Вопросы повышения роли Китая в мировой экономике в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
Болаев А.В.1, Бондаренко В.А.2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы повышения роли Китая в мировой экономике в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 1. – С. 177-194. – doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65634618
Аннотация:
Одними из важнейших факторов развития современного мирового хозяйства являются многолетний рост экономики Китайской Народной Республики и реализация китайской стратегической инициативы «Один пояс и один путь». В этой связи крайне актуальным является исследование изменения роли Китая в мировой экономике в целом и в таких аспектах, как международная торговля, осуществление прямых иностранных инвестиций, научно-технологическое развитие. Указанной проблематике и посвящена эта статья, в ней рассматриваются такие аспекты роли КНР в мировой экономике, как рост ВВП, привлечение ПИИ и осуществление китайских ПИИ зарубежом, деятельность в сфере НИОКР, патентная активность. Показано, что роль Китая в мировой экономике в последние годы значительно возросла. Новизна исследования заключается в комплексном многоаспектном подходе к анализу повышения роли КНР в мировом хозяйстве и использовании последних статистических данных ООН, Всемирного банка, правительства Китая. Результаты исследования будут интересны специалистам в области мировой экономики и международных отношений, китаистам и интересующимся реализацией стратегической инициативы «Один пояс и один путь».
Ключевые слова: мировая экономика, Китай, «Один пояс и один путь», «Пояс и путь», экспорт, импорт, прямые иностранные инвестиции, НИОКР, патенты
JEL-классификация: E22, F21, H54, P45
Введение
Стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» вызывает закономерный высокий интерес у научного сообщества во всем мире, среди ученых, занимающихся исследованиями стратегической инициативы, можно отметить целый ряд авторов. В русскоязычных исследованиях это прежде всего Абрамкина М.С. [1], Гнатюк Г.А. [2], Михайленко А.Н. [3], Мишальченко Ю.В. [4], Нелюбина Ю.А. [4], Пакулин В.С. [5], Погребинская Е.А. [6], Степанов Н.С. [7], Шкваря Л.В. [8], а также публикующиеся на русском языке китайские исследователи Лю Я. [9], Ма Л. [10], Цию М. [11], Чжан С. [12], Чжан Ц. [13], Чжао И. [2], Чжао Х. [14], Чу Л. [10], Чэнь С. [11], Юй Х. [8], Яо Я. [12], и другие. Среди авторов на китайском языке в том числе выступают такие исследователи, как Ван Биньи [15], Ван Дэхун [16], Ван Лу [17], Джонс У. [18], Дэн Цзюган [19], Зепп-Ларуш Х. [18], Инь Цзяинь [20], Лю Юфа [21], Ма Цзяньтан [22], Сяо Юйчунь [23], Цзоу Лэй [24], Цзян Ч. [25] и другие. Среди авторов англоязычных публикаций выступают такие исследователи, как Адхикари А. [26], Винокуров Е.Ю. и Цукарев Т.В. [27], Гонсалес Хореги Х. [28], де Сойр Ф., Мулабдич А., Мюррей С., Роша Н. и Рута М. [29], Йоич С. [30], Казарини Н. [31], Кларк М. [32], Лейтон П. [33], Ли Ц., Цянь Г., Чжоу К.Ч., Лу Д., Лю Б. [34], Лю В., Данфорд М. [35], Лю Ц. [36], Тэубер С.Ф. [37], Халлгрен Х., Гиази Р. [38], Хараламбидес Г., Мерк О. [39], Хиллман Дж. Э. [40], Фултон Д. [41], Ю Х. [42] и другие.
Большинством исследователей отмечается, что рост китайской экономики и реализация стратегической инициативы «Один пояс и один путь» являются одними из значительнейших факторов развития современной мировой экономики в целом и целого ряда стран и регионов и указанная тема несомненна крайне актуальна для изучения и в том числе обладает значительнейшим потенциалом влияния и на состояние российской экономики.
Целью данного исследования является определение степени изменения роли Китая в мировой экономике путем сравнения его роли в 2013 г. и в 2021-2022 гг. в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте и импорте, включая и экспорт высокотехнологической продукции, во входящих и исходящих прямых иностранных инвестициях, расходах на НИОКР, количестве выданных патентов. 2013 г. соответствует началу реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь», 2021-2022 гг. соответствуют периоду, за который доступна последняя имеющаяся официальная статистика ООН, Всемирного банка, правительства Китая.
