Основы экономики совместного потребления при организации взаимодействия в условиях образовательной вертикали
Александров Ю.Л.1, Терещенко Н.Н.1, Ананина Р.Ф.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)
Цитировать:
Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н., Ананина Р.Ф. Основы экономики совместного потребления при организации взаимодействия в условиях образовательной вертикали // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 4. – С. 1385-1396. – doi: 10.18334/ce.16.4.114470.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447162
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования теоретических положений экономики совместного потребления через анализ форм сетевых взаимодействий в условиях образовательной вертикали.
Авторами рассмотрен категориальный аппарат и основы экономики совместного потребления через призму экономических и организационно-управленческих отношений участников образовательной среды (дошкольные, общеобразовательные организации, образовательные организации высшего образования), сформирована система показателей оценки эффективности сетевых взаимодействий, рассмотрен передовой опыт трансферирования услуг из различных сфер в муниципальную сферу реализации
Ключевые слова: акторность, образовательная вертикаль, референтная модель, синергический эффект, трансферирование, услуги, цифровая трансформация, экономика совместного потребления
JEL-классификация: O31, O33, I25, I26
Введение
Экономика совместного потребления, представляя собой отдельный вид экономики, имеет важное значение для всей сферы услуг и товаров в целом, проявляясь через информационно-телекоммуникационные технологии в структуре четвертой промышленной революции «Индустрия 4.0».
Проблематика определения категориального аппарата, недостаточность передового опыта использования инструментов и технологий экономики совместного потребления в условиях реальных субъектов рынка обуславливают актуальность представленного исследования через многосферность изучаемых процессов и отношений.
Интенсификация теории и методологии, совершенствование практик экономического анализа и управления вызывает необходимость детального исследования теоретических основ и формирования системы показателей, необходимых для повышения результативности экономики совместного потребления.
Цель исследования заключается в развитии теоретических положений экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали.
Представленное исследование обладает научной новизной, которая заключается в разработке категориального аппарата экономики совместного потребления, способствующего определению системы показателей оценки взаимодействия акторов в образовательной вертикали.
Тогда гипотезой исследования является предположение о том, что референтная модель служит основой для применения системы показателей.
1. Теоретический обзор понятий экономики совместного потребления.
Отправной точкой в исследовании, по мнению авторов, является определение совокупности понятий, применяемых в ходе обзора теоретических основ экономики совместного потребления в условиях каких-либо субъектов рынка.
В результате критического анализа развития современных форм взаимодействия в экономике совместного потребления, представленного в трудах С.Ю. Белоконева, М.Н. Дудина, А.А. Хоконова, В.В. Куимова, З.О. Османовой, В.А. Ребязиной, Т.Н. Сыроваткиной, Б.Ж. Тагарова, О.И. Федоровой, М.Ю. Шерешевой, была определена совокупность экономических категорий, необходимых для научного применения как неотъемлемая часть рассматриваемого направления науки [4, 8, 10, 11, 12, 14].
Тем самым, авторами применяются следующие научные дефиниции: образовательная вертикаль, трансферирование, референтная модель, акторность, синергический эффект.
Образовательная вертикаль, рассматриваемая авторами, включает в себя несколько акторов экономических и организационно-управленческих отношений – дошкольные, общеобразовательные организации, образовательные организации высшего образования. Для унификации понятий обозначим данные категории единым термином – «образовательная организация», которые будем разграничивать по уровням функционирования среды.
Под трансферированием понимается перенос передового опыта организации услуг из одной сферы реализации в смежную сферу или противоположную, в результате которого появляются новые структурные элементы и экономические отношения [3].
Трансферирование подразумевает использование иного формата взаимодействия акторов с конечным потребителем. Например, кондитерские, кофейни, магазины детских товаров, одежды и обуви, спортивного инвентаря и многие другие адаптировано организовали доставку товаров, используя собственные или всеобщие платформенные экосистемы («Инстаграм», «Сбермаркет», «Спортмастер», «Яндекс», «Delivery Club» и т. д.).
Необходимость введения трансферирования как научной дефиниции обусловлена потребностью обозначения референтной модели, при которой происходит перенос передового опыта организации услуг и появление специфичных этапов в экономических и организационно-управленческих отношениях в выбранной акторами форме взаимодействия:
1) действие общественной потребности, импульсирующей развитие экономики совместного потребления для акторов;
2) определение управляющего звена и организационно-управленческих элементов (наблюдательный, попечительный совет, сообщество инициативных участников и др.);
3) поиск и адаптация опыта других взаимодействий, направленных на получение финансово-экономических результатов;
4) выбор ключевой формы взаимодействия и цифровой основы (платформа, сайт, мессенджеры, электронный курсы и др.);
5) установление контрактных отношений с участниками процесса оказания услуг;
6) достижение финансово-экономических результатов и их оценка.
