Анализ состояния, проблем и возможностей цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России

Арутюнян С.А.1, Соловьева Н.В.2, Галяув Е.Р.2
1 МИРЭА – Российский технологический университет, Россия, Москва
2 Астраханский государственный технический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997314

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования состояния и проблем цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России. На основе анализа статистических данных сделан вывод о положительной динамике развития малого и среднего предпринимательства в РФ, его вкладе в валовый внутренний продукт. Проведенная оценка индекса информатизации бизнеса позволила сделать вывод, что несмотря на внешние вызовы последних лет (2019-2022 гг.), малый и средний бизнес продолжает процесс цифровой трансформации, наращивая использование интернет-инструментов, интеграцию цифровых технологий и количество каналов передачи и хранения информации. При этом отмечается снижение цифровых навыков и информационной безопасности. Государство поддерживает цифровую трансформацию бизнеса, формируя среду малых и средних предприятий для их более комфортных условий деятельности и повышения конкурентоспособности. Национальные проекты и целевые программы являются проявлением такой поддержки. Выявлены препятствия российских субъектов малого и среднего бизнеса на пути к цифровизации бизнеса: недостаточный уровень знаний сотрудников, ограничение доступа к иностранным цифровым сервисам, ограниченность финансовых ресурсов для цифровой трансформации субъектов.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, цифровая экономика, малый и средний бизнес, предпринимательство

JEL-классификация: L26, P33, M20



Введение

В настоящее время общепризнанным является факт, что важным механизмом повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса любых масштабов является его цифровая трансформация. Поэтому реализация процесса цифровизации экономики вышла на лидирующие позиции среди других приоритетов развития РФ. Цифровизация бизнеса означает применение современных цифровых технологий и средств, а также систем автоматизации в бизнес-процессах предприятий разных сфер экономики.

Особенно значимой движущей силой цифровая трансформация является для развития российского малого и среднего бизнеса (МСБ), т.к. именно эта часть экономики во многих развитых странах мира является наиболее мобильной, гибкой, быстроразвивающейся и способной к быстрой адаптации, а также выступает ключевым сектором экономики во многих странах мира, создающем наибольшее количество рабочих мест. МСБ влияет как на структуру, так и на качество ВВП страны в целом и валовый региональный продукт отдельных ее территорий, поэтому обусловливает устойчивое развитие национальной экономики. Как отмечает Н.А. Дубко, предпринимательство оказывает значимое воздействие на региональную экономику [1]. В этой связи государству следует осуществлять поддержку цифровизации и цифровой трансформации МСБ, что станет катализатором развития экономики России.

Вопросами цифровизации современной экономики в последнее время занимаются много исследователей, считая его одним из наиболее перспективных. Большой вклад в изучение цифровой экономики внесли А.В.Бабкин [2], П.В. Михайлов [3], Л.В. Лапидус [4], Н.И. Касперская [5], Ю.Г.Лещенко, М.Ю. Лев [6], Е.Б. Ленчук [7], Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг К.О. Вишневский, [8], К. Шваб [9], П.Э. Прохоров, Л. Коник [10], Н.Д. Бублик, Р.М.Сафуанов, Д.В. Чувилин [11], Ю.В. Келеш, Е.А. Бессонова [12], Л.Н Щербакова [13] и другие исследователи.

Проблемы и возможности цифровой трансформации МСБ исследовали в своих трудах В.И. Абрамов, А.В. Борзов, К.Ю. Семенков [14], Н.А. Дубко [1], Л.А.Ватутина, Е.Ю. Злобина, Е.Б. Хоменко [15], К.А. Власикова [16], М.Э.Глухарева [17], Д.Р. Игошина [18], И. Малыгина [19], В.А. Черкасова, Г.А.Слепушенко [20], М.Шувалова [21], И.Н. Щепина, М.И. Маслова, Т.Н.Голева [22] и ряд других ученых.

