Анализ использования инноваций в фитнес индустрии

Белякова М.Ю.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Белякова М.Ю. Анализ использования инноваций в фитнес индустрии // Экономика и управление в спорте. – 2022. – Том 2. – № 4. – С. 237-250. – doi: 10.18334/sport.2.4.119727.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898232

Аннотация:
В работе представлен анализ использования инноваций в фитнес индустрии. Рассмотрены понятие и виды фитнес-клубов. Определено, что фитнес – это образ жизни людей, который способствует поддержанию и укреплению физического и психического здоровья. Выявлено, что виды фитнес-клубов зависят от различных факторов. А наиболее часто используемой классификацией фитнес клубов является размер зала, и цена посещения/предоставления услуг. Проанализированы инновационные технологий в фитнес-индустрии: носимые технологии, мобильные приложения для тренировок, интерактивное и высокотехнологичное пространство, виртуальный тренажерный зал и др. Сделан вывод, что использование инновационных технологий в фитнес-индустрии оказывает положительное влияние на трансформацию спортивного оборудования, фитнес-программ и взаимосвязь медицины и фитнеса.

Ключевые слова: инновации, фитнес индустрия, фитнес-клубы, инновационные технологии

JEL-классификация: L80, L83, M20

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. В современном мире слово «инновации» звучит все чаще и чаще. «Инновации – это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей» [10]. Инновации проникли во все сферы профессиональной и бытовой деятельности человека: в педагогику, компьютерные технологии, искусство, но и, конечно же, в физическое воспитание, физическую культуру и оздоровительные технологии. «Инновации в сфере фитнеса обусловлены модернизацией и улучшением фитнесс услуг, а также внедрением инновационных технологий в сферу фитнеса» [10]. Исследованию фитнес-индустрии посвящены работы ряда отечественных ученых, в частности, научные труды Беляковой М.Ю. [20], Ащеулова А.В., Тютюнникова А.С., Черниковой В.Е. [21], Меговоряна Е.А. [22] и др.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования [6]. Отличительная особенность инноваций в исследуемой сфере услуг характеризует ее специфику. В этой области заложены две совершенно разные составляющие:

– услуги спортивного и оздоровительного характера, главной задачей которых является развитие человека духовно и физически;

– инновации и технологии в сфере фитнеса могут влиять на качество услуги и лояльность клиентов, увеличивая эффективность с точки зрения бизнеса для инвесторов и владельцев [1].

Актуальность темы обусловлена тем, что Фитнес – сфера спортивных услуг, активно развивающаяся в России с начала 90-х годов по настоящее время. Это сегмент рынка спортивно-оздоровительных (платных) услуг. В свою очередь платные услуги являются важной частью структуры расходов населения, играя важную роль в экономике страны.

Кризис, связанный с пандемией COVID-19, вызвавший падение реальных доходов населения, оказал серьёзное влияние на сферу фитнес-услуг. Тем не менее, несмотря на негативное влияние, рынок продолжил расти. Рост популярности фитнес-индустрии, здорового образа жизни и спортивного туризма отмечается в множестве научных работ, опубликованных в пандемийный период [18, 19]. При этом темпы роста рынка фитес-услуг оказались весьма значительны для российской экономики. Совокупный объем рынка, включая сопутствующие направления (кроссфит, индивидуальные тренировки и др.), по итогам 2022 года составил около 126,4 млрд. рублей, а число фитнес клубов за аналогичный период увеличилось в 2 раза). В связи с чем, можно предположить, что российский рынок фитнесс услуг имеет большой потенциал роста, и находится в стадии активного развития. Следовательно, появление всё большего количества фитнес клубов приводит к необходимости использовать инновации, для того, чтобы стать более конкурентоспособными.

Понятие и виды фитнес-клубов. Занятия фитнесом состоят из трех основных компонентов: тренировочный процесс (нагрузка); пищевые привычки (культура питания); отдых (восстановление после нагрузки, подготовка к последующим тренировкам) [14].

