Оценка вклада региона в реализацию национальных проектов
Ваганов В.В.1, Майоров А.А.1
1 Счётная палата Оренбургской области
Скачать PDF | Загрузок: 26
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667604
Аннотация:
В статье на основе мониторинга, анализа, синтеза статистических и экономических данных, методов логического анализа практик межбюджетного финансирования, а также путём обобщения, сравнительного и хронологического анализа финансового обеспечения динамики изменения объёмов и ритмичности финансирования национальных проектов дана оценка исполнения приоритетных, региональных проектов Оренбургской области, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов за 2023 год. Представлен годичный анализ уровня финансирования национальных проектов как в целом по Российской Федерации, так и по Приволжскому федеральному округу, в частности. Определено место Оренбургской области по состоянию на 31.12.2023 г. по уровню бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий в рамках реализации национальных и федеральных проектов. Предложены показатели по выполнению национальных проектов, направленных на социально-экономическое развитие территории на последующие годы.
Ключевые слова: финансирование национальных проектов, электронный бюджет, межбюджетный трансферт, реализация региональных проектов, цифровая экономика, экономический рост
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58
Введение
В России национальные государственные программы являются фундаментом развития общества, жизнеобеспечения и безопасности страны. Национальные проекты (далее нацпроекты) находятся в постоянном движении. Укомплектовываются и расширяются вводом новых задач и целей, обеспечивая направления развития всех сфер социальной и экономической жизни и затрагивая при этом интересы каждого российского гражданина от момента рождения чем и объясняется актуальность исследования нацпроектов и выбранной темы.
Целью исследования послужила необходимость осуществления оперативной оценки хода реализации нацпроектов и управления общественными финансами в Оренбургской области и также востребованность анализа структуры и динамики исполнения приоритетных, региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов, за 2023 год и параметров финансового обеспечения региональных программ в разрезе источников, структуры программ с учётом видов расходов на отдельно взятой региональной территории.
На протяжении последних двух десятилетий в научном сообществе, в средствах массовой информации и на всех уровнях власти широко обсуждаются вопросы реализации национальных проектов в разных сферах их применения. Утверждаются, разрабатываются и обсуждаются перспективные, экономически выгодные социально значимые направления, параметры проектов, их исполнители, формы, виды, обоснования финансового обеспечения. Вместе с тем, разработанность данной тематики в силу стремительности перемен, успешности либо неуспешности вводимых нацпроектов, смены приоритетов развития и изменяющихся социальных, демографических, военно - политических условий имеет научные пробелы и в краткосрочной перспективе не может быть завершена. Государственные и региональные программы как по форме так по содержанию, а также планируемым показателям, целям это длящийся, развивающийся, системно обновляемый процесс. Он требует постоянного профессионального мониторинга, экономико-правового, бюджетно-налогового анализа, обобщения глубины решаемых проблем, поэтапного изучения объектов, субъектов финансирования. К тому же реализация национальных проектов нерешаема без системного совершенствования правовых актов.
Происходящий процесс внедрения нацпроектов в жизнь требует наблюдения, корректировки, согласования стратегии развития при вводе новых нацпроектов, обоснования финансово-экономических планов на уровне федерации и регионов с учётом уровней социальной напряжённости, льготирования инвестиционной деятельности, масштабности, климатических, географических и иных особенностей каждой отдельно взятой территории Российской Федерации.
Опыт зарубежных стран в реализации нацпроектов во многом идентичен российскому, и также базируется на учёте внутренней специфики каждого отдельно взятого региона, так, например, по мнению Шэннань, Сун [1. с.87-93]в Китае «обеспечение инфраструктуры и увеличение числа рабочих мест путём развития отраслей происходит в наиболее неблагополучных районах».
Зарубежные учёные Темизель М., Гёксу [2 с. 470-487] полагают, что в Турции реализация проектов, происходит также по российскому типу, с учётом стратегического взаимного национального и регионального планирования стабилизирующего ситуацию разными мерами на каждой отдельно взятой территории страны и в этом усматривается взаимосвязь между рациональным развитием, региональным развитием и местным развитием.
