Особенности взаимодействий экономических субъектов на рынке образовательных услуг

Тихонова А.Д.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56568095

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности функционирования субъектов на рынке образовательных услуг высшего образования. Авторами доказывается, что, поскольку современная экономика характеризуется процессами глобализации рынка и информатизации общества, требуются новые подходы к оценке конкурентоспособности субъектов рыночных отношений, не завязанные только лишь на ценовых факторах: управлении ценовой политикой, издержками, стратегиях завоевания рынков. В статье приводится методика комплексной оценки потенциала развития вузов, а результаты данного исследования могут быть использованы как государством с целью оценки устойчивости и эффективности функционирования образовательных учреждений высшего образования; так и бизнес-сообществом с целью создания и/или укрепления взаимосвязей с университетами для повышения качества собственного человеческого капитала. Предложенная методика обеспечит реальность и максимальную точность расчета; возможность сопоставления результатов с другими вузами и в динамике; доступность проведения для всех субъектов рынка образования.

Ключевые слова: высшее образование, эффективность взаимодействий, рынок образовательных услуг, конкуренция

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

На современном этапе развития экономика представляет собой чрезвычайно динамичную систему с множеством сложных процессов и взаимодействий, характеризующихся ускоренными темпами информатизации и интеграции её в различные сферы деятельности. Это ведет к повышению требований к качеству человеческого капитала, поскольку создание механизмов эффективного взаимодействия научного сообщества, бизнес-единиц и государства, требует непрерывного притока работников высшей квалификации. Это предполагает наличие специалистов, владеющих (и стремящихся овладеть) современными технологиями, способных разрабатывать новые пути для инновационного процесса. Таким образом, возрастает значимость рынка образовательных услуг высшего образования, а понимание особенностей его функционирования и взаимодействия его субъектов между собой способствует достижению максимального эффекта от человеческого капитала и повышению национальной конкурентоспособности. Все это свидетельствует о необходимости анализа множества теоретических аспектов функционирования механизма рынка образовательных услуг.

Важным аспектом деятельности высшей школы, по мнению автора, должно стать налаживание тесных взаимоотношений образовательных учреждений высшего образования не только с классическими потребителями образовательных услуг – абитуриентами и, впоследствии, студентами, но и с фирмами, создающими спрос на рабочую силу на рынке труда, а также развитие взаимодействия с другими организациями на рынке.

Целью статьи, таким образом, становится определение базовых особенностей функционирования субъектов на рынке образовательных услуг высшего образования для оценки эффективности взаимодействия данной триады.

Научная новизна заключается в разработке методики оценки потенциала развития вуза как социально-экономической системы, позволяющая укрепить его отношения с другими субъектами рынка образования.

Методология исследования, исходя из логики поставленной цели, была разбита следующие этапы:

- анализ научной литературы по исследуемому вопросу;

- определение особенностей взаимодействий субъектов на рынке образовательных услуг высшего образования;

- определение требований к системе показателей оценки потенциала вузов в современных условиях;

- формирование авторского видения подхода к оценке потенциала развития вузов.

Рынок образования, как и любой другой рынок, является открытой системой, субъектами которой будут являться те участники рынка, интересы которых затрагиваются и/или удовлетворяются в процессе их функционирования.

При анализе экономической литературы, можно встретить различные определения рынка. Каждая из трактовок использует разную терминологию и затрагивает те или иные особенности, но все они определяют рынок, как совокупность отношений в процессе обмена чем-либо. Классическим классификатором экономических (хозяйствующих) субъектов является деление на домохозяйства, фирмы и государство. Наиболее же типичным разделением рыночных субъектов на группы по совпадению их функций, целей или потребностей является деление на продавцов (производителей), покупателей (потребителей), работодателей, работников, должников, кредиторов и т.д. Все эти субъекты тем или иным образом связаны на одном или нескольких рынках (продуктов, услуг, труда, НИОКР, духовных благ и пр.). В процессе своей деятельности они получают экономическую выгоду, оценивают уровень затрат на это, выбирают дальнейшую стратегию. Но для эффективного функционирования в современной экономике, они должны координировать свои действия посредством согласования решений между собой.

