Счастье на рабочем месте как ценность для сотрудника и компании
Иванова О.Э.1![]()
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Челябинск
Скачать PDF | Загрузок: 44
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48614441
Аннотация:
Счастье на рабочем месте – инструмент повышения эффективности в менеджменте и ответ на вызовы современного мира. Инвестиции в повышения счастья на рабочем месте окупаются за счет увеличения продуктивности и лояльности сотрудников, снижения количества дней, пропущенных по болезни. Цель статьи: исследовать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании. Материалы и методы исследования. Теоретическая основа исследования: философская концептуальная рамка счастья как цели, концепция экономики счастья, концепция OKR-подхода как инструмента управления. В работе применен прагматический подход, концептуальный анализ, дихотомический анализ, SWOT-анализ. Результаты исследования. Выявлены концепты счастья как цели для сотрудника и компании, предъявлена измеримость преимуществ счастья на рабочем месте. Проведен анализ внутренних и внешних факторов счастья на рабочем месте (SWOT-анализ) как ценности для сотрудника и компании. С целью повышения эффективности управления на микроуровне установлены группы стратегических альтернатив счастья на рабочем месте. Обоснована релевантность практики счастья на рабочем месте гибкому OKR-подходу к управлению и разумное (осмысленное) управление счастьем.
Ключевые слова: счастье, трудовые показатели, цель, ценность, экономика счастья
JEL-классификация: О15, D60, D91
Введение
Создание и повышение эффективности рабочей среды – одна из актуальных задач современного менеджмента. Инструментом ее решения выступает повышение уровня счастья сотрудников на рабочем месте. Сегодня все большее число компаний вкладывают средства в счастье персонала на рабочем месте; в лидерах – технологические компании-гиганты (Google, Yahoo, Netflix, Microsoft), предлагающие сотрудникам, кроме выплаты конкурентоспособной заработной платы, льготы, включающие бесплатное питание, развлекательные удобства в здании, фитнес-центры и т.д. И дело не в благотворительности организации, а в прагматической оценке ситуации: в бизнес-среде существуют доказательства окупаемости инвестиций в повышение уровня счастья на рабочем месте.
Актуальность обращения к концепту счастья как ценности для сотрудника и компании, особому состоянию личности, противостоящему тревоге и стрессу, является и своеобразным ответом на вызовы пандемийного и постпандемийного мира, сущность которого выражает акроним BANI, введенный американским футурологом, заслуженным научным сотрудником Института будущего (Калифорния) Jamais Cascio весной 2020 года. Согласно Дж. Кассио, мир BANI – хрупкий (Brittle), тревожный (Anxious), нелинейный (Nonlinear) и непостижимый / непонятный (Incomprehensible); реакциями, предполагающими поиск ответа, на вызовы которого являются устойчивость и бездействие; эмпатия и внимательность; контекст и гибкость; прозрачность и интуиция [27] (Cascio, 2020).
Обзор литературы
Счастье как измеряемый показатель и экономический феномен исследуется в рамках экономики счастья – нового междисциплинарного направления, развивающегося на стыке экономики, философии, психологии, социологии и политической экономии. Экономику счастья разрабатывают зарубежные и отечественные ученые и практики (Антипина О. Н., Гуриев С. М., Освальд Э.Дж., Прото Э., Сгрой Д., Канеман Д., Истерлин и др.), исследуя взаимосвязь между уровнем счастья и продуктивностью экономической деятельности на микро- и макроуровне [1, 2, 8, 28, 32] (Antipina, 2012; Antipina, 2021; Guriev, 2010; Easterlin, 2016; Oswald, Proto, Sgroi, 2015).
В фокусе современных исследований счастья – две группы факторов: факторы, влияющие на счастье (неэкономические факторы: возраст, уровень образования, социальный статус, физическое здоровье и другие, и экономические факторы: материальное благополучие, уровень дохода, занятость) и факторы влияния счастья на иные показатели деятельности личности, организации и общества – экономические, социальные, политические [6, 12, 31] (Vorobev, Demchenko, 2013; Kozyreva, Nizamova, Smirnov, 2015; Nikolova, Graham, 2020). Прослежена эволюция взглядов представителей экономики счастья, установлено отсутствие прямой устойчивой зависимости между уровнем дохода и уровнем счастья индивида, выявлены доминирующие факторы счастья для россиян, определен «жизненный цикл счастья» [19] (Tachkova, 2019). В условиях многообразия методических подходов к анализу и оценке уровня счастья выявлены различия, приводящие к противоречивым выводам о взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и уровня доходов в долгосрочной перспективе [21] (Chinakova, 2016). Вместе с тем отсутствует комплексное изучение счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании, учитывающее собственные факторы данной ситуации и внешние факторы («счастье приходит извне и изнутри» [15, с. 319] (Leyard, 2012, р. 319)), выявленные и проанализированные с позиции сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Поэтому целью настоящей статьи является исследование сильных и слабых сторон, возможностей и угроз счастья на рабочем месте, представляющего ценность для сотрудника и компании.