Небольшой экскурс в российскую историю доказывает верность этих выводов уже потому, что в России начало федеральным программам было положено 28 лет назад в 1996 году и послужило образцом и примером подражания для других стран. В 2002 году действующие федеральные программы усилили целевыми, социальными направлениями, связанными с развитием села, обеспечением населения жильём, внедрением в жизнь информационных технологий и т.д. С учётом низкого экономического эффекта от реализации задач в 2010 году все ранее созданные федеральные целевые программы преобразовали в приоритетные национальные проекты «Жильё», «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК» [3. с.74-86.].
7 мая 2018 года, Президент РФ подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которым правительству РФ была поставлена задача достижения девяти национальных целей развития страны, в их числе обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, вхождения РФ в число 5 крупнейших экономик мира, перехода к темпам экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности [4].
Начиная с 2021 года в Российской Федерации по ряду направлений работает 13 самостоятельных нацпроектов, целью которых является формирование устойчивого экономического, социального, комплексного развития государства, обеспечивающего комфортную среду для жизни, экономический рост и человеческий капитал. Аналогична схема региональных проектов на местах, (по каждой группе нацпроектов) с отличиями по объёмам федерального и регионального финансирования.
Летом 2020г. в день инаугурации Президент РФ Путин В.В. подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Целями провозглашались здоровье и благополучие людей, сохранение населения, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация [5].
29 февраля 2024 года в послании Федеральному собранию Президент РФ объявил о запуске пяти новых нацпроектов «Семья», «Молодежь России», «Кадры», «Продолжительная и активная жизнь» и «Экономика данных» [6, 7].
Здесь уместно привести авторскую трактовку национальных проектов, данную исследователем С.В. Ильченко [8. с.1-8] «Нацпроекты — это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определённом этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный результат», которую очень верно дополняет определение данное В.Р. Моргун и П.В. Водясовым [9. с.15].«Нацпроекты – новая институциональная форма развития социальной устойчивости».
Таким образом, обобщая всё вышеизложенное приходим к выводу, что нацпроекты можно трактовать как государственные инструменты по выполнению задач социально-экономического развития территории. При этом условием выполнения этих задач для исполнителей нацпроектов является выведение приоритетных отраслей на новый, более совершенный уровень развития, отвечающий потребностям общества и реалиям сегодняшнего дня.
Нацпроекты сочетают формы их организации с программным подходом, двигающим инфраструктурные институты и финансовые инструменты в русло решения поставленных задач. Между тем, как верно заметил Меха В.А. [10 с.107-112] правовое регулирование, в части новых нацпроектов бывает неэффективно, в своей научной работе он чётко указал, что «Правовые основы реализации национальных проектов в Российской Федерации недостаточно проработаны, о чем свидетельствуют проблемы с привлечением инвестиций, сложности с исполнением государственных заказов, срывы сроков реализации нацпроектов. Национальные проекты зачастую остаются в политической, властно-управленческой сфере и не получают правовых форм».
И с этим нельзя не согласится, тако безусловной необходимости увеличения правового, экономического потенциала и тем самым обеспечения независимости России (в условиях экономических санкций, трансформации финансовой системы, отключения российских банков от электронной платежной системы SWIFT и т.д.) посредством стратегии повышения эффективности управления национальными проектами в экономике, энергетике, в продовольствии, образовании, здравоохранении, в сфере информационных технологий, науки высказываются многие российские учёные и специалисты, видные государственные деятели, исследователи, в их числе заместитель председателя Счетной палаты РФ Г.С. Изотова, которая в своих последних выступлениях подчёркивает, что «большинство системных проблем нацпроектов ещё не решены. Ситуация усугубляется тем, что проблемы проецируются на региональный уровень, что ставит под угрозу достижение нацпроектов» [11].
Г.С. Изотова в качестве недочётов и проблем реализации нацпроектов прямо указывает на:
-громоздкость системы управления нацпроектами, с дублированием функций;
-низкий уровень взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти по вопросам реализации нацпроектов;
- отсутствие достоверной и полной информации о рисках в паспортах национальных проектов и отчетах о ходе их реализации;
-необеспеченность комплексной системы мониторинга и контроля реализации национальных проектов;
- отставание в освоении средств выделяемых на реализацию нацпроектов и т.д. [11].
При этом надо отметить, что председатель Российского правительства М.В. Мишустин утверждает, что «Цифровая модель управления реализацией национальных проектов постоянно совершенствуется. Аналитический Центр при Правительстве Р.Ф. ведёт мониторинг и контроль достижения национальных целей развития, национальных проектов, государственных программ, институтов развития, стратегических инициатив» [12,13].
