Технологический трансфер социально значимых инноваций
Бадюков А.А.1, Сумина Е.В.2
1 ООО \"СЕНСОМЕД\"
2 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67961819
Аннотация:
Настоящая статья посвящена исследованию технологического трансфера социально-значимых инноваций, процессов технологического развития региона. Международная экономическая и политическая ситуация, технологические вызовы, последствия пандемии, санкций в отношении России сделали актуальным вопрос решения многих социальных проблем, так и технологическое развитие для их решения. В статье теоретически обоснована модель трансфера социально-значимых инноваций, проведен анализ эволюции теоретических подходов к раскрытию роли социальных задач в реализации этапов внедрения технологии, определены факторы и раскрыт механизм стратегического управления технологическим развитием региона. Раскрыты компоненты системы технологического трансфера социально-значимых инноваций. Преимуществом работы является сформулированная концептуальная основа разработки модели технологического трансфера социально-значимых инноваций, определение методической основы оценки результативности функционирования технологического трансфера. Представлены ключевые процессы обмена и воспроизводства знаний в реализации технологического трансфера.
Ключевые слова: технологический трансфер, технологическое развитие региона, социально-значимые инновации, модель технологического трансфера
JEL-классификация: O32, O35, R11
Введение
Ключевыми процессами инновационного развития региона является появление технологий через коммерциализации и практическое внедрение новых знаний как результата стадии научно-исследовательской деятельности, научного поиска и инициации инновации. Технологический трансферт социально-значимых инноваций отличается не только социальной эффективностью, а обеспечивает решение социальных целей и задач, неминуемо сопровождающих эффекты и влияния в процессе реализации любым инновационных процессов. Поскольку новые технологии по своей природе революционны, крайне важно понимать потенциальные варианты использования и пути их массового внедрения. стадий жизненного цикла, которые проходит технология от первоначальной разработки до ее коммерческой доступности и внедрения, а также ее окончательного упадка и устаревания. Прорывные технологии циклично влияют на бизнес и общество. В 2023 году лидеры инновационного развития могут использовать их для использования новейших экосистем с искусственным интеллектом, улучшения опыта разработчиков, использования повсеместного облака и предоставления ориентированных на человека программ безопасности и конфиденциальности. Ранее в 2022 году количество заявок на патенты во всем мире выросло, также как публикационная активность. В 2021 году количество научных статей, опубликованных во всем мире, впервые превысило отметку в 2 миллиона [1]. Основными факторами, влияющими на конкурентную позицию страны на рынке высокотехнологичной позиции, возможности реализации национальной политики импортозамещения является ускорение процессов внедрения новых технологий и формирования рынка высокотехнологичной продукции, учитывая социальные приоритеты. К данным ситуациям добавился кризис глобализации и кардинальная перестройки мировых экономической, финансовой и политической систем.
Технологии оказывают различное воздействие, например, полезное или разрушительное воздействие на отдельных людей и общее благо. Естественные рыночные механизмы, обеспечивающие внедрение новых технологий, могут давать сбой. Инновационные процессы требуют гибкого управления стратегией. Эволюция теоретических подходов к пониманию сущности данных процессов, включающих неизбежные внешние эффекты, является одним из направлений теоретического обоснования учета интересов общества и социального значения инноваций. Данный отказ рыночного механизма определяет воздействие результатов рыночных сделок на индивидов, группы, не принимающих непосредственное участие в сделке. Стратегическое планирование в Российской Федерации на уровне Федерации и субъектов, муниципальных образований, включает иерархию и декомпозицию важнейших ориентиров стратегического развития страны на каждом уровне отражает важность социальных целей и задач, включая обеспечение качества жизни, решение проблематики данной территории, обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, технологического суверенитета. Приоритеты, определяющие необходимость внедрения социально-значимых инноваций возможно разделить на экономические, технологические, экологические. Актуальность и своевременность темы публикации определена тем, что Правительство России утвердило Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Приняв долгосрочную стратегию декарбонизации, Россия заняла подобающее ей место в процессе достижения целей глобального характера по защите климата. Есть и другие нормативно-правовые акты, влияющие на выбор условий реализации и формирование модели трансфера социально-значимых организаций. Целью статьи является теоретическое обоснование трансфера социально-значимых инноваций через внутренние внешние социальные эффекты от внедрения технологических новшеств в региональных производственных системах, территориальной инфраструктуре, обеспечивающей комфортное проживание, качество жизни граждан. Научная новизна состоит в моделировании процессов трансформации знаний в социально-значимый продукт, определении компонентов трансфера социально-значимых инноваций. Методологическая основа данной работы включает фундаментальные исследования российских и зарубежных ученых в области формирования технологического трансфера, цифровой трансформации, социально-экономического развития региона, экономической теории, региональной экономики. В процессе подготовки статьи использовались следующие методы научного исследования: методы системного и формально-логического, научного анализа и синтеза, сравнительного анализа, экономические и статистические методы.