Материалы и методы исследования
Теоретическая основа исследования представлена философской концептуальной рамкой счастья как цели, послужившей основанием для развития идей экономики счастья; концепцией OKR-подхода как инструмента управления на основе гибкой методологии постановки целей и достижения ключевых результатов. Прагматический подход и философский (концептуальный) анализ позволили выявить сущностные характеристики счастья на рабочем месте в контексте экономики счастья как измеряемого показателя, влияющего на продуктивность экономической деятельности на микроуровне. Дихотомический анализ применен для сравнения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз исследуемого предмета. SWOT-анализ счастья на рабочем месте позволил организовать собственные (внутренние) факторы и внешние факторы счастья на рабочем месте, сгруппированные по сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам ситуации, выявить связи и сформировать стратегические альтернативы счастья на рабочем месте.
Внутренние факторы счастья на рабочем местеСитуация «счастье на работе» – одно из частных проявлений общего позитивного настроя сотрудника от реализации собственного потенциала, помогающего работать эффективнее. Американский специалист в области позитивной психологии, автор курса о счастье в Гарвардским университете Шон Ачор (Shawn Achor) поясняет, что когда мы настроены позитивно, наш мозг становится более активным, творческим, мотивированным, энергичным, устойчивым и продуктивным. Это открытие неоднократно подтверждалось исследованиями в области психологии, нейробиологии и менеджмента, а также финансовыми показателями организаций по всему миру [5] (Achor, 2014).
Среди многообразия факторов, влияющих на счастье, мы отобрали для анализа факторы, релевантные счастью на рабочем месте.
Счастье на рабочем месте как цель: концепт и проблемы на микроуровне
Экономика счастья – одна из развивающихся наук о счастье, корни которой уходят в философские представления о счастье как цели «хорошей» или «правильной» жизни, исследуемые в рамках этической проблематики. Обращение к концептам счастья как цели обусловлено изучением счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании – личной и организационной. В установлении счастья как цели можно выделить следующие основные подходы.
1. Универсалистский гедонизм определяет удовольствие как «общее счастье», которое является «конечной целью действий» [7]. Недавнее исследование европейских ученых К. Бернекер и Д. Беккер подтвердило положительное значение удовольствия для счастья и достижения цели наряду с успешным самоконтролем: гедонистическое стремление к цели важно для благополучия в повседневной жизни, но – в краткосрочном периоде [26] (Bernecker, Becker, 1998).
2. «Мягкой версией» гедонизма является эвдемонизм, определяющий счастье высшим человеческим благом, представляющим «собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько, то сообразно наилучшей и наиболее полной [и совершенной). Добавим к этому: За полную [человеческую] жизнь» [4, с. 64] (Aristotel, 1983, р. 64). Данное представление о счастье – ориентация на ценности другого. Гедонистический эвдемонизм Эпикура связывает удовольствие с отсутствием страданий, счастье – с безмятежностью: «ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни» [24] (Epikur, 1983). Продажа миллионными тиражами в итальянских аптеках в период пандемии COVID-19 «Письма о счастье» Эпикура как «мудрости безмятежности» – свидетельство востребованности данного интеллектуального средства против стресса и тревоги [25].
3. Утилитаризм как трансформация гедонизма исходит из естественного стремления человека к счастью, связывая счастье с наличием удовольствий и отсутствием страданий, последствия которых можно измерить (И. Бентам) и оценить, таким образом, их пользу. Принцип полезности, утверждающий, что «величайшее счастье наибольшего числа людей есть мера добра и зла», можно рассматривать основанием для принятия организационных решений [11, с. 11] (Kovalev, Knyazeva, 2020, р. 11).
