Экспорт технологических решений в рамках концепции умных городов как фактор реализации инициативы «Один пояс, один путь»
Решетникова М.С.1, Васильева Г.А.1, Ислачева Р.А.1, Тапчиева П.И.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211422
Аннотация:
«Один пояс, один путь» - масштабный региональный интеграционный проект Китая, первоначально предполагавший создание объектов базовой и сопутствующей инфраструктуры. Индустрия 4.0, пандемия COVID-19, а также процессы цифровизации и появление такого явления, как умный город, дополнили эту инициативу цифровым Шелковым путем, Зеленым Шелковым путем и Шелковым путем здравоохранения. В статье рассмотрены основные направления экспорта китайских решений в области оптимизации городского управления. Авторами было выявлено, что рассматриваемая инициатива является не только способом демонстрации «мягкой силы». Развитие и распространение китайских умных решений, таких как, технологии, стандарты, оборудования и инновации, посредством внедрения национальных технологических корпораций на глобальный рынок и сотрудничество с крупными иностранными компаниями – один из путей осуществления инициативы «Один пояс – один путь».
Ключевые слова: Китай, «Один пояс, один путь», умные города, экспорт технологий
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Экономического факультета РУДН, проект № 060326–0-000
JEL-классификация: F15, F14, O31, O33
Введение
Последние десятилетия Китайская Народная Республика быстрыми темпами пробивает себе путь в лидирующие позиции на мировом рынке товаров и услуг. Особое место в данном направлении занимает китайская инициатива «Один пояс, один путь», которая направлена на возведение аэропортов, железных и автомобильных дорог, морских портов, электростанций, телекоммуникационных центров и иных элементов инфраструктуры, охватывающей Азиатско-Тихоокеанский регион, Центральную Азию, Ближний Восток и Африку [1] (Mezhevich, Markova, 2020). Данная инициатива была предложена Си Цзиньпином еще в 2013 году.
Сегодня под влиянием современных мировых трендов, а также последствий пандемии COVID-19 «Один пояс, один путь» прирастает новыми инициативами, а именно Цифровым Шелковым путем, Зеленым Шелковым путем и Шелковым путем здравоохранения, применимыми при проектировании решений в рамках концепции умного города [5, 2] (Da Xu, 2016; Al-Sayed, Yang, 2018).
Китайские политики считают, что концепция распространения умных городов является важной частью китайской инициативы «Один пояс – один путь», которая предоставляет китайским компаниям «стратегическую возможность» для расширения присутствия за рубежом. Связь между двумя направлениями политики Китая – развитие умных городов и «Один пояс – один путь» – имеет подтверждение в речи Си Цзиньпиня в мае 2017 года. Он отметил, что инициатива «Один пояс, один путь» должна «продвигать большие данные, облачные решения и строительство умных городов» [1]
Целью исследования является анализ китайской инициативы «Один пояс, один путь» в рамках концепции развития умных городов как одного из стратегических направлений демонстрации «мягкой силы», а также повышения конкурентоспособности национальных технологических компаний.
Для проведения исследовательской работы было необходимо выполнение следующих задач: изучение теоретических аспектов концепции умных городов и инициативы «Один пояс, один путь», анализ текущих и прогнозных показателей отрасли, выявление зависимости между понятиями путем построения карт. В рамках исследования авторами были применены аналитический и картографический методы.
В научной литературе «Один пояс, один путь» описывается как масштабный региональный интеграционный проект, включающий более 60 стран мира, суммарно аккумулирующих около четверти мирового ВВП и половину населения планеты [9] (Rabena, 2018). Часто данный проект ошибочно воспринимается как односторонняя инициатива Китая, целью которой является развитие инфраструктуры. Однако основная концепция проекта заключается в интеграции континентов Азии, Европы и Африки, а также наращивании общего потенциала с целью создания «сферы влияния» [3] (Aoyama, 2016). Для этого развитие инфраструктуры осуществляется в двух направлениях [13] (Tsui, Wong, Chi, Tiejun, 2017). Во-первых, создание базовой инфраструктуры – физической сети, необходимой для функционирования современной индустриальной страны (порты, аэропорты, железные дороги, дороги, мосты, энергетические станции, промышленные зоны, нефте- и газопроводы). Во-вторых, сопутствующей инфраструктуры – учреждения, необходимые для поддержания в стране экономических, медицинских и социальных стандартов (телекоммуникации, связи между людьми, финансовое сотрудничество).
