Стратегическое планирование кадрового обеспечения социально-значимых отраслей экономики регионов
Симонова М.В.1, Санкова Л.В.2, Мирзабалаева Ф.И.3,4
1 Самарский государственный технический университет, Россия
2 Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Россия, Саратов
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
4 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 21 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 8 (Август 2023)
Цитировать:
Симонова М.В., Санкова Л.В., Мирзабалаева Ф.И. Стратегическое планирование кадрового обеспечения социально-значимых отраслей экономики регионов // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2815-2838. – doi: 10.18334/ce.17.8.118792.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383742
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Реализация Национальных проектов в социально-значимых отраслях экономики регионов в значительной степени детерминирована их кадровым обеспечением, которое в настоящее время представляет растущую зону риска (характеризующуюся дефицитом квалифицированных кадров, оттоком перспективной молодежи, старением кадрового состава). В статье в рамках междисциплинарного подхода рассматриваются вопросы долгосрочного проектирования кадрового обеспечения в сфере образования и здравоохранения, прогнозирования объемов подготовки и кадровой потребности на базе социальных и трудовых нормативов. Стратегическое планирование кадрового обеспечения образования и здравоохранения в регионах России предполагает не только мониторинг кадровой потребности в регионах, но и знание тенденций развития отраслей, прогноз изменений внутренних и внешних условий их функционирования, построение информационной системы.
Ключевые слова: кадры, образование, здравоохранение, занятость, цифровизация
JEL-классификация: J24, M51, M54
ВВЕДЕНИЕ
Национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение» определяют целевые ориентиры в целом для страны и отдельно для каждого региона, достижение которых является обязательным условием для региональных органов власти и необходимым для населения регионов, заинтересованных в повышении уровня и качества жизни. Кадровое обеспечение систем образования и здравоохранения является существенной не только научной, но и практической проблемой в силу системообразующего характера этих видов деятельности, от полноценного функционирования которых зависит социальная стабильность в регионах и перспективы повышения уровня и качества жизни [1; 25]. Однако существующая система кадрового обеспечения в сфере образования и здравоохранения не позволяет полностью обеспечить потребность населения в этих социально важных сферах общества. Кадровое обеспечение образования и здравоохранения в регионах страны находится под давлением разнородных и разнонаправленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера, приводящих к дефициту квалифицированных кадров [12; 20], оттоку из этих отраслей перспективной молодежи, старению кадрового состава [7], что ставит под угрозу реализацию Национальных проектов [14]. Трансформация трудовых отношений в образовании и здравоохранении, вызванные цифровизацией большинства процессов, изменением социальных потребностей населения, повышением запросов к уровню и качеству жизни, приводят к изменению структуры занятости в образовании и здравоохранении, требований к оплате труда, статусу и социальному положению работников образования и здравоохранения [2]. Виды деятельности «Образование» и «Здравоохранение» представляют собой крупные и значимые элементы регионального рынка труда, системы подготовки кадров, которые во многом формируют спрос и предложение, но и находятся под давлением других видов деятельности в регионе [6]. Социальная значимость этих видов деятельности [5] и накопленные проблемы дефицита кадров требуют постановки вопроса в ракурсе кадрового обеспечения образования и здравоохранения, что позволяет охватить весь цикл профессиональной деятельности от профориентации до социальных гарантий и пенсионного обеспечения, без анализа которых невозможно решить существующие проблемы в долгосрочной перспективе.
Исследования показывают, что по результатам корреляционного анализа данных по субъектам РФ существует слабая прямая зависимость между плотностью населения региона и всеми индексами развития инфраструктуры, кроме социального [13].
Проблемы кадрового обеспечения образования и здравоохранения и риски, препятствующие достижению в регионах целей Национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение», вызывают необходимость научного обоснования и поиска практического решения задач повышения эффективности кадрового обеспечения на среднесрочную и долгосрочную перспективу, поиска новых научных ориентиров для выработки механизмов противодействия этим угрозам, создании условий для эффективной занятости по воспроизводственной модели и развития трудового потенциала с целью повышения уровня и качества жизни населения регионов Российской Федерации.
