Конкурентные лидеры сферы образования
Иванов Е.Д.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67970584
Аннотация:
Представленное исследование направлено на решение актуальной задачи по выявлению конкурентных лидеров в сфере отраслевого образования. В статье проводится оценка конкурентной среды авиационных вузов отдельно по двум направлениям – по профильным и по непрофильным образовательным программам. В ходе исследования были выявлены дополнительные отличительные черты лидеров конкурентной среды, которые являются характерными для сферы авиационного образования. Автором были разработаны модели развития конкурентоспособности авиационного образования в России и обозначены перспективные направления дальнейшего исследования – развитие партнерского взаимодействия при сетевой форме реализации образовательных программ
Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, конкурентные лидеры, модели повышения конкурентоспособности, образовательные программы, авиационные вузы
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Конкуренция в сфере высшего образования в последнее время имеет тенденцию к росту и приобретает особое значение: она является «двигателем прогресса» и стимулирует вузы на активную работу за повышение качества подготовки обучающихся и привлечение все большего количества участников в образовательный процесс. При этом конкуренция наблюдается не только между вузами, но и между различными уровнями образования, включая среднее профессиональное образование. Для целей настоящего исследования остановимся на конкуренции между вузами одной профильной или отраслевой направленности, которую можно охарактеризовать как жесткую и требующую поиска дополнительных конкурентных преимуществ, одним из которых является занятие лидерской позиции. В свете чего исследование, направленное на выявление конкурентных лидеров в сфере образования и разработке моделей лидерства представляет особую актуальность.
Вопросам конкурентоспособности вузов посвящены работы многих отечественных авторов.
Исследование О.С. Баталовой [1] затрагивает вопросы конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Н.И. Ермаченко, С.Ш. Забуга [6] рассматривают проблему рейтингования и его влияния на обеспечение конкурентоспособности вуза.
Стратегическим аспектам обеспечения конкурентоспособности и, в частности, стратегии маркетинга вуза и стратегическому анализу посвящены работы Д.А. Бончуковой [2], А.А. Вороновой [3], Е.С. Кушеля [12].
Подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза представлены в работах Н.О. Колчиной, Е.А. Леоненко [9], И.В. Климентьевой, С.Л. Логиновой, М.М. Микушиной, В.А. Шапошникова [10], А.С. Латышева, Ю.П. Похолкова, М.Ю. Червач, А.Н. Шадской, А.О. Оганесяна, Ш.М. Гимбатова [14], Ю.С. Савенковой, А.А. Советкиной [17].
Ю. Б. Рубин в своей статье «Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии» [16] рассматривает лидерство как категорию теории конкуренции, и выделят отличительные черты лидеров конкурентной среды.
Отдельное внимание в отечественной экономической науке уделено вопросам конкурентоспособности образовательных программ, в этом направлении выделяются работы таких авторов, как Т.Н. Гоголева [4], О.А. Грицова [5], Савенкова Ю.С., Советкина А.А. [18].
И. Кумаре, О.С. Пескова, Т.Б. Борискина в своей работе [11] предлагают в качестве фактора развития конкурентоспособности вуза рассматривать кадровый потенциал, который также является объектом маркетингового управления. Кадровый потенциал как фактор конкурентного преимущества вуза рассматривается также в работах Е.Д. Иванова [7] и Е.В. Пирогова [15].
Подготовке конкурентоспособных специалистов авиационной отрасли и системе непрерывного профессионального образования в гражданской авиации посвящены работы М.О. Ивановой [8] и И.М. Хаертдинова [19].
Тем не менее, остается открытым вопрос о развитии конкурентоспособности авиационного образования и о его особенностях.
Цель исследования: оценить конкурентную среду авиационных вузов по профильным и неправильным образовательным программам и предложить модели развития конкурентоспособности авиационного образования.
В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи:
‑ проанализировать конкурентную среду авиационных вузов по профильным и непрофильным образовательным программам;
‑ выявить обстоятельства, ужесточающие конкурентную среду;
‑ дополнить отличительные черты конкурентного лидера с учетом специфики отраслевого образования;
‑ показать значимость кадровой политики и кадрового обеспечения образовательных программ в качестве одного из факторов повышения конкурентоспособности вуза;
‑ разработать модели развития конкурентоспособности авиационного образования России и наметить направления дальнейшего развития в области партнерского взаимодействия.
