Interaction between the labor market and the market for educational services: theoretical aspects of the study

Dorokhova N.V.1, Nikulina Yu.N.2
1 Воронежский государственный университет
2 Оренбургский государственный университет

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67897669

Abstract:
The research works of domestic and foreign scientists in the field of interaction between the labor market and the market of educational services, including integration processes in education and economy, were sued as the theoretical basis of the study. The article is focused on the analysis and systematization of the theoretical views of scientists considering various aspects and approaches to the interaction of labor markets and educational services. The content and functional aspects of the interaction between the labor market and the market of educational services are determined. The approaches to the system of interaction of the studied markets are systematized and revealed. It is concluded that the mechanism of interaction between the two markets assumes consideration of the interests of all subjects and includes implementation of a certain list of functions (reproductive, informational, stimulating, coordinating, regulating, and integrating), principles (universal, organizational, and managerial), methods (organizational, economic, regulatory, and institutional), and spheres of interaction.

Keywords: labor market, educational services market, interaction, approach, tool, partnership, integration



Введение

Важным условием повышения эффективности функционирования экономики в современных условиях является разработка новых подходов и инструментов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в целях развития человеческого капитала и обеспечения технологического суверенитета [1]. Под взаимодействием в данном контексте необходимо понимать взаимосвязанное функционирование субъектов и механизмов, развивающееся под влиянием различных факторов.

В отечественной научной литературе в разное время уделялось значительное внимание исследованию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе его содержательных и функциональных аспектов. Так, Юрьева М.А., рассматривая концептуальный аспект взаимодействия рынков высшего образования и труда, определяет, что онo представляет собой систему социально-экономических отношений, складывающихся между субъектами по поводу воспроизводства трудового потенциала и его трансформации в фактор обеспечения устойчивого социально-экономического развития [2].

Кутейницына Т.Г., исследуя вопросы взаимодействия профессионального образования и рынка труда, определяет в качестве содержательного аспекта взаимодействия институциализированную форму социального партнерства [3].

Мингалева Ж. А., Каменских М.А. акцентируют внимание на сетевом взаимодействии субъектов, генерирующих рост промышленного производства, и рассматривает их в качестве системы устойчивых и непрерывных связей равноправных и формально независимых субъектов, осуществляющих совместную деятельность на основе сетевой интеграции и гармонизирующих свои интересы [4].

Теоретические и практические вопросы интеграционного взаимодействия образовательной и производственной сфер, как фактора модернизации экономики в аспекте как ресурсного, так и организационно-управленческого взаимодополнения находят отражение в исследованиях Винслава Ю. Б. и Лунькина А.Н. [5].

Некрестьянова С.Я. обращает внимание на процессы интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг и формулирует интеграционное взаимодействие в качестве совокупности законодательно-правовых положений и организационно-экономических инструментов взаимодействия, ориентированных на достижение равновесия функционирования рынков [6].

Несмотря на многочисленные исследования различных авторов, проблема не достаточно разработана с позиции определения теоретических положений и подходов к взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг в условиях интеграционных процессов в сфере подготовки кадров, является актуальной и представляющей научный интерес. Целью настоящей статьи является исследование теоретических вопросов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе систематизация основных подходов к содержательным и функциональным аспектам такого взаимодействия.

Развитие теоретических положений взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

В научной литературе существуют разные теоретические взгляды и подходы, определяющие содержательные и функциональные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Анализ и обобщение взглядов отечественных исследователей на различные проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг позволили обосновать его следующие содержательные и функциональные аспекты. Так, взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, на наш взгляд, формируется совокупностью отношений, которые можно сгруппировать по следующим блокам.

Во-первых, блок рыночных отношений, возникающих в рамках функционирования рынка труда и рынка образовательных услуг, основным объектом которых выступают человеческие ресурсы. Во-вторых, блок взаимодействия субъектов рынков, предполагающий реализацию и учет интересов субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг. В-третьих, блок отношений, развивающихся по поводу регулирования и управления, основным инструментом которого является законодательство. Причем стоит отметить, что фундаментом каждого из блоков системы взаимодействия выступает определенная концепция или теория, раскрывающая особенности конкретного блока [7].

Рассмотрим детально теоретические воззрения, определяющие каждый из перечисленных выше блоков.