Для решения указанной проблемы необходимо выполнить анализ и стратегирование процессов на рынке труда и в системе профессиональной подготовки, разработать информационную систему поддержки среднесрочных и долгосрочных прогнозов кадрового обеспечения образования и здравоохранения, идентификацию и характеристику имеющихся вызовов возникновения структурных и количественных дисбалансов; соответствие укрупненных групп специальностей подготовки в образовании и здравоохранении целям, обозначенных в Национальных проектах «Образование» и «Здравоохранение», и в соответствии с социальными, трудовыми нормативами по этим видам деятельности.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ОТРАСЛЕЙ
Для решения проблем необходима разработка долгосрочного проектирования кадрового обеспечения в областях образования и здравоохранения, что позволит найти управленческие инструменты для достижения целевых показателей, обозначенных в национальных проектах «Образование» и «Здравоохранение», прогнозировать объемы подготовки и кадровую потребность в соответствии с социальными и трудовыми нормативами в этих приоритетных отраслях на воспроизводственной основе. Для достижения этой цели необходимо более широкое использование возможностей автоматизированных информационных систем, запрограммированных на решение задач с большим объемом данных и показателей, факторов воздействия, характеризующих текущую ситуацию.
Количественная характеристика занятости в сферах образования и здравоохранения по Российской Федерации показывает структурные изменения, которые имеют как системные причины, так и глубокие долгосрочные последствия, приводящие к ухудшению качества жизни населения. Так, в 2010-2021 гг. можно констатировать общее сокращение численности среднего медицинского персонала, начиная с 2015 года; при этом число врачей даже несколько увеличилось с 715801 чел. в 2010 г.. до 741858 чел. в 2021 г. (рис.1).
Рис.1. Численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала (физических лиц) в организациях, оказывающих медицинские услуги, на конец года, тыс. чел. Составлено авторами на основе: [19]
В сфере образования динамика численности занятых представлена в таблице 1. На фоне увеличения численности учителей и практически стабильной численности мастеров и преподавателей СПО резко сократилась численность профессорско-преподавательского состава по всем уровням высшего образования в 2021 году по сравнению с 2010 годом.
Таблица 1. Численность преподавателей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам по уровням образования
Численность, тыс. чел
|
2010 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Всего учителей по образовательным
программам начального, основного и среднего общего образования (без
совместителей)
|
1067,1
|
1083,3
|
1087,3
|
1352,6
|
Преподавателей
и мастеров производственного обучения системы СПО
|
-
|
21,8
|
21,5
|
21.7
|
Профессорско-преподавательского
состава по всем уровням высшего образования
|
356,6
|
229,3
|
223,1
|
217,7
|
Анализ динамики численности учителей в разрезе федеральных округов (рис.2) РФ позволяет констатировать следующее: во-первых, лидирующие (с большим отрывом) позиции Центрального федерального округа по данному показателю за весь исследуемый период; во-вторых, заметный рост численности данной категории работников только в ЦФО при сокращении или стабилизации показателя в других федеральных округах; в-третьих, на втором месте по численности учителей располагается Приволжский федеральный округ с негативной динамикой показателя; в-четвертых, практически стабилизация числа учителей в других (Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном и др.) федеральных округах. В области обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом присутствует ряд негативных явлений: снижение обеспеченности на 10 тыс. населения, высокие территориальные различия, разнонаправленные тенденции по регионам РФ, различия по условиям оказания помощи, старение персонала и др.
Разнонаправленная динамика кадрового обеспечения в сфере образования в федеральных округах вызывает необходимость более детального анализа существующих практик определения и прогнозирования кадровой потребности в данной группе работников по регионам.
Рисунок 2 - Численность учителей в организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам общего, основного общего, среднего общего образования по федеральным округам (чел.). Источник: Составлено авторами на основе: [8].
Более глубокий анализ кадрового обеспечения показывает рост доли потребности в специалистах практически по всем позициям в сфере здравоохранения и образования (рис.3). В частности, в области здравоохранения потребность в специалистах для замещения вакантных рабочих мест выросла с 7,9% в 2016 г. до 10,5% в 2022 г.; среднего медицинского персонала с 3,1 % в 2016 г. до 5,7% в 2022 г. это более высокие показатели по сравнению со специалистами других сфер деятельности и среднероссийскими показателями.
Рисунок 3 - Удельный вес потребности в медицинских работниках и работниках образования для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест, в %.
Составлено авторами на основе [15] за 2016, 2018, 2020, 2022 гг.