Фитнес – это образ жизни определенной категории людей, который помогает им поддерживать и укреплять физическое и психическое здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, улучшать физическую форму, вести активный и разумный баланс с окружающим социумом [11].

Фитнес имеет широкий спектр полезных воздействий на различные аспекты организма и личности человека [7]:

1. Поведение проявляется в самодисциплине, напряженности, большой жизненной энергии, оптимистическом настроении, способности восстанавливаться в целостной культуре здоровой жизнедеятельности.

2. В психических проявлениях наблюдаются хорошее здоровье, психическая стабильность, добровольная организация (выраженная в самоконтроле, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности), меньшая подверженность стрессу и депрессии.

3. Функциональные проявления могут включать более высокое качество здоровья, улучшение процессов адаптации, повышение работоспособности и беспокойства; снижение заболеваемости, более быстрое и полное выздоровление после физических и умственных нагрузок, укрепление иммунных механизмов организма.

Фитнес-организация – это предприятие, то есть экономическая, техническая, социальная, ориентированная на формирование здорового образа жизни граждан страны хозяйственная единица, которая выполняет социально значимую задачу – удовлетворения спроса индивидов на фитнес-услуги. Наиболее распространенной формой фитнес-организации является фитнес-клуб [2, с. 42]. Фитнес-клуб как экономический субъект самостоятельно принимает все решения, связанные с его деятельностью; реально использует факторы производства для оказания населению фитнес-услуг; стремится к получению прибыли и реализации других целей. Фитнес-клуб является, как правило, коммерческой организацией, то есть организацией, деятельность которой нацелена на получение прибыли. В современной экономике фитнес-клубы, имеющие различные форматы могут быть описаны как центры активной и творческой деятельности людей, в которых целенаправленно, как правило, в течение длительного срока предлагаются фитнес-услуги для удовлетворения соответствующего спроса в условиях определенного риска.

Наиболее часто используемой является классификация фитнес клубов по размерам, то есть, в ее основе находится размер самого зала; следующей по применению классификацией является типология фитнес-клубов в зависимости от цены (табл. 1).

Таблица 1. Классификация фитнес клубов

Классификация фитнес-клубов
по размерам
Классификация фитнес-клубов
в зависимости от цены
студии «Фитнесс Бутики» (до 800 кв. м)
премиум сегмент (более 80 тыс. руб. в год)
малые клубы (площадь от 800 до 2000 кв. м)
бизнес (от 50 до 80 тыс. руб. в год)
средние клубы (площадь от 2000 до 5000 кв. м)
комфорт (от 30 до 50 тыс. руб. в год)
крупные клубы (площадь от 5000 до 7000 кв. м)
эконом (от 15 до 30 тыс. руб. в год)
клубы-гиганты (площадь свыше 7000 кв. м)
low-cost (менее 15 тыс. руб. в год)
Источник: [8].

Рассмотрим подробнее классификацию фитнес-клубов в зависимости от цены.

«Премиум сегмент». Такие фитнес-клубы ориентированы на группу людей, чьи доходы значительно выше среднего. К данному сегменту относятся: крупные фитнесс клубы с премиальным оборудованием, полным набором услуг включая СПА, медицинские услуги и квалифицированный персонал; студии «Фитнес бутики»; фитнесс залы в отелях категории «Пять звезд».

«Бизнес». Стоимость годового абонемента в данных клубах составляет от 60-100 000 руб., так же к этому сегменту можно отнести небольшие студии «Фитнес бутики» без клубного членства с персональными тренировками от 5 000-7 500 руб. К данному сегменту относятся: крупные фитнесс клубы с премиальным, или около премиальным оборудованием, полным набором услуг включая СПА и квалифицированный персонал; студии «Фитнес бутики».

