Модель эффективного лидера в муниципальном управлении

Сизганова Е.Ю.1, Кайдашова А.К.1, Ашин А.А.1
1 Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Владимир

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Сизганова Е.Ю., Кайдашова А.К., Ашин А.А. Модель эффективного лидера в муниципальном управлении // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 127-138. – doi: 10.18334/lim.10.1.117419.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50356218
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Профессиональные компетенции лидера, его мастерство и личностные качества, играют важную роль в повышении эффективности муниципального управления в условиях неопределенности. В статье представлены результаты исследования эффективного лидерства в муниципальном управлении на основе анализа теорий лидерства в менеджменте и современного состояния института муниципальной службы в России. На основе изучения данных официальной статистики и исследований ряда авторов обозначены актуальные проблемы развития муниципального управления; описаны различные подходы к определению ключевых показателей эффективности муниципального служащего. Проведенный анализ существующих подходов к оценке эффективности муниципального служащего и соотнесение их с подходами к оценке эффективности лидера в теории управления позволил определить понятие и характеристики лидера в муниципальном управлении. Предлагаемая модель лидера включает в себя четыре основные сферы деятельности, характеристиками каждой из которых является комплекс качеств, необходимых для эффективного управления на уровне муниципального образования. Вопросы, рассматриваемые в статье, могут заинтересовать руководителей органов государственной власти, а также исследователей в области лидерства и менеджмента.

Ключевые слова: лидер, менеджмент, муниципальное управление, эффективность

JEL-классификация: M12, M14, O15

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Основными тенденциями развития современного мира сегодня становятся такие характеристики как нестабильность, противоречивость целевых ориентиров, неопределенность перспектив развития ситуации и наличие политических, экономических, социальных рисков. Связанная с этим трансформация общественно и личностно значимых ценностей влечет за собой пересмотр подходов к интерпретации некоторых понятий социологии и теории управления. Одним из значимых понятий в теории управления является понятие лидерства как феномена, имеющего психосоциальную природу.

Исторически сложилось так, что основными теориями лидерства в менеджменте стали: концепция становления лидера на базе сформированности комплекса определенных черт характера; идея ситуативного лидерства; поведенческая концепция, определяющая лидера через призму стиля и результатов деятельности К. Левина [10]; теория харизматического лидерства (М. Вебер) [6], теория развития лидерских качеств на основе эмоционального интеллекта (Д. Гоулман) [7] и др.

В отечественной науке лидерство на протяжении достаточно долгого периода рассматривалось в неразрывной связи с руководством коллективом, при котором цели достижения общественного блага считались более значимыми по отношению к интересам отдельной личности. Во второй половине двадцатого века в связи с взаимопроникновением отечественных и зарубежных теорий менеджмента и управления, произошли некоторые изменения в понимании характера лидерства в России. Так, понятия лидерства и руководства стали рассматриваться как самостоятельные, неидентичные, но близкие по смыслу.

В нашем понимании лидер – это человек, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, эмпатией, умением расположить к себе, готовностью брать на себя ответственность при принятии серьезных решений, способностью увлечь за собой. Лидер в сфере управления должен обладать несомненным авторитетом для всех членов коллектива, коммуникативными и организаторскими способностями, а также определенными навыками в организации деятельности группы. В сфере государственного и муниципального управления можно говорить еще о легитимности лидерской позиции, а также о необходимости совпадения представлений о формальном и неформальном руководителе.

Целью данного исследования является составление модели личности эффективного лидера в муниципальном управлении на основе анализа теорий лидерства в менеджменте и актуального состояния института муниципальной службы в России.

Задачи исследования:

- выявить актуальные проблемы развития муниципального управления;

- проанализировать различные подходы к определению ключевых показателей эффективности муниципального служащего;

- соотнести подходы к оценке эффективности муниципального служащего с подходами к оценке эффективности лидера в менеджменте.

