Счастье на рабочем месте как ценность для сотрудника и компании

Иванова О.Э.1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Челябинск

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Иванова О.Э. Счастье на рабочем месте как ценность для сотрудника и компании // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 361-376. – doi: 10.18334/lim.9.2.114141.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48614441

Аннотация:
Счастье на рабочем месте – инструмент повышения эффективности в менеджменте и ответ на вызовы современного мира. Инвестиции в повышения счастья на рабочем месте окупаются за счет увеличения продуктивности и лояльности сотрудников, снижения количества дней, пропущенных по болезни. Цель статьи: исследовать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании. Материалы и методы исследования. Теоретическая основа исследования: философская концептуальная рамка счастья как цели, концепция экономики счастья, концепция OKR-подхода как инструмента управления. В работе применен прагматический подход, концептуальный анализ, дихотомический анализ, SWOT-анализ. Результаты исследования. Выявлены концепты счастья как цели для сотрудника и компании, предъявлена измеримость преимуществ счастья на рабочем месте. Проведен анализ внутренних и внешних факторов счастья на рабочем месте (SWOT-анализ) как ценности для сотрудника и компании. С целью повышения эффективности управления на микроуровне установлены группы стратегических альтернатив счастья на рабочем месте. Обоснована релевантность практики счастья на рабочем месте гибкому OKR-подходу к управлению и разумное (осмысленное) управление счастьем.

Ключевые слова: счастье, трудовые показатели, цель, ценность, экономика счастья

JEL-классификация: О15, D60, D91

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Создание и повышение эффективности рабочей среды – одна из актуальных задач современного менеджмента. Инструментом ее решения выступает повышение уровня счастья сотрудников на рабочем месте. Сегодня все большее число компаний вкладывают средства в счастье персонала на рабочем месте; в лидерах – технологические компании-гиганты (Google, Yahoo, Netflix, Microsoft), предлагающие сотрудникам, кроме выплаты конкурентоспособной заработной платы, льготы, включающие бесплатное питание, развлекательные удобства в здании, фитнес-центры и т.д. И дело не в благотворительности организации, а в прагматической оценке ситуации: в бизнес-среде существуют доказательства окупаемости инвестиций в повышение уровня счастья на рабочем месте.

Актуальность обращения к концепту счастья как ценности для сотрудника и компании, особому состоянию личности, противостоящему тревоге и стрессу, является и своеобразным ответом на вызовы пандемийного и постпандемийного мира, сущность которого выражает акроним BANI, введенный американским футурологом, заслуженным научным сотрудником Института будущего (Калифорния) Jamais Cascio весной 2020 года. Согласно Дж. Кассио, мир BANI – хрупкий (Brittle), тревожный (Anxious), нелинейный (Nonlinear) и непостижимый / непонятный (Incomprehensible); реакциями, предполагающими поиск ответа, на вызовы которого являются устойчивость и бездействие; эмпатия и внимательность; контекст и гибкость; прозрачность и интуиция [27] (Cascio, 2020).

Обзор литературы

Счастье как измеряемый показатель и экономический феномен исследуется в рамках экономики счастья – нового междисциплинарного направления, развивающегося на стыке экономики, философии, психологии, социологии и политической экономии. Экономику счастья разрабатывают зарубежные и отечественные ученые и практики (Антипина О. Н., Гуриев С. М., Освальд Э.Дж., Прото Э., Сгрой Д., Канеман Д., Истерлин и др.), исследуя взаимосвязь между уровнем счастья и продуктивностью экономической деятельности на микро- и макроуровне [1, 2, 8, 28, 32] (Antipina, 2012; Antipina, 2021; Guriev, 2010; Easterlin, 2016; Oswald, Proto, Sgroi, 2015).

