Анализ состояния, проблем и возможностей цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России
Арутюнян С.А.1, Соловьева Н.В.2, Галяув Е.Р.2
1 МИРЭА – Российский технологический университет, Россия, Москва
2 Астраханский государственный технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 62
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997314
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования состояния и проблем цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России. На основе анализа статистических данных сделан вывод о положительной динамике развития малого и среднего предпринимательства в РФ, его вкладе в валовый внутренний продукт. Проведенная оценка индекса информатизации бизнеса позволила сделать вывод, что несмотря на внешние вызовы последних лет (2019-2022 гг.), малый и средний бизнес продолжает процесс цифровой трансформации, наращивая использование интернет-инструментов, интеграцию цифровых технологий и количество каналов передачи и хранения информации. При этом отмечается снижение цифровых навыков и информационной безопасности. Государство поддерживает цифровую трансформацию бизнеса, формируя среду малых и средних предприятий для их более комфортных условий деятельности и повышения конкурентоспособности. Национальные проекты и целевые программы являются проявлением такой поддержки. Выявлены препятствия российских субъектов малого и среднего бизнеса на пути к цифровизации бизнеса: недостаточный уровень знаний сотрудников, ограничение доступа к иностранным цифровым сервисам, ограниченность финансовых ресурсов для цифровой трансформации субъектов.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, цифровая экономика, малый и средний бизнес, предпринимательство
JEL-классификация: L26, P33, M20
Введение
В настоящее время общепризнанным является факт, что важным механизмом повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса любых масштабов является его цифровая трансформация. Поэтому реализация процесса цифровизации экономики вышла на лидирующие позиции среди других приоритетов развития РФ. Цифровизация бизнеса означает применение современных цифровых технологий и средств, а также систем автоматизации в бизнес-процессах предприятий разных сфер экономики.
Особенно значимой движущей силой цифровая трансформация является для развития российского малого и среднего бизнеса (МСБ), т.к. именно эта часть экономики во многих развитых странах мира является наиболее мобильной, гибкой, быстроразвивающейся и способной к быстрой адаптации, а также выступает ключевым сектором экономики во многих странах мира, создающем наибольшее количество рабочих мест. МСБ влияет как на структуру, так и на качество ВВП страны в целом и валовый региональный продукт отдельных ее территорий, поэтому обусловливает устойчивое развитие национальной экономики. Как отмечает Н.А. Дубко, предпринимательство оказывает значимое воздействие на региональную экономику [1]. В этой связи государству следует осуществлять поддержку цифровизации и цифровой трансформации МСБ, что станет катализатором развития экономики России.
Вопросами цифровизации современной экономики в последнее время занимаются много исследователей, считая его одним из наиболее перспективных. Большой вклад в изучение цифровой экономики внесли А.В.Бабкин [2], П.В. Михайлов [3], Л.В. Лапидус [4], Н.И. Касперская [5], Ю.Г.Лещенко, М.Ю. Лев [6], Е.Б. Ленчук [7], Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг К.О. Вишневский, [8], К. Шваб [9], П.Э. Прохоров, Л. Коник [10], Н.Д. Бублик, Р.М.Сафуанов, Д.В. Чувилин [11], Ю.В. Келеш, Е.А. Бессонова [12], Л.Н Щербакова [13] и другие исследователи.
Проблемы и возможности цифровой трансформации МСБ исследовали в своих трудах В.И. Абрамов, А.В. Борзов, К.Ю. Семенков [14], Н.А. Дубко [1], Л.А.Ватутина, Е.Ю. Злобина, Е.Б. Хоменко [15], К.А. Власикова [16], М.Э.Глухарева [17], Д.Р. Игошина [18], И. Малыгина [19], В.А. Черкасова, Г.А.Слепушенко [20], М.Шувалова [21], И.Н. Щепина, М.И. Маслова, Т.Н.Голева [22] и ряд других ученых.
