Основные этапы создания студенческих стартапов и мероприятия, способствующие этим процессам

Стажарова Д.М.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50369205

Аннотация:
Университеты все чаще рассматриваются как агенты, которые прямо или косвенно вносят вклад в инновационные процессы и, следовательно, являются катализаторами (ускорителями) регионального и национального экономического роста. К классическим функциям университетов (образование и исследования) добавляется формирование у студентов предпринимательского мышления, создание предпринимательской экосистемы внутри университета. Результатом такой функции можно назвать формирование студенческого предпринимательства и зарождения стартапов в стенах университетов. В силу того, что в Российской Федерации данное явление только зарождается, возникает острая необходимость в его глубоком и системном изучении. Статья посвящена вопросам формирования студенческих стартапов. Выявлены и описаны основные процессы развития студенческих стартапов. Выделены основные стейкхолдеры студенческого предпринимательства, определены их роли и позиции в процессе формирования студенческих стартапов. Исследованы мероприятия, формирующие предпринимательские компетенции у студентов во время обучения в университете с оценкой степени влияния каждого мероприятия на формирование конкретных компетенций. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами изучения и развития студенческого предпринимательства.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, студенческие стартапы, студенческие проекты, предпринимательское образование, этапы развития студенческих стартапов, стейкхолдеры студенческого предпринимательства, предпринимательские компетенции

Финансирование:
Работа выполнена в рамках темы НИР №621280 «Методы проектирования и развития инновационных и предпринимательских систем в условиях изменений трендов, вызовов и бизнес-моделей» Университета ИТМО.

JEL-классификация: M21, L26, J13



Введение

По оценкам президента РФ, к 2024 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны «должен приблизиться к 40%», количество занятых в малом и среднем предпринимательстве граждан должно увеличиться с 19 млн до 25 млн человек [1] В стране создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», разрабатываются и реализуются национальные проекты и дорожные карты, развиваются деловые сообщества, законодательно введена категория самозанятых предпринимателей — все это демонстрирует желание государства придать импульс развитию малого и среднего бизнеса. При этом последний выпуск Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor 2020/2021) показал, что в 2020 году в России доля населения, вовлеченного в создание и управление новыми компаниями, составила лишь 8,5% от общей численности трудоспособного населения [2]. Возникает вопрос поиска кадров, способных к решению острых социально-экономических проблем. Исследование GUESSS (Global University Entrepreneurial Spirit Student’s Survey [3]) показывает, что в России в настоящее время складывается благоприятная среда для развития предпринимательства среди молодежи, характеризуемая ее желанием строить профессиональное развитие в направлении создания собственного дела. Во время обучения в университетах у молодых людей есть возможность попробовать себя в различных междисциплинарных проектах, получить опыт в интересных им сферах, проверить гипотезы и выпустить на рынок собственные проекты. Студенты выступают двигателями прогресса и генераторами смелых идей. При этом, обращаясь к данным Росстата, в 2018 году только 5,2% предпринимателей были молодыми людьми студенческого возраста (до 24 лет) [4]. Чтобы кратно увеличить число молодых предпринимателей, государство принимает новые федеральные проекты, а университеты меняют образовательные программы и увеличивают количество мероприятий с целью вовлечения студентов и поддержки их инициатив.

Студенческое предпринимательство выступает актуальной темой для анализа в кругу экспертов. Вопросы определения студенческих стартапов и их основных характеристик рассматриваются в научных трудах Сатаева П.А., Соловейчика К.А. [5], Петрова А.М. [6], Ежова А.С. [7]. Условия и факторы формирования студенческих стартапов представлены в работах Коростелкиной И. А., Воронковой Н. В. [8], Штыхно Д.А., Искандаряна Р.А. [9], Догадиной М. А., Прохоровой С. Ю., Шамрай-Курбатовой Л. В., Леденёвой М. В. [10]

Целью настоящего исследования выступает выделение основных этапов развития студенческих стартапов, ключевых стейкхолдеров, ответственных за эти процессы, и мероприятий, помогающим студентам реализоваться в роли предпринимателей.

