Assessing the needs of fitness clients in the Southern Urals
Bogdan N.V.1, Pryakhin G.N.1,2
1 Уральский государственный университет физической культуры
2 Челябинский государственный университет
Download PDF | Downloads: 5
Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71962535
Abstract:
According to E.A. Silina's speech at the 31st All-Russian Congress of the Fitness Industry today, "it is necessary to look for additional incentives for the development of the fitness business, to cooperate more closely with various interested organizations, to implement technological and scientific projects, to increase the innovative potential of the industry, to respond in a timely manner to changing market conditions and the emerging transformation of the global technological structure as a whole" [16].
The purpose of the research was to conduct an analysis of client needs and determine the optimal list of fitness programs for successful development and growth of competitive advantages of a sports organization.
The article presents the results of assessing the needs of fitness clients in the Southern Urals in the city of Chelyabinsk. It is also shown that managers must clearly understand their target customer and business segment, as well as a set of key indicators designed for them: market share, maintaining and expanding the customer base, customer satisfaction and profitability. The results obtained can be taken into account when strategically planning the activities of sports organizations in the Southern Urals.
Keywords: fitness services, customer need, consumer preference, fitness program, physical education and sports organization
JEL-classification: Z20, Z21, L82, O57
Введение.
Физическая культура и спорт является одной из отраслей, которая в настоящее время активно развивается в России. «Современная привлекательность отрасли физической культуры и спорта характеризуется стремительным увеличением количества различных видов спорта, все большим числом людей, занимающихся физическими упражнениями, строительством разнообразных спортивных сооружений, разработкой новых оздоровительных технологий и востребованностью граждан на занятия физической культурой и спортом» [10]. Как обратил внимание Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, «сейчас на Южном Урале действуют более девяти тысяч спортивных объектов. За последние пять лет в регионе построили и реконструировали 85 крупных объектов, в том числе благодаря поддержке федерального правительства» [21].
Наличие и качество спортивных сооружений «являются наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также эффективной системой подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для спортивных сборных команд Челябинской области и Российской Федерации» [12].
Главной особенностью всех спортивных организаций является то, что они участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта а, также продвигают здоровый образ жизни среди различных групп населения [5, 6].
Одной из популярных форм оздоровления у большой части населения России и Челябинской области в том числе стал фитнес. Как справедливо было отмечено Низяевым Д. А. «Российский рынок фитнес-клубов является одним из динамично растущих рынков страны» в котором весьма высокий уровень конкуренции, связанный с входом новых игроков на рынок – высокий (особенно за счет малых компаний – фитнес-студий) [11].
Фитнес – это гораздо более широкое понятие, чем просто регулярное посещение фитнес-клуба, оснащенного современным оборудованием и предлагающего десятки самых разных услуг [9]. По мнению Н. А. Ушаковой, фитнес – это строго научная система совершенствования человека [19]. Иначе «фитнес-услуга – это комплекс мероприятий, построенный на основе научно обоснованных методов повышения физической активности и здоровья, а также на достижении спортивных результатов [13]. Принципиальное отличие современного «фитнеса» от физической культуры состоит в том, что люди сами должны оплачивать собственную хорошую физическую форму. Фитнес сегодня – это физическая активность для всех желающих потратить свои деньги, получить удовольствие и пользу для здоровья [8]. Как считает Е. Г. Сайкина, фитнес в целом можно определить как систему физических упражнений оздоровительной направленности, согласованных с индивидуальным состоянием психофизиологической сферы человека, его мотивационной определенностью и личной заинтересованностью [15].
Следует заметить, что в России все больше становится клубов, которые внедряют у себя систему дополнительных услуг, количество которых зависит от уровня клуба: персональные тренировки, массаж, косметолог, парикмахер, SPA, и многое другое. При высоком уровне конкуренции на рынке фитнес-услуг, по мнению Н. Е. Бартеневой, где каждый фитнес-центр пытается увеличить число своих клиентов путем удовлетворения их конкретных потребностей, поэтому вопрос изучения клиентской составляющей, безусловно, является актуальным [1].
Актуальность работы обусловлена и тем, что «Анализ покупательских предпочтений может помочь определить, какие фитнес-услуги наиболее востребованы на рынке, какие дополнительные услуги нужно предоставлять, чтобы привлечь большее число клиентов, и какие стратегии наиболее эффективны для продвижения фитнес-услуг на рынке» [14].
Исходя из вышеизложенного целю настоящего исследования было оценить потребностей клиентов фитнес-услуг в городе Челябинске, выявить их предпочтения, определить оптимальный перечень фитнес-программ для успешного функционирования и получения конкурентных преимуществ спортивной организации.
Материалы и методы исследования
Одной из важнейших составляющих в организациях сферы физической культуры и спорта является клиентская составляющая, или потребители физкультурно-оздоровительных услуг данной организации [3, 18].
