontological analysis, literary review, analysis, synthesis, systematization, grouping, graphical analysis, and mathematization (calculation of frequencies and proportions) were used.
The following platforms were used: ELIBRARY.ru, Word’s Cloud, Sciencedirect.com, Google Books Ngram Viewer, Google Trends, and Also Asked. Based on the analysis of publications, the article identifies key terms that reveal the concept of business accelerator: innovation, business incubator, technopark, venture project, and startup. The key particularities of business accelerators and their differences from business incubators, technology parks and business angels are identified. The classification of business accelerators is clarified. The research results may be of interest to businessmen, managers and investors, as well as anyone interested in business development.
Keywords: business angel, business accelerator, business incubator, venture project, venture financing, innovation, startup, technopark
JEL-classification: M11, M21, O31, O33
Введение
В первой четверти XXI в. для стимулирования новых стартапов, прежде всего с помощью программ наставничества и обучения, активно стала использоваться такая форма инновационного посредничества, как бизнес-акселератор. За последние 20 лет, если брать в качестве точки отсчета основание Y Combinator [1] в 2005 г., число бизнес-акселераторов растет по всему миру. Так, по данным на 2021 г., в мире насчитывается около 8000 бизнес-акселераторов; более половины из них были основаны в 2014–2020 гг. [80]. За период с 2014 по 2018 год инвестиции, связанные с бизнес-акселератором, выросли на 900% [84, с. 1247–1261].
Таким образом, бизнес-акслераторы становятся все более распространенным явлением. Со стороны стартапов повышается спрос на программы, предлагаемые в рамках бизнес-акслераторов. К этим программа в настоящее время также привлекаются крупные корпорации и правительственные учреждения, несмотря на то, что первоначально в отношении бизнес-акслераторов присутствовала определенная осторожность, а также были сомнения в их ценности [79].
Отметим, что в современной экономике стартапы считаются основным источником инноваций, поскольку они внедряют новые технологии, создают новые бизнес-моделей для производства инновационных продуктов [72; 74, с. 1845–1868]. В результате стартапы становятся очень привлекательной формой начала предпринимательской деятельности в мировой экономике и рассматриваются как основные участники предпринимательской инфраструктуры [78, с. 188–204].
Роль стартапов в мире еще более возрастает в кризисных условиях, поскольку они помогают экономикам справиться с последствиями экономического кризиса [82, с. 1820–1853]. Что касается программ бизнес-акселераторов, то это программы, которые обеспечивают бизнес-обучение и руководство начинающими предпринимателями на ранних стадиях бизнеса [72]. Стартап-акселераторы помогают новым фирмам добиться успеха, предоставляя им программы финансирования, обучения и наставничества [83, c. 246–266].
Несмотря на то, что интерес науки и практики к проблематике функционирования бизнес-акселераторов растет, представленная в литературе информация носит разрозненный характер, не существует общепринятого определения бизнес-акселератора [89].
Именно поэтому интерес представляет анализ публикаций на предмет выявления ключевых особенностей функционирования бизнес-акселераторов, определения их отличий от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов. Кроме того, особого внимания заслуживает проблематика классификации бизнес-акселераторов с целью уточнения их основных типов.
Все вышеизложенное и определило цель нашего исследования: на основе анализа публикаций на предмет выявления ключевых особенностей функционирования бизнес-акселераторов определить их отличий от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов, а также уточнить классификацию бизнес-акселераторов.
Методология исследования
Для определения основных концептов, с которыми связана специфика бизнес-акселераторов, использованы методы онтологического анализа, литературного обзора, анализа, синтеза, систематизации, группировки, графического анализа, а также математизации (расчет частот и частотности).
В статье используются данные и следующие исследовательские инструменты, приложения, сервисы и платформы: ELIBRARY.ru, Word’s Cloud, Sciencedirect.com, Google Books Ngram Viewer, Google Trends и Also Asked.
Методология анализа данных на портале ELIBRARY.ru. На портале ELIBRARY.ru 24 апреля 2024 г. был сгенерирован поисковый запрос «бизнес-акселератор». Было отобрано 1586 публикаций из 55631787. Анализ динамики частоты упоминания термина «бизнес-акселератор» был проведен только для тех публикаций, в названии которых содержался данный термин. Затем в подборке из 1586 публикаций были определены 5 наиболее важных понятий и терминов, связанных с термином «бизнес-акселератор». Для этих терминов была рассчитана частота упоминания в выбранной подборке. Кроме того, были отобраны дополнительные термины, также достаточно часто встречающиеся в выделенной подборке. Для визуализации выбранных терминов, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть понятия «бизнес-акселератор», использован интернет-сервис Word’s Cloud.
Методология анализа данных на портале Sciencedirect.com. Поисковой запрос “business accelerator” вводился на английском языке. На 20 апреля 2024 г. было отобрано 11005 публикаций. Затем запрос был ограничен поиском выбранного термина в названии, аннотации и ключевых словах. В результате число публикаций составит 157. Дальнейший анализ проводился среди выбранной подборки из 157 публикаций (анализировалась динамика публикаций по годам, число публикаций в разрезе журналов, а также предметной области).
Методология анализа данных с помощью Google Books Ngram Viewer. Для анализа частотности использования терминов в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, был использован инструмент Google Books Ngram Viewer. База данных включает более 40 млн публикаций за период с XVI в. по 2019 год. Анализ данных проводился за период 2005–2019 гг. (в связи с тем, что именно в 2005 г. появился первый бизнес-акселератор). В запросах были указаны понятия и термины, выбранные на предыдущем этапе (ELIBRARY.ru анализ), а также сам термин «business accelerator» (запросы были сформулированы на английском языке). Затем эти термины были ранжированы по частотности их использования в 2019 г.
Методология анализа Google Trends. Для анализа были использованы 4 из 6 терминов отобранных на предыдущих этапах (“business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project”). Термины “innovation” и “startup” не были использованы ввиду их большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми понятиями. Поисковой запрос был сформулирован на английском языке на 20 апреля 2024 г. (для всех регионов мира). Анализируемый период с 01.01.2005 г. по 20.04.2024 г. в мире Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.
Методология анализа данных с помощью инструмента Also Asked. В поле поиска вводился запрос «бизнес-акселератор» на русском языке, для Российской Федерации. В результате была получена «карта», содержащая ключевые фразы и проблемы, которые затрагиваются в контенте в рамках введенного поискового запроса.
Отбор и анализ ключевых терминов и вопросов, связанных с исследованием концепта «бизнес-акселератор»
Начнем наше исследование с анализа интереса к концепту «бизнес-акселератор».
По поисковому запросу «бизнес-акселератор» на портале ELIBRARY.ru на 20 апреля 2024 г. можно обнаружить 1586 публикаций из 55631787 (т.е. всего 0,00285%). Временной период, который охватывают данные публикации, – с 2005 по 2024 год. Если в поисковом запросе ввести ограничение в виде поиска термина только в названии публикации, то число публикаций составит всего 71 (т.е. всего 0,00013%). В выделенной подборке из 71 публикации первая статья датируется 2012 г.; наибольшее число публикаций приходится на 2015 г. (10) (рис. 1), а среднее число публикаций в год составляет всего около 6, то есть можно говорить о том, что концепт «бизнес-акселератор» остается исследованным в недостаточной степени.
Используя подборку из 71 публикации, в названии которых есть термин «бизнес-акселератор» [1–71], мы выделили пять наиболее часто встречающихся ключевых терминов, связанных с понятием «бизнес-акселератор»: инновация, бизнес-инкубатор, технопарк, венчурный проект, стартап. Далее, используя подборку из 1586 публикаций, в которых встречается данный термин не только в названии, но и в ключевых словах, тексте и т.п., мы определили частоту упоминания выбранных пяти терминов (табл. 1).