Теоретическая основа формирования системы трансфера социально-значимых инноваций
Теоретической основой исследования инновационных процессов, включающих трансферт технологий, влияния новых технологий на человека и современное общество, социальной эффективности инноваций посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Д. Белл [2], Д. В. Гибсон [3], Х.Э. Дейли [4], М. Кастельс [5], К.Б. Костин [6], Клинг Р., Ламб Р. [7] Д. Медоуз [8], Д. П. Марш [9], Н. Нигропонте [10], И. Нонака [11], Й. Рандерс [8], Рауль Кац [12], Теребова С.В. [13], Такеучи Х. [11] Xin, Meng [14]. Концепция устойчивого развития как теоретический подход, актуализирует исследования социальной роли инноваций, влияния экономических систем на общество, возможность удовлетворения социальных потребностей инновационными решениями. Устойчивое развитие раскрывается в процессе объединения трёх основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Данный теоретический подход актуализирует поиск эффективных механизмов трансфера социально-значимых инноваций. Первоначальные экологические и природоохранные приоритеты, задачи ответственного природопользования трансформировались на сегодняшний день не просто в семнадцать целей развития развивающихся стран, а в интегрированный подход к сохранению жизни и человеческого потенциала, сохранение будущих поколений [15].
Социальная роль инноваций, также имеет основания в теоретических подходах экономистов А. Пигу [16], П. Самуэльсона [17]. Разработка подхода к анализу внешних воздействий и влияния экономических субъектов, их взаимного влияния на результаты деятельности, которые не находят отражение в рыночных ценах содержится в работе А. Пигу [16], введение в научный оборот собственно понятия «внешние эффекты» осуществлено П. Самуэльсоном [17]. Внешний эффект как воздействие естественных рыночных механизмов, транзакций на третьих лиц, определяет возможный социальный дисбаланс. Экстернальные (внешние) эффекты создают как производители, так и потребители, многообразны в своих формах, объясняют различия возникающих внешних эффектов. Если эффект возникает в результате производственных процессов, то внешне эффекты могут непосредственно влиять на экологию. Проблемы коммерциализации инноваций и механизмы трансферта технологий становятся вопросами национальной безопасности
Неоинституциональный подход Р. Коуза [18] более ограничивает государственное регулирование, также в контексте экологической составляющей инновационного процесса, включающего производственную функцию. Если права собственности четко определены и трансакционные издержки малы, то внешние отрицательные эффекты компенсируются естественными рыночными механизмами. Прямое государственное регулирование не обязательно даст наилучший результат.
Концепции заинтересованных сторон, начавшаяся с работ Р. Э. Фримена [19], определяя роль «заинтересованных сторон», раскрывает систему стратегического управления и целеполагания, включающую общество с его потребностями, контактные аудитории в рыночных концепциях Ф. Котлера [20], П. Друкера [21], влияющие на процесс реализации стратегических целей.
В таблице 1 представлен теоретический базис формирования трансферта социально-значимых инноваций в системе управления социально-экономическим развитием территории.
Таблица 1 – Теоретические подходы к раскрытию внутренних и внешний эффектов (экстерналий) социально-значимых инноваций
Мезо- и эндотерриториальный
подход
|
Экзотерриториальный подход
|
Теория заинтересованных сторон
|
Неоклассический и
неоинституциональный подходы
|
Р. Э. Фримен [19], Ф. Котлер [20],
П. Друкер [21]
|
А. Пигу [16], П. Самуэльсон [17],
Р. Коуз [18]
|
Раскрывается через определение
участников трансферта социально-значимых инноваций с учетом их потребностей
(интересов) в процессе стратегического планирования, целеполагания в системе
управления социально-экономическим развитием территории.
|
Заключается в формулировании и
оценке влияния инновационных процессов на окружающую среду, общество и
приоритетности регулирующего воздействия или его ограничения на естественные
рыночные механизмы технологического трансферта.
|
Выбранные концепции в рамках экономической теории, в управления и организационного следует разделить на два теоретических подхода, в зависимости от выделения факторов, влияющих на достижение социальных целей развития территории, реализацию инновационных процессов. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определил жизненно важные для развития страны направления, включающие укрепление ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, обеспечение обороны и безопасности, повышение эффективности использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ Российской Федерации с учетом долгосрочных тенденций мирового развития, развитие научного потенциала для ускорения структурной перестройки российской экономики.
