Оценка вклада некоммерческих организаций России в реализацию концепции устойчивого развития
Чеканова И.Ю.1
1 Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67961901
Аннотация:
В статье представлен анализ учета вклада различных субъектов экономики в Цели устойчивого развития принятых Организацией Объединенных Наций в 2015 году. Проведенный анализ открытых данных показал, что на данный момент времени отсутствует системный подход к учету вклада различных субъектов экономики в Цели устойчивого развития. По данной причине в статье рассмотрены источники данных, характеризующие вклад в Цели устойчивого развития различных акторов экономики. В связи с отсутствием готовых данных по вкладу некоммерческих организаций, предложена авторская методика оценки вклада организаций некоммерческого сектора экономики, которая представляет научную новизну. Предложенная методика позволит восполнить имеющийся пробел в отсутствии данных по учету вклада некоммерческого сектора экономики России в достижении целей Повестки-2030, что в дальнейшим позволит обеспечить комплексный подход в учете. Данная статья будет интересна лицам, интересующимся концепцией устойчивого развития и достижением целей по ней, представителям некоммерческих организаций, студентам, аспирантам, представителям научного сообщества и государственным служащим для сведения и учета в работе
Ключевые слова: некоммерческие организации, третий сектор, цели устойчивого развития, повестка 2030, концепция устойчивого развития, национальные цели развития
Введение.
Концепция устойчивого развития подразумевает такое развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности [1]. Данная концепция была принята в 2015 году всеми государствами членами Организации Объединенных Наций (ООН). Межгосударственный способ реализации принятой концепции свидетельствует о том, что лишь общими усилиями можно добиться положительного, ожидаемого результата. В Российской Федерации учет достижения целей устойчивого развития ведет Росстат, однако данный учет не включает оценку вклада коммерческого и некоммерческого секторов. Если оценкой вклада коммерческого сектора экономики занимается Торгово-промышленная палата, то вклад некоммерческого сектора экономики остается без должного внимания и учета, что порождает проблему отсутствия данных для комплексного учета, в связи с чем восполнение имеющегося пробела является актуальной задачей.
Обзор отечественной и зарубежной литературы показал, что тема оценки вклада некоммерческих организаций (НКО) в Цели устойчивого развития на данный момент недостаточно исследована. Среди отечественных и зарубежных трудов наблюдается недостаток глубинных исследований. Авторы отмечают важную роль некоммерческих организаций в реализации Повестки-2030, но вместе с тем, отсутствует детальный подход к данному вопросу.
Ю.С. Маркова посветила свою работу проблематике реализации ЦУР в контексте субъектно-акторного состава, в ходе проведенного опроса было установлено, что ключевыми акторами являются надлокальные и муниципальные органы власти, бизнес и НКО, однако в данной работе отсутствует количественная оценка вклада таких акторов. [2]
Анализ зарубежных исследований также свидетельствует о недостаточном внимании ко вкладу некоммерческих организаций.
Серрано Кабальеро, Энрикета и Охо Д. Делани отмечают важную роль некоммерческого сектора в реализации Повестки-2030 и призывают к усилению сотрудничества с такими организациями [3], вместе с тем, в работе отсутствует аналитическая часть.
Норхасни Зайнал Абиддин, Ирмохизам Ибрагим и Шахрул Азувар Абдул Азиз провели количественный анализ некоммерческих организаций Малайзии, выявил основные проблемы в их деятельности и пришел к выводу, что для того, чтобы некоммерческие организации содействовали устойчивому развитию, необходимо уделять данному сектору больше внимания и поддержки [4]
Исследование в части американских некоммерческих организаций показало, что организации некоммерческого сектора активно участвуют в реализации повестки, хотя сами не осознают этого. Вместе с тем, в исследовании отсутствует аналитическая часть по оценке вклада таких организаций в цели устойчивого развития [5].
Целью исследования является оценка вклада некоммерческих организаций в реализацию Концепции устойчивого развития и проверка, гипотезы, что деятельность организаций некоммерческого сектора может оказывать влияние на большинство Целей устойчивого развития. В связи с отсутствием необходимых данных, автором предложена методика оценки вклада организаций некоммерческого сектора на базе имеющихся открытых данных Фонда президентских грантов, что представляет научную новизну в работе.
При написании работы были применены общепринятые методы анализа. Материалами послужили открытые источники данных, законодательная база, публикации отечественных и зарубежных ученых.
