Внешнеторговая деятельность Уральского федерального округа в новых мирохозяйственных условиях
Красных С.С.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Красных С.С. Внешнеторговая деятельность Уральского федерального округа в новых мирохозяйственных условиях // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 719-730. – doi: 10.18334/eo.12.4.116425.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50087765
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Данное исследование посвящено оценке внешнеторговой деятельности регионов Уральского федерального округа (УрФО) в новых мирохозяйственных условиях. В настоящее время Российская Федерация находится под санкционным давлением со стороны западных стран, ограничен экспорт нефтепродуктов, древесины, полезных ископаемых и других товарных групп, а также запрещены поставки электроники, микросхем, авиационных комплектующих и других высокотехнологичных товаров в страну. В связи с чем, появляется необходимость оценки влияния данных санкционных ограничений на внешнеторговую деятельность административно-территориальных единиц. В ходе исследования проанализирована внешнеторговая деятельность УрФО, определены основные товарные группы экспорта и импорта, а также доля внешней торговли недружественных стран в данных регионах. Выявлено, что при условии введения максимальных ограничений во внешней торговле с недружественными странами, Уральский федеральный округ может потерять более половины объемов совокупного экспорта, и почти 45% совокупного импорта . Данное исследование может быть интересно органам власти для реализации государственных программ, направленных на поддержание экономики в условиях санкционных ограничений
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, Уральский федеральный округ, регионы, санкционные ограничения, недружественные страны
Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2022 год
JEL-классификация: R12, F14, F51
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что внешнеэкономическая деятельность является драйвером развития экономики регионов, а текущие беспрецедентные условия, в виде пандемии коронавируса и санкционных ограничений, введенных странами Европейского союза и США, наносят значительные ограничения на внешнеторговую деятельность регионов.
Тема исследования внешнеторговой деятельности регионов в современных геополитических условиях достаточно актуальна, так, Сулейманов З.Э., отмечает, что в настоящее время формируется новая система внешнеторговых отношений, и для того, чтобы найти свое место в международном разделении труда, необходима соответствующая стратегия развития государства [1, с. 964]. Линецкий А.Ф., отмечает, что в условиях санкционного давления зарубежных стран, активизируется переориентация внешней торговли России на государства ближнего зарубежья [2, с. 33]. В исследовании «Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития» одной из мер по развитию внешнеторговой деятельности в текущих геополитических условиях выступают меры по упрощению процедур торговли [3, с. 13]. В научной работе «О пагубных последствиях антироссийских санкций» авторы делают вывод, что из-за антироссийских санкций, выйти на темпы экономического роста, превышающие мировые практические невозможно [4, с. 2816]. Исследователи отмечают, что в условиях санкционных ограничений необходима поддержка конкурентоспособности производителей, ориентация государства к снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности [5, с.242], поддержке малого предпринимательства и самозанятости, увеличения объема инвестиций в отечественные компании [6, с. 209], а также существует необходимость в изменении способов обеспечения экономический безопасности и институтов, которые должны составлять единую систему [7, с. 1678].
Отмечается, что данная санкционная политика зарубежных стран по отношению к России проводит к серьезной переориентации в мировой экономике [8].
Отдельно, отмечаются последствия для зарубежных стран от введения санкций в отношении России, например, осложняется экономическая ситуация и растет социальная напряженность [9], оказывается негативное влияние на финансовые рынки [10] и др.
Таким образом, тема исследования внешнеторговой деятельности регионов в условиях санкционных ограничений достаточно актуальна, но стоит отметить, что в настоящее время не представлены исследования, анализирующие данную проблему в региональном аспекте, что подчеркивает значимость этой работы.
В связи с чем, целью данного исследования является анализ внешнеторговой деятельности регионов Уральского федерального округа, с целью оценки потенциального ущерба от введения санкций недружественными странами.
В данном исследовании предлагается следующая гипотеза: санкционные ограничения способны оказать значительное негативное влияние на внешнеторговую деятельность Уральского федерального округа.
Для реализации данной цели, а также верификации гипотезы были использованы методы систематизации данных и сравнительного анализа внешнеторговой деятельности Уральского федерального округа.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем: определена доля недружественных стран в экспорте и импорте УрФО, а также остальных федеральных округов; выявлена зависимость субъектов УрФО и других федеральных округов от внешнеторговой деятельности недружественных стран и определены пути преодоления данной зависимости.
Внешнеторговая деятельность УрФО
Ввиду ограничений Федеральной таможенной службы на предоставление внешнеторговой статистики за 2022 год, сложно оценить реальные масштабы изменения внешнеторговой динамики Уральского федерального округа в условиях введения санкционных ограничений, поэтому будут анализироваться последние доступные данные за январь 2022 года.
В таблице 1 представлена внешнеторговая динамика УрФО за период с января 2021 года по январь 2022 г.
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота УрФО за период с января 2021 по январь 2022 г [11]
Table 1
Dynamics of foreign trade turnover of the Ural Federal District for the period from January 2021 to January 2022 [11]
|
Экспорт
(млн. $)
|
Динамика
|
Импорт
(млн. $)
|
Динамика
| ||
01.2021
|
01.2022
|
%
|
01.2021
|
01.2022
|
%
| |
РФ
|
26979,5
|
45842,6
|
169,9
|
16834,0
|
23324,6
|
138,6
|
УрФО
|
2487,26
|
2492,1
|
100,2
|
619,8
|
1
412,4
|
227,9
|
Курганская
область
|
6,41
|
11,18
|
174,4
|
7,1
|
6,6
|
93,0
|
Свердловская
область
|
545,07
|
564,28
|
103,5
|
316,5
|
766,9
|
242,3
|
Тюменская
область
|
14,95
|
170,5
|
1140,5
|
58,0
|
51,9
|
89,5
|
ХМАО
|
1064,83
|
1760,77
|
165,4
|
11,5
|
21,0
|
182,6
|
ЯНАО
|
401,86
|
785,94
|
195,6
|
4,3
|
281,3
|
6541,9
|
Челябинская
область
|
454,14
|
462,1
|
101,8
|
222,4
|
284,7
|
128,0
|
Динамика экспорта и импорта как в масштабах страны, так и в разрезе субъектов федерального округа демонстрирует положительную динамику, за исключением снижения объемов импорта в Тюменской и Курганской областях. Данные цифры позволяют заключить, что на начало 2022 года страна вышла из коронавирусного кризиса, и показатели внешней торговли значительно превысили аналогичные показатели в период максимальных коронавирусных ограничений, который пришелся на 2020-2021 гг.
Проанализируем основные товарные группы, задействованные в экспорте и импорте Уральского федерального округа на январь 2022 г. Для дальнейших оценок были использованы данные таможенной статистики внешней торговли РФ, полученные на сайте Федеральной таможенной службы [11].
В экспорте округа доминирует нефть, минеральное топливо и продукты их перегонки – 67% от совокупного экспорта, черные металлы – 12 процентов, медь – 5 процентов, пластмасса – 4 процента, продукты из неорганической химии – 1 процент, остальные товарные группы – менее одного процента от совокупного экспорта. На январь 2022 года основными потребителями продукции, произведенной в УрФО являются: Китай (861 млн. $), Нидерланды (571,33 млн. $), Германия (337,33 млн. $), Финляндия (150,43 млн. $), Япония (146,26 млн. $), Казахстан (131,5 млн. $), Литва (121,03 млн. $), Польша (119,26 млн. $), Франция (109,44 млн. $), Бельгия (100,8 млн. $), Соединенные штаты (100,69 млн. $) и Италия (97 млн. $). Данные страны в совокупности занимают более 75% от общего экспорта округа. Из вышеперечисленных стран дружественными можно назвать только Китай и Казахстан на которые приходится 26% от совокупного экспорта.
В импорте федерального округа преобладают следующие товарные группы: ядерные реакторы и оборудование – 26 процентов от совокупного импорта; суда, лодки – 24 процента; черные металлы и изделия из них – 8 процентов; руды – 7 процентов; электрические машины и оборудование – 5 процентов; медь и изделия из нее – 3 процента; продукты из неорганической химии – 2 процента от совокупного импорта. Основными импортерами являются: Китай (438,73 млн. $), Корея (363,89 млн. $), Казахстан (220,71 млн. $), Германия (84 млн. $), Италия (47,89 млн. $), Соединенные штаты (26,51 млн. $), Франция (26,47 млн. $), Беларусь (16,74 млн. $), Южная Африка (16,65 млн. $), Турция (13,57 млн. $), Япония (13,21 млн. $). Среди импортеров продукции значительно больше дружественных стран, совокупный импорт которых составляет более 54%.
В соответствии с распоряжением Правительства от 05.03.2022 № 430-р в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия включены: Австралия, Албания, Андорра, Багамские Острова, Великобритания, Государства - члены Европейского союза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Тайвань, Украина, Черногория, Швейцария, Япония [12].
В частности, данные страны ввели ограничения на следующие товарные группы Российского экспорта – нефть, нефтепродукты, газ, алмазы, уголь, железо и сталь, морепродукты, алкоголь, непромышленные алмазы, древесина, золото и др [13].
А также ограничили импорт в Россию следующих товаров – самолеты, авиационные компоненты, товары двойного назначения, товары роскоши, военную продукцию, оборудование для нефтепереработки, высокотехнологичную продукцию, полупроводников, чипов, микросхем, глинозема, алюминиевых руд, грузовые автомобили и др [14].
Проанализируем основные товарные группы, задействованные в экспорте и импорте субъектов Уральского федерального округа за январь 2020 г.
В экспорте Курганской области преобладают ядерные реакторы, котлы (3,17 млн. $), средства наземного транспорта (2,9 млн. $), электрические машины и оборудование (2,28 млн. $). Основные рынки сбыта – Узбекистан (2,98 млн. $), США (2,77 млн. $), Кыргызстан (2,27 млн. $), Казахстан (1,6 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет менее 30 процентов.
В импорте региона доминируют поставки органической химии (3,22 млн. $), ядерные реакторы (1,7 млн. $), съедобные фрукты (0,23 млн. $) и др. Основные импортеры – Китай (3,68 млн. $), Германия (1,13 млн. $), Казахстан (0,48 млн. $), Корея (0,21 млн. $), Беларусь (0,16 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона составляет 26 процентов.
Экспорт Свердловской области представлен следующими товарами: черные металлы (240,8 млн. $), медь и изделия из нее (86,01 млн. $), продукты неорганической химии (48,25 млн. $), недрагоценные металлы (33 млн. $), изделия из черных металлов (22 млн. $), древесина (20 млн. $), алюминий и изделия из него (14 млн. $), руда (12,2 млн. $), ядерные реакторы (11 млн. $) и др. Свердловская область поставляет продукцию в следующие страны: Китай (54,9 млн. $), Казахстан (46,5 млн. $), Соединенные штаты (39,4 млн. $), Турция (38,3 млн. $), Великобритания (37 млн. $), Корея (36,2 млн. $), Италия (28,7 млн. $), Греция (28,7 млн. $), Узбекистан (21,5), Германия (20 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет около 47 процентов.
Импортируют в Свердловскую область следующие товары: суда, лодки (348 млн. $), ядерные реакторы, котлы (68,8 млн. $), электрические машины и оборудование (40,5 млн. $), медь и изделия из них (38,9 млн. $), черные металлы (36,4 млн. $), продукты неорганической химии (32 млн. $), пластмассы (19 млн. $), руды (17 млн. млн. $) и др. Основными поставщиками зарубежных товаров являются: Корея (353,4 млн. $), Китай (139,4 млн. $), Казахстан (101 млн. $), Германия (22 млн. $), Франция (14,6 млн. $), Соединенные штаты (14,3 млн. $), Япония (11,48 млн. $), Беларусь (11,1 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона – более 60 процентов.
Тюменская область экспортирует пластмассы (140,29 млн. $), органические химические соединения (13,24 млн. $), электрические машины и оборудование (4,55 млн. $), древесина (3,19 млн. $), черные металлы (2,17 млн. $), ядерные реакторы (1,25 млн. $) и др. Среди потребителей продукции из Тюменской области преобладают следующие страны: Бельгия (30,8 млн. $), Турция (28,5 млн. $), Китай (28 млн. $), Польша (25,7 млн. $), Вьетнам (7,9 млн. $), Италия (7,7 млн. $), Южная Африка (4,7 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона – 42 %.
Поставляют в Тюменскую область следующие товары: ядерные реакторы (14 млн. $), минеральное топливо (11 млн. $), органические химические соединения (4,3 млн. $), черные металлы (3,8 млн. $), прочие химические продукты (3,6 млн. $), электрические машины (3,64 млн. $), пластмассы (2 млн. $) и др. Основными импортерами в Тюменскую область являются – Германия (17,8 млн. $), Китай (9,5 млн. $), Франция (5,3 млн. $), Соединенные штаты (4,2 млн. $), Казахстан (2,8 млн. $), Украина (1,7 млн. $), Бельгия (1,3 млн. $), Корея (1,19), Беларусь (1,17 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона – более 69 процентов.
В экспорте Ханты-Мансийского автономного округа преобладают: минеральное топливо, нефть (1747 млн. $), древесина и изделия из нее (5,9 млн. $), прочие товары (3,3 млн. $), изделия из черных металлов (1,4 млн. $) и др. Основными потребителями данной продукции являются: Китай (469,4 млн. $), Нидерланды (419,9 млн. $), Германия (309,6 млн. $), Финляндия (134 млн. $), Литва (118 млн. $), Польша (77,4 млн. $), Италия (59,4 млн. $), Япония (57 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте Ханты-Мансийского автономного округа составляет – 69,8 процентов.
Импорт Ханты-Мансийского автономного округа представлен следующими товарными группами: ядерные реакторы, котлы (11,55 млн. $), электрические машины и оборудование (1,93 млн. $), средства наземного транспорта (1,31 млн. $), пластмассы (1,16 млн. $) и др. Основными поставщиками данной продукции являлись: Республика Корея (6,61 млн. $), Китай (4,92 млн. $), Соединенные штаты (4,77 млн. $), Беларусь (1,64 млн. $), Узбекистан (1,15 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона составляет – 60 процентов.
Экспорт Ямало-Ненецкого автономного округа представлен продукцией минерального топлива, нефти, газа (785,8 млн. $), остальные товарные группы экспорта крайне низки. Основными потребителями минерального топлива, нефти и газа из Ямало-Ненецкого автономного округа являлись Китай (306,1 млн. $), Нидерланды (111,95 млн. $), Франция (98,66 млн. $), Япония (81 млн. $), Бельгия (64,09 млн. $), Испания (44,19 млн. $), Индия (23 млн. $), Дания (23 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет – 58 процентов.
Импортируют в Ямало-Ненецкий автономный округ следующие товарные группы: ядерные реакторы (236,3 млн. $), изделия из черных металлов (31,2 млн. $), электрические машины (9,4 млн. $), стекло (0,96 млн. $) и др. Основными поставщиками продукции в регион являются – Китай (201,2 млн. $), Германия (31,2 млн. $), Италия (28 млн. $), Турция (6,3 млн. $), Франция (2,1 млн. $), Польша (1,8 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте Ямало-Ненецкого автономного округа составляет – 25 процентов.
И проанализируем экспорт Челябинской области. Он представлен следующими товарными группами: черные металлы (225 млн. $), медь и изделия из нее (139 млн. $), продукты переработки овощей (10 млн. $), ядерные реакторы (9 млн. $), соль (7,6 млн. $), продукты неорганической химии (6,7 млн. $), топливо минеральное, нефть (5,8 млн. $) и др. Основные потребители продукции из Челябинской области – Казахстан (78,4 млн. $), Египет (73,9 млн. $), Кувейт (50,6 млн. $), Узбекистан (48,7 млн. $), Нидерланды (29,6 млн. $), Беларусь (26,3 млн. $) и др. Доля недружественных стран в экспорте региона составляет – 21 процент.
Импорт в Челябинскую область представлен следующими товарами: руда, шлак, зола (94,5 млн. $), ядерные реакторы (46,9 млн. $), черные металлы (26,3 млн. $), электрические машины и оборудование (14,9 млн. $), средства наземного транспорта (12,4 млн. $), недрагоценные металлы (11,7 млн. $), минеральное топливо, нефть (11,3 млн. $) и др. Основными импортерами в Челябинскую область являются – Казахстан (116 млн. $), Китай (79,9 млн. $), Южная Африка (13,1 млн. $), Италия (10 млн. $), Германия (9,8 млн. $), Узбекистан (6,1 млн. $) и др. Доля недружественных стран в импорте региона составляет – 18 процентов.
Таким образом, была проанализирована внешнеторговая деятельность субъектов Уральского федерального округа. В таблице 2 представлено соотношение доли недружественных стран в экспорте и импорте регионов.