Научная новизна исследования состоит в том, что с помощью методов сравнительного анализа, обобщения и систематизации научных трудов сформулированы основные этапы в процессе развития студенческих стартапов, воздействующих на усиление российской экономики. На каждом этапе выделены ключевые стейкхолдеры, влияющие на процессы создания студенческих проектов. Отдельно были рассмотрены, проанализированы и систематизированы мероприятия, формирующие предпринимательские компетенции у студентов. Полученные результаты вносят вклад в изучение студенческого предпринимательства в Российской Федерации.

Основная часть

На протяжении последних десятилетий студенческие стартапы и проекты, оказывают экономическое и социальное воздействие на общество в целом (Google, Facebook, Snapchat, MIRO, VKontakte, Skyeng, ABBYY, Яндекс, Билайн, Рамблер) и играют решающую роль во времена глобальных кризисов [11]. Именно в студенческие годы чаще всего реализуется выбор предпринимательства в качестве траектории развития будущей карьеры, становление предпринимательских намерений и их реализации – по данным национального отчета The GUESSS Project в России около 42% студентов хотят стать предпринимателями через пять лет после выпуска, что почти на 10% больше, чем в международной выборке [12].

Вопросы, стоящие перед началом исследования: есть ли разница между развитием обычных стартапов и стартапов, создающихся в стенах университетов? Только ли университет влияет на развитие студенческих стартапов или есть и другие субъекты? Для выявления сходств и различий процессов зарождения и развития обычных и студенческих стартапов автором проанализированы научные материалы на тему определения жизненных циклов стартапов. Выделяется три основных подхода: продуктовый (Ф. Котлер [13], Э. Рис [14], С. Бланк [15]), проектный (Саламазде А., Кесим Х.К. [16]) и инвестиционный (используется венчурными фондами, консалтинговыми агентствами, акселераторами [17, 18, 19]). Проведенный анализ показал, что хоть тема студенческого предпринимательства сейчас актуальна в академической среде, но остается непроработанной в области определения этапов создания и развития студенческих проектов – затрагиваются только некоторые, смежные аспекты (общая терминология, классификация, факторы образования). В ходе исследования предложено авторское видение этапов создания студенческих стартапов, представляющее из себя комбинацию вышеперечисленных подходов (рисунок 1). Большинство стартапов, создаваемых студентами крайне редко продолжают развитие после окончания обучения их основателей. Если конец жизнедеятельности прослеживается достаточно четко (достаточно посмотреть статистику по количеству молодых предпринимателей в возрасте до 24-х лет), то момент начала существования студенческого стартапа выделить достаточно сложно. По нашему мнению, основное различие в создании студенческих стартапов от обычных состоит в двухэтапном подготовительном этапе, реализующимся университетом (формирование предпринимательских навыков и формирование идеи). По данным опроса «Мотивация к занятиям предпринимательством у студентов», проведенного среди 297 студентов респондентов в октябре 2022 года на базе Университета ИТМО (результаты опроса репрезентативны, максимальный размер ошибки не превышает 5% с вероятностью 90%), обучение базовым предпринимательским навыкам и методологиям, вовлечение в предпринимательство помогают молодому поколению проработать основные сдерживающие факторы перед запуском собственного стартапа: отсутствие первоначального капитала (69% опрошенных); сложности в создании эффективной команды (56,3%); высокая степень неопределенности (59,8%) и отсутствие необходимых знаний (51,1%). Важно отметить, что похожие трудности перед открытием собственного бизнеса пугают не только студентов, но и большинство россиян. По данным исследования, проведенного в 2022 году среди более 5000 пользователей сервиса Работа.ру, основными препятствиями для старта собственного бизнеса являются нехватка стартового капитала (54%), нехватка знаний и опыта (39%) и отсутствие полезных связей — 30% [22]. При этом главным страхом является банкротство и долги [23].