Вместе с тем абсолютизация личного удовольствия как цели сотрудника может привести к конфликту с организационными целями в долгосрочной перспективе. Практика безмятежности может обернуться прокрастинацией на рабочем месте и сбоями в тайм-менеджменте, также ее следствием может выступить отчуждение – самоотстраненность сотрудника «от процесса и результата труда», в соответствии с которой «собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой» [16, с. 31] (Marks, Engels, 1955, р. 31), подрывающей результат работы и негативно отражаясь на общих показателях деятельности организации. Результатом отождествления счастья с добродетелью может стать профессиональное выгорание сотрудника, ставящего организационные интересы выше личностных. Руководство «принципом полезности» в отношении оценки счастья основано на оценке последствий действий для наибольшего количества людей. Следовательно, оно может не учитывать различия в значимости счастья для разных сотрудников, отсутствие конгруэнтности ценностей сотрудника и компании, а также привести к этическому конфликту между сотрудниками при достижении цели («цель оправдывает средства»).
Таким образом, фиксируя концепты счастья как цели для сотрудника и компании («удовольствие», «высшее благо», «безмятежность», «польза»), следует отметить, что с точки зрения достижения целей и ключевых результатов в контексте экономики счастья данные концепты не лишены слабых сторон.
Измеримость преимуществ счастья на рабочем месте Современные исследования представляют измеримые доказательства преимущества счастья на рабочем месте.
Продуктивность сотрудников с высоким уровнем счастья по сравнению с их коллегами с низким уровнем счастья выше, разница по показателю составляет от 12% (данные исследователей Warwick University, Великобритания) [32] (Oswald, Proto, Sgroi, 2015) до 50% (результаты исследований глобальной консалтинговой компании по развитию лидерских качеств, iOpener for People & Performance, Великобритания) [34]. Кроме того, счастливые сотрудники в 10 раз меньше отсутствуют на работе по причине болезни, они энергичнее в 6 раз и в 2 раза дольше намерены продолжать работать в своих организациях [34]. Компания со счастливыми сотрудниками может увеличить свои продажи на 37%, производительность – на 31% [5] (Achor, 2014).
Внешние факторы счастья на рабочем месте
Счастье на рабочем месте как ценность является частным проявлением общего счастья как субъективного благополучия (термин «субъективное благополучие» часто используется синонимом термина «счастье»), или – состояния радости, положительных эмоций, удовлетворенности жизнью (М. Аргайл) [3, с. 9–10] (Argayl, 2003, р. 9–10), обусловленного влиянием экономических и неэкономических факторов, уровень которого можно оценить.
Счастье и государственная политика
Макроуровень экономики счастья реализуется государственной политикой в отношении счастья как важнейшего показателя социально-экономического развития. Вслед за гималайским королевством Бутан, утвердившим (1972 г.) измерение показателя валового национального счастья как баланса материального и духовного в оценке качества жизни, и достигнутым ростом важнейших социально-экономических показателей оценку уровня счастья стали практиковать ведущие страны Западной Европы и Востока (Франция, Великобритания, Китай, Япония) [6, 22] (Vorobev, Demchenko, 2013; Shmatova, Morev, 2015). Целостный подход к развитию счастья изложен в резолюции 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (25 августа 2011 г.). Данный документ, учитывая важность стремления к счастью как к «одной из основных целей человечества» и недостаточность показателя ВВП для характеристики счастья и благополучия народа, предлагает государствам – членам ООН с целью ориентации государственной политики разработать дополнительные меры, учитывающие «важность стремления к счастью и благополучию в контексте развития» [18]. Вместе с тем разработка государственной политики субъективного благополучия должна отличаться прозрачностью для населения относительно цели сбора данных и использования их результатов. В частности, скептицизм исследователей вызывает целесообразность институциализации счастья в авторитарных государствах (создание министерств по содействию благополучию в Объединенных Арабских Эмиратах, Венесуэле) [31] (Nikolova, Graham, 2020).