Обратимся теперь непосредственно к рынку образовательных услуг и его субъектам.

К субъектам рынка образовательных услуг как российские, так и зарубежные авторы относят не только производителей и потребителей, но и дополнительно довольно широкий круг участников:

· биржи труда;

· службы занятости;

· органы регистрации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений;

· образовательные центры;

· ассоциации предприятий и образовательных учреждений;

· фонды, финансирующие образовательные проекты и программы;

· СМИ;

· агентства по трудоустройству;

· поставщики учебной литературы;

· преподаватели;

· родители;

· ассоциации выпускников;

· государство.

Все эти игроки влияют на рынок образования, оказывая консультационные и информационные услуги, осуществляя поддержку сбыта образовательных услуг и ресурсного обеспечения как образовательных организаций, так и их клиентов. Так называемые «контактные аудитории» формируют окружающую среду вуза и косвенно влияют на технологии обучения и общую стратегию образовательного учреждения [11, 13, 23].

Конкурентная борьба и поиск конкурентных преимуществ отходят на второй план, поскольку все сложнее становится добиться устойчивого превосходства при постоянном совершенствовании технологии и стремительной информатизации всех отраслей. Общество приходит к тому, что компании в первую очередь начинают рассматривать нематериальные активы, к которым относятся и взаимоотношения с другими субъектами на рынке взаимодействия.

Доказательством этого является возникновение в начале 1980 годов концепции маркетинга взаимоотношений, признающей высокую ценность отношений между компанией и ее партнерами. Развитие этой теории обусловлено множеством качественных изменений, среди которых не последнее место занимает значительное расширение сферы услуг, включающей в себя и рынок образования.

Довольно разнообразен подход зарубежных школ в классификации взаимодействий в рамках маркетинга взаимоотношений.

В общем случае, взаимоотношения делятся на единичные и повторяющиеся трансакции с поставщиками и потребителями, маркетинговые и технологические альянсы конкурентов, отношения с правительством и некоммерческими организациями, сети, отношения внутри компании (филиалы, подразделения, сотрудники) [7]. Существует также разделение на классические (поставщик-потребитель) и специальные (программы лояльности) отношения, а также мегавзаимоотношения и нано-взаимоотношения [3].

Разнообразие отношений на рынке, подходов к их классификациям, трактовок их последствий привели к появлению различных концепций стратегий поведения фирм на рынке, эволюция которых вновь приводит автора к вопросам взаимодействия субъектов.

Д. Ф. Муром было выделено четыре последовательные стадии развития предпринимательской экосистемы: основание, расширение, установление господства, обновление или смерть [5].

Рынок образовательных услуг в целом, и каждое образовательное учреждение на нем в частности, как глобальная и локальная экосистемы, также проходят все стадии эволюции.

Рынок образовательных услуг, по мнению автора, находится на стадии расширения. Создается благоприятное окружение для потребителей – абитуриентов/студентов, государства и бизнеса, наблюдается стремление укрепления позиций национального образования на международном уровне, вырабатывается механизм выживания на мировом рынке образовательных услуг.

Если же рассматривать отдельные образовательные учреждения высшего образования, то они, по мнению автора, находятся, скорее, на стадии установления господства. Об этом свидетельствует тот факт, что в экосистеме присутствуют конкуренты, идет разделение на проигравших и победителей. Д. Ф. Мур для предпринимательской экосистемы на этой стадии выделял новшества, инновации и интеграцию как ключевые факторы успеха победителей [6]. Образовательные учреждения высшего образования в своей конкурентной борьбе также делают упор на инновации и новшества, однако, исключительная важность интеграции остается частично на дальнем плане. Чаще всего, образовательные учреждения высшего образования в своем стратегическом развитии упускают многоаспектность интеграции, концентрируясь на поиске конкурентных преимуществ.

