Оценка вклада студенческого предпринимательства в публикационную и патентную активность страны

Бастамова Д.А., Стажарова Д.М., Канунникова К.И.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Бастамова Д.А., Стажарова Д.М., Канунникова К.И. Оценка вклада студенческого предпринимательства в публикационную и патентную активность страны // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.120954.

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В последние годы студенческое предпринимательство активно развивается в России, и его вклад в инновационное развитие страны становится все более заметным. Предпринимательство часто основано на инновациях, которые являются результатом научных исследований. Научная деятельность, в свою очередь, направлена на разработку новых технологий и методов, стимулирующих предпринимателей к созданию высокотехнологичных продуктов.

Студенческое предпринимательство является относительно новым явлением, которому посвящается достаточное количество научных работ, в большей степени содержащих исследования отношения студентов к предпринимательской деятельности (Суслова А. В., Сергеева А. В. [7], Кох И. А. [8], Далзиел М., Басир Н. [12]) или описание инструментов стимулирования и развития студенческих стартапов (Зунтова И. С., Трошин А. С. [10], Сидоров А. Н. и др. [11].

Однако исследования, касающиеся взаимосвязи развития студенческих инициатив или стартапов и динамики публикационной и патентной активности практически отсутствуют. В основном в научных статьях анализируется публикационная и патентная деятельность студентов в рамках вуза (Гельман В. Я. [1], М. Н. Коцемир, Е. А. Стрельцова, М. М. Филатов [2], Шаброва Н. В., Амбарова П. А. [16]).

Целью исследования является оценка вклада студенческого предпринимательства в создание научных публикаций и регистрации патентов, путем решения нескольких основных задач: проведения анализа показателей публикационной и патентной активности студентов и вузов в целом, а также проведения статистического анализа выборки университетских стартапов, вошедших в рейтинг федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» за 2023 года.

Научная новизна заключается в выявлении взаимосвязи развития студенческого предпринимательства и динамики показателей публикационной и патентной активностей Российской Федерации.

Гипотеза исследования состоит в том, что результатом успешных инновационных проектов студентов является разработка новых продуктов и технологий, подлежащих патентованию и освещению в научно-академическом сообществе, что в свою очередь может привести к увеличению публикационной и патентной активности.

Обзор литературы

Публикационная активность страны отражает ее научные и технические достижения, уровень инновационности, социальные изменения, а также уровень развития образования и культуры. Она является полезным индикатором научной- исследовательской, образовательной и экономической деятельностей.

Основными критериями оценки публикационной активности можно назвать количество и качество научных публикаций за определенный период времени. К научным публикациям обычно относят тезисы докладов, статьи в сборниках, статьи в журналах, монографии, патенты на изобретения и т. п. Однако, наиболее важными публикациями являются журнальные статьи, выпущенные престижными изданиями, индексируемыми Scopus и Web of Science Core Collection (WoS СС) [1]. Публикации, прошедшие через процесс рецензирования, считаются более достоверными и проверенными исследованиями. Кроме того, соблюдение этических принципов, таких как отсутствие плагиата и фальсификации данных, также являются важными при оценке публикаций.

Нынешняя геополитическая обстановка привела к общему снижению публикационной активности российских ученых на мировом уровне в связи с сокращением количества докладов на международных конференциях. Однако исследователи из ВШЭ оценили на данный момент отрицательную динамику этого показателя незначительной. В качестве ответных мер Правительство РФ ввело мораторий на использование показателей публикационной активности в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных, что несколько повысило удельные показатели цитируемости работ российских ученых [2].

Среди показателей для оценки результативности и эффективности деятельности вузов наибольший вес имеют количество цитирований и уровень научных публикаций научно-педагогических работников [3]. Для формирования компетенций в области академического письма и предоставления помощи научно-педагогическим работникам в продвижении рукописей в научные журналы создаются центры публикационной активности при университетах [4]. Показатели публикационной активности вуза формируют репутацию и престиж учебного учреждения. Не менее важную роль в поддержании данного показателя играет и уровень вовлеченности студентов и молодых ученых в научную деятельность.