Актуальные проблемы муниципального управления в России

Государственное и муниципальное управление представляет собой две составляющие публичной власти, поэтому они должны соответствовать запросам общественности на тот или иной характер взаимодействия власти и граждан. Однако есть основания для того, чтобы рассматривать государственное управление как определяющее понятие для управления на муниципальном уровне, но с учетом специфики деятельности органов местного самоуправления в зависимости от особенностей конкретной территории.

Сегодня достаточно острыми для всех муниципальных образований являются такие проблемы, как нехватка молодых специалистов, невысокая мотивированность служащих при решении профессиональных задач, недостаточный уровень образования или квалификации муниципальных служащих.

Подтверждением актуальности данных проблем могут служить показатели официальной статистики, представленной на сайте Росстата [15]. На сегодняшний день имеются официальные данные лишь до 2021 года, однако в целом они отражают общие тенденции развития муниципальной службы. Мы обобщили полученные данные в таблице (таблица 1)

Таблица 1 – Кадровый состав муниципальной службы в РФ в 2019-2021гг.

Основные показатели
на конец 2019 г.
на конец 2020 г.
на конец 2021 г.
Должности муниципальной службы замещали, тыс. чел.
296,1
295,1
293,2
Штаты муниципальной службы укомплектованы на, %
95,4
95,4
94,3
Среднемесячная заработная плата муниципальных служащих, тыс. руб.
45,5
48,7
52,1
Обучено по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, %

23,8

21,2

22,2
Источник: составлено авторами на основе данных официальной статистики Росстата

Согласно представленной информации можно сделать следующие выводы:

- численность муниципальных служащих в Российской Федерации ежегодно сокращается, но незначительно;

- наблюдается постоянная тенденция недостаточной укомплектованности муниципальной службы;

- среднемесячная заработная плата муниципального служащего растет относительно 2019 года, однако относительно среднемесячной заработной платы государственных служащих (в 2021 г. составила 73,5 тыс. рублей), она значительно ниже;

- каждый год примерно одинаковое количество муниципальных служащих повышает квалификацию.

Обновление состава муниципальной службы требует не только большей вовлеченности молодых кадров, но и формирования у них таких качеств как эффективная коммуникация, умение принимать оперативные управленческие решения в кризисных ситуациях.

В связи с необходимостью преодоления кризисных явлений как в социально-экономической, так и в политической сферах жизни общества возникает вопрос обеспечения эффективности деятельности муниципального служащего как менеджера. Менеджмент согласно мнению ряда авторов рассматривается как деятельность управленца, направленная на достижение максимально эффективных результатов [8].

Имеется нормативное обоснование для выделения показателей эффективности как муниципальной службы в целом, так и отдельного служащего в частности [2].

Такие показатели более детально определяются законодательством на региональном и муниципальных уровнях, поэтому имеют свою специфику. Однако, чаще всего они рассматриваются через критерии качества выполняемой работы (доля исполненных мероприятий), профессиональной компетентности (процент реализованных предложений, количество рассмотренных обращений граждан) и соблюдения трудовой дисциплины служащего (отсутствие замечаний, штрафов).

В некоторых источниках комплекс показателей эффективности муниципального служащего составляют производительность, результативность, интенсивность и бюджетная эффективность деятельности.

Интересен подход к оценке эффективности государственных служащих, описанный в работе Клищ Н. Н. [9]. Данный подход основан на рассмотрении деятельности государственного служащего, как процесса, включающего:

- показатели затраченных ресурсов на выполнение профессиональной деятельности;

- нормативно определенное и затраченное время на выполнение тех или иных функций;

- числовые показатели объема проделанной работы;

- индикаторы конечных результатов и степень воздействия служащего на систему или определенную группу.

На наш взгляд, он также может быть положен в основу оценки деятельности муниципального служащего, так как взаимосвязь государственной и муниципальной службы не только очевидна, но и определена в нормативных документах.

Модель личности эффективного лидера в муниципальном управлении

Говоря о проблеме эффективности работы органов местного самоуправления следует выразить сомнение в том, должен ли муниципальный служащий позиционироваться как лидер, или лидерскими качествами должен обладать лишь глава местной администрации и другие руководители. Учитывая, что в классификации должностей муниципальной службы три группы из четырех - это руководители различного уровня (высшие (присутствуют в зависимости от количества жителей), главные, ведущие, старшие должности), есть основания говорить об обязательности наличия у них лидерских качеств.