В фокусе современных исследований счастья – две группы факторов: факторы, влияющие на счастье (неэкономические факторы: возраст, уровень образования, социальный статус, физическое здоровье и другие, и экономические факторы: материальное благополучие, уровень дохода, занятость) и факторы влияния счастья на иные показатели деятельности личности, организации и общества – экономические, социальные, политические [6, 12, 31] (Vorobev, Demchenko, 2013; Kozyreva, Nizamova, Smirnov, 2015; Nikolova, Graham, 2020). Прослежена эволюция взглядов представителей экономики счастья, установлено отсутствие прямой устойчивой зависимости между уровнем дохода и уровнем счастья индивида, выявлены доминирующие факторы счастья для россиян, определен «жизненный цикл счастья» [19] (Tachkova, 2019). В условиях многообразия методических подходов к анализу и оценке уровня счастья выявлены различия, приводящие к противоречивым выводам о взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и уровня доходов в долгосрочной перспективе [21] (Chinakova, 2016). Вместе с тем отсутствует комплексное изучение счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании, учитывающее собственные факторы данной ситуации и внешние факторы («счастье приходит извне и изнутри» [15, с. 319] (Leyard, 2012, р. 319)), выявленные и проанализированные с позиции сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Поэтому целью настоящей статьи является исследование сильных и слабых сторон, возможностей и угроз счастья на рабочем месте, представляющего ценность для сотрудника и компании.

Материалы и методы исследования

Теоретическая основа исследования представлена философской концептуальной рамкой счастья как цели, послужившей основанием для развития идей экономики счастья; концепцией OKR-подхода как инструмента управления на основе гибкой методологии постановки целей и достижения ключевых результатов. Прагматический подход и философский (концептуальный) анализ позволили выявить сущностные характеристики счастья на рабочем месте в контексте экономики счастья как измеряемого показателя, влияющего на продуктивность экономической деятельности на микроуровне. Дихотомический анализ применен для сравнения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз исследуемого предмета. SWOT-анализ счастья на рабочем месте позволил организовать собственные (внутренние) факторы и внешние факторы счастья на рабочем месте, сгруппированные по сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам ситуации, выявить связи и сформировать стратегические альтернативы счастья на рабочем месте.

Внутренние факторы счастья на рабочем месте

Ситуация «счастье на работе» – одно из частных проявлений общего позитивного настроя сотрудника от реализации собственного потенциала, помогающего работать эффективнее. Американский специалист в области позитивной психологии, автор курса о счастье в Гарвардским университете Шон Ачор (Shawn Achor) поясняет, что когда мы настроены позитивно, наш мозг становится более активным, творческим, мотивированным, энергичным, устойчивым и продуктивным. Это открытие неоднократно подтверждалось исследованиями в области психологии, нейробиологии и менеджмента, а также финансовыми показателями организаций по всему миру [5] (Achor, 2014).

Среди многообразия факторов, влияющих на счастье, мы отобрали для анализа факторы, релевантные счастью на рабочем месте.

Счастье на рабочем месте как цель: концепт и проблемы на микроуровне

Экономика счастья – одна из развивающихся наук о счастье, корни которой уходят в философские представления о счастье как цели «хорошей» или «правильной» жизни, исследуемые в рамках этической проблематики. Обращение к концептам счастья как цели обусловлено изучением счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании – личной и организационной. В установлении счастья как цели можно выделить следующие основные подходы.

1. Универсалистский гедонизм определяет удовольствие как «общее счастье», которое является «конечной целью действий» [7]. Недавнее исследование европейских ученых К. Бернекер и Д. Беккер подтвердило положительное значение удовольствия для счастья и достижения цели наряду с успешным самоконтролем: гедонистическое стремление к цели важно для благополучия в повседневной жизни, но – в краткосрочном периоде [26] (Bernecker, Becker, 1998).

2. «Мягкой версией» гедонизма является эвдемонизм, определяющий счастье высшим человеческим благом, представляющим «собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько, то сообразно наилучшей и наиболее полной [и совершенной). Добавим к этому: За полную [человеческую] жизнь» [4, с. 64] (Aristotel, 1983, р. 64). Данное представление о счастье – ориентация на ценности другого. Гедонистический эвдемонизм Эпикура связывает удовольствие с отсутствием страданий, счастье – с безмятежностью: «ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни» [24] (Epikur, 1983). Продажа миллионными тиражами в итальянских аптеках в период пандемии COVID-19 «Письма о счастье» Эпикура как «мудрости безмятежности» – свидетельство востребованности данного интеллектуального средства против стресса и тревоги [25].