В разрезе федеральных округов и регионов показатели обеспеченности населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения) также сильно различаются (см. рис. 4).
Например, в 2021 году этот показатель варьировался от 44,18 в Северо-Западном ФО до 33,85 в Южном ФО) при среднероссийском показателе 37,72). Причем в рамках самих федеральных округов в также отмечается высокая дифференциация показателя. В 2021 г. в среднегодовом исчислении максимальное значение в ЦФО наблюдалось в Москве (46,75), минимальное значения- во Владимирской области (27,66); в Северо-Западном ФО максимум в С-Петербурге (61,74), а минимум в Псковской области (26,01); в Южном ФО лидировала Астраханская область (45,95), а аутсайдером по данному показателю являлась Ростовская область (30,77); в Приволжском ФО максимум наблюдался в Мордовии (46,73), а минимум в Ульяновской области (31,48); в других федеральных округах максимальные показатели - Югра, Томская область, Чукотский АО, а минимальные – в Курганской области, Хакассии и Еврейской АО. В июне 2023 г. максимальная обеспеченность населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения) наблюдалась в Чукотском АО (70,1), а минимальная – в Еврейской АО.
Рисунок 4 - Обеспеченность населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения).
Источник: Составлено авторами на основе: [8].
По данным Центрального НИИ организации и информатизации Минздрава, в 2022 году численность медицинских работников в учреждениях государственного сектора сократилась в 79 регионах. Значительный дефицит кадров наблюдается в Татарстане, Чувашии, Калужской, Челябинской, Брянской, Липецкой и Кемеровской областях, а также в Краснодарском крае. Профицит врачей есть в 11 регионах, в том числе в Красноярском крае, Москве, Воронежской, Тверской, Астраханской и Кировской областях, Республиках Ингушетия, Дагестан, Крым, Северная Осетия—Алания. За период с 2000 по 2020 годы обеспеченность населения врачами сократилась на 9,7 %, специалистами со средним медицинским образованием на 12 % . Идет старение врачебных кадров, занятых в государственном секторе здравоохранения [3]. Рассматривая проблему обеспеченности населения средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения), отметим, что наибольшая обеспеченность отмечается в Магаданской области, а наименьший показатель в Калининградской области. Все вышеизложенное создает запрос на разработку прогнозов кадровой потребности в работниках сферы здравоохранения в разных регионах.
В сфере образования сокращается в последние годы доля потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по всем позициям. Наиболее резкое сокращение показателя наблюдалось для преподавателей курсов иностранного языка. В 2020 г. наибольший показатель удельного веса потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест наблюдался среди тренеров и инструкторов-методистов по спорту. Анализ данных на рис. 5 показывает динамику и структуру кадрового дефицита работников в сфере образования, позволяя выявить наиболее проблемные области с кадровым обеспечением.
Статистические данные рисунка 5 свидетельствуют о росте потребности организаций во всех группах специалистов высшего уровня квалификации за период с 2016 по 2022 гг. Резкий рост потребности наблюдается в преподавателях иностранных языков (с 2,1% в 2016 году до 7,4% в 2022), преподавателях компьютерной грамотности (1,8% и 4,3% соответственно) и т.д.
Рисунок 5 - Удельный вес потребности в работниках сферы образования высшего уровня квалификации для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по всем формам собственности, в % на 31 октября. Составлено авторами на основе [15] за 2016, 2018, 2020, 2022 гг.
Ситуация с заявленной потребностью в некоторых медицинских специалистах высшего уровня является катастрофической (см. рис.6). Потребность во врачах скорой медицинской помощи и парамедиках для замещения вакантных рабочих мест составила 25,2% в общем числе рабочих мест (в данная категория работников наблюдает острая потребность на протяжении длительного периода). Динамично растет потребность в диетологах и специалистах по рациональному питанию (более чем в 3 раза, с 4,7% в 2016 г. до 15,6% в 2022 г.). Высокой остается потребность во врачах-специалистах, физиотерапевтах, специалистах в области медицинских аспектов охраны труда и окружающей среды и др. Формируя программы по реформированию исследуемых сфер профессиональной деятельности, определяя стратегические ориентиры по подготовке кадрового потенциала, внедрению новых подходов в оплате труда, необходимо учитывать потребность работодателей, профессиональные риски, повышать привлекательность профессий, сокращать информационную асимметрию на рынке труда, проводить соответствующую профориентационную работу среди абитуриентов и т.д. Авторами проанализирована ситуация с наличием специалистов высокой квалификации, вместе с тем ситуацию с работниками среднего уровня также нельзя считать благоприятной.