Сущность трансфера социально-значимых инноваций
Трансфер социально значимых инноваций – это процесс распространения и применения новаторских решений, которые предоставляют конкретные социальные, экономические или экологические выгоды для общества.
Этот процесс включает в себя передачу знаний, технологий и опыта от инноваторов (обычно исследователей, предпринимателей или социальных предпринимателей) к тем, кто может использовать эти инновации для улучшения условий жизни людей или решения социальных проблем. Трансфер может осуществляться через различные каналы, такие как разработка и коммерциализация новых продуктов или услуг, обучение и консультации, создание партнерств и сетей, а также распространение знаний через публикации и семинары.
Цель трансфера социально значимых инноваций – повышение эффективности использования накопленных знаний и ресурсов, чтобы сделать общество более устойчивым, справиться с социальными проблемами и улучшить качество жизни людей.
Социально-значимые инновации – это новаторские решения, которые имеют важное социальное значение и способствуют улучшению качества жизни людей, решению социальных проблем и созданию позитивных изменений в обществе.
Социально-значимые инновации могут касаться различных областей жизни, включая экологию, здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Развитие отраслей социальной сферы – ведущий механизм приумножения человеческого капитала и повышения качества жизни населения. Необходимы инновации, направленные на технологическое и материально-техническое развитие отраслей, расширение использования нестационарных и интенсивных технологий предоставления социальных услуг населению. Постоянное технологическое развитие здравоохранения, например, в предстоящие годы должно включать совершенствование системы оказания медицинской помощи путем внедрения мобильных сканирующих систем (гаджетов) диагностики состояния основных параметров организма человека, развития дистанционных и мобильных форм консультирования и медицинского обследования; пополнения специализированной медицинской помощи современными высокотехнологичными методами; интеграции регионального сегмента информационной системы с едиными федеральными ресурсами в сфере здравоохранения и другие инновации.
Формирование системы технологического трансфера «technology transfer» социально-значимых инноваций определено ролью социальных целей и современных вызовов, влияющих на инновационные процессы. Срок жизни технологий сокращается и становится слишком коротким, менее срока, который уходит на получение правовой охраны, проведение патентной экспертизы. Другая причина – уровень и качество патентной экспертизы. В самых современных направлениях, связанных с нанотехнологиями, квантовыми технологиями, геномными исследованиями сложно обеспечить качество работы экспертов, соответствующее темпам развития науки и скорости обмена знаниями. внедрение технологий не происходит отдельно и независимо друг от друга – наоборот, наборы взаимодополняющих технологий (и связанных с ними институтов) образуют целостный, замкнутый и устойчивый комплекс, называемый технологическим укладом [1]. По мнению представителей Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации сжатие цикла, начинающего от исследований, разработки, до рыночной реализации инновационного продукта.
Д. В. Гибсон [2] определяет трансфер как движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому (Гибсон, 1991). Учитывая современные условия и раскрывая суть процесса технологического трансфера для социально значимых инноваций, возможно определить данный процесс как исследование на первом этапе проблематики региона, ускоренное внедрения новых технологий, реализация механизмов коммерческого и не коммерческого научно-технологического обмена, направленного на инновационное развитие социально-значимых отраслей экономики региона. Технологический трансфер социально-значимых инноваций предполагает распространения и практическое использование технологий, научных достижения для целей социальной политики. Целью передачи технологий является создание экономической и социальной добавленной стоимости. Хотя создание экономической стоимости широко изучается и может быть относительно хорошо измерено, это не относится к созданию социальной стоимости. Однако социальная выгода не возникает автоматически в результате продолжающейся технологической трансформации. Социальная направленность технологий должна быть целью, оцениваться в соответствии с конкретными критериями, поскольку технологии могут иметь отрицательные и положительные эффекты. Примеры создания условий для технологического трансфера во многих странах имеют свои преимущества и отличия.