Счастье и доход
Вопрос о положительной линейной связи между уровнем дохода и уровнем счастья в долгосрочной (10 и более лет) перспективе является дискуссионным. Согласно «парадоксу Истэрлина» (Easterlin), в долгосрочной перспективе рост абсолютного (а не относительного) дохода не приводит к увеличению удовлетворенности жизнью по причине «эффекта насыщения», когда дополнительное повышение дохода, после определенного уровня, не приносит счастья; рост уровня счастья происходит на фоне увеличения доходов человека по сравнению с другими людьми («эффект относительного изменения доходов») [21, с. 104] (Chinakova, 2016, р. 104). Выводы Истэрлина подтверждены результатами работ зарубежных и отечественных исследователей [14, 30] (Larin, Filyasov, 2018, Kahneman, Deaton, 2010). Вместе с тем в ряде зарубежных работ подтверждается зависимость уровня счастья от дохода и опровергается эффект насыщения [21, с. 105–106; 22, с. 144] (Chinakova, 2016, р. 105–106; Shmatova, Morev, 2015, р. 144).
На повышение уровня счастья на рабочем месте могут повлиять неэкономические факторы [15, 20, 13] (Leyard, 2012; Filonenko, Yakovleva, 2018; Kolodko, 2009). Увлекательная работа (интересная, творческая, антирутинная) выступает не только источником дохода, но и придает дополнительный смысл жизни и приносит удовлетворение, удовольствие от процесса. Эвдемоническим измерением благополучия на работе предложена осмысленность работы, определяющая усилия на рабочем месте [31] (Nikolova, Graham, 2020). Учитывая важность для счастья собственной системы ценностей, семьи, друзей, возможным фактором влияния на счастье на рабочем месте выступит баланс между работой и личной жизнью. В свою очередь, снижение уровня счастья может быть обусловлено авторитарным стилем управления, уменьшением уровня доходов, отсутствием/потерей работы, профессиональным выгоранием сотрудника [15, 19, 20] (Leyard, 2012; Tachkova, 2019; Filonenko, Yakovleva, 2018).
Известный английский экономист, исследователь счастья Ричард Лэйард подчеркивает роль работодателя в изменении уровня счастья сотрудников. Повышение уровня счастья Лэйард связывает с фактором доверия, изменением стиля управления («нужны начальники, которые будут вдохновлять и вести за собой, вдохновляя, а не запугивая людей») и формы оплаты труда («оплата за командную работу приносит больше счастья по сравнению с индивидуальной оплатой труда») [29].
Таким образом, счастье на рабочем месте – субъективное представление сотрудника о благополучии, складывающееся под влиянием экономических и неэкономических факторов и способствующее осмысленной реализации в процессе трудовой деятельности собственного потенциала и повышению эффективности труда и трудовых отношений персонала. Достижение счастья на рабочем месте является практически полезной целью как для сотрудника, так и для компании.
Таблица 1
SWOT-анализ счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании
|
S (Strengths, сильные стороны)
|
W (Weaknesses, слабые стороны)
|
|
S1 Цель
для сотрудника и компании
S2 Повышение трудовых показателей сотрудника S3 Повышение устойчивости намерения продолжить работу в организации S4 Улучшение здоровья сотрудника S5 Измеримость преимуществ ценности |
W1Краткосрочность
эффектов
W2 Этический конфликт в представлениях о счастье на рабочем месте, его
значимости и стремлении к достижению цели
|
|
О (Opportunities, возможности)
|
Т (Threats, угрозы)
|
|
O1
Государственная политика в отношении валового национального счастья (ВНС)
O2 Готовность работодателя к внедрению изменений и повышению уровня счастья на рабочем месте O3 Баланс между работой и личной жизнью О4 Увлекательность работы |
T1
Авторитарный стиль управления и отсутствие готовности менеджмента к повышению
уровня счастья сотрудников на рабочем месте
Т2 Отсутствие возможности инвестиций в повышение уровня счастья T3 Отсутствие в организации прозрачности информации о значении счастья сотрудников для достижения целей компании T4 Работа как рутина Т5 Профессиональное выгорание сотрудников |
Для формирования групп стратегических альтернатив (SO, ST, WO, WT) счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании, направленных на достижение цели и ключевых результатов, выполнен поэлементный SWOT-анализ.