На наш взгляд, блок рыночных отношений базируется в большей степени на теориях, связанных с человеческими ресурсами и определяющими, что лежит в основе такого взаимодействия. Блок взаимодействия субъектов рынков, подразумевающий реализацию конкретных и согласование общих интересов, опирается на теорию заинтересованных сторон и концепцию социального партнерства. В основе реализации механизма регулирования как элемента взаимодействия рынков труда и образовательных услуг лежит теория стратегического управления и концепция программно-целевого управления.

Платонова Е.Д., Фадеева Н.Г., исследуя роль теории человеческого капитала в социально - экономическом развитии страны утверждали, что в современной экономике качество человеческого капитала играет решающую роль в конкурентоспособности экономики и в устойчивости экономического роста. По мнению ученых, теория человеческого капитала, во-первых закономерно появилась как результат решения проблем, вызванных научно-технологическими изменениями, новой ролью человека и соответственно уровнем затрат на формирование его способности к трудовой и предпринимательской деятельности и, во-вторых, отразила национальные особенности финансирования образования со стороны домохозяйств, представителей бизнес - сообщества и государства в странах с рыночной координацией [8].

Тугускина Г. Н. обращает внимание, что вклад человеческого капитала в экономический рост происходит через повышение эффективности всех видов экономической, интеллектуальной и управленческой деятельности, реализующейся в рамках рыночных отношений, возникающих в рамках взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [9].

Исследования, проведенные И. Майбуровым, свидетельствуют о наиболее значительном вкладе системы высшего образования в экономический рост. Но для повышения показателей экономического роста рекомендуется сокращение роли государства в экономике. Кроме прямого государственного финансирования стимулировать развитие образования можно, обеспечив перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Причем выбор необходимых программ должен осуществляться самими предприятиями, что может и повысить эффективность обучения. То есть речь идет о развитии форм социального партнерства образования, власти и бизнеса - как основных субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг в развитии человеческого капитала с целью экономического роста [10].

Таким образом, основные концептуальные положения теории человеческого капитала имеют практическое значение и являются основополагающими при разработке политики функционирования и взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в целях достижения их равновесия и обеспечения экономического роста.

Теория социального партнерства подразумевает реализацию целей социально-трудовых отношений, связанных с развитием человеческого потенциала, повышением качества подготовки кадров. Механизм социального партнерства, являющийся основополагающим понятием теории социального партнерства, включает соглашения, правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и учитывающие интересы субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг. Партнерство также направлено на усиление синергетического эффекта от объединения усилий при достижении общих целей. Концепция заинтересованных сторон также лежит в основе реализации взаимных интересов субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг и позволяет учитывать их мнения и ожидания относительно результатов взаимодействия [11, 12].

Третий блок в структуре взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг представлен системой регулирования, в основе которой – теория стратегического целеполагания и концепция программно-целевого управления.

Теория стратегического целеполагания представляет идеологические основания государственной политики, представления о приоритетных проблемах функционирования общества и предлагаемые направления их решения. Причем, исследователи Долженкова Ю.В., Руденко Г.Г. отмечают, что в современной экономике РФ меняется целеполагание государства в сфере труда под воздействием внутренних и внешних факторов в пользу необходимости использования инструментов государственного воздействия в управлении человеческими ресурсами и процессами взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [13].

Политика стратегического целеполагания и управления в области взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг должна, на наш взгляд, на этапе анализа и прогнозирования учитывать соответствующие тенденции развития в мире и опираться на метод форсайт-прогнозирования; на этапе конкретизации целей взаимодействия опираться на принципы устойчивого развития и цифровизации экономики; на этапе реализации механизмов взаимодействия рынков обеспечивать визуализацию стратегии взаимодействия в форме инфографики.

Программно-целевое управление в области взаимодействия рынков можно рассматривать как способ выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на достижение целей взаимодействия. Государственные программы и проекты используются в качестве инструмента регулирования процессов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, определяя в качестве целей и задач векторные направления развития указанных рынков и направления их взаимосвязи и соответствующее ресурсное обеспечение [14].

Анализ вклада отдельных теорий в формирование концепции взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг показал, что на основе синтеза теорий можно сформировать основные теоретические положения указанного взаимодействия рынков. На наш взгляд, определяющими функциональные связи элементов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является интеграция теорий человеческого капитала, социального партнерства и теории заинтересованных сторон, теория стратегического управления, концепция программно- целевого управления.

Подходы к исследованию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг: содержательные и функциональные аспекты

В основу каждой из существующих точек зрения на понятие и инструменты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг положен определенный теоретический подход к содержательной стороне и виду такого взаимодействия. На основе обобщения точек зрения различных авторов на проблему формирования теоретического базиса исследования взаимодействия данных рынков, нами были выделены следующие основные подходы, лежащие в основе такого взаимодействия (таблица 1) [15, 16,17].