Научная новизна исследования заключается в выявлении дополнительных отличительных черт лидеров конкурентной среды, которые характерны для сферы авиационного образования, а также в разработке моделей развития конкурентоспособности авиационного образования в России.
Материалы и методы
В качестве исходного материала исследования использованы данные Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) [20]; данные с официального сайта СПбГУ ГА им. А.А. Новикова о реализуемых образовательных программах в 2023-2024 учебного году [21]; данный одного из крупнейший порталов для абитуриентов «Вузопедия.ру» [22], а также научные труды отечественных ученых, посвященные конкурентоспособности вуза.
Методологической основой работы послужили научные подходы к проведению исследования, такие как системный подход, методы сравнения, аналогии, научной интерпретации, структурирования и группировки.
Результаты и их обсуждение
Лидерство проявляется в конкурентной среде, выделяя тех участников, у которых присутствуют как явные, так и скрытые преимущества. Конкурентные процессы, которые наблюдаются между высшими учебными заведениями, сопровождаются стремлением к формированию лидерской позиции, а затем к ее поддержанию и сохранению.
С позиции лидерства в конкурентной среде сферы высшего образования имеют значение специфика высших учебных заведений и особенности реализуемых в них образовательных программ. Оценка конкуренции по субъектному составу схожих по реализуемым программам вузов может значительно отличаться: для одних программ это будет ограниченный круг близких по отраслевому или профессиональному составу вузов, для других программ − конкуренция распространяется на значительное количество учебных заведений различной направленности. Так, в сфере подготовки специалистов для отдельной отрасли − гражданской авиации − количество отраслевых вузов ограничивается тремя. Все они подведомственны федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) [20]. Однако реализуемые в данных учебных заведениях образовательные программы вступают в конкуренцию не только в системе отраслевого образования, но и с другими вузами и их программами, которые могут быть, как связаны с авиационной отраслью, так и иметь совершенно другую специфику.
На примере некоторых направлений подготовки, реализуемых в СПбГУ ГА [21], и по данным одного из крупнейший порталов для абитуриентов «Вузопедия.ру» [22] проведен анализ конкурентной среды по таким критериям как количество вузов и реализуемых профилей, а также территориальное размещение образовательных организаций для профильных для авиационного учебного заведения программ бакалавриата по УГС(Н) 25.00.00 и по непрофильным для данного вуза программам, реализуемым в рамках УГС(Н) 38.00.00. Это дало возможность представить место анализируемых направлений подготовки в конкурентной среде (таблица).
Таблица − Реализуемые направления подготовки в конкурентной среде в 2023 году (составлено автором по данным [22])
Код
|
Направление подготовки
|
Вузы, ед.
|
Города, ед.
|
Профили
|
В т.ч. вузы в СПб, ед.
|
Реализация
программ по УГС(Н) 25.00.00 (уровня «бакалавриат»)
| |||||
25.03.01
|
Техническая
эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
|
15
|
10
|
9
|
2
|
25.03.02
|
Техническая
эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
|
6
|
6
|
1
|
2
|
25.03.03
|
Аэронавигация
|
5
|
3
|
8
|
1
|
25.03.04 |
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных
судов
|
3
|
3
|
5
|
1
|
Реализация
программ по УГС(Н) 38.00.00 (уровня «бакалавриат»)
| |||||
38.03.01
|
Экономика
|
671
|
185
|
218
|
32
|
38.03.02
|
Менеджмент
|
611
|
148
|
201
|
34
|
38.03.03
|
Управление персоналом
|
162
|
61
|
34
|
9
|
Из данных, приведенных в таблице видно, что конкурентная среда профильных и непрофильных образовательных программ существенно отличается. Для узкоспециализированных направлений подготовки, готовящих специалистов исключительно для гражданской авиации, конкуренция не является достаточно жесткой, поскольку данные программы реализуются всего в нескольких вузах, а в рамках одного города выбор вуза ограничен одним единственным учебным заведением или, в крайнем случае, двумя. Конкуренция здесь происходит не столько между однотипными программами, сколько с программами других вузов технической направленности, которые абитуриенты, как правило, рассматривают в качестве альтернативных вариантов. Для непрофильных (для авиационного вуза) направлений подготовки по УГС(Н) 38.00.00 конкуренция характеризуется очень жесткими условиями. На рынке образовательных услуг присутствуют сотни вузов, реализующих широкий спектр образовательных программ. Так, максимальное количество вузов реализуют образовательные программы по направлению подготовки «экономика» − 671, далее следует «менеджмент» − 611 вузов, минимальное значение по направлению подготовки «управление персоналом» − 162. Однако в конкуренцию вступают и программы схожей направленности. Так, абитуриенты могут осуществлять свой выбор между программами по направлению подготовки «экономика» или «менеджмент», а также многими другими специальностями управленческой направленности. Таким образом, конкуренция возрастает еще более существенно.