В то же время ряд российские учёные Зозуля А.В., Зозуля А.В., Ерёмина Т.Н. [14 с.52] обращают внимание, на то, что многие проблемы реализации нацпроектов возникают по причине неподготовленности управленческих кадров, недостаточности их компетенции и оценки управленцами рисков, отсутствия культуры проектного управления, слабой проработанности критериев и индикаторов результативности выполнения нацпроектов, недостаточной информированности населения о реализации нацпроектов. А также по причине несконцентрированности управленческих, финансовых, технических, информационных и др. ресурсов на важнейших для страны направлениях.
В Оренбургской области приоритетные и региональные проекты, направленные на реализацию национальных и федеральных проектов ближайшие шесть лет, до 2030 года будут находиться в активной работе. При этом многие инфраструктурные, организационные, бюджетные, правовые и иные вопросы, касающиеся их дальнейшей реализации окончательно не решены. Их решение требует периодического мониторинга, анализа, оценки выполнения целей и задач, дальнейшего научного изучения.
В процессе раскрытия темы источниками информации послужили региональные проекты: «Повышение доступности туристических продуктов», «Кадры для цифровой экономики», «Молодые профессионалы», «Формирование комфортной городской среды», «Здравоохранение», «Развитие детского здравоохранения» и др., сведения, размещённые в государственной информационной системе «Управление проектной деятельностью Оренбургской области (ГИС «УПД»), паспорта и отчёты региональных проектов, содержащиеся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», научные публикации, данные органов государственной статистики, министерства финансов, министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, министерств здравоохранения и образования Оренбургской области за 2020 - 2023 годы и другие материалы.
Полученные результаты могут представлять интересы для органов исполнительной власти и управления, структур местного самоуправления, служб цифрового развития и связи, финансов, культуры, образования, социального обеспечения, строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта, природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, а также для управляющих советами и руководителей государственных программ: «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения», «Стимулирование развития жилищного строительства», «Охрана окружающей среды», «Развитие культуры», «Развитие системы образования», «Формирование комфортной городской среды» и т.д., а также будут полезны ученым, преподавателям, аспирантам, предпринимателям и менеджерам, всем, кому интересны вопросы экономического потенциала и управления региональной экономикой в сфере реализации национальных проектов.
Основные результаты и обсуждение
Региональные проекты Оренбургской области
Демография. Образование. Здравоохранение. Культура. Безопасные качественные дороги. Жильё и городская среда, Малое и среднее предпринимательство. Производительность труда. Цифровая экономика. Экология. Международная кооперация и экспорт, туризм и индустрия гостеприимства и это далеко не весь перечень региональных проектов, обозначенных в Указе Губернатора Оренбургской области от 17.09.2018 № 512-ука «О мерах по реализации национальных проектов в Оренбургской области» [15].
Мониторинг реализации за 2023 год 47 региональных проектов (в рамках 12 национальных проектов) и 6 приоритетных проектов Оренбургской области, проведённый Счетной палатой Оренбургской области [16], показал, что количество приоритетных проектов Оренбургской области в 2023 году по сравнению с 2022 годом не изменилось.
Рисунок 1 - Основные направления региональных проектов Оренбургской области по состоянию на 01.01.2024г. [16]
В пользу положительных итогов реализации в 2022 году региональных проектов свидетельствует освоение 48,3 млрд. рублей потраченных на ремонт 1080 километров дорог, приобретение для районных больниц 37 передвижных медицинских комплексов, 154 открытых в школах области «Точек роста», подключении к сети Интернет 1638 социально-значимых объектов, 17 капитально отремонтированных в сельской местности культурно-досуговых организаций, 4 введённых в эксплуатацию школ на 1699 мест, 27 капитально отремонтированных школ области и 57 спортивных залов сельских школ также подвергнувшихся капитальному ремонту, 193 благоустроенных общественных и дворовых территорий, 28 введенных в эксплуатацию детских садов, 11 открытых и функционирующих центров амбулаторной онкологической помощи и т.д. [17].
Анализ источников финансирования реализации региональных проектов в 2023 году показал, что соотношение федеральных и областных средств в общей сумме плановых назначений составляет 48% (11 981 377,5 тыс. рублей) и 52% (13 004 551,6 тыс. рублей) соответственно.
