Внешнеторговая деятельность Уральского федерального округа в новых мирохозяйственных условиях

Красных С.С.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Красных С.С. Внешнеторговая деятельность Уральского федерального округа в новых мирохозяйственных условиях // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 719-730. – doi: 10.18334/eo.12.4.116425.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50087765
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Данное исследование посвящено оценке внешнеторговой деятельности регионов Уральского федерального округа (УрФО) в новых мирохозяйственных условиях. В настоящее время Российская Федерация находится под санкционным давлением со стороны западных стран, ограничен экспорт нефтепродуктов, древесины, полезных ископаемых и других товарных групп, а также запрещены поставки электроники, микросхем, авиационных комплектующих и других высокотехнологичных товаров в страну. В связи с чем, появляется необходимость оценки влияния данных санкционных ограничений на внешнеторговую деятельность административно-территориальных единиц. В ходе исследования проанализирована внешнеторговая деятельность УрФО, определены основные товарные группы экспорта и импорта, а также доля внешней торговли недружественных стран в данных регионах. Выявлено, что при условии введения максимальных ограничений во внешней торговле с недружественными странами, Уральский федеральный округ может потерять более половины объемов совокупного экспорта, и почти 45% совокупного импорта . Данное исследование может быть интересно органам власти для реализации государственных программ, направленных на поддержание экономики в условиях санкционных ограничений

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, Уральский федеральный округ, регионы, санкционные ограничения, недружественные страны

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2022 год

JEL-классификация: R12, F14, F51



Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что внешнеэкономическая деятельность является драйвером развития экономики регионов, а текущие беспрецедентные условия, в виде пандемии коронавируса и санкционных ограничений, введенных странами Европейского союза и США, наносят значительные ограничения на внешнеторговую деятельность регионов.

Тема исследования внешнеторговой деятельности регионов в современных геополитических условиях достаточно актуальна, так, Сулейманов З.Э., отмечает, что в настоящее время формируется новая система внешнеторговых отношений, и для того, чтобы найти свое место в международном разделении труда, необходима соответствующая стратегия развития государства [1, с. 964]. Линецкий А.Ф., отмечает, что в условиях санкционного давления зарубежных стран, активизируется переориентация внешней торговли России на государства ближнего зарубежья [2, с. 33]. В исследовании «Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития» одной из мер по развитию внешнеторговой деятельности в текущих геополитических условиях выступают меры по упрощению процедур торговли [3, с. 13]. В научной работе «О пагубных последствиях антироссийских санкций» авторы делают вывод, что из-за антироссийских санкций, выйти на темпы экономического роста, превышающие мировые практические невозможно [4, с. 2816]. Исследователи отмечают, что в условиях санкционных ограничений необходима поддержка конкурентоспособности производителей, ориентация государства к снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности [5, с.242], поддержке малого предпринимательства и самозанятости, увеличения объема инвестиций в отечественные компании [6, с. 209], а также существует необходимость в изменении способов обеспечения экономический безопасности и институтов, которые должны составлять единую систему [7, с. 1678].

Отмечается, что данная санкционная политика зарубежных стран по отношению к России проводит к серьезной переориентации в мировой экономике [8].

Отдельно, отмечаются последствия для зарубежных стран от введения санкций в отношении России, например, осложняется экономическая ситуация и растет социальная напряженность [9], оказывается негативное влияние на финансовые рынки [10] и др.

Таким образом, тема исследования внешнеторговой деятельности регионов в условиях санкционных ограничений достаточно актуальна, но стоит отметить, что в настоящее время не представлены исследования, анализирующие данную проблему в региональном аспекте, что подчеркивает значимость этой работы.

В связи с чем, целью данного исследования является анализ внешнеторговой деятельности регионов Уральского федерального округа, с целью оценки потенциального ущерба от введения санкций недружественными странами.

В данном исследовании предлагается следующая гипотеза: санкционные ограничения способны оказать значительное негативное влияние на внешнеторговую деятельность Уральского федерального округа.

Для реализации данной цели, а также верификации гипотезы были использованы методы систематизации данных и сравнительного анализа внешнеторговой деятельности Уральского федерального округа.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем: определена доля недружественных стран в экспорте и импорте УрФО, а также остальных федеральных округов; выявлена зависимость субъектов УрФО и других федеральных округов от внешнеторговой деятельности недружественных стран и определены пути преодоления данной зависимости.

Внешнеторговая деятельность УрФО

Ввиду ограничений Федеральной таможенной службы на предоставление внешнеторговой статистики за 2022 год, сложно оценить реальные масштабы изменения внешнеторговой динамики Уральского федерального округа в условиях введения санкционных ограничений, поэтому будут анализироваться последние доступные данные за январь 2022 года.

В таблице 1 представлена внешнеторговая динамика УрФО за период с января 2021 года по январь 2022 г.

Таблица 1

Динамика внешнеторгового оборота УрФО за период с января 2021 по январь 2022 г [11]

Table 1

Dynamics of foreign trade turnover of the Ural Federal District for the period from January 2021 to January 2022 [11]


Экспорт (млн. $)
Динамика
Импорт (млн. $)
Динамика
01.2021
01.2022
%
01.2021
01.2022
%
РФ
26979,5
45842,6
169,9
16834,0
23324,6
138,6
УрФО
2487,26
2492,1
100,2
619,8
1 412,4
227,9
Курганская область
6,41
11,18
174,4
7,1
6,6
93,0
Свердловская область
545,07
564,28
103,5
316,5
766,9
242,3
Тюменская область
14,95
170,5
1140,5
58,0
51,9
89,5
ХМАО
1064,83
1760,77
165,4
11,5
21,0
182,6
ЯНАО
401,86
785,94
195,6
4,3
281,3
6541,9
Челябинская область
454,14
462,1
101,8
222,4
284,7
128,0
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной таможенной службы [11]

Динамика экспорта и импорта как в масштабах страны, так и в разрезе субъектов федерального округа демонстрирует положительную динамику, за исключением снижения объемов импорта в Тюменской и Курганской областях. Данные цифры позволяют заключить, что на начало 2022 года страна вышла из коронавирусного кризиса, и показатели внешней торговли значительно превысили аналогичные показатели в период максимальных коронавирусных ограничений, который пришелся на 2020-2021 гг.

Проанализируем основные товарные группы, задействованные в экспорте и импорте Уральского федерального округа на январь 2022 г. Для дальнейших оценок были использованы данные таможенной статистики внешней торговли РФ, полученные на сайте Федеральной таможенной службы [11].

В экспорте округа доминирует нефть, минеральное топливо и продукты их перегонки – 67% от совокупного экспорта, черные металлы – 12 процентов, медь – 5 процентов, пластмасса – 4 процента, продукты из неорганической химии – 1 процент, остальные товарные группы – менее одного процента от совокупного экспорта. На январь 2022 года основными потребителями продукции, произведенной в УрФО являются: Китай (861 млн. $), Нидерланды (571,33 млн. $), Германия (337,33 млн. $), Финляндия (150,43 млн. $), Япония (146,26 млн. $), Казахстан (131,5 млн. $), Литва (121,03 млн. $), Польша (119,26 млн. $), Франция (109,44 млн. $), Бельгия (100,8 млн. $), Соединенные штаты (100,69 млн. $) и Италия (97 млн. $). Данные страны в совокупности занимают более 75% от общего экспорта округа. Из вышеперечисленных стран дружественными можно назвать только Китай и Казахстан на которые приходится 26% от совокупного экспорта.

В импорте федерального округа преобладают следующие товарные группы: ядерные реакторы и оборудование – 26 процентов от совокупного импорта; суда, лодки – 24 процента; черные металлы и изделия из них – 8 процентов; руды – 7 процентов; электрические машины и оборудование – 5 процентов; медь и изделия из нее – 3 процента; продукты из неорганической химии – 2 процента от совокупного импорта. Основными импортерами являются: Китай (438,73 млн. $), Корея (363,89 млн. $), Казахстан (220,71 млн. $), Германия (84 млн. $), Италия (47,89 млн. $), Соединенные штаты (26,51 млн. $), Франция (26,47 млн. $), Беларусь (16,74 млн. $), Южная Африка (16,65 млн. $), Турция (13,57 млн. $), Япония (13,21 млн. $). Среди импортеров продукции значительно больше дружественных стран, совокупный импорт которых составляет более 54%.