Рисунок 1. Анализ динамики частоты упоминания термина «бизнес-акселератор» в подборке из 71 публикаций, в названии которых содержится термин «бизнес-акселератор», 2012–2023 гг.
Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru на 20 апреля 2024 г.
Таблица 1
Ключевые термины, связанные с исследованием бизнес-акселераторов и частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес-акселератор»
№ п/п
|
Ключевой термин
|
Дополнительные
термины, связанные с ключевыми
|
Авторы
|
Частота упоминания, шт.
|
Частота упоминания, %
|
1.
|
Инновация
|
Инновационный бизнес, инновационное развитие,
инновационный проект, инновационный прогресс, инновационная инфраструктура,
инновационная деятельность
|
Александрин
Ю.Н., Горбова Ю.В. [1], Антясов Е.А. [2, 3], Баева Л.О., Вотрин С.А. [6], Байгулова
Т.А., Баулина Н.С., Губин Е.П. [7], Бешенцев В.Е., Плис К.С. [9], Горячева
Т.В. [18], Даньшина В.В. [19], Дроздова М.А., Каковко Д.А. [21], Иваницкая
В.В. [32, 39], Цветцых А.В. [32, 39, 60, 64–67], Королев А.И. [37],
Лячин В. И., Шапорова З. Е. и др. [39], Матвеева А.О., Нагимова А.З. [43], Миляев К.В. [44], Оконникова Т.И. [47], Поноиарева Е.А. [52], Смирнов А.П. [54], Статовский Д.А. [55], Федорова Ю.В. [60, 64–66], Шереметьева Н.Г. [69], Шерстобитов К.А. [70] |
1094
|
69,00
|
2.
|
Бизнес-инкубатор
|
Инкубационный цикл, вуз, кластер, экосистема
|
Бареева
И.А., Маскутова В.В. [8], Бешенцев В.Е., Плис К.С. [9], Дорофеева Т., Мешков
Е. [20], Жданова О.А. [24], Кабанов Д.А., Ляпина С.Ю. [33], Малашенкова О.Ф.
[41], Мансуров Р.Р., Тишкина А.А. [42], Найденков В.И. [46], Пилова Ф.И.,
Арипшев М.З., Кушхаканов М.А. [51], Шилов А.С., Хомяков И.В., Харламова Ю.О.
[71]
|
858
|
54,00
|
3.
|
Венчурный проект
|
Венчурная инфраструктура, венчурный рынок, венчурное
финансирование, бизнес-ангел, кредит, инвестор
|
Жданова
О.А. [23, 25–31], Пащенко О.А. [48]
|
796
|
50,19
|
4.
|
Технопарк
|
Стратегия, университет, наука, предпринимательство,
инновационный центр, профессиональные компетенции, государственно-частное
партнерство, предпринимательская экосистема
|
Бареева
И.А., Маскутова В.В. [8], Шилов А.С., Хомяков И.В., Харламова Ю.О. [71]
|
605
|
38,14
|
5.
|
Стартап
|
Проект, малый и средний бизнес, малое
предпринимательство, «стартап как диплом», лидерство, финтех, молодежь,
цифровизация, информационные технологии
|
Бабаян
К.А. [4, 5], Богатенко Е.Р. [10, 11], Богдан Е.В. [12], Богданов С.И.,
Ткаченко Т.Я., Шестакова А.А., Богданова Е.Н. [13], Вайле А.В. [14], Гершов
В.В. [15], Головастова Т.И. [16], Горбунов А.А. [17], Ежов А.С. [22], Каменских
М.А. [34, 35], Комарова О.В. [36], Кривошеина А.М. [38], Макаров С.Е. [40],
Морозов Р.И., Белохвостов С.В., Апанасович В.В. [45], Петухова Ж.Г. [49,
50], Постников В.П. [53], Сухарева Е.Г. [56–58], Сытник А.А. [59], Худайкулов
Ф.Ш. [61–63], Черенев И.А., Цветков Я.А., Куклина М.В. [68], Шереметьева Н.Г.
[69]
|
577
|
36,38
|
Итого в подборке
|
1586
|
100
|
Итак, наиболее часто в выделенной подборке публикаций понятие «бизнес-акселератор» связано с такими терминами, как «инновация» (1094 публикации, или 69,00%) и «бизне-инкубатор» (858 публикаций, или 54,00%). Далее по частоте упоминания термины расположились следующим образом: «венчурный проект» (796 публикаций, или 50,19%), «технопарк» (605 публикаций, или 38,14%), «стартап» (577 публикаций, или 36,38%) (табл. 1, рис. 2, 3).
Рисунок 2. Частота употребления терминов по поисковому запросу «бизнес-акселератор» в подборке из 1586 публикаций (число публикаций)
Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 20.04.2024).
Рисунок 3. Частота употребления терминов по поисковому запросу «бизнес-акселератор» в подборке из 1586 публикаций (в % от общего числа публикаций в подборке)
Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 20.04.2024).
Кроме того, мы выделили ряд дополнительных терминов и понятий, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть концепта «бизнес-акселератор» (табл. 1):
· инновация: инновационный бизнес, инновационное развитие, инновационный проект, инновационный прогресс, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность;
· бизнес-инкубатор: инкубационный цикл, вуз, кластер, экосистема, молодежь;
· венчурный проект; венчурная инфраструктура, венчурный рынок, венчурное финансирование, бизнес-ангел;
· технопарк: стратегия, университет, наука, предпринимательство, инновационный центр, профессиональные компетенции, государственно-частное партнерство, предпринимательская экосистема;
· стартап: проект, малый и средний бизнес, малое предпринимательство, «стартап как диплом», лидерство.
Все термины из таблицы 1 мы визуализировали с помощью интернет-сервиса Word’s Cloud (рис. 4).
Рисунок 4. Визуализация терминов, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть понятия «бизнес-акселератор»
Источник: составлено автором с помощью интернет-сервис Word’s Cloud. URL: https://wordscloud.pythonanywhere.com/ (дата обращения 21.04.2024).
На портале Sciencedirect.com по поисковому запросу “business accelerator” на 20 апреля 2024 г. можно обнаружить 11005 публикаций. При этом если запрос ограничить поиском выбранного термина в названии, аннотации и ключевых словах, то число публикаций составит всего 157.
Анализ публикаций в выбранной подборке позволяет сделать следующие выводы. Наибольшее число публикаций вышло в 2022 г. (23) (рис. 5); среднее число публикаций в год за рассматриваемый период составило 9,8. Что касается распределения публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по журналам, то наибольшее число публикаций вышло в двух журналах (рис. 6):
· Journal of Economic Dynamics and Control (11 публикаций);
· Economic Modelling (10 публикаций).
Распределение публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по предметным областям выглядит следующим образом (рис. 7):
· экономика, эконометрика и финансы (Economics, Econometrics and Finance) – 98;
· бизнес, менеджмент и учет (Business, Management and Accounting) – 33;
· теории принятия решений (Decision Sciences) – 22;
· математика (Mathematics) – 14;
· физика и астрономия (Physics and Astronomy) – 14;
· техника (Engineering) – 12;
· энергетика (Energy) – 11;
· психология (Psychology) – 10;
· информатика (Computer Science) – 8.