В студенческой среде сформировано мнение о целесообразности ведения научной и публикационной деятельности только при условии выбора академической профессии. Особенно сильна эта тенденция в сфере медицинского образования. Об этом свидетельствуют и результаты исследования И. Аль-Бусаиди с соавторами, доказывающие связь между опытом подготовки студентами публикаций, индексируемых в базе PubMed, и выбором ими академической карьеры по специальности. В своей работе авторы провели ретроспективный анализ публикаций студентов медицинских вузов за 6 лет обучения, и отметили, что около 60% студентов, имевших публикации, продолжили академическое обучение, в то время, как среди студентов без публикаций обучение продолжило всего только 34% [5]. Закономерно, что наибольшую публикационную активность проявляют студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью на постоянной основе, входящие в состав исследовательских групп или участники грантов.

Ведение научной деятельности часто не предполагает сотрудничество с представителями бизнес среды. Однако современные тенденции и программы развития вузов в России и мире все чаще опираются на модель тройной спирали, предполагающей активное взаимодействие трех институтов: университета, бизнеса и государства. В результате такого сотрудничества инновационные решения и наукоемкие технологии инициируются представителями научного сообщества и бизнеса, а не требованиями государства [6].

Заинтересованность студентов в предпринимательской деятельности нередко является предметом исследований в научном сообществе. Суслова А. В. и Сергеева А. В. в своей статье в рамках опроса студентов Байкальского государственного университета подтвердили гипотезу о том, что во время обучения студенты предпочитают набраться опыта и поработать на кого-то со стороны (81%), нежели открывать свое собственное дело (19%). При этом 37% опрошенных высказались о наличие идей для создания бизнеса, наибольшее предпочтение студенты отдают бизнесу в сфере организации досуга [7].

Согласно исследованию Коха И. А. более 60% опрошенных студентов готовы в будущем заняться предпринимательством, причем самой желательной формой поддержки от государства большинство называет прямую финансовую помощь (26%). Автор исследования отмечает, что студенты слабо осведомлены об эффективности различных мер государственной помощи и явно недооценивают значимость образовательной поддержки (7%) [8].

К наиболее весомым мерам содействия студенческому предпринимательству со стороны государства и вузов можно отнести федеральные программы развития научно-технического потенциала молодёжи, участие опытных наставников-преподавателей в образовательном процессе и привлечения представителей высокотехнологичных компаний для совместной практико-ориентированной деятельности. Одним из инструментов развития студенческих технологических проектов стала программа «Стартап как диплом», в рамках которой с 2021 г. обучающиеся 48 вузов могут защитить собственный бизнес-проект в качестве выпускной квалификационной работы. Такое решение позволяет вовлекать студентов и преподавателей в инновационную и предпринимательскую деятельность, а также способствует удержанию молодых специалистов внутри профессии [9]. Построение целостной экосистемы студенческого предпринимательства делает процесс создания стартапа, в основе которого лежит инновационный продукт или технология, более доступным и эффективным для студентов [10, 11].

Согласно результатам исследований М. Дэлзиел и Н. Басир знакомство студентов и представителей бизнеса с научно-исследовательской деятельностью университетских кафедр приводит к технологическому импринтингу («technological imprinting»). Идея заключается в том, что теоретический и практический опыт, приобретенный студентами в рамках научно-академического обучения и практической деятельности совместно с высокотехнологичными компаниями, формирует определенные навыки, поведенческие привычки и формат мышления. Все это впоследствии влияет на способность студентов вести активную инновационную деятельность, включающую в себя написание научных публикаций, регистрирование патентов, решение изобретательских задач и т.п. Авторы приходят к мнению, что воздействие среды, в которую попадают предприниматели в студенческие годы, даже если оно косвенное и кратковременное, может наложить технологический отпечаток на их модель поведения [12].