Рассмотрим особенности достижения эффективности в различных теориях лидерства. Так Радюк О.М., Басинская И.В., Нехвядович И.Г. утверждают, что поведение лидера определяет направленность его деятельности [12]. Они предлагают два варианта проявления лидерства: направленность на достижения и направленность на межличностное взаимодействие.

При направленности на достижения лидер ориентирован на такую организацию деятельности, при которой управление носит скорее авторитарный характер, так как во главу угла ставится структурирование группы, результативность деятельности. В основе направленности на межличностное взаимодействие лежат принципы демократичного стиля руководства, основными характеристиками которого является сотрудничество, обратная связь, эффективная коммуникация, мотивация и преимущественно бесконфликтное общение. Положительным качеством такого руководителя как управленца является умение делегировать полномочия и создавать продуктивные союзы (например, умение наладить партнерство с представителями частного бизнеса).

Здесь вполне логичным будет вопрос о том, какая из двух позиций более эффективна. Применительно к специфике муниципальной службы наиболее вероятно, что эффективной будет направленность на взаимодействие, так как работа представителя органов местного самоуправления в общем виде позиционируется как служение интересам местного населения и решение прежде всего вопросов социальной направленности.

Рассмотрим в сопоставлении комплекс требований к личности и деятельности муниципального служащего и комплекс традиционно выделяемых лидерских качеств руководителя.

С точки зрения психологии таковыми являются: стремление использовать в работе инновации, совместное обсуждение деловой повестки с подчиненными, стимулирование самостоятельности и инициативности подчиненных, способность правильно использовать методы поощрения и стимулирования в кадровой работе, стремление к саморазвитию, заинтересованность в профессиональном развитии своих подчиненных, доверие и открытая коммуникация, творческий подход к решению профессиональных задач [5].

В менеджменте, как правило, выделяют следующие качества эффективного лидера: умение работать с людьми на основе обратной связи, реализация принципа сотрудничества, нацеленность на оценку результатов, а не процесса работы сотрудника, наставничество, забота о профессиональной карьере сотрудников, формирование у сотрудников понимания глобальных целей организации, владение навыками целеполагания, планирования, организации и контроля деятельности команды по достижению необходимого результата. Для лидера важно уметь четко и реалистично ставить цели, выстраивать алгоритм действий с учетом рационального использования ресурсов (временных, финансов и кадровых), правильно распределять задачи между сотрудниками, уметь делегировать полномочия, мотивировать персонал, формировать эффективную коммуникацию. Еще одним требованием является наличие стратегического мышления и способности мыслить системно.

Согласно утверждению Мажкенова С.А. лидерские качества можно развить в любом сотруднике организации, понимающем социально значимые цели этой организации и способном организовать деятельность остальных по их достижению [11].

Сопоставляя эти характеристики с моделью личности лидера в государственном управлении необходимо помнить о целевых ориентирах, которые являются значимыми в сфере муниципального управления [13]. Само понятие службы так или иначе основано на служении, исполнении долга. В случае муниципального управления на первом месте будет защита прав и интересов местных жителей, создание условий для социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности территории.

Необходимо также помнить, что одной из основных задач эффективного лидера является создание команды на основе выработки общих принимаемых всеми ценностных ориентиров и норм поведения. Для государственных и муниципальных служащих в этом контексте создан документ рекомендательного характера Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [4]. В пункте 17 отмечено, что «кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей» [4, 1].

В имеющихся рекомендациях региональных органов исполнительной власти показатели эффективности муниципального служащего не просто сформулированы, они проранжированы по степени проявления и имеют бальную шкалу оценки конкретного человека [14].

Значения растут по мере самостоятельного и комплексного анализа правильности принятого управленческого решения, нормативности действий в рамках служебной деятельности. Ценятся имеющиеся у служащего знания из разных областей сферы деятельности и управления, активность в выстраивании деловых контактов, их спектр, а также готовность к созданию и реализации новых идей.