Тем не менее, если рассматривать конкурентную позицию вузов в целом, то наличие непрофильных программ привносит дополнительные преимущества, поскольку привлекает абитуриентов, имеющих предпочтения к отраслевой принадлежности учебного заведения, но при этом не готовых к обучению на сложных технических специальностях. Кроме того, в сфере подготовки специалистов для гражданской авиации, не смотря на ограниченное количество авиационных вузов (что при первичном анализе может говорить о не столь напряженной конкурентной борьбе), следует отметить целый ряд обстоятельств, ужесточающих конкурентную среду.
Первое из них заключается в том, что количество участников конкуренции необходимо оценивать в сопоставлении со спросом на рынке образовательных услуг на отраслевое образование. В наблюдаемых в настоящий момент условиях ограниченности спроса даже незначительное число вузов, вступающих между собой в конкурентную борьбу по отраслевым образовательным программам, оказываются в условиях «жесткой» конкуренции. Следует отметить, что в образовательной сфере определяющим является не количество конкурирующих между собой вузов, а востребованность конкретных образовательных программ и услуг определенного типа (привязанность к отрасли, возможность широкого применения полученной специальности на рынке труда, сохранение актуальности профессии в будущие периоды и т.п.).
Второе обстоятельство связано с наличием конкуренции между отдельными направлениями подготовки и специальностями, а также их профилями и специализациями. При этом, конкуренция может быть как межвузовская, так и внутривузовская, когда за абитуриентов конкурентная борьба происходит между несколькими программами. Увеличение числа образовательных программ, а также их регулярная трансформация, наблюдаемая в современных условиях, усложняет «конкурентный ландшафт» и его структурирование.
Таким образом, можно констатировать наличие в сфере отраслевого образования развитого конкурентного процесса. Как правило, такой процесс сопровождается появлением лидеров.
Ю.Б. Рубин рассматривает лидерство как «категорию теории конкуренции, с помощью которой определяются ведущие акторы той или иной отрасли (сектора) экономики, а также сфер политики, спорта, науки, искусства и др.» [16, с.21]. В сфере образования к конкурентным лидерам можно отнести те организация, которые имеют явные или скрытые преимущества и занимают ведущую позицию в конкурентной среде. Таким организациям свойственно стремление к сохранению и развитию конкурентных позиций.
Ю.Б. Рубиным [16, с. 21] выделены пять отличительных черт лидеров конкурентной среды:
1) являются самостоятельными драйверами конкурентной среды;
2) превосходят конкурентов;
3) ведут за собой других соперников, действующих в той же отрасли, служат примером или ориентиром;
4) оказывают влияние на конкурентные действия других акторов;
5) оказывают влияние на развитие той или иной отрасли и (или) на развитие страны.
Соглашаясь с автором данного подхода в целом, на наш взгляд, в сфере отраслевого образования требуется дополнение выявленных отличительных черт лидеров конкурентной среды.
В качестве шестого отличия лидера следует выделить открытие им новых профилей по инновационным программам, покрывающих потребность в подготовке специалистов для новых профессий, а также опережающее обучение для удовлетворения прогнозируемой потребности в специалистах. Другие вузы, не занимающие лидирующую позицию, как правило, открывают новые направления с некоторой задержкой и в своих программах следуют за лидером конкурентной среды.
Седьмым отличием лидера можно обозначить кадровые преимущества высшего учебного заведения в обеспечении кадровых условий реализуемых образовательных программ. Поскольку кадровая составляющая для образовательных организаций, осуществляющих подготовку по программам высшего образования, является во многих аспектах ключевой, требуется конкретизировать ее влияние на лидерскую позицию вуза.
