Оценка потребностей клиентов фитнес-услуг на Южном Урале
Богдан Н.В.1, Пряхин Г.Н.1,2
1 Уральский государственный университет физической культуры
2 Челябинский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71962535
Цитирований: 2 по состоянию на 15.09.2025
Аннотация:
Исходя из выступления Е. А. Силиной на 31-м Всероссийском съезде фитнес-индустрии сегодня«Необходимо искать дополнительные стимулы развития фитнес-бизнеса, более плотно сотрудничать с различными заинтересованными организациями, реализовывать технологичные и научные проекты, повышать инновационный потенциал отрасли, своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка и наметившуюся трансформацию глобального технологического уклада в целом» [16].
Цель настоящего исследования: на основе анализа клиентской составляющей и оценки их потребностей определить оптимальный перечень фитнес-программ для успешного функционирования и получения конкурентных преимуществ спортивной организации. В статье приведены результаты оценки потребностей клиентов фитнес-услугна Южном Урале в городе Челябинск. Показано также, что менеджеры должны четко представлять своего целевого клиента и сегмент бизнеса, а также комплекс ключевых показателей, рассчитанных на них: долю рынка, сохранение и расширение клиентской базы, удовлетворение запросов и прибыльность. Полученные авторами результаты могут быть учтены при стратегическом планировании деятельности спортивных организацийЮжноуральского региона
Ключевые слова: фитнес-услуги, потребности клиентов, предпочтение потребителей, фитнес-программы, организации сферы физической культуры и спорта
JEL-классификация: Z20, Z21, L82, O57
Введение.
Физическая культура и спорт является одной из отраслей, которая в настоящее время активно развивается в России. «Современная привлекательность отрасли физической культуры и спорта характеризуется стремительным увеличением количества различных видов спорта, все большим числом людей, занимающихся физическими упражнениями, строительством разнообразных спортивных сооружений, разработкой новых оздоровительных технологий и востребованностью граждан на занятия физической культурой и спортом» [10]. Как обратил внимание Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, «сейчас на Южном Урале действуют более девяти тысяч спортивных объектов. За последние пять лет в регионе построили и реконструировали 85 крупных объектов, в том числе благодаря поддержке федерального правительства» [21].
Наличие и качество спортивных сооружений «являются наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также эффективной системой подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для спортивных сборных команд Челябинской области и Российской Федерации» [12].
Главной особенностью всех спортивных организаций является то, что они участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта а, также продвигают здоровый образ жизни среди различных групп населения [5, 6].
Одной из популярных форм оздоровления у большой части населения России и Челябинской области в том числе стал фитнес. Как справедливо было отмечено Низяевым Д. А. «Российский рынок фитнес-клубов является одним из динамично растущих рынков страны» в котором весьма высокий уровень конкуренции, связанный с входом новых игроков на рынок – высокий (особенно за счет малых компаний – фитнес-студий) [11].
Фитнес – это гораздо более широкое понятие, чем просто регулярное посещение фитнес-клуба, оснащенного современным оборудованием и предлагающего десятки самых разных услуг [9]. По мнению Н. А. Ушаковой, фитнес – это строго научная система совершенствования человека [19]. Иначе «фитнес-услуга – это комплекс мероприятий, построенный на основе научно обоснованных методов повышения физической активности и здоровья, а также на достижении спортивных результатов [13]. Принципиальное отличие современного «фитнеса» от физической культуры состоит в том, что люди сами должны оплачивать собственную хорошую физическую форму. Фитнес сегодня – это физическая активность для всех желающих потратить свои деньги, получить удовольствие и пользу для здоровья [8]. Как считает Е. Г. Сайкина, фитнес в целом можно определить как систему физических упражнений оздоровительной направленности, согласованных с индивидуальным состоянием психофизиологической сферы человека, его мотивационной определенностью и личной заинтересованностью [15].
Следует заметить, что в России все больше становится клубов, которые внедряют у себя систему дополнительных услуг, количество которых зависит от уровня клуба: персональные тренировки, массаж, косметолог, парикмахер, SPA, и многое другое. При высоком уровне конкуренции на рынке фитнес-услуг, по мнению Н. Е. Бартеневой, где каждый фитнес-центр пытается увеличить число своих клиентов путем удовлетворения их конкретных потребностей, поэтому вопрос изучения клиентской составляющей, безусловно, является актуальным [1].