3. Утилитаризм как трансформация гедонизма исходит из естественного стремления человека к счастью, связывая счастье с наличием удовольствий и отсутствием страданий, последствия которых можно измерить (И. Бентам) и оценить, таким образом, их пользу. Принцип полезности, утверждающий, что «величайшее счастье наибольшего числа людей есть мера добра и зла», можно рассматривать основанием для принятия организационных решений [11, с. 11] (Kovalev, Knyazeva, 2020, р. 11).

Вместе с тем абсолютизация личного удовольствия как цели сотрудника может привести к конфликту с организационными целями в долгосрочной перспективе. Практика безмятежности может обернуться прокрастинацией на рабочем месте и сбоями в тайм-менеджменте, также ее следствием может выступить отчуждение – самоотстраненность сотрудника «от процесса и результата труда», в соответствии с которой «собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой» [16, с. 31] (Marks, Engels, 1955, р. 31), подрывающей результат работы и негативно отражаясь на общих показателях деятельности организации. Результатом отождествления счастья с добродетелью может стать профессиональное выгорание сотрудника, ставящего организационные интересы выше личностных. Руководство «принципом полезности» в отношении оценки счастья основано на оценке последствий действий для наибольшего количества людей. Следовательно, оно может не учитывать различия в значимости счастья для разных сотрудников, отсутствие конгруэнтности ценностей сотрудника и компании, а также привести к этическому конфликту между сотрудниками при достижении цели («цель оправдывает средства»).

Таким образом, фиксируя концепты счастья как цели для сотрудника и компании («удовольствие», «высшее благо», «безмятежность», «польза»), следует отметить, что с точки зрения достижения целей и ключевых результатов в контексте экономики счастья данные концепты не лишены слабых сторон.

Измеримость преимуществ счастья на рабочем месте Современные исследования представляют измеримые доказательства преимущества счастья на рабочем месте.

Продуктивность сотрудников с высоким уровнем счастья по сравнению с их коллегами с низким уровнем счастья выше, разница по показателю составляет от 12% (данные исследователей Warwick University, Великобритания) [32] (Oswald, Proto, Sgroi, 2015) до 50% (результаты исследований глобальной консалтинговой компании по развитию лидерских качеств, iOpener for People & Performance, Великобритания) [34]. Кроме того, счастливые сотрудники в 10 раз меньше отсутствуют на работе по причине болезни, они энергичнее в 6 раз и в 2 раза дольше намерены продолжать работать в своих организациях [34]. Компания со счастливыми сотрудниками может увеличить свои продажи на 37%, производительность – на 31% [5] (Achor, 2014).

Внешние факторы счастья на рабочем месте

Счастье на рабочем месте как ценность является частным проявлением общего счастья как субъективного благополучия (термин «субъективное благополучие» часто используется синонимом термина «счастье»), или – состояния радости, положительных эмоций, удовлетворенности жизнью (М. Аргайл) [3, с. 9–10] (Argayl, 2003, р. 9–10), обусловленного влиянием экономических и неэкономических факторов, уровень которого можно оценить.

Счастье и государственная политика

Макроуровень экономики счастья реализуется государственной политикой в отношении счастья как важнейшего показателя социально-экономического развития. Вслед за гималайским королевством Бутан, утвердившим (1972 г.) измерение показателя валового национального счастья как баланса материального и духовного в оценке качества жизни, и достигнутым ростом важнейших социально-экономических показателей оценку уровня счастья стали практиковать ведущие страны Западной Европы и Востока (Франция, Великобритания, Китай, Япония) [6, 22] (Vorobev, Demchenko, 2013; Shmatova, Morev, 2015). Целостный подход к развитию счастья изложен в резолюции 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (25 августа 2011 г.). Данный документ, учитывая важность стремления к счастью как к «одной из основных целей человечества» и недостаточность показателя ВВП для характеристики счастья и благополучия народа, предлагает государствам – членам ООН с целью ориентации государственной политики разработать дополнительные меры, учитывающие «важность стремления к счастью и благополучию в контексте развития» [18]. Вместе с тем разработка государственной политики субъективного благополучия должна отличаться прозрачностью для населения относительно цели сбора данных и использования их результатов. В частности, скептицизм исследователей вызывает целесообразность институциализации счастья в авторитарных государствах (создание министерств по содействию благополучию в Объединенных Арабских Эмиратах, Венесуэле) [31] (Nikolova, Graham, 2020).