Стоит отметить, что пандемия COVID-19 нанесла значительный ущерб рассматриваемой инициативе в 2021 г. Так, планировалось выполнить 2951 проект общей стоимостью 3,87 трлн долл. США, однако пятая часть запланированного объема не была реализована, а остальные проекты пострадали частично или сильно [4, 14] (Buckley, 2020; Ye, 2021). Несмотря на это, государства – члены инициативы «Один пояс, один путь» укрепили свое сотрудничество в области четырех приоритетных направлений: борьба с распространением коронавируса, взаимосвязанное развитие, практическая отдача от взаимодействия и акцент на «зеленой» повестке и инновациях [12] (Tingzhou, Sha, Yuyang, Wanying, 2021).
Таким образом, именно эпидемия COVID-19 стала причиной бурного развития такой инициативы, как Шелковый путь здоровья (Health Silk Road, HSR), целью которого является распределение медицинской поддержки, как материально ресурсной, так и технологической, посредством использования уже имеющейся инфраструктуры. Но несмотря на это, данная инициатива является в том числе результатом многолетнего опыта Китая по оказанию зарубежной помощи в области здравоохранения.
Концепция HSR была официально принята в 2017 г., ее приоритетными направлениями являются: развитие механизмов сотрудничества в области здравоохранения; контроль и профилактика инфекционных заболеваний; квалифицированная техническая подготовка медицинских работников; системы и политика здравоохранения; развитие индустрии здравоохранения; создание инфраструктуры для финансирования проектов в области здравоохранения [11] (Tillman, Ye, Jian, 2020).
Шелковый путь здравоохранения не существенная трансформация, а актуальное перенаправление энергии проекта «Один пояс, один путь». Всемирная пандемия и HSR представляют собой еще одну возможность для Китая продвинуть компоненты данной инициативы в сочетании с вопросами здравоохранения путем обмена китайскими диагностическими системами, цифровыми решениями для мониторинга здоровья, средствами индивидуальной защиты и вакцинами.
За последние десятилетия КНР перешла от положения страны-реципиента к положению страны – донора помощи в области здравоохранения, добившись высоких результатов в реализации своих проектов, связанных с Шелковым путем здравоохранения (рис. 1)
Рисунок 1. Периодизация перехода Китая от страны-реципиента к стране – донору в области здравоохранения
Источник: составлено авторами.
После объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции в марте 2020 года Шелковый путь здравоохранения занял почетное место в китайской дипломатии по борьбе с COVID-19. «Дипломатия масок» особенно ярко проявилась, когда Пекин начал публично направлять медицинские бригады и средства индивидуальной защиты (СИЗ) в другие страны через свои посольства и местные ассоциации, китайские компании также внесли свой вклад [6]. Так Фонд Джека Ма пожертвовал ВОЗ 100 млн медицинских масок, 1 млн респираторов и тестов на коронавирус, а также 50 аппаратов искусственной вентиляции легких, что позволило оказать помощь 150 странам. «Масочная дипломатия» Китая имела особый успех и признание в таких странах, как Испания, Сербия.
С появлением вакцин против COVID-19 национальные китайские препараты, распространяемые по всему миру, играют важную роль в национальном брендинге как методе демонстрации «мягкой силы». Китай также присоединился к COVAX-партнерству в области вакцин, целью которого является субсидирование доступа к вакцинам для более бедных стран и обеспечение справедливого глобального распределения [8] (Lee, 2021).
Таким образом, Шелковый путь здоровья – это проект, который олицетворяет внешнюю деятельность КНР по глобальному управлению здравоохранением в рамках инициативы «Пояс и путь» и помогает Китаю достичь своих лидерских позиций в мировом сообществе.