Управление отношениями с потребителями состоит из четырех взаимосвязанных процессов:
– выбор клиента: широкая дифференциация услуг, тренировочных программ, ориентированных под различные сегменты потребителей;
– привлечение клиентов: постоянное информирование клиента о спортивных мероприятиях, построение сети спортивно-оздоровительных комплексов;
– сохранение клиентской базы: обеспечение качества обслуживания, быстрого решения проблем каждого клиента, особого подхода к долгосрочным клиентам;
– развитие клиентской базы: устанавливать тесную связь с корпоративными клиентами, увеличивать долю спортивно-массовых мероприятий и обеспечивать досуг клиентов спортивно-оздоровительного комплекса.
Стратегии управления потребителями предполагают обязательное выполнение каждого из перечисленных процессов. Процесс выбора клиентов начинается с сегментации рынка, то есть выделения ниш с определенными характеристиками и предпочтениями. Определяются целевые сегменты потребительского рынка, для которых организация может создать уникальное и достойное предложение. Сегментация потребительского рынка в идеальном случае делается на основе предложения и тех выгод, которые клиент желает получить от предоставляемых услуг.
Клиентов можно классифицировать по различным критериям, основными для деятельности организации отрасли физической культуры и спорта, будут следующие:
– принадлежность к определенной возрастной группе (школьники, студенты, взрослые, пенсионеры);
– уровень дохода (низкий, средний, высокий);
– группа здоровья детей и взрослых;
– особенности потребностей.
Как только организация идентифицировала все возможные рыночные сегменты, начинается выбор целевой потребительской группы. Этот выбор может оказывать влияние на возможности организации, и наоборот, ее ресурсы, возможности и стратегия определяют лучших клиентов.
Когда выбор целевой группы осуществлен необходимо проанализировать предпочтения потребителей той или иной тренировочной программы, и обозначить их стратегическую важность. Данная информация позволит формировать более удобное для клиента расписание, и обеспечить высокую посещаемость занятий, таким образом, принося организации стабильных доход.
«По итогам 2023 года объем российского рынка фитнес-услуг оценивается в 214 млрд рублей. Это приблизительно на 18% больше по сравнению с результатом за 2022-й, когда оборот отрасли составлял около 181 млрд рублей. В 2024 году выручка на российском рынке фитнес-услуг, как ожидается, поднимется на 16% год к году, достигнув 250 млрд рублей» [20].
Для выявления потребностей клиентов фитнес-услуг нами использовались такие методы как наблюдение, что нам позволило разделить клиентов по полу, возрасту. Оценку потребностей клиентов фитнес-услуг с помощью анкетирования проводили на примере спортивно-оздоровительного комплекса «Мегаспорт» в городе Челябинск — двухэтажный комплекс площадью более трех тысяч квадратных метров вмещает в себя четыре зала для групповых программ, оснащенных всем необходимым оборудованием, что позволяет проводить более 30 видов фитнес-программ для взрослых и детей, среди которых аэробные, силовые (Step , Bosu, Muscle toning, PUMP и др.) и танцевальные (Latina, Club dance, Afrojazz, Sexy style, R&B/ HIP-HOP и др.) программы, пилатес, йога, «гибкое тело», Power stretch и BODYBALANCE тренажерный зал, площадку для игровых видов спорта и бассейн.
В ходе опроса, в котором принимали участие более 180 клиентов спортивно-оздоровительного комплекса «Мегаспорт», клиентам было предложено ранжировать пять тренировочных программ, отталкиваясь от собственных предпочтений [3].
Оценка случайности рейтинга популярности тренировочных программ проводилась по критерию Колмогорова – Смирнова [7, 2]
Результаты и их обсуждение
В результате опроса оказалось, что программы по своей востребованности расположились в следующем порядке «PUMP», «TRX», «Step», «Pilates», «Хореография». После того, как мы выяснили, какие программы наиболее привлекательны для клиентов фитнес-клуба, было определено, случаен ли рейтинг популярности тренировочных программ или приведенные данные характеризуют значительное предпочтение клиентов спортивно-оздоровительного комплекса в выборе тренировок «PUMP» [4]. Для формирования устойчивого развития спортивно-оздоровительного комплекса очень важно также определить наблюдаемые различия в численности мужчин и женщин, относящихся к разным по доходности и длительности пользования услугами комплекса группам. Это необходимо для того, чтобы понять, какие клиенты более лояльны к нам и можно ли развивать отношения с ними.
Для таких исследований обычно используется критерий χ2 для двух независимых выборок, частоты которых распределяются в границах одних и тех же классов:
при n1 = n2: , (1)
при n1 ≠ n2: , (2)
где и
– частоты сравниваемых распределений;
n1 = – объем одного (любого),
n2 = – объем другого ряда распределения.