Наглядно отличительные черты лидеров конкурентной среды можно представить в виде следующей схемы (рисунок).
Рисунок ‑ Лидеры конкурентной среды (по [16, с. 21] с дополнениями автора).
Лидеры конкурентной среды оказывают позитивное воздействие на внешнее окружение, выступая драйвером роста. Их влияние выражается в демонстрации положительного опыта, полезного для других участников, аккумуляции отраслевых достижений и реализации трендов, создании предпосылок для их распространения в практике других участников рынка, а также в стимулировании других организаций на борьбу за лидерские позиции за счет демонстрации достигнутых результатов.
Применительно к конкурированию в сфере высшего образования в работе Ю.Б. Рубина [16, с. 22] характеризуется лидерство в результатах образовательной деятельности. Результаты отличаются в зависимости от назначения: для самого конкурента, для его окружения и для конкурентной среды. Для самой конкурирующей организации результатами являются количественные и качественные показатели, которые образуют конкурентные преимущества. Для внешнего окружения ценность лидерства в результатах проявляется на более высоких уровнях социально-экономической системы. Эти результаты способствуют повышению уровню конкурентноспособности отрасли экономики, а так же за счет достижения высокого уровня профессионализма выпускников вуза повышению конкурентоспособности в национальном хозяйственном комплексе. Результаты лидерства и стремления к лидерству в конкурентной среде сферы высшего образования заключаются в создании благоприятных условий для конкурирования: поддержания добросовестной конкуренции, формирования корпоративного поведения и соответствия правилам признанного в профессиональном сообществе конкурентного поведения.
Высшим учебным заведениям для успешной конкурентной борьбы необходимо разрабатывать стратегию лидерства. Лидерство вуза должно стать устойчивым, для чего необходимо разрабатывать мероприятия по его формированию, поддержанию и развитию, а также направленных на снижение конкурентной напряженности. Важно уделять внимание поиску инструментов для обеспечения устойчивости лидерства в различных подсистемах управления вузом, в частности в подсистеме управления персоналом, которая находит отражение в кадровой политике.
Кадровую политику и кадровое обеспечение образовательных программ, реализуемых в вузе, следует рассматривать как один из наиболее важных элементов, обеспечивающих эффективность его деятельности (оказывающей прямое влияние на образовательный процесс). Профессорско-преподавательский состав можно представить, как определяющий фактор качественного совершенствования и повышения конкурентоспобности вуза, обеспечивающий его основной функционал. Кадровая политика должна формироваться таким образом, чтобы обеспечивать конкурентоспособность вуза и добиваться лидирующего положения в отрасли, а также его удержания и развития.
Среди российских авиационных вузов традиционно лидирующую позицию занимает СПбГУ ГА им. А.А. Новикова [21]. Он превосходит остальные вузы, подчиненные Росавиации, по ряду критериев: контингенту обучающихся, количеству образовательных программ и широте их диапазона, открытию и поддержанию программ аспирантуры и магистратуры и многих другим. Однако, на наш взгляд, в контексте конкурентного лидерства следует особое внимание кадровому потенциалу, который требует совершенствования и повышения показателя доли лиц в составе профессорско-преподавательского состава, имеющих ученую степень и (или) ученое звание.
Развитие конкурентоспособности авиационного образования в России может проходить, исходя из пяти моделей:
Первую модель можно обозначить, как «выявленный лидер-эталон». В рамках этой модели учредитель выбирают лучший авиационный вуз, который становится эталоном. При этом для других отраслевых вузов возникает обязательство копировать успешные практики лидера. Преимуществом данной модели является ориентация на лучший опыт. Данная модель имеет ограничение в плоскости практического применения в связи с тем, что лидерство может быть неявно или не очевидно по всем критериям. Данная ситуация усугубляется отсутствие четких критериев лидерства в авиационном образовании. Для этих целей можно, на первый взгляд, руководствоваться показателями эффективности деятельности вузов или показателями аккредитационного мониторинга. Однако они не являются исчерпывающими для целей выявления конкурентного лидера в отраслевом образовании.