Научная новизна исследования заключается в комплексном многоаспектном подходе к анализу повышения роли КНР в мировом хозяйстве (рассмотрены такие аспекты, как показатель валового внутреннего продукта (ВВП) номинальный и по паритету покупательной способности (ППС), привлечение ПИИ и осуществление китайских ПИИ зарубежом, экспорт и импорт, деятельность в сфере НИОКР, патентная активность и использовании последних статистических данных ООН, Всемирного банка, правительства Китайской Народной Республике, Организации экономического сотрудничества и развития.
Результаты и обсуждение
В ноябре 2023 г. в Пекине был проведен третий форум «Пояса и пути», на котором обсуждались достижения стратегической инициативы «Один пояс и один путь» за десять лет реализации этого глобального проекта с 2013 года. В частности, председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в стратегической инициативе официально принимают участие более 150 стран и 30 международных организаций, также руководитель КНР высоко оценил торговлю и инвестиции как важнейшие составляющие стратегической инициативы: «благодаря совместному строительству «Одного пояса и одного пути» двери Китая во внешний мир открываются все шире и шире, и китайский рынок стал более тесно связан с мировым рынком. Китай уже является основным торговым партнером более чем 140 стран и регионов и основным источником инвестиций для все большего числа стран». Также Си Цзиньпин в своем выступлении на форуме в ноябре 2023 г. указал и главную цель инициативы «Один пояс и один путь»: «целью является общее развитие и взаимовыгодное сотрудничество», важная роль в реализации стратегической инициативы отводится модернизации Китая и других стран [43] при соблюдении высоких стандартов «зеленой» экономики [44]. Здесь важно отметить, что в китайской политической историографии под модернизацией страны прежде всего имеются в виду экономические и технологические аспекты модернизации, в частности прежде всего модернизация сельского хозяйства, промышленности, науки и техники (а также и армии).
Как известно, глобальная инициатива «Один пояс и один путь» (также в русскоязычной литературе и средствах массовой информации распространены названия «Пояс и путь», «Один пояс, один путь») была предложена председателем Си Цзиньпином в 2013 г. (в сентябре 2013 г. во время выступления в казахстанской столице г. Астане и в октябре 2013 г. во время посещения Си Цзиньпином Индонезии). В качестве основной цели стратегической инициативы было предложено «укрепление экономических связей, углубление сотрудничества и расширение пространства развития стран Евразии», для чего руководитель КНР предложил в том числе в первую очередь улучшать транспортные пути, совершенствовать трансграничную и транспортную инфраструктуру, содействовать расширению торговых потоков и инвестициям, устранять торговые барьеры и снижать инвестиционные издержки, расширять финансовые потоки, включая проведение расчетов в национальных валютах, [45] позднее важной идеей при реализации инвестиционных проектов в рамках инициативы «Пояса и пути» стало учитывание строгих экологических стандартов и принципов «зеленой экономики» [44]. Необходимо отметить, что стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» в самом КНР принимается как предложенная руководством страны концепция государственного развития, позволяющая разрешить множество внутренних китайских проблем (к примеру, снизить уровень диспропорций в экономическом развитии регионов Китая) и установить стратегические направления развития китайских внешнеэкономических отношений. [46]
В рамках исследования с целью определения степени увеличения роли Китая в мировой экономики авторами собраны и проанализированы данные (Таблица 1), отражающие изменение роли Китая в глобальном хозяйстве с 2013 г. и до последних лет, по которым уже есть доступная статистика. Сравнивая место Китая в мировой экономике в 2013 г. и в 2022 г. (в ряде случаев – в 2021 г.), можно отметить как значительный абсолютный рост ВВП и других экономических показателей КНР, так и повышение роли китайской экономики в мире.
Таблица 1 - место Китая в мировой экономике (2013-2021/2022 гг.)