Таблица 2
Результаты поэлементного SWOT-анализа счастья на рабочем месте как ценности для сотрудника и компании
|
|
S:
S1 Цель для сотрудника и компании S2 Повышение трудовых показателей сотрудника S3 Повышение устойчивости намерения продолжить работу в организации S4Улучшение здоровья сотрудника S5 Измеримость преимуществ ценности |
W:
W1Краткосрочность эффектов W2Этический конфликт в представлениях о счастье на рабочем месте, его значимости и стремлении к достижению цели |
|
O:
O1 Государственная политика в отношении валового национального счастья (ВНС) O2 Готовность работодателя к внедрению изменений и повышению уровня счастья на рабочем месте O3 Баланс между работой и личной жизнью О4 Увлекательность работы |
SO:
1. Разумное (осмысленное) управление счастьем (S1 S2 S3 S4 S5 O2 О4) 2. Утверждение счастья на рабочем месте ключевым результатом деятельности подразделения / компании (S1 S2 S5 O1 O2) 3. Разработка Регламента оценки счастья на рабочем месте (S5 O1 O2) 4. Мониторинг уровня счастья на рабочем месте и корректирующие действия по его повышению (S1 S2 S3 S4 S5 O1 O2) 5. Гибкость организационной среды: гибрид физической и цифровой среды (S3 S4 O3) |
WO:
1. OKR-подход к счастью на рабочем месте как ценности (W1 О1 O2 О3) 2. Разработка этического кодекса о счастье на рабочем месте (W2 О1 О4) |
|
Т:
T1 Авторитарный стиль управления и отсутствие готовности менеджмента к повышению уровня счастья сотрудников на рабочем месте Т2 Отсутствие возможности инвестиций в повышение уровня счастья T3 Отсутствие в организации прозрачности информации о значении счастья сотрудников для достижения целей компании T4 Работа как рутина Т5 Профессиональное выгорание сотрудников |
SТ:
1. Визионерское лидерство (S1 T1 T2 T4 T5) 2. Оценка эффективности счастья на рабочем месте (S1 S5 T3) 3. Вовлечение сотрудников в организацию и работу (S2 S3 S4 T4 T5) |
WТ:
1. Разработка Политики счастья на рабочем месте как субъективного благополучия (W1 T1 Т2 T4 T5) 2. Практика прозрачности (W2 T3 T5) |
При формировании групп стратегических альтернатив мы исходили из понимания счастья на рабочем месте как состояния субъективного благополучия и разработки возможных изменений на уровне организации. Поясним некоторые варианты решений.
Счастье на рабочем месте и OKR-подход
В целом практика счастья на рабочем месте как ценности релевантна OKR-подходу (Objectives and Key Results, цели и ключевые результаты)– инструменту управления, который реализуется гибкой системой постановки труднодостижимых целей («куда я хочу пойти») и ключевых результатов, количественно выраженных и измеряемых, с помощью которых оценивается достижение целей. Данный подход требует понимания смысла результатов – «выхода за рамки цифр», ежеквартального (либо в иной краткосрочный интервал) обновления OKR, тщательного изучения результатов для изменения стратегии/бизнес-модели, признания важности кросс-функционального взаимодействия и ценности команд, внутренней прозрачности, реализуемой вертикально с целью открытости целей и результатов для каждого сотрудника. Данное представление об OKR емко реализовано в определении П. Нивена и Б. Ламорта: «OKR – это структура критического мышления и постоянная дисциплина, направленная на то, чтобы сотрудники работали вместе, сосредоточив свои усилия на внесении ощутимого вклада в развитие компании» [17, с. 36] (Niven, Lamort, 2021, р. 36).
Разумное (осмысленное) управление счастьем на рабочем месте
Разумное управление счастьем на рабочем месте основано на том, что работа является не только источником дохода, удовольствия, блага или пользы, но и источником смысла. Осмысленность работы означает отношение к работе, характеризуемое признанием наличия в труде и трудовых отношениях смысла как ведущей идеи, разумного основания действий. Осмысленность работы целесообразна для нейтрализации слабых сторон концептов счастья как цели: безмятежности – при фокусировке на смысле рабочих задач, блага – при понимании собственного вклада в достижение целей организации. Такой подход позволит прагматически рассматривать значимость счастья как для сотрудника, так и для организации, учитывая встроенность данной ценности в организационный контекст. Обращение к осмысленности, наряду с удовольствием, коррелирует с современным принципом счастья П. Долана, соединяющим в счастье удовольствие и смысл при соблюдении баланса между двумя переменными [9] (Dolan, 2019). Также разумное управление счастьем включает практику осознанности (дыхательные практики, медитации и другие техники), способствующую [15, 33] (Leyard, 2012; Slutsky, Chin, Raye, Creswell, 2019) достижению позитивных эффектов в борьбе со стрессом, повышению привлекательности и продуктивности работы и, как следствие, предупреждению профессионального выгорания сотрудников.