Результаты. В Российской Федерации органом, ведущим аналитику по достижению целей устойчивого развития является Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [6]. На официальном сайте Росстата представлена информация по целям устойчивого развития в разных подразделах страницы.
В первом подразделе «Данные по показателям ЦУР» по каждой из 17 целей можно найти ее ключевые показатели и их статус. Так, например, по ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие» 28 показателей, из которых 5 не разрабатываются, а по остальным 23 показателям на сайте Единой межведомственной информационно – статистической системы (ЕМИСС) отражена аналитика на основе уже имеющихся статистических данных. Выбрав показатель 3.3.1 «Число зарегистрированных больных с впервые в жизни установленным диагнозом ВИЧ-инфекции на 100000 человек» ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие» на сайте ЕМИСС есть возможность проследить динамику по данному показателю с 2010 года.
Следующим подразделом является «Статус разработки показателей ЦУР». В данном разделе приведены данные по показателям каждой цели устойчивого развития, сколько показателей находятся в статусе «разрабатывается», «в процессе разработки», «не разрабатывается». Исходя из сводных данных можно прийти к выводу, что несмотря на то, что Концепция в области устойчивого развития и одноименные цели были приняты еще в 2015 году, на данный момент до сих пор ведется не полная статистика по показателям целей, поскольку из 248 показателей по всем 17 ЦУР в статусе « разрабатывается» находится 125 показателей или 50%, остальные показатели находятся в статусе «не разрабатывается».
Подраздел «Национальный набор показателей ЦУР» содержит перечень национальных целей устойчивого развития, разработанных в соответствии с национальными и федеральными проектами, стратегическими документами развития Российской Федерации, а также имеется соотнесение с общепринятыми 17 ЦУР. По каждой цели предусмотрены задачи, показатели, которые отражают результат достижения, ответственный федеральный орган исполнительной власти, дезагрегация и краткая методика расчета. Подраздел носит информационный характер и не содержит статистических данных.
В подразделе «Добровольный национальный обзор» (ДНО) находится Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года подготовленный Аналитическим центом при Правительстве Российской Федерации совместно с другими ведомствами в 2020 году. Стоит отметить, что в отчете отдельный раздел посвящен роли различных заинтересованных сторон в реализации Концепции в области устойчивого развития. Так, помимо государства отмечается важная роль некоммерческих организаций, граждан, академических кругов и бизнеса. Но, несмотря на то, что каждый сектор экономики действительно вносит свой вклад в реализацию Концепции-2030, такой вклад на данный момент не подлежит детальному учету и отображению в официальной статистике.
Подраздел «События и мероприятия» содержит информацию о мероприятиях, связанных с целями устойчивого развития.
Подразделы «Полезные ресурсы», «Публикации по ЦУР», «Международные сравнения» содержат различные информационные материалы и ссылки на внешние источники информации, в том числе зарубежные.
Стоит отметить, что Росстат не ведет статистику по вкладу в устойчивое развитие регионов Российской Федерации. Такая статистика является важной составляющей в условиях того, что Российская Федерация является самым большим по площади государством мира и занимает восьмую часть земной суши. Данное упущение со стороны государственного ведомства было замечено другими субъектами экономики, которые решили составить свои рейтинги по вкладу регионов России в цели устойчивого развития. В 2023 году Агентство «Эксперт РА» во второй раз провело ESG-оценку городов. По сравнению с прошлой оценкой выросло число показателей, в том числе ряд показателей подвергся изменению по причине отсутствия обновленных статистических данных [7]. Агентство SGM ежегодно разрабатывает рейтинг устойчивого развития городов Российской Федерации с 2012 года в соответствии с принципами устойчивого развития территории, определенными международными организациями и научным сообществом. Рейтингом охвачено 185 городов России с населением свыше 100 тысяч человек [8]. Ежегодные результаты рейтинга представлены на сайте рейтингового агентства в формате ежегодных отчетов pdf. Такое представление результатов усложняет проведение динамического анализа показателей.
Наиболее современную цифровую интерпретацию рэнкинга устойчивого развития регионов России предлагает Аналитический центр Москвы. На основании данных, подготовленных Рейтинговым агентством SGM, Аналитический центр Москвы сделал цифровую интерпретацию, которая позволяет прослеживать динамику изменения положения региона в рейтинге по годам. С помощью конструктора можно выбрать интересующий регион, проследить его динамику и сравнить с другими регионами. По состоянию на февраль 2024 года данные доступны по 2 годам: 2022 и 2023.