В полномочия органов местного самоуправления входит серьезный блок вопросов по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования [1]. К ведению местной власти относится деятельность по благоустройству территории и созданию ее инфраструктуры, организация взаимодействия с отдельными гражданами, общественностью и представителями бизнеса, разработка нормативно-правовой базы по осуществлению управленческой деятельности на муниципальном уровне. Для достижения эффективных результатов муниципального управления требуется выработка определенной стратегии развития территории с учетом ее специфики. Также важно умение представителей органов местного самоуправления решать проблемные вопросы в социальной сфере, сфере образования, жилищно-коммунальной сфере, сфере транспортного обеспечения. Коммуникативная политика выстраивается через средства массовой информации, социальные сети, осуществляется работа над открытостью и прозрачностью деятельности должностных лиц, ведется межмуниципальное сотрудничество.

Большой объем и неоспоримая значимость перечисленных направлений деятельности органов местного самоуправления определяет необходимость наличия у муниципального служащего не только профессионализма и компетентности, но и определенного набора лидерских качеств.

Обобщая вышесказанное, предлагаем следующую модель эффективного лидера в муниципальном управлении (рисунок 1)

Рисунок 1 – Модель эффективного лидера в муниципальном управлении

Источник: составлено авторами

В представленной модели отражены основные, на наш взгляд, сферы деятельности лидера, действующего на уровне местного самоуправления. Все сферы взаимопересекаются, определяя набор характеристик эффективного управленца.

Первой по значимости является сфера ответственности, так как вопросы, решаемые на уровне муниципального образования, касаются важных сфер жизнедеятельности местного сообщества. Поскольку служба предполагает наличие определенной иерархии, следует говорить о необходимости лидера встраиваться в систему управления, следовательно, дисциплинированность и ответственность за принимаемые решения, самостоятельность в принятии решения, правильная расстановка приоритетов здесь важнее креативности. Для управленца важно иметь стратегическое мышление, прогнозировать и предвидеть результат, а также быть готовым нести ответственность за принятое решение. Говоря об ответственности нельзя не указать на необходимость знания и неукоснительного соблюдения законодательства, норм профессиональной этики, активной гражданской позиции у служащего.

Эффективный лидер должен постоянно самосовершенствоваться, поэтому сфера саморазвития включает такие характеристики как творческий подход, стремление к использованию инноваций, способность адаптироваться к ситуации, стрессоустойчивость, инициативность, систематическую работу над повышением уровня своего образования и квалификации.

Непременным условием лидерства является наличие авторитета среди коллег и населения, поэтому характеристики данной сферы: наличие специального образования, опыта управленческой деятельности, профессиональная компетентность (включая владение информационными технологиями), позитивный имидж, уверенность в себе и правильности принимаемых решений, инициативность и умение вести за собой.

Основой для проявления этих качеств является правильно выстроенная коммуникация с населением, бизнесом, профессиональным сообществом, общественностью на основе соблюдения принципов сотрудничества, уважения, оптимизма, дипломатичности, умении лидера толерантно общаться с различными целевыми аудиториями, владение навыками бесконфликтного общения с гражданами и технологиями поведения в конфликтной ситуации.

Комментируя модель, следует указать на условность выделения данных сфер, так как ни одно из представленных качеств не может рассматриваться в отрыве от других, если мы говорим об эффективном лидере. Более того, значимые лидерские качества формируются как правило на пересечении этих сфер.

Заключение

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Процесс развития такого сложного социального явления как муниципальное управление не может протекать без затруднений. До недавнего времени одним из актуальных вопросов был вопрос реформирования двухуровневой системы местного самоуправления согласно законопроекту «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [3] и связанные с этим проблемы перераспределения и реализации полномочий органов местного самоуправления. Однако, данный законопроект был принят только в двух чтениях, в ходе обсуждения гражданами и представителями власти было предложено более 900 поправок, сегодня в связи с масштабностью необходимых преобразований работа по нему приостановлена.