Взаимосвязь базовой и сопутствующей инфраструктуры действует на основе «теории комплексной взаимозависимости» (complex interdependence), выдвинутой Робертом Кохейном и Джозефом Наем, поскольку способствует общему росту в пяти основных направлениях сотрудничества с участием как государственных, так и частных заинтересованных сторон: координация политики; развитие инфраструктуры и связи; промышленные инвестиции и торговые связи; финансовое сотрудничество и интеграция; связи между людьми [7] (Keohane, Nye, 1973).
Эти пять направлений образуют цифровой, или умный, Шелковый путь, который выводит логистику и ритейл на новый уровень путем внедрения в привычные процессы Индустрии 4.0. В основном он строится в контексте сотрудничества китайских технологических гигантов с иностранными государствами, ориентированными на умные решения в области энергетики, водоснабжения, безопасности, мобильности, управления отходами, интегрированных платформ, применимые при проектировании решений в рамках концепции умного города (табл. 1).
Таблица 1
Потенциальные области применения технологических решений в рамках концепции умного города
Область
применения
|
Применение
|
Область
применения
|
Применение
|
Энергетика
|
Умные уличные
фонари
|
Мобильность
|
Информация об
общественном транспорте в режиме реального времени
|
Динамическое
ценообразование на электроэнергию
|
Цифровые платежи
в общественном транспорте
| ||
Системы автоматизации
дома
|
Автономные
транспортные средства
| ||
Системы
автоматизации зданий
|
Прогностическое
обслуживание транспортной инфраструктуры
| ||
Переработка
энергии
|
Умная парковка
| ||
Автоматизация
распределения энергии
|
Интеллектуальные
светофоры
| ||
Водоснабжение
|
Отслеживание
потребления воды
|
Ценообразование
перегрузок
| |
Обнаружение и
контроль утечек
|
Дорожная
навигация в реальном времени
| ||
Умный полив
|
Каршеринг
| ||
Мониторинг
качества воды
|
Совместное
использование велосипедов
| ||
Безопасность
|
Оптимизация
аварийного реагирования
|
Контроль и
управление трафиком
| |
Картирование
преступлений в реальном времени
|
Управление
отходами
|
Цифровое
отслеживание и оплата
удаление отходов
| |
Распознавание
лиц
|
Оптимизация
маршрутов сбора мусора
| ||
Распознавание
номерных знаков
|
Интегрированные
платформы
|
Системы
аварийного реагирования
| |
Предиктивная
полиция
|
Электронное
управление
| ||
Умное наблюдение
|
| ||
Системы раннего
предупреждения
| |||
Управление
толпой
|
.
Результаты
Анализ глобальных потребностей в инфраструктуре указывает на растущий дефицит инвестиций в инфраструктуру во всех регионах, выраженный в различной степени (рис. 2).
В период с 2017 по 2035 г. мировые потребности в инвестициях в инфраструктуру составят 69,46 триллионов долларов США. Китай занимает первое место с показателем более 23,6 триллиона долларов США. В общей сложности около 63% необходимой инфраструктуры за этот период приходится на развивающиеся рынки. Большая часть глобального дефицита инвестиций покрывает ключевые секторы связи, важные для осуществления инициативы «Один пояс – один путь», такие как транспорт, энергетика, водоснабжение и телекоммуникации.
Инвестиции в инфраструктуру в контексте этой статистики относятся к сетевой экономической инфраструктуре, состоящей из транспортных, водных, энергетических и телекоммуникационных систем (рис. 3). Самая большая часть инвестиций в инфраструктуру за тот же период 2017–2035 гг. прогнозируется на энергетический сектор и составит 20,2 триллиона долларов США. На дорожную инфраструктуру прогнозируются инвестиции в размере 18 триллионов долларов США, а на телекоммуникации – 10,4 триллиона долларов США. Как можно заметить из таблицы 1, данные составляющие инфраструктуры являются потенциальными областями применения умных городов, что доказывает мировые потребности и перспективы в их развитии.
Рисунок 2. Потребности в инфраструктуре – региональный аспект, 2017–2035 гг.
Источник: составлено авторами на основе: Projected infrastructure needs from 2017 to 2035, by region (in trillion US dollars), Statista [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/271779/infrastructure-spending-forecast-by-region/ (дата обращения: 12.11.2022).