Рисунок 5. Анализ динамики частоты упоминания термина “business accelerator” в подборке из 157 публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator” на портале Sciencedirect.com
Источник: составлено автором по данным Sciencedirect.com. URL: https://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
Рисунок 6. Распределение публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по журналам (подборка из 157 публикаций на портале Sciencedirect.com)
Источник: составлено автором по данным Sciencedirect.com. URL: https://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
Примечание: одна публикация может относиться к нескольким предметным областям.
Рисунок 7. Распределение публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по предметным областям (подборка из 157 публикаций на портале Sciencedirect.com)
Источник: составлено автором по данным Sciencedirect.com. URL: https://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
На следующем этапе нашего исследования для анализа частотности терминов в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, воспользуемся инструментом Google Books Ngram Viewer. Заданный временной период – 2005–2019 гг. В запросах мы использовали термины, отобранные в таблице 1 и переведенные на английский язык, а также термин “business accelerator”. В таблице 2 данные термины проранжированы по частотности на 2019 г. и определен их ранг. Также проведено сравнение частности терминов по данным за 2019 г. и 2005 г. соответственно. В результате мы приходим к выводу, что самые популярные термины, связанные с суть концептом «бизнес-акселератор», – это “innovation” и “startup”.
Таблица 2
Частотность терминов, связанных с понятием “business accelerator”, в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, 2019 г.
Ранг (2019 г.)
|
Термин
|
Частотность термина, 2005 г., %
|
Частотность термина, 2019 г., %
|
Абсолютное
отклонение, +/-, %
|
1
|
innovation
|
0,0005951074
|
0,0009412187
|
+0,0003461113
|
2
|
startup
|
0,0000502556
|
0,0000497543
|
-0,0000005013
|
3
|
technopark
|
0,0000017888
|
0,0000024840
|
+0,0000006952
|
4
|
business
incubator
|
0,0000023773
|
0,0000012202
|
-0,0000011571
|
5
|
business
accelerator
|
0,0000001432
|
0,0000001832
|
+0,0000000400
|
6
|
venture
project
|
0,0000001253
|
0,0000000375
|
-0,0000000878
|
1. Временной период 2005–2019 гг.
2. Язык запроса – английский.
Источник: составлено автором по данным Google Books Ngram Viewer. URL: https://books.google.com/ngrams/ (дата обращения 20.04.2024).
Интересно проанализировать, как менялся интерес к данным терминам в динамике за 2005–2019 гг. (рис. 8). До 2015 г. включительно наиболее часто встречался термин “business incubator”. С 2016 г. наиболее часто встречающимся термином стал “technopark”. В 2017 г. лидером снова стал термин “business incubator”. Однако с 2018 г. он окончательно уступил первую строчку термину “technopark”.
Примечания:
1. Временной период 2005–2019 гг.
2. Язык запроса – английский.
3. На рисунке не представлены графики для терминов “innovation” и “startup” ввиду их существенно большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми терминами.
Рисунок 8. Динамика изменения частотности терминов “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, в 1999–2019 гг.
Источник: составлено автором по данным Google Books Ngram Viewer. URL: https://books.google.com/ngrams/
(дата обращения 20.04.2024).
Использовав приложение Google Trends, которое показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира, мы попытались проанализировать, популярность терминов “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” (рис. 9).
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что интерес к бизнес-акселераторам и связанной с ними проблематике весьма неоднороден во времени и пространстве. Наибольший интерес в течение всего рассматриваемого периода вызывал термин “technopark” (что подтверждает данные, полученные нами на предыдущем этапе исследования). Интерес к этому термину не опускался ниже 25 баллов, а среднее значение интереса составило 66 баллов. До июня 2021 г. включительно второе место по числу баллов занимал термины “business incubator”. Однако в июле 2021 г. резко возрос интерес к термину “business accelerator” (с 6 баллов в июне до 26 баллов в июле). Но этот всплеск интереса носил эпизодический характер.
Интересно проанализировать интерес к рассматриваемой терминологии в географическом разрезе (рис. 10). Итак, наибольший интерес к термину “business accelerator” присутствует в следующих странах: Румыния (41%), Аргентина (39%), Португалия (32%). К термину “business incubator” максимальный интерес проявляют жители следующих стран: Уганда (66%), Швеция (65%), Гана (63%), Кения (57%), Египет (54%), США (52%), Новая Зеландия (51%), Пакистан (42%), Греция (42%), Нигерия (42%), Эфиопия (42%), Канада (41%), Норвегия (39%), Зимбабве (39%), Иран (38%), Мексика (38%), Австралия (36%), Ирландия (36%), Таиланд (34%), Китай (33%), Финляндия (32%). Наибольший интерес к термину “technopark” присутствует в таких странах, как: Марокко (99%), Польша (93%), Индия (92%), Россия (90%), Индонезия (88%), Бразилия (87%), Австрия (84%), Германия (82%), ЮАР (65%). И, наконец, термином “venture project” больше всего интересуются в таких странах, как: Бангладеш (32%), Нигерия (31%), Пакистан (29%), Эфиопия (29%), Зимбабве (28%), Малайзия (27%), Колумбия (26%), Австралия (26%), Кения (26%), Китай (23%), Канада (23%).
Примечания: 1. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.
2. 01.01.2016 г. и 01.01.2022 г. в систему сбора данных были внесены изменения.
3. Поисковой запрос был сформулирован на английском языке.
4. На рисунке не представлены графики для терминов “innovation” и “startup” ввиду их большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми терминами.
5. Данные представлены на 20 апреля 2024 г.
Рисунок 9. Динамика популярности терминов “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” с 01.01.2005 г. по 20.04.2024 г. в мире
Источник: Google Trends.
Примечания: 1. Интенсивность цвета зависит от процентной доли запросов.
2. Поисковой запрос был сформулирован на английском языке.
3. На рисунке не представлены данные для терминов “innovation” и “startup” ввиду их большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми терминами.
4. Данные представлены на 20 апреля 2024 г.
Рисунок 10. Сравнение уровня интереса к терминам “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” с 01.01.2005 г. по 20.04.2024 г. по регионам
Источник: составлено автором по данным Google Trends.
На следующем этапе нашего исследования мы воспользуемся инструментом Also Asked (https://alsoasked.com/), который был создан для более легкого понимания того, какие ключевые фразы и проблемы затрагиваются в контенте в рамках введенного поискового запроса, а также как вопросы группируются по темам.
В поле поиска мы вводили запрос «бизнес-акселератор» (русский язык, регион: Российская Федерация).
На рисунке 11 представлены полученные результаты в виде «карты» визуализации взаимосвязей между концептом «бизнес-акселератор» и ключевыми вопросами. Мы получили двухуровневую структуру вопросов. Вопросы первого уровня:
· На чем зарабатывает акселератор?
· Что такое акселератор простыми словами?
· В чем разница между бизнес-инкубатором и акселератором?
· Какие есть акселераторы?
На втором уровне сформулированы еще 32 вопроса, раскрывающих и дополняющих четыре предыдущих. Наиболее интересные из них, на наш взгляд, следующие:
· Сколько инвестируют в акселератор?
· Зачем стартапу акселератору?
· Для чего нужен акселератор?
· Что такое корпоративный акселератор?
· Что такое бизнес-инкубатор?
· Чем отличается бизнес-инкубатор от технопарка?
Рисунок 11. «Карта» визуализации взаимосвязей между концептом «бизнес-акселератор» и ключевыми вопросами (русский язык, регион: Российская Федерация)
Источник: составлено автором по данным Also Asked. URL: https://alsoasked.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
На основе анализа имеющейся литературы можно выделить следующие ключевые особенности функционирования бизнес-акселераторов:
1. Бизнес-акселератор всегда связан с инновациями.