Рисунок 2 - Доли Финансового обеспечения региональных проектов Оренбургской области в 2023 году [16].
По состоянию на 31.12.2023 бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию региональных проектов на 2 712 436,3 тыс. рублей, или на 12,2%, превышают значение аналогичного показателя на 31.12.2022 (22 273 492,8 тыс. рублей). Следует отметить, что в разрезе пяти последних лет реализация объёма финансирования региональных проектов имела стабильную тенденцию к увеличению.
Рисунок 3 – Показатели бюджетного финансирования проектов Оренбургской области за 2022, 2023 годы [16].
Существенную долю в структуре бюджетных ассигнований, на реализацию национальных (региональных) проектов, «занимают такие нацпроекты как: «Образование» – 18,3% или 4 571 678,8 тыс. рублей (включает 6 региональных проектов), «Демография» – 10% или 2 496 019,3 тыс. рублей (включает 5 региональных проектов), «Здравоохранение» – 9,6% или 2 408 431,9 тыс. рублей (включает 6 региональных проектов) «Жилье и городская среда» – 9,2% или 2 309 205,2 тыс. рублей (включает 4 региональных проекта).
Наибольший объем ассигнований на 2023 год предусматривался на национальный проект «Безопасные и качественные дороги» (45,5%, или 11 381 855,2 тыс. рублей), в рамках которого было реализовано финансовое обеспечение регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» [17].
В течение 2023 года из областного бюджета (федеральные и областные средства) произведены кассовые расходы на реализацию 34 региональных проектов в общей сумме 24 964 913,97 тыс. рублей, что составляет 99,9% от годовой суммы бюджетных ассигнований (24 985 929,1 тыс. рублей).
Установлено, что кассовые расходы на реализацию региональных проектов Оренбургской области имеют тенденцию к увеличению.
Так, если в 2021 году кассовые расходы в рамках региональных проектов составили 19 430 000,3 тыс. рублей, то уже в 2022 году кассовые расходы увеличились на 14,1% и составили 22 162 953,18 тыс. рублей. В 2023 году рост кассовых расходов составил 12,6%.
Рисунок 4-Динамика изменения кассовых расходов в рамках региональных проектов Оренбургской области за последние пять лет 2019-2023 гг. [16, 18].
Структура кассовых расходов в разрезе нацпроектов сложилась следующим образом:
- 45,6% от общего объема финансирования приходится на нацпроект «Безопасные и качественные дороги» (11 381 855,2 тыс. рублей);
- на нацпроект «Образование» - 18,3% (4 569 605,6 тыс. рублей);
-на нацпроект «Демография» - 10% (2 495 729,6 тыс. рублей);
- на нацпроект «Здравоохранение» - 9,6% (2 395 993,2 тыс. рублей);
-на нацпроект «Жилье и городская среда» – 9,2% (2 307 901,8 тыс. рублей).
На остальные шесть нацпроектов приходится 7,3% общего объема кассовых расходов, осуществленных на 31.12.2023.
Рисунок 5 – Финансирование проектов Оренбургской области в структуре национальных проектов в 2023 г. [17,18].
Рисунок 6 – Финансирование региональных проектов Оренбургской области (кассовые расходы) в динамике по месяцам за 2023 г. [18].
По итогам мониторинга реализации региональных проектов можно утверждать, что самая активная фаза исполнения проектов, пришлась на II полугодие 2023 года. Так, кассовые расходы в III квартале составили 34,9% от общей суммы кассовых расходов за год, а в IV квартале 2023 года - 31,7% от общей суммы кассовых расходов за год.
По состоянию на 31.12.2023г. наибольший удельный вес в общей сумме произведённых кассовых расходов приходился в основном на 3 группы вида расходов:
- «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (10 243 343,2 тыс. рублей или 41%);
- «Межбюджетные трансферты» (9 113 765,3 тыс. рублей или 36,5%);
-«Социальное обеспечение и иные выплаты населению» (2 280 180,8 тыс. рублей или 9,1%).
Рисунок 7 – Финансирование проектов Оренбургской области (кассовые расходы), в разрезе видов расходов за 2023 г. [18].