Регистрация патентов является одним из ключевых показателей инновационного развития стартапа. С помощью них можно защитить интеллектуальную собственность и обеспечить конкурентное преимущество на рынке. Кроме того, наличие патентов может привлечь инвесторов и партнеров, которые заинтересованы в инновационных технологиях и продуктах. В этом контексте, деятельность по защите интеллектуальной собственности является важным шагом для студенческого стартапа, который стремится к успешному развитию и росту на рынке.

Для успешной инновационной деятельности и регистрации патентов важно предоставлять студентам университетов базовые знания о создании и развитии объектов интеллектуальной собственности. В рамках своего исследования Михелькевич В. Н. и Овчинникова Л. П. подчеркивают значение интеллектуальной собственности как ценного актива для компаний и государства, а также выделяют необходимость комплексного подхода к подготовке технических специалистов в области инжиниринга и реинжиниринга [13]. Авторы приходят к выводу, что развитие информационных технологий и внедрение новых учебных дисциплин, таких как изобретательство и патентование, имеют важное значение для успешной подготовки студентов к инновационной деятельности, которые впоследствии могут стать основателями собственных стартапов

При этом стоит отметить, что даже образовательный процесс должен строится на взаимодействии университетов и рынка. Так, расширенное сотрудничество между бизнесом, университетами и наукой может повысить качество патентов и в целом стимулировать коммерциализацию инновационной деятельности. Однако в статье «Проблемы кооперации между университетами, наукой и технологическим предпринимательством» отмечается, что на примере взаимодействия университетов и малого предпринимательства в качестве партнеров в среднем технологическом бизнесе их доля составляет менее десяти процентов [14]. В то время как опираясь на международный опыт, в развитых странах существует более высокий уровень взаимодействия инновационного бизнеса и университетов. Поэтому крайне важно поддерживать и развивать взаимодействие между университетами и бизнесом ради стимулирования инновационной и патентной активности студенческих стартапов.

Статья «Индекс изобретательской активности российских университетов» за 2023 год от Аналитического центра “Эксперт” содержит информацию об университетских патентах и их коммерциализации. В рейтинг по изобретательской активности вошли 170 российских вузов на основе аналитики порядка 22 тысяч российских патентов (заявок) и более 500 иностранных патентов (заявок). Согласно исследованию самыми коммерчески успешными патентами являются патенты в областях «Полупроводники» (13,1% патентов коммерциализированы), «Текстиль и бумага» (10,9%), «Нанотехнологии» (10,5%), «Микромолекулярная химия и полимеры» (10,1%) и «Оптика» (8,8%). При этом стоит отметить, что вузы все чаще выступают в соглашениях по передаче исключительных прав на патент на принимающей стороне (число покупок возросло с 2,1% в 2021 году до 3,5% в 2022 году). Среди лидеров по числу оформленных лицензий остаются МГТУ им. Баумана (31 ед.), МГУ им. Ломоносова (29 ед.) и ИТМО (27 ед.) [15]. Т.е. прослеживается тенденция на успешную реализацию патентов в областях физики и химии, а также усиление стратегии по продаже университетских патентов представителям бизнеса.

По результатам текущих исследований и аналитических отчётов можно заключить, что стимулирование вклада студенческих стартапов в патентную активность должно строится на увеличении точек взаимодействия между университетом и рынком, что позитивно сказывается на инновационной деятельности в целом и качестве патентов в частности.

Методы исследования

В основу статьи легли результаты статистического исследования, проведенного на основе информации по стартапам, вошедшим в топ-1000 университетских стартапов за 2023 года в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Таким образом, объем выборочной совокупности составил 1000 стартапов. Репрезентативная выборка составила 278 стартапов для 95% доверительного интервала и погрешности 5%.

Данные об авторстве научных публикаций и патентов были получены из открытых источников при помощи поисковой системы по научным публикациям Google Scholar.