В соответствии с распоряжением Правительства от 05.03.2022 № 430-р в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия включены: Австралия, Албания, Андорра, Багамские Острова, Великобритания, Государства - члены Европейского союза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Тайвань, Украина, Черногория, Швейцария, Япония [12].

В частности, данные страны ввели ограничения на следующие товарные группы Российского экспорта – нефть, нефтепродукты, газ, алмазы, уголь, железо и сталь, морепродукты, алкоголь, непромышленные алмазы, древесина, золото и др [13].

А также ограничили импорт в Россию следующих товаров – самолеты, авиационные компоненты, товары двойного назначения, товары роскоши, военную продукцию, оборудование для нефтепереработки, высокотехнологичную продукцию, полупроводников, чипов, микросхем, глинозема, алюминиевых руд, грузовые автомобили и др [14].

Проанализируем основные товарные группы, задействованные в экспорте и импорте субъектов Уральского федерального округа за январь 2020 г.

В экспорте Курганской области преобладают ядерные реакторы, котлы (3,17 млн. $), средства наземного транспорта (2,9 млн. $), электрические машины и оборудование (2,28 млн. $). Основные рынки сбыта – Узбекистан (2,98 млн. $), США (2,77 млн. $), Кыргызстан (2,27 млн. $), Казахстан (1,6 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет менее 30 процентов.

В импорте региона доминируют поставки органической химии (3,22 млн. $), ядерные реакторы (1,7 млн. $), съедобные фрукты (0,23 млн. $) и др. Основные импортеры – Китай (3,68 млн. $), Германия (1,13 млн. $), Казахстан (0,48 млн. $), Корея (0,21 млн. $), Беларусь (0,16 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона составляет 26 процентов.

Экспорт Свердловской области представлен следующими товарами: черные металлы (240,8 млн. $), медь и изделия из нее (86,01 млн. $), продукты неорганической химии (48,25 млн. $), недрагоценные металлы (33 млн. $), изделия из черных металлов (22 млн. $), древесина (20 млн. $), алюминий и изделия из него (14 млн. $), руда (12,2 млн. $), ядерные реакторы (11 млн. $) и др. Свердловская область поставляет продукцию в следующие страны: Китай (54,9 млн. $), Казахстан (46,5 млн. $), Соединенные штаты (39,4 млн. $), Турция (38,3 млн. $), Великобритания (37 млн. $), Корея (36,2 млн. $), Италия (28,7 млн. $), Греция (28,7 млн. $), Узбекистан (21,5), Германия (20 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет около 47 процентов.

Импортируют в Свердловскую область следующие товары: суда, лодки (348 млн. $), ядерные реакторы, котлы (68,8 млн. $), электрические машины и оборудование (40,5 млн. $), медь и изделия из них (38,9 млн. $), черные металлы (36,4 млн. $), продукты неорганической химии (32 млн. $), пластмассы (19 млн. $), руды (17 млн. млн. $) и др. Основными поставщиками зарубежных товаров являются: Корея (353,4 млн. $), Китай (139,4 млн. $), Казахстан (101 млн. $), Германия (22 млн. $), Франция (14,6 млн. $), Соединенные штаты (14,3 млн. $), Япония (11,48 млн. $), Беларусь (11,1 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона – более 60 процентов.

Тюменская область экспортирует пластмассы (140,29 млн. $), органические химические соединения (13,24 млн. $), электрические машины и оборудование (4,55 млн. $), древесина (3,19 млн. $), черные металлы (2,17 млн. $), ядерные реакторы (1,25 млн. $) и др. Среди потребителей продукции из Тюменской области преобладают следующие страны: Бельгия (30,8 млн. $), Турция (28,5 млн. $), Китай (28 млн. $), Польша (25,7 млн. $), Вьетнам (7,9 млн. $), Италия (7,7 млн. $), Южная Африка (4,7 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона – 42 %.

Поставляют в Тюменскую область следующие товары: ядерные реакторы (14 млн. $), минеральное топливо (11 млн. $), органические химические соединения (4,3 млн. $), черные металлы (3,8 млн. $), прочие химические продукты (3,6 млн. $), электрические машины (3,64 млн. $), пластмассы (2 млн. $) и др. Основными импортерами в Тюменскую область являются – Германия (17,8 млн. $), Китай (9,5 млн. $), Франция (5,3 млн. $), Соединенные штаты (4,2 млн. $), Казахстан (2,8 млн. $), Украина (1,7 млн. $), Бельгия (1,3 млн. $), Корея (1,19), Беларусь (1,17 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона – более 69 процентов.