По мнению автора, для успешного функционирования на рынке образовательным организациям высшего образования действительно есть смысл применять теорию игр, проводя гибкие комбинации по смене состава взаимодействующих игроков, принимая управленческие решения по изменению системы ценностей и определению тактики игры, масштабов и рамок взаимоотношений.

Также в XX веке начинает формироваться стейкхолдерская теория фирмы [2] – стратегия развития компании с учетом потребностей заинтересованных сторон - стейкхолдеров. Основным ее положением является мысль, что цели фирмы распространяются гораздо шире, чем просто создание прибыли для собственников. Компания должна заботиться о благосостоянии широкого круга агентов: сотрудников, клиентов, поставщиков, государства, общества. Рассел Аскофф [9] в рамках этой теории отмечает, что управленческие решения менеджеров не должны в будущем ограничивать сферу выбора для новых поколений. Также, данная теория подразумевает, что «компания не способна максимизировать благосостояние, если она игнорирует интересы заинтересованных сторон» [4].

Бизнес-сообщество способно и готово платить довольно высокую цену за высококвалифицированных специалистов, поскольку эти затраты в дальнейшем окупятся за счет интеллектуального каптала, влившегося в фирму. «Качественный» специалист способен быстрее и легче адаптироваться к динамике изменений, происходящих в его сфере деятельности, позволяя фирме наращивать свою производительность. Вуз, желающий повысить ю значимость на рынке образовательных услуг высшего образования, должен быть способен предоставлять доступное качественное образование всем желающим.

Процессы взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг высшего образования

В классических теориях взаимодействие субъектов чаще всего рассматривается либо с позиции конкурентной борьбы за ограниченные ресурсы, либо с позиции сотрудничества в процессе достижения общих целей.

Оба случая, несомненно, присутствуют и на рынке образовательных услуг высшего образования.

В связи с тем, что в условиях инновационного развития фирмы ведут конкурентную борьбу не только за финансовые и материальные, но и за интеллектуальные ресурсы – за человеческий капитал, образовательные учреждения высшего образования должны не только создавать научные знания, но формировать лояльное отношение у будущих абитуриентов для дальнейшего обеспечения рынка труда кадровым потенциалом.

В первую очередь бросается в глаза конкуренция непосредственно между образовательными учреждениями. Это борьба за государственное поощрение и количество абитуриентов. Рассматривая в своих работах рынок образовательных услуг, многие авторы отмечают, что на нем не наблюдается важных условий совершенной (чистой) конкуренции. Отсутствует стандартный характер продукции, экономическая информация доступна, нет жестких барьеров входа/выхода на рынок, а государство не контролирует цены на образовательные услуги. Также, рынок образования неоднороден как в отношении производителей, так и в отношении непосредственно самих услуг: субъектами могут являться как крупные университеты, так и обычные репетиторы. Рынок характерен асимметричностью информации и отсутствием ведущей роли ценового фактора.

Дж. Робинсон [19] и Э. Чемберлин [22], исследуя рыночную конкуренцию на рынке образовательных услуг, сделали вывод о наличии на нем монополистической конкуренции, обосновав это:

- значительным числом организаций, осуществляющих предоставление образовательных услуг;

- дифференцированностью типов оказываемых услуг;

- относительно легкими условиями входа в отрасль;

- редким и ограниченным (но возможным) контролем за ценой;

- наличием неценовой конкуренции (реклама, образец диплома, статус образовательного учреждения).

Однако, многие экономисты, в частности П. Сэмуэльсон [20] и Р. Дорфман [1], считают, что для рынка образования характерна, скорее, олигополия, чем монополистическая конкуренция, объясняя эту точку зрения господством только ограниченного числа фирм на рассматриваемом рынке. Если брать в пример региональный рынок образовательных услуг, то эта теория полностью подтверждается, поскольку только региональные образовательные учреждения высшего образования оказывают как ценовое, так и неценовое влияние на данный рынок.

Таким образом, конкурентная среда рынка образования, в целом, характеризуется дифференциацией по следующим факторам:

- Территория. Образовательные учреждения высшего образования осуществляют свою деятельность как на глобальный, так и на локальных уровнях: международном, национальном, региональном, районном.