Ввиду многогранности проблемы остается еще много теоретических и практических аспектов в ее исследовании. В первую очередь, необходимо провести анализ состояния цифровой трансформации предпринимательской сферы МСБ, ее готовности к дальнейшей цифровизации, а также определить первостепенные направления дальнейшей цифровой трансформации предпринимательской сферы.
Цель данного исследования – выявление особенностей цифровой трансформации МСБ в России, определении проблем и возможностей его дальнейшей цифровизации.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) дать характеристику состояния малого и среднего бизнеса в России;
2) провести оценку состояния цифровой трансформации российского малого и среднего бизнеса;
4) определить направления развития цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России.
Методология исследования включает применение системного анализа, сравнения, количественного и качественного анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в рассмотрении цифровизации отдельных сфер экономики (отраслей) в регионах РФ для предприятий малого и среднего бизнеса, что позволяет выявить проблемы и перспективы их развития в данной области.
Характеристика состояния малого и среднего бизнеса в России
2022-2023 гг. для экономики России – сложнейший период экономической трансформации, оказывающей многофакторное воздействие на малые и средние предприятия (МСП). Но крайне важный, т.к. от успешного функционирования субъектов МСП, обеспечивающих весомую часть экономического оборота и общего числа занятых, будут во много зависеть темпы адаптации российской экономики [23]. Более того, в условиях почти тотального охвата санкциями крупного российского бизнеса роль МСП в социально-экономическом развитии будет возрастать.
Официальные статистические данные свидетельствуют, что давление санкций, экономические колебания, некоторое ухудшение ситуации в экономике не смогли остановить поступательное развитие частного предпринимательства в России, о чем свидетельствует положительная динамика численности субъектов МСП и количества занятых работников (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика численности субъектов МСП в России и количества занятых работников в 2020-2022 г.*
Показатели
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
Темп роста, %
|
Доля МСБ в ВВП, %
|
20,8
|
20,3
|
20
|
-0,8 п.п.
|
Число субъектов МСП (ед.),
из них: |
5684561
|
5866703
|
5991349
|
105,4
|
микро
|
5450261
|
5636297
|
5761069
|
105,7
|
малые
|
216615
|
212429
|
212271
|
98,0
|
средние
|
17685
|
17977
|
18009
|
101,8
|
Численность работников МСП (чел.), из них:
|
15491144
|
14662197
|
15191543
|
98,1
|
микро
|
7519074
|
6970884
|
7327122
|
97,4
|
малые
|
6143489
|
5824977
|
5950419
|
96,9
|
средние
|
1828581
|
1866336
|
1914002
|
104,7
|
Данные реестра субъектов МСП Федеральной налоговой службы [24] свидетельствуют, что за 2020-2022 гг. число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 5,4%. По состоянию на 10 января 2023г. в России было зарегистрировано 5,91 млн. компаний. При этом наибольшими темпами выросло количество микропредприятий – на 5,7%. Количество малых предприятий сократилось на 2%.
Численность сотрудников предприятий МСБ за 2020-2022 гг. сократилась почти на 2%. На 10.01.2023 г. численность занятых в этом секторе равна 15,2 млн. работников. Следует отметить, что численность работников средних предприятий за 2020-2022 гг. увеличилась на 4,7%.
Доля МСП в ВВП России составляет по итогам 2022 г. 20%, что в три раза меньше показателей других стран [25]. В 2021 году этот показатель составлял 20,3%, в 2020 году – 20,8%. Для сравнения – доли малого и среднего бизнеса в ВВП других стран: в Китае она колеблется между 60% и 70%, в США составляет около 60%, в Италии – более 70%, в Финляндии – более 60% [25].
Территориальное распределение субъектов МСП в России отражено в таблице 2 (по состоянию на 10 января 2023 г.).
Таблица 2 – Количество субъектов МСБ по федеральным округам РФ (на начало 2023 г.)