Второй моделью является «выращенный лидер-эталон». Данная модель предполагает сознательное формирование и развитие лидера авиационного образования и четкое планирование его работы. При этом планируется внедрение новых инновационных практик в деятельность вуза «сверху» по распоряжению учредителя, то есть используя директивный формат. Однако ограничением использования данной модели является компетенции органов регулирования. Модель может оказаться успешной лишь в том случае, когда государственный номенклатурный аппарат обладает значительно большей компетентностью, чем руководители вузов всех уровней. Интерес такая модель может представлять при отходе от рыночной траектории развития и при усилении государственного планирования в области подготовки кадров.
Третья модель − «рыночный лидер-эталон» позволяет определить лидера при помощи различных участников, формирующих спрос на рынке. Это могут быть как абитуриенты, выбирающие высшее учебное заведение для своего обучения по ряду критериев, так и их будущие работодатели, ориентированные в покрытии потребности в персонале на выпускников данных учебных заведений (например, аэропорты, авиакомпании, органы государственной власти в отрасли и т.д.). Наиболее популярный и востребованный вуз признается эталоном, затем его опыт (в том числе по привлечению абитуриентов) экстраполируется на другие учебные заведения. Главное ограничение по использованию данной модели в необходимости правильного понимания магистрального вектора развития отрасли и подготовки кадров. Не всегда позиция бизнеса и стремление к рыночному превосходству обеспечивает следование данным траекториям и достижения поставленных перед отраслью задач.
Четвертая модель − «неконтролируемая конкуренция» предусматривает устранение учредителя от определения лидера и предоставление возможности вузам для свободной конкуренции друг с другом. Определением лидерства в авиационном образовании занимается рынок (в равных частях все его участники − потребители образовательных услуг: абитуриенты и отраслевые организации-работодатели для выпускников). Особенностью данной модели является ее свободный характер и отсутствие государственного регулирования и какого-либо вмешательства. Учредитель при данной модели не обобщает опыт конкурирующих вузов и не считаем нужным выстраивать стратегию развития лидера, исходя из него.
Пятой моделью является модель «объединение усилий», которая предполагает ослабление конкуренции и усиление сотрудничества между отраслевыми вузами. Вместо формирования единственного лидера в сфере образования данная модель ориентирована на заимствование и распространение удачного опыта каждого из авиационных вузов с целью достижения конкурентоспособного отечественного высшего образования в сфере гражданской авиации. При данной модели конкуренция за абитуриентов второстепенна, приоритет отдается достижению синергетического эффекта, который должен возникнуть при интеграции деятельности учебных заведений гражданской авиации. Эта модель подразумевает усиление партнерского взаимодействия на всех уровнях и использование сетевой формы обучения.
Рассмотрев модели повышения конкурентоспособности, можно отметить, что каждая из них имеет свои положительные и отрицательные черты, обусловленные такими аспектами как роль государства и рынка в определении стратегии, ориентация на успех организации или приоритет отраслевых и общегосударственных интересов. Важный аспект отводится тому, какие субъекты определяют траектории роста и развития конкурентоспособности отраслевого образования. В трех моделях приоритет в развитии конкурентного потенциала вузов гражданской авиации отводится государству, что связано с российской спецификой развития авиации, где предусмотрено более высокое участие государства во всех вопросах управления. При этом, третья и четвертые из представленных моделей основываются на том, что драйвером развития выступает рынок и непосредственно отраслевые образовательные организации. В каждой из моделей по-разному решается вопрос о том, можно ли рассматривать во взаимосвязи и в качестве единонаправленных процессов конкурентоспособность отдельного вуза и авиационного образования в целом, при том, что большинство моделей однозначно показывают присутствие конкурентной борьбы между учебными заведениями за лидерскую позицию, при которой один из вузом может оказаться лидером, а остальные − в отстающей позиции.
Представленные модели разработаны и применимы в российских условиях для системы, включающей высшие учебные заведения гражданской авиации, имеющих советский генезис и развивавшихся в 90-х годах ХХ века в условиях перехода от командно-административной экономики к рыночной экономике и с возрастанием элементов государственного регулирования в первые два десятилетия ХХI века.
