Образовательный комплекс и рынок труда: особенности взаимодействия

Хамбазаров Ш.Б.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 9, Номер 2 (Апрель-Июнь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=40381356
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Цель статьи – рассмотрение особенностей взаимодействия образовательного комплекса и рынка труда. Актуальность темы статьи обусловлена следующим. Возникновение спроса на рынке труда – это сложный многофакторный процесс, который, определяется, в частности, спросом на рынке товаров и услуг. С другой стороны, по отношению к спросу в системе образовательного комплекса вузов этот спрос является вторичным. Таким образом, возникает сложная система взаимоотношений на данных рынках, что и повышает актуальность исследования особенностей взаимодействия всех этих факторов. Материалы и методы. Методической основой данной статьи являются нормативно-правовые документы в сфере регулирования рынка труда РФ, а также открытые аналитические материалы по ключевым аспектам рынка труда. При написании статьи применялись следующие методы: анализ, синтез, систематизация, сравнение. Результаты. В результате проведенного исследования были выделены основные закономерности и новые тенденции взаимодействия образовательного комплекса и рынка труда. Выводы. Обосновано, что основными факторами развития взаимодействия рынка труда и образовательного комплекса должны стать развитие непрерывного профессионального образования, повышение качества образования, обеспечение мобильности рабочей силы. В ходе регулирования механизма взаимодействия рынка труда и образовательного комплекса должен соблюдаться баланс частного и общественного интересов всех субъектов этих рынков, а также необходима разумная децентрализация управления процессами взаимодействия между работодателями и учреждениями профессионального образования.

Ключевые слова: рынок труда, государственное регулирование, образование, рынок образовательных услуг, рабочая сила, образовательная услуга, кадровое обеспечение, образовательный комплекс

Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 13.08.2018).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018). [Электронный ресурс] КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 13.08.2018).
3. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации"от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 13.08.2018).
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 13.08.2018).
5. Положение о Федеральной службы по труду и занятости (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 г. N 1581) // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 13.08.2018).
6. Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ. URL: http: // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok (дата обращения: 18.05.2019).
7. Бондаренко О.В. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3-1. – С. 114-116
8. Боттаева Д.Ю. Особенности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник университета. – 2017. – № 3. – С. 215-219.
9. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Системный подход к определению форм взаимодействия крупных и малых предприятий // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 2. № 2. С. 84-87.
10. Урусова А.А. Рынок труда Российской Федерации: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. – № 6. – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/01EVN617.pdf (дата обращения: 13.08.2018).
11. Степанов Ю.В. Проблемы и перспективы развития частно-государственного партнерства в образовании // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2012. – № 6. – С. 188–191.
12. Шаринова Г.А. Рынок труда и современные проблемы регулирования трудовых отношений // Наука и образование: современные тренды. – 2015.- № 2 (8). – С. 127-136.
13. Юсупова М.С. К вопросу о государственном регулировании рынка труда //
Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2015.- № 4. С. 177-179.
14. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Horikov Yu. V. Brain factor and its stating rolle in enterprises’ competitive recovery // European Researcher. 2013. Vol. (38), № 1-1, P. 15–19.
15. Marshall S. J. Strategic Planning as Sense-Making // Shaping the University of the Future. – Springer, Singapore, 2018. – С. 413-436.
16. Ott T.E., Eisenhardt K.M., Bingham C.B. Strategy formation in entrepreneurial settings: Past insights and future directions // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2017.
17. Startiene G., Remeikiene R. Business environment conditions in more advanced transition economies // European Journal of Business and Social Sciences. – 2013. – Vol.1, № 12. – Р. 216-232
18. Umble Elisabeth J., Haft Ronald R., Umble M. Michael. Enterprise resource planning: Implementation procedures and critical success factors // European Journal of Operational Research. – 2003. – № 146. pp. 241–257.
19. Primak L,V., Lyasnikova Y.V., Bykov M.Y., Kamchatova E.Y., Volgin N.A., Vysotskaya N. V. Labor migration regulation: international practices in the implementation of economic and legal mechanisms // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). 2018. – Volume13. рр. 1075-1081.

Страница обновлена: 10.09.2025 в 07:42:52

 

 

Образовательный комплекс и рынок труда: особенности взаимодействия

Khambazarov Sh.B.

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 9, Number 2 (April-June 2019)

Citation:

Abstract:
The purpose of the article is to consider the features of the interaction of the educational complex and the labor market. The relevance of the topic of the article is due to the following. The emergence of demand in the labor market is a complex multi-factor process, which is determined, in particular, by the demand in the market for goods and services. On the other hand, in relation to the demand in the educational complex of universities, this demand is secondary. Thus, a complex system of relationships arises in these markets, which increases the relevance of the study of the interaction features of all these factors.The relevance of the topic of the article is due to the following. The emergence of demand in the labor market is a complex multifactorial process, which is determined, in particular, by the demand in the market of goods and services. On the other hand, in relation to the demand in the system of educational complex of universities, this demand is secondary. Thus, there is a complex system of relationships in these markets, which increases the relevance of the study features of the interaction of all these factors. Materials and methods. The methodological basis of this article is the regulatory documents in the sphere of labor market regulation in the Russian Federation, as well as open analytical materials on key aspects of the labor market. When writing an article, the following methods were used: analysis, synthesis, systematization, comparison. Results. As a result of the study, the main regularities and new trends in the interaction of the educational complex and the labor market were identified. Findings. It is substantiated that the main factors for the development of interaction between the labor market and the educational complex should be the development of continuing professional education, improving the quality of education, and ensuring the mobility of the workforce. In the course of regulating the mechanism of interaction between the labor market and the educational complex, a balance must be maintained between the private and public interests of all the subjects of these markets, and a reasonable decentralization of management of the interaction processes between employers and vocational education institutions is necessary.

Keywords: government regulation, staffing, education, educational complex, educational service, labor market, educational market, labor