Округа РФ
|
Всего
|
из них
| |||||||
юридических лиц
|
индивидуальных предпринимателей
| ||||||||
всего
|
из них
|
всего
|
из них
| ||||||
Микро
|
МП
|
СП
|
Микро
|
МП
|
СП
| ||||
РФ – всего
|
5991349
|
2305387
|
2103812
|
183920
|
17655
|
3685962
|
3657257
|
28351
|
354
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦФО
|
1930548
|
827894
|
754337
|
66650
|
6907
|
1102654
|
1095680
|
6866
|
108
|
СЗФО
|
682200
|
294992
|
268834
|
23977
|
2181
|
387208
|
384434
|
2746
|
28
|
ЮФО
|
682676
|
174600
|
158888
|
14350
|
1362
|
508076
|
504146
|
3895
|
35
|
СКФО
|
209547
|
51627
|
47468
|
3756
|
403
|
157920
|
156944
|
961
|
15
|
ПФО
|
1043407
|
398810
|
362540
|
33180
|
3090
|
644597
|
638606
|
5932
|
59
|
УФО
|
503776
|
198361
|
181828
|
15071
|
1462
|
305415
|
302614
|
2768
|
33
|
СФО
|
612746
|
240642
|
220518
|
18520
|
1604
|
372104
|
368845
|
3212
|
47
|
ДФО
|
307506
|
116181
|
107119
|
8416
|
646
|
191325
|
189325
|
1971
|
29
|
Юго-Западные субъекты РФ
|
18943
|
2 280
|
2280
|
0
|
0
|
16663
|
16663
|
0
|
0
|
Больше всего субъектов МСП приходится на Центральный федеральный округ: если оценивать в относительном выражении, то 32% всех организаций МСБ. Еще 17% зарегистрированы в Приволжском федеральном округе, по 11% – в Северо-Западном и Южном федеральных округах, 10% – в Сибирском федеральном округе, 8% – в Уральском, 5% – в Дальневосточном, 3% – в Северо-Кавказском.
ТОП-5 самых «популярных» ОКВЭД для организаций МСБ по состоянию на начало 2023 г. [24]:
- 49.41 – Деятельность автомобильного и грузового транспорты (15%);
- 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий (15%);
- 47.91 – Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет (14%);
- 68.20 – Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (11%);
- 47.11 – Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (10%).
Динамика оборота МСП в разрезе видов экономической деятельности за 2020-2022 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Оборот МСП по видам экономической деятельности,
млрд. руб.*
Виды экономической деятельности
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
Темп роста
|
Оборот субъектов МСБ – всего
|
57435,6
|
66693,2
|
71127,5
|
123,8%
|
в том числе
|
|
|
|
|
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
|
1670,7
|
2032,9
|
2167,4
|
129,7%
|
Добыча полезных ископаемых
|
363,7
|
493,2
|
529,0
|
145,4%
|
Обрабатывающие производства
|
7339,8
|
9574,2
|
11030,9
|
150,3%
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование
воздуха
|
339,7
|
420,1
|
456,9
|
134,5%
|
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации
отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
|
442,1
|
643,2
|
613,8
|
138,8%
|
Строительство
|
6010,8
|
6196,0
|
7548,2
|
125,6%
|
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и
мотоциклов
|
30173,6
|
33684,2
|
33195,5
|
110,0%
|
Транспортировка и хранение
|
2707,8
|
3630,3
|
4153,9
|
153,4%
|
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
|
826,0
|
1090,1
|
1338,2
|
162,0%
|
Деятельность в области информации и связи
|
1171,5
|
1414,3
|
1654,0
|
141,2%
|
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
|
2313,4
|
2520,1
|
2758,0
|
119,2%
|
Деятельность профессиональная, научная и техническая
|
2081,3
|
2379,3
|
2735,2
|
131,4%
|
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
|
1065,4
|
1262,2
|
1387,0
|
130,2%
|
Образование
|
35,2
|
35,5
|
34,2
|
97,0%
|
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
|
541,0
|
807,1
|
905,5
|
167,4%
|
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и
развлечений
|
136,8
|
195,5
|
299,1
|
2,2 раза
|
За 2020-2022 гг. оборот предприятий малого и среднего бизнеса в России увеличился на 23,8%. Наибольшие темпы роста оборота отмечены для МСП в таких отраслях, как: деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – в 2,2 раза; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 167,4%; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – 162%; транспортировка и хранение – 153,4%; обрабатывающие производства – 150,3%; добыча полезных ископаемых – 145,4%; деятельность в области информации и связи – 141,2%; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 138,8%.