2. Бизнес-акселератор привлекает стартапы, находящиеся на ранней стадии развития.
3. Бизнес-акселератор предлагает инвестиционную программу для стартапа.
4. Бизнес-акселератор предлагает обучение и наставничество для нового бизнеса.
5. Программа, которую предлагает бизнес-акселератор, ограничена по времени (как правило, от трех до шести месяцев).
Сравнительный анализ бизнес-акселераторов от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов
На следующем этапе нашего исследования попытаемся установить ключевые отличия бизнес-акселераторов от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов.
Бизнес-акселераторы имеют некоторое сходство с бизнес-инкубаторами и бизнес-ангелами, выступающими в роли инвесторов [77, c. 1–16]. И те, и другие помогают новому бизнесу и финансируют зарождающиеся предприятия, предлагая образовательные программы и проекты наставничества [76, c. 19–25]. Отличия состоят в следующем.
Бизнес-акселератор предлагает программу с фиксированной продолжительностью, которая носит, как правило, групповой характер; при этом бизнес-акселератор ориентирован на участие в акционерном капитале и получение доли в прибылях. У бизнес-инкубатора нет фиксированного срока действия и обычно он не предоставляет инвестиции в обмен на долю в акционерном капитале [75]. Первый бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова был основан в 1959 г. в США.
В какой-то степени бизнес-акселераторы в чем-то похожи на бизнес-ангелов [77, c. 1–16]. Впервые термин «бизнес-ангелы» в отношении частных инвесторов применил Уильям Ветцель, профессор Университета Нью-Гэмпшира (США), в 1978 г. Бизнес-ангел – это частный венчурный инвестор, предоставляющий финансовую и экспертную поддержку компаниям на ранних этапах их развития. Бизнес-ангелы являются основным источником финансирования новых компаний с потенциалом быстрого роста. Бизнес-ангелы оказывают помощь стартапам на этапе, когда объем ресурсов, необходимых для развития, превышает возможности предпринимателей, но недостаточно велик, чтобы стартап-проект и бизнес заинтересовал инвестиционный фонд. Бизнес-ангелы инвестируют в стартапы напрямую, вкладывая собственный капитал. Бизнес-ангел может инвестировать не только в готовый проект, но и в идею (что невозможно для институционального инвестора). Часто бизнес-ангелы объединяются и занимаются инвестированием совместно (т.е. речь идет синдицированных сделках), что позволяет им сократить индивидуальные риски [90, c. 3011].
Технопарк представляет собой своеобразный научно-технический комплекс, территориальную, научную, технологическую и техническую базу для реализации инновационных проектов путем формирования благоприятной среды развития инновационных компаний (резидентов). Первые технопарки появились в США после Второй мировой войны. Технопарк, как правило, объединяет промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения, деловые центры, а также объекты инфраструктуры. Технопарк поощряет создание инновационных и научно-исследовательских компаний и предоставляет им высококачественные офисные помещения, а также вспомогательные услуги. В условиях функционирования технопарка устанавливаются официальные отношения промышленных предприятий с университетами и исследовательскими центрами с целью стимулирования создания и роста технологических компаний, а также обеспечивая передачи технологий и деловых навыков соответствующим компаниям. То есть в рамках технопарка речи о финансовой поддержке не идет [8, 71].
Результаты сравнительного анализа бизнес-акселераторов, бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов представлены в таблицt 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ бизнес-акселераторов, бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов
Критерии сравнения
|
Бизнес-акселератор
|
Бизнес-инкубатор
|
Бизнес-ангел
|
Технопарк
|
Финансирование
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Фиксированный
срок
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
Участие
в акционерном капитале
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
Синдицированное
финансирование
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
Образовательные
программы
|
да
|
да
|
нет
|
да
|
Наставничество
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Классификация бизнес-акселераторов
По мере роста популярности бизнес-акселераторов многие потенциальные предприниматели, а также университеты, компании и агентства регионального развития проявляют интерес к их созданию [75]. Однако для создания бизнес-акселератора требуется очень четкое видение и стратегия [73, c. 1–21].
Существующие в настоящее время различные модели и типы бизнес-акселераторов различаются по их способностям ориентироваться на широкую категорию стартапов, а также по целевой ориентации и заинтересованным сторонам [88]. В научной литературе выделяют четыре основных типа бизнес-акселераторов в зависимости от поддерживающей их организации:
1. Первый тип: бизнес-акселераторы, финансируемые венчурными компаниями.
2. Второй тип: бизнес-акселераторы, поддерживаемые правительством.
3. Третий тип: бизнес-акселераторы, финансируемые корпорациями.
4. Четвертый тип: бизнес-акселераторы в рамках университета.
Первый тип, бизнес-акселераторы, финансируемые венчурными компаниями, также известен как «архетип, поддерживаемый инвесторами» [75]. Этот тип бизнес-акселераторов финансируется бизнес-ангелами, венчурными фондами или корпоративным венчурным капиталом. Бизнес-акселераторы этого типа ориентированы на стартапы на более поздней стадии развития, стремящиеся получить значительную отдачу от инвестиций в акционерный капитал [79]. Наиболее эффективным примером бизнес-акселератора такого типа является Y Combinator.
Второй тип, бизнес-акселераторы, поддерживаемые правительством, обычно выбирают предприятия и стартапы на самой ранней стадии жизненного цикла [87]. Этот тип бизнес-акселераторов являются популярным политическим инструментом и используется для стимулирования предпринимательства и региональных инноваций, направленных на создание рабочих мест и обеспечение экономического роста [86]. В качестве примера можно привести Start-Up Chile – крупнейший бизнес-акселератор в Латинской Америке, учредителем которого является правительство Чили. Стартапы могут воспользоваться рядом льгот, которые предлагает им правительство Чили. Программа преследует двойную цель: стимулировать местные стартапы использовать Чили в качестве платформы для выхода на мировой уровень, а также привлечь внешние стартапы и превратить Чили в центр инноваций и предпринимательства в Латинской Америки [79].
Третий тип – это бизнес-акселераторы, финансируемые корпорациями. Они создаются корпорациями, целью которых является привлечение внешних и стимулирование корпоративных инноваций [85, c. 1761–1776]. Интересно, что часто такой бизнес-акселератор не ориентирован на получение прибыли, а его главная цель состоит в том, чтобы найти среди стартапов потенциальных стейкхолдеров корпорации [75]. Примером может служить FinTech Innovation Lab, возглавляемая Accenture. Этот проект был разработан в Нью-Йорке, но, благодаря его успеху, в настоящее время он также работает в Лондоне и Гонконге. Основной целью Accenture является создание платформы для сотрудничества с начинающими предприятиями в сфере финансовых услуг в области инноваций [75]. Из недостатков данного типа бизнес-акселераторов стоит отметить его ориентированность на конкретную отрасль, и стартапы за пределами этой отрасли не допускаются.
Четвертый тип, бизнес-акселераторы в рамках университета. Они, как правило, не предлагают первоначальных финансовых средств и не принимают участия в проектах, основанных студентами [79]. Этот тип бизнес-акселератора, по сути, является некоммерческой образовательной организацией, поддерживающей студенческое предпринимательство и поощряющей инновации как внутри университета, так и за его пределами [81, c. 1–44]. Одним из наиболее успешных примеров университетского бизнес-акселератора является StartX, основанный в 2011 г. StartX связан со Стэнфордским университетом (США) (по крайней мере, один сотрудник каждой компании должен иметь какое-либо отношение к Стэнфордскому университету; кроме того, студенты, выпускники, преподаватели и персонал принимают участие в семинарах и оказывают консультационную помощь). В настоящее время совокупная стоимость компаний, которые StartX «ускорила» с момента их основания, составляет более 19 млрд долл. США [73, c. 1–21].