Ввиду многогранности проблемы остается еще много теоретических и практических аспектов в ее исследовании. В первую очередь, необходимо провести анализ состояния цифровой трансформации предпринимательской сферы МСБ, ее готовности к дальнейшей цифровизации, а также определить первостепенные направления дальнейшей цифровой трансформации предпринимательской сферы.

Цель данного исследования – выявление особенностей цифровой трансформации МСБ в России, определении проблем и возможностей его дальнейшей цифровизации.

Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) дать характеристику состояния малого и среднего бизнеса в России;

2) провести оценку состояния цифровой трансформации российского малого и среднего бизнеса;

4) определить направления развития цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России.

Методология исследования включает применение системного анализа, сравнения, количественного и качественного анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в рассмотрении цифровизации отдельных сфер экономики (отраслей) в регионах РФ для предприятий малого и среднего бизнеса, что позволяет выявить проблемы и перспективы их развития в данной области.

Характеристика состояния малого и среднего бизнеса в России

2022-2023 гг. для экономики России – сложнейший период экономической трансформации, оказывающей многофакторное воздействие на малые и средние предприятия (МСП). Но крайне важный, т.к. от успешного функционирования субъектов МСП, обеспечивающих весомую часть экономического оборота и общего числа занятых, будут во много зависеть темпы адаптации российской экономики [23]. Более того, в условиях почти тотального охвата санкциями крупного российского бизнеса роль МСП в социально-экономическом развитии будет возрастать.

Официальные статистические данные свидетельствуют, что давление санкций, экономические колебания, некоторое ухудшение ситуации в экономике не смогли остановить поступательное развитие частного предпринимательства в России, о чем свидетельствует положительная динамика численности субъектов МСП и количества занятых работников (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика численности субъектов МСП в России и количества занятых работников в 2020-2022 г.*

Показатели
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Темп роста, %
Доля МСБ в ВВП, %
20,8
20,3
20
-0,8 п.п.
Число субъектов МСП (ед.),
из них:
5684561
5866703
5991349
105,4
микро
5450261
5636297
5761069
105,7
малые
216615
212429
212271
98,0
средние
17685
17977
18009
101,8
Численность работников МСП (чел.), из них:
15491144
14662197
15191543
98,1
микро
7519074
6970884
7327122
97,4
малые
6143489
5824977
5950419
96,9
средние
1828581
1866336
1914002
104,7
*Составлено авторами по данным [24]

Данные реестра субъектов МСП Федеральной налоговой службы [24] свидетельствуют, что за 2020-2022 гг. число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 5,4%. По состоянию на 10 января 2023г. в России было зарегистрировано 5,91 млн. компаний. При этом наибольшими темпами выросло количество микропредприятий – на 5,7%. Количество малых предприятий сократилось на 2%.

Численность сотрудников предприятий МСБ за 2020-2022 гг. сократилась почти на 2%. На 10.01.2023 г. численность занятых в этом секторе равна 15,2 млн. работников. Следует отметить, что численность работников средних предприятий за 2020-2022 гг. увеличилась на 4,7%.

Доля МСП в ВВП России составляет по итогам 2022 г. 20%, что в три раза меньше показателей других стран [25]. В 2021 году этот показатель составлял 20,3%, в 2020 году – 20,8%. Для сравнения – доли малого и среднего бизнеса в ВВП других стран: в Китае она колеблется между 60% и 70%, в США составляет около 60%, в Италии – более 70%, в Финляндии – более 60% [25].

Территориальное распределение субъектов МСП в России отражено в таблице 2 (по состоянию на 10 января 2023 г.).

Таблица 2 – Количество субъектов МСБ по федеральным округам РФ (на начало 2023 г.)