Table 1 - China's place in the world economy (2013-2021/2022)
|
Китай
|
Мир
|
Доля
КНР в мировом показателе
|
Рост
показа-теля Китая
| |||
|
2013г.
|
2022
г.
|
2013г.
|
2022
г.
|
2013г.
|
2022
г.
|
|
ВВП, млрд долл. США
|
9240,270
|
17963,171
|
74899,822
|
100562,011
|
12,34
|
17,86
|
1,45
|
ВВП по ППС, млрд долл. США
|
16162,000
|
30327,320
|
102573,000
|
164155,327
|
15,76
|
18,47
|
1,17
|
Внешняя торговля
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспорт
|
2397,124
|
3715,827
|
20863,063
|
31610,000
|
11,49
|
11,76
|
1,02
|
Импорт
|
1552,726
|
2715,999
|
18407,743
|
25370,647
|
8,44
|
10,71
|
1,27
|
ПИИ входящие
|
123,911
|
189,132
|
1451,965
|
1294,738
|
8,53
|
14,61
|
1,71
|
ПИИ входящие, накопленные
|
956,793
|
3822,449
|
25464,173
|
44252,759
|
3,76
|
8,64
|
2,30
|
ПИИ исходящие
|
101,000
|
146,503
|
1410,696
|
1489,756
|
7,16
|
9,83
|
1,37
|
ПИИ исходящие, накопленные
|
613585,000
|
2931653,000
|
26312,635
|
39852,940
|
2,33
|
7,36
|
3,15
|
НИОКР
(2021)
|
337,500
|
620,103
|
2399,182
|
3961,872
|
14,07
|
15,65
|
2,65
|
Экспорт
высокотех-нологичной продукции (2021 )
|
655,900
|
942,315
|
2310,000
|
3450,000
|
28,39
|
27,31
|
0,96
|
Патенты
заявки (тыс. шт.)
|
825,136
|
1619,268
|
2567,900
|
3457,400
|
32,13
|
46,83
|
1,46
|
Патенты
получены (тыс. шт.)
|
207,688
|
798,347
|
1170,000
|
1823,200
|
17,75
|
43,79
|
2,47
|
Население,
млрд человек
|
1376,100
|
1425,887
|
7250,593
|
7975,105
|
18,98
|
17,88
|
0,94
|
С 2013 г., когда Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации инициативы «Один пояс и один путь», на начало 2023 г. годовой показатель номинального валового внутреннего продукта (ВВП) Китая вырос почти в два раза (в 1,94 раза), роль КНР в мире по этому показателю возросла в 1,45 раза – с 12,34% от общемирового показателя до 17,86%. ВВП по паритету покупательной способности (ППС) Китая также за указанный промежуток времени вырос в 1,88 раза, однако рост роли КНР в мировом показателе не настолько высок и соответствующий коэффициент составил около 1,17 (что среди прочего говорит о тенденции выравнивания показателей ВВП номинального и по ППС).
За указанный период годовой экспорт КНР в стоимостном выражении увеличился в 1,55 раза, еще значительнее вырос годовой импорт – в 1,75 раза, при этом роль Китая в мировом экспорте практически не изменилась (небольшой рост с коэффициентом 1,02 раза), соответственно рост доли КНР в мировом импорте в 1,27 раза. Стоимость годового экспорта КНР в рассматриваемый период выросла до 3,715 трлн долл. США, импорта – до 2,716 трлн долл. США.
Как известно, стремительное экономическое развитие Китая было во многом обусловлено активным привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [60, 61], также в последние годы Китай стал одним из мировых лидеров по исходящим ПИИ. [62] Соответственно, для нашего исследования интерес представляет роль Китая в мировых входящих и исходящих ПИИ. В указанный период (2013-2022 гг.) годовые объемы входящих в КНР ПИИ увеличились в 1,53 раза, объем накопленных входящих ПИИ увеличился в 4 раза. Роль КНР в мировом объеме входящих ПИИ увеличилась в 1,71 раза (с 8,53% до 14,61% в годовом объеме мировых входящих ПИИ), однако еще больше выросла роль Китая в мировых объемах накопленных ПИИ, коэффициент роста в указанный период составил 2,3 (с 3,76% до 8,64% в объеме мировых накопленных входящих ПИИ).
В рассматриваемый период Китай уже являлся одной из важнейших стран по объемам прямых иностранных инвестиций зарубежом, в частности, в 2013 г. годовой объем китайских исходящих ПИИ превысил 100 млрд долл. США. В 2013-2022 гг. доля КНР в мировом объеме исходящих ПИИ выросла с 7,16% до 9,83% (коэффициент роста составил 1,37), в этот же период доля Китая в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ увеличилась в 3,15 раза (здесь играет роль «эффект низкой базы», рост составил с соответствующего показателя, равного 2,33%, до 7,36%).
