Вклад судостроительной отрасли в конкурентоспособность Северо-Западного региона

Дороговцева А.А., Постникова Е.М.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Дороговцева А.А., Постникова Е.М. Вклад судостроительной отрасли в конкурентоспособность Северо-Западного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122196.



Введение

Актуальность. В современном мире конкурентоспособность является важным направлением для становления, укрепления и развития региона. Конкурентоспособность региона формируется под влиянием ряда факторов, характеризующих социально-экономическое положение конкретной территории. Она является базовым условием для функционирования социально-экономических систем, формирующих: экономическую привлекательность региона, повышения благосостояние населения и более рациональному использованию потенциала территории. Судостроительная отрасль является одной из ключевых в обеспечении конкурентоспособности Северо-Западного региона для стратегически значимых экономических сфер: обороноспособность, инфраструктура, торговый потенциал, пассажироперевозки, нефтегазовая промышленность, морской промысел, металлургия, приборостроение и так далее. Это создает поддержание необходимого количества рабочих мест, повышает занятость и снижает безработицу в регионе. Наличие судостроительной отрасли в регионе положительно влияет на национальную устойчивость и конкурентоспособность региона, при этом имеет поддержку государства.

Литературный обзор. Теоретические подходы к определению и оценке конкурентоспособности региона, отражение важности аспектов, формирующих конкурентоспособность региона приведены в работах Шаргородского В.С., Щербакова С.В., Рогожина В.М. [9], Усонова М.М. [3], Давидян Ю.И., Резанцевой А.А., Колосовой К.В. [8].

Роль промышленной специализации как важной составляющей регионального развития и факторах, влияющих на региональное развитие территорий и как следствие формирующих конкурентоспособность регионов рассмотрены в том числе в публикациях Владыка М.В., Костенко Е.И., Бурдинская Д.М. [4], Гаджиев Ю. А., Тимушев Е. Н., Стыров М. М. [5].

Актуальные вопросы влияния отраслевого развития промышленности региона отражающих сложность и многоаспектность новых экономических условий становления территорий, определяющих стратегии развития конкурентоспособности регионов, представлены в трