Анализ специфики маркетинговой деятельности в фитнес-индустрии

Иванова Ю.О.1, Ермакова В.Д.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898212

Аннотация:
В работе рассматриваются виды и способы осуществления маркетинговой деятельности спортивными организациями, а также специфика маркетинговой деятельности в фитнес-индустрии.

Ключевые слова: спорт, спортивная индустрия, фитнес, фитнес-клуб, маркетинг, маркетинговая деятельность

JEL-классификация: L83, M30, M31, Z20



В современном мире успешная маркетинговая деятельность фитнес клубов приносит им большую долю успеха. Вопросами спортивного маркетинга занимались Панферов Д.Д., Аверин А.В. [7, 8], Белякова М.Ю., Гуслистый С.А. [3], Иванова Ю.О., Агафонова Ю.В. [5]. Фитнес-индустрия исследовалась в научных трудах Ащеулова А.В., Тютюнникова А.С., Черниковой В.Е. Меговорян Е.А. [1, 2].

Эффективная организация маркетинговой деятельности в фитнес-клубе напрямую влияет на уровень прибыли. Поскольку основным источником прибыли фитнес-индустрии является продажа абонементов- маркетинговая деятельность находится в центре внимания каждого руководителя.

Перед тем, как перейти к определениям специфики маркетинговой деятельности в фитнес-индустрии, нужно дать определение понятию «фитнес».

Слово «фитнес» от английского глагола «to fit»- что значит соответствовать, следовать, быть в хорошей форме. Как утверждает В.Е. Бориклевич, по своему прямому назначению «фитнес» ближе привычному всем значению «физическая культура» [4]. Однако многие научные деятели и работники фитнес-индустрии под фитнесом понимают определенный склад жизни, ведь фитнес сегодня стал модной тенденцией и большинство рассматривают фитнес не как занятие физической культурой в свободное время и не только для поддержания здоровья, а как способ отвлечься от повседневной рутины, способ завести новые знакомства, способ избавиться от своих комплексов, в конце концов многие люди хотят быть в тренде и «дружить» с фитнесом. Фитнес сегодня связывает людей разных полов, возрастов, взглядов, интересов.

Подытоживая, определение понятию «фитнес» можно сформулировать следующим образом. Фитнес – это физкультурная деятельность, направленная на поддержание здоровья, эмоциональное состояние и благополучно влияющая на жизнь населения в целом.

Переходя к специфике маркетинговой деятельности в фитнес-индустрии, хотелось бы обратиться к марктеинг-миксу, о котором говорилось выше, чтобы рассмотреть основные тенденции развития, присущие данной индустрии. Называют «маркетинг-микс» комплексом «4P», который состоит из четырех пунктов- product, price, place, promotion.

Product

Постоянно растущий спрос на фитнес-услуги побуждает предпринимателей открывать все больше фитнес-клубов, но уже нового формата, которые будут актуальны и интересны новой, в том числе молодой аудитории.

1. Фитнес студии узких направлений;

Примером здесь может служить международная сеть студий растяжки и фитнеса «Topstretching». Тренировки в небольших группах до 15 человек. Студия ввела 3 авторских направления- Школа гибкости и растяжки, Aerostretching, функциональный тренинг [6].

2. Персональные тренировки;

Персональные тренировки привлекают потребителей своей эффективностью в сравнении с групповым тренингом. Они сопровождаются с индивидуальным подбором упражнений и программ тренировок.

3. Занятия для пожилых людей.

Все люди хотят поддерживать себя в форме, в независимости от возраста. Занятия для пожилых людей очень актуальное направления сейчас. Следовательно, наличие в фитнес-клубе группы для возрастных людей является огромным преимуществом и пользуется спросом. Будь это легкая растяжка, занятие в бассейне или сайкл-группы.

4. Приложения фитнес-клуба с онлайн тренировками.

Онлайн-тренировки являются одним из самых перспективных направлений сегодня. Поскольку не все люди в городской суете с кучей дел успевают дойти до фитнес-клуба. Наличие приложения с онлайн тренировки с профессиональным тренером является актуальным и интересным предложением.

5. Фитнес группы для похудения.

Наличие программ для похудения растет с каждым годом, поскольку пользуется спросом. В данном направлении актуальны высокоинтенсивные короткие тренировки по 20–30 минут, которые также тренирует выносливость.

Price

Ценообразование на рынке фитнес-услуг является достаточно разнообразным, поскольку основным фактором конкурентоспособности в данном сегменте является цена.

При открытии фитнес-клуба цена и ценовой класс клуба лежит в основе планирования бизнеса. Будь это эконом класс, бизнес или премиум.

Поскольку в данной отрасли абонементы являются основным источником продаж, важно произвести хорошее впечатление на потребителя, заинтересовать его, тем самым стимулировав купить абонемент. Также данный рынок отличается цикличностью спроса на их деятельность, значит есть смысл гибкого ценообразования, а не фиксированного.

Также, можно выделить три основные группы формирования цен в фитнес клубах:

1. Абонементы на длительный срок, чаще всего фитнес-клубы предлагают 6,9 и 12 месяцев посещения.

2. Продажа разовых посещений.

3. Абонемент, который содержит определенное количество дней посещения, или же посещения в конкретные дни и в конкретное время. Например, во многих клубах продаются абонементы для работающих посетителей и время их посещения утреннее, ведь им не актуально иметь абонемент н вес день и переплачивать за него.

Place

Место является важным критерием в фитнес-индустрии, поскольку он определяет доступность предложения для потребителя.

Чаще всего фитнес-клубы располагаются в торговых центрах, в бизнес-центрах, отелях и в отдельно стоящих зданиях.

Также можно выделить некоторые критерии, которыми руководствуются владельцы при выборе места для фитнес-клуба:

1. Проходимость клиентов;

Клиентопоток является ключевым значением, поскольку определяет спрос на услуги клуба.

2. Цена за аренду помещения или здания;

Определяет одну из основных строк расходов фитнес-клуба и играет ключевую роль. Например, площадь помещения определяет дальнейшее количество клиентопотока.

3. Выбор района под свой ценовой сегмент;

Поскольку разные районы имеют различия в доходах, в образе жизни и предпочтениях. Владельцам фитнес-клубов следует учитывать этот фактор при открытии фитнес клуба как эконом, бизнес или премиум класса.

Promotion

Продвижение продукта в макретинг-миксе – это комплекс мероприятий, которые непосредственно занимаются привлечением потенциальных клиентов. Целью продвижения является знакомство потребителя с предлагаемым товаром, предоставление информации о его полезности, дабы сформировать у потенциального покупателя потребность купить товар или услугу.

Также, говоря о способах продвижения услуг в фитнес-индустрии, стоит учесть важность дальнейшего удержания клиентов.

В современном мире есть множество маркетинговых способов привлечения и удержания клиентов на рынке фитнес услуг.

Далее будут рассмотрены основные инструменты привлечения клиентов фитнес-услуг.

· Различная реклама;

Существует несколько разновидностей рекламных способов:

- Реклама в социальных сетях;

- Реклама и упоминания в СМИ;

- Наружная реклама вблизи клуба;

- Реклама на общественном наземном транспорте;

-Внутренняя реклама.

Следует учитывать, что такая реклама должна быть хорошо оформлена и привлекать глаз потребителя.

· Акции и спец предложения;

Для фитнес-индустрии особенно популярно проведение акций и спец предложений. Например, скидка на второй абонемент, спец предложения в преддверии Нового года, скидки студентам при предъявлении студенческого билета.

· Собственный сайт и приложение;

Сайт и приложение является платформой, где клиенты смогут найти всю нужную и актуальную информацию- акции, время работы, расписание тренировок, информацию о тренерах и их квалификации и заслуги, предстоящие мероприятия фитнес клуба. Также, в век технологий, клиентам было бы удобно записываться на персональные и групповые тренировки через приложение, которое в свою очередь адаптировано для их телефона или планшета.