Основная особенность социально-значимых инноваций заключается в их ориентации на общественный интерес, а не на прибыль и коммерческий успех. Они стремятся решить социальные проблемы, такие как бедность, неравенство, безработица, доступ к образованию и здравоохранению, экологические проблемы и другие вызовы, с которыми сталкивается общество. Примерами социально-значимых инноваций могут быть как разработка и внедрение новых моделей образования, управления, так и создание доступных и экологически чистых источников энергии, внедрение безотходных технологий производства или технологий, обеспечивающих максимально-эффективное использование сырья, разработка инновационных методов лечения или реабилитации в медицине, использование новейших технологий, в том числе цифровых, информационных и коммуникационных технологий для решения социальных задач, социального развития территории. При этом возможен как территориальный, так и отраслевой критерий выделения области внедрения инноваций и технологического трансфера.
Примером инновационного проекта, определяющего необходимость алгоритмической модели трансфера социально-значимых инноваций, является проект SensoRehab [1]. В проекте используются искусственный интеллект и другие передовые технологии для медицинских целей, лечения и реабилитации людей. Социально-значимые инновации также могут дополнять и улучшать традиционные продукты, социальные услуги и программы, предлагая новые, более эффективные и доступные способы решения социальных проблем, учитывая потребности и интересы всех заинтересованных сторон, включая уязвимые социальные группы. Главным элементом в организации и эффективном осуществлении трансфера в реализации социально-значимых инноваций является процесс воспроизводства новых знаний, которые необходимы для решения социальных проблем. Расходы на социальные цели увеличиваются постоянно. Инновационный процесс на приме данного проекта обеспечивает формирование социально-значимых решений, снижающих экономическое бремя от потери трудоспособности граждан. Следует отметить, в России среди причин смертности на втором месте после инфаркта миокарда стоит инсульт головного мозга. Социальный и экономический эффект от внедрение новых методов реабилитации, основанный на инновациях, например, как проект SensoRehab, своевременного назначения препаратов значительно сокращает расходы Социального фонда России.
Технологический трансфер выполняет функцию преобразования и распространения знаний, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей общества. С другой стороны, перевод промышленности на новый технологический уклад, внедрение новых производственных технологий с регулированием всех стадий научно-производственного цикла воспроизводства инновационной продукции или усовершенствование традиционных производств, приводит также к социальным эффектам. Снижение вредных для здоровья выбросов, обеспечение безопасности и экологичности производства.
Социальная эффективность инноваций сегодня связаны с трансфером технологий и цифровизацией. На крупные предприятия часто совершаются хакерские атаки, которые могут парализовать весь производственный процесс, а также стать источником утечки конфиденциальной информации. Чтобы защитить технологическую систему управления и весь корпоративный периметр, необходимо активно внедрять цифровые технологии безопасности предприятия. IT-технологии препятствуют несанкционированному доступу со стороны третьих лиц. С помощью цифровых технологий увеличивается контроль за деятельность сотрудников, производством, состоянием здоровья персонала, что непременно повышает защищённость работников от производственных травм и рисков. В эпоху ускоряющихся технологических циклов действует закон «ускоряющейся отдачи», также подтверждающей на уровне человека и робота увеличение скорости передачи информации, объема носителей информации, мощности информационных процессоров.
Социально-значимые инновации могут касаться различных областей жизни, включая экологию, здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Необходимы инновации, направленные на технологическое и материально-техническое развитие отраслей, расширение использования нестационарных и интенсивных технологий предоставления социальных услуг населению, решение экологических проблем. Постоянное технологическое развитие здравоохранения в предстоящие годы должно включать совершенствование системы оказания медицинской помощи путем внедрения мобильных сканирующих систем (гаджетов) диагностики состояния основных параметров организма человека, развития дистанционных и мобильных форм консультирования и медицинского обследования; пополнения специализированной медицинской помощи современными высокотехнологичными методами; развитие информатизации в здравоохранении с целью повышения качества оказания медицинской помощи, эффективности и результативности процессов управления системой здравоохранения путем внедрения медицинской электронной информационной системы, интегрированной электронной медицинской карты, технологии электронной цифровой подписи для врача, минимизации объема медицинских документов в бумажном виде, современных средств коммуникации между врачами, врачами и пациентами, личного кабинета пациента, рабочего места врача и медицинской сестры, электронных систем помощи в принятии решений, доступа к электронным информационным и обучающим ресурсам, внедрения телемедицинских технологий, применения навигационных технологий, современных информационных технологий для скорой медицинской помощи, интеграции регионального сегмента информационной системы с едиными федеральными ресурсами в сфере здравоохранения.