В экспорте Ханты-Мансийского автономного округа преобладают: минеральное топливо, нефть (1747 млн. $), древесина и изделия из нее (5,9 млн. $), прочие товары (3,3 млн. $), изделия из черных металлов (1,4 млн. $) и др. Основными потребителями данной продукции являются: Китай (469,4 млн. $), Нидерланды (419,9 млн. $), Германия (309,6 млн. $), Финляндия (134 млн. $), Литва (118 млн. $), Польша (77,4 млн. $), Италия (59,4 млн. $), Япония (57 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте Ханты-Мансийского автономного округа составляет – 69,8 процентов.

Импорт Ханты-Мансийского автономного округа представлен следующими товарными группами: ядерные реакторы, котлы (11,55 млн. $), электрические машины и оборудование (1,93 млн. $), средства наземного транспорта (1,31 млн. $), пластмассы (1,16 млн. $) и др. Основными поставщиками данной продукции являлись: Республика Корея (6,61 млн. $), Китай (4,92 млн. $), Соединенные штаты (4,77 млн. $), Беларусь (1,64 млн. $), Узбекистан (1,15 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона составляет – 60 процентов.

Экспорт Ямало-Ненецкого автономного округа представлен продукцией минерального топлива, нефти, газа (785,8 млн. $), остальные товарные группы экспорта крайне низки. Основными потребителями минерального топлива, нефти и газа из Ямало-Ненецкого автономного округа являлись Китай (306,1 млн. $), Нидерланды (111,95 млн. $), Франция (98,66 млн. $), Япония (81 млн. $), Бельгия (64,09 млн. $), Испания (44,19 млн. $), Индия (23 млн. $), Дания (23 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет – 58 процентов.

Импортируют в Ямало-Ненецкий автономный округ следующие товарные группы: ядерные реакторы (236,3 млн. $), изделия из черных металлов (31,2 млн. $), электрические машины (9,4 млн. $), стекло (0,96 млн. $) и др. Основными поставщиками продукции в регион являются – Китай (201,2 млн. $), Германия (31,2 млн. $), Италия (28 млн. $), Турция (6,3 млн. $), Франция (2,1 млн. $), Польша (1,8 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте Ямало-Ненецкого автономного округа составляет – 25 процентов.

И проанализируем экспорт Челябинской области. Он представлен следующими товарными группами: черные металлы (225 млн. $), медь и изделия из нее (139 млн. $), продукты переработки овощей (10 млн. $), ядерные реакторы (9 млн. $), соль (7,6 млн. $), продукты неорганической химии (6,7 млн. $), топливо минеральное, нефть (5,8 млн. $) и др. Основные потребители продукции из Челябинской области – Казахстан (78,4 млн. $), Египет (73,9 млн. $), Кувейт (50,6 млн. $), Узбекистан (48,7 млн. $), Нидерланды (29,6 млн. $), Беларусь (26,3 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет – 21 процент.

Импорт в Челябинскую область представлен следующими товарами: руда, шлак, зола (94,5 млн. $), ядерные реакторы (46,9 млн. $), черные металлы (26,3 млн. $), электрические машины и оборудование (14,9 млн. $), средства наземного транспорта (12,4 млн. $), недрагоценные металлы (11,7 млн. $), минеральное топливо, нефть (11,3 млн. $) и др. Основными импортерами в Челябинскую область являются – Казахстан (116 млн. $), Китай (79,9 млн. $), Южная Африка (13,1 млн. $), Италия (10 млн. $), Германия (9,8 млн. $), Узбекистан (6,1 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона составляет – 18 процентов.

Таким образом, была проанализирована внешнеторговая деятельность субъектов Уральского федерального округа. В таблице 2 представлено соотношение доли недружественных стран в экспорте и импорте регионов.

Таблица 2

Доля недружественных стран во внешнеторговой деятельности регионов УрФО по данным от января 2022 г. (%)

Table 2

The share of unfriendly countries in the foreign trade activities of the regions of the Ural Federal District according to data from January 2022


Экспорт
Импорт
Уральский федеральный округ
55,9
45,1
Курганская область
29,8
26
Свердловская область
47
60,7
Тюменская область без АО
42
69,2
Ханты-Мансийский АО
69,8
60
Ямало-Ненецкий АО
58
25
Челябинская область
21
18
Источник: составлено по расчетам автора

Также проанализирована внешнеторговая деятельность федеральных округов Российской Федерации в разрезе торговли с недружественными странами.