Результаты и дискуссия

В Российской Федерации основной оператором развития студенческого предпринимательства выступает Министерство науки и высшего образования. С 2022 года при поддержке Министерства образования и науки запущен Федеральный проект “Платформа университетского технологического предпринимательства”, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вовлечение представителей университетского сообщества в предпринимательскую деятельность и повышение предпринимательского потенциала вузов и страны в целом. Проект реализуется в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. «Платформа университетского технологического предпринимательства» формирует ежегодный всероссийский рейтинг топ-1000 университетских стартапов. Методология рейтинга учитывает фазы развития проекта и производит ранжирование на основании обобщения таких показателей университетских технологических предпринимательских проектов как показатели финансовой деятельности, формальный юридический статус, ключевые цели предпринимательства, поддержка университета, медийные показатели, вклад в социальное развитие, перспективные технологии [17].

Данное исследование основано на данных, полученных с официального сайта федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», по стартапам, вошедшим в топ-1000 университетских стартапов за 2023 года в рамках реализации проекта.

Анализ рейтинга топ-1000 стартапов в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» за 2023 год показал, что большая часть стартап-проектов (37,3%) относятся к направлению «цифровые технологии». На втором месте “креативные индустрии” - 14,6%. Среди основных тенденций в сфере цифровых технологий следует отметить три основных тренда: разработка приложений и веб-сервисов, оптимизирующих процессы поиска или выбора тех или иных услуг; применение искусственного интеллекта и автоматизация рутинных процессов, например, таких как протоколирование встреч и звонков.

Гендерный анализ руководителей стартап-проектов показал, что на 355 женщин приходится 645 мужчин, причем в такие направления, как новые приборы и производственные технологии, цифровые технологии, робототехника, численность основателей-мужчин выше более чем в 2 раза (рис. 1). Выявленная гендерная асимметрия возникает, помимо всего прочего, в силу существующих особенностей половой структуры студентов: большего числа девушек на специальностях социально-гуманитарного профиля, чем юношей. Данную тенденцию можно наблюдать в сфере креативных индустрий, где численность основателей-женщин превышает численность мужчин. Таким образом, данные отражают, что женщины занимают значительное место в инновационной сфере и предпринимательстве. Это подтверждают международные исследования, которые отмечают, что женщины все чаще участвуют в инновационных процессах и предпринимательской деятельности.

Рис. 1. Соотношение полов основателей стартапов по направлениям стартапов

Источник: Составлено авторами на основе всероссийского рейтинга ТОП-1000 университетских стартапов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» 2023 – URL: https://top1000.univertechpred.ru/ (дата обращения 25.02.2024).

Регионом-лидером (19,6%) по количеству стартапов, входящих в данный рейтинг, является Москва, что закономерно, так как развитая инфраструктура и уровень поддержки университетских инициатив со стороны государства выше, чем в других регионах (рис.2). Незначительное отставание у Республики Татарстан (17,7%). Стоит отметить, что «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (4,6%) и «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (3,4%), расположенные в данной республике, входят в топ-5 среди вузов, в рамках которых осуществлены стартап-проекты.

Рис. 2. Топ-5 регионов по численности стартап-проектов

Источник: Составлено авторами на основе всероссийского рейтинга ТОП-1000 университетских стартапов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» 2023 – URL: https://top1000.univertechpred.ru/ (дата обращения 25.02.2024).

Наличие веб-сайта у стартапа может быть важным показателем для оценки его готовности к выходу на рынок. Это может указывать на то, что компания обладает хорошей стратегией маркетинга и коммуникации с потенциальными клиентами. Кроме того, наличие веб-сайта может помочь стартапу привлечь внимание инвесторов и партнеров, что важно на начальном этапе развития. Только у трети рассмотренных проектов (33,5%) имеется свой веб-сайт. Более высокое место в общем рейтинге говорит о высокой стадии подготовки проекта и его готовности к выходу на рынок, и наличие сайта проекта является значимым признаком высокого уровня развития стартапа: более 50% всех веб-сайтов приходится на первые 300 мест в рейтинге.