Выводы
Подводя итог проведенному исследованию можно сделать выводы, что в сфере авиационного образования наличествует развитый конкурентный процесс, сопровождаемый появлением лидеров конкурентной среды, имеющих свои отличительные особенности. В качестве определяющего фактора повышения конкурентоспособности вуза предлагается рассматривать профессорско-преподавательский состав, а в контексте конкурентного лидерства следует особое внимание кадровому потенциалу. В работе предложены пять возможных моделей развития конкурентного авиационного образования в России. Приоритетной и требующей дальнейшего развития является модель «объединения усилий», которая направлена на усиление сотрудничества между авиационными вузами.
В качестве перспективных направлений дальнейшего исследования можно обозначить развитие партнерского взаимодействия при сетевой форме реализации образовательных программ. Однако данное направление требует дополнительной проработки на предмет ограничений использования сетевой формы в соответствии с нормативно правовыми актами. Кроме того требуется создание методических разработок по управлению партнерскими взаимодействиям между авиационными вузами.
Источники:
2. Бончукова Д. А., Старобинская Н.М. Стратегический маркетинг и конкурентоспособность вуза // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2013. – № 2. – c. 38-56.
3. Воронов А.А., Каминская Е.А., Костецкий В.А. Конкурентоспособность как приоритет стратегии маркетинга современного вуза // Экономика устойчивого развития. – 2017. – № 2(30). – c. 90-100.
4. Гоголева Т.Н., Балганбаева А.Т. Конкурентоспособность образовательных программ как способ повышения эффективности в сфере образовательных услуг // Экономика образования. – 2013. – № 1. – c. 61-63.
5. Грицова О.А., Носырева А.Н., Орлова М.Ю. Конкурентоспособность образовательной программы как главный фактор управления конкурентоспособностью образовательной организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1-8. – c. 91-93.
6. Ермаченко Н.И., Забуга С.Ш. Рейтингование и конкурентоспособность вуза: методологический аспект // Инновации в образовании. – 2014. – № 2. – c. 55-65.
7. Иванов Е.Д. Кадровый потенциал как фактор конкурентного преимущества вуза // Менеджмент в социальных и экономических системах: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 16–17 декабря 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. Пенза, 2022. – c. 206-209.
8. Иванова М. О. Управление системой непрерывного профессионального образования в гражданской авиации: специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством". / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Санкт-Петербург, 2022. – 512 c.
9. Колчина Н.О., Леоненко Е.А. Многоаспектность категории «конкурентоспособность вуза», подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза // Вопросы управления. – 2018. – № 4(53). – c. 119 - 131.
10. Климентьева И.В., Логинова С.Л., Микушина М.М., Шапошников В.А. Конкурентоспособность вуза в современных условиях: взгляд изнутри. / Министерство просвещения Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. – 119 c.
11. Кумаре И., Пескова О.С., Борискина Т.Б. Кадровый потенциал как объект маркетингового управления и фактор развития конкурентоспособного преимущества вуза // Вестник АГУ, сер. «Экономика». – 2019. – № 1 (235). – c. 147 − 152.
12. Кушель Е.С. Конкурентоспособность вуза: вопросы методологии и стратегического анализа // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2011. – № 1. – c. 86-105.
13. Латышев А.С., Похолков Ю.П., Червач М.Ю., Шадская А.Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5. – c. 6 - 16.
14. Оганесян А.О., Гимбатов Ш. М. Конкурентоспособность вуза: подходы к анализу // Региональные аспекты социальной политики. – 2017. – № 19. – c. 20-27.
15. Пирогова Е. В. Кадровый потенциал вуза как приоритетное конкурентное преимущество // Экономические системы. – 2022. – № 4. – c. 116-121.
16. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 17-30.
17. Савенкова Ю.С., Советкина А. А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – c. 182 - 199.
18. Стукалова А.А., Стукалова И. Б. Конкурентоспособность и критерии выбора образовательных программ // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2019. – № 4. – c. 382-398.
19. Хаертдинов И.М. Основные проблемы и стратегии совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов авиационной отрасли // Вестник Екатерининского института. – 2015. – № 4(32). – c. 101 − 106.
20. Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). [Электронный ресурс]. URL: https://favt.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2024).
21. ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. А.А. Новикова. [Электронный ресурс]. URL: https://spbguga.ru/ (дата обращения: 30.03.2024).
22. Портал для абитуриентов «Вузопедия.ру». [Электронный ресурс]. URL: https://vuzopedia.ru/ (дата обращения: 30.03.2024).
Страница обновлена: 29.10.2024 в 00:03:20