Инвестиционная активность Китая в проекте «Один пояс и один путь»
Болаев А.В.1
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Болаев А.В. Инвестиционная активность Китая в проекте «Один пояс и один путь» // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 1825-1834. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120105.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633277
Аннотация:
В данной статье раскрываются ключевые направления инвестиционной деятельности Китая в зарубежных странах в рамках проекта «Один пояс и один путь». На основе анализа статистических данных, представленных на портале China Global Investment Tracker (CGIT), выявлено доминирующее положение по инвестициям в соседние страны китайских государственных предприятий. Показано, что в условиях новой реальности и изменений геополитической ситуации возникает экономическая неопределенность при принятии инвестиционных решений, что влечет за собой снижение уверенности китайских инвесторов при решении вопросов инвестиционного характера, увеличение рисков, сложностях инвестиционного планировании на долгосрочную перспективу. Определены предпочтительные направления китайских инвестиций в зарубежные страны, к которым относятся энергетический сектор, металлообработка, транспорт. Выявлена тенденция переориентации китайских инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, на внедрение чистых источников энергии и зеленую экономику. Представленные результаты могут быть полезны специалистам, занимающимся вопросами международных инвестиций, а также потенциальным инвесторам.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, зеленая экономика, ответственное инвестирование
JEL-классификация: E22, P45, Q50
Введение
Актуальность и важность исследования инвестиционной активности КНР обусловлена тем, что экономика Российской Федерации находится в стадии трансформации и переориентации на Восток, и выявление особенностей и тенденций развития китайских прямых иностранных инвестиций поможет определить наиболее привлекательные.
Литературный обзор. Вопросами изучения инвестиционной деятельности Китая занимались российские и китайские исследователи, в том числе Залесская О.В. [3] (Zalesskaya, 2022) Ревенко Н.С. [4] (Revenko, 2023), Ван Ин [5] (Wang Ying, 2021), Лю С. [6] (Liu S., 2021), Лю Я. [7] (Liu Ya., 2022), Чжан Ц [8] (Zhang Q. , 2023) и другие.
Многие авторы подчеркивают важность расширения инвестиционных отношений между странами, поддерживающими китайскую инициативу «Один пояс, один путь». При этом подчеркивается, что китайские компании предпочитают инвестировать в проекты, получившие политическую поддержку [4] (Revenko, 2023).
Научный пробел заключается в том, что при общем разнообразии исследований по тематике прямых иностранных инвестиций практически нет работ, посвященных изучению особенностей китайских инвестиций в рамках проекта «Один пояс и один путь». Соответственно, целью данной статьи анализ инвестиционной активности Китайской Народной Республики в зарубежных странах при реализации проекта «Один пояс и один путь» и выявление их перспективных направлений.
Научная новизна статьи состоит в выявлении и обосновании наиболее перспективных направлений сотрудничества с КНР в области инвестиционной деятельности.
Авторская гипотеза состоит в том, что в настоящее время происходит переориентация прямых иностранных инвестиций в рамках проекта «Один пояс и один путь» в сторону высокотехнологичных проектов и так называемых ответственных инвестиций.
Методология. При проведении исследования были использованы статистический, экономико-аналитический, сравнительный методы научного исследования, которые позволили проанализировать динамику зарубежных китайских инвестиций и их структуру, выявить их перспективные направления.
Результаты и обсуждение
В 2023 году исполняется 10 лет китайской интеграционной инициативе «Один пояс и один путь», которая получила новый импульс развития в связи с переизбранием Си Цзиньпина на новый срок. В октябре 2023 года планируется проведение очередного Форума «Один пояс и один путь», в котором будут участвовать более 110 стран, что подчеркивает важность и успешность реализации этого проекта [1].
За прошедший десятилетний период было осуществлено более 3000 различных инвестиционных проектов в странах-участниках проекта и создано более 420 тысяч рабочих мест [2]. Китайская Народная Республика является одним из ведущих мировых инвесторов, с 2005 года объем инвестиций и строительства в зарубежных странах превысил 2,3 трлн долл. США. Изучение инвестиционной активности Китая в зарубежных странах, входящих в проект «Один пояс и один путь» представляется весьма важной и актуальной в рамках данной статьи.
Международная инвестиционная деятельность является важной составляющей проекта «Один пояс и один путь», в котором принимают участие более 150 стран [9]. Ключевым инвестором выступает Китайская Народная Республика как инициатор этого проекта.