В таблице 4 мы представили уточненную классификацию всех рассматриваемых топов бизнес-акселераторов.
Таблица 4
Типы бизнес-акселераторов
Тип
|
Название
|
Цель
|
Финансирование
|
Ориентация
|
Примеры
|
Первый
|
Бизнес-акселератор,
финансируемый венчурными компаниями
|
Получение
прибыли
|
Бизнес-ангелы,
венчурные фонды или корпоративный венчурный капитал
|
Ориентация
на стартапы на более поздней стадии развития, стремящиеся получить
значительную отдачу от инвестиций в акционерный капитал
|
Y
Combinator
|
Второй
|
Бизнес-акселератор,
поддерживаемый правительством
|
Стимулирование
предпринимательства и региональных инноваций, направленных на создание
рабочих мест и обеспечение экономического роста
|
Правительственные
программы и гранты
|
Ориентация
на стартапы на самой ранней стадии жизненного цикла
|
Start-Up
Chile
|
Третий
|
Бизнес-акселератор,
финансируемый корпорациями
|
Привлечение
внешних и стимулирование корпоративных инноваций; поиск среди стартапов
потенциальных стейкхолдеров корпорации
|
Корпоративные
программы
|
Не
ориентирован на получение прибыли. Ориентированность на конкретную отрасль. Стартапы
за пределами этой отрасли не допускаются
|
FinTech Innovation Lab (Accenture)
|
Четвертый
|
Бизнес-акселератор
в рамках университета
|
Поддержка
студенческого предпринимательства и поощрение инноваций как внутри
университета, так и за его пределами
|
Не
предлагает первоначальных финансовых средств
|
Ориентация
на студенческое предпринимательство и стимулирование инноваций
|
StartX
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ, позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Наиболее тесно концепт «бизнес-акселератор» связан со следующими пятью ключевыми терминами: инновация, бизнес-инкубатор, технопарк, венчурный проект, стартап. При этом бизнес-акселератор всегда связан с инновациями (будь то инновационный продукт, инновационный проект, инновационный процесс и т.п.), а также со стартапом (который, попадая в бизнес-акселератор, получает поддержку в виде финансирования, наставничества и обучения).
2. Кроме того, мы выделили ряд дополнительных терминов и понятий, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть концепта «бизнес-акселератор»: инновация: инновационный бизнес, инновационное развитие, инновационный проект, инновационный прогресс, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность; бизнес-инкубатор: инкубационный цикл, вуз, кластер, экосистема, молодежь; венчурный проект; венчурная инфраструктура, венчурный рынок, венчурное финансирование, бизнес-ангел; технопарк: стратегия, университет, наука, предпринимательство, инновационный центр, профессиональные компетенции, государственно-частное партнерство, предпринимательская экосистема; стартап: проект, малый и средний бизнес, малое предпринимательство, «стартап как диплом», лидерство.
3. Проведенное исследование показало, что в отношении бизнес-акселераторов у общественности чаще всего возникают следующие вопросы:
· На чем зарабатывает акселератор?
· Что такое акселератор простыми словами?
· В чем разница между бизнес-инкубатором и акселератором?
· Какие есть акселераторы?
· Сколько инвестируют в акселератор?
· Зачем стартапу акселератору?
· Для чего нужен акселератор?
· Что такое корпоративный акселератор?
· Что такое бизнес-инкубатор?
· Чем отличается бизнес-инкубатор от технопарка?
4. Можно выделить пять ключевых особенностей функционирования бизнес-акселераторов: связь с инновациями; привлечение стартапов, находящихся в основном на ранней стадии развития; разработка инвестиционной программы для стартапа; обучение и наставничество для нового бизнеса; ограниченность программы по времени.
5. Бизнес-акселераторы отличаются от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов тем, что акселераторы предлагают прогаммы финансирования, обучения и наставничества на короткий срок, за что предусматривается участие акселератора в акционерном капитале стартапа.
6. В зависимости от поддерживающей организации можно выделить четыре основных типа бизнес-акселераторов: бизнес-акселераторы, финансируемые венчурными компаниями; бизнес-акселераторы, поддерживаемые правительством; бизнес-акселераторы, финансируемые корпорациями; бизнес-акселераторы в рамках университета.
Дальнейшие направления наших исследований могут быть связаны с анализом отраслевой и географической специфики бизнес-акселераторов, а также с разработкой структурной схемы функционирования бизнес-акселератора с выделением основных факторов его успеха.
[1] Y Combinator позиционируется себя как венчурный фонд, который работает в формате бизнес-акеселератора для небольших компаний в сфере информационных технологий. Фонд был снован группой инвесторов во главе с Полом Грэмом и базируется в США. Фонд дважды в год инвестирует небольшую сумму в большое количество компаний и в течение трехмесячного периода работает с ними, помогая создавать продукт и найти инвесторов. При этом фонд получает долю в 7% в компании. Y Combinator использовался для запуска 5000 компаний, общей стоимостью 600 млрд долл. США.
References:
Aleksandrin Yu.N., Gorbova Yu.V. (2020). Biznes-akseleratory v infrastrukture podderzhki malogo innovatsionnogo biznesa: sovremennye trendy i perspektivy razvitiya v RF [Business accelerators in the infrastructure for supporting small innovative businesses: current trends and development prospects in the Russian Federation]. Economics: theory and practice. (3). 40-50. (in Russian).
Aljalahma J., Slo J. (2022). An Updated Systematic Review of Business Accelerators: Functions, Operation, and Gaps in the Existing Literature J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. (8). 214. doi: 10.3390/joitmc8040214.
Antyasov E.A. (2020). Biznes-akseleratory kak effektivnyy instrument innovatsionnogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti [Business accelerators as an effective tool for innovative development of the Sverdlovsk region] Yekaterinburg: Uralskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).
Antyasov E.A. (2022). Biznes-akseleratory kak element innovatsionnogo razvitiya regionov [Business accelerators as an element of innovative development of regions] Moscow: Moskovskiy gosudarstvennyy institut mezhdunarodnyh otnosheniy (universitet) Ministerstva inostrannyh del Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).
Babayan K.A. (2018). Klassifikatsionnye priznaki biznes-akseleratorov [Classification features of business accelerators]. Economy and society (Ekonomika i socium). (1). 68-75. (in Russian).
Babayan K.A. (2018). Kriterii poiska i otbora proektov sootvetstvuyushchie trebovaniyam biznes-akseleratora [Criteria for searching and selecting projects that meet the requirements of the business accelerator]. Economy and society (Ekonomika i socium). (1). 76-82. (in Russian).
Baeva L.O., Votrin S.A. (2019). Biznes-akselerator kak odin iz sposobov obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Nizhegorodskoy oblasti [Business accelerator as one of the ways to ensure the economic security of the Nizhny Novgorod region] Nizhny Novgorod: Nizhegorodskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. R.E. Alekseeva. (in Russian).
Bagnoli Carlo, Massaro Maurizio, Ruzza Daniel, Toniolo Korinzia (2020). Business Models for Accelerators: A Structured Literature Review Journal of Business Models. (8). 1-21. doi: 10.5278/ojs.jbm.v8i2.3032.
Bareeva I.A., Maskutova V.V. (2022). Perspektivy razvitiya biznes-inkubatorov, tekhnoparkov, biznes-akseleratorov v Rossii [Prospects for the development of business incubators, technology parks, and business accelerators in Russia] Penza: Penzenskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. (in Russian).