Формирование условий для развития системы технологического трансфера социально-значимых инноваций
Примеры создания условий для технологического трансфера во многих странах имеют свои преимущества и отличия. В 1980 году Конгресс США принял Закон Бэя-Доула, было дано разрешение университетам, учебным отделениям при лечебных учреждениях, научно-исследовательские институтам, иметь автоматическое право приобретать права собственности на изобретения, сделанные с федеральным финансированием. В ответ эти учреждения открыли офисы для получения патентной защиты на эти изобретения и получили возможность лицензировать и коммерциализовать новые знания. Дело не в финансировании и коммерческих выгодах, что безусловно является целью для удовлетворения инвесторов в инновационных наукоемких сферах деятельности. Передача технологий должна служить основной миссией инновационного проекта, обмен идеями и инновационное воспроизводство служит благополучию сохранности общества.
Растущая важность производства знаний и инноваций для экономической жизни создала новые потенциальные роли для университетов еще в конце прошлого столетия. Исследования и образование были основными задачами университетов с момента их основания; однако была добавлена третья задача. Возникла так называемая «третья миссия» заключается в преобразовании ценности академических институтов в пользу общества [22].
«Третья миссия» относится к социальной, предпринимательской и инновационной деятельности, которую университеты как образовательные организации проводят помимо своей основной деятельности, исследовательской деятельности. Сущность данной миссии состоит в передачи знаний и технологий от академических учреждений обществу для решения реальных проблем. На практике эта концепция обычно означает передачу лицензий на результаты исследований промышленным партнерам или создание дочерних компаний. Хотя такой процесс коммерциализации может принести доход участвующему университету, он не направлен на передачу технологий. Вместо этого цель выполнения «третьей миссии» состоит в том, чтобы внести ценный вклад в жизнь общества, то есть социальную роль. Следует отметить, что трансфер знаний из университетов и государственных научных организаций осуществлялся всегда. Он носит двунаправленный характер и благодаря обмену результатами исследований и деловой информацией обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество и удовлетворенность всех заинтересованных сторон.
Коммерциализация знаний в процессе технологического трансфера требует участия четырех сторон: разработчика и инициатора научных исследований или поиска решений общественных проблем, инвестора, центра трансфера технологий (ЦТТ) в российской модели, общество. Успешная деятельность центров трансфера технологий как инструмента обеспечения стабильного технологического суверенитета страны была отмечена Комиссией Государственного Совета Российской Федерации. Важно учесть технологические приоритеты и цели устойчивого развития, роль человека и влияние современных технологий.
Современная модель технологического трансфера, соответствующие бизнес-модели, социально-значимых инноваций включает вопросы информационной безопасности и информационного баланса. Сохранение человека в системе трансфера технологий как носителя неявных знаний. Огромный массив информации и данных может нарушать баланс и приводить как к дезинформации, так и к дезориентации в процессе принятия управленческих решений.
Традиционные ключевые показатели эффективности трансфера технологий являются недостаточными инструментами для разработки инновационного процесса. Обществу нужно методологическое и организационное обеспечение, чтобы расширить традиционные измерения эффективности передачи технологий, а именно: технологическое продвижение и рыночное притяжение – спрос на инновационную продукцию, включая главное условие – социальное значение и роль данных технологических решений. Последний компонент должен учитывать при распределении инвестиций. По экспертным оценкам, в России пока используется в сфере производства только от 8 до 10 процентов инновационных идей и проектов. В Японии реализуется 95 процентов инноваций, в США - 62 процента [23]. Технологический трансфер является главнейшим условием увеличения новаторского потенциала отечественной промышленности. Существующие модели инновационного развития стран-лидеров включают инвестирование инновационных компаний как главный механизм коммерциализма технологий.
Новый подход заключался в том, что, отказавшись от прав на интеллектуальную собственность, государство выводило на рынок права на научно-технические результаты. Американские власти четко определились с целями государственного финансирования НИОКР. В России также есть опыт создания условий технологического трансфера.
Постановление Правительства, принятое в 2012 году, которое урегулировало передачу прав на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности исполнителям госконтрактов. Предприятия получили возможность вовлекать права на научные изобретения в хозяйственный оборот, и тем самым использовать их в экономике страны. Тем не менее, массовая приватизация изобретений не началась. В первую очередь, в связи с тем, что у организаций, готовых использовать результаты интеллектуальной деятельности, возникала дополнительная налоговая нагрузка, ведь интеллектуальная собственность, передаваемая безвозмездно, является прибылью. Но проблему решили соответствующими поправками в Налоговый кодекс.