Наиболее полную статистическую картину об инвестициях и строительстве Китая во всем мире можно получить в ресурсе China Global Investment Tracker (CGIT) от Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute) и Фонда наследия (Heritage Foundation) [10]. В базе данных представлены сведения об объемах инвестиций в разрезе стран и отраслей с 2005 года по середину 2023 года. Именно этот источник выступил в качестве информационной базы при подготовке данной статьи.
За период с 2005 года по июнь 2023 года общая стоимость зарубежных инвестиций и строительства Китая составила 2,325 трлн долл. США, из них инвестиции КНР в другие страны в рамках инициативы «Один пояс и один путь» достигли 965,95 млрд долл. США. За анализируемый период с 2005 по июнь 2023 год Российская Федерация получила из Китая инвестиций на сумму 35,86 млрд долл. США, США – 193,07 млрд долл. США, Великобритания – 100,58 млрд долл. США, Австралия – 105,24 млрд долл. США, Швейцария – 61,8 млрд долл. США, Франция – 34,76 млрд долл. США, Сингапур – 41,93 млрд долл. США. [10]
В таблице 1 показаны данные с 2013года по июнь 2023 года об объемах зарубежных китайских инвестиций по проекту «Один пояс и один путь», представленные в China Global Investment Tracker [10]. Доминирующее положение по инвестициям в соседние страны занимают государственные предприятия.
Таблица 1 - Зарубежные инвестиции Китая с 2013 по июнь 2023 год по проекту «Один пояс и один путь»
Годы
|
Объем
инвестиций, млрд долл. США
|
Доля
от общего объема инвестиций, в %
|
2013
|
9,83
|
2,49
|
2014
|
51,46
|
13,05
|
2015
|
53,67
|
13,61
|
2016
|
38,54
|
9,77
|
2017
|
40,53
|
10,28
|
2018
|
52,78
|
13,39
|
2019
|
46,24
|
11,73
|
2020
|
25,26
|
6,41
|
2021
|
22,14
|
5,61
|
2022
|
30,05
|
7,62
|
2023
(январь-июнь)
|
23,81
|
6,04
|
Всего
|
394,31
|
100
|
Как следует из таблицы 1, наибольшие объемы прямых зарубежных китайских инвестиций были зафиксированы с 2014 по 2019 годы, их общий объем за этот период составил 282,22 млрд долл. США или 71,83%. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 произошло резкое снижение объемов ПИИ, которое до сих пор не восстановилось до уровня 2019 года. В 2022 году инвестиции показали относительно хороший рост в январе и феврале, но карантин в Шанхае привел к снижению активности на несколько месяцев. В первой половине 2022 года инвестиции упали почти на 30% по сравнению с первой половиной 2021 года и составили менее 16 млрд долл. США. В целом в 2022 год прямые китайские иностранные инвестиции по проекту «Один пояс и один путь» составили 30,05 млрд долл. США. Основным получателем инвестиций была Саудовская Аравия, а ведущим сектором - энергетика. Ряд авторов, в том числе Сян Июань [11] (Xiang Yiyuan, 2023) отмечают, что в условиях ключевых изменений геополитической ситуации возникает некоторая экономическая неопределенность при принятии инвестиционных решений, возможно снижение уверенности инвесторов при решении вопросов инвестиционного характера, увеличение рисков и затруднения в планировании на долгосрочную перспективу.
В таблице 2 показана отраслевая структура китайских инвестиций в рамках инициативы «Один пояс и один путь» с 2013 по 2022 годы
Таблица 2 – Структура зарубежных китайских инвестиций по проекту «Один пояс и один путь» с 2013 по 2022 годы
Сектора
|
Объем
инвестиций, млрд долл. США
|
Доля
от общего объема инвестиций, в %
|
Химикаты
|
1,6
|
0,4
|
Коммунальные
сооружения
|
2,25
|
0,6
|
Здравоохранение
|
2,81
|
0,8
|
Туризм
|
6,75
|
1,8
|
Сельское
хозяйство
|
7,85
|
2,1
|
Развлечения
|
8,98
|
2,4
|
Технологии
|
12,2
|
3,3
|
Финансы
|
16,96
|
4,6
|
Логистика
|
18,7
|
5,1
|
Другие
|
19,51
|
5,3
|
Недвижимость
|
21,43
|
5,8
|
Транспорт
|
53,72
|
14,6
|
Металлы
|
63,42
|
17,2
|
Энергетика
|
132,94
|
36,0
|
Всего
|
369,12
|
100
|
Наибольший объем зарубежных инвестиций был направлен в энергетику - 36%, на втором месте металлы – 17,2%, на третьем транспорт – 14,6%.