Интересно отметить, что в период 2013-2021 гг. (открытых статистических данных за 2022 г. авторы не нашли) почти в два раза (в 1,84 раза) выросли расходы КНР на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по паритету покупательной способности, однако доля Китая в мировых расходах на НИОКР по ППС увеличилась незначительно (в 1,11 раза – с 14,07% до 15,65%).
Роль КНР в экспорте высокотехнологичной продукции (в мировой практике к высокотехнологичной продукции относят ///) в период 2013-2021 гг. (открытых статистических данных за 2022 г. авторы не нашли) незначительно снизилась (коэффициент увеличения 0,96, снижение с 28,39% до 27,31%), при этом абсолютные показатели стоимости экспорта за указанный период выросли с 655,9 млрд долл. США до 942,315 млрд долл. США.
Важным аспектом мирового технологического развития является процесс подачи патентных заявок на изобретения и получения патентов на изобретения. В этом направлении Китай также добился существенных успехов, с 2013 и до 2022 гг. количество патентных заявок в КНР выросло в два раза (коэффициент 1,96), количество полученных патентов в КНР увеличилось в почти в четыре раза (коэффициент 3,84). Доля Китая в общемировом количестве патентных заявок за указанный период выросла в 1,46 раза (с 32% до почти 47%), в общемировом количестве выданных патентов – в 2,47 раза (с 17,75% до 43,79%).
Относительно такого важнейшего показателя, как численность населения, можно отметить, что в указанный период (2013-2022 гг.) население КНР увеличилось примерно на 3,62%, однако достаточно заметной в последние годы является тенденция снижения темпов роста населения, в 2022 г. отмечалось небольшое уменьшение численности жителей Китая (на 850 тыс. человек) [63].
В указанных условиях понятно, что значительнейшая роль Китая в мировой экономике (соответствующая в целом первому-второму месту среди крупнейших экономик мира) позволяет этой стране проводить действительно активную и значимую работу по развитию собственных глобальных интеграционных процессов, прежде всего выражающихся в главной китайской концепции внешнеэкономических (а также и геополитических) отношений КНР и большинства стран и территорий мира – стратегической инициативе «Один пояс и один путь», при этом несомненна и роль стратегической инициативы в экономическом развитии Китая, прежде всего в контексте создания дополнительных благоприятных условия для китайского экспорта и импорта, а также и прямых иностранных инвестиций китайских компаний в странах-участницах глобальной инициативы «Пояса и пути».
Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью стратегии руководства Китая при реализации глобальной инициативы «Один пояс и один путь» в инвестиционном аспекте прежде всего является стимулирование экономического роста в Китае за счет содействия увеличения экспорта путем улучшения доступа к внешним рынкам сбыта, облегчение доступа к природным ресурсам и сырью, получение и разработка новых технологий, а также общее развитие и взаимовыгодное сотрудничество стран-участниц глобальной инициативы «Один пояс и один путь», при этом с начала реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» роль Китая в номинальном показателе объема мирового ВВП значительно возросла, заметно выросла роль КНР как глобального импортера, по годовым объемам входящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных входящих ПИИ, роль Китая в мировой экономике в рассматриваемый период росла значительно, также как и по годовым объемам исходящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных исходящих ПИИ, также значительно увеличилась доля Китая в общемировых показателях по объемам расходов на НИОКР по ППС и по количеству полученных патентов.