Рис. 1. Сравнение поэтапных процессов развития стартапов и студенческих стартапов

Источник: составлено автором основе данных [13-21]

Университет выступает благоприятным местом для старта собственного дела на базе наукоемкой среды, человеческого капитала и доступа к лабораторно-технической инфрастуктуре; а период студенчества является для молодежи временем проб, поиска и генерации различных идей. Это отличная возможность как для самих студентов, так и для государства и потенциальных стейкхолдеров. Студент может обеспечить себе заработок, известность и признание, а государство или инвесторы, в свою очередь, финансируя и поддерживая студенческие проекты, приносят себе не только прибыль, но и вносят вклад в решение актуальных социально-экономических проблем. Студенческое предпринимательство в Российской Федерации поддерживается и развивается на государственном уровне — так принят Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленный на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства [24]. Цель федерального проекта — формирование плеяды серийных предпринимателей, людей, массово запускающих новые бизнесы. Ключевой показатель федерального проекта — вывести в экономику из университетов 30 тыс. технологических предпринимателей к 2030 году.

Поддержка и развитие студенческих проектов положительно сказывается и на самом университете - увеличивается количество студентов, занятых в научно-исследовательской и проектной деятельностях, образуется дополнительный доход (в случае владения долей в студенческом стартапе), повышается инвестиционная привлекательность сферы исследований и разработок, возрастает заинтересованность со стороны индустриальных партнеров. Ключевые группы стейкхолдеров студенческого предпринимательства и их интересы сведены информационно в таблицу 1.

Таблица 1. Ключевые стейкхолдеры студенческого предпринимательства

Студенты
Университеты
Бизнес-среда
Государство
Открытый доступ к знаниям, опыту и нетворкингу
Развитие собственных стартапов и команд, занятых в научно-исследовательской и проектной деятельностях
Менторская помощь студенческим стартапам и проектам, расширение предпринимательского мировоззрения
Создание новых рабочих
мест
Возможность выбора актуальной карьерной траектории - предпринимательской
Возможность стать совладельцем студенческого стартапа
Доступ к заинтересованным и мотивированным командам с проверенными бизнес-гипотезами и готовыми прототипами продуктов
Повышение квалификации среди молодого поколения
Получение необходимых компетенций для быстрого старта собственного стартапа
Увеличение заинтересованности со стороны индустриальных партнёров и повышение эффективности от взаимодействия с ними
Сокращение времени на поиск и производство готовых решений
Трудоустройство студентов
и выпускников университетов
Вовлечение в бизнес-среду
Увеличение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок
Увеличение объемов венчурного инвестирования
Повышение уровня занятости среди молодого поколения

Повышение конкурентоспособности университета


Источник: составлено автором на основе данных [8, 24-25]

К сожалению, одного желания студентов к открытию и реализации собственных проектов недостаточно. Любой стартап — это, в первую очередь, риск. Не каждый человек, а тем более студент, может на это решиться. Чтобы студенческие стартапы процветали, университетам и государству необходимо облегчить процесс их создания для студентов, в том числе за счет взятия на себя части задач и ответственности. Так, студенты смогут полностью погрузиться в атмосферу креатива и генерации новых идей, лучше разберутся в предпринимательской сфере и научатся принимать свои ошибки, при этом понесут за это меньшую ответственность, и, как результат, — возможность появления чувства страха уменьшится до минимального значения. Возвращаясь к рисунку 1, были отмечены ключевые стейкхолдеры на каждом этапе создания студенческого стартапа - по мнению автора, за подготовительный этап, являющийся самым важным во всем процессе, отвечает именно университет. Только после того, как студенты в процессе обучения получат необходимые базовые предпринимательские навыки и методологии, стартапы смогут перейти к последующим этапам.