«Комфорт». Цена за год посещения фитнес-клуба данного типа от 30 000 до 60 000 руб. Часто предусматривается рассрочка платежа на 1-2 месяца. К данному сегменту относятся: студии Интервальных Тренировок (Cycle); студии EMS тренировок; крупные фитнесс клубы с качественным оборудованием и набором дополнительных услуг (сауна, фитнесс бар, массажный кабинет); небольшие студии «фитнес бутики» без клубного членства с персональными тренировками от 3 000-5 000 руб.

«Эконом». Такие фитнес-клубы ориентированы на группу людей, чьи доходы средние и ниже среднего со стоимостью годового абонемента от 15 000-30 000 руб. Как правило такие клубы не имеют бассейна и большого наименования дополнительных услуг, а также определенной концепции, больше ориентированы на занятия без тренера, или в формате групповых тренировок. К данному сегменту относятся: студии Интервальных Тренировок(Cycle); фитнесс студии, ориентированные на групповые тренировки; крупные фитнесс клубы без бассейна и СПА, ориентированные на массовый сегмент.

«LOW-COST». Фитнес с клубы с базовым набором услуг и оборудованием класса эконом. Как правило, стоимость абонемента в такие клубы менее 15 000 руб. за год, а также есть возможность купить месячное членство по минимальной стоимости. К данному сегменту относятся: крупные фитнесс клубы без бассейна и СПА, ориентированные на массовый сегмент с частичной или полной автоматизацией процессов (минимум персонала) [16].

Также выделяют типологию фитнес-клубов, исходя из предоставляемых направлений в фитнесе (специализирующиеся на определенном виде клубы). То есть, виды фитнес-клубов зависят от множества определённых факторов; перечислим основные: цель занятия; близость к дому и (или) рабочему месту для клиентов; особенности работы клуба; атмосфера клуба; комплексность в предоставлении наиболее востребованных досуговых, развлекательных, развивающих и оздоровительных услуг; уровень сервиса, подход; стоимость; особенности оборудования.

Сущность инновационных технологий в фитнес-индустрии. В настоящее время, при всем многообразии видов и средств оздоровительной физической культуры и массового спорта значительная часть инновационных технологий находит широкое применение в области фитнеса. Индустрия фитнес-услуг максимально быстро реагирует на постоянно меняющиеся социальные и культурные потребности общества в этом сегменте, и создает оптимальные условия для развития новых направлений и видов двигательной активности. В то же время сам фитнес включает в себя все лучшее, что было разработано ранее в научном, методическом и практическом плане в области оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры; различных видов спорта; оздоровления и реабилитации; спортивной, художественной, восточной и других видов оздоровительной гимнастики [10].

Рассмотрим подобнее современные тренды.

1. «Носимые технологии» (Wearable technology). Одним из трендов, является тренд, появившийся в 2016 году и с тех пор занимающий лидирующие позиции – «носимые технологии» или умные гаджеты. Рынок фитнес-оборудования фитнес-трекерами, умными часами, датчиками сердечного ритма, GPS-навигаторами и смарт-очками. Данные технологии позволяют отслеживать частоту сердечных сокращений во время тренировок, помогают пользователям выбирать интенсивность тренировок в зависимости от их целей [1].

2. Мобильные приложения для тренировок. Приложения для смартфонов и других мобильных устройств доступны для любых платформ, но особым спросом пользуются среди пользователей iPhone®, iPad® и устройств на базе Android. Некоторые приложения, например, Nike Training Club (Бивертон, шт. Орегон), Cyclemeter от Abvio (Сан-Франциско, шт. Калифорния) и MyFitnessPal (Armour, Балтимор, шт. Мэриленд) (бесплатные приложения) умеют воспроизводить звуковые и визуальные оповещения о начале и окончании тренировки, и содержат указания по выполнению упражнений. Многие из этих приложений могут отслеживать прогресс тренирующегося за определенный отрезок времени, предоставлять информацию о нем в реальном времени. Особенную популярность они обрели среди молодых клиентов фитнес-клубов, а также людей, которые часто тренируются на улице или стремятся отслеживать свою физическую активность при выполнении повседневных задач [1].