· Современная реклама в социальных сетях;

В настоящее время именно в социальных сетях находится наибольшее число потенциальных потребителей. Поскольку в последнее время реклама в социальных сетях не ограничивается просто постами, можно делать развлекательные ролики, интерактивные посты в популярных в России сетях- «Вконтакте», «YouTube Shorts», «Telegram». Также возможно сотрудничество в популярными Российскими блогерами, например, интегрировать их в одну из тренировок, проводить челенджи. Тем самым завлекая молодую аудиторию.

Далее будут рассмотрены основные инструменты удержания клиентов на рынке фитнес-услуг.

· Произвести хорошее первое впечатление;

Для фитнес-клуба важно, чтобы при пробном первом или гостевом визите на клиента было произведено хорошее впечатление. Ведь именно от этого зависит вернется ли человек вновь и купит ли длительный абонемент. Также первое впечатление играет роль, на то расскажет и порекомендует ли клиент данный фитнес-клуб своим знакомым и друзьям.

· Сайт;

Можно сказать, что сайт отражает саму деятельность фитнес-клуба. Важно чтобы он был удобным и функциональным, как я уже говорила выше.

· Профессиональные тренеры;

Для некоторых клиентов фитнес-кубов особенно важно заниматься под руководством высоко квалифицированного тренера и многие ставят в приоритет перед выбором клуба именно этот фактор. Клиентам важны заслуги, опыт, профессионализм.

· Индивидуальный подход;

В современном мире клиенту важен персональный подход, который определит его значимость для клуба. Поскольку будут учитываться его интересы, желания, личные качества.

Проанализировав особенности маркетинговой деятельности в фитнес-индустрии, можно сделать вывод, что в настоящее время маркетинг играет важную роль в фитнес-индустрии, а также способствует привлечению и удержанию новых клиентов.

В данной работе были проанализированы теоретические основы маркетинговой деятельности фитнес-клуба. Это позволило сделать несколько выводов: маркетинг в спорте играет важную роль, способствует успешной работе организации и ее продвижению в индустрии спорта, именно благодаря спортивному маркетингу организация находит и решает большинство проблем, а также успешно продвигает свой продукт или услугу. Модель «4P», которую подробно рассмотрели выше, позволяет спортивным организациям привлечь новых клиентов, познакомить их со своим продуктом, увеличить в дальнейшем прибыль, найти свою целевую аудиторию.


Источники:

1. Ащеулов А.В., Меговорян Е.А. Мероприятия по управлению предпринимательскими рисками в организациях фитнес-индустрии на случай пандемии // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1875-1886. – doi: 10.18334/ce.14.8.110754.
2. Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Черникова В.Е. Особенности управления персоналом в фитнес-индустрии // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1195-1202. – doi: 10.18334/et.5.4.39688.
3. Белякова М.Ю., Гуслистый С.А. Имидж как часть спортивного маркетинга // Экономика и управление в спорте. – 2022. – № 1. – c. 25-48. – doi: 10.18334/sport.2.1.119796.
4. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «Фитнесс» // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2.
5. Иванова Ю.О., Агафонова Ю.В. Специфика маркетингового продвижения спортивных организаций // Экономика и управление в спорте. – 2021. – № 4. – doi: 10.18334/sport.1.4.119899.
6. Официальный сайт студии фитнеса «Topstretching». [Электронный ресурс]. URL: https://topstretching.com/.
7. Панферов Д.Д., Аверин А.В. Маркетинговые стратегии футбольных клубов // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1847-1862. – doi: 10.18334/ce.14.8.110717.
8. Panferov D.D., Averin A.V. Marketing strategies of football clubs // Экономика и управление в спорте. – 2021. – № 1. – p. 29-40. – doi: 10.18334/sport.1.1.119688.

Страница обновлена: 25.11.2024 в 22:54:43