- Модель конкуренции. По мнению автора, рынок образовательных услуг высшего образования близок к олигополии. Это подтверждается тем, что в регионах, как правило, существуют 3-5 вузов с собственной специализацией, имеющих довольно крупную долю рынка, конкуренцию которым составляют филиалы крупных университетов регионального значения.

- Объект сделок. На рынке образования объектами купли/продажи являются образовательные услуги, информация, НИОКР, человеческий капитал.

Безусловное наличие конкурентных взаимодействий на рынке образовательных услуг порождает потребность в анализе конкурентной среды данного рынка в целом.

Конкурентная среда – это соперничество на каком-либо рынке независимых продавцов за поставщиков, потребителей, партнеров и преобладающую рыночную долю. На любом рынке возникновение конкуренции обуславливается недостатком какого-либо ресурса для большого количества желающих и возникающей борьбой за него. Следует отметить работы таких классиков экономики, как Ф. Котлер, М. Портер, П. Диксон, М. Мескон и российских ученых Г.Л. Азоева, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова [10, 12, 16, 17, 18, 21, 24].

Современная экономика характеризуется процессами глобализации рынка и информатизации общества, что требует новых подходов к оценке конкурентоспособности субъектов рыночных отношений, не завязанных только лишь на ценовых факторах: управлении ценовой политикой, издержками, стратегиях завоевания рынков.

Условно эволюцию понятия «конкуренции» можно разбить на несколько ключевых этапов:

1 этап. Концепции классиков экономической теории, рассматривающие конкуренцию на уровне государств. Абсолютными преимуществами считаются капитал, труд и земля.

2 этап. Детализация понятий «конкуренции» и «конкурентоспособности» до уровня отдельных предприятий. Выделение многоуровневости понятий. Определение инноваций как одного из ключевых факторов.

3 этап. Включение в конкурентные преимущества понятий «качество», «ключевые компетенции» и «человеческий капитал». Интеллектуализация.

4 этап. Современные концепции управления, рассматривающие конкурентоспособность предприятий с позиции их способности взаимодействия со всем бизнес-сообществом.

Но можно предложить и другую классификацию, базирующуюся на том, на каких аспектах акцентируют свое внимание авторы.

1. Экономический аспект.

Несомненное большинство авторов во главу угла ставят экономический эффект от хозяйственной деятельности. Таким образом, определение конкурентоспособности сводится к издержкам, устанавливаемым ценам и прибыли. Это прослеживается в работах, например, М. Портера [18].

2. Управленческий (маркетинговый) аспект.

Следующими факторами, которые выделяют авторы, являются завоевание рыночной доли и управление имеющимися ресурсами (производственными, трудовыми и т.д.), а также достижение конкретных целей предприятия. Это, например, работы Р.А. Фатхутдинова [21], Э. Чемберлина [22].

3. Социальный аспект.

В данном случае авторы делают акцент на удовлетворенности потребителей. Этот аспект анализируется в работах, например, М. Мескона [17], А.Ю. Юданова [24].

4. «Интеллектуальный» аспект.

Основой конкурентоспособности является знание и человеческий и интеллектуальный капитал. Основными работами являются исследования П. Друкера [14], Г. Хэмела и К. Прахалада [8].

Однако, на рынке образования, как было сказано выше, существует множество взаимодействующих на различных уровнях и разными способами субъектов. Следовательно, не целесообразно зацикливаться только лишь на конкурентной борьбе между образовательными учреждениями.

Если руководствоваться типологией рыночных отношений в современной экономике Г. Клейнера [15], можно обосновать классификацию взаимодействий субъектов на рынке образовательных услуг:

· Безразличие - нейтралитет, отсутствие функциональных связей и обмена информацией между некоторыми конкурентами образовательного учреждения высшего образования и его контактной аудиторией (например, фирмы – продавцы технологий, патентов, ноу-хау не взаимодействуют с абитуриентами и не оказывают влияние на их выбор учебного заведения).