Счастье и доход

Вопрос о положительной линейной связи между уровнем дохода и уровнем счастья в долгосрочной (10 и более лет) перспективе является дискуссионным. Согласно «парадоксу Истэрлина» (Easterlin), в долгосрочной перспективе рост абсолютного (а не относительного) дохода не приводит к увеличению удовлетворенности жизнью по причине «эффекта насыщения», когда дополнительное повышение дохода, после определенного уровня, не приносит счастья; рост уровня счастья происходит на фоне увеличения доходов человека по сравнению с другими людьми («эффект относительного изменения доходов») [21, с. 104] (Chinakova, 2016, р. 104). Выводы Истэрлина подтверждены результатами работ зарубежных и отечественных исследователей [14, 30] (Larin, Filyasov, 2018, Kahneman, Deaton, 2010). Вместе с тем в ряде зарубежных работ подтверждается зависимость уровня счастья от дохода и опровергается эффект насыщения [21, с. 105–106; 22, с. 144] (Chinakova, 2016, р. 105–106; Shmatova, Morev, 2015, р. 144).

На повышение уровня счастья на рабочем месте могут повлиять неэкономические факторы [15, 20, 13] (Leyard, 2012; Filonenko, Yakovleva, 2018; Kolodko, 2009). Увлекательная работа (интересная, творческая, антирутинная) выступает не только источником дохода, но и придает дополнительный смысл жизни и приносит удовлетворение, удовольствие от процесса. Эвдемоническим измерением благополучия на работе предложена осмысленность работы, определяющая усилия на рабочем месте [31] (Nikolova, Graham, 2020). Учитывая важность для счастья собственной системы ценностей, семьи, друзей, возможным фактором влияния на счастье на рабочем месте выступит баланс между работой и личной жизнью. В свою очередь, снижение уровня счастья может быть обусловлено авторитарным стилем управления, уменьшением уровня доходов, отсутствием/потерей работы, профессиональным выгоранием сотрудника [15, 19, 20] (Leyard, 2012; Tachkova, 2019; Filonenko, Yakovleva, 2018).

Известный английский экономист, исследователь счастья Ричард Лэйард подчеркивает роль работодателя в изменении уровня счастья сотрудников. Повышение уровня счастья Лэйард связывает с фактором доверия, изменением стиля управления («нужны начальники, которые будут вдохновлять и вести за собой, вдохновляя, а не запугивая людей») и формы оплаты труда («оплата за командную работу приносит больше счастья по сравнению с индивидуальной оплатой труда») [29].

Таким образом, счастье на рабочем месте – субъективное представление сотрудника о благополучии, складывающееся под влиянием экономических и неэкономических факторов и способствующее осмысленной реализации в процессе трудовой деятельности собственного потенциала и повышению эффективности труда и трудовых отношений персонала. Достижение счастья на рабочем месте является практически полезной целью как для сотрудника, так и для компании.

Таблица 1

SWOT-анализ счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании

S (Strengths, сильные стороны)
W (Weaknesses, слабые стороны)
S1 Цель для сотрудника и компании
S2 Повышение трудовых показателей сотрудника
S3 Повышение устойчивости намерения продолжить работу в организации
S4 Улучшение здоровья сотрудника
S5 Измеримость преимуществ ценности
W1Краткосрочность эффектов W2 Этический конфликт в представлениях о счастье на рабочем месте, его значимости и стремлении к достижению цели
О (Opportunities, возможности)
Т (Threats, угрозы)
O1 Государственная политика в отношении валового национального счастья (ВНС)
O2 Готовность работодателя к внедрению изменений и повышению уровня счастья на рабочем месте
O3 Баланс между работой и личной жизнью
О4 Увлекательность работы
T1 Авторитарный стиль управления и отсутствие готовности менеджмента к повышению уровня счастья сотрудников на рабочем месте
Т2 Отсутствие возможности инвестиций в повышение уровня счастья
T3 Отсутствие в организации прозрачности информации о значении счастья сотрудников для достижения целей компании
T4 Работа как рутина
Т5 Профессиональное выгорание сотрудников
Источник: составлено автором.