Таблица 1- Характеристика подходов к содержанию понятия «взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг» («Составлено авторами»)

Название подхода
Содержание подхода
Системный подход
(Юрьева М.А. [2],
Волгин Н.А. [11], Гневашева В.А. [17] )
Система взаимодействия рынков рассматривается как множество взаимосвязанных элементов, отношений, реализации интересов субъектов, прямых и обратных связей между ними
Программно-целевой
подход
(Завгородняя В.В. [15],
Голышев И.Г. [22])
Подход, основанный на точном определении целей взаимодействия, формировании и осуществлении программ, проектов согласно заданным целям
Процессный подход
(Некрестьянова С.Я. [6], Гущина Е.Г. [12])
Взаимодействие рынков определяется как совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на повышение эффективности взаимосвязи и партнерства между предприятиями, органами власти, образовательными организациями в целях подготовки конкурентоспособных специалистов
Институциональный
подход
(Лунькин А.Н. [5], Гриненко С.В. [20])
Учреждение субъектами рынков совместных организационно-правовых структур с целью повышения эффективности взаимодействия: технопарки, ресурсные центры, стратегические альянсы, консорциумы и т.д.
Кластерный подход
(Каменских М.А. [4] , Перевозчикова Н.А. [16])
Формирование образовательных кластеров по направлениям подготовки

Рассмотрим более детально содержательные аспекты представленных в таблице 1 подходов.

Системный подход к взаимодействию рынков подразумевает совокупность структурного (определенный вид связей и зависимостей между элементами), функционального (определение функций, для выполнения которых создана система взаимодействия), целевого (взаимоувязка целей системы между собой), интеграционного (определение качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность) и исторического аспектов (условия возникновения системы, этапы функционирования, современное состояние и перспективы развития) [18].

В качестве структурных элементов использования программно-целевого подхода в области взаимодействия рынков труда и образовательных услуг выступают: установление целей взаимодействия; разработка мероприятий, направленных на достижение целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; мотивация субъектов рынков в достижении поставленных целей с учетом специфики интересов; контроль реализации и ресурсное обеспечение программных мер. Стратегическое целеполагание в области функционирования и взаимодействия рынков труда и системы образования - важнейший и ответственный компонент государственного управления [19]. Важнейшим этапом взаимодействия двух рынков является создание условий его эффективной реализации: инвестирование и финансирование, разработка нормативно-правовой и материально-технической баз. Данный этап реализуется на федеральном, региональном и муниципальных уровнях власти с непосредственным участием органов исполнительной власти, субъектов системы образования и бизнес- сообщества.

Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг с точки зрения процессного подхода состоит из следующих процессов, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов: целеполагания, прогноза потребности, профессиональной ориентации, обеспечения потребности в кадрах и оценки качества подготовки специалистов. Реализация четко сформулированных задач развития рынка труда и рынка образовательных услуг позволяет создать благоприятные условия реализации процессов. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг происходит дискретно, со значительными разрывами во времени. Чем длительнее процесс обучения, тем больше временной разрыв между взаимным приспособлением рынков и тем больше вероятность структурных диспропорций в профессиональной подготовке кадров.

С позиции институционального подхода субъекты рынка труда и рынка образовательных услуг, как правило, создают особые институциональные структуры, призванные реализовать интересы соответствующих субъектов рынков. В рамках макро- и микросистем вырабатываются алгоритмы или схемы поведения, являющиеся в данных условиях наиболее эффективными [20].

Использование кластерного подхода обусловлено необходимостью снизить несогласованность на рынке труда и рынке образовательных услуг за счет интеграции субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг в рамках повышения эффективности использования кадрового потенциала территории. Результативность использования кластерного подхода в системе взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда подтверждается внедрением практических инструментов социального партнёрства индустриальных партнеров и образовательных организаций в систему подготовки кадров [21].

Таким образом, теоретический базис исследования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на современном этапе развития представлен широким спектром подходов, дополняющих друг друга и раскрывающих сущностные и содержательные аспекты такого взаимодействия.

Общие выводы и предложения

Исследуя теоретические аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, на наш взгляд, можно сделать вывод, что на практике отдельные элементы различных подходов находят отражение в соответствующих проектах, программах, стратегиях как на федеральном, так и региональном уровнях.