Рис. 2. Схема процесса развития студенческих стартапов с выделением ответственных стейкхолдеров

Источник: составлено автором [8, 24-25]

Подробнее рассмотрим этап формирования предпринимательских навыков и компетенций у студентов, являющийся первостепенным в процессе создания студенческого стартапа и возникающий вследствие проведения внеучебных мероприятий, вовлекающих в предпринимательскую активность, и обучения базовым предпринимательским навыкам и методологиям. Внеучебные мероприятия помогают окунуться в предпринимательский мир, получить ответы на волнующие вопросы, и приобрести базовые знания о том, как начать собственное дело. Последними мероприятиями всероссийского уровня стали «Тренинги предпринимательских компетенций» (федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства»), начавшиеся в октябре 2022 года и охватившие более 31 тысячи человек [26]. Но тренинги являются только одним из видов мероприятий, помогающим студентам в формировании предпринимательской траектории собственного развития. Автором проанализированы и систематизированы мероприятия, прошедшие за 2022 год в 49 университетах из рейтинга предпринимательских университетов и бизнес-школ от аналитического агентства Эксперт [27]. В результате проведенного анализа выделены 7 основных видов мероприятий, оказывающих влияние на формирование предпринимательских компетенций у студентов (таблица 2). Среди основных воздействующих факторов отмечены:

¾ Базовые знания о предпринимательстве

¾ Выявление (диагностика) и развитие предпринимательских компетенций

¾ Доступ к полезным материалам по предпринимательству

¾ Игровой опыт предпринимательства

¾ Мотивация студентов к предпринимательству

¾ Навигация по грантовым программам и мерам поддержки

¾ Привлечение инвесторов и индустриальных партнеров

¾ Трекинг студенческих проектов

Таблица 2. Мероприятия, влияющие на формирование предпринимательских компетенций у студентов

Вид мероприятия
Влияние мероприятия на формирование предпринимательских компетенций
Бизнес-игры
¾ Базовые знания о предпринимательстве
¾ Выявление (диагностика) и развитие предпринимательских компетенций
¾ Игровой опыт предпринимательства
¾ Мотивация студентов к предпринимательству
Воркшопы
¾ Базовые знания о предпринимательстве
¾ Доступ к полезным материалам по предпринимательству
¾ Мотивация студентов к предпринимательству
¾ Навигация по грантовым программам и мерам поддержки
Кейс-школы и чемпионаты
¾ Базовые знания о предпринимательстве
¾ Выявление (диагностика) и развитие предпринимательских компетенций
¾ Доступ к полезным материалам по предпринимательству
¾ Игровой опыт предпринимательства
¾ Мотивация студентов к предпринимательству
¾ Привлечение инвесторов и индустриальных партнеров
¾ Привлечение инвесторов и индустриальных партнеров
Конкурсы
¾ Выявление (диагностика) и развитие предпринимательских компетенций
¾ Базовые знания о предпринимательстве
¾ Игровой опыт предпринимательства
¾ Мотивация студентов к предпринимательству
¾ Привлечение инвесторов и индустриальных партнеров
¾ Трекинг студенческих проектов
Образовательные проекты
¾ Базовые знания о предпринимательстве
¾ Выявление (диагностика) и развитие предпринимательских компетенций
¾ Доступ к полезным материалам по предпринимательству
¾ Мотивация студентов к предпринимательству
¾ Навигация по грантовым программам и мерам поддержки
¾ Привлечение инвесторов и индустриальных партнеров
¾ Трекинг студенческих проектов
Открытые лекции
¾ Базовые знания о предпринимательстве
¾ Выявление (диагностика) и развитие предпринимательских компетенций
¾ Доступ к полезным материалам по предпринимательству
¾ Мотивация студентов к предпринимательству
¾ Навигация по грантовым программам и мерам поддержки
¾ Привлечение инвесторов и индустриальных партнеров
Хакатоны (соревнование, в котором командам нужно за короткое время разработать прототип продукта для решения определенной проблемы, с которой столкнулся бизнес-заказчик) [29]
¾ Базовые знания о предпринимательстве
¾ Выявление (диагностика) и развитие предпринимательских компетенций
¾ Игровой опыт предпринимательства
¾ Мотивация студентов к предпринимательству
¾ Привлечение инвесторов и индустриальных партнеров
¾ Трекинг студенческих проектов
Источник: составлено автором