Визионерское лидерство («идеалистический стиль») – один из стилей управления на основе эмоционального интеллекта, имеющий сильнейшее позитивное воздействие на климат в организации, в соответствии с которым руководитель «воодушевляет людей, рисуя им привлекательный образ будущего», удерживает ценных сотрудников, помогая им получить ясное представление о значении их работы для компании и о причинах этого [23] (Goulman, Boyatsis, Makki, 2020); при условии, что менеджеры среднего и низшего звена разделяют стратегию компании [10] (Knippenberg, Pork, Tarakchi, Ates, Groenen, 2019).
Главным условием реализации предлагаемых стратегических альтернатив является готовность работодателя к внедрению изменений и повышению уровня счастья на рабочем месте.
Заключение
Таким образом, анализ внутренних и внешних факторов счастья на рабочем месте, сгруппированных по сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам, позволил провести комплексный анализ исследуемой ценности для сотрудника и компании и сформировать группы стратегических альтернатив (SO: разумное (осмысленное) управление счастьем, утверждение счастья на рабочем месте ключевым результатом деятельности подразделения/компании; разработка Регламента оценки счастья на рабочем месте, мониторинг уровня счастья на рабочем месте и корректирующие действия по его повышению, гибкость организационной среды: гибрид физической и цифровой среды; WO: OKR-подход к счастью на рабочем месте как ценности, разработка этического кодекса о счастье на рабочем месте; SТ: визионерское лидерство, оценка эффективности счастья на рабочем месте, вовлечение сотрудников в организацию и работу; WТ: разработка Политики счастья на рабочем месте как субъективного благополучия, практика прозрачности счастья на рабочем месте.
При разработке решений мы исходили из субъективности представлений о счастье и влияния на благополучие сотрудника экономических и неэкономических факторов, а также из возможности изменений при внедрении счастья на рабочем месте на микроуровне.
Источники:
2. Антипина О.Н. Этические аспекты экономической теории счастья // Общественные науки и современность. – 2021. – № 1. – c. 48-62. – doi: 10.31857/S086904990013360-8.
3. Аргайл М. Психология счастья. / 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 272 c.
4. Аристотель Никомахова этика. / Сочинения: в 4 томах, перевод с древнегреческого. - Москва: Мысль, 1983. – 53-293 c.
5. Ачор Ш. Преимущество счастья. 7 принципов успеха по результатам исследований компаний из списка Fortune. - М.: Эксмо, 2014. – 263 c.
6. Воробьев Е.М., Демченко Т.И. Экономика счастья как новая экономическая парадигма // Вісник Харківського національного університетуімені В. Н. Каразіна. – 2013. – № 1086. – c. 74-77.
7. Гедонизм. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd07c3d269cbfc62c74c0d0 (дата обращения: 13.01.2022).
8. Гуриев С. Количественные исследования счастья. Слон. [Электронный ресурс]. URL: https:// slon.ru/economics/ kolichestvennye_issledovaniya_schastya-341925.xhtml (дата обращения: 12.12.2021).
9. Долан П. Счастье по расчету. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 368 c.
10. Книппенберг Д. ван, Порк Д., Таракчи М., Атес Н.Я., Гроенен П. Темная сторона визионерства. Hbr-russia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/796232 (дата обращения: 10.01.2022).
11. Ковалев А.А., Князева Е.Ю. Иеремия Бентам о теории организации, принятии управленческих решений, государственном управлении и политики: история и современность // Вопросы управления. – 2020. – № 3(64). – c. 6-19. – doi: 10.22394/2304-3369-2020-3-6-19 .
12. Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Счастье и его детерминанты (статья 1) // Социологические исследования. – 2015. – № 12(380). – c. 120-132.
13. Колодко Гж. В. Мир в движении. / Монография. - М.: Магистр, 2009. – 576 c.
14. Ларин А.В., Филясов С.В. Парадокс Истерлина и адаптация в России // Higher School of Economics Economic Journal. – 2018. – № 1. – c. 59-83. – doi: 10.17323/1813-8691-2018-22-1-59-83 .
15. Лэйард Р. Счастье: уроки новой науки. / пер. с англ. - М.: Изд. Института Гайдара, 2012. – 416 c.