Отказавшись от своих прав на интеллектуальную собственность, государство намерено позволить самим изобретателям или частным компаниям ее коммерциализировать. Технологии оказывают различное воздействие, например, полезное или разрушительное воздействие на человека, окружающую среду.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы разработать технологии и соответствующие бизнес-модели для успешного трансфера, которые будут учитывать положительное и возможное отрицательное воздействие с точки зрения социальны целей. Данные бизнес-модели должны обеспечивать решение или создавать условия для предотвращения социальной напряжённости, диспропорций вследствие действия как рыночных механизмов, так и возникновения прямого отрицательного воздействия. Удовлетворяя самые значимые общественные потребности, новые идеи и технологии, которые способствуют аккумуляции инновационных решений и внедрение новшеств, решение социально-значимых задач вызывают сильные возмущающие воздействия, становятся наиболее мощным фактором, определяющим инновационное развития отраслей и появление будущих рынков высокотехнологичной продукции.
Алгоритмическая модель технологического трансфера социально-значимых инноваций
Технологический трансфер социально-значимых инноваций раскрывается только через методологические принципы управления и моделирование последовательности процессов трансформации знаний в социально-значимый продукт, включает:
- стимулирование прироста знаний, создание инфраструктуры и условий активизации, мотивационных механизмов на уровне организации, организационных условий и инфраструктуры поддержки на территориях региона для инициирования научных исследований для решения социально-значимых проблем, формирование внутренних мотивационных механизмов наращения неявных знаний;
- отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников о технологических возможностях и направлениях развития научных исследований, прикладных исследованиях с целью выявления и ранжирования, дифференциации по степени важности и специфике проблематики и социальных задач;
- сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний, создание базы данных инновационных проектов и программ в целях реализации социально-значимых инноваций, экспертных сообществ, формирование цифрового контура управления, повышение эффективности и безопасности используемых коммуникационных каналов в процессе реализации инновационного проекта;
- распространение и обмен знаниями и создание коллаборативной среды, коммуникационных взаимосвязей для целенаправленной системной работы в целях реализации социально-значимых инновационных проектов и программ, в том числе в рамках организации; использование знаний для создания эффективных бизнес-моделей, включающих государство и общество, в том числе в процессе принятия стратегических инновационных решений;
- воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении, создание регионального рынка инновационной продукции, создание стандарта конкуренции инновационных организаций;
- оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов организации, использование прав на интеллектуальную собственность, оценка актуальности и новизны, определение этапа жизненного цикла технологии и его синхронизации с этапами реализации инновационного проекта и бизнес-модели, оценка удовлетворенности всех заинтересованных сторон, включая общество, оценка степени достижения социально-значимых ориентиров и решения социальных задач;
- защита знаний, прав на объекты интеллектуальной собственности, разработка мотивационных механизмов и кадровой политики в отношении носителей неявных знаний с целью формирования устойчивых конкурентных преимуществ проекта, сохранения социальных приоритетов и возможностей инновационных решений социальных задач, обеспечение цифровой безопасности и эффективности.
Статистические данные о разработанных и используемых передовых технологиях в России представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Статистические данные о разработанных и используемых передовых технологиях в России [2], %
Результативность существующей системы трансфера технологий формируют ряд представленных процессов воспроизводства, сохранения, распространения знаний, условия обеспечивающие инвестиции в инновационные проекты.
Ниже представлена диаграмма, отражающая процент разработанных технологий от внедряемых (рисунок 2). Статистические данные о разработанных и используемых передовых технологиях в России дают представление о количестве разработанных и приобретённых технологий как определенных методов и инструментов преобразования, новшества, которые позволяют достигнуть цели социально-экономического развития региона, отрасли, обеспечить функционирование структур и платформ, произвести и реализовать инновационный продукт, имеющий социальное значение.
В свете реализуемой политики импортозамещения и технологической независимости, технологического суверенитета России важна это способность государства не только располагать технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения благосостояния и конкурентоспособности, а также возможность самостоятельно разрабатывать их. Технологический трансфер – это важнейший механизм перехода знаний от стадии фундаментальных исследований, генерации новых идей, до опытно-конструкторских работ, формирование технологического и производственного базиса продукта, формирование самой технологии как продукта.