N = n1 + n2.
Входе исследования нами было предварительно выявлено, существенны или, наоборот, случайны различия между численностью мужчин и женщин, относящихся к четырем следующим группам клиентов спортивно-оздоровительного комплекса:
– группа 1 – краткосрочная, низкодоходная группа клиентов, приносящих не более 20% дохода;
– группа 2 – краткосрочная группа средней (32%) доходности;
– группа 3 – краткосрочная высокодоходная группа клиентов, приносящих около 40% дохода;
– группа 4 – долгосрочная группа клиентов, приносящая 25% дохода.
Долее нами было:
1. Сформулирована нулевая и альтернативная гипотезы:
– H0: доля мужчин и женщин, относящихся к исследуемым группам клиентов, одинакова;
– Ha: наблюдаемые различия в численности мужчин и женщин, относящихся к исследуемым группам клиентов, существенны.
2. Рассчитана величина χ2.
Данные о количестве мужчин и женщин и результаты их обработки приведены в таблице 1.
Таблица 1. Данные для расчета χ2-критерия
группа клиентов
|
кол-во мужчин )
|
кол-во женщин )
|
|
|
|
1
|
20
|
31
|
400
|
51
|
7,84
|
2
|
51
|
63
|
2601
|
114
|
22,82
|
3
|
38
|
30
|
1444
|
68
|
21,24
|
4
|
17
|
24
|
289
|
41
|
7,05
|
Суммы:
|
126
|
148
|
-
|
274,00
|
58,94
|
Поскольку n1 ≠ n2, расчет χ2 производится по формуле:
3. Выбран уровень значимости и критическое значение χ2.
Критическое значение χ2 (для уровня значимости 0,05 и числа степеней свободы k= 4 – 1 = 3) равно 7,82.
4. Сравнено критическое значение χ2 с расчетным.
Расчетное значение (χ2 = 4,6) меньше, чем критическое, что не дает оснований для непринятия нулевой гипотезы.
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что наблюдаемые различия в гендерном составе изучаемых групп клиентов спортивно-оздоровительного комплекса носят не систематический, а случайных характер, соответственно при построении отношений с клиентами не следует уделять особое внимание определенным группам клиентов, так как все они имеют равное значение для доходности организации.
Одним из конкурентных преимуществ спортивно-оздоровительного комплекса является дифференциация услуг. Руководство комплекса, совместно с тренерским составом, разработали и внедрили принципиально новый вид тренировок «сайкл + личностный рост». Данная программа может быть реализована в продвинутых группах, ранее посещающих тренировки «сайкл». Основная отличительная черта новой программы заключается в отсутствии музыкального сопровождения при работе на кардио-тренажере. Вместо привычной музыки клиентам будет предложено несколько тематик лекционных материалов, например, «Искусство быть женщиной», «Формируй цель правильно», «Английский для новичков» и пр.
Отчетность посещаемости тренировочных программ показала низкую посещаемость тренировки «сайкл + личностный рост», по сравнению с классической программой «сайкл». Для сравнения востребованности данных программ среди клиентов, необходимо провести процедуру проверки гипотезы о значениях двух несвязных выборок по t-критерию Стьюдента. Тренировочную программу «сайкл» примем за «Х» программу, а «сайкл + личностный рост» примем за программу «Y».
«Решение этой задачи включало следующие шаги:
1. Выдвижение нулевой и альтернативной гипотез:
H0:
–
=
0 (среднее значение обеих выборок одинаковы);
Hа:
–
≠
0 (различия между средними значениями обеих выборок существенны).
2. Расчет величины t-критерия Стьюдента.
Данные о количестве посещений фитнес-программ «X» и «Y» и результаты их обработки приведены в таблице 2.
Таблица 2. Данные о количестве посещений фитнес-программ «X» и «Y» и результаты их обработки
№
группы
|
Кол-во
посещений (шт)
|
Отклонение
от среднего
|
Квадраты
отклонений
| |||
Программа
«X» (Xi)
|
Программа
«Y» (Yi)
|
(Xi - )
|
(Yi - )
|
|
| |
1
|
14
|
11
|
-57
|
-46
|
3249
|
2116
|
2
|
9
|
10
|
-62
|
-47
|
3844
|
2209
|
3
|
12
|
9
|
-59
|
-48
|
3481
|
2304
|
4
|
15
|
12
|
-56
|
-45
|
3136
|
2025
|
5
|
10
|
7
|
-61
|
50
|
3721
|
2500
|
6
|
11
|
8
|
-60
|
-49
|
3600
|
2401
|
Сумма:
|
71
|
57
|
-335
|
-285
|
21031
|
13555
|
Среднее:
|
11,8
|
9,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Используя данные таблицы 2, определили:
– среднее количество посещений на занятия программ «X» и «Y»:
=
71 : 6 = 11,8 шт;
=
57 : 6 = 9,5 шт;
– ошибку разности средних (mxy) двух выборок по формуле:
mxy = =
,
(3)
mxy
=
=
33,9;
– фактическое значение t-критерия
Стьюдента по формуле: t
= ,
t
= =
0,06.