Baygulova T.A., Baulina N.S., Gubin E.P. (2021). Biznes-akselerator kak instrument podderzhki innovatsionnyh proektov [Business accelerators as tools for supporting innovative projects] Tomsk: STT. (in Russian).
Beshentsev V.E., Plis K.S. (2015). Biznes-inkubatory i biznes-akseleratory kak mekhanizm podderzhki innovatsionnogo razvitiya Rossii [Business incubators and business accelerators as a mechanism to support Russia's innovative development] Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy politekhnicheskiy universitet Petra Velikogo. (in Russian).
Blank T.H. (2021). When incubator resources are crucial: Survival chances of student startups operating in an academic incubator J. Technol. Transf. (46). 1845–1868.
Bogatenko E.R. (2023). Marketing v sotsialnyh setyakh kak instrument prodvizheniya onlayn-shkoly (na primere OOO «Biznes-akselerator «Shkolniki za prodvizhenie globalnogo predprinimatelstva») [Social media marketing as an online school promotion tool (on the example of Business Accelerator LLC "Schoolchildren for the Promotion of Global Entrepreneurship")] Volgograd : Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Sfera». (in Russian).
Bogatenko E.R. (2023). Opyt primeneniya instrumentov internet-marketinga dlya prodvizheniya onlayn-shkoly (na primere OOO «Biznes-akselerator «Shkolniki za prodvizhenie globalnogo predprinimatelstva») [The experience of using Internet marketing tools to promote an online school (on the example of LLC "Business Accelerator "Schoolchildren for the Promotion of global Entrepreneurship")] Volgograd: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Sfera». (in Russian).
Bogdan E.V. (2018). Plyusy i minusy ispolzovaniya biznes-akseleratorov. Perspektivy i zadachi biznes-akseleratorov v Rossii i v mire [The pros and cons of using business accelerators. Prospects and tasks of business accelerators in Russia and in the world] M.: Auditor. (in Russian).
Bogdanov S.I., Tkachenko T.Ya., Shestakova A.A., Bogdanova E.N. (2022). Informatsionnye tekhnologii na sluzhbe transformatsii meditsinskogo obrazovaniya, meditsinskoy nauki i telemeditsiny. Prilozhenie. Proekt biznes-akseleratora «Laboratoriya meditsinskikh proektov» [Information technology at the service of the transformation of medical education, medical science and telemedicine. Application. Medical project lab business accelerator project]. Alma mater (Higher School Herald). (12). 58-66. (in Russian). doi: 10.20339/AM.12-22.058.
Cherenev I.A., Tsvetkov Ya.A., Kuklina M.V. (2016). Problemy razvitiya biznes-akseleratorov v kontekste vnutrenney struktury i ispolzuemyh modeley [Problems of development of business accelerator in the context of internal structures and models used] Penza: Nauka i Prosveshchenie. (in Russian).
Clarysse B., Wright M., Hove J. Van. A Look inside Accelerators. Building Businesses. Retrieved April 20, 2024, from https://media.nesta.org.uk/documents/a_look_inside_accelerators.pdf
Cohen S. (2013). What Do Accelerators Do? Insights from Incubators and Angels Innovations Technology Governance Globalization. 8 (8(3)). 19-25.
Cohen S.L.G., Hochberg Y.V. (2014). Accelerating Startups: The Seed Accelerator Phenomenon SSRN Journal. 1–16.
Colombo M.G., Rossi-Lamastra C., Wright M. (2018). Accelerators: Insights for a research agenda
Cruz E. Acceleration Today: Trends & Challenges. Retrieved April 20, 2024, from http://www.europeanacceleratorsummit.com/wp-content/uploads/sites/14/2016/12/ACCELERATION-TODAY.pdf
Danshina V.V. (2018). Model biznes-akseleratora kak sposob modernizatsii podderzhki innovatsionnoy infrastruktury Saratovskoy oblasti [The business accelerator model as a way to modernize the support of the innovation infrastructure of the Saratov region]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (5). 79-89. (in Russian).
Davidson H. (2021). The Incubator Investment in Network Events: Does the Business Incubator’s Quality of Programming and Founder Personality Traits Influence Startup Performance? New York, NY, USA: Pace University.
Dempwolf C.S., Auer J., Ippolito M.D. (2014). Innovation Accelerators: Defining Characteristics Among Startup Assistance Organizations Small Business Administration. 1–44.
Dorofeeva T., Meshkov E. (2014). Rol biznes-inkubatorov i biznes-akseleratorov v razreze upravleniya predpriyatiem i personalom [The role of business incubators and business accelerators in the context of enterprise and personnel management] Lipetsk : Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Gravis». (in Russian).
Drover W., Busenitz L., Matusik S., Townsend D., Anglin A., Dushnitsky G. (2017). A Review and Road Map of Entrepreneurial Equity Financing Research: Venture Capital, Corporate Venture Capital, Angel Investment, Crowdfunding, and Accelerators Journal of Management. 43 (43(6)). 1820–1853.
Drozdova M.A., Kakovko D.A. (2021). Biznes-akselerator kak drayver razvitiya innovatsiy na zheleznyh dorogakh [Business accelerator as a driver of innovation development on railways] Saint Petersburg: PGUPS. (in Russian).
Ermilina V., Farrell M., Askarzadeh F., Zhang J. (2021). Business owners’ features and access to entrepreneurial resources: New insights for accelerator acceptance Rev. Int. Bus. Strategy. (32). 246–266.
Ezhov A.S. (2021). «Rossiysko-kitayskiy biznes-akselerator» - instrument adaptatsii molodyh predprinimateley [The Russian-Chinese Business Accelerator as an adaptation tool for young entrepreneurs] Moscow: Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plekhanova. (in Russian).
Fedorova Yu.V., Tsvettsyh A.V. (2013). Osobennosti biznes-akseleratora kak elementa innovatsionnoy infrastruktury regiona [Features of the business accelerator as an element of the region's innovation infrastructure]. Actual problems of aviation and cosmonautics. 2 (9). 348-349. (in Russian).
Gershov V.V. (2014). Korporativnyy biznes-akselerator. Kak rabotayut globalnye lidery: SAP [Corporate Business Accelerator. How Global Leaders Work: SAP]. Management of innovations. (2). 124-131. (in Russian).
Gliedt T., Hoicka C.E, Jackson N. (2018). Innovation intermediaries accelerating environmental sustainability transitions J. Clean. Prod. (174). 1247–1261.
Golovastova T.I. (2023). Rol studencheskikh biznes-akseleratorov v formirovanii predprinimatelskikh kompetentsiy u molodezhi [The role of student business accelerators in developing entrepreneurial competencies among young people] Izhevsk: Udmurtskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).
Gorbunov A.A. (2020). Razrabotka kontseptsii biznes-akseleratora dlya proektov v oblasti serebryanoy ekonomiki [Development of a business accelerator concept for projects in the field of silver economy] Moskva : Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo «Ekon-Inform». (in Russian).
Goryacheva T.V. (2022). Tendentsii razvitiya rynka biznes-akseleratorov kak trend innovatsionnogo progressa [Trends in the development of the business accelerator market as a trend of innovative progress] Kazan : Kazanskiy natsionalnyy issledovatelskiy tekhnologicheskiy universitet. (in Russian).
Ivanitskaya V.V., Tsvettsyh A. V. (2015). Osobennosti biznes-akseleratora kak elementa innovatsionnoy infrastruktury Krasnoyarskogo kraya [Particular qualities of business-accelerator as element of innovation infrastructure in Krasnoyarsk region]. Actual problems of aviation and cosmonautics. 2 (11). 553-555. (in Russian).