Актуальность работы обусловлена и тем, что «Анализ покупательских предпочтений может помочь определить, какие фитнес-услуги наиболее востребованы на рынке, какие дополнительные услуги нужно предоставлять, чтобы привлечь большее число клиентов, и какие стратегии наиболее эффективны для продвижения фитнес-услуг на рынке» [14].
Исходя из вышеизложенного целю настоящего исследования было оценить потребностей клиентов фитнес-услуг в городе Челябинске, выявить их предпочтения, определить оптимальный перечень фитнес-программ для успешного функционирования и получения конкурентных преимуществ спортивной организации.
Материалы и методы исследования
Одной из важнейших составляющих в организациях сферы физической культуры и спорта является клиентская составляющая, или потребители физкультурно-оздоровительных услуг данной организации [3, 18].
Управление отношениями с потребителями состоит из четырех взаимосвязанных процессов:
– выбор клиента: широкая дифференциация услуг, тренировочных программ, ориентированных под различные сегменты потребителей;
– привлечение клиентов: постоянное информирование клиента о спортивных мероприятиях, построение сети спортивно-оздоровительных комплексов;
– сохранение клиентской базы: обеспечение качества обслуживания, быстрого решения проблем каждого клиента, особого подхода к долгосрочным клиентам;
– развитие клиентской базы: устанавливать тесную связь с корпоративными клиентами, увеличивать долю спортивно-массовых мероприятий и обеспечивать досуг клиентов спортивно-оздоровительного комплекса.
Стратегии управления потребителями предполагают обязательное выполнение каждого из перечисленных процессов. Процесс выбора клиентов начинается с сегментации рынка, то есть выделения ниш с определенными характеристиками и предпочтениями. Определяются целевые сегменты потребительского рынка, для которых организация может создать уникальное и достойное предложение. Сегментация потребительского рынка в идеальном случае делается на основе предложения и тех выгод, которые клиент желает получить от предоставляемых услуг.
Клиентов можно классифицировать по различным критериям, основными для деятельности организации отрасли физической культуры и спорта, будут следующие:
– принадлежность к определенной возрастной группе (школьники, студенты, взрослые, пенсионеры);
– уровень дохода (низкий, средний, высокий);
– группа здоровья детей и взрослых;
– особенности потребностей.
Как только организация идентифицировала все возможные рыночные сегменты, начинается выбор целевой потребительской группы. Этот выбор может оказывать влияние на возможности организации, и наоборот, ее ресурсы, возможности и стратегия определяют лучших клиентов.
Когда выбор целевой группы осуществлен необходимо проанализировать предпочтения потребителей той или иной тренировочной программы, и обозначить их стратегическую важность. Данная информация позволит формировать более удобное для клиента расписание, и обеспечить высокую посещаемость занятий, таким образом, принося организации стабильных доход.
«По итогам 2023 года объем российского рынка фитнес-услуг оценивается в 214 млрд рублей. Это приблизительно на 18% больше по сравнению с результатом за 2022-й, когда оборот отрасли составлял около 181 млрд рублей. В 2024 году выручка на российском рынке фитнес-услуг, как ожидается, поднимется на 16% год к году, достигнув 250 млрд рублей» [20].
Для выявления потребностей клиентов фитнес-услуг нами использовались такие методы как наблюдение, что нам позволило разделить клиентов по полу, возрасту. Оценку потребностей клиентов фитнес-услуг с помощью анкетирования проводили на примере спортивно-оздоровительного комплекса «Мегаспорт» в городе Челябинск — двухэтажный комплекс площадью более трех тысяч квадратных метров вмещает в себя четыре зала для групповых программ, оснащенных всем необходимым оборудованием, что позволяет проводить более 30 видов фитнес-программ для взрослых и детей, среди которых аэробные, силовые (Step , Bosu, Muscle toning, PUMP и др.) и танцевальные (Latina, Club dance, Afrojazz, Sexy style, R&B/ HIP-HOP и др.) программы, пилатес, йога, «гибкое тело», Power stretch и BODYBALANCE тренажерный зал, площадку для игровых видов спорта и бассейн.