Данные, представленные в рамках рейтинга федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» не отражают в полной мере связь студенческого предпринимательства с патентно-инновационной деятельностью. Для более глубокого и детального анализа показателей, которые не отражены на официальном сайте федерального проекта, рассмотрим репрезентативную выборку по таким показателям патентно-инновационной деятельности, как опубликованное количество научных публикаций и зарегистрированных патентов авторов-руководителей стартапов.

Объем генеральной совокупности составил 1000 стартапов, входящих в проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» за 2023 год. Репрезентативная выборка составила 278 стартапов для 95% доверительного интервала и погрешности 5%. Данные об авторстве научных публикаций и патентов были получены из открытых источников при помощи поисковой системы по научным публикациям Google Scholar.

Анализ выборки позволит выявить особенности распределения публикаций и патентов по технологическим направлениям стартапов, а также выделить приоритетные направления развития стартапов. Результаты исследования также помогут глубже понять роль объектов интеллектуальной собственности, таких как научные публикации и патенты, в создании и развитии студенческих стартап-проектов в ведущих отраслях, а также определить стратегии для развития высокотехнологичного студенческого предпринимательства.

Рассмотрим основные показатели патентно-инновационной деятельности стартап-проектов, входящих в выборку, в разбивке по технологической направленности (табл. 1).

Табл. 1. Основные показатели патентно-инновационной деятельности стартап-проектов

Направление
Публикации
Патенты
Биотехнологии
72
3
Другое
1
1
Креативные индустрии
24
0
Математическое моделирование материалов
1
0
Медицина и здоровье
110
8
Новые материалы и химические технологии
41
10
Новые приборы и производственные технологии
35
15
Ресурсосберегающая энергетика
71
10
Робототехника
26
17
Цифровые технологии
135
49
Электротранспорт
3
0
Источник: составлено авторами по материалам [17].

В рассматриваемой выборке только 32% руководителей стартап-проектов, которые имеют хотя бы 1 опубликованную научную публикацию. Среди направлений стартап-проектов, лидирующих по общему количеству публикаций: медицина и здоровье, цифровые технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика (рис. 3).

Рис. 3. Количество публикаций по направлениям стартапов

Источник: Составлено авторами на основе [17].

Преобладающие количество публикаций совместно в сферах медицины и биотехнологий обусловлено несколькими факторами. Во-первых, медицинское оборудование и лекарственные препараты требуют государственной сертификации, и выпуск продукта на рынок без рецензируемых научных исследований ограничен. Во-вторых, высокая степень конкуренции в медицинской индустрии вынуждает предпринимателей защищать результаты своей интеллектуальной деятельности путем закрепления за собой авторства. В-третьих, медицина и здоровье является общественно-значимой сферой, активно финансируемой государством и вызывающей большой интерес как со стороны научного сообщества, так и общества в целом. По результатам анализа выборки в данной сфере около половины стартапов имеют научную основу в виде публикаций.

Наибольшее число публикаций и патентов в сфере цифровых технологий обусловлено стремительным развитием информационных технологий и компьютерных наук. Еще одной причиной является высокая конкуренция на рынке цифровых технологий. Быстрое развитие индустрии требует постоянного совершенствования продуктов и услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными. Робототехника, производственные технологии, ресурсосберегающая энергетика также являются сферами с широким спектром направлений исследований. На базе результатов исследований, задокументированных в научных публикациях, патентуются изобретения и программы для ЭВМ (рис. 4).

Рис. 4. Количество патентов по направлениям стартапов

Источник: Составлено авторами на основе [17].