3. Массажные цилиндры для улучшения гибкости и подвижности мышц. Массажные цилиндры применяются для воздействия на глубоколежащие ткани, миофасциального релиза, воздействия на триггерные точки. Приспособления предназначены для массажа, снижения жесткости мышц, облегчения мышечных спазмов, улучшения кровообращения, снижения дискомфорта и ускорения восстановления. Массажные цилиндры предназначаются для проработки поясницы, бедер и крупных групп мышц, например, мышц задней поверхности бедра и ягодичных мышц [9].

4. Мультифункциональное оборудование. Фитнес-клубы, особенно на Западе, все больше и чаще оборудуются нестандартными типами профессиональных тренажеров. При этом, вектор направлен больше на работу над скоростной выносливостью и координацией движений, чем на рост мышечной массы. Громоздкие силовые тренажеры плавно отходят на второй план. Инновационными являются многофункциональные комплексы для тренировок с собственным весом. Возникнет также потребность в поиске альтернативы стандартным беговым дорожкам [5].

5. Стриминг кардио. Виртуальные тренировки в режиме реального времени – удобная альтернатива занятиям в зале, особенно в тех случаях, когда человек приехать на тренировку не может, но при этом не хочет пропускать занятие. Инновационной технологией является предоставление фитнес клубами возможности подключится к прямой трансляции групповых занятий и начать заниматься из дома [17].

6. Видео-тренировки. В США разрабатываются новые цифровые потоковые платформы, предлагающие живые тренировки каждый день. Ведущими становятся известные персональные тренеры (к которым записаться вживую может быть довольно проблематично). Все желающие заниматься онлайн покупают месячный абонемент и получают доступ к веб-сайту или приложению, где можно выбрать удобное время для занятий, хорошего тренера и программу [15].

7. Интерактивное и высокотехнологичное пространство. Уже сегодня есть фитнес-студии, оснащенные современными аудио- и видеоинсталляциями, а также высокотехнологичными системами. Каждый из этих параметров может быть изменён в соответствии с настроением клиентов и видом физической активности, что делает занятия фитнесом еще более индивидуальными [15].

8. Виртуальная реальность. По всему миру стало появляться все больше видов тренировок, совмещенных с возможностями VR. Сайклинг в очках виртуальной реальности быстрее остальных набирает обороты. Инновационной является беговая дорожка от компании Peloton, которая имеет 32-дюймовый экран, позволяющий выбрать любой режим и видеоряд. Также через этот экран можно подключаться к групповым тренировкам Total Body [13].

9. Виртуальный тренажерный зал. Одной из инновационных технологий стало изобретение виртуального тренажерного зала Black Box – фитнес с одновременной иммерсивной игрой, которая транслируется через очки виртуальной реальности. Представляет собой небольшое темное помещение с одним тренажером, похожим на тренажер Машина Смита. На руки надеваются пульсометры, на глаза – очки VR, и человек оказывается в видеоигре. Дальше все зависит от сценария: зомби апокалипсис, нашествие инопланетян, игра на выживание и т.д. [13].

Анализ использования инновационных технологий в фитнес-индустрии. В этом разделе проведем исследование развития инновационных технологий в фитнес-индустрии в контексте ключевых направлений.

1. Трансформации спортивного оборудования. Первые тренажеры стали появляться в XVI веке. Также в данный период стали использоваться динамометры для контроля мускульной силы тренирующегося. В XVIII веке был изобретен велотренажер, а в XIX – гребной тренажер, для создания которого использовалась обычная лодка. Распространение бодибилдинга и пауэрлифтинга неизбежно подтолкнуло общество к созданию новых, более совершенных устройств для тренировок, и начиная с 50-х годов развитие тренажеров значительно ускорилось:

– в 1952 году в Вашингтоне изобрели беговую дорожку, которая изначально использовалась для диагностики сердечных болезней, а как тренажер окончательно сформировалась в 70-х годах;

– в 70-е годы существенно изменили и усовершенствовали облик велотренажера, превратив его в современное устройство;

– 80-е годы был предложен степпер – устройство для имитации хождения по лестнице;

– в 90-е годы был создан орбитрек – беговой тренажер с эллиптической траекторией движения ног при выполнении упражнений, с уникальной конструкцией, присущей только этому виду спортивного оборудования [3].