В ходе опроса, в котором принимали участие более 180 клиентов спортивно-оздоровительного комплекса «Мегаспорт», клиентам было предложено ранжировать пять тренировочных программ, отталкиваясь от собственных предпочтений [3].
Оценка случайности рейтинга популярности тренировочных программ проводилась по критерию Колмогорова – Смирнова [7, 2]
Результаты и их обсуждение
В результате опроса оказалось, что программы по своей востребованности расположились в следующем порядке «PUMP», «TRX», «Step», «Pilates», «Хореография». После того, как мы выяснили, какие программы наиболее привлекательны для клиентов фитнес-клуба, было определено, случаен ли рейтинг популярности тренировочных программ или приведенные данные характеризуют значительное предпочтение клиентов спортивно-оздоровительного комплекса в выборе тренировок «PUMP» [4]. Для формирования устойчивого развития спортивно-оздоровительного комплекса очень важно также определить наблюдаемые различия в численности мужчин и женщин, относящихся к разным по доходности и длительности пользования услугами комплекса группам. Это необходимо для того, чтобы понять, какие клиенты более лояльны к нам и можно ли развивать отношения с ними.
Для таких исследований обычно используется критерий χ2 для двух независимых выборок, частоты которых распределяются в границах одних и тех же классов:
при n1 = n2:
, (1)
при n1 ≠ n2:
, (2)
где
и
– частоты сравниваемых распределений;
n1 =
– объем одного (любого),
n2 =
– объем другого ряда распределения.
N = n1 + n2.
Входе исследования нами было предварительно выявлено, существенны или, наоборот, случайны различия между численностью мужчин и женщин, относящихся к четырем следующим группам клиентов спортивно-оздоровительного комплекса:
– группа 1 – краткосрочная, низкодоходная группа клиентов, приносящих не более 20% дохода;
– группа 2 – краткосрочная группа средней (32%) доходности;
– группа 3 – краткосрочная высокодоходная группа клиентов, приносящих около 40% дохода;
– группа 4 – долгосрочная группа клиентов, приносящая 25% дохода.
Долее нами было:
1. Сформулирована нулевая и альтернативная гипотезы:
– H0: доля мужчин и женщин, относящихся к исследуемым группам клиентов, одинакова;
– Ha: наблюдаемые различия в численности мужчин и женщин, относящихся к исследуемым группам клиентов, существенны.
2. Рассчитана величина χ2.
Данные о количестве мужчин и женщин и результаты их обработки приведены в таблице 1.
Таблица 1. Данные для расчета χ2-критерия
|
группа клиентов
|
кол-во мужчин )
|
кол-во женщин )
|
|
|
|
|
1
|
20
|
31
|
400
|
51
|
7,84
|
|
2
|
51
|
63
|
2601
|
114
|
22,82
|
|
3
|
38
|
30
|
1444
|
68
|
21,24
|
|
4
|
17
|
24
|
289
|
41
|
7,05
|
|
Суммы:
|
126
|
148
|
-
|
274,00
|
58,94
|
Поскольку n1 ≠ n2, расчет χ2 производится по формуле:
3. Выбран уровень значимости и критическое значение χ2.
Критическое значение χ2 (для уровня значимости 0,05 и числа степеней свободы k= 4 – 1 = 3) равно 7,82.
4. Сравнено критическое значение χ2 с расчетным.
Расчетное значение (χ2 = 4,6) меньше, чем критическое, что не дает оснований для непринятия нулевой гипотезы.
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что наблюдаемые различия в гендерном составе изучаемых групп клиентов спортивно-оздоровительного комплекса носят не систематический, а случайных характер, соответственно при построении отношений с клиентами не следует уделять особое внимание определенным группам клиентов, так как все они имеют равное значение для доходности организации.
Одним из конкурентных преимуществ спортивно-оздоровительного комплекса является дифференциация услуг. Руководство комплекса, совместно с тренерским составом, разработали и внедрили принципиально новый вид тренировок «сайкл + личностный рост». Данная программа может быть реализована в продвинутых группах, ранее посещающих тренировки «сайкл». Основная отличительная черта новой программы заключается в отсутствии музыкального сопровождения при работе на кардио-тренажере. Вместо привычной музыки клиентам будет предложено несколько тематик лекционных материалов, например, «Искусство быть женщиной», «Формируй цель правильно», «Английский для новичков» и пр.