Заключение
Проведенное исследование увеличения роли Китая в мировой экономике в контексте реализации инициативы «Пояса и пути» позволяет авторам сделать следующие выводы:
- в рамках реализации инициативы «Один пояс и один путь» интересы руководства КНР прежде всего представлены достижением задачи расширения китайских торговых потоков и инвестиций;
- с начала реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» роль Китая в номинальном показателе объема мирового ВВП значительно возросла (в 1,45 раза), в показателе объема мирового ВВП по ППС рост доли КНР был значительно меньшим (1,17 раза);
- роль Китая в мировом экспорте за указанный период времени выросла незначительно, однако его роль как глобального импортера заметно растет (в 1,27 раза), при этом роль КНР как мирового экспортера высокотехнологической продукции незначительно падает;
- по годовым объемам входящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных входящих ПИИ, роль Китая в мировой экономике в рассматриваемый период росла значительно (коэффициент увеличения – соответственно 1,71 и 2,30);
- по годовым объемам исходящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных исходящих ПИИ, доля КНР в мировых показателях также возросла существенно (коэффициенты увеличения 1,37 и 3,15 соответственно);
- по объемам расходов на НИОКР по ППС и по количеству полученных патентов роль Китая в мировой экономике возросла примерно в два с половиной раза;
- Китай уступает свою роль наиболее населенной страны (располагаясь уже на втором месте), незначительно снижается и его доля в общем населении нашей планеты.
Среди выявленных проблем следует особо отметить факт незначительного увеличения роли Китая в мировом экспорте, что при существенном росте роли этой страны в мировом номинальном ВВП позволяет предполагать повышение фактора роли внутреннего рынка в росте китайской экономики. Также можно отметить факт незначительно снижения роли Китая в экспорте высокотехнологической продукции, что также может свидетельствовать о повышении роли внутреннего рынка для высокотехнологического сектора экономики Китая, либо говорить о повышении роли других стран в высокотехнологическом мировом экспорте. Указанный вопрос, несомненно, нуждается в дальнейших исследованиях.
Источники:
2. Чжао И., Гнатюк Г.А. Модернизация режима китайско-российского регионального сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 3-1. – c. 276-284. – doi: 10.34670/AR.2023.61.87.028.
3. Михайленко А.Н. Сопряжение евразийской интеграции и китайского проекта «Один пояс - один путь» // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. – 2018. – № 1(23). – c. 35-46.
4. Нелюбина Ю.А., Мишальченко Ю.В. Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь» (международные правовые и экономические аспекты) // Ученые записки юридического факультета. – 2022. – № 1. – c. 42-48.
5. Пакулин В.С. Процессы сопряжения китайского проекта «Один пояс - один путь» и ЕАЭС в рамках концепции // Вестник Томского государственного университета. История. – 2022. – № 76. – c. 47-55. – doi: 10.17223/19988613/76/6.
6. Погребинская Е.А., Чэнь С. Анализ потенциала экономического взаимодействия между Китаем и другими странами в рамках инициативы «Один пояс – один путь» на основе стохастической модели пограничной торговой гравитации // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 1. – c. 21-28. – doi: 10.18334/evp.2.1.111108.
7. Степанов Н.С. Китайская инициатива «Один пояс - один путь»: шансы и риски сопряжения с ЕАЭС // Мир перемен. – 2020. – № 3. – c. 170-178.
8. Юй Х., Шкваря Л.В. Исследование совместного российско-китайского строительства «Ледяного шелкового пути» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 833-848. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112006.
9. Лю Я. Энергетическое сотрудничество КНР со странами СНГ в контексте реализации инициативы «Один пояс - один путь» // Постсоветские исследования. – 2022. – № 3. – c. 263-277.
10. Чу Л., Ма Л. Этапы развития инициативы Китая «Зеленый шелковый путь» // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – № 3(104). – c. 12-19. – doi: 10.24158/pep.2022.3.1.
11. Чэнь Сюэ, Цию Минфэн Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в Китае // Креативная экономика. – 2018. – № 8. – c. 1065-1072. – doi: 10.18334/ce.12.8.39275.
12. Чжан Сяосюэ, Яо Яо Проблемы логистических каналов китайско-российской приграничной торговли и анализ контрмер для их решения в контексте проекта «Один пояс и один путь» // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 573-590. – doi: 10.18334/ce.15.2.111701.
13. Чжан Ц. Риск прямых инвестиций Китая в Россию на фоне «Одного пояса, одного пути» // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 1. – c. 17-20.
14. Хуэйжун Ч. Необходимость, осуществимость и выбор пути сопряжения большого евразийского партнерства и инициативы «Один пояс - один путь» // Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. – 2021. – № 1. – c. 109-116. – doi: 10.28995/2686-7648-2021-1-109-116.
15. Ван Биньи Изучение трансформации и модернизации китайских портов, задействованных в реализации инициативы «Один пояс и один путь». - Пекин, 2019. – 182 c.