В силу специфики сферы робототехники, полезные модели, изобретения и промышленные образцы регистрируются чаще, чем иные результаты интеллектуальной деятельности, в то время как в сфере цифровых технологий, преобладает регистрирование программ для ЭВМ. Доля основателей стартап-проектов, обладающих патентами, составляет 14%. Одним из основных критериев для патентования является уникальность разработки. Это означает, что изобретение должно отличаться от существующих решений на рынке и иметь новаторские черты. Этот факт может объяснить низкий уровень патентования среди студентов. В образовательной среде студенты часто занимаются проектами и исследованиями, выполняющими исключительно учебную функцию, что усложняет генерацию инновационных идей, если студент не задействован в научной деятельности помимо образовательного процесса. Более того, процесс патентования требует значительных знаний и ресурсов, которые могут быть недоступны студентам из-за ограниченных возможностей и опыта.

Заключение

В последние годы наблюдается рост числа студентов, вовлеченных в предпринимательскую деятельность. Студенческие стартапы представляют собой новаторские проекты, направленные на создание и внедрение инновационных продуктов или услуг. В свою очередь процесс создания инноваций включает в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, результатами которых становятся научные публикации и патенты. Таким образом рост патентной и публикационной активностей является как результатом, так и следствием развития студенческого предпринимательства, поскольку ряд инновационных проектов студентов завершаются получением патентов на новые продукты и технологии.

Для стартапов крайне важно быстро коммерциализировать свой продукт или идею, чтобы привлечь инвестиции, получить прибыль и обеспечить свое последующее развитие. В поисках быстрого способа извлечь прибыль основатели стартапов часто не желают тратить временные и финансовые ресурсы на разработку инноваций, отдавая предпочтение существующим технологиям и сферам, не требующим дорогостоящих вложений. Однако стартапы, развивающиеся в высокотехнологичных сферах, таких как медицина или цифровые технологии, ориентированы на долгосрочное развитие. Они представляют собой ключевых игроков на рынке инноваций и вносят непосредственный вклад в публикационную и патентную активность страны.

По результатам проведенного исследования более 70% патентов относится к таким направлениям как цифровые технологии, робототехника, новые приборы и производственные технологии, а около 75% публикаций к медицине и здоровью, цифровым технологиям, биотехнологиям, ресурсосберегающей энергетики. Стартапы, ведущие свою деятельность в перечисленных высокотехнологичных сферах относятся к DeepTech стартапам, которые ориентированы на долгосрочное развитие и создание продуктов, требующих значительных временных и финансовых ресурсов для исследований и разработок. Например, в медицине требуется проведение многоступенчатых клинических испытаний, сертификация продукции и получение разрешений на медицинское использование, а в цифровых технологиях необходимо разрабатывать сложные алгоритмы, проводить исследования в области искусственного интеллекта и кибербезопасности. Deeptech стартапы обладают высоким потенциалом для решения сложных задач и создания инновационных продуктов, которые могут изменить мир. Именно поэтому они привлекают большой интерес со стороны инвесторов и рынка, что подтверждается статистикой финансирования и инвестирования в Deeptech стартапы. Таким образом, высокий уровень патентной и публикационной активности в высокотехнологичных сферах привлекает внимание инвесторов к инновационным стартапам, готовым предложить свои решения и разработки рынку, при этом подкрепленные научными исследованиями и запатентованными технологиями.

Однако, стоит отметить, что студенческое предпринимательство даже в высокотехнологичных сферах все еще сталкивается с рядом проблем, таких как отсутствие знаний и опыта у студентов в ведении предпринимательской деятельности, затруднение трансфера технологий между университетами, государством и регионами, недостаток финансирования на ранних стадиях жизненного цикла стартапов, недостаточная поддержка со стороны государства в отдельных регионах. Для дальнейшего развития студенческого предпринимательства и увеличения его вклада в патентно-инновационную деятельность страны необходимо разрабатывать специальные программы поддержки, обучать студентов ведению бизнеса и создавать условия для коммерциализации их разработок.


Страница обновлена: 16.04.2024 в 20:55:48