Референтная модель является моделью, которая создается под условия акторов, взаимодействующих внутри образовательной вертикали, включая трансферирования услуг из других сфер, оценка эффективности которой рассчитывается через акторность. В нашем случае трансферирование происходит из коммерческой сферы в муниципальную (действие образовательных организаций на территории одного города).
После внедрения в деятельность образовательной организации референтной модели, рассчитывается акторность, определяемая авторами как размерность сети, включая пропускную способность с ориентацией на муниципальную принадлежность к территории города.
Показатель акторности включается в расчет общего синергического эффекта с ориентацией на социально-экономическую составляющую организации формы взаимодействия в экономике совместного потребления.
Следовательно, синергический эффект представляет собой обобщающий показатель, при расчете которого учитываются ключевые показатели, сформированные при сотрудничестве между взаимодействующими сторонами.
Морфогенез рассматриваемых категорий актуализирует переход к исследованию форм взаимодействий, адаптируемых под условия рассматриваемых образовательных организаций.
2. Формы взаимодействий экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали.
Формы взаимодействия экономики совместного потребления широко исследовались учеными в разное время после ее появления [2, 8, 11, 15, 16]. В связи с чем, необходимо представим обобщающую характеристику форм взаимодействий, актуальных для рассматриваемых образовательных организаций в таблице 1.
Таблица 1 – Формы взаимодействий экономики совместного потребления, возможные к применению в условиях образовательной вертикали (составлено авторами)
№ п/п
|
Образовательная
организация (уровень)
|
Формы взаимодействий экономики совместного
потребления (этапы в референтной модели)
| ||
Организационно-управленческие советы и комиссии
(специализированная комиссия, наблюдательный совет)
|
Сеть, коллаборация, кооперация
|
Альянсы, сообщества
| ||
1
|
Дошкольный
|
1, 2, 4
|
5, 6
|
3
|
2
|
Средний
|
1, 2, 4
|
5, 6
|
3
|
3
|
Высшее звено
|
1, 4
|
2
|
3, 5, 6
|
Таким образом, реализация референтной модели может быть построена на основе нескольких форм взаимодействий в условиях образовательной вертикали, схожих по функционалу между собой и возможных к трансферированию в другие сферы реализации.
3. Показатели, учитываемые при реализации форм взаимодействий экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали.
Одним из инструментов экономики совместного потребления, наряду с моделированием, выступает использование показателей в практике реализации услуг образовательной вертикали.
Обобщив теоретические положения и практический опыт применяемых форм взаимодействия, авторами составлена система показателей, подразделяемых на группы по этапам реализации референтной модели в таблице 2.
Таблица 2 – Система показателей экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали (составлено авторами по [1, 9, 13])
Этап реализации референтной модели
|
Показатели
|
I. Действие общественной потребности, импульсирующей развитие
экономики совместного потребления для акторов
|
1.1 Количество потребителей, желающих
получать образовательные услуги по целевым запросам
1.2 Количество трудовых ресурсов для реализации взаимодействий |
II. Определение управляющего звена и
организационно-управленческих элементов
|
2.1 Размерность взаимодействий
2.2 Ранг взаимодействий 2.3 Плотность взаимодействий |
III. Поиск и адаптация опыта других
взаимодействий
|
3.1
Общее количество взаимодействий по заключенным контрактам, из них:
- материально-техническое обслуживание - оказание прочих услуг - поставка энергоресурсов и водоснабжения - поставка товаров и оказание услуг для образовательного процесса - поставка продуктов питания |
IV. Выбор ключевой формы взаимодействия и цифровой основы
(платформа, сайт, мессенджеры, электронный курсы и др.)
|
4.1 Максимальное
количество взаимодействий по одному поставщику
4.2 Минимальное количество взаимодействий по одному поставщику |
V. Установление контрактных отношений с участниками процесса
оказания услуг
|
5.1 Стоимость функционального обмена
5.2 Издержки обращения, израсходованные на объединение 5.3 Сумма привлечённого капитала |
VI. Достижение финансово-экономических результатов и их оценка
|
6.1 Акторность взаимодействий
6.2 Синергический эффект 6.3 Социальный эффект (образовательный охват) |
Представленная система показателей является унифицированной для всех уровней образовательной вертикали, что свидетельствует об ее преимуществе для трансферирования в различных сферах.