Актуальными проблемами развития муниципального управления, основываясь на анализе имеющихся данных, можно назвать проблемы обеспеченности компетентными кадрами соответствующей квалификации и вопросы материального стимулирования труда муниципальных служащих.

Учитывая важность полномочий, которыми наделены органы муниципального управления, эта проблема требует незамедлительного решения. Многозадачность и нацеленность муниципального управления на результат, определяют необходимость формирования лидерских качеств у большинства муниципальных служащих.

Проведенный нами анализ существующих подходов к оценке эффективности муниципального служащего и соотнесение их с подходами к оценке эффективности лидера в теории управления позволил определить понятие и характеристики лидера в муниципальном управлении.

Предлагаемая модель лидера включает в себя четыре основные сферы деятельности (ответственность, саморазвитие, авторитет, коммуникация), характеристиками каждой из которых является комплекс качеств, необходимых для эффективного управления на уровне муниципального образования.

Таким образом эффективный лидер в муниципальном управлении – авторитетная личность, основными принципами деятельности которой являются неукоснительное соблюдение закона, осознание меры ответственности за принимаемые решения, выстраивание результативного сотрудничества и стратегического планирования в ходе реализации полномочий и исполнения должностных обязанностей. Причем эффективность деятельности лидера оценивается не с позиции его способности генерировать новые идеи, а с позиции умения понять их суть, поддержать и помочь в осуществлении.

Основной задачей развития местного самоуправления, таким образом, становится задача формирования лидерских качеств у муниципального служащего. Традиционно эта задача решается с помощью такой формы как наставничество и получение управленческого опыта в ходе руководства структурным подразделением или отделом местной администрации. Однако, начинать подготовку лидера нужно еще в процессе его профессиональной подготовки в вузе, включая в процесс образования решение кейсов по местному самоуправлению, вовлекая обучающихся в решение профессиональных задач в ходе практики. Молодому специалисту нужно дать возможность участвовать в разработке муниципальных программ и проектов развития инфраструктуры территории. Также лидерский потенциал сотрудника и его коммуникативные способности позволит выявить психологическая диагностика лидерских качеств. Со стороны руководства необходима поддержка инициативности и оценка индивидуальных достижений сотрудника, возможность повышать квалификацию и тренировать навыки лидера через использование информационно-коммуникационных технологий, формировать понимание миссии и социальной ответственности муниципального служащего.


Источники:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/7af8214defd24542ba9c45e06a63067a0fda4e2c/ (дата обращения: 23.02.2023).
2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (последняя редакция). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 23.02.2023).
3. Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (на рассмотрении). Система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 (дата обращения: 22.02.2023).
4. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21). Mintrud.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/3/ (дата обращения: 21.02.2023).
5. Алтунина И.Р. Социальная психология. / Учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 409 c.
6. Вебер М. Власть и политика. / Пер. с англ. - М.: Рипол-Классик, 2017. – 432 c.
7. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 301 c.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Комиссаров Р.С. Формирование лидерства на рынке на основе управления знаниями // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 349-360. – doi: 10.18334/lim.6.4.41348.
9. Клищ Н.Н. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. / Модернизация экономики и государство: В 3-х кн. Кн. 2. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 48 c.
10. Левин К. Теория поля в социальных науках. / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000. – 368 c.
11. Мажкенов С.А. Лидерство как инструмент раскрытия потенциала сотрудников организации // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 343-360. – doi: 10.18334/lim.9.2.114345.
12. Радюк О.М., Басинская И.В., Нехвядович И.Г. Основные факторы эффективности в поведенческих теориях лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2017. – № 2. – c. 99-107. – doi: 10.18334/lim.4.2.38063.
13. Сизганова Е.Ю., Кайдашова А.К., Ашин А.А. Феномен лидерства в государственном управлении // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 2(115). – c. 35-38. – doi: 10.34925/EIP.2020.115.2.003.
14. Методические рекомендации по формированию показателей результативности и методики оценки профессиональной деятельности муниципальных служащих. Правительство Ростовской области // Муниципальная служба. – 2013. – № 3(63). – c. 36-45.
15. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.02.2023).

Страница обновлена: 15.04.2024 в 11:03:10