Kabanov D.A., Lyapina S.Yu. (2016). Pokazateli effektivnosti biznes-inkubatorov i biznes-akseleratorov: portfelnye proekty i marketingovaya sostavlyayushchaya [Performance indicators of business incubators and business accelerators: portfolio projects and marketing component] Saint Petersburg: Federalnoe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Sankt-Peterburgskiy politekhnicheskiy universitet Petra Velikogo». (in Russian).
Kamenskikh M.A. (2018). Issledovanie praktiki funktsionirovaniya biznes-akseleratorov v Rossii [A study of the startup accelerators\'\' activities in Russia]. Regional Economics: Theory and Pactice. 16 (9). 1725-1734. (in Russian). doi: 10.24891/re.16.9.1725.
Kamenskikh M.A., Postnikov V.P. (2019). Issledovanie osobennostey i perspektiv razvitiya biznes-akseleratora kak instituta setevogo vzaimodeystviya (na primere Permskogo kraya) [Features and prospects of development of business accelerator as a network interaction institution: the Perm krai case study]. Regional Economics: Theory and Pactice. 17 (2). 369-382. (in Russian). doi: 10.24891/re.17.2.369.
Kanbach D.K., Stubner S. (2016). Corporate Accelerators As Recent Form Of Startup Engagement: The What, The Why, And The How The Journal of Applied Business Research. 32 (32(6)). 1761–1776.
Khansuvarova T.A. (2018). Printsip ekonomicheskoy zainteresovannosti kak osnova modeli raboty biznes-akseleratorov [Principle of economic interest as basis for work of business accelerators]. Journal of legal and economic studies. (3). 202-205. (in Russian).
Khansuvarova T.A., Slobodskoy A.L., Golokhvastov D.V. (2019). Biznes-akseleratory kak chast sistemy razvitiya predprinimatelskikh kompetentsiy v obrazovatelnoy srede [Business accelerators as part of the system for the development of entrepreneurial competencies in the educational environment] Saint Petersburg: Rossiyskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. A. I. Gertsena. (in Russian).
Khudaykulov F.Sh. (2020). Perspektivy razvitiya biznes akseleratorov v Respublike Uzbekistan [Prospects for the development of business accelerators in the Republic of Uzbekistan] Moskva : OOO Tsentr professionalnogo menedzhmenta «Akademiya Biznesa. (in Russian).
Komarova O.V. (2021). Problemy razvitiya biznes-akseleratorov v sisteme podderzhki malogo biznesa [Problems of business accelerator development in the small business support system] Yekaterinburg: Uralskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).
Korolev A.I. (2021). Infrastruktura innovatsiy v usloviyakh pandemii COVID-19 (na primere biznes-akseleratorov) [Innovation infrastructure in the context of the COVID-19 pandemic (on the example of business accelerators)] Moscow: RG-Press. (in Russian).
Krivosheina A.M., Danilchenko Yu.V. (2012). Razrabotka strategii razvitiya dlya biznes-akseleratora OOO «IT-invest group» [Development of a development strategy for the IT-invest Group LLC business accelerator]. Actual problems of aviation and cosmonautics. 2 (8). 180-181. (in Russian).
Lyachin V.I., Shaporova Z.E., Tsvettsyh A.V., Ivanitskaya V.V. (2015). Tekhnologiya funktsionirovaniya biznes-akseleratora innovatsionnyh proektov predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa regiona [The technology of functioning of the business accelerator for innovative projects of the enterprises of agro-industrial complex of the region]. Sotsialno-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal. (2(2)). 12-19. (in Russian).
Makarov S.E. (2015). Biznes-akselerator kak institut podderzhki startapov [Business accelerator as a startup support institution] Varna: Tsentr Za Nauchni Izsledvaniya I Informatsiya «Paradigma». (in Russian).
Malashenkova O.F. (2013). Biznes-inkubatory i biznes-akseleratory v sisteme podderzhki malogo predprinimatelstva [Business incubators and business accelerators in the small business support system] Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy univeristet. (in Russian).
Mansurov R.R., Tishkina A.A. (2020). Raznitsa mezhdu biznes-akseleratorami i biznes-inkubatorami i ikh rol v innovatsionnoy deyatelnosti [The difference between business accelerators and business incubators and their role in innovation] Moscow: Internauka. (in Russian).
Matveeva A.O., Nagimova A.Z. (2018). Rol biznes-akseleratorov v razvitii innovatsionnogo malogo biznesa na primere Respubliki Bashkortostan [The role of business accelerators in the development of innovative small businesses on the example of the Republic of Bashkortostan]. Innovative science. (12). 85-87. (in Russian).
Miller P., Bound K. The Startup Factories. The Rise of Accelerator Programmes to Support New Technology Ventures. Retrieved April 20, 2024, from http://www.eban.org/wp-content/uploads/2014/09/14.-StartupFactories-The-Rise-of-Accelerator-Programmes.pdf
Milyaev K.V. (2016). Venchurnoe finansirovanie innovatsionnyh proektov v agropromyshlennom proizvodstve v biznes-akseleratorakh: klasternyy podkhod [Venture capital funding of innovative projects in agro-industrial production in business accelerators: cluster approach]. International Research Journal. (12-5(54)). 175-178. (in Russian). doi: 10.18454/IRJ.2016.54.245.
Morozov R.I., Belokhvostov S.V., Apanasovich V.V. (2017). Strategiya sozdaniya universitetskikh biznes-akseleratorov [Strategy development of university business-accelerators] Minsk: Pechatnyy Dom «Vishnevka». (in Russian).
Naydenkov V.I. (2018). Biznes-inkubator i biznes-akselerator kak elementy infrastruktury razvitiya malogo predprinimatelstva: sravnitelnaya kharakteristika i problemy deyatelnosti [Business-incubator and business-accelerator as elements of infrastructure for small business development: comparative characteristics and operational problems]. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (2). 96-99. (in Russian).
Okonnikova T.I. (2022). Biznes-akseleratory kak innovatsionnaya forma razvitiya kadrovogo potentsiala i stimulirovaniya predprinimatelstva v sfere turizma i gostepriimstva [Business accelerators as an innovative form of human resource development in tourism and hospitality] Izhevsk: Udmurtskiy universitet. (in Russian).
Paschenko O.A. (2023). Osobennosti venchurnoy studii i ee otlichiya ot biznes-akseleratora [Features of a venture studio and its differences from a business accelerator] Moscow: Nauchno-izdatelskiy tsentr Imperiya. (in Russian).
Petukhova Zh.G. (2016). Otsenka investitsionnogo resheniya biznes-akseleratora kak instrumenta razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva [Estimation of investment solutions of the business accelerator as a tool for development of small and medium-sized enterprises]. Scientific-technical journal “Bulletin of Civil Engineers”. (6). 321-329. (in Russian).
Petukhova Zh.G., Petukhov M.V., Novakov A.A. (2017). Razvitie sistemy biznes-akseleratorov, kak instrumenta intensivnogo razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva [Development of the business accelerator system as a tool for the intensive development of small and medium-sized enterprises]. Innovation and Investment. (11). 34-39. (in Russian).
Pilova F.I., Aripshev M.Z., Kushkhakanov M.A. (2022). Biznes-inkubator i biznes-akselerator kak elementy infrastruktury razvitiya malogo predprinimatelstva [Business-incubator and business-accelerator as elements of infrastructure for small business development] Nalchik: Federalnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Kabardino-Balkarskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet imeni V.M. Kokova». (in Russian).