На сегодняшний день особую популярность приобретает мультифункциональное оборудование. Фитнес-клубы, особенно на Западе, оборудуются нестандартными типами профессиональных тренажеров.

2. Трансформации фитнес-программ. Фитнес-программы трансформировались в соответствии с развитием фитнес-индустрии, соответственно, в разные периоды выделялись специфические их виды: фитнес-тренировки в тренажерном зале; групповые кардиотренировки; «циклическая» аэробика; силовые виды фитнеса и аэробики; программы с элементами восточных видов единоборства; танцевальные виды аэробики; координационные тренировки; программы на гибкость; программы «разумное тело»; регламентированные программы [4]. Каждая из программ имела особую популярность в свое время.

Необходимо отметить, что выбор между предложением уже поставленных тренировок и разработкой собственных занятий вызывает споры в отрасли фитнеса с XIX века. Одни говорят, что, предлагая свои собственные групповые занятия, они выделяются из общей массы, поскольку это их уникальное предложение для выхода на рынок. Есть и другие, кто говорят, что стабильность и качество поставленных экспертами программ больше значат для них и их клиентов. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует единая позиция относительно тренировок и программ фитнеса – часть клубов предоставляет клиентам специализированные программы, разработанные тренерским составом, вторая часть индустрии – ориентируется на персональный, индивидуальный подход.

3. Взаимосвязь медицины и фитнеса. Изначально, фитнес выделялся как медицинское направление, имеющее профилактическое воздействие на здоровье [12]. Впоследствии фитнес всегда был взаимосвязан с достижениями медицины, в частности, это начало проявляться на современном этапе, когда стал популяризироваться здоровый образ жизни. В качестве специфичного направления можно выделить Exercise is Medicine («Упражнения как лекарство»). Данное направление в международном здравоохранении, предлагает врачам широкого профиля и другим медицинским специалистам включать в программы лечения физическую активность, направлять пациентов к специалистам по физической культуре. Направление базируется на представлении о физической активности как неотъемлемом элементе профилактики и лечения заболеваний, а его методы должны регулярно оцениваться именно с точки зрения медицины. Но программа Exercise is Medicine не ограничивается признанием благотворного влияния физических нагрузок на здоровье пациентов, а рекомендует врачам направлять пациентов к специалистам по физической культуре и совместно с ними разрабатывать программы лечения. Цель Exercise is Medicine – сделать специалистов по физической культуре важными участниками процесса работы с пациентами медицинских учреждений, чтобы врачи могли направлять приходящих к ним людей к опытным тренерам и инструкторам. Таким образом, экспертами обосновывается важность взаимодействия медицины и фитнеса.

Заключение

Все больше людей хотели бы прожить долгую жизнь, продлив ее активную фазу. Наряду с экологией, ключевыми факторами влияния являются образ жизни, медицина, спорт и физическая культура. Изучив концепцию и виды фитнес-клубов, инновационные тенденции и трансформации в фитнес-индустрии (как одном из направлений спорта), можно сделать вывод, что фитнес становится неотъемлемой частью жизни большинства людей, и с каждым годом увеличивается уровень проникновения в эту сферу.

Фитнес, как и любая услуга, имеет свою специфику и сложности в организации процесса и доставке клиенту качественного продукта. Еще вчера средний уровень тренерского состава и инструкторов фитнес-клубов не был таким разнообразным. Сегодня, с появлением готовых программ под ключ, обеспечивающих целый комплекс (отбор, тренировка, репетиция, хореография, сертификация, программа тренировок, лицензионная музыка и регулярные выпуски обновлений), казалось бы, занятия фитнесом близки к совершенству. Однако с развитием технологий, стремлением автоматизировать процессы и снизить затраты, одной из современных тенденций стало появление и распространение инновационных технологий во всех сферах менеджмента и услуг, в том числе в фитнес-индустрии, что позволяет повысить уровень конкурентоспособности.