· Конкуренция - соперничество, борьба (между абитуриентами за места в вузе; между вузами за абитуриентов, государственную поддержку и другие материальные и нематериальные ресурсы; между фирмами за высококвалифицированных специалистов и т.д.), характеризующееся отсутствием функциональных связей и обменом только перспективной информацией.

· Копродукция - обмен оперативной информацией в процессе совместного выполнения совокупности действий (единичные трансакции), обеспечивающей достижение общей заданной цели (например, взаимодействие абитуриентов и приемной комиссии).

· Кооперация - наличие функциональных связей в процессе долгосрочного сотрудничества (повторяющиеся трансакции), предусматривающие периодически возобновляющиеся совместные действия с нефиксированной длительностью (взаимодействия студентов и преподавательского состава, субъектов контактных аудиторий между собой).

· Контактирование - функциональные связи (единичные или редко повторяющиеся) при краткосрочном обмене деловой и иной информацией (например, взаимодействие образовательных учреждений и СМИ).

· Координация - функциональные связи по долгосрочному обмену перспективной информацией для согласования действий субъектов (взаимодействие вузов с государственными регулирующими органами).

· Коэволюция - процесс взаимного обмена оперативной и перспективной информацией о намерениях и планах для согласования долгосрочного развития взаимодействия субъектов (например, образовательные учреждения и бизнес-среда и/или научное сообщество).

· Консолидация – крепкие и постоянные функциональные связи, обмен оперативной и перспективной информацией и полное согласование действий, намерений и планов, сближение и в краткосрочных, и в долгосрочных взаимодействиях (идеальный вариант развития системы взаимодействий на рынке).

Рыночные условия, в которых функционируют вузы, характеризуются колебаниями спроса на те или иные образовательные услуги. В настоящее время сокращаются бюджетные места, снижается контингент студентов, расширяются границы региональных рынков (реализация ЕГЭ). Нестабильность внешней среды усиливает конкуренцию как между образовательными учреждениями, так и между их выпускниками за место на рынке труда. Поэтому в современных условиях необходимым фактором успешного осуществления деятельности на рынке образования является способность использовать адаптивные механизмы взаимодействия с другими игроками рынка.

Результаты и выводы

Рисунок 1 показывает, что комплексная оценка потенциала развития вуза будет складываться из совокупности двух процессов взаимодействия на рынке образования – конкуренции и сотрудничества.

Выбор мероприятий, направленных на изучение данного вопроса, должен основываться на актуальной эмпирической базе. Сложность состоит во множественности факторов внешней среды, оказывающих влияние на поведение субъектов рынка высшего образования, в невозможности использования некоторых методов оценки деятельности из-за региональных различий субъектов, в появлении не существующих ранее факторов взаимодействий. Государство вносит коррективы в цели и задачи образовательных учреждений, в образовательные стандарты, в структуру направлений подготовки, в методику преподавания.

.

Рисунок 1. Комплексная оценка потенциала развития вуза

Источник: составлено автором

Существует множество вариантов оценки конкурентоспособности университетов, а также множество направлений её повышения. Но, как было сказано выше, современные экономические условия не позволяют основывать оценку деятельности лишь на уровне конкурентоспособности. Эффективность вуза зависит также и от его способности создавать связи с другими субъектами рынка – от способности к сотрудничеству и удовлетворению стейкхолдерских запросов. Но, несмотря на увеличившееся в последнее время количество исследований, связанных с оценкой деятельности образовательных учреждений высшего образования, довольно сложно найти ответ на вопрос, по каким параметрам эффективнее всего оценивать вуз. Для решения этой проблемы следует выявить и осмыслить фундаментальные характеристики, влияющие на процессы взаимодействия субъектов рынка высшего образования, а также оценить последствия каждого из этих взаимодействий.

Целью анализа функционирования образовательного учреждения высшего образования является разработка методики оценки потенциала развития вуза как социально-экономической системы для укрепления его взаимодействия с другими субъектами рынка образования.