Трансфер социально-значимых инноваций отличается формой зависимости интенсивности регулирующих воздействий в определенных отраслях с целью получения социального эффекта, уровня инвестиций в НИОКР и социальные приоритеты от инновационной результативности. С ростом интенсивности технологические инновации сначала уменьшаются, а затем увеличиваются, что соответствует определённой кривой взаимосвязи [14].
Рисунок 2 - Удельный вес разработанных российских технологий в общем объеме используемых технологий, % [3]
Увеличение данного показателя свидетельствует о трансфере отечественных технологий. Учитывая малые значения - динамка положительная. К 2030 году национальная экономика России должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции — чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. Приоритетными направлениями остаются: авиационная промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, медицинская промышленность, специализированное машиностроение, судостроение, фармацевтика, электроника и энергетика, другие направления. В сфере медицинской промышленности приоритетом признано создание кардиостимуляторов, протезов, хирургических инструментов и другой техники. Важнейшие направления технологического развития страны формируют ее технологический суверенитет. Информативным показателем разработки и использования отечественных технологий, а значит реализации механизмов технологического трансфера является патентная активность.
По оценкам ВОИС, основанным на базе данных Института статистики ЮНЕСКО, показателях науки и технологий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на март 2022 г. наиболее существенный рост патентной активности наблюдается в Азии. Заметный рост патентных заявок наблюдался в Китае (+5,5%), Республике Корея (+2,5%) и Индии (+5,5%), что обусловило глобальный рост числа патентных заявок. В 2021 году, в результате чего доля заявок, поданных в странах Азии, превысила две трети общемирового числа заявок [1]. Международная статистика свидетельствует, что даже после разрушительных для ряда отраслей условий пандемии, еще более стимулирующих инновационную активность и внедрение технологий, инвестиции в научные исследования и разработки, некоторые страны показали рост по показателям патентной активности. Инвестиции в инновации продолжались во время пандемии COVID-19. Инвестиции в глобальные НИОКР в 2020 году выросли на 3,3 процента, замедлялись с исторически высокого темпа роста НИОКР на уровне 6,1 процента, зафиксированного в 2019 году. Государственные бюджетные ассигнования в странах с наибольшими расходами на НИОКР продемонстрировали уверенный рост в 2020 году чтобы смягчить экономические последствия кризиса для будущее инноваций. В 2021 правительство расходы продолжают расти в Республике Корея и Германии, но сокращаются за счет Японии и США. По итогам 2020 г. общий уровень инновационной активности организаций составил 10,8%, превысив прошлогодний результат на 1,7 процента. Наибольший рост показателя зафиксирован в таких отраслях, которые иллюстрируют роль новых социально-значимых технологий, внедрение сквозных технологий, развитие сектора сферы услуг, телекоммуникационных отраслей, распространение информационных технологий (двукратный рост — 10,2% против 5,5% в 2019 г.), здравоохранения (8,6% против 5,3%), разработки программного обеспечения (13,2% против 11,1%) [1, 23]. В зависимости от уровня экономического развития, развития производственной инфраструктуры, инновационного потенциала регионы показывают различную инновационную, патентную эффективность. Распространение технологий также имеет неравномерный характер. Например, суровые природно-климатические условия и удаленность населенных пунктов могут влиять на техническое развитие. С другой стороны, цикличность технологического развитие влияет на механизмы технологического трансфера, а также проблематика самой территории, социальная приоритетность [24]. Современные системы мониторинга, индикаторы эффективности процессов коммерциализации технологий должны быть направлены на третью волну цифровизации. Высокотехнологичные сферы более не могут развиваться локально и приводить к «изоляции» и неравенству. Элементами технологического трансфера социально-значимых инноваций должны быть не только сам технологический компонент, а компетенции участников инновационной деятельности, их приверженность и направленность на сотрудничество. Эффективность функционирования механизма технологического трансфера социально-значимых инноваций зависит от уровня компетентности, инфраструктуры, обеспечение мотивации как частных инвесторов, развитие венчурного финансирования с участием государства. Сама система государственного и муниципального управления трансформируется с учетом социальных приоритетов. 54% населения ожидают, что государственные социальные услуги будут более инновационными [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, ключевым фактором становится обладание способностями к изменению через определение социальных приоритетов в формировании бизнес-моделей с использование инновационных технологических решений, оперативно реагировать и прогнозировать будущие вызовы и проблемы, способность органов государственного и муниципального управления моделировать взаимосвязи с бизнесом и обществом в целях реализации социальных приоритетов. В целях формирования и развития трансфера социально-значимых инноваций в регионе, таким образом, должны совершенствоваться и образовываться новые каналы и условия взаимосвязи, механизмы государственно-частного партнёрства.