Таблица 2
Доля недружественных стран во внешнеторговой деятельности регионов УрФО по данным от января 2022 г. (%)
Table 2
The share of unfriendly countries in the foreign trade activities of the regions of the Ural Federal District according to data from January 2022
|
Экспорт
|
Импорт
|
Уральский федеральный округ
|
55,9
|
45,1
|
Курганская область
|
29,8
|
26
|
Свердловская область
|
47
|
60,7
|
Тюменская область без АО
|
42
|
69,2
|
Ханты-Мансийский АО
|
69,8
|
60
|
Ямало-Ненецкий АО
|
58
|
25
|
Челябинская область
|
21
|
18
|
Также проанализирована внешнеторговая деятельность федеральных округов Российской Федерации в разрезе торговли с недружественными странами.
Таблица 3
Доля недружественных стран во внешнеторговой деятельности федеральных округов РФ по данным от января 2022 г. (%)
Table 3
The share of unfriendly countries in the foreign trade activities of the federal districts of the Russian Federation as of January 2022
Федеральный округ
|
Экспорт
|
Импорт
|
Уральский федеральный округ
|
55,9
|
45,1
|
Центральный федеральный округ
|
37,7
|
32,5
|
Северо-Западный федеральный округ
|
55,6
|
34
|
Сибирский федеральный округ
|
59,8
|
50,7
|
Дальневосточный федеральный округ
|
57,5
|
27,2
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
33
|
84,9
|
Таким образом, наиболее независимыми от экспорта и импорта недружественных стран оказались Челябинская и Курганская области. А наиболее зависимыми от зарубежного импорта и экспорта оказались – Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Свердловская область.
Наибольшую зависимость от экспорта недружественных стран демонстрирует Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральные округа, наименьшую – Северо-Кавказский и Центральный федеральные округа. Наибольшая зависимость от импорта из недружественных стран обнаружена в Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах, наименьшая – Дальневосточный и Центральный федеральные округа.
Заключение
Таким образом, одной из наиболее пострадавших сфер от введения санкций стала внешнеторговая деятельность. В большинстве федеральных округов доля экспорта в недружественные страны составляет более 50% от совокупного экспорта, доля импорта также высока. В Уральском федеральном округе наибольшую зависимость от экспорта демонстрируют Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, что объяснимо тем, что экспортная специализация данных округов – экспорт нефти и газа, а основные рынки сбыта представлены в ЕС. Наибольшую зависимость от импорта недружественных стран демонстрируют Тюменская и Свердловская области.
Гипотеза исследования подтвердилась, поскольку в случае введения максимально возможных ограничений на внешнеторговую деятельность с недружественными странами, Уральский федеральный округ может потерять более половины объемов совокупного экспорта, и почти 45% совокупного импорта. Для преодоления данной зависимости необходимо развивать внешнеторговые отношения с дружественными странами, в частности входящими в блок БРИКС, странами Южной Африки, Южной Америки, находить новые надежные рынки сбыта, а также наращивать параллельный технологический импорт для развития научно-технологического и инновационного потенциала регионов Уральского федерального округа.
Источники:
2. Линецкий А.Ф. Внешнеторговая деятельность России и субъектов федерации в современных геополитических условиях // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 5 (171). – c. 29-34.
3. Бударина Н. А., Ненадышина С. С. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 6. – c. 7-24.
4. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
5. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономические отношения. – 2017. – № 3. – c. 229-246. – doi: 10.18334/eo.7.3.37803.
6. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 195-214. – doi: 10.18334/eo.12.2.114792.
7. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
8. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
9. Долгов С. И., Савинов Ю. А., Кириллов В. Н., Тарановская Е. В. Возможности противодействия санкциям в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 4. – c. 36-54.
10. Бирюкова Т.И., Веверица Д.М. Санкции против России в перспективе будущего // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 5-1. – c. 108-111.
11. Анализ данных. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.gov.ru/analysis (дата обращения: 12.08.2022 г.).
12. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р (ред. от 23.07.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/#:~:text=Распоряжение%20Правительства%20РФ%20от%2005.03 (дата обращения: 12.08.2022 г.).
13. Как санкции повлияли на внешнюю торговлю России. 10 фактов в инфографике. RTVI. [Электронный ресурс]. URL: https://rtvi.com/stories/kak-sankczii-povliyali-na-vneshnyuyu-torgovlyu-rossii-10-faktov-v-infografike/ (дата обращения: 15.08.2022 г.).
14. Новые санкции: какая доля внешней торговли России попала под ограничения. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/06/2022/6294c5da9a7947c9651b977e (дата обращения: 15.08.2022 г.).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:46:28