Интересна точка зрения В.Е. Лихтенштейна, В.А. Конявского, Г.В. Росса и В.П. Лось, которые предлагают несколько математических моделей в мультиагентных системах [9]. Здесь актуальным становится применение решения по месту (ad-hoc) – это решение задач по мере их поступления и при наличии возможности пересылать их участвующих акторам. Например, при распределенных вычислениях, при которых виртуальный суперкомпьютер представлен в виде кластеров, соединённых с помощью сети слабосвязанных гетерогенных компьютеров, работающих вместе для выполнения огромного количества заданий (грид-технологии). В таком случае самоорганизация позволяет минимизировать среднее время ожидания заявок в очереди. Стратегия самоорганизации при грид-технологии состоит в пошаговом обмене задачами между соседними актоарми. На каждом шаге каждый актор передает акторам-соседям некоторое количество своих заявок (N), пропорциональное общей длине его очереди (Q) и числу его соседей (M) N = aQ + βM. При этом осуществляется циклический процесс координации [9].
Решение по месту применяется при оказания платных образовательных услуг, основанных на контрактных отношениях в условиях образовательной вертикали, где часть от совокупности импульсирующей потребности передается акторам через форму взаимодействий.
Заключение
Управляющим звеном при формировании взаимодействий становится образовательная организация, имеющая территориальную основу и нуждающееся в увеличении количества предоставляемых услуг в целях соответствия современным требованиям рыночной экономики.
Влияющая потребность в комплексном обучении при оказании образовательных услуг становится импульсом к установлению организационно-управленческих и экономических отношений с другими участниками рынка.
Подводя итог изучения основ экономики совместного потребления, отметим, что использование базовых категорий и обобщение существующих показателей необходимо для осуществления дальнейших разработок в условиях конкретных образовательных организаций и применения референтной модели, что подтверждает поставленную гипотезу исследования.
На данный момент отсутствуют ясно установленные стандартизированные регламенты по участию в экономике совместного потребления, что является перспективным направлением для векторов научного исследования и внедрения в реальную практику организаций.
Источники:
2. Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Организация совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях. / монография. - М.: Первое экономическое издательство, 2020. – 244 c.
3. Ананина Р.Ф. Трансферирование услуг в экономике совместного потребления: особенности развития в период пандемии // Теория и практика коммерческой деятельности: сб. материалов XX Международной научно-практической конференции, 12-14 мая 2020 г. / отв. за выпуск О.В. Рубан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т. Красноярск, 2021. – c. 204-209.
4. Белоконев С.Ю., Дудин М.Н., Хоконов А.А. Влияние совместного потребления и сетевых информационных технологий на социальные процессы // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 445-462.
5. Днепров М.Ю., Михайлюк О.В. Цифровая экономика как новая экономическая категория // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1279-1294.
6. Еленева Ю.Я., Андреев В.Н., Цзинь Юйцзяо Разработка подхода к обеспечению эффективности инвестиционных проектов, реализуемых в условиях сетевых структур // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1371-1378.
7. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1341-1356.
8. Куимов В.В. Экономика кооперационно-сетевых взаимодействий. Теория. Практика. Возможности. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 200 c.
9. Лихтенштейн В.Е., Конявский В.А., Росс Ш.В. Мультиагентные системы: самоорганизация и развитие. - М.: Финансы и статистика, 2018. – 262 c.
10. Османова З.О. Экономика совместного потребления: особенности, структура и тенденции развития // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – № 3(52). – c. 176-184.
11. Ребязина В.А., Шерешева М.Ю. Драйверы и барьеры участия потребителей в экономике совместного потребления: маркетинговый подход. / учеб. пособие. - М.:, 2019. – 239 c.
12. Тагаров Б.Ж. Цифровой кластер как новая форма экономической концентрации // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 327–340.
13. Терещенко Н.Н. Экономическая диагностика состояния и развития потребительского рынка. / монография. - М.: Креативная экономика, 2008. – 384 c.
14. Федорова О.И., Сыроваткина Т.Н. Сеть как форма взаимодействия субъектов экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1353-1362.
15. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. – 2016. – № 67. – p. 2047–2059.
16. Zervas G., Proserpio D., Byers W. The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry // Journal of Marketing Research. – 2017. – № 5. – p. 687–705.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:36:51