Таким образом, существует реальная проблема оценки кадровой обеспеченности в социально значимых отраслях, поскольку разные источники информации представляют разные данные о наличии кадрового дефицита и обеспеченности.
Рисунок 6 - Удельный вес потребности в медицинских работниках высшего уровня квалификации для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по всем формам собственности, в % на 31 октября. Составлено авторами на основе [15] за 2016, 2018, 2020, 2022 гг.
Современные вызовы региональных сегментированных рынков труда, связанных со сферами образования и здравоохранения, имеют прямые последствия для структуры и объема занятости, характеризуются целым рядом проявлений. Выделим из них угрозы кадрового обеспечения:
- неуверенность работников в соответствующей необходимому уровню жизни заработной плате, неэффективные системы оплаты труда, снижающие мотивацию и не приводящие к нужным результатам трудовой деятельности;
- широкое распространение неустойчивой занятости, приводящей к разрушению стандартной занятости, ущемлению трудовых и социальных прав работников;
- угроза роста незаполняемости вакансий, обусловленная отсутствием специалистов нужной квалификации или низкой оплатой труда. Например, в 2022 г. по данным проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», медучреждения только Петербурга были укомплектованы средним медперсоналом на 57,79% (при плановом показателе 66%), врачами — 70,71% (плановый показатель 84%) [11];
- неконтролируемый рост интенсивности труда и затрат рабочего времени сверх установленных нормативов;
- неконкурентоспособность значительной части работников вследствие отсутствия необходимых компетенций, обусловленная повсеместным распространением цифровых экосистем;
- отсутствие вследствие укрупнения достаточного количества учреждений образования и здравоохранения для удовлетворения потребностей граждан в достойном уровне жизни, особенно в малых городах и сельских поселениях;
- заинтересованность работодателей в использовании гибкой занятости для экономии затрат на рабочую силу;
- нарастающая асимметрия социально-трудовых отношений в системах образования и здравоохранения, когда они становятся для работников вынужденными и неблагоприятными;
- тенденции формализации отношений с гражданами, пользователями услуг систем образования и здравоохранения и др.
Таким образом, в современных условиях возникают существенные риски дисбаланса кадрового обеспечения сфер образования и здравоохранения, когда потребности населения и цели Национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение» в регионах не могут быть обеспечены в силу отраслевой количественной и качественной нехватки кадров в регионах.
Процесс оптимизации сектора здравоохранения до пандемии выразился в сокращении численности отдельных категорий медицинских работников (среднего и младшего медицинского персонала), больничных коек, что в свою очередь снизило доступность медицинских услуг в региональном срезе. Однако сокращение кадров происходило неравномерно в региональном разрезе [10].
Проведенный анализ нормативно-правовой базы реализуемых прогнозных решений в области кадрового обеспечения в регионах позволяет констатировать отсутствие единой методологии. Как правило, по регионам осуществляется прогноз кадровой потребности [16; 17; 18] в целом с учётом дополнительной потребности в специалистах в рамках проводимых мониторингов перспективной кадровой потребности на среднесрочную перспективу. Как показывает анализ нормативных материалов при формировании прогноза учитываются многие кадровые и экономические региональные показатели, которые не в полной мере отражают реальные потребности рынка труда из-за ограниченности используемых параметров и данных, отсутствие достоверности в оценке работодателями планируемой потребности в кадрах, слабое проецирование на реальные инвестиционные планы регионального развития.
Проблема стратегического планирования кадрового обеспечения социально-значимых отраслей осложняется еще и отсутствием возможности выстраивания единой стратегии кадрового обеспечения регионов на всех уровнях образования, поскольку у регионов отсутствуют законодательно установленные полномочия по участию в управлении федеральными образовательными организациями высшего образования, расположенными на их территории (ст. 6 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», эти вопросы относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти) [4].
Возможный вариант для поиска решений с учётом влияния множественных разнородных факторов на занятость в сферах образования и здравоохранения состоит в использовании метода программно-целевого проектирования кадрового обеспечения образования и здравоохранения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Метод позволяет создать условия для реализации проактивной политики кадрового обеспечения на региональных рынках труда и стратегического проектирования на принципах соответствия трудового потенциала образования и здравоохранения целям и задачам Национальных проектов; разработать механизмы снижения угроз на отраслевых рынках труда в социально-значимых секторах российских регионов, что в итоге должно способствовать повышению уровня и качества жизни населения.
Процесс стратегического планирования каровой потребности в сферах образования и здравоохранения регионов России должен учитывать, как общемировые тренды в сфере труда и занятости, так и качественные и количественные трансформации потребностей в данных услугах. Сегодня цифровизация является ведущим трендом, изменяющим сферу труда, производства и потребления во всех странах. Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения и образования находит отражение в работах отечественных ученых [9; 22; 23].
Обращаясь к мировой практике, отметим, что в проектировании занятости удачно сочетаются экономическая методология и цифровые технологии. Построение математических моделей для создания автоматизированной системы достаточно широко используется как отечественными, так и зарубежными авторами. Смыкова Н.В., Авдеев А.С. и Гунер М.В. используют автоматизированное выделение информационных признаков для разработки автоматизированной информационной системы оценки потенциала трудовой деятельности выпускников и соискателей, что может являться элементом разработки автоматизированной информационной системы прогнозирования занятости [30]. Модели для прогнозирования возможности трудоустройства с использованием логистической регрессии предложена в работе [27]. Заметное влияние на исследование стратегий занятости в научной литературе оказали последствия мировой пандемии. Математическое моделирование при разработке кадрового обеспечения применяется во многих сферах деятельности, в том числе и в здравоохранении [29].
Мониторинг рынка труда и занятости на основе информационных технологий сегодня применяют различные российские регионы. Например, в Забайкальском крае, Нижегородской области, Ивановской области и других регионах РФ используют АС «Мониторинг рынка труда», в Самарской области проектирование профессиональных треков педагогов проводится с использованием АИС «Кадры в образовании. Самарская область» [24]. Однако возможности этих и других подобных систем отечественных разработок достаточно ограничены в части проектирования кадрового обеспечения. Исследования бюджетной сферы экономики показывают нарастание рисков оттока кадров, ухудшению качества предоставляемых услуг населению, что предопределяет необходимость формирования более сбалансированной системы кадрового обеспечения [21]. Исследования кадрового потенциала и занятости населения российских авторов определяют методологические аспекты формирования региональной и отраслевой структуры трудового потенциала, типов и форм занятости [28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы позволяет констатировать отсутствие общепринятой и единой методологии определения кадровой потребности для сферы здравоохранения.
Разработка АИС под заданные параметры позволяет создать программный комплекс проектирования кадровой потребности в социально-значимых отраслях для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования отраслевой занятости. Представляется, что прогнозирование кадрового обеспечения на базе автоматизированной информационной системы, должно включать следующие этапы:
- разработка социально-экономической модели кадрового обеспечения по видам деятельности «Образование» и «Здравоохранение»;
- определение целевых показателей занятости выбранных регионов с выделением кадрового обеспечения видов деятельности «Образование» и «Здравоохранение» на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- разработка экономических подходов, моделей, методики баланса спроса и предложения на отраслевом рынке труда для разработки параметров функционирования АИС;
- оценка разработанных в АИС прогнозных сценариев структуры кадрового обеспечения на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- определение возможностей и угроз баланса отраслевой занятости на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
- оценка достижимости установленных целей по Национальным проектам «Образование» и «Здравоохранение» с учетом ресурсных ограничений и угроз развития;
- выбор сценариев развития структуры кадрового обеспечения для формирования «Дорожной карты» стратегии;
- выполнение стратегического планирования занятости, высвобождения, потребности по ВЭД «Образование» и «Здравоохранение» по прогнозным сценариям;
- разработка плана мероприятий, «Дорожной карты» реализации стратегии кадрового обеспечения образования и здравоохранения;
- оценка сопоставимости и верификации прогнозных и реальных показателей, полученных с использованием АИС на показателях прошлых лет кадрового обеспечения образования и здравоохранения.
Стратегическое планирование кадрового обеспечения социально-значимых отраслей предполагает использование в том числе и традиционной методики SWOT-анализа [26]. При этом в качестве возможностей предлагаемой методологии стратегического панированная кадрового обеспечения социально-значимых сфер в регионах можно выделить, например, не только учет вариантов сочетания социальных и мотивационных факторов для планирования социально-экономической политики в регионах России, но и возможность минимизировать «кадровый голод» в системах общего среднего и профессионального образования.
Применение цифровых технологий для решения проблемы стратегического планирования кадрового обеспечения сфер здравоохранения и образования в регионах найдет отражение в разработке электронной базы данных АИС, предназначенной для накопления, хранения и выдачи по запросам пользователей отчетной и прогнозно-аналитической информации, полученной в процессе эксплуатации АИС, разработка программного приложения для администрирования базы данных АИС.
В современных исследованиях появляются методы цифрового моделирования занятости с учетом имеющейся информационной базы и учитывающей особенности регионов, подтверждающие изменение структуры рынка труда. Встречаются отдельные публикации на смежные темы, связанные с влиянием цифровой экономики на качество жизни населения и новые возможности для формирования «умной» системы расселения, влиянием цифровизации на компетенции и квалификации, появление цифрового неравенства. Однако стратегическое планирование занятости и кадрового обеспечения, особенно на длительную перспективу, редко встречается в исследованиях в силу высокой неопределенности в развитии ситуации и количества влияющих факторов.
Становление новых моделей развития социально-значимых отраслей России на современном этапе, в условиях кардинальных трансформаций экономической обстановки на внутреннем и внешнем рынках и серьезных демографических вызовов невозможно без грамотного выбора стратегии дальнейшего кадрового обеспечения данных отраслей. Кроме того, необходимо учитывать изменения в самом профессиональном пространстве в сферах образования и здравоохранения под влиянием цифровизации и других объективных процессов, эффекты изменений в смежных сферах. Помимо традиционных методов и подходов к стратегическому планированию представляется целесообразным применение методологии форсайта.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование кадрового обеспечения образования и здравоохранения позволит снизить риски кадрового дисбаланса за счет оптимизации структуры занятости, подготовки кадров, системы оплаты труда и др. Решение проблемы кадрового обеспечения в сфере здравоохранения и образования невозможны без повышения статуса медицинских и педагогических работников, внедрения системы достойной оплаты труда в указанных секторах.
Источники:
2. Веселкова Е. Г. Нормативное регулирование вопросов мониторинга процессов медицинского образования и обеспечения кадрами сферы здравоохранения // Право и образование. – 2023. – № 2. – c. 27-34.
3. Государственные медорганизации в России потеряли за прошлый год 9,7 тыс. врачей. [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Gosudarstvennye-medorganizacii-v-Rossii-poteryali-za-proshlyi-god-9-7-tys-vrachei.html (дата обращения: 12.07.2023).
4. Доклад о повышении роли субъектов Российской Федерации в подготовке кадров для экономики и социальной сферы. М., 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (дата обращения: 12.07.2023).
5. Дохкильгова Д. М., Иналов Э. А. Система управления развитием социальной сферы на муниципальном уровне // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 11. – c. 1132-1139.
6. Дубицкий В. В., Коновалов А. А., Кислов А. Г. К решению актуальных задач кадрового обеспечения в системе профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 3(46). – c. 6-20. – doi: 10.52944/PORT.
7. Есенина Е. Ю. Проблема кадрового обеспечения региональной системы СПО // Профессиональное образование и рынок труда. – 2022. – № 2. – c. 22-35.
8. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59606?ysclid=lkb8z6cndy609276876 (дата обращения: 12.07.2023).
9. Жук А.П., Розенфельд И.И., Тишкина С.Н., Алхасов Т.Г., Лукъянцева Д.В., Безденежных Т.П. Российский опыт использования подходов к расчету потребности во врачебных кадрах // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. – 2019. – № 12(3). – c. 230-238.
10. Клепач А.Н., Лукьяненко Р.Ф. Российское здравоохранение: макроэкономические параметры и структурные проблемы // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 2(197). – c. 76-96.
11. Коммерсант. Санкт-Петербург. Приложения. 27.06.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/apps?regionid=78 (дата обращения: 14.07.2023).