Ponoiareva E.A. (2017). Biznes-akseleratory v innovatsionnom biznese. Analiz otechestvennogo opyta i problemy razvitiya [Business accelerators in innovative business. Analysis of domestic experience and development problems] Moscow: RUSAYNS. (in Russian).
Postnikov V.P. (2023). Sushchnost i osobennosti biznes-akseleratorov [The essence and peculiarities of business accelerators]. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya, neftyanoy i gazovoy promyshlennosti v usloviyakh innovatsionno-orientirovannoy ekonomiki. 1 (1). 172-175. (in Russian).
Roberts I. Startup Accelerator Programmes. A Practice Guide. Retrieved April 20, 2024, from https://www.nesta.org.uk/ toolkit/startup-accelerator-programmes-a-practice-guide/
Sheremeteva N.G. (2021). Programmnye mery podderzhki biznes-akseleratorov v sfere kreativnoy ekonomiki [Programmatic measures to support business accelerators in the field of creative economy] Irkutsk: Irkutskiy institut (filial) VGUYu (RPA Minyusta Rossii). (in Russian).
Sherstobitov K.A. (2020). Biznes - akselerator [Business Accelerator] Chistopol : Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «KONVERT». (in Russian).
Shilov A.S., Khomyakov I.V., Kharlamova Yu.O. (2021). Sravnitelnaya kharakteristika tekhnoparka, biznes-inkubatora, biznes-akseleratora [Comparative characteristics of the technopark, business incubator, business accelerator] Vladivostok : Dalnevostochnyy federalnyy universitet. (in Russian).
Smirnov A.P. (2015). Biznes-akselerator - instrument razvitiya innovatsionnyh proektov [Business accelerator as a tool for the development of innovative projects] Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom». (in Russian).
Statovskiy D.A. (2015). Rol biznes-akseleratorov v sisteme innovatsiy [The role of business-accelerators in the system of innovation]. Innovations. (4). 49-52. (in Russian).
Sukhareva E.G. (2022). Biznes-akselerator: obekt prava, subekt prava ili imushchestvennyy kompleks? [Business accelerator: object of law, subject of law or property complex?]. Ekonomika. Pravo. Obschestvo. 7 (4). 36-46. (in Russian). doi: 10.21686/2411-118X-2022-4-36-46.
Sukhareva E.G. (2022). Problemy pravovoy kvalifikatsii biznes-akseleratorov v Rossiyskoy Federatsii [Problems of legal assessment of business accelerators in the Russian Federation]. Current problems of Russian law. 17 (9). 136-143. (in Russian). doi: 10.17803/1994-1471.2022.142.9.136-143.
Sukhareva E.G. (2023). Elementy biznes-akseleratora: prakticheskiy analiz rossiyskoy pravovoy deystvitelnosti [Elements of a business accelerator: practical analysis of Russian legal reality]. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. (3). 104-127. (in Russian). doi: 10.17323/2072-8166.2023.3.104.127.
Sytnik A.A. (2015). Metodologiya otbora proektov v biznes-akseleratorakh [Methodology of project selection in business accelerators] Saratov: Saratovskiy sotsialno-ekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova. (in Russian).
Tasic I., Montoro-Sànchez A., Cano M. (2015). Startup accelerators: an overview of the current state of the acceleration phenomenon
Torun M. (2016). Business Accelerators and Their Differences from Incubators
Tsvettsyh A.V., Fedorova Yu.V. (2013). Biznes-akselerator kak spetsialnaya forma podderzhki innovatsionnoy deyatelnosti v regione [Business accelerator as a special form of support for innovation activities in the region]. Sovremennye problemy ekonomicheskogo i sotsialnogo razvitiya. (9). 213-215. (in Russian).
Tsvettsyh A.V., Fedorova Yu.V. (2013). Sushchnost i mesto biznes-akseleratora v sisteme innovatsionnoy infrastruktury regiona [Essence and business accelerator place in system of innovative infrastructure of the region]. Reshetnevskie chteniya. 2 (2). 385-386. (in Russian).
Tsvettsyh A.V., Fedorova Yu.V. (2013). Tekhnologiya funktsionirovaniya biznes-akseleratora [Technology of the business accelerator operation]. Sovremennye problemy ekonomicheskogo i sotsialnogo razvitiya. (9). 170-174. (in Russian).
Tsvettsyh A.V., Vishnyakova P.M. (2014). Biznes-akselerator kak instrument sodeystviya realizatsii intellektualnogo potentsiala [Business accelerator as instrument of assistance of realization of intellectual potential]. Upravlenie chelovecheskimi resursami – osnova razvitiya innovatsionnoy ekonomiki. (5). 488-491. (in Russian).
Vayle A.V. (2015). Plyusy i minusy ispolzovaniya biznes-akseleratorov. Perspektivy i zadachi biznes-akseleratorov v Rossii i v mire [The pros and cons of using business accelerators. Prospects and tasks of business accelerators in Russia and in the world] Moskva : Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet im. G.V. Plekhanova. (in Russian).
Wiltbank R., Read S., Dew N., Sarasvathy S.D. (2009). Prediction and control under uncertainty: Outcomes in angel investing Journal of Business Venturing. (24). 3011.
Zhdanova O.A. (2014). Biznes-akselerator - institut venchurnoy infrastruktury [Business accelerator as an institution of venture infrastructure]. Theory and practice of social development. (19). 77-80. (in Russian).
Zhdanova O.A. (2014). Sravnitelnaya kharakteristika biznes-inkubatorov i biznes-akseleratorov [Comparative characteristics of business incubators and business accelerators] Moskva : Moskovskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki, statistiki i informatiki. (in Russian).
Zhdanova O.A. (2015). Kriterii otbora venchurnyh proektov biznes-akseleratorami [Selection criteria of venture projects for business accelerators]. Financial business. (1). 14-16. (in Russian).
Zhdanova O.A. (2015). Kriterii otbora venchurnyh proektov biznes-akseleratorami [Selection criteria of venture projects for business accelerators]. Financial business. (6). 42-44. (in Russian).
Zhdanova O.A. (2016). Funktsii biznes-akseleratorov na rossiyskom venchurnom rynke [Functions of business accelerators in the russian venture market]. Theory and practice of social development. (12). 76-78. (in Russian).
Zhdanova O.A. (2016). Mekhanizm otbora i sistema finansirovaniya venchurnyh proektov biznes-akseleratorami. NIR: grant № 16-36-00175. Rossiyskiy fond fundamentalnyh issledovaniy [The mechanism of selection and the system of financing venture projects by business accelerators. Research and development: Grant No. 16-36-00175. Russian Foundation for Basic Research] Rossiyskiy fond fundamentalnyh issledovaniy. (in Russian).
Zhdanova O.A. (2016). Mekhanizm otbora venchurnyh proektov v biznes-akseleratory: poetapnyy mnogokriterialnyy metod [The mechanism of selection of venture projects in the accelerators: phased multicriteria method] Penza : Nauka i Prosveshchenie. (in Russian).
Zhdanova O.A., Kurbatov A.A. (2016). Biznes - akseleratory v SShA: sovremennye tendentsii [Business accelerators in the USA: current trends] Omsk : Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «OMEGA SAYNS». (in Russian).
Zhdanova O.A., Manasherova M. (2016). Perspektivy razvitiya biznes-akseleratorov v Rossii [Prospects for the development of accelerators in Russia] Penza: Nauka i Prosveshchenie. (in Russian).
Страница обновлена: 24.03.2025 в 10:54:57