16. Ван Дэхун «Один пояс и один путь»: Бизнес-модель и управление рисками. - Пекин, 2022. – 348 c.
17. Ван Лу Исследование международного сотрудничества, государственных культурных особенностей и зарубежных кредитных рисков инициативы «Один пояс и один путь». - Пекин, 2019. – 196 c.
18. Хельга Зепп-Ларуш, Уильям Джонс От «Одного пояса и одного пути» к мировому континентальному мосту. - Нанкин, 2019. – 406 c.
19. Дэн Цзюган Хух-Хото и «Один пояс и один путь». - Хух-Хото, 2019. – 200 c.
20. Инь Цзяинь Исследование комплексной системы оценки зарубежных нефтяных проектов Китая в рамках «Одного пояса и одного пути». - Пекин, 2022. – 192 c.
21. Лю Юфа Стратегия предприятия инициативы «Один пояс и один путь». - Пекин, 2020. – 358 c.
22. Ма Цзяньтан Исследование механизма международного сотрудничества инициативы «Один пояс и один путь». - Пекин, 2019. – 202 c.
23. Сяо Юйчунь Изучение модели международных деловых операций чжэцзянских предпринимателей в Европе в контексте реализации инициативы «Один пояс и один путь». - Ханчжоу, 2018. – 256 c.
24. Цзоу Лэй «Один пояс и один путь» – китайское решение для взаимовыгодного сотрудничества. - Шанхай, 2016. – 222 c.
25. Цзян Чжиган Ведущая роль финансовой поддержки в строительстве «Пояса и пути» // Международное экономическое сотрудничество. – 2014. – № 9. – c. 59-63.
26. Adhikari Ashish Belt and Road Initiative and Nepal’s Economic Perspective: Regionality and Specificity // Kathmandu School of Law Review. – 2018. – № 1. – p. 41-52. – doi: 10.46985/jms.v6i1.947.
27. Adhikari Ashish Belt and Road Initiative and Nepal’s Economic Perspective: Regionality and Specificity // Kathmandu School of Law Review. – 2018. – № 1. – p. 41-52. – doi: 10.46985/jms.v6i1.947.
28. Vinokurov E., Tsukarev T. The Belt and Road Initiative and the Transit Countries: an Economic Assessment of Land Transport Corridors // Area Development and Policy. – 2018. – № 1. – p. 93-113.
29. Gonzalez Jauregui J. Latin American countries in the BRI: challenges and potential implications for economic development // Asian Education and Development Studies. – 2021. – № 3. – p. 348-358. – doi: 10.1108/AEDS-08-2019-0134.
30. F. de Soyres, Mulabdic A., Murray S., Rocha N., Ruta M. How Much Will the Belt and Road Initiative Reduce Trade Costs? // International Economics. – 2019. – p. 151-164.
31. Jojić Stefan. How Serbia perceives ‘The Belt and the Road’ initiative and 16+1 Cooperation, China-CEE Institute Working Paper. - November 2017. - pp. 1–12
32. Casarini N. Rome-Beijing: Changing the Game. Italy’s Embrace of China’s Connectivity Project, Implications for the EU and the US. Iai.it. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iai.it/sites/default/files/iaip1905.pdf,.
33. Clarke M. The Belt and Road initiative: Exploring Beijing’s Motivations and Challenges for its new Silk Road // Strategic Analysis. – 2018. – № 2. – p. 84-102. – doi: 10.1080/09700161.2018.1439326.
34. Layton P. Artificial intelligence, big data and autonomous systems along the belt and road: towards private security companies with Chinese characteristics? // Small wars & insurgencies. – 2020. – № 4. – p. 874-897. – doi: 10.1080/09592318.2020.1743483.
35. Li J., Qian G., Zhou K.Z. et al. Belt and Road Initiative, globalization and institutional changes: implications for firms in Asia // Asia Pacific Journal of Management. – 2022. – p. 843-856. – doi: 10.1007/s10490-021-09770-0.
36. Liu Weidong, Michael Dunford Inclusive globalization: unpacking China’s Belt and Road initiative // Area Development and Policy. – 2016. – № 3. – p. 1-18. – doi: 10.1080/23792949.2016.1232598.