Сделаны выводы, что механизм взаимодействия двух рынков предполагает учёт интересов всех субъектов и включает реализацию определенного перечня функций (воспроизводственная, информационная, стимулирующая, координирующая, регулирующая, интегрирующая), принципов (универсальные, организационные, управленческие), методов (организационно – экономические, нормативно-правовые, институциональные) и направлений взаимодействия.

В качестве направлений взаимодействия рынков труда и образовательных услуг по уровню взаимосвязи выделяют вертикальное и горизонтальное взаимодействие рынков. Результат взаимодействия как классификационный признак направления взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг позволяет сформулировать следующие его виды: эффективное, стратегическое, комплементарное, сетевое, интеграционное [22].

Система взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг представляет собой взаимосвязь действий органов власти, субъектов сферы образования и обеспечения занятости по регулированию процессов, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов: целеполагания, прогноза потребности, профессиональной ориентации, обеспечения потребности в кадрах и оценки качества подготовки специалистов с помощью инструментов и механизмов в форме установления законодательных норм и правил, в том числе по формированию материально-технической базы учреждений системы подготовки кадров на основе механизма инвестирования и финансирования (рисунок 1).

Инструменты и механизмы

Субъекты сферы образования и обеспечения занятости

Процессы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Работодатели

Объединения предприятий-работодателей
Корпорации, холдинги Крупные предприятия
Малое и среднее предпринимательство

Рисунок 1 – Система взаимодействия рынков труда и рынка образовательных услуг в рамках социально-экономической системы («Составлено авторами»)

К числу основных функциональных аспектов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг можно отнести - структурность (основные элементы рынков совпадают по наличию ряда структурных элементов), взаимозависимость (субъекты и процессы функционирования рынков труда и образовательных услуг находятся в определенной зависимости друг с другом, имеют прямые и обратные связи), целенаправленность (рынки обособленно и как система взаимодействия имеют определенные стратегические цели и развиваются в направлении их достижения), управляемость (способность функционирования и развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг как системы), адекватность (взаимодействие рынков происходит с учетом тенденций социально-экономического развития страны в целом и ее регионов).

Таким образом, взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг представляет собой сложный и многоаспектный процесс, исследование которого вызывает высокий научный интерес и имеет практическую значимость.


References:

Dashkova E.S., Dorokhova N.V., Zenkova O.A. (2023). Regionalnyy rynok truda v usloviyakh sotsialno-ekonomicheskikh preobrazovaniy [The regional labor market in the context of socio-economic transformations] Voronezh: Izdatelskiy dom VGU. (in Russian).

Gnevasheva V.A. (2014). Predposylki i perspektivy integratsii rynka obrazovatelnyh uslug i rynka truda Rossii [Prerequisites and prospects of integrating the market of educational services and the labor market in Russia]. Znanie. Ponimanie. Umenie. (3). 24-30. (in Russian).

Golyshev I.G. (2012). Realizatsiya proektno-tselevogo podkhoda v regionalnoy sisteme professionalnogo obrazovaniya [Implementation of the project-oriented approach in the regional vocational education system]. Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossiyskoy akademii narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. (3). 94-102. (in Russian).

Grinenko S.V. (2008). Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v sisteme vzaimodeystviya professionalnogo obrazovaniya i rynka truda [Information and communication technologies in the system of interaction between vocational education and the labor market] Taganrok: TTI YuFU. (in Russian).

Guschina E.G., Vitaleva E.M., Marusinina E.Yu. (2023). Marketingovye instrumenty vzaimodeystviya organizatsiy vysshego obrazovaniya na rynke truda [Marketing tools for the interaction of higher education organizations in the labor market] Economic development of Russia: challenges and opportunities in a changing world. 66-69. (in Russian).

Khromov N.I., Buntovskaya L.L., Baltacheeva N.A., Dorokhova N.V., Dashkova E.S. (2023). Issledovanie sistemy professionalnogo obrazovaniya v kontekste formirovaniya trudovogo potentsiala regiona [Vocational education system in the context of formation of regional labor potential]. Russian Journal of Labor Economics. 10 (12). 1867-1878. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.12.120168.

Korogodin I.T. (2023). Metodologiya sistemnoy paradigmy issledovaniya sovremennoy proizvoditelnosti truda [System paradigm methodology for research of modern labor productivity]. Russian Journal of Labor Economics. 10 (1). 157-170. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.1.116973.