Развитие необходимых предпринимательских компетенций происходит за счет внедрения профильных дисциплин в уже существующие университетские образовательные программы и создание отдельных образовательных программ. Примером вводной предпринимательской дисциплины можно назвать курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», разработанный в 2017 году Российской венчурной компанией совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, и реализующийся по лицензионным соглашениям в более чем 30 российских университетах [29]. Уникальность курса состоит в том, что студенты могут изучать основы создания, масштабирования и доведения до рынка собственных продуктов и услуг, не отрываясь от основной образовательной программы. При этом прослеживается рост новых образовательных программ с уклоном в предпринимательство – обычно это программы направлений 27.03.05 и 27.04.05 Инноватика, 38.03.01 и 38.04.01 Экономика, 38.03.02 и 38.04.02 Менеджмент. Выделение отдельных образовательных программ, несомненно, будет способствовать развитию студенческих предпринимательских инициатив. Как показывает общемировая практика, по данным the GUESSS Project [3], основными факторами, определяющими предпринимательские намерения и деятельность у студентов, являются предпринимательское образование и общий предпринимательский климат в университете, а обучающиеся направлений «бизнес и менеджмент» проявляют сильнейший предпринимательский дух. Но в Российской Федерации студенческое предпринимательское движение только зарождается и оценить его результаты можно будет только в будущем, что определяет актуальность дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Заключение

В сложившихся реалиях одним из ключевых вызовов для Российской Федерации является достижение научно-технологического суверенитета. Для осуществления поставленной задачи важным является трансфер научных разработок в реальную экономику. Ключевыми субъектами в данном процессе выступают университеты со студентами. Последние годы студенческому предпринимательству уделяется большое внимание, опыт западных университетов показывает, что студенты могут формировать новые тенденции, открывать новые ниши на существующих рынках или вообще новые рынки. Проанализировав научные источники автором были выделены основные этапы развития студенческих стартапов, влияющие на формирование и усиление российской экономики. Подробно рассмотрены ключевые стейкхолдеры, ответственные за выделенные этапы, и мероприятия, помогающие студентам реализоваться в роли предпринимателей. Особое внимание уделено подготовительному этапу, который по мнению автора, является решающим в создании не только предпринимательского мышления у обучающихся, но и наращивании научно-технологического потенциала всей Российской Федерации. Полученные результаты вносят вклад в изучение российского студенческого предпринимательства и определяют актуальность дальнейших исследований данной научной области.


Источники:

1. Послание Владимира Путина Федеральному собранию 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/ shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/poslanie-federalnomu-sobraniyu/poslanie-vladimira-putina-federalnomusobraniyu-2018-polnaya-versiya (дата обращения: 16.01.2023).
2. GEM 2020/2021 Global Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gemconsortium.org/report/gem-20202021-global-report (дата обращения: 16.01.2023).
3. Sieger P., Raemy L., Zellweger T., Fueglistaller U., Hatak I. Global Student Entrepreneurship 2021: Insights From 58 Countries. [Электронный ресурс]. URL: https://www.guesssurvey.org/resources/PDF_InterReports/GUESSS_2021_Global_Report.pdf (дата обращения: 16.01.2023).
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2019. / Стат.сб./ Росстат. - M., 2019. – 87 c.
5. Сатаев П.А., Соловейчик К.А. Стартапы в экономике: понятие, сущность и характеристики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2021. – № 5. – c. 92–110.
6. Петров А.М. Студенческие стартапы в вузах России: современная ситуация // Экономические науки. – 2021. – № 201. – c. 61-66.
7. Ежов А.С. Инновационный стартап - ключевой элемент национальной инновационной системы в России // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1(50). – c. 250-255.
8. Коростелкина И.А., Воронкова Н.В. Проблемы и перспективы студенческого предпринимательства в России // Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики: Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орёл, 2021. – c. 170-176.
9. Штыхно Д.А., Искандарян Р.А. Студенческие стартапы как инструмент развития предпринимательских навыков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 2-1. – c. 252-262.
10. Догадина М.А., Прохорова С.Ю., Шамрай-Курбатова Л.В., Леденёва М. В. Сравнительный анализ условий и факторов реализации образовательных стартапов: региональный аспект (на материалах Волгоградской, Орловской и Ульяновской областей // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 1. – c. 37-57.
11. Стажарова Д.М., Будрина Е.В. Динамика развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры ВУЗа // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 3-12.
12. Shirokova G.V., Karpinskaya E.O., Kozachenko E.V., Galieva N.M., Kutuzova A.O. The national report GUESSS (Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey) in Russia in 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.guesssurvey.org/publications/publications/national-reports.html (дата обращения: 16.01.2023).
13. Keller K. L., Kotler P. Marketing management. / 14th ed. - Pearson, 2016. – 812 p.
14. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. - Москва: Альпина Диджитал, 2022. – 256 c.
15. Бланк С., Дорф Б. Настольная книга основателя. - Москва: Альпина Паблишер, 2022. – 623 c.
16. Salamzadeh A., Kawamorita K. Startup Companies: Life Cycle and Challenges // 4th International Conference on Employment, Education and Entrepreneurship (EEE). Belgrade, 2015.
17. Deloitte & РВК: Методическое пособие и практические рекомендации по структурированию сделок, применению механизмов мотивации ключевых сотрудников, в том числе в зарубежных юрисдикциях, стратегии и тактике выхода на международный рынок. - ПК «Делойт и Туш Риджинал Консалтинг Сервисис Лимитед», 2017. – 157 c.
18. Stages of startups. Y combinator. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ycombinator.com/library/Ek-stages-of-startups (дата обращения: 16.01.2023).
19. Carrete L.S., de Faria A.M. The Financing of the Startup Life Cycle. / In: Oliveira, Jr., M., Cahen, F., Borini, F. (eds) Startups and Innovation Ecosystems in Emerging Markets. - Palgrave Macmillan, Cham., 2019.
20. Лисина О.В., Петров В.В., Воробьев Е.Б. Теоретические основы этапов жизненного цикла стартапа // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 4-1. – c. 316-328.
21. Марахина И.В. Этапы жизненного цикла стартапа: сущность, признаки, проблемы и пути их предотвращения // Цифровая трансформация. – 2021. – № 2 (15). – c. 21-31.
22. 10% россиян планируют открыть бизнес в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://press.rabota.ru/otkryt-biznes-v-2023-godu (дата обращения: 16.01.2023).
23. Дело за малым: почему россияне боятся открывать свой бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://mbnso.ru/articles/analytics/delo-za-malym-pochemu-rossiyane-boyatsya-otkryvat-svoy-biznes/ (дата обращения: 16.01.2023).
24. Платформа университетского технологического предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://univertechpred.ru/ (дата обращения: 16.01.2023).
25. Соколов М.С., Жигун Л.А. Некоторые проблемы развития молодежного инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства: Материалы IV Международной научной интернет-конференции. В 2-х частях, Вологда, 15–19 июня 2020 года. Том Часть I. – Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук. 2020. – c. 297-301.
26. Более 31 тыс. студентов из 70 вузов РФ участвовали в бизнес-тренингах, организованных МФТИ. [Электронный ресурс]. URL: https://univertechpred.ru/news/2022-12-26-bolee-31-tysyachi-studentov-iz-70-vuzov-rf-uchastvovali-v-biznes-treningakh-organizovannykh-mfti (дата обращения: 16.01.2023).
27. Рейтинг предпринимательских университетов и бизнес-школ. [Электронный ресурс]. URL: https://acexpert.ru/publications/rating/reiting-predprinimatelskikh-universitetov-i-biznes-shkol-2022 (дата обращения: 16.01.2023).
28. Что такое хакатоны и зачем они нужны разработчикам и компаниям. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5f33de079a7947cead4c049e (дата обращения: 16.01.2023).
29. 1000 студентов вузов пройдут обучение технологическому предпринимательству от РВК. [Электронный ресурс]. URL: https://scientificrussia.ru/articles/1000-studentov-vuzov-projdut-obuchenie-tehnologicheskomu-predprinimatelstvu-ot-rvk (дата обращения: 16.01.2023).
30. Любчева М. Вызовы молодежного предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – № 1. – c. 63-78.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:35:56