Результаты данного исследования могут быть использованы:

- государством с целью оценки устойчивости и эффективности функционирования образовательных учреждений высшего образования;

- бизнес-сообществом с целью создания и/или укрепления взаимосвязей с университетами для повышения качества собственного человеческого капитала;

- научно-исследовательским сообществом с целью реализации совместных проектов на базе наиболее подходящих под конкретных проект университетов;

- вузами с целью совершенствования своей деятельности и поиска путей дальнейшего развития;

- абитуриентами с целью выбора образовательного учреждения, наиболее удовлетворяющего их потребность в реализации интеллектуального потенциала.

Основным требованием к методическому аппарату будет являться достоверность оценки потенциала развития, которая будет зависеть от количества и качества анализируемой информации (причем объем данных по различным оцениваемым вузам должен быть сопоставим). Исходя их этого, следует использовать такую систему показателей, которая сможет обеспечить достоверные, объективные и сравнимые данные.

Методика должна обеспечивать:

- реальность и максимальную точность расчета;

- возможность сопоставления результатов с другими вузами и в динамике;

- доступность проведения для всех субъектов рынка образования;

- возможность на основе проведенной оценки выявлять пути повышения делового потенциала.

Решению проблемы оценки потенциала развития способствует сравнительный анализ, позволяющий выявить ответы на три основных вопроса:

1. Какую позицию занимает вуз на рынке образования и насколько устойчивы его позиции по сравнению с вузами-конкурентами?

2. Каков уровень конкурентоспособности и способности к взаимодействиям вуза и чем он обусловлен?

3. Каковы дальнейшие перспективы роста потенциала данного вуза?

Наиболее эффективным будет использование системного подхода к оценке потенциала развития, сущностью которого является выявление оптимального числа взаимосвязанных факторов, влияющих на конкурентоспособность и способность к взаимодействиям образовательной организации высшего образования.

На сегодняшний день, для оценки деятельности хозяйствующих организаций в части конкурентоспособности и потенциала используются, в основном, методы балльных оценок, многомерной средней, метод «Паттерн», метод экспертных оценок. Эти методы привлекательны простотой и одновременной адекватностью отражения полученных результатов исследования. Этого достаточно или нужно более детальное описание различных методов с указанием недостатков и обоснованием в конце, почему для моей цели не подходят?

По мнению автора, метод «Паттерн» является хорошей альтернативой прочим методам решения оценочных задач. Этот метод является первой методикой системного анализа, где определяется порядок формирования, методы и оценка приоритетных элементов «деревьев целей». Он характерен обоснованностью расчетов, поскольку предусматривает нормализацию данных (приведение их к безразмерным стандартизированным величинам), что позволяет проводить с ними любые арифметические операции, дающие достоверный результат. Это позволяет сделать вывод о целесообразности его использования для задачи выбора наилучшего варианта из имеющихся альтернативных.

Анализ паттернов предусматривает рассмотрение разбитых на типы/классы/кластеры объектов в статическом виде и последующий анализ выбираемых объектами паттернов во временном разрезе. При анализе литературы, было выявлено, что ранее данный метод уже применялся для решения прикладных задач исследования организаций по выбранным бизнес-моделям, конкуренции политических партий по избирательным округам, распределения персонала по дочерним предприятиям и филиалам, стран по зависимости макроэкономических факторов.

Вышеизложенное позволило разработать методику проведения оценки потенциала развития вуза:

1. Выбор системы показателей:

a. построение модели бизнес-процессов организации;

b. определение существенных, неотъемлемых для каждого процесса признаков;

a. определение для атрибутов результирующих и динамических параметров с их разделением на группы факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность и способность к взаимодействиям;

b. корреляционный анализ для оценки значимости динамических параметров для достижения результирующих эконометрических;

2. Проведение кластеризации выбранной «базовой» системы показателей (кусочно-линейные функции).

3. Проведение динамического анализа и моделирование паттернов.