Наибольший удельный вес в общей сумме произведённых кассовых расходов по состоянию на 31.12.2023 приходился на группу вида расходов «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» 41% или 10 243 343,2 тыс. рублей. «Межбюджетные трансферты№ составили 36,5%, что равно 9 113 765,3 тыс. рублей. «Социальное обеспечение и иные выплаты населению», составили 9,1%, что в денежном выражении равно 2 280 180, 8 тыс. рублей.
По группам видов расходов «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» и «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» кассовые расходы произведены в сумме 1 928 551,5 тыс. рублей и 1 065 051,5 тыс. рублей соответственно.
По группам видов расходов «Иные бюджетные ассигнования» кассовые расходы составили около 1% от общего объема произведенных расходов (334 021,6 тыс. рублей).
Исполнение бюджетных ассигнований в разрезе региональных проектов по состоянию на 31.12.2023 по 34 региональным проектам составляет от 99,3% до 100%.
Причем по 27 региональным проектам кассовое исполнение составило 100%, по 7 проектам – от 99,3% до 99,9%.
Анализ достижений запланированных результатов региональных проектов, показал в рамках реализации 47 региональных проектов в 2023 году предусмотрено достижение 172 результатов. Согласно отчетам о реализации региональных проектов по итогам 2023 года были достигнуты значения по 167 результатам, что составляет 97,1% от общего количества результатов. Не достигнуты плановые значения по 5 результатам (в рамках 3 региональных проектов нацпроекта «Здравоохранение»).
Сравнительный анализ уровня финансового обеспечения реализации национальных (федеральных) проектов в Оренбургской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации по состоянию на 31.12.2023 г. показал, что средний уровень исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации по национальным (федеральным) проектам составил 96,1%, средний уровень исполнения бюджетов по Приволжскому федеральному округу составил 96,9%.
Представленные на диаграмме 8 данные свидетельствуют, что по Приволжскому федеральному округу Оренбургская область находится на 1 месте по уровню исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на осуществление мероприятий в рамках региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов.
Рисунок 8 - Данные по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, по национальным (федеральным) проектам в процентном отношении по состоянию на 31.12.2023 г. [18, 19].
Приоритетные проекты Оренбургской области
В 2023г. в Оренбургской области осуществлялась реализация шести приоритетных проектов, на которые были предусмотрены бюджетные ассигнования в пределах 1 323 537,1 тыс. руб. Перечень программ составили:
- «Культура малой Родины»;
-«Вовлечение жителей муниципальных образований Оренбургской области в процесс выбора и реализации инициативных проектов»;
-«Модернизация школьных систем образования (Оренбургская область)»;
-«Профессиональное развитие государственных гражданских и муниципальных служащих Оренбургской области»;
-«Создание и обеспечение функционирования центра управления регионом в Оренбургской области»;
-«Создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов».
Анализ источников финансового обеспечения реализации приоритетных проектов в 2023 году показал, что соотношение федеральных и областных средств в общей сумме плановых назначений составляет 65,5% (852 296,8 тыс. рублей) и 34,5% (448 140,8 тыс. рублей) соответственно.
Кассовые расходы на реализацию 6 приоритетных проектов Оренбургской области по состоянию на 31.12.2023 года составили 1 292 238,3 тыс. рублей (за счет федеральных средств – 852 288,0 тыс. рублей, за счет областных средств – 439 950,3 тыс. рублей), или 99,4% относительно годовой суммы бюджетных ассигнований [16].
Анализ значений показателей приоритетных проектов показал, что все запланированные к достижению в течение 2023 года показатели фактически были достигнуты (23 показателя).
При сопоставлении значений показателей, предусмотренных паспортами приоритетных проектов со значениями этих показателей, утверждённых паспортами государственных программ, в рамках которых реализуются приоритетные проекты, несоответствия не установлены.
Заключение
Проведённый анализ и мониторинг реализации приоритетных проектов Оренбургской области и региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов, за 2023 год позволяют сделать выводы.
1.В течение 2023 года на территории Оренбургской области осуществлялась реализация 47 региональных проектов в рамках 12 нацпроектов и 6 приоритетных проектов.
2.Наименования региональных проектов, отраженные в паспортах, соответствуют наименованиям, содержащимся в перечне региональных проектов, означенных Указом Губернатора Оренбургской области от 17.09.2018 № 512-ука «О мерах по реализации национальных проектов в Оренбургской области».