12. Латышова А. А., Купеева И. А., Гажева А. В. Оценка ликвидации дефицита специалистов со средним медицинским образованием в Российской Федерации по итогам 2020 года // Менеджер здравоохранения. – 2021. – № 7. – c. 66-72. – doi: 10.21045/1811-0185-2021-7-66-72.
13. Маньшин Р. В., Моисеева Е. М. Влияние инфраструктуры на размещение населения и развитие регионов России // Экономика региона. – 2022. – № 18(3). – c. 727-741. – doi: 10.17059/ekon.reg.2022-3-8.
14. Мигунова Ю. В., Садыков Р. М. Кадровое обеспечение медицинских организаций в республике Башкортостан // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2019. – № 2. – c. 177-181. – doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-2-177-181.
15. О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам. Статистический сборник. Росстат. 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13266 (дата обращения: 15.07.2023).
16. Постановление Правительства Республики Алтай от 19 июня 2020 г. № 216 «Об утверждении Регламента разработки прогнозных оценок потребности рынка труда в Республике Алтай в кадрах с профессиональным образованием и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай». СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/altay/1391346/ (дата обращения: 16.07.2023).
17. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 июня 2023 г. № 393 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 июля 2014 года № 323 «О порядке разработки прогноза потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах в Республике Башкортостан». СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74567642/ (дата обращения: 18.07.2023).
18. Приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области и Министерства образования и науки Мурманской области от 14 июля 2022 г. № 434/1210 «Об утверждении Прогноза кадровой потребности экономики и социальной сферы Мурманской области на 2023 - 2027 годы». СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405052313/ (дата обращения: 14.07.2023).
19. Российский статистический ежегодник. 2022. / Стат. сб./Росстат., 2022. – 691 c.
20. Самсонова Е. М., Лабзин А. В. Проблема кадрового обеспечения системы общего образования Самарской области // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 1-2(40). – c. 131-134. – doi: 10.24411/2500-1000-2020-10078.
21. Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В. Оплата труда в бюджетной сфере: состояние и тенденции развития // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 1(46). – c. 64-71. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-64-71.
22. Сибурина Т.А., Девишев Р.И., Мирошникова Ю.В., Вечорко В.И. Прогнозирование кадрового потенциала в здравоохранении на принципах стратегического планирования. / Методическое пособие. - М.: РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2017.
23. Сон И.М., Купеева И.А, Несветайло Н.Я., Леонов С.А., Гажева А.В. Подходы к расчету потребности системы здравоохранения Российской Федерации во врачебных кадрах // Здравоохранение. – 2015. – № 1. – c. 44-51.
24. Цыбатов В. А. Цифровизация целеполагания: от формирования целевого плана до разработки сценария развития // Региональная экономика. Юг России. – 2021. – № 4. – c. 14-25. – doi: 10.15688/re.volsu.2021.4.2.
25. Bashkin O., Dopelt K., Mor Z., Leighton L., Otok R., Duplaga M., … Davidovitch N. The future public health workforce in a changing world: A conceptual framework for a european–israeli knowledge transfer project // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – № 18(17). – doi: 10.3390/ijerph18179265.
26. Benrachou N. Developing strategic planning in organization higher education // Human Progress. – 2023. – № 2(1). – p. 20. – doi: 10.34709/IM.191.20.
27. Celine S., Dominic M. M., Devi M. S. Logistic Regression for Employability Prediction // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. – 2020. – № 9 (3). – p. 2471–2478. – doi: 10.35940/ijitee.c8170.019320.
28. Simonova M. V., Sankova L. V., Mirzabalaeva F. I., Privorotskaya E. V. Demand for engineering qualifications in the transformation period // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – № 139. – p. 666-675. – doi: 10.1007/978-3-030-53277-2_79.
29. McNair D. S. Enhancing Nursing Staffing Forecasting with Safety Stock over Lead Time Modeling // Nursing Administration Quarterly. – 2015. – № 39(4). – p. 291–296. – doi: 10.1097/NAQ.0000000000000124.
30. Smykova N. V., Avdeev A. S., Guner M. V. Selection of Informational Signs for Forecasting Employment of Graduates // Izvestiya of Altai State University. – 2020. – № 1(111). – p. 128–132. – doi: 10.14258/izvasu(2020)1-22.
Страница обновлена: 05.08.2024 в 22:51:19