Округа РФ
Всего
из них
юридических лиц
индивидуальных предпринимателей
всего
из них
всего
из них
Микро
МП
СП
Микро
МП
СП
РФ – всего
5991349
2305387
2103812
183920
17655
3685962
3657257
28351
354
в том числе









ЦФО
1930548
827894
754337
66650
6907
1102654
1095680
6866
108
СЗФО
682200
294992
268834
23977
2181
387208
384434
2746
28
ЮФО
682676
174600
158888
14350
1362
508076
504146
3895
35
СКФО
209547
51627
47468
3756
403
157920
156944
961
15
ПФО
1043407
398810
362540
33180
3090
644597
638606
5932
59
УФО
503776
198361
181828
15071
1462
305415
302614
2768
33
СФО
612746
240642
220518
18520
1604
372104
368845
3212
47
ДФО
307506
116181
107119
8416
646
191325
189325
1971
29
Юго-Западные субъекты РФ
18943
2 280
2280
0
0
16663
16663
0
0
*Составлено авторами по данным [24]

Больше всего субъектов МСП приходится на Центральный федеральный округ: если оценивать в относительном выражении, то 32% всех организаций МСБ. Еще 17% зарегистрированы в Приволжском федеральном округе, по 11% – в Северо-Западном и Южном федеральных округах, 10% – в Сибирском федеральном округе, 8% – в Уральском, 5% – в Дальневосточном, 3% – в Северо-Кавказском.

ТОП-5 самых «популярных» ОКВЭД для организаций МСБ по состоянию на начало 2023 г. [24]:

- 49.41 – Деятельность автомобильного и грузового транспорты (15%);

- 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий (15%);

- 47.91 – Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет (14%);

- 68.20 – Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (11%);

- 47.11 – Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (10%).

Динамика оборота МСП в разрезе видов экономической деятельности за 2020-2022 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Оборот МСП по видам экономической деятельности,

млрд. руб.*

Виды экономической деятельности
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Темп роста
Оборот субъектов МСБ – всего
57435,6
66693,2
71127,5
123,8%
в том числе




Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
1670,7
2032,9
2167,4
129,7%
Добыча полезных ископаемых
363,7
493,2
529,0
145,4%
Обрабатывающие производства
7339,8
9574,2
11030,9
150,3%
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
339,7
420,1
456,9
134,5%
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
442,1
643,2
613,8
138,8%
Строительство
6010,8
6196,0
7548,2
125,6%
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
30173,6
33684,2
33195,5
110,0%
Транспортировка и хранение
2707,8
3630,3
4153,9
153,4%
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
826,0
1090,1
1338,2
162,0%
Деятельность в области информации и связи
1171,5
1414,3
1654,0
141,2%
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
2313,4
2520,1
2758,0
119,2%
Деятельность профессиональная, научная и техническая
2081,3
2379,3
2735,2
131,4%
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
1065,4
1262,2
1387,0
130,2%
Образование
35,2
35,5
34,2
97,0%
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
541,0
807,1
905,5
167,4%
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
136,8
195,5
299,1
2,2 раза
*Составлено авторами по данным [26]

За 2020-2022 гг. оборот предприятий малого и среднего бизнеса в России увеличился на 23,8%. Наибольшие темпы роста оборота отмечены для МСП в таких отраслях, как: деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – в 2,2 раза; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 167,4%; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – 162%; транспортировка и хранение – 153,4%; обрабатывающие производства – 150,3%; добыча полезных ископаемых – 145,4%; деятельность в области информации и связи – 141,2%; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 138,8%.

Наибольший удельный вес по обороту субъектов МСП в 2022 г. составляют: 1) торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 46,7%; 2) обрабатывающие производства – 15,5%; 3) строительство – 10,6%; 4) транспортировка и хранение – 5,8%; 5) деятельность по операциям с недвижимым имуществом – 3,9% и деятельность профессиональная, научная и техническая – 3,8%.

За последние 3 года (2020-2022 гг.) следует отметить существенное сокращение доли оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов – почти на 6 п.п. На этом фоне отмечается рост удельного веса таких видов деятельности, как обрабатывающие производства – на 2,7 п.п., транспортировка и хранения – на 1,1 п.п., деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – на 0,5 п.п. и ряда других.

Оценка состояния цифровой трансформации МСБ России

Одним из показателей цифровизации малого и среднего бизнеса является индекс цифровизации бизнеса (BDI — Business Digitalization Index), который исследуется аналитическим центром НАФИ в партнерстве с фондом «Сколково» и банком «Открытие» дважды в год, начиная с 2019 года [27].

Динамика индекса цифровизации малого и среднего бизнеса в России в 2019-2022 гг. приведена на рисунке 1. За 4 года индекс BDI вырос на 7 процентных пунктов и составил осенью 2022 г. 52 п.п. Это уже седьмая волна измерений индекса, которая была проведена НАФИ методом репрезентативного всероссийского опроса представителей МСБ (в т.ч. ИП) в октябре 2022 г. Опрошено 580 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России. Рост показателя обусловлен ростом внимания компаний к киберграмотности сотрудников, использованию гибридного формата работы, информационной безопасности и импортозамещению ПО [28].

Рис. 1. Динамика индекса цифровизации бизнеса в 2019-2022 гг.*

*Составлено авторами по данным [27]

В сентябре 2020 года значение индекса составляло 50 п.п., в ноябре 2021 года – 51 п.п. Таким образом, самый существенный прирост индекса был зафиксирован в 2020 г. по отношению к 2019 г. – 3 п.п. Потом BDI увеличивался на 1 п.п. в год. Рост индекса свидетельствует о том, что несмотря на внешние вызовы последних лет, МСБ продолжает уделять внимание цифровизации. В 2022 г. среди субъектов малого и среднего бизнеса в России 16% компаний имеют высокий уровень цифровизации, 72% – средний, 12% – низкий [28].

За 2019-2022 гг. выросли такие составляющие индекса BDI, как:

- использование интернет-инструментов – на 35 процентных пунктов;

- интеграция цифровых технологий – на 14 п.п.;

- каналы передачи и хранения информации – на 6 п.п.

При этом следует отметить снижение цифровых навыков и информационной безопасности.

Среди российских компаний растет использование цифровых технологий для обеспечения бизнес-процессов. Несмотря на отсутствие доступа к иностранным сервисам из-за внешних ограничений, продолжается переход бизнеса в онлайн, с использованием отечественных IT-решений. При этом больше половины (59%) респондентов не столкнулись с ограничениями доступа к иностранным сервисам. 58% компаний считают, что им удалось решить все технологические проблемы и продолжить работать как раньше. [29]

По результатам исследования было выявлено несколько тенденций происходящей цифровой трансформации МСБ [29].

1) Самый популярный цифровой канал передачи данных в 2022 г. – корпоративная почта. Инструмент используют 72% компаний. В ноябре 2021 года показатель был на уровне 57%. Другие способы – например, облачные хранилища данных, корпоративные мессенджеры, системы по автоматизации работы с клиентами – также начали использовать чаще.

2) Растёт доля компаний, которые используют электронный документооборот (ЭДО): у 73% компаний ЭДО внедрен частично (06.11.2021 г. – 62%, 05.03.2021 г. – 58%), у 19% компаний ЭДО внедрен полностью (06.11.2021 г. – 11%, 05.03.2021 г. – 15%). Оформляя, подписывая и храня в электронной форме все документы, компания ускоряет и упрощает бизнес-процессы.

3) Снизилась доля компаний, у которых нет своего сайта – с 22% по итогам 5-й волны измерений 05.03.2021 г. до 17% по итогам 7-й волны 07.10.2022 г. Сайт выступает визитной карточкой бизнеса, инструментом продаж, средством автоматизации процессов – оплата заказа, оформление доставки и чеков.