Kuteynitsyna T.G. (2009). Institutsionalizatsiya vzaimodeystviya rynka truda i sistemy professionalnogo obrazovaniya: teoreticheskie podkhody i praktika [Institutionalization of interaction between the labor market and the vocational education system: theoretical approaches and practice]. Vestnik of Samara State University. (3). 31-37. (in Russian).

Mayburov I.A. (2003). Vklad chelovecheskogo kapitala v ekonomicheskoe razvitie Rossii [The contribution of human capital into Russian economic development]. Economics of Contemporary Russia. (4). 54-70. (in Russian).

Mingaleva Zh.A., Kamenskikh M.A. (2018). Metodika otsenki vliyaniya setevogo vzaimodeystviya na sostoyanie regionalnoy promyshlennosti [Method of assessment influence of network collaboration on the regional industry]. Fundamental research. (9). 73-77. (in Russian).

Nekrestianova S.Ya. (2010). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm integratsii rynka truda i rynka obrazovatelnyh uslug [Organizational and economic mechanism of integration of the labor market and the educational services market]. Economics of education. (2). 132-150. (in Russian).

Nikulina Yu.N. (2015). Vzaimodeystvie rynka truda i rynka obrazovatelnyh uslug regiona: voprosy teorii i praktiki [Interaction of the labor market and the educational services market in the region: issues of theory and practice] Moscow: Pero. (in Russian).

Perevozchikova N.A., Vasilenko T.D. (2018). Kontseptualnye osnovy mekhanizma vzaimodeystviya rynka truda i rynka obrazovatelnyh uslug [The conceptual basis of the mechanism of co-operation between the labour market and market of educational services]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovaniy. (1). 14-21. (in Russian).

Razumova T.O., Teleshova I.G. (2023). Transformatsiya sistemy vysshego obrazovaniya: vyzovy i perspektivy [Transformation of the system of higher professional education: challenges and perspectives]. Living standards of the population of Russian regions. 19 (3). 338-349. (in Russian). doi: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_3_338_349.

Rudenko G.G., Dolzhenkova Yu.V. (2019). Rossiyskiy rynok truda: sootnoshenie gosudarstvennogo regulirovaniya i mekhanizmov samonastroyki [The Russian labor market: the ratio of state regulation and self-adjustment mechanisms]. Bulletin of Omsk University Series \. 17 (3). 161-169. (in Russian). doi: 10.25513/1812-3988.2019.17(3).161-169.

Shakhova N.V., Bakalova T.V., Butova L.M. (2020). Vzaimodeystvie sistemy obrazovaniya i biznesa [The relationship between the education system and business]. Modern economy: problems and solutions. (4). 54-62. (in Russian). doi: 10.17308/meps.2020.4/2341.

Sozinova A.A., Ryattel A.V., Saveleva N.K., Meteleva O.A. (2022). Klasternyy podkhod k otsenke pokazateley rynka truda: krossregionalnoe sravnenie [A cluster approach to assessing labour market indicators: cross-regional comparison]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (10). 1509-1526. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.10.116372.

Tuguskina G.N. (2024). Chelovecheskiy kapital regionov kak osnova formirovaniya natsionalnogo chelovecheskogo kapitala [Regional human capital as the basis for the formation of national human capital]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 34 (2). 271-277. (in Russian). doi: 10.35634/2412-9593-2024-34-2-271-277.

Vinslav Yu.B., Lunkin A.N. (2019). Rynok truda, tekhnologicheskie innovatsii i professionalnoe obrazovanie: problemy strategicheskogo upravleniya [Labor market, technological innovations and professional education: problems of strategic management]. Vocational education and society. (1). 133-139. (in Russian).

Volgin N.A. (2023). Vosproizvodstvennyy klassicheskiy i sovremennyy utochnyonnyy podkhody k ponimaniyu rynka truda i zanyatosti [Reproductive classic and modern refined approaches to understanding the labor market and employment]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (2). 5. (in Russian).

Yureva M.A. (2018). Modeli i mekhanizmy vzaimodeystviya rynka obrazovatelnyh uslug i rynka truda regiona [Models and mechanisms of interaction of education market and labour market in the region]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (3). 187-194. (in Russian).

Zavgorodnyaya V.V., Khamalinskiy I.V. (2014). Osnovnye napravleniya razvitiya vzaimodeystviya rynka truda i rynka obrazovatelnyh uslug [The main directions of development of interaction between the labor market and the educational services market]. Regional Economics: Theory and Pactice. (37). 37-45. (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 22:26:21