37. Zoukui Liu Central and Eastern Europe in Building the Silk Road Economic Belt // IES Working Paper Series on European Studies. – 2014. – p. 1-12.
38. Simon F. Taeuber Reconstructing the Silk Road: Norm Contestation in Sino-European Relations in Times of the Belt and Road Initiative // Journal of Rising Powers and Global Governance. – 2020. – № 1. – p. 31-65.
39. Henrik Hallgren, Richard Ghiasy Security and economy on the belt and road: three country case studies // SIPRI Insights on Peace and Security. – 2017. – № 4. – p. 1-11.
40. Hercules Haralambides, Olaf Merk The Belt and Road Initiative: Impacts on Global Maritime Trade Flows. International Transport Forum Discussion Papers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/belt-road-initiative-maritime-trade-flows_1.pdf.
41. Hillman J.E. How Big Is China’s Belt and Road?. Csis.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csis.org/analysis/how-big-chinas-belt-and-road.
42. Jonathan Fulton China-UAE Relations in the Belt and Road Era // Journal of Arabian Studies. – 2019. – № 2. – p. 253-268. – doi: 10.1080/21534764.2019.1756135.
43. Yu Hong Motivation behind China’s ‘One Belt, One Road’ initiatives and Establishment of the Asian infrastructure investment Bank // Journal of contemporary China. – 2016. – № 105. – p. 353-368. – doi: 10.1080/10670564.2016.1245894.
44. Программная речь Си Цзиньпина на церемонии открытия III форума международного сотрудничества «Пояс и путь». Сайт Центрального Народного Правительства Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202310/content_6909882.htm (дата обращения: 18.01.2024).
45. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Десять лет с начала реализации Китайской стратегической инициативы «Один пояс и один путь»: экологизация и «зеленое» развитие // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. – c. 83-86.
46. Выступление Си Цзиньпина в Назарбаев Университете в Казахстане. Сайт Центрального Народного Правительства Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/ldhd/2013-09/08/content_2483565.htm?eqid=af48b5300000a09a000000056464de0f (дата обращения: 18/01/2024).
47. Болаев А.В. Китайская концепция «Один пояс и один путь»: возможности и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций для России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 5. – c. 81-86.
48. Gdp, ppp. Worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD (дата обращения: 01.02.2024).
49. Gdp. Worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 01.02.2024).
50. World Trade Summary 2013. Worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/Year/2013/Summarytext (дата обращения: 01.02.2024).
51. Exports of goods and services. Data.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR.GNFS.CD?most_recent_value_desc=true (дата обращения: 01.02.2024).
52. Gross domestic product 2022, PPP. Worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://databankfiles.worldbank.org/public/ddpext_download/GDP_PPP.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
53. UNCTAD World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan. / Annex table 1. FDI flows, by region and economy, 2008–2013; Annex table 2. FDI stock, by region and economy, 1990, 2000, 2013. - Geneva - UN. – 2014
54. UNCTAD World Investment Report 2023: Investing in sustainable energy for all. / Annex table 1. FDI flows, by region and economy, 2017–2022, Annex table 2. FDI stock, by region and economy, 2000, 2010, 2021 and 2022. - Geneva - UN. – 2023
55. Gross domestic spending on R&D. Oecd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm (дата обращения: 01.02.2024).
56. High-technology exports. Worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD (дата обращения: 01.02.2024).
57. World Intellectual Property Indicators 2014. World Intellectual Property Organization. Geneva. - 2014
58. World Intellectual Property Indicators 2023. World Intellectual Property Organization. Geneva. - 2023
59. Global Population 2024 (Past, Present & Future). Database.earth. [Электронный ресурс]. URL: http://www.database.earth (дата обращения: 01.02.2024).
60. Болаев А.В. Отраслевая структура привлечения прямых иностранных инвестиций: опыт Китая // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. – 2007. – № 2(15). – c. 46-53.
61. Мантаева Э.И., Болаев А.В. Влияние прямых иностранных инвестиций на модернизацию экономики КНР // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2010. – № 5(43). – c. 62-73.
62. Болаев А.В. Инвестиционная активность Китая в проекте «Один пояс и один путь» // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 1825-1834. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120105.
63. Китайский статистический ежегодник 2023. / Таблица 2-1. Население и его состав. - Пекин, 2023.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:46:04