Отчетность посещаемости тренировочных программ показала низкую посещаемость тренировки «сайкл + личностный рост», по сравнению с классической программой «сайкл». Для сравнения востребованности данных программ среди клиентов, необходимо провести процедуру проверки гипотезы о значениях двух несвязных выборок по t-критерию Стьюдента. Тренировочную программу «сайкл» примем за «Х» программу, а «сайкл + личностный рост» примем за программу «Y».
«Решение этой задачи включало следующие шаги:
1. Выдвижение нулевой и альтернативной гипотез:
H0:
–
=
0 (среднее значение обеих выборок одинаковы);
Hа:
–
≠
0 (различия между средними значениями обеих выборок существенны).
2. Расчет величины t-критерия Стьюдента.
Данные о количестве посещений фитнес-программ «X» и «Y» и результаты их обработки приведены в таблице 2.
Таблица 2. Данные о количестве посещений фитнес-программ «X» и «Y» и результаты их обработки
|
№
группы
|
Кол-во
посещений (шт)
|
Отклонение
от среднего
|
Квадраты
отклонений
| |||
|
Программа
«X» (Xi)
|
Программа
«Y» (Yi)
|
(Xi - )
|
(Yi - )
|
|
| |
|
1
|
14
|
11
|
-57
|
-46
|
3249
|
2116
|
|
2
|
9
|
10
|
-62
|
-47
|
3844
|
2209
|
|
3
|
12
|
9
|
-59
|
-48
|
3481
|
2304
|
|
4
|
15
|
12
|
-56
|
-45
|
3136
|
2025
|
|
5
|
10
|
7
|
-61
|
50
|
3721
|
2500
|
|
6
|
11
|
8
|
-60
|
-49
|
3600
|
2401
|
|
Сумма:
|
71
|
57
|
-335
|
-285
|
21031
|
13555
|
|
Среднее:
|
11,8
|
9,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Используя данные таблицы 2, определили:
– среднее количество посещений на занятия программ «X» и «Y»:
=
71 : 6 = 11,8 шт;
=
57 : 6 = 9,5 шт;
– ошибку разности средних (mxy) двух выборок по формуле:
mxy =
=
,
(3)
mxy
=
=
33,9;
– фактическое значение t-критерия
Стьюдента по формуле: t
=
,
t
=
=
0,06.
3. Установили уровня значимости (α).
Для α = 0,05 и степеней свободы k = 6 + 6–2 = 10 табличное (критическое) значение t-критерия Стьюдента равно 2,23.
В результате расчетов мы видим, что значение рассчитанного t-критерия Стьюдента меньше табличного, следовательно, делаем вывод об отсутствии статистической значимости различия сравниваемых величин.
Результаты данного исследования позволяют предполагать, что низкая посещаемость программы «сайкл + личностный рост» имеет временный характер, связанный с нововведением и низкой информированностью клиентов о преимуществах данного вида занятий.
Выводы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Сформулировав клиентскую составляющую, менеджеры должны четко представлять своего целевого клиента и сегмент бизнеса, а также комплекс ключевых показателей, рассчитанных на них: долю рынка, сохранение и расширение клиентской базы, удовлетворение запросов и прибыльность. Достижение этих показателей и является стратегической задачей всех подразделений спортивно-оздоровительного комплекса [17]. Так, задачей фитнес клуба является регулярный и своевременный анализ параметров клиентской составляющей, что позволит эффективно реализовать конкурентные преимущества организации и добиться стабильности и успешного функционирования.
Источники:
2. Белов А. А., Баллод Б. А., Елизарова Н. Н. Теория вероятностей и математическая статистика. / учебник для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 318 c.
3. Богдан Н. В., Соседова В.Д. Оценка клиентской составляющей стратегии развития фитнес-клуба для формирования конкурентных преимуществ // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: сб. науч. тр.; VIМеждунар. науч.-практ. конф.; Челябинск, 28 апреля 2017 г. / под ред. проф. С. Г. Серикова. – Челябинск: УралГУФК. Челябинск, 2017. – c. 64-71.
4. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента. / учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 2008. – 240 c.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» от 30 сентября 2021 г. N 1661. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/402891691/ (дата обращения: 11.03.2024).
6. Золотов М. И., Кузин В.В. Менеджмент физической культуры и спорта. / учебник. - М.: Изд-во «Академия», 2014. – 468 c.
7. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012. – 813 c.
8. Корогодина Е. А. Социально-экономические особенности развития фитнес-индустрии в России // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 1(34). – c. 199-202.
9. Маркевич Ю. «Стало модно быть здоровым». Предприниматели — о росте популярности фитнес-индустрии и новых трендах на рынке. [Электронный ресурс]. URL: https://secrets.tinkoff.ru/trendy/fitnes-rynok-razvivaetsa/ (дата обращения: 11.03.2024).
10. Мызрова К. А., Рожкова Е. В. Факторы и тенденции развития рынка спортивно-оздоровительных услуг // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – № 4. – c. 70-76.
11. Низяев Д.А. Исследование российского рынка фитнес-клубов // Экономика и управление в спорте. – 2022. – № 4. – c. 251-262. – doi: 10.18334/sport.2.4.119871.
12. Постановление правительства Челябинской области «О государственной программе Челябинской области «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/574793440 (дата обращения: 20.02.2024).
13. Резникова А. В., Старикова О.Д. Позиционирование, основанное на потребности потребителей в сфере фитнес-услуг // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 2. – c. 367-371.
14. Румянцева А. О., Смолянинова Е. Н. Исследование потребительских предпочтений рынка фитнес-услуг города Владивостока // Вестник Алтайской Академии экономики и права. – 2023. – № 7. – c. 93-98.
15. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 68. – c. 182–190.
16. Силина Е. А. 31-й Всероссийски съезде фитнес-индустрии. [Электронный ресурс]. URL: https://onfit.ru/news/31-vserossiiskii-sezd-fitnes-industrii-nacionalnogo-fitnes-soobshhestva (дата обращения: 05.03.2024).
17. Слиньков В. Н. Сбалансированная система показателей в менеджменте организации. Теория и практика. / учебное пособие. - М.: КНТ, 2007. – 292 c.
18. Усова Н. В., Гергележиу Я. Г. Приоритетные направления продвижения услуг фитнес-центра на рынке крупного города // Вопросы управления. – 2019. – № 2(57). – c. 231–242.
19. Ушакова Н. А. Менеджмент физической культуры и спорта // Аэробика. – 2000. – № 3. – c. 20-26.
20. Фитнес-услуги (рынок России. Zdrav.Expert. [Электронный ресурс]. URL: https://zdrav.expert/index.php/%D0%A1%D1%82% (дата обращения: 20.02.2024).
21. Яббарова И. Олег Матыцин отметил, что в Челябинской области есть культура занятий спортом. [Электронный ресурс]. URL: https://gubernia74.ru/articles/society/1123479/ (дата обращения: 20.03.2024).
Страница обновлена: 15.09.2025 в 16:46:37
Download PDF | Downloads: 15 | Citations: 2
Assessing the needs of fitness clients in the Southern Urals
Bogdan N.V., Pryakhin G.N.Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 2 (April-June 2024)
Abstract:
According to E.A. Silina's speech at the 31st All-Russian Congress of the Fitness Industry today, "it is necessary to look for additional incentives for the development of the fitness business, to cooperate more closely with various interested organizations, to implement technological and scientific projects, to increase the innovative potential of the industry, to respond in a timely manner to changing market conditions and the emerging transformation of the global technological structure as a whole" [16].
The purpose of the research was to conduct an analysis of client needs and determine the optimal list of fitness programs for successful development and growth of competitive advantages of a sports organization.
The article presents the results of assessing the needs of fitness clients in the Southern Urals in the city of Chelyabinsk. It is also shown that managers must clearly understand their target customer and business segment, as well as a set of key indicators designed for them: market share, maintaining and expanding the customer base, customer satisfaction and profitability. The results obtained can be taken into account when strategically planning the activities of sports organizations in the Southern Urals.
Keywords: fitness services, customer need, consumer preference, fitness program, physical education and sports organization
JEL-classification: Z20, Z21, L82, O57