Развитие и распространение китайских умных решений, таких как технологии, стандарты, оборудование и инновации, посредством внедрения национальных технологических корпораций на глобальный рынок и сотрудничество с крупными иностранными компаниями – один из путей осуществления инициативы «Один пояс – один путь». Данная стратегия носит название «Сделано в Китае 2025» [10] (Reshetnikova, 2020). Таким образом, можно сказать, что «Сделано в Китае 2025» является связующим звеном между «Один пояс, один путь» и стратегией развития умных городов.
Рисунок 3. Прогноз мировых инвестиций в инфраструктурные объекты в период с 2017 по 2035 г.
Источник: составлено авторами на основе: McKinsey, Projection of investments for infrastructure needs worldwide between 2017 and 2035, by type (in trillion US dollars), Statista [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/571931/outlook-investment-for-infrasturcture-needs-globally-by-type/ (дата обращения: 01.12.2022).
В планах Китая на национальном уровне подчеркивается, что инвестиции в рамках «Одного пояса, одного пути» в технологии умных городов повлекут за собой приобретение иностранных компаний и инвестиции в них, а также создание зарубежных исследовательских центров. Несмотря на то, что во многих случаях они были созданы специально для того, чтобы смягчить опасения правительств в отношении безопасности, Huawei и ZTE уже добились этого, открыв десятки подобных исследовательских центров в городах Центральной Америки, Европы, Азии, Африки и Ближнего Востока, которые сосредоточены на исследованиях и тестировании интеллектуальных сетей, искусственного интеллекта, Интернета вещей, больших данных, облачных вычислений и других технологий умного города.
В 2020 году стоимость всех сделок по слиянию и поглощению в рамках инициативы «Один пояс – один путь» за пределами Китая составила около 8,3 млрд долларов США. Наибольшая часть стоимости от всех сделок (42,2%) пришлась на энергетический сектор. В рамках потребительских товаров и услуг эта доля составила 15,8%, промышленности – 10,8%, сырьевой отрасли – 9,7%, здравоохранения – 9,6%. Остальные 12% стоимости всех сделок составили прочие отрасли (рис. 4)
Рисунок 4. Стоимость сделок слияний и поглощений китайской инициативы «Один пояс, один путь» в 2020 году по отраслям (в млн долларов США)
Источник: составлено авторами на основе: Refinitiv, Deal value of China's Belt and Road Initiative (BRI) mergers and acquisitions in 2020, by industry (in million U.S. dollars), Statista. https://www.statista.com/statistics/1211710/china-leading-bri-industries-based-on-mergers-and-acquisitions-deal-value/ (дата обращения: 10.12.2022).
Другим подходом развития инициативы являются прямые иностранные инвестиции. В 2021 году поток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Китая в страны, участвующие в инициативе «Один пояс, один путь», достиг 24,15 млрд долларов США. Общий объем китайских инвестиций в страны ОПОП оценивается примерно в 59,5 млрд долларов США в 2021 году (рис. 5).
Рисунок 5. Вывоз ПИИ из Китая в страны инициативы «Один пояс, один путь», млрд долл. США
Источник: построено авторами на основе: National Bureau of Statistics of China, China's outward foreign direct investment (FDI) flows along the Belt and Road Initiative (BRI) from 2013 to 2021 (in billion U.S. dollars). Statista [Электронный источник]. URL: https://www.statista.com/statistics/1272947/china-outward-fdi-flows-along-the-belt-and-road-initiative/ (дата обращения: 12.11.2022).
Очевидной становится положительная корреляция между совершенствованием технологий умных городов мира и расширением влияния инициативы «Один пояс, один путь». Одним из основных поставщиков умных технологий Китая являются крупнейшие корпорации КНР, занятые в сфере производства телекоммуникационных технологий, систем видеонаблюдения, электроники, e-commerce, IT-аутсорсинга.
В таблице 2 представлены крупнейшие поставщики китайских умных решений. Основными категориями экспорта являются видеонаблюдение, сетевая инфраструктура, Big Data, финтех-комплекс, энергетическая отрасль, интегрированные платформы и муниципальные системы, включающие в себя огромное количество передовых технологий от систем распознавания лиц, 5G-инфраструктуры до умной системы электроснабжения, умной парковки и современного управления отходами.