4) Денежные операции всё чаще проводят онлайн. Платежи через СБП и онлайн-переводы на карту – самые распространённые формы расчёта с физлицами. В 2022 году платежи онлайн-переводом принимают 57% компаний, а через систему быстрых платежей – 36%.

5) Яндекс-карты являются лидером размещения информации о компаниях. Сервис используют 67% опрошенных компаний (06.11.2021 г. – 65%, 05.03.2021г. – 61%). В то же время 2Gis и Google Картами пользоваться стали меньше.

6) Реклама в интернете остаётся популярным каналом продвижения, но покупают её меньше. В 2022 году предприниматели менее активно использовали цифровые инструменты для рекламы и продвижения. В целом сегмент малого бизнеса снижал расходы данной категории. По сравнению с 2021 годом снизилось использование рекламы в интернете на 17 п.п. (до 48%) и социальных сетях на 10 п.п. (до 38%). В два раза упала доля тех, кто делает спецпроекты с блогерами (с 12% до 6%). В то же время наблюдается снижение использования социальных сетей: в октябре 2022 года 55% процентов компаний отметили наличие бизнес страницы, для сравнения в ноябре 2021 года данный показатель составлял 67%. [28]

Всё больше компаний используют email-маркетинг и рассылки в мессенджерах. Лидер среди соцсетей для продвижения товаров и услуг — Вконтакте. Соцсеть используют 75% компаний [29].

7) Растет потребность в инструментах информационной безопасности для бизнеса. По сравнению с осенью 2021 года наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%). В целом в 7 раз выросло число компаний, которые используют программы для защиты бизнеса. На 12 п.п. снизилась доля компаний, не использующих инструменты защиты данных. [28]

8) В 2022 г. продолжилось распространение гибридного формата работы, когда часть сотрудников выводится «на удаленку», а часть остается в офисе. В 2 раза снизилась доля компаний, в которых сотрудников на удаленной работе нет (с 43% до 24%). 64% малого бизнеса отметили, что используют полностью или частично удаленный формат.

В ходе опроса руководителей предприятий МСБ для определения индекса BDI были выявлены основные препятствия российских субъектов малого и среднего предпринимательства на пути к цифровизации бизнеса, среди которых: [29].

А) недостаточный уровень знаний сотрудников.

Снизилась доля руководителей компаний, которые прошли курсы по цифровым технологиям. По сравнению с ноябрём 2021 года показатель упал на 7 процентных пунктов – с 38% до 31%. Более трети компаний не готовы обучать сотрудников цифровой грамотности. Образование считают необязательным 41% руководителей;

Б) ограничение доступа к иностранным цифровым сервисам.

Больше трети компаний столкнулись с трудностями из-за ограничений. Среди них 37% компаний перешли на российские аналоги – Яндекс.Диск, Bizon365, Kaiten, Sboard, а 44% нашли способ продолжить пользоваться иностранными сервисами;

В) ограниченность финансовых ресурсов для проведения цифровой трансформации предприятий у самих субъектов МСБ.

В целом государство поддерживает цифровую трансформацию бизнеса, в частности, формируя среду МСП для их более комфортных условий деятельности, а также для повышения конкурентоспособности [30]. Национальные проекты и целевые программы, например, федеральный проект «Цифровые профессии», который был запущен в 2019 г., являются стандартным проявлением такой поддержки от государства.

Помимо обучения цифровым навыкам стоит отметить проблему информатизации в общем как поддержки МСП. В настоящее время Министерство экономического развития РФ разрабатывает федеральный проект по созданию единой цифровой системы, в которой будет содержаться комплекс актуальной информации обо всех мерах поддержки субъектов МСП (Единая информационная платформа – ЕИП).

В целях преодоления существующих проблем необходимо активно развивать мероприятия, которые соответствуют современным трендам развития МСП и которые позволят, в первую очередь, преодолеть проблему низкого уровня квалификации и информированности бизнеса.