Наибольший удельный вес по обороту субъектов МСП в 2022 г. составляют: 1) торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 46,7%; 2) обрабатывающие производства – 15,5%; 3) строительство – 10,6%; 4) транспортировка и хранение – 5,8%; 5) деятельность по операциям с недвижимым имуществом – 3,9% и деятельность профессиональная, научная и техническая – 3,8%.
За последние 3 года (2020-2022 гг.) следует отметить существенное сокращение доли оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов – почти на 6 п.п. На этом фоне отмечается рост удельного веса таких видов деятельности, как обрабатывающие производства – на 2,7 п.п., транспортировка и хранения – на 1,1 п.п., деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – на 0,5 п.п. и ряда других.
Оценка состояния цифровой трансформации МСБ России
Одним из показателей цифровизации малого и среднего бизнеса является индекс цифровизации бизнеса (BDI — Business Digitalization Index), который исследуется аналитическим центром НАФИ в партнерстве с фондом «Сколково» и банком «Открытие» дважды в год, начиная с 2019 года [27].
Динамика индекса цифровизации малого и среднего бизнеса в России в 2019-2022 гг. приведена на рисунке 1. За 4 года индекс BDI вырос на 7 процентных пунктов и составил осенью 2022 г. 52 п.п. Это уже седьмая волна измерений индекса, которая была проведена НАФИ методом репрезентативного всероссийского опроса представителей МСБ (в т.ч. ИП) в октябре 2022 г. Опрошено 580 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России. Рост показателя обусловлен ростом внимания компаний к киберграмотности сотрудников, использованию гибридного формата работы, информационной безопасности и импортозамещению ПО [28].
Рис. 1. Динамика индекса цифровизации бизнеса в 2019-2022 гг.*
*Составлено авторами по данным [27]
В сентябре 2020 года значение индекса составляло 50 п.п., в ноябре 2021 года – 51 п.п. Таким образом, самый существенный прирост индекса был зафиксирован в 2020 г. по отношению к 2019 г. – 3 п.п. Потом BDI увеличивался на 1 п.п. в год. Рост индекса свидетельствует о том, что несмотря на внешние вызовы последних лет, МСБ продолжает уделять внимание цифровизации. В 2022 г. среди субъектов малого и среднего бизнеса в России 16% компаний имеют высокий уровень цифровизации, 72% – средний, 12% – низкий [28].
За 2019-2022 гг. выросли такие составляющие индекса BDI, как:
- использование интернет-инструментов – на 35 процентных пунктов;
- интеграция цифровых технологий – на 14 п.п.;
- каналы передачи и хранения информации – на 6 п.п.
При этом следует отметить снижение цифровых навыков и информационной безопасности.
Среди российских компаний растет использование цифровых технологий для обеспечения бизнес-процессов. Несмотря на отсутствие доступа к иностранным сервисам из-за внешних ограничений, продолжается переход бизнеса в онлайн, с использованием отечественных IT-решений. При этом больше половины (59%) респондентов не столкнулись с ограничениями доступа к иностранным сервисам. 58% компаний считают, что им удалось решить все технологические проблемы и продолжить работать как раньше. [29]
По результатам исследования было выявлено несколько тенденций происходящей цифровой трансформации МСБ [29].
1) Самый популярный цифровой канал передачи данных в 2022 г. – корпоративная почта. Инструмент используют 72% компаний. В ноябре 2021 года показатель был на уровне 57%. Другие способы – например, облачные хранилища данных, корпоративные мессенджеры, системы по автоматизации работы с клиентами – также начали использовать чаще.