Среди наиболее влиятельных корпораций, занимающихся разработкой, производством и экспортом данных технологических решений, являются одни из крупнейших мировых компаний в сфере телекоммуникаций Huawei, ZTE, лидирующие китайские поставщики продуктов видеонаблюдения Hikvision и Dahua, а также крупная E-commerce компания Alibaba.
Все нижеперечисленные технологии играют огромную роль, во-первых, в развитии умных городов по всему миру, а во-вторых, в расширении влияния Китая и ряда его компаний через инициативу «Один пояс, один путь». Доля крупных китайских государственных и частных организаций неуклонно растет, к 2020 году наибольшее количество китайских проектов для умных городов в диапазоне от 9 до 17 проектов наблюдается в Северной Америке (США и Канада), Бразилии, КНДР, ЮАР, Индии, ОАЭ, а также некоторых европейских странах (Великобритании, Германии, Франции, Дании), среднее количество проектов (5–8) насчитывают Аргентина, страны Юго-Восточной Азии (Индонезия и Малайзия) и страны Африки, например: Эфиопия, Кения, Нигерия, также от 1 до 4 проектов числятся в России, Мексике, Эквадоре, Австралии. Таким образом, прослеживается всеобъемлющее проникновение Китая в умное оснащение городов по всему миру и укрепление сотрудничества КНР в рамках «Один пояс, один путь» в силу непосредственного положительного воздействия на инициативу всего спектра технологий умных городов.
Таблица 2
Экспорт технологий умных городов из Китая
Категория
технологий
|
Тип
продукта
|
Участие
китайских компаний
|
Наблюдение
|
IP-камеры, CCTV
(видеонаблюдение), DVR (видеорегистраторы), NVRс(сетевые
видеорегистраторы), системы видео управления, полицейские нательные камеры,
системы наблюдения за дорожным движением, распознавания лиц, IR камеры,
распознавание номерных знаков
|
Huawei,
Hikvision,
Dahua, Shenzhen ZNV, Megvii, Kedacom, Cloudwalk, Uniview, EHualu, Yitu |
Сетевая
инфраструктура
|
Магистральные сети, WI-FI,
высокоскоростные сети, 3G, 4G, 5G инфраструктура,
LTE сети
|
Huawei, ZTE, H3C
|
Большие
данные
|
Облачные сети, дата-центры,
серверы
|
Huawei, Alibaba, Tencent, Sugon, Inspur,
Sangfor, iSoftStone, ChinaSoft
|
Финтех
|
Мобильные платежные приложения,
автоматизированные платежные системы
|
Huawei, Ping’an, Panda Electronics
|
Энергетика
|
Умная сеть электроснабжения,
умные счетчики, развитая измерительная инфраструктура (AMI)
|
Huawei, ZTE, CEIEC Electric
|
Интегрированные
платформы
|
Системы аварийного реагирования,
решения «безопасного города», объединенные городские эксплуатационные
платформы, командные центры диспетчерские системы, колл-центры
|
Huawei, ZTE, Dahua, Alibaba, Kedacom,
Shenzhen ZNV
|
Муниципальные
службы
|
Умная парковка, системы
управления и контроля дорожного движения, автобусная система, умное уличное
освещение, умное управление отходами
|
Huawei, Hikvision, Dahua, Kedacom
Gosuncn, E-Hualu, Panda Electronics, Founder International, Carsmart,
TelChina, Shenzhen ZNV, iSoftStone
|
Идею о взаимосвязи умных городов и инициативы «Один пояс, один путь» подтверждает и их географическое расположение. В группу с наибольшим и средним количеством умных городов входят страны Северной Америки (США и Канада), Бразилия, страны Европы, например: Испания, Франция, Италия, Германия, а также Великобритания и Китай. Наименьшее количество умных городов наблюдается в России, на Ближнем Востоке, Южной Америке (кроме Бразилии), а также Юго-Восточной Азии, Океании, почти отсутствуют индексированные умные города в странах Африки.