Научное сообщество также видит необходимость определения места регионов России в устойчивом развитии, поэтому коллективы ведущих учебных заведений работают в данном направлении. Так, в ноябре 2021 решением ученого совета МГИМО был инициирован проект Ренкинг МГИМО регионов России в достижении ЦУР ООН. По состоянию на февраль 2024 года выпущено 2 ренкинга 2022,2023 гг, а также реализована презентация индивидуальных отчетов регионов России (г. Москва, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Свердловская область, Самарская область, Камчатский край, Ульяновская область) [9]. В качестве основного ограничения при составлении рейтинга было указано, что в отдельных случаях статистические отчетные данные Российской Федерации не содержат показателей, предусмотренных методологией ООН. В этих случаях в проекте использовались альтернативные показатели, доступные в национальной статистике России.
Таким образом, исходя из анализа представленной информации по целям устойчивого развития можно сделать следующие выводы:
1. Росстат ведет статистику достижения ЦУР на основании разработанных показателей по каждой цели на базе имеющихся данных.
2. На данный момент из 248 показателей разработана лишь половина.
3. Росстат не ведет статистику по вкладу регионов и городов в устойчивое развитие. Данный пробел восполняют рейтинговые агентства и научное сообщество.
4. Несмотря на то, что в Добровольном национальном отчете говорится о важной роли других заинтересованных сторон помимо государства во вклад в цели устойчивого развития, статистика по вкладу таких сторон в ЦУР отсутствует.
Невзирая на то, что вклад отдельных категорий экономики не учитывается Росстатом, заинтересованные стороны сами осознают значимость своего вклада в реализацию концепции в области устойчивого развития и разными способами стараются показать это.
Одним из ведущих секторов, осознающих необходимость приверженности концепции устойчивого развития является сектор коммерческих организаций. Для организаций, основной целью которых является извлечение прибыли, соблюдение установленных принципов концепции устойчивого развития и целей приносят положительный эффект не только самой организации, но и внешней среде. Организации внедряют такие принципы в свои стратегии развития, издают отдельные отчеты, в которых описывают свои достижения в данной области. Для учета достижений коммерческих организаций существуют различные рейтинги, рейкинги, также для наиболее подробного освещения своих результатов организации публикую нефинансовую отчетность, которую можно найти на сайтах организаций или на сайте торгово-промышленной палаты.
Основным координатором по учету вклада коммерческих организаций в цели устойчивого развития является Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ). На официальном сайте ТПП РФ содержится информация, отражающая активность компаний в Концепции-2030. Начиная с 2014 года ТПП выделяет 2 ESG- индекса:
1) «ответственность и открытость»- отражает общую ситуацию в сфере раскрытия информации об устойчивом развитии в публичной отчетности крупнейших российских организаций, оценивает объем и качество релевантной информации по аспектам устойчивого развития;
2) «вектор устойчивого развития»- отражает динамику показателей социально-экономической и экологической результативности и системный подход к управлению в сфере устойчивого развития крупнейших отечественных организаций.
Помимо ведения двух базовых индексов, ТПП участвует в разработке различных рейкингов и рейтингов, таких как Индекс корпоративной устойчивости, RAEX-Europe (Rating-Agentur Expert RA GmbH), НРА: ESG-рэнкинг эмитентов нефинансового сектора и ESG-рэнкинг публичных финансовых компаний, АК&М: «рейтинг ESG», «рейтинг отчетности ESG» и «рейтинг социальной эффективности», эксперт РА - рэнкинг ESG-прозрачности, WWF - отраслевые рейтинги открытости экологической информации [10]. Другой составляющей деятельности по учету вклада коммерческих организаций в ЦУР является ведение Национального Регистра корпоративных нефинансовых отчетов. По состоянию на 24 февраля 2024 года в Национальном Регистре нефинансовых отчетов содержится информация о 263 компаниях, всего зарегистрировано 1494 отчета, которые выпущены в период, начиная с 2001 г. В числе таких отчетов: 111 экологических, 388 социальных, 598 в области устойчивого развития и 397 интегрированных отчетов. Вместе с публикацией нефинансовой отчетности ТПП ведет библиотеку корпоративных практик, которая содержит корпоративные практики социальной направленности организаций, действующих на территории Российской Федерации. По состоянию на 24 февраля 2024 года в библиотеке содержится 1 117 программ 245 компаний. Из 1 117 программ 143 программы для достижения ЦУР, 241 программа для работников компании, 270 программ для внешнего сообщества, 463 кодекса и стандартов. Если рассматривать вклад организаций в конкретные ЦУР, то на основе отчётной информации можно сделать вывод о том, что в качестве приоритетных ЦУР ООН – 2030 более 50% компаний отмечают 11 целей, которые также коррелируют с национальными целями развития России. Среди них: ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР 4 «Качественное образование», ЦУР 6 «Чистая вода и санитария», ЦУР 7 «Недорогостоящая и чистая энергия», ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост», ЦУР 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура», ЦУР 11 «Устойчивые города и населённые пункты», ЦУР 12 «Ответственное потребление и производство», ЦУР 13 «Борьба с изменениями климата», ЦУР 15 «Сохранение экосистемы суши», ЦУР 17 «Партнёрство в интересах устойчивого развития».
Исходя из этого, на данный момент основным координатором учета вклада коммерческих организаций в ЦУР является ТПП, но следует отметить, во-первых, что наиболее активными участниками являются организации крупного бизнеса, во-вторых, большой объем информации представлен в формате отчетов и сборников в pdf формате, что усложняет работу с количественными данными, проведение сравнительного динамического анализа по годам. Для более удобного ведения учета вклада коммерческих организаций в ЦУР Торгово-промышленной палате следует рассмотреть возможность цифровизации предоставляемой информации по единым критериям.
В Добровольном национальном отчете упоминался значительный вклад некоммерческих организаций в достижение ЦУР, так как основной целью их деятельности является достижение различного рода социальных целей, а не извлечение прибыли.
Несмотря на то, что в Российской Федерации инициировано значительное количество проектов в области экологии, социального развития, направленные на реализацию как национальных целей, так и общепринятых целей в области устойчивого развития, до сих пор слабо учитывается роль организаций некоммерческого сектора экономики, являющихся активными участниками таких инициатив.
Данная проблема носит системный характер. Во-первых, в настоящее время отсутствует полноценный учет организаций некоммерческого сектора. Действующий реестр всех некоммерческих организаций ведет Министерство юстиции, но данный реестр имеет следующие нюансы [11]:
1) реестр сложно назвать полным, поскольку представленные организационно-правовые формы не полностью соответствуют нормативно-правовым актам, в которых перечислены организационно-правовые формы организаций некоммерческого сектора, а именно статье 50 Гражданского кодекса, 2 главе Федерального Закона "О некоммерческих организациях" и общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-2012. Данный реестр содержит такие строки, как «иные некоммерческие организации» и «не указано».
2) в данном реестре нельзя отдельно отсортировать социально-ориентированные некоммерческие организации, такого фильтра нет.
3) реестр не отражает основной вид деятельности организации.
Во-вторых, сложность учета некоммерческих организаций порождают неоднозначные положения нормативно-правовых актов. Так, разный состав организационно-правовых форм, в которых могут создаваться НКО зафиксирован в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, главе 2 Федерального Закона "О некоммерческих организациях" и общероссийском классификаторе организационно-правовых форм ОК 028-2012.
В-третьих, отсутствие единого органа, курирующего сферу некоммерческих организаций, влечет возникновение противоречивых исходных данных. Так, например, помимо Министерства юстиции, отдельные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций ведут Министерство экономического развития [12], Министерство культуры и Министерство труда и социального развития [13]. Данные, находящиеся в реестрах не совпадают между собой.
Таким образом, вышеприведенные аргументы еще раз подкрепляют вывод о том, что на сегодняшний момент сектор некоммерческих организаций недостаточно регулируется государством. Отсутствие искомых своевременных данных о количестве реально действующих некоммерческих организаций, их сфере деятельности, местонахождении, затрудняют оценку их вклада в устойчивое развитие. Росстат не аккумулирует оперативную информацию по некоммерческому сектору экономики, это подтверждает цитата директора департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Святослава Сорокина: «результаты обследования НКО, проводимого раз в 5 лет, являются базой для оценки развития сектора на более коротких временных отрезках» [14].
Поскольку основная цель деятельности некоммерческих организаций коррелирует с повесткой и целями устойчивого развития, то важно понять и оценить вклад организаций некоммерческого сектора в реализуемую концепцию и цели. В связи с отсутствием актуальных необходимых данных, характеризующих вклад некоммерческого сектора в устойчивое развитие, автором предпринята попытка рассчитать возможный вклад организаций некоммерческого сектора в цели устойчивого развития на базе открытых данных Фонда президентских грантов и проверить гипотезу, что некоммерческий сектор может вносить значительный вклад в достижение ЦУР.
На протяжении семи лет (с 3 апреля 2017 года) Фонд президентских грантов является единым оператором государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации [15].
Фонд ежегодно проводит грантовые конкурсы с целью финансовой поддержки социально значимых проектов и развития некоммерческого сектора России.
За семь лет существования Фонда было проведено 17 конкурсов, в которых приняли участие 39 211 НКО из 88 регионов (за исключением Херсонской области), подавшие 148 219 заявок [16] с проектами по следующим 11 грантовым направлениям:
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
- охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;
- сохранение исторической памяти;
- защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключённых;
- охрана окружающей среды и защита животных;
- укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;
- развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;
- развитие институтов гражданского общества.
Каждое грантовое направление имеет ряд рекомендуемых тематических направлений, которые имеют более узкую направленность. Такие тематические направления прописываются в положениях к конкурсам.
За 17 проведенных конкурсов Фонд поддержал 29 253 проекта (20 % от поданных) на общую сумму 63 млрд руб. Опираясь на данные доклада Минэкономразвития за 2022 г. [17] по сравнению с другими государственными ведомствами предоставляющими поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО) Фонд президентских грантов предоставил поддержку наибольшему количеству некоммерческих организаций, что говорит о том, что в Фонде имеется значительный объем данных некоммерческих организаций по сравнению с другими ведомствами, который может послужить базой для проведения анализа вклада некоммерческих организаций в цели устойчивого развития.
Открытые данные Фонда президентских грантов содержат информацию о некоммерческих организациях, поданных и поддержанных проектах. Исходя из имеющихся открытых данных автором предлагается оценить вклад некоммерческих организаций в ЦУР используя следующую методологию: на первом этапе анализа проанализировать тематические направления грантовых направлений Фонда, для последующего определения возможной доли грантового направления в реализации ЦУР. Затем, исходя из анализа по каждому тематическому направлению определить подходящую ЦУР, соотнести грантовые направления Фонда и ЦУР и определить возможную долю каждого грантового направления в той или иной ЦУР. Представить полученные данные в таблице. Во-втором этапе анализа предлагается на базе данных, полученных на 1 этапе анализа произвести соотнесение грантовых направлений и ЦУР, затем в полученные результаты подставить имеющиеся статистические данные, которые покажут сколько проектов и денежных средств могли быть приняты во внимании в реализации тех или иные ЦУР и, тем самым учтены в общем учете достижений ЦУР России.
Анализ тематических направлений грантовых направлений показал, что каждое грантовое направление Фонда в той или иной степени коррелирует с Целями устойчивого развития, что подтверждает ранее выдвинутую гипотезу. Так, например, по грантовому направлению « охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни» было проанализировано 17 рекомендуемых тематических направлений, таких, как профилактика курения, алкоголизма, наркомании и иных опасных для человека зависимостей, содействие снижению количества людей, подверженных таким зависимостям, создание условий для занятий детей-инвалидов физической культурой и спортом, реабилитация, социальная и трудовая реинтеграция людей, осуществлявших (осуществляющих) незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также людей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и других. Из 17 тематических направлений (100%) грантового направления «охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни» 10 или 65% наиболее соотносятся с ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие», 2 или 12% с ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост», 2 или 12% с ЦУР 10 «Уменьшение неравенства», 2 или 12% с ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты». Результаты по остальным грантовым направлениям представлены в Таблице 2. Отдельно стоит отметить, что при анализе тематических направлений не была найдена прямая корреляция со следующими ЦУР: 2 «Ликвидация голода», 6 «Чистая вода и санитария», 7 «Недорогостоящая и чистая энергия», 13 «Борьба с изменением климата», ЦУР 14 «Сохранение морских экосистем», что объяснимо. Представленная модель оценки вклада некоммерческих организаций в ЦУР является обобщенной и показывает один из возможных примеров того, как деятельность НКО может влиять на достижение Целей устойчивого развития, помимо этого проекты, реализуемые НКО и оказывающие влияние на отдельно не отмеченные ЦУР могут встречаться в различных грантовых направлениях, преимущественно соответствующим другим Целям устойчивого развития.
Таблица 1. Результаты анализа тематических направлений грантовых направлений Фонда президентских грантов за 2017-2024 гг.
Грантовое направление Фонда президентских грантов
|
Количество поддержанных
Проектов по направлению За 17 конкурсов (штук) |
Сумма выделенных грантов
За 17 конкурсов (млрд руб.) |
Цель устойчивого развития
|
Соотношение ЦУР и грантового
направления
|
Социальное обслуживание, социальная
поддержка и защита граждан
|
5 098
|
11,68
|
1
3 4 8 10 11 16 |
12%
15% 4% 19% 23% 8% 19% |
Охрана здоровья граждан, пропаганда
здорового образа жизни
|
1 469
|
2 ,31
|
3
8 10 16 |
65%
12% 12% 12% |
Поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства
|
3 237
|
6, 38
|
1
4 5 10 |
29%
18% 12% 41% |
Поддержка молодежных проектов,
реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1
Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях»
|
1 825
|
3, 08
|
8
9 11 15 16 |
33%
11% 22% 11% 22% |
Поддержка проектов в области науки,
образования, просвещения
|
3 420
|
6,78
|
4
9 16 |
90%
5% 5% |
Сохранение исторической памяти
|
3 480
|
7, 06
|
4
11 |
14%
86% |
Защита прав и свобод человека и гражданина,
в том числе защита прав заключённых
|
822
|
1, 99
|
10
16 |
20%
80% |
Охрана окружающей среды и защита
животных
|
1 469
|
2,31
|
12
15 |
20%
80% |
Укрепление межнационального и
межрелигиозного согласия
|
661
|
1, 38
|
10
11 16 17 |
43%
14% 14% 29% |
Развитие общественной дипломатии и
поддержка соотечественников
|
588
|
2 ,52
|
4
10 16 17 |
7%
14% 14% 64% |
Развитие институтов гражданского
общества
|
1 332
|
4, 62
|
16
|
100%
|
Выявление и поддержка молодых талантов
в области культуры и искусства*
|
151
|
2, 22
|
8
|
100%
|
Поддержка проектов в области культуры
и искусства
|
2 118
|
4, 43
|
8
11 |
38%
63% |
* по данным направлениям статистика представлена до образования Президентского фонда культурных инициатив [1], к которому перешло курирование данных направлений.
Источник: составлено автором на базе открытых данных Фонда президентских грантов за 2017-2024 гг. на базе источника [16] по состоянию на 24.02.2024
На основании полученных данных в таблице 2 можно определить совокупный вклад некоммерческих организаций, в цели устойчивого развития по результатам их участия в грантовых конкурсах. Так, например, некоммерческими организациями было реализовано более 1,5 тыс. проектов, оказавших влияние на 1 ЦУР или, в денежном выражении, государством было выделено на данную реализацию более 3 млрд рублей. Влияние деятельности некоммерческих организаций на другие Цели устойчивого развития представлено в Таблице 3.
Таблица 2. Возможный вклад некоммерческих организаций победителей конкурсов Фонда президентских грантов в ЦУР за 2017-2024 гг.