Таблица 3

Доля недружественных стран во внешнеторговой деятельности федеральных округов РФ по данным от января 2022 г. (%)

Table 3

The share of unfriendly countries in the foreign trade activities of the federal districts of the Russian Federation as of January 2022

Федеральный округ
Экспорт
Импорт
Уральский федеральный округ
55,9
45,1
Центральный федеральный округ
37,7
32,5
Северо-Западный федеральный округ
55,6
34
Сибирский федеральный округ
59,8
50,7
Дальневосточный федеральный округ
57,5
27,2
Северо-Кавказский федеральный округ
33
84,9
Источник: составлено по расчетам автора

Таким образом, наиболее независимыми от экспорта и импорта недружественных стран оказались Челябинская и Курганская области. А наиболее зависимыми от зарубежного импорта и экспорта оказались – Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Свердловская область.

Наибольшую зависимость от экспорта недружественных стран демонстрирует Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральные округа, наименьшую – Северо-Кавказский и Центральный федеральные округа. Наибольшая зависимость от импорта из недружественных стран обнаружена в Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах, наименьшая – Дальневосточный и Центральный федеральные округа.

Заключение

Таким образом, одной из наиболее пострадавших сфер от введения санкций стала внешнеторговая деятельность. В большинстве федеральных округов доля экспорта в недружественные страны составляет более 50% от совокупного экспорта, доля импорта также высока. В Уральском федеральном округе наибольшую зависимость от экспорта демонстрируют Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, что объяснимо тем, что экспортная специализация данных округов – экспорт нефти и газа, а основные рынки сбыта представлены в ЕС. Наибольшую зависимость от импорта недружественных стран демонстрируют Тюменская и Свердловская области.

Гипотеза исследования подтвердилась, поскольку в случае введения максимально возможных ограничений на внешнеторговую деятельность с недружественными странами, Уральский федеральный округ может потерять более половины объемов совокупного экспорта, и почти 45% совокупного импорта. Для преодоления данной зависимости необходимо развивать внешнеторговые отношения с дружественными странами, в частности входящими в блок БРИКС, странами Южной Африки, Южной Америки, находить новые надежные рынки сбыта, а также наращивать параллельный технологический импорт для развития научно-технологического и инновационного потенциала регионов Уральского федерального округа.


Источники:

1. Сулейманов З.Э. Тенденции изменения внешнеторговой деятельности в развитии национальной экономики // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2022. – № 5-1. – c. 962-964.
2. Линецкий А.Ф. Внешнеторговая деятельность России и субъектов федерации в современных геополитических условиях // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 5 (171). – c. 29-34.
3. Бударина Н. А., Ненадышина С. С. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 6. – c. 7-24.
4. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
5. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономические отношения. – 2017. – № 3. – c. 229-246. – doi: 10.18334/eo.7.3.37803.
6. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 195-214. – doi: 10.18334/eo.12.2.114792.
7. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
8. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
9. Долгов С. И., Савинов Ю. А., Кириллов В. Н., Тарановская Е. В. Возможности противодействия санкциям в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 4. – c. 36-54.
10. Бирюкова Т.И., Веверица Д.М. Санкции против России в перспективе будущего // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 5-1. – c. 108-111.
11. Анализ данных. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.gov.ru/analysis (дата обращения: 12.08.2022 г.).
12. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р (ред. от 23.07.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/#:~:text=Распоряжение%20Правительства%20РФ%20от%2005.03 (дата обращения: 12.08.2022 г.).
13. Как санкции повлияли на внешнюю торговлю России. 10 фактов в инфографике. RTVI. [Электронный ресурс]. URL: https://rtvi.com/stories/kak-sankczii-povliyali-na-vneshnyuyu-torgovlyu-rossii-10-faktov-v-infografike/ (дата обращения: 15.08.2022 г.).
14. Новые санкции: какая доля внешней торговли России попала под ограничения. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/06/2022/6294c5da9a7947c9651b977e (дата обращения: 15.08.2022 г.).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:46:28