3. Установили уровня значимости (α).
Для α = 0,05 и степеней свободы k = 6 + 6–2 = 10 табличное (критическое) значение t-критерия Стьюдента равно 2,23.
В результате расчетов мы видим, что значение рассчитанного t-критерия Стьюдента меньше табличного, следовательно, делаем вывод об отсутствии статистической значимости различия сравниваемых величин.
Результаты данного исследования позволяют предполагать, что низкая посещаемость программы «сайкл + личностный рост» имеет временный характер, связанный с нововведением и низкой информированностью клиентов о преимуществах данного вида занятий.
Выводы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Сформулировав клиентскую составляющую, менеджеры должны четко представлять своего целевого клиента и сегмент бизнеса, а также комплекс ключевых показателей, рассчитанных на них: долю рынка, сохранение и расширение клиентской базы, удовлетворение запросов и прибыльность. Достижение этих показателей и является стратегической задачей всех подразделений спортивно-оздоровительного комплекса [17]. Так, задачей фитнес клуба является регулярный и своевременный анализ параметров клиентской составляющей, что позволит эффективно реализовать конкурентные преимущества организации и добиться стабильности и успешного функционирования.
References:
Barteneva N. E. (2015). Issledovanie potrebitelskikh predpochteniy klientov na rynke fitnes-uslug [Research of consumer preferences of clients in the market of fitness services] Youth and science: reality and the future. 546. (in Russian).
Belov A. A., Ballod B. A., Elizarova N. N. (2008). Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika [Probability theory and mathematical statistics] (in Russian).
Bogdan N. V., Sosedova V.D. (2017). Otsenka klientskoy sostavlyayushchey strategii razvitiya fitnes-kluba dlya formirovaniya konkurentnyh preimushchestv [Assessment of the client component of the fitness club development strategy for the formation of competitive advantages] The quality management system at the university: health, education, competitiveness. 64-71. (in Russian).
Goldshteyn G. Ya. (2008). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management] (in Russian).
Kobzar A.I. (2012). Prikladnaya matematicheskaya statistika [Applied mathematical statistics] (in Russian).
Korogodina E. A. (2021). Sotsialno-ekonomicheskie osobennosti razvitiya fitnes-industrii v Rossii [Socio-economic features of the development of the fitness industry in russia]. ASR: Economics and Management. (1(34)). 199-202. (in Russian).
Myzrova K. A., Rozhkova E. V. (2015). Faktory i tendentsii razvitiya rynka sportivno-ozdorovitelnyh uslug [Factors and trends in the development of the sports and wellness services market]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. (4). 70-76. (in Russian).
Nizyaev D.A. (2022). Issledovanie rossiyskogo rynka fitnes-klubov [Research of the Russian fitness club market]. Economics and management in sports. 2 (4). 251-262. (in Russian). doi: 10.18334/sport.2.4.119871.
Reznikova A. V., Starikova O.D. (2020). Pozitsionirovanie, osnovannoe na potrebnosti potrebiteley v sfere fitnes-uslug [Positioning based on consumer fitness needs]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki. (2). 367-371. (in Russian).
Rumyantseva A. O., Smolyaninova E. N. (2023). Issledovanie potrebitelskikh predpochteniy rynka fitnes-uslug goroda Vladivostoka [Research on consumer preferences in the fitness industry of Vladivostok]. Vestnik Altayskoy Akademii ekonomiki i prava. (7). 93-98. (in Russian).
Saykina E. G. (2008). Fitnes v sisteme fizicheskoy kultury [Fitness in the physical education system]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. (68). 182–190. (in Russian).
Slinkov V. N. (2007). Sbalansirovannaya sistema pokazateley v menedzhmente organizatsii. Teoriya i praktika [A balanced scorecard in the organization's management. Theory and practice] (in Russian).
Ushakova N. A. (2000). Menedzhment fizicheskoy kultury i sporta [Management of physical culture and sports]. Aerobika. (3). 20-26. (in Russian).
Usova N. V., Gergelezhiu Ya. G. (2019). Prioritetnye napravleniya prodvizheniya uslug fitnes-tsentra na rynke krupnogo goroda [Priority directions of advance of services of the fitness center in the market of the large city]. Voprosy upravleniya. (2(57)). 231–242. (in Russian).
Zolotov M. I., Kuzin V.V. (2014). Menedzhment fizicheskoy kultury i sporta [Management of physical culture and sports] (in Russian).
Страница обновлена: 13.12.2024 в 14:03:21