3. Бюджетом Оренбургской области на 2023 год и на плановые периоды 2024-2025 годов, в 2023 году было предусмотрено финансирование 34 региональных проектов (в рамках 11 нацпроектов) в общей сумме 25171648,5 тыс. рублей.
По 23 региональным проектам (по состоянию на 31.12.2023) объём бюджетного финансирования, соответствует законодательно утверждённому бюджету, по 11 региональным проектам сложились отклонения.
4. При сопоставлении объемов бюджетного финансирования на 2023 год, предусмотренного сводной бюджетной росписью на реализацию региональных проектов с объемами финансового обеспечения, отраженных в паспортах данных проектов в информационной системе «Электронный бюджет» установлено несоответствие (по региональному проекту «Формирование комфортной городской среды», отклонение составило 2 841,0 тыс. рублей).
Мониторинг показал, что не был соблюден пункт 28 положения «Об организации проектной деятельности в Оренбургской области», утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области № 333-пп 27.04.2020.
По остальным 33 региональным проектам объемы финансового обеспечения на 2023 год, предусмотренные паспортами региональных проектов, соответствуют объемам, утвержденным сводной бюджетной росписью.
5. В течение 2023 года из областного бюджета произведены кассовые расходы на реализацию 34 региональных проектов в общей сумме 24 964 913,97 тыс. рублей, что составляет 99,9% от годовой суммы бюджетных ассигнований (24 985 929,1 тыс. рублей).
6.Исполнение бюджетных ассигнований в разрезе региональных проектов по состоянию на 31.12.2023 по 34 региональным проектам составляет от 99,3% до 100%.
При этом по 27 региональным проектам кассовое исполнение составило 100%, по 7 проектам – от 99,3% до 99,9%.
8. Всего в 2023 году в Оренбургской области в рамках реализации 47 региональных проектов было предусмотрено достижение 172 результатов. По факту по итогам 2023 года в процессе реализации региональных проектов были достигнуты значения по 167 результатам, что составляет 97,1% от общего количества результатов. Не достигнуты плановые значения по 5 результатам.
9. На реализацию 6 приоритетных проектов в 2023году в Оренбургской области кассовые расходы по состоянию на 31.12.2023 составили 1 292 238,3 тыс. рублей, или 99,4% относительно годовой суммы бюджетных ассигнований (1 300 437,6 тыс. рублей).
10. По итогам мониторинга установлено, что все запланированные к достижению в течение 2023 года показатели приоритетных проектов фактически достигнуты (23 показателя).
Вместе с тем, ряд проблем возникающих в процессе реализации нацпроектов в Оренбургской области остаётся, для их разрешения требуется ежегодный мониторинг исполнения хода реализации региональных, приоритетных проектов направленных на реализацию национальных и федеральных проектов, позволяющий выявить все недостатки и устранить процессы бюрократизации, тормозящие освоение выделяемых в рамках программ бюджетных ассигнований.
Представляется необходимым в процессе межбюджетных трансфертов, и различных транзакций между участниками финансовых электронных, информационных отношений обращать внимание на высокий риск киберпреступлений в сфере экономики и профилактически посредством эффективного правового регулирования предотвращать их.
Переход на цифровой бюджет, задействование государственных информационных систем, электронного документооборота, межведомственного информационного обмена и иных информационно-цифровых технологий влечёт за собой автоматизацию рабочих мест и обозначают серьёзную проблему структурной безработицы в ближайшем десятилетии. Вопрос сокращения рабочих мест следует учитывать, обсуждать, экономически просчитывать при разработке, утверждении и реализации федеральных и региональных программ, учитывая его социальную направленность и влияние на жизнь граждан.
Совершенствования, путём внесения законодательных инициатив требует и правовая база, регулирующая правовые основы запускаемых впервые нацпроектов, более детальные правовые проработки требуются и по уже реализуемым проектам и это является необходимой работой, в которой есть потребность.
Требуют контроля и разрешения исполнительной властью и процессы, создающие в ходе реализации нацпроектов финансовые ограничения, основанные на инфраструктурных и технологических несовершенствах, а также ввиду отсутствия необходимых инновационных финансовых механизмов позволяющих выполнять поставленные нацпроектами цели и задачи без нарушения сроков ввода проектов в эксплуатацию.