2) Растёт доля компаний, которые используют электронный документооборот (ЭДО): у 73% компаний ЭДО внедрен частично (06.11.2021 г. – 62%, 05.03.2021 г. – 58%), у 19% компаний ЭДО внедрен полностью (06.11.2021 г. – 11%, 05.03.2021 г. – 15%). Оформляя, подписывая и храня в электронной форме все документы, компания ускоряет и упрощает бизнес-процессы.
3) Снизилась доля компаний, у которых нет своего сайта – с 22% по итогам 5-й волны измерений 05.03.2021 г. до 17% по итогам 7-й волны 07.10.2022 г. Сайт выступает визитной карточкой бизнеса, инструментом продаж, средством автоматизации процессов – оплата заказа, оформление доставки и чеков.
4) Денежные операции всё чаще проводят онлайн. Платежи через СБП и онлайн-переводы на карту – самые распространённые формы расчёта с физлицами. В 2022 году платежи онлайн-переводом принимают 57% компаний, а через систему быстрых платежей – 36%.
5) Яндекс-карты являются лидером размещения информации о компаниях. Сервис используют 67% опрошенных компаний (06.11.2021 г. – 65%, 05.03.2021г. – 61%). В то же время 2Gis и Google Картами пользоваться стали меньше.
6) Реклама в интернете остаётся популярным каналом продвижения, но покупают её меньше. В 2022 году предприниматели менее активно использовали цифровые инструменты для рекламы и продвижения. В целом сегмент малого бизнеса снижал расходы данной категории. По сравнению с 2021 годом снизилось использование рекламы в интернете на 17 п.п. (до 48%) и социальных сетях на 10 п.п. (до 38%). В два раза упала доля тех, кто делает спецпроекты с блогерами (с 12% до 6%). В то же время наблюдается снижение использования социальных сетей: в октябре 2022 года 55% процентов компаний отметили наличие бизнес страницы, для сравнения в ноябре 2021 года данный показатель составлял 67%. [28]
Всё больше компаний используют email-маркетинг и рассылки в мессенджерах. Лидер среди соцсетей для продвижения товаров и услуг — Вконтакте. Соцсеть используют 75% компаний [29].
7) Растет потребность в инструментах информационной безопасности для бизнеса. По сравнению с осенью 2021 года наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%). В целом в 7 раз выросло число компаний, которые используют программы для защиты бизнеса. На 12 п.п. снизилась доля компаний, не использующих инструменты защиты данных. [28]
8) В 2022 г. продолжилось распространение гибридного формата работы, когда часть сотрудников выводится «на удаленку», а часть остается в офисе. В 2 раза снизилась доля компаний, в которых сотрудников на удаленной работе нет (с 43% до 24%). 64% малого бизнеса отметили, что используют полностью или частично удаленный формат.
В ходе опроса руководителей предприятий МСБ для определения индекса BDI были выявлены основные препятствия российских субъектов малого и среднего предпринимательства на пути к цифровизации бизнеса, среди которых: [29].
А) недостаточный уровень знаний сотрудников.
Снизилась доля руководителей компаний, которые прошли курсы по цифровым технологиям. По сравнению с ноябрём 2021 года показатель упал на 7 процентных пунктов – с 38% до 31%. Более трети компаний не готовы обучать сотрудников цифровой грамотности. Образование считают необязательным 41% руководителей;
Б) ограничение доступа к иностранным цифровым сервисам.
Больше трети компаний столкнулись с трудностями из-за ограничений. Среди них 37% компаний перешли на российские аналоги – Яндекс.Диск, Bizon365, Kaiten, Sboard, а 44% нашли способ продолжить пользоваться иностранными сервисами;
В) ограниченность финансовых ресурсов для проведения цифровой трансформации предприятий у самих субъектов МСБ.
В целом государство поддерживает цифровую трансформацию бизнеса, в частности, формируя среду МСП для их более комфортных условий деятельности, а также для повышения конкурентоспособности [30]. Национальные проекты и целевые программы, например, федеральный проект «Цифровые профессии», который был запущен в 2019 г., являются стандартным проявлением такой поддержки от государства.