По данным China Global Investment Tracker, по проекту «Один пояс и один путь» в период с 2013 года по 2022 год наиболее крупные инвестиции поступили в Российскую Федерацию в 2014 году – 990 млн долл. США от компании China National Petroleum Corp. (CNPC), в 2019 году в Ирак от той же компании China National Petroleum Corp. (CNPC) - 980 млн долл. США, в 2018 году в Пакистан – 980 млн долл. США от компании Shanghai Electric, в 2018 в Зимбабве – 980 млн долл. США от компании Sinosteel, в 2019 году в Оман – 970 млн долл. США от компании State Grid, в 2019 году в Пакистан - 970 млн долл. США от компании Datang, в 2014 году от компании China National Machinery Industry (Sinomach) в Сербию 970 млн долл. США. Также китайские инвестиции в энергетику поступили в энергетику Саудовской Аравии (960 млн долл. США), Иордании (950 млн долл. США), Гайану (930 млн долл. США). [10] Таким образом, судя по объемам инвестиций можно сделать вывод о том, что Китай наиболее приоритетными проектами считает инвестиции в сферу энергетики. К такому же выводу приходят китайские исследователи, изучая энергетическое сотрудничество КНР со другими странами в рамках реализации инициативы "Один пояс и один путь".
Достаточно большое число зарубежных инвестиционных проектов Китая связано со строительством угольных электростанций, использующих низкоэффективные технологии и производящих большое количество выбросов, что никак не согласуется с концепцией зеленой экономики. Однако, экспорт угольного оборудования выгоден Китаю с той точки зрения, что угольная и сталелитейная промышленности КНР обеспечивают примерно 12 млн рабочих мест в стране. В этой ситуации целесообразно содействовать производству экологически чистой энергии, что будет соответствовать принципу "зеленого" развития в рамках реализации проекта «Один пояс и один путь». Многие китайские исследователи, в том числе Чу Лин, Ма Лигуо, подчеркивают, что концепция «Зеленого шелкового пути», выдвинутая Си Цзиньпином в 2015 году, предусматривает внедрение чистых источников энергии, минимизацию негативного влияния на окружающую среду, противодействие изменению климата [11] (Chu Lin, Ma Liguo, 2022). В рамках экологизации проекта «Один пояс и один путь» в 2017 году было предложено 25 проектов сотрудничества стран, включая разработку сопряженных экологических стандартов в странах, расположенных вдоль маршрута «Один пояс и один путь», сотрудничество в сфере создания экологически чистых городов и обращения с опасными отходами, исследования в области зеленых инвестиций, создание системы экологического мониторинга окружающей среды и т.д. Новый банк развития (НБР), созданный странами БРИКС в 2015 году, в апреле 2023 года осуществил выпуск трехлетних зеленых облигаций на сумму 1,25 млрд долл. США, которые предназначены для финансирования зеленых проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития [13].
Следует отметить некоторые опасения слаборазвитых стран, связанные с привлечением китайских инвестиций. Озвучивается мнение, что Китай увеличивает свои долгосрочные влияние на слабые страны за счет инвестиций и безвозвратных кредитов («теория долговой ловушки» или дипломатия), при этом, по мнению некоторых авторов, для китайских кредитов могут быть характерны высокие процентные ставки, экологические проблемы, низкие стандарты безопасности. [14] (Harutyunyan, 2022).
В последние годы Китай начал программу инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, которые признаны ключевыми в рамках национальной стратегии развития инвестиционной деятельности Китая [15] (Levchenko, 2023). Китайские компании активно инвестируют в развивающиеся страны, открывают там учебные центры и программы исследований и разработок. Ряд исследователей подчеркивает, что необходимо расширять академические обмены с российскими научно-исследовательскими институтами и известными университетами, углублять сотрудничество в области высоких технологий и инноваций между двумя сторонами [16] (Zhao Yin, Gnatyuk, 2023). Следует подчеркнуть, что изменение геополитической ситуации в мире и санкционное давление оказывают существенное влияние на развитие внешнеторговых и инвестиционных отношений между КНР и Россией [17] (Kulikova, Roshchin, Ukraintseva, 2023).