Перспективными направлениями развития МСП в регионах РФ являются:

- развитие электронной коммерции в целях расширения рыночных возможностей для субъектов МСП;

- активизация программ привлечения инвесторов, в том числе через развитие краудфандинговой платформы с государственной поддержкой;

- активизация инструментов поддержки инвестиционной деятельности МСП, создание комплексных решений для бизнеса, направленных на повышение производительности труда и снижения расходов отраслей;

- популяризация социального и инновационного предпринимательства, в том числе через создание сообществ на базе высших учебных заведений и общественных организаций конкретного региона.

Сам бизнес в лице МСП регионов должен также активно развивать цифровой формат по следующим направлениям.

1. Обучать сотрудников цифровой грамотности. Это точка роста для компаний. Сотрудники должны разбираться в технологиях и уметь ими пользоваться, чтобы упростить бизнес-процессы и ускорить работу.

В качестве одного из вариантов обучения персонала можно предложить образовательные курсы банков. Образовательные проекты банков полезны предпринимателям, которые хотят научиться грамотно и эффективно внедрять цифровые технологии. Как правило, бизнесменов обучают и другой нужной информации: как наладить маркетинг, чтобы он приносил результат; как увеличить продажи; как управлять персоналом и обучать сотрудников; как работать с деньгами и оптимизировать затраты и многое другое.

2. Изучать опыт других предпринимателей. Читать и анализировать чужие истории – что сработало, а что нет. Это позволит найти интересные для конкретной компании идеи. Конечно, не всегда успешные практики рынка могут сработать в другой компании. Тем не менее чужой опыт позволяет повысить эффективность своих действий.

3. Оптимизировать расходы, чтобы освободить часть капитала. Для цифровизации нужны деньги, и не всегда у бизнеса есть свободные средства на развитие. Чтобы решить проблему, следует проанализировать расходы компании и подумать, где кроются резервы для сокращения затрат.

Выводы

Таким образом, цифровая трансформация МСП позволяет расширить возможности МСП по взаимодействию с государством. Для руководителей организаций плюсы внедрения информационных технологий выражаются, например, в повышении эффективности деятельности, а для государства – в оптимизации бюрократических процедур. Кроме того, цифровая трансформация открывает новые знания, методы и инструменты, которым должен быть обучен работник компании.

Безусловно, единых алгоритмов использования малыми предприятиями цифровых технологий, приводящих к повышению эффективности и снижению издержек, не существует. Не имея значительных средств, цифровая трансформация субъектов МСБ может начинаться с модернизации ИТ-инфраструктуры, повышения информационной мобильности, использования технологий для аналитики в реальном времени и работы с большими данными.

Реализация мер поддержки с учетом установленных тенденций позволит повысить эффективность инструментов поддержки, увеличит интерес предпринимателей регионов к созданию и развитию новых видов бизнеса в условиях цифровой экономики.


Источники:

1. Дубко Н.А. Цифровая бизнес-платформа как инструмент регионального развития малого и среднего предпринимательства // Цифровая трансформация. – 2020. – № 3. – c. 58-70. – doi: 10.38086/2522-9613-2020-3-58-70.
2. Бабкин А.В., Михайлов П.А. Цифровые платформы в экономике: понятие, сущность, классификация // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 1(54). – c. 25-36.
3. Михайлов П.А., Бабкин А.В. Факторы и показатели оценки цифровой трансформации промышленного предприятия // Universum: экономика и юриспруденция. – 2022. – № 9(96). – c. 12-16. – doi: 10.32743/UniLaw.2022.96.9.14137.
4. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. / Монография. - М.: Инфра-М, 2020. – 381 c.
5. Касперская Н.И. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации. Вестник международного экономического и гуманитарного сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://eurasia.plus/magazine/eurasia_multipolar_world/risks_digital_colonization.phtml (дата обращения: 28.10.2023).
6. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.
7. Ленчук Е.Б. Цифровизация экономики: драйверы и результаты // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 2(60). – c. 32-37.
8. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. / Докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 c.
9. Шваб K. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016. – 213 c.
10. Прохоров А., Конил Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. - М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. – 368 c.
11. Бублик Н.Д., Сафуанов Р.М., Чувилин Д.В., Егоров А.М., Акневский А.Б., Кожевников Е.В. Совершенствование процесса формирования региональных программ цифровой трансформации экономики и социальной сферы с учетом требований экономической безопасности // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 2(58). – c. 10.
12. Келеш Ю.В, Бессонова Е.А. Реализация стратегий приоритетов цифровой трансформации региональной экономики // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 5(120). – c. 111-125. – doi: 10.24412/2227-9407-2021-5-111-125.
13. Щербакова Л.Н. Специфика системного подхода к содержанию четвертой промышленной революции (рецензия на книгу К. Шваба «Четвертая промышленная революция» // Эко. – 2020. – № 12(558). – c. 174-185. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2020-12-174-185.
14. Абрамов В.И., Борзов А.В., Семенков К.Ю. Оценка готовности малых и средних предприятий к цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1573-1596. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115000.
15. Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю., Хоменко Е.Б. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2021. – № 4. – c. 545-551. – doi: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-545-551.
16. Ватутина Л.А., Власикова К.А. Цифровая трансформация малого и среднего предпринимательства // Актуальные вопросы экономики и финансов: Сборник статей международной НПК. Ижевск, 2021. – c. 50-54.
17. Глухарева М.Э. Предпосылки цифровой трансформации бизнеса в республике Беларусь // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Экономические науки. – 2022. – № 41. – c. 25-28.
18. Игошина Д.Р. Особенности цифровизации бизнес-процессов в компаниях малого и среднего предпринимательства // Индустриальная экономика. – 2021. – № 5-11. – c. 1092-1097. – doi: 10.47576/2712-7559_2021_5_11_1092.
19. Мальгина И. Поддержка цифровизации малого и среднего предпринимательства // Наука и инновации. – 2021. – № 2(216). – c. 52-55.
20. Черкасова В.А., Слепушенко Г.А. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 2. – c. 128-142. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142.
21. Шувалова М. Три кита цифровой трансформации субъектов МСП: перевод бизнеса в онлайн-формат, финансовая поддержка, обучение цифровым навыкам. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/1467601/ (дата обращения: 28.10.2023).
22. Щепина И.Н., Маслова М.И., Гоголева Т.Н. Анализ использования цифровых технологий в организациях российских регионов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2023. – № 1. – c. 65-82. – doi: 10.17308/econ.2023.1/10965.
23. Малый бизнес России. Малое предпринимательство. Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 30.10.2023).
24. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 30.10.2023).
25. Греф назвал стыдной долю малого и среднего бизнеса в ВВП России. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/26/05/2023/647076fa9a7947b349dae983 (дата обращения: 30.10.2023).
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2023).
27. Индекс цифровизации бизнеса Банка «Открытие»: готовность российских компаний к цифровой экономике. Исследовательский центр НАФИ. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/indeks-peremen-gotovnost-rossiyskikh-kompaniy-k-tsifrovoy-ekonomike/ (дата обращения: 03.11.2023).
28. Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. Nafi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/bank-otkrytie-interes-malogo-biznesa-k-tsifrovizatsii-i-udalennoy-rabote-rezko-vyros-v-2022-godu/ (дата обращения: 03.11.2023).
29. Уровень цифровизации бизнеса в России. Academyopen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://academyopen.ru/journal/850 (дата обращения: 03.11.2023).
30. Антоненко Н.А., Екатериничев А.Л., Наташкина Е.А. Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса на примере Тульской области // Вестник НГУЭУ. – 2020. – № 2. – c. 213-223. – doi: 10.34020/2073-6495-2020-2-213-223.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:49:02