Источники:

1. Абраменко А.В., Лазаренко А.О. Спортивные инновации // Цифровая наука. – 2020. – № 6. – c. 178-183.
2. Алхасов Д.С. Теория и история физической культуры. / Учебное пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 191 c.
3. Беляев М.К. Современные грани индустрии спорта // Проблемы национальной стратегии. – 2020. – № 6(63). – c. 107-121.
4. Босенко А.А., Шаталова И.Е. Фитнес-программы и их влияние на физическое воспитание студентов // Современная наука: тенденции развития: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции,. Душанбе:, 2019. – c. 209-212.
5. Волков Л.Д. Изменения и тенденции в фитнес индустрии за 2019/2020 год // Современная математика и концепции инновационного математического образования. – 2021. – № 1. – c. 408-412.
6. Герасимова Л.В., Кошкина М.А. Роль инновационных технологий в сфере фитнеса // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 2-2. – c. 221-223.
7. Гурвич А.В. Применение инновационных фитнес-технологий в военно-образовательных учреждениях и спортивных клубах для поддержания здорового образа жизни. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2007. – 237 c.
8. Евстафьев Э.Н., Иванова Л.А. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организаций на рынке фитнес-услуг // Российский экономический интернет-журнал. – 2019. – № 4. – c. 53.
9. Ершова М.А., Уханова Т.В. Современные тренды в фитнес-индустрии // Научный форум: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Красногорск, 2020. – c. 79-81.
10. Котов Е. Инновации в фитнес индустрии // Управление. – 2018. – № 4. – c. 19-23.
11. Сомкин А.А. Фитнес-туризм как актуальный вид туристского сервиса // Мир человека. – 2009. – № 1. – c. 104-109.
12. Лазарев В.С., Колясова В.Н. Проблемы правового и медицинского обеспечения фитнеса // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы V Международной научно-методической конференции. Казань, 2019. – c. 626-628.
13. Лобанов Д.М. Современные цифровые технологии в фитнес-индустрии // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Нижний Новгород, 2021. – c. 139-143.
14. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В. История физической культуры и спорта. - М.: Спорт, 2017. – 432 c.
15. Сагиева Д.И. Digital и фитнес. Перспективы и развитие индустрии спорта // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 5. – c. 987-991.
16. Дубская Л.М., Ольшанская А.В., Савенкова И.В., Комисова Н.А. Сегментирование рынка фитнес-услуг города Белгорода: от теории к практике // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России: Материалы II Всероссийского форума по экономической безопасности. Выпуск II. Тамбов, 2019. – c. 324-328.
17. Солнцев И.В. Применение инновационных цифровых продуктов в индустрии спорта // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2021. – № 2. – c. 184-189. – doi: 10.17747/2618-947X-2021-2-184-189.
18. Лебедева С.А. Последствия пандемии в сфере туризма. Некоторые пути восстановления отрасли // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск, 2021. – c. 167-171.– doi: 10.36906/FKS-2020/32.
19. Белякова М.Ю. К вопросу возникновения логики угроз и возможностей для мирового туризма при трансформации временной перспективы с коронавирусной ситуации // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 6(119). – c. 1305-1309. – doi: 10.34925/EIP.2020.119.6.278.
20. Белякова М.Ю. Развитие инновационных технологий и индустрии фитнеса на современном этапе // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2020. – № 2(32). – c. 150-159.
21. Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Черникова В.Е. Особенности управления персоналом в фитнес-индустрии // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1195-1202. – doi: 10.18334/et.5.4.39688.
22. Ащеулов А.В., Меговорян Е.А. Мероприятия по управлению предпринимательскими рисками в организациях фитнес-индустрии на случай пандемии // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1875-1886. – doi: 10.18334/ce.14.8.110754.

Страница обновлена: 11.04.2024 в 18:47:59