Для формирования групп стратегических альтернатив (SO, ST, WO, WT) счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании, направленных на достижение цели и ключевых результатов, выполнен поэлементный SWOT-анализ.

Таблица 2

Результаты поэлементного SWOT-анализа счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании


S:
S1 Цель для сотрудника и компании
S2 Повышение трудовых показателей сотрудника
S3 Повышение устойчивости намерения продолжить работу в организации
S4Улучшение здоровья сотрудника
S5 Измеримость преимуществ ценности
W:
W1Краткосрочность эффектов W2Этический конфликт в представлениях о счастье на рабочем месте, его значимости и стремлении к достижению цели
O:
O1 Государственная политика в отношении валового национального счастья (ВНС)
O2 Готовность работодателя к внедрению изменений и повышению уровня счастья на рабочем месте
O3 Баланс между работой и личной жизнью
О4 Увлекательность работы
SO:
1. Разумное (осмысленное) управление счастьем (S1 S2 S3 S4 S5 O2 О4)
2. Утверждение счастья на рабочем месте ключевым результатом деятельности подразделения / компании (S1 S2 S5 O1 O2)
3. Разработка Регламента оценки счастья на рабочем месте (S5 O1 O2)
4. Мониторинг уровня счастья на рабочем месте и корректирующие действия по его повышению (S1 S2 S3 S4 S5 O1 O2)
5. Гибкость организационной среды: гибрид физической и цифровой среды (S3 S4 O3)
WO:
1. OKR-подход к счастью на рабочем месте как ценности (W1 О1 O2 О3)
2. Разработка этического кодекса о счастье на рабочем месте (W2 О1 О4)
Т:
T1 Авторитарный стиль управления и отсутствие готовности менеджмента к повышению уровня счастья сотрудников на рабочем месте
Т2 Отсутствие возможности инвестиций в повышение уровня счастья
T3 Отсутствие в организации прозрачности информации о значении счастья сотрудников для достижения целей компании
T4 Работа как рутина
Т5 Профессиональное выгорание сотрудников
SТ:
1. Визионерское лидерство (S1 T1 T2 T4 T5)
2. Оценка эффективности счастья на рабочем месте (S1 S5 T3)
3. Вовлечение сотрудников в организацию и работу (S2 S3 S4 T4 T5)
WТ:
1. Разработка Политики счастья на рабочем месте как субъективного благополучия (W1 T1 Т2 T4 T5)
2. Практика прозрачности (W2 T3 T5)
Источник: составлено автором.

При формировании групп стратегических альтернатив мы исходили из понимания счастья на рабочем месте как состояния субъективного благополучия и разработки возможных изменений на уровне организации. Поясним некоторые варианты решений.

Счастье на рабочем месте и OKR-подход

В целом практика счастья на рабочем месте как ценности релевантна OKR-подходу (Objectives and Key Results, цели и ключевые результаты)– инструменту управления, который реализуется гибкой системой постановки труднодостижимых целей («куда я хочу пойти») и ключевых результатов, количественно выраженных и измеряемых, с помощью которых оценивается достижение целей. Данный подход требует понимания смысла результатов – «выхода за рамки цифр», ежеквартального (либо в иной краткосрочный интервал) обновления OKR, тщательного изучения результатов для изменения стратегии/бизнес-модели, признания важности кросс-функционального взаимодействия и ценности команд, внутренней прозрачности, реализуемой вертикально с целью открытости целей и результатов для каждого сотрудника. Данное представление об OKR емко реализовано в определении П. Нивена и Б. Ламорта: «OKR – это структура критического мышления и постоянная дисциплина, направленная на то, чтобы сотрудники работали вместе, сосредоточив свои усилия на внесении ощутимого вклада в развитие компании» [17, с. 36] (Niven, Lamort, 2021, р. 36).