Заключение

Поскольку любая современная организация (в частности, образовательная организация высшего образования), является сложной системой, то ее эффективное функционирование и достижение конкретных задач зависит от множества бизнес-процессов, как базовых элементов успешности.

Любой бизнес-процесс – это последовательность взаимосвязанных действий/операций/мероприятий, которые направлены на решение определенной задачи, создание продукта/услуги, удовлетворение потребителя. Это своеобразная, разложенная на шаги, технология деятельности, выполняя которую, организация добивается нужного ей и ее потребителям качества функционирования. Частицы процесса входят в организацию определенными потоками, претерпевают качественные и/или количественные изменения и дают на выходе новые элементы. С помощью описания и анализа бизнес-процессов организация устраняет возможность стихийного протекания производственных процессов, бессистемности входящих потоков элементов и получает запланированные результаты.

Современные организации высшего образования ведут активную деятельность по использованию существующих референтных моделей созданию своих моделей бизнес-процессов.

Таким образом, по мнению автора, выбор базовой системы показателей потенциала развития вуза должен основываться на анализе процессов, протекающих в организации высшего образования и влияющих на ее успешность.

Бизнес-процессы организации высшего образования должны строиться таким образом, чтобы исключать ненужные, необязательные, лишние действия и создавать максимальную ценность для потребителей. Следовательно, бизнес-процессы начинаются с потребности, со спроса на что-либо и завершаются удовлетворением этой потребности, потребительской удовлетворенностью, решением конкретной задачи, достижением цели.


Источники:

1. Dorfman R., Samuelson P.A., Solow R.M. Linear Programming and Economic Analysis. - N.Y., 1958.
2. Freeman R. E. Stakeholder Management: A Stakeholder Approach. - Marshfield, MA: Pitman Publishing, 1984.
3. Gummesson E. Qualitative Methods in Management Research. / 2nd edition. - Sage, London, 2000. – 240 p.
4. Jensen M. Value Maximization, Stakeholder Theory, and the Corporate Objective Function // Journal of Applied Corporate Finance. – 2001. – № 14. – p. 8-21.
5. Moore J. F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. – 1993.
6. Moore J.F. The death of competition: leadership and strategy in the age of business ecosystems. - Harper Business, New York, 1997.
7. Morgan R.M., Hunt S.D. The Commitment-Trust Theory of Relationship Marketing // Journal of Marketing. – 1994. – № 58(3). – p. 20-38.
8. Prahalad C.K., Hamel G. Competence of the Corporation // Harvard Business School Publishing, Harvard Business Review. – 1990. – p. 79-91.
9. Russell Lincoln Ackoff, Herbert J. Addison, Sally Bibb Management F-Laws. - Triarchy Press, Devon, UK, 2007. – 162 p.
10. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 c.
11. Александрова Д.Н., Першин М.М., Тесло С.О., Марков Т.А. Оценка качества обучения студентов российскими вузами по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 405-422. – doi: 10.18334/ce.17.1.116898.
12. Диксон П.Р. Управление маркетингом. / Учебное пособие для вузов: Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 1998. – 560 c.
13. Дмитриева Н. В., Габинская О. С. Внутренняя независимая оценка качества высшего образования: необходимость, виды и инструменты // Теоретическая и прикладная экономика. – 2019. – № 1. – c. 41-48. – doi: 10.25136/2409-8647.2019.1.28661.
14. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 c.
15. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития. / Монография / Г.Б. Клейнер. Предисловие академика В.Л. Макарова. - М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2021. – 746 c.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Москва: Инфра-М, 2014. – 540 c.
18. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 c.
19. Робинсон Дж. Теория несовершенной конкуренции. - М., 1986.
20. Самуэльсон П. Экономика. - М., 1993.
21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. / Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 640 c.
22. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М., 1959.
23. Шадрин В.Г., Дмитриева Н.В., Поликарпова Л.А., Завьялова Е.А. Социальные сети вуза: вопросы аудита контента и повышения эффективности // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 437-452. – doi: 10.18334/ce.17.1.116778.
24. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. / Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. – 384 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:22