16. Маркс К.. Энгельс Ф. Немецкая идеология. / Сочинения. – Издание 2-е. Т.3. - Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 7-544 c.
17. Нивен П., Ламорт Б. Цели и ключевые результаты. Полное руководство по внедрению OKR. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 224 c.
18. Счастье: целостный подход к развитию. Резолюция 65-ий сессии Генеральной ассамблеи ООН. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/65/309 (дата обращения: 15.01.2022).
19. Тачкова И.А. Теоретико-методические аспекты счастья // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2019. – № 7(105). – c. 87-93.
20. Филоненко Ю.В., Яковлева Е.А. Факторы и компоненты субъективного благополучия научно-педагогических работников современных университетов // Journal of Economic Regulation. – 2018. – № 4. – c. 160-177. – doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.4.160-177.
21. Чинакова Н.В. Экономика счастья: современные исследования и дискуссии // Мир экономики и управления. – 2016. – № 1. – c. 101-115.
22. Шматова Ю.Е., Морев М.В. Измерение уровня счастья: литературный обзор российских и зарубежных исследований // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 3(39). – c. 141-162. – doi: 10.15838/esc/2015.3.39.11.
23. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Пер. с англ. – 11-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 304 c.
24. Эпикур Письмо к Менекею. / Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983. – 305-319 c.
25. Mario Baudino A Dose Of Epicurus: Ancient Philosopher Cures Italy's COVID Souls. Worldcrunch.com. [Электронный ресурс]. URL: https://worldcrunch.com/coronavirus/covid-and-mental-health (дата обращения: 20.12.2021).
26. Bernecker K., Becker D. Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1998. – № 4. – p. 627-642. – doi: 10.1177/0146167220941998.
27. Cascio J. Facing the Age of Chaos. Medium.com. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 11.11.2021).
28. Easterlin R.A. Paradox Lost? // USC-INET Research Paper. – 2016. – № 16-02. – p. 42. – doi: 10.2139/ssrn.2714062.
29. Нappiness and work: An interview with Lord Richard Layard. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/leadership/happiness-and-work-an-interview-with-lord-richard-layard (дата обращения: 10.01.2022).
30. Kahneman D., Deaton A. High income improves evaluation of life but not emotional well-being // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2010. – № 38. – p. 16489-16493. – doi: 10.1073/pnas.1011492107.
31. Nikolova M., Graham C. The Economics of Happiness // GLO Discussion Paper. – 2020. – № 640. – p. 35.
32. Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. Happiness and productivity // Journal of Labor Economics. – 2015. – № 4. – p. 789-822. – doi: 10.1086/681096.
33. Slutsky J., Chin B., Raye J., Creswell J.D. Mindfulness training improves employee well-being: A randomized controlled trial // Journal of Occupational Health Psychology. – 2019. – № 24(1). – p. 139-149. – doi: 10.1037/ocp0000132.
34. Why Happiness at Work?. Iopenerinstitute.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iopenerinstitute.com/happiness-at-work (дата обращения: 12.12.2021).
Страница обновлена: 03.09.2025 в 22:25:10
Download PDF | Downloads: 44
Happiness in the workplace as a value for the employee and the company
Ivanova O.E.Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 2 (April-June 2022)
Abstract:
Happiness in the workplace is a tool for increasing efficiency in management and responding to the challenges of the modern world. Investments in increasing happiness in the workplace pay off by increasing the employees' productivity and loyalty, reducing the number of days missed due to illness. The purpose of the article was to explore the strengths and weaknesses, opportunities and threats of happiness in the workplace as values for the employee and the company. The theoretical basis of the research is as follows: the philosophical conceptual framework of happiness as a goal, the concept of happiness economics, the concept of the OKR approach as a management tool. A pragmatic approach, conceptual analysis, dichotomous analysis and SWOT analysis were used. The concepts of happiness as goals for the employee and the company are revealed. The measurability of the happiness benefits in the workplace is presented. The SWOT analysis of internal and external factors of happiness in the workplace was carried out. In order to improve the efficiency of management at the micro level, groups of strategic alternatives to happiness in the workplace have been identified. The relevance of happiness in the workplace to a flexible OKR approach to management and reasonable management of happiness is substantiated.
Keywords: happiness, labour indicators, goal, value, happiness economics
JEL-classification: О15, D60, D91

Россия, Челябинск