Авторы статьи считают, что ускорить процессы достижения целей нацпроектов и обеспечить эффективность поставленных задач помогут «нематериальные активы в виде интеллектуальной собственности, которые следует рассматривать как финансовые внутренние ресурсы и финансово-правовые инструменты для активизации инвестиционных процессов и развития инновационной деятельности, которые можно оборачивать в целях получения прибыли, использовать в целях быстрейшей реализации проектов» [20. с. 218].
Исследования финансовой составляющей региональных, приоритетных проектов Оренбургской области подтвердили необходимость разработки дальнейших рекомендаций финансовой тактики по решению задач реализуемых проектов, по организации способов финансовых отношений и перегруппировке финансовых ресурсов, дающих больший экономический эффект. И в этой связи было бы вполне уместно службам статистики региона осуществить разработку и внедрить инструмент по диагностике эффективности реализации нацпроектов, вовлекающих в исполнение проектов результаты интеллектуальной деятельности. Такой инструмент может стать региональной моделью, методикой определения экономической эффективности реализуемых нацпроектов и являться предметом дальнейшего исследования. «Совершенствование инвестиционной финансовой поддержки региональных проектов, в том числе и за счёт включения в региональный оборот нематериального, инновационного актива предприятий, способно стать финансовым регулятором социально-экономического развития Оренбургской области» [20.с. 221].
Авторы выражают признательность сотрудникам Счётной палаты Оренбургской области Митрофанову К.В., Бондарь Н.А. за методики построения рисунков.
Источники:
2. Temizel M., Göksu V. Relationship between National Development, Regional Development and Local Development. / Conference: International Institute of Social and Economic Sciences: 6th International Academic Conference proceedings. Bergen, Norway, June, 23–26. - Bergen, Norway, 2013. – 470–487 p.
3. Вдовин И.А., Венглинский Д.Р. Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты // Бизнес. Общество. Власть. – 2020. – № 2-3 (36-37). – c. 74-86.
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.03.2024).
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 10.03.3024).
6. Что известно о российских национальных проектах. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/20115357 (дата обращения: 14.03.3024).
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (дата обращения: 12.03.3024).
8. Ильченко С.В. Реализация национальных проектов России: проблемы и перспективы // Вестник экспериментального образования. – 2021. – № 185. – c. 1-8.
9. Моргун В.Р., Водясов П.В. Проблемы реализации национальных проектов и пути их совершенствования // Universum: экономика и юриспруденция. – 2023. – № 6(105). – c. 14-17.
10. Меха В.А. Регулирование реализации национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Вопросы российского и международного права. – 2023. – № 6-1. – c. 107-112. – doi: 10.34670/AR.2023.54.39.015.
11. Изотова Г.С. Большинство проблем национальных проектов пока не решены. Счетная палата Российской̆ Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/news/galina-izotova-bolshinstvo-problem-natsionalnykh-proektov-poka-ne-resheny?ysclid=ltpm7pwgnx56397357 (дата обращения: 13.02.2024).
12. Мишустин М.В. Реализация национальных проектов в текущем году выполнена практически на 100%. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/realizacia-nacionalnyh-proektov-v-tekusem-godu-vypolnena-prakticeski-na-100-27662 (дата обращения: 14.02.2024).
13. Средний уровень достижения показателей по нацпроектам составляет 98,95%, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/srednij-uroven-dostizenia-pokazatelej-po-nacproektam-sostavlaet-9895-27505 (дата обращения: 11.03.2024).
14. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 1. – c. 52.
15. Указ Губернатора Оренбургской области от 17.09.2018 № 512-ука. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/5600201809250001?index=10 (дата обращения: 05.03.2024).
16. Счетная палата области проанализировала результаты реализации приоритетных проектов и региональных проектов Оренбургской области за 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: https://sp.orb.ru/presscenter/news/155582/ (дата обращения: 05.03.2024).
17. Реализация национальных проектов Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL: http://56np.ru/ (дата обращения: 8.03.2024).
18. Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации приоритетных проектов Оренбургской области и региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов, за 2023 год. / Счётная палата Оренбургской области. - Оренбург, 2024.
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 628 «Об особенностях реализации национальных проектов (программ), феде¬раль¬ных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов в усло¬виях геополитического и санкционного давления на развитие российской эконо¬мики». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/404464306/ (дата обращения: 4.03.2023).
20. Майоров А.А. Совершенствование управления инновациями и инвестициями в сфере российского бизнеса // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2014. – № 1. – c. 217-220.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:10:41