Помимо обучения цифровым навыкам стоит отметить проблему информатизации в общем как поддержки МСП. В настоящее время Министерство экономического развития РФ разрабатывает федеральный проект по созданию единой цифровой системы, в которой будет содержаться комплекс актуальной информации обо всех мерах поддержки субъектов МСП (Единая информационная платформа – ЕИП).
В целях преодоления существующих проблем необходимо активно развивать мероприятия, которые соответствуют современным трендам развития МСП и которые позволят, в первую очередь, преодолеть проблему низкого уровня квалификации и информированности бизнеса.
Перспективными направлениями развития МСП в регионах РФ являются:
- развитие электронной коммерции в целях расширения рыночных возможностей для субъектов МСП;
- активизация программ привлечения инвесторов, в том числе через развитие краудфандинговой платформы с государственной поддержкой;
- активизация инструментов поддержки инвестиционной деятельности МСП, создание комплексных решений для бизнеса, направленных на повышение производительности труда и снижения расходов отраслей;
- популяризация социального и инновационного предпринимательства, в том числе через создание сообществ на базе высших учебных заведений и общественных организаций конкретного региона.
Сам бизнес в лице МСП регионов должен также активно развивать цифровой формат по следующим направлениям.
1. Обучать сотрудников цифровой грамотности. Это точка роста для компаний. Сотрудники должны разбираться в технологиях и уметь ими пользоваться, чтобы упростить бизнес-процессы и ускорить работу.
В качестве одного из вариантов обучения персонала можно предложить образовательные курсы банков. Образовательные проекты банков полезны предпринимателям, которые хотят научиться грамотно и эффективно внедрять цифровые технологии. Как правило, бизнесменов обучают и другой нужной информации: как наладить маркетинг, чтобы он приносил результат; как увеличить продажи; как управлять персоналом и обучать сотрудников; как работать с деньгами и оптимизировать затраты и многое другое.
2. Изучать опыт других предпринимателей. Читать и анализировать чужие истории – что сработало, а что нет. Это позволит найти интересные для конкретной компании идеи. Конечно, не всегда успешные практики рынка могут сработать в другой компании. Тем не менее чужой опыт позволяет повысить эффективность своих действий.
3. Оптимизировать расходы, чтобы освободить часть капитала. Для цифровизации нужны деньги, и не всегда у бизнеса есть свободные средства на развитие. Чтобы решить проблему, следует проанализировать расходы компании и подумать, где кроются резервы для сокращения затрат.
Выводы
Таким образом, цифровая трансформация МСП позволяет расширить возможности МСП по взаимодействию с государством. Для руководителей организаций плюсы внедрения информационных технологий выражаются, например, в повышении эффективности деятельности, а для государства – в оптимизации бюрократических процедур. Кроме того, цифровая трансформация открывает новые знания, методы и инструменты, которым должен быть обучен работник компании.
Безусловно, единых алгоритмов использования малыми предприятиями цифровых технологий, приводящих к повышению эффективности и снижению издержек, не существует. Не имея значительных средств, цифровая трансформация субъектов МСБ может начинаться с модернизации ИТ-инфраструктуры, повышения информационной мобильности, использования технологий для аналитики в реальном времени и работы с большими данными.
Реализация мер поддержки с учетом установленных тенденций позволит повысить эффективность инструментов поддержки, увеличит интерес предпринимателей регионов к созданию и развитию новых видов бизнеса в условиях цифровой экономики.
Источники:
2. Бабкин А.В., Михайлов П.А. Цифровые платформы в экономике: понятие, сущность, классификация // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 1(54). – c. 25-36.
3. Михайлов П.А., Бабкин А.В. Факторы и показатели оценки цифровой трансформации промышленного предприятия // Universum: экономика и юриспруденция. – 2022. – № 9(96). – c. 12-16. – doi: 10.32743/UniLaw.2022.96.9.14137.
4. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. / Монография. - М.: Инфра-М, 2020. – 381 c.
5. Касперская Н.И. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации. Вестник международного экономического и гуманитарного сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://eurasia.plus/magazine/eurasia_multipolar_world/risks_digital_colonization.phtml (дата обращения: 28.10.2023).
6. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.
7. Ленчук Е.Б. Цифровизация экономики: драйверы и результаты // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 2(60). – c. 32-37.
8. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. / Докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 c.
9. Шваб K. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016. – 213 c.
10. Прохоров А., Конил Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. - М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. – 368 c.
11. Бублик Н.Д., Сафуанов Р.М., Чувилин Д.В., Егоров А.М., Акневский А.Б., Кожевников Е.В. Совершенствование процесса формирования региональных программ цифровой трансформации экономики и социальной сферы с учетом требований экономической безопасности // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 2(58). – c. 10.
12. Келеш Ю.В, Бессонова Е.А. Реализация стратегий приоритетов цифровой трансформации региональной экономики // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 5(120). – c. 111-125. – doi: 10.24412/2227-9407-2021-5-111-125.
13. Щербакова Л.Н. Специфика системного подхода к содержанию четвертой промышленной революции (рецензия на книгу К. Шваба «Четвертая промышленная революция» // Эко. – 2020. – № 12(558). – c. 174-185. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2020-12-174-185.
14. Абрамов В.И., Борзов А.В., Семенков К.Ю. Оценка готовности малых и средних предприятий к цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1573-1596. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115000.
15. Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю., Хоменко Е.Б. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2021. – № 4. – c. 545-551. – doi: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-545-551.
16. Ватутина Л.А., Власикова К.А. Цифровая трансформация малого и среднего предпринимательства // Актуальные вопросы экономики и финансов: Сборник статей международной НПК. Ижевск, 2021. – c. 50-54.
17. Глухарева М.Э. Предпосылки цифровой трансформации бизнеса в республике Беларусь // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Экономические науки. – 2022. – № 41. – c. 25-28.
18. Игошина Д.Р. Особенности цифровизации бизнес-процессов в компаниях малого и среднего предпринимательства // Индустриальная экономика. – 2021. – № 5-11. – c. 1092-1097. – doi: 10.47576/2712-7559_2021_5_11_1092.
19. Мальгина И. Поддержка цифровизации малого и среднего предпринимательства // Наука и инновации. – 2021. – № 2(216). – c. 52-55.
20. Черкасова В.А., Слепушенко Г.А. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 2. – c. 128-142. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142.
21. Шувалова М. Три кита цифровой трансформации субъектов МСП: перевод бизнеса в онлайн-формат, финансовая поддержка, обучение цифровым навыкам. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/1467601/ (дата обращения: 28.10.2023).
22. Щепина И.Н., Маслова М.И., Гоголева Т.Н. Анализ использования цифровых технологий в организациях российских регионов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2023. – № 1. – c. 65-82. – doi: 10.17308/econ.2023.1/10965.
23. Малый бизнес России. Малое предпринимательство. Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 30.10.2023).
24. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 30.10.2023).
25. Греф назвал стыдной долю малого и среднего бизнеса в ВВП России. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/26/05/2023/647076fa9a7947b349dae983 (дата обращения: 30.10.2023).
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2023).
27. Индекс цифровизации бизнеса Банка «Открытие»: готовность российских компаний к цифровой экономике. Исследовательский центр НАФИ. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/indeks-peremen-gotovnost-rossiyskikh-kompaniy-k-tsifrovoy-ekonomike/ (дата обращения: 03.11.2023).
28. Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. Nafi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/bank-otkrytie-interes-malogo-biznesa-k-tsifrovizatsii-i-udalennoy-rabote-rezko-vyros-v-2022-godu/ (дата обращения: 03.11.2023).
29. Уровень цифровизации бизнеса в России. Academyopen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://academyopen.ru/journal/850 (дата обращения: 03.11.2023).
30. Антоненко Н.А., Екатериничев А.Л., Наташкина Е.А. Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса на примере Тульской области // Вестник НГУЭУ. – 2020. – № 2. – c. 213-223. – doi: 10.34020/2073-6495-2020-2-213-223.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:49:02