ЦУР
|
Количество поддержанных проектов за 17
конкурсов Фондом
(штук) |
Сумма выделенных грантов за 17
конкурсов Фондом
(млрд руб.) |
1
Ликвидация нищеты
|
1 550
|
3,3
|
3
Хорошее здоровье и благополучие
|
4 049
|
7,3
|
4
Качественное образование
|
4 393
|
8,9
|
5
Гендерное равенство
|
388
|
0,8
|
8
Достойная работа и экономический рост
|
3 133
|
8,2
|
9
Индустриализация, инновации и инфраструктура
|
372
|
0,7
|
10
Уменьшение неравенства
|
3 637
|
7,7
|
11
Устойчивые города и населённые пункты
|
5 229
|
10,7
|
12
Ответственное потребление и производство
|
294
|
0,5
|
15
Сохранение экосистем суши
|
1 376
|
2,2
|
16
Мир, правосудие и эффективные институты
|
4 312
|
11,0
|
17
Партнёрство в интересах устойчивого развития
|
568
|
2,0
|
Источник: составлено автором на базе открытых данных Фонда президентских грантов за 2017-2024 гг. на базе источника [16] по состоянию на 24.02.2024
Выводы. По результатам проведенного исследования было выявлено, что Росстат ведет статистику достижения ЦУР на основании разработанных показателей по каждой цели, однако не ведется учет вклада различных субъектов экономики и регионов Российской Федерации. В связи с этим отдельным ведомством, учитывающим вклад коммерческих организаций в ЦУР является Торгово-промышленная палата России, а рейтинги регионов России по показателям ESG составляют научные сообщества и рейтинговые агентства. Наиболее сложная ситуация наблюдается в отношении оценки вклада некоммерческих организаций в ЦУР. Основные проблемы связаны с регулированием самого некоммерческого сектора, отсутствием актуальных необходимых данных, позволяющих определить возможный вклад некоммерческого сектора в Повестку-2030. Поскольку деятельность некоммерческих организаций коррелирует с принятыми ЦУР, и такой вклад стоит принимать во внимание, автором была предложена модель оценки возможного вклада некоммерческих организаций на базе открытых данных Фонда президентских грантов, которая подтвердила гипотезу, что деятельность некоммерческих организаций действительно может оказывать влияние практически на все цели устойчивого развития. Анализ отечественных и зарубежных публикаций свидетельствует о необходимости дальнейший работы по данному направлению, поскольку в данный момент наблюдается дефицит публикаций по данной тематике.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2021 года №287 «О создании Президентского фонда культурных инициатив»
Источники:
2. Маркова Ю. С., Исобчук М. В. Цели устойчивого развития в российской Федерации: многоуровневая политика и конфигурация акторов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2023. – № 3. – c. 45-55. – doi: 10.17072/2218-1067-2023-3-45-55.
3. Serrano Caballero, Enriqueta and Ojo D Delaney PhD, Marianne, Role of NGOs in Sustainable Development: Addressing Imbalances from the Shift in the Cooperation between Middle and Upper-Middle Income Countries (II) (Presentation Slides) (January 24, 2019). Forthcoming, Joint Presentation in Conference Proceedings at the Inaugural Conference of the Centre and Institute for Innovation and Sustainable Development, March 2019
4. Abiddin N.Z., Ibrahim I., Abdul Aziz S.A. Non-Governmental Organisations (NGOs) and Their Part towards Sustainable Community Development // Sustainability. – 2022. – № 14. – p. 4386.
5. Nonprofit Organizations and the Sustainable Development Goals: Social Sector Partnerships for Transforming the World by G. Gilgen Justice Capstone Research Report Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Master of Nonprofit Administration Degree in the School of Management, directed by Dr. Marco Tavanti. San Francisco, California Summer 2019
6. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2024).
7. Эксперт РА: ESG-оценка российских городов: трансформация вошла в новую колею. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg_city_development_2023/ (дата обращения: 24.02.2024).
8. Рейтинг устойчивого развития городов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agencysgm.com/ratings/ (дата обращения: 24.02.2024).
9. Ренкинг устойчивого развития регионов РФ’23. [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/about/news/departments/xv-risa-russia-esg-ranking-23/?utm_source=google.com&utm (дата обращения: 24.02.2024).
10. Официальный сайт РСПП (ESG индексы и рейтинги РСПП в области устойчивого развития). [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/sustainable_development/indexes/ (дата обращения: 24.02.2024).
11. Чеканова И.Ю. Создание единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций как шаг к формированию единой инфраструктуры оценки и регулирования третьего сектора экономики России // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4237-4250. – doi: 10.18334/ce.16.11.116446.
12. Реестр социально ориентированных организаций Министерства экономического развития России. [Электронный ресурс]. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 24.02.2024).
13. Реестр социально ориентированных организаций Министерство культуры и Министерство труда и социального развития. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/nko/default/index (дата обращения: 24.02.2024).
14. Росстат узнает вклад НКО в экономику страны. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/230920 (дата обращения: 24.02.2024).
15. Акобян Л. А. Участие в президентском гранте как способ формирования проектно-организационной компетенции обучающихся // Аспирант. – 2021. – № 1(58). – c. 22-26.
16. Открытые данные Фонда президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://президентскиегранты.рф/public/open-data (дата обращения: 24.02.2024).
17. Доклад Минэкономразвития. [Электронный ресурс]. URL: https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-ob-nko-2022.docx (дата обращения: 24.02.2024).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:28