Заключение
Анализ зарубежной инвестиционной деятельности Китая по проекту «Один пояс и один путь» показал, что наибольший объем инвестиций направлялся в сферу энергетики, металлургии, транспорта. Однако инвестиции в энергетические проекты Китая за рубежом вызывают неоднозначную реакцию, т.к. направлялись в строительство угольных электростанций, что не соответствует современному вектору развития зеленой экономики. Исходя из этого, основной задачей китайских инвесторов является переход к так называемым ответственным инвестициям в высокотехнологичные отрасли и зеленую экономику. Следует отметить, что расширяется поддержка инвестиционной деятельности Китая на внешних рынках со стороны Государственного банка развития Китая, который в 2023 году осуществил кредит в размере 10 млрд юаней (примерно 1,43 млрд долл. США) с целью поддержки инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, транспорта, сельского хозяйства, энергетики и других [18].
Важно отметить, что перспективным направлением развития инвестиционной деятельности становятся так называемые ответственные инвестиции, т.е. вложения в зеленую экономику, а также инвестиции в высокотехнологические сферы, обеспечивающие технологическую независимость, что определяет перспективные направления сотрудничества Китая и России в области инвестиционной деятельности.
Источники:
2. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века. Riatr.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.riatr.ru/2015/3/Russia_and_ATR_2015-3_255-270.pdf.
3. Залесская О.В. Китайские инвестиции в Россию как фактор трансграничного российско-китайского сотрудничества // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2022. – № 2(112). – doi: 10.18254/S207987840019946-9.
4. Ревенко Н.С. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество: состояние и перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 6. – c. 30-43. – doi: 10.24412/2072-8042-2023-6-30-43.
5. Ван И. Исследование факторов, влияющих на поток прямых инвестиций Китая в соседние страны // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 103-120. – doi: 10.18334/eo.11.1.111692.
6. Лю С. Перспективы развития международных инвестиций Китая // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2021. – № 1. – c. 103-113. – doi: 10.21209/2227-9245-2021-27-10-103-113.
7. Лю Я. Энергетическое сотрудничество КНР со странами СНГ в контексте реализации инициативы «Один пояс - один путь» // Постсоветские исследования. – 2022. – № 3. – c. 263-277.
8. Чжан Ц. Риск прямых инвестиций Китая в Россию на фоне «Одного пояса, одного пути» // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 1. – c. 17-20.
9. Китай нарастит инвестиции в страны «Одного пояса, одного пути». Russian.cgtn.com. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.cgtn.com/news/2023-06-16/1669555721243619330/index.html.
10. China Global Investment Tracker. Aei.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (дата обращения: 09.10.2023).
11. Сян И. Влияние неопределённости экономической политики на инвестиции в Китае и России // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2023. – № 2. – c. 17-29. – doi: 10.24412/2686-7702-2023-2-17-29.
12. Чу Л., Ма Л. Этапы развития инициативы Китая «Зеленый шелковый путь» // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – № 3. – c. 12-19. – doi: 10.24158/pep.2022.3.1.
13. Новый банк развития БРИКС выпустил первые «зеленые» облигации. Rus.yidaiyilu.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/business/finance/315041.htm..
14. Harutyunyan A. Chinese one belt, one road in Arab countries in North and Eastern Africa // Modern oriental studies. – 2022. – № 2. – p. 62-97. – doi: 10.24412/2686-9675-2-2022-62-97.
15. Левченко Т.А. Инвестиционная политика Китая: основные особенности и приоритеты // Фундаментальные исследования. – 2023. – № 7. – c. 39-44. – doi: 10.17513/fr.43479.
16. Чжао И., Гнатюк Г.А. Модернизация режима китайско-российского регионального сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 3-1. – c. 276-284. – doi: 10.34670/AR.2023.61.87.028.
17. Куликова И.В., Рощина Л.Н., Украинцева И.В. Развитие внешнеторговых отношений Китая и России в условиях санкционного давления // Modern Economy Success. – 2023. – № 5. – c. 214-219.
18. Государственный банк развития Китая усиливает финансовую поддержку сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии. «Один пояс, один путь». Портал. [Электронный ресурс]. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/business/finance/319783.htm (дата обращения: 09.10.2023).
Страница обновлена: 13.08.2024 в 19:41:25