Сложность процессов технологического трансфера с учетом социальных приоритетов заключается в необходимости его синхронизации с жизненным циклом технологии, начинающимся с этапа инновационного триггера (социальные потребности должны стать триггером в данной ситуации) до этапа плато продуктивности как фазы рыночной реализации инновационного продукта. Только после того, как технология доказала свою состоятельность и экономическую эффективность приходит общественное признание инновации, но для трансфера социально-значимых инноваций технология должна быть исследована с точки зрения ее социальной безопасности и эффективности. С другой стороны, только новшества, имеющие как инновационный потенциал, так и отражающие доминирующие социально-экономические потребности территории, общества, имеют большую вероятность успеха бизнес-идеи. Модель технологического трансфера социально-значимых инноваций включая компоненты, обеспечивающие процессы от генерации знаний, до их распространения и использования в решении социальной проблематики и экосистемность, становится безальтернативной для региональных стратегий и механизмов инновационного развития региона в современных условиях.
[1]Sensorehab. URL: https://sensorehab.com/ru#rec402650441 (дата обращения 27.04.2022)
[2] Производственные технологии. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения 27.11.2023)
[3] Производственные технологии URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения 27.11.2023)
Источники:
2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. – 371 c.
3. Gibson, David Van Dyke Key variables in technology transfer: empirical analysis based on field research // Journal of Engineering and Technology Management. – 1991. – № 3-4. – p. 287-312.
4. Daly H.E. Elements оf Environmental Macroeconomics. / In book: Ecological Economics: The Science and Management оf Sustainability. - New York: Columbia University Press, 1991. – 32-46 p.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 c.
6. Костин К.Б., Хомченко Е.А., Жэнь Цзянтао Место и роль России в международном технологическом трансфере // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 99-120. – doi: 10.18334/eo.12.1.114104.
7. Kling R., Lamb R. IT and Organizational Change in Digital Economies. / In book: Understanding the Digital Economy. - Cambridge, MA: The MIT Press, 2000. – 295-324 p.
8. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. - Москва: Академкнига, 2007. – 342 c.
9. Марш, Джордж Перкинс Человек и природа, или О влиянии человека на изменение физико-географических условий природы. - Санкт-Петербург: Н. Поляков и К°, 1866. – 587 c.
10. Negroponte N. Being Digital. - New York: Knopf, 1996. – 243 p.
11. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 384 c.
12. Теребова С.В. Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории // Креативная экономика. – 2015. – № 7. – c. 837-850. – doi: 10.18334/ce.9.7.500.
13. Katz R. Social and economic impact of digital transformation on the economy. ITU, GSR-17 Discussion paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Conferences/GSR/Documents/GSR2017/Soc_Eco_impact_Digital_transformation_finalGSR.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
14. Xin M., Xin-gang Zh. Impact of environmental regulation on technological innovation of thermal power industry in China: the mediating role of industrial transfer // Environmental Science and Pollution Research. – 2022. – № 23. – p. 34092–34104. – doi: 10.1007/s11356-021-17178-y.
15. Гру Харлем Брунтланн Наше общее будущее. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
16. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. / Т. 1. - М.: «Прогресс», 1985. – 512 c.
17. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. / Пер. с англ. - 19-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Вильямс», 2018. – 1328 c.
18. Коуз Р. Фирма, рынок и право. / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2007. – 224 c.
19. Corporate Governance: A Stakeholder Interpretation // The Journal of Behavioral Economics. – 1990. – № 4. – p. 337-359.
20. Котлер Ф. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей. - Москва: Альпина Паблишерз, 2010. – 206 c.
21. Друкер П. Бизнес инновации. / Пер. с англ. - М.: Издательство «Вильямс», 2007. – 432 c.
22. Zomer A., Benneworth P. The Rise of the University’s Third Missionhttps. / In book: Reform of Higher Education in Europe., 2011. – 81-101 p.
23. В России началась приватизация изобретений. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/07/06/v-rossii-nachalas-privatizaciia-izobretenij.html?ysclid=lup6dhv0g0509505148 (дата обращения: 27.03.2024).
24. Gartner Hype Cycle. Gartner.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/research/methodologies/gartner-hype-cycle (дата обращения: 15.03.2024).
25. Vonortas N. The Role of Universities in the Knowledge Triangle // Foresight and STI Governance. – 2017. – № 2. – p. 6-8.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:46