Другой путь продвижения Китая в данной сфере связан с его активным участием в международных органах по стандартизации концепции умных городов, таких как ITU (International Telecommunication Union, Международный союз электросвязи), 3GPP (The 3rd Generation Partnership Project) консорциум, разрабатывающий спецификации для мобильной телефонии, и IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers, Институт инженеров электротехники и электроники). Посредством такого участия Китай направляет процесс установления стандартов в выгодном для своих компаний направлении. Подобная тенденция прослеживается и в развитии инициативы «Один пояс, один путь».
Результаты анализа демонстрируют положительную взаимосвязь умных городов и «Один пояс, один путь», наблюдается тенденция активного сотрудничества Китая с умными городами Европы, Северной Америки, несмотря на торговую войну с США.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что инициатива «Один пояс, один путь» на данный момент проходит этап активного развития и расширения, об этом свидетельствуют растущие показатели потребности Китая в иностранных инвестициях, а также тенденция увеличения оттока ПИИ Китая в рамках «Один пояс, один путь». Одним из основных сопутствующих направлений является развитие умных городов по всему миру, которые способствуют созданию и совершенствованию инфраструктуры, благоприятной для развития торговых отношений Китая с остальным миром, а также увеличивают его влияние на мировой арене за счет создания зависимости от технологий крупнейших китайских компаний.
[1] Guo Huadong, “Let Science and Technology Innovation Escort ‘BRI’” China Science News September 4, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.qstheory.cn/science/2018- 09/04/c_1123378950.html (дата обращения: 11.11.2022).
Источники:
2. Al-Sayed R., Yang J. Towards Chinese smart manufacturing ecosystem in the context of the one belt one road initiative // Journal of Science and Technology Policy Management. – 2018. – № 01. – p. 291-310. – doi: 10.1108/JSTPM-02-2018-0012.
3. Aoyama R. “One belt, one road”: China's new global strategy // Journal of Contemporary East Asia Studies. – 2016. – № 2. – p. 3-22. – doi: 10.1080/24761028.2016.11869094.
4. Buckley P.J. China’s Belt and Road Initiative and the COVID-19 crisis // Journal of International Business Policy. – 2020. – № 3. – p. 311-314. – doi: 10.1057/s42214-020-00063-9.
5. Da Xu L. An internet-of-things initiative for one belt one road (OBOR) // Frontiers of Engineering Management. – 2016. – № 3. – p. 206-223.
6. Fuchs A., Kaplan L.C., Kis-Katos K., Schmidt S., Turbanisch F., Wang F. Mask wars: China's exports of medical goods in times of COVID-19. Available at SSRN 3661798. - 2020
7. Keohane R.O., Nye Jr.J.S. Power and interdependence // Survival. – 1973. – № 4. – p. 158-165.
8. Lee S.T. Vaccine diplomacy: nation branding and China’s COVID-19 soft power play // Place Branding and Public Diplomacy. – 2021. – p. 1-15. – doi: 10.1057/s41254-021-00224-4.
9. Rabena A.J. The complex interdependence of China's Belt and Road Initiative in the Philippines // Asia & the Pacific Policy Studies. – 2018. – № 3. – p. 683-697. – doi: 10.1002/app5.257.
10. Reshetnikova M. Venture capital market in China: A new approach to innovation management // Utopía y praxis latinoamericana: revista internacional de filosofía iberoamericana y teoría social. – 2020. – p. 252-264. – doi: 10.5281/zenodo.3984247.
11. Tillman H., Ye Y., Jian Y. Health Silk Road 2020: A Bridge to the Future of Health for All. Ssrn.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3830380.
12. Tingzhou L., Sha L., Yuyang Z., Wanying L. Policy analysis of educational services for the one belt one road initiative under the COVID-19 epidemic // Beijing International Review of Education. – 2021. – № 1. – p. 72-91. – doi: 10.1163/25902539-03010004.
13. Tsui S., Wong E., Chi L., Tiejun W. One belt, one road // Monthly Review. – 2017. – № 1.
14. Ye M. Adapting or Atrophying? China's Belt and Road after the Covid-19 Pandemic // Asia Policy. – 2021. – № 1. – p. 65-95.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:01