Разумное (осмысленное) управление счастьем на рабочем месте

Разумное управление счастьем на рабочем месте основано на том, что работа является не только источником дохода, удовольствия, блага или пользы, но и источником смысла. Осмысленность работы означает отношение к работе, характеризуемое признанием наличия в труде и трудовых отношениях смысла как ведущей идеи, разумного основания действий. Осмысленность работы целесообразна для нейтрализации слабых сторон концептов счастья как цели: безмятежности – при фокусировке на смысле рабочих задач, блага – при понимании собственного вклада в достижение целей организации. Такой подход позволит прагматически рассматривать значимость счастья как для сотрудника, так и для организации, учитывая встроенность данной ценности в организационный контекст. Обращение к осмысленности, наряду с удовольствием, коррелирует с современным принципом счастья П. Долана, соединяющим в счастье удовольствие и смысл при соблюдении баланса между двумя переменными [9] (Dolan, 2019). Также разумное управление счастьем включает практику осознанности (дыхательные практики, медитации и другие техники), способствующую [15, 33] (Leyard, 2012; Slutsky, Chin, Raye, Creswell, 2019) достижению позитивных эффектов в борьбе со стрессом, повышению привлекательности и продуктивности работы и, как следствие, предупреждению профессионального выгорания сотрудников.

Визионерское лидерство («идеалистический стиль») – один из стилей управления на основе эмоционального интеллекта, имеющий сильнейшее позитивное воздействие на климат в организации, в соответствии с которым руководитель «воодушевляет людей, рисуя им привлекательный образ будущего», удерживает ценных сотрудников, помогая им получить ясное представление о значении их работы для компании и о причинах этого [23] (Goulman, Boyatsis, Makki, 2020); при условии, что менеджеры среднего и низшего звена разделяют стратегию компании [10] (Knippenberg, Pork, Tarakchi, Ates, Groenen, 2019).

Главным условием реализации предлагаемых стратегических альтернатив является готовность работодателя к внедрению изменений и повышению уровня счастья на рабочем месте.

Заключение

Таким образом, анализ внутренних и внешних факторов счастья на рабочем месте, сгруппированных по сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам, позволил провести комплексный анализ исследуемой ценности для сотрудника и компании и сформировать группы стратегических альтернатив (SO: разумное (осмысленное) управление счастьем, утверждение счастья на рабочем месте ключевым результатом деятельности подразделения/компании; разработка Регламента оценки счастья на рабочем месте, мониторинг уровня счастья на рабочем месте и корректирующие действия по его повышению, гибкость организационной среды: гибрид физической и цифровой среды; WO: OKR-подход к счастью на рабочем месте как ценности, разработка этического кодекса о счастье на рабочем месте; SТ: визионерское лидерство, оценка эффективности счастья на рабочем месте, вовлечение сотрудников в организацию и работу; WТ: разработка Политики счастья на рабочем месте как субъективного благополучия, практика прозрачности счастья на рабочем месте.

При разработке решений мы исходили из субъективности представлений о счастье и влияния на благополучие сотрудника экономических и неэкономических факторов, а также из возможности изменений при внедрении счастья на рабочем месте на микроуровне.


Источники:

1. Антипина О. Экономическая теория счастья как направление научных исследований // Вопросы экономики. – 2012. – № 2. – c. 94-107. – doi: 10.32609/0042-8736-2012-2-94-107 .
2. Антипина О.Н. Этические аспекты экономической теории счастья // Общественные науки и современность. – 2021. – № 1. – c. 48-62. – doi: 10.31857/S086904990013360-8.
3. Аргайл М. Психология счастья. / 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 272 c.
4. Аристотель Никомахова этика. / Сочинения: в 4 томах, перевод с древнегреческого. - Москва: Мысль, 1983. – 53-293 c.
5. Ачор Ш. Преимущество счастья. 7 принципов успеха по результатам исследований компаний из списка Fortune. - М.: Эксмо, 2014. – 263 c.
6. Воробьев Е.М., Демченко Т.И. Экономика счастья как новая экономическая парадигма // Вісник Харківського національного університетуімені В. Н. Каразіна. – 2013. – № 1086. – c. 74-77.
7. Гедонизм. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd07c3d269cbfc62c74c0d0 (дата обращения: 13.01.2022).
8. Гуриев С. Количественные исследования счастья. Слон. [Электронный ресурс]. URL: https:// slon.ru/economics/ kolichestvennye_issledovaniya_schastya-341925.xhtml (дата обращения: 12.12.2021).
9. Долан П. Счастье по расчету. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 368 c.
10. Книппенберг Д. ван, Порк Д., Таракчи М., Атес Н.Я., Гроенен П. Темная сторона визионерства. Hbr-russia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/796232 (дата обращения: 10.01.2022).
11. Ковалев А.А., Князева Е.Ю. Иеремия Бентам о теории организации, принятии управленческих решений, государственном управлении и политики: история и современность // Вопросы управления. – 2020. – № 3(64). – c. 6-19. – doi: 10.22394/2304-3369-2020-3-6-19 .
12. Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Счастье и его детерминанты (статья 1) // Социологические исследования. – 2015. – № 12(380). – c. 120-132.
13. Колодко Гж. В. Мир в движении. / Монография. - М.: Магистр, 2009. – 576 c.
14. Ларин А.В., Филясов С.В. Парадокс Истерлина и адаптация в России // Higher School of Economics Economic Journal. – 2018. – № 1. – c. 59-83. – doi: 10.17323/1813-8691-2018-22-1-59-83 .
15. Лэйард Р. Счастье: уроки новой науки. / пер. с англ. - М.: Изд. Института Гайдара, 2012. – 416 c.
16. Маркс К.. Энгельс Ф. Немецкая идеология. / Сочинения. – Издание 2-е. Т.3. - Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 7-544 c.
17. Нивен П., Ламорт Б. Цели и ключевые результаты. Полное руководство по внедрению OKR. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 224 c.
18. Счастье: целостный подход к развитию. Резолюция 65-ий сессии Генеральной ассамблеи ООН. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/65/309 (дата обращения: 15.01.2022).
19. Тачкова И.А. Теоретико-методические аспекты счастья // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2019. – № 7(105). – c. 87-93.
20. Филоненко Ю.В., Яковлева Е.А. Факторы и компоненты субъективного благополучия научно-педагогических работников современных университетов // Journal of Economic Regulation. – 2018. – № 4. – c. 160-177. – doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.4.160-177.
21. Чинакова Н.В. Экономика счастья: современные исследования и дискуссии // Мир экономики и управления. – 2016. – № 1. – c. 101-115.
22. Шматова Ю.Е., Морев М.В. Измерение уровня счастья: литературный обзор российских и зарубежных исследований // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 3(39). – c. 141-162. – doi: 10.15838/esc/2015.3.39.11.
23. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Пер. с англ. – 11-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 304 c.
24. Эпикур Письмо к Менекею. / Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983. – 305-319 c.
25. Mario Baudino A Dose Of Epicurus: Ancient Philosopher Cures Italy's COVID Souls. Worldcrunch.com. [Электронный ресурс]. URL: https://worldcrunch.com/coronavirus/covid-and-mental-health (дата обращения: 20.12.2021).
26. Bernecker K., Becker D. Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1998. – № 4. – p. 627-642. – doi: 10.1177/0146167220941998.
27. Cascio J. Facing the Age of Chaos. Medium.com. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 11.11.2021).
28. Easterlin R.A. Paradox Lost? // USC-INET Research Paper. – 2016. – № 16-02. – p. 42. – doi: 10.2139/ssrn.2714062.
29. Нappiness and work: An interview with Lord Richard Layard. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/leadership/happiness-and-work-an-interview-with-lord-richard-layard (дата обращения: 10.01.2022).
30. Kahneman D., Deaton A. High income improves evaluation of life but not emotional well-being // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2010. – № 38. – p. 16489-16493. – doi: 10.1073/pnas.1011492107.
31. Nikolova M., Graham C. The Economics of Happiness // GLO Discussion Paper. – 2020. – № 640. – p. 35.
32. Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. Happiness and productivity // Journal of Labor Economics. – 2015. – № 4. – p. 789-822. – doi: 10.1086/681096.
33. Slutsky J., Chin B., Raye J., Creswell J.D. Mindfulness training improves employee well-being: A randomized controlled trial // Journal of Occupational Health Psychology. – 2019. – № 24(1). – p. 139-149. – doi: 10.1037/ocp0000132.
34. Why Happiness at Work?. Iopenerinstitute.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iopenerinstitute.com/happiness-at-work (дата обращения: 12.12.2021).

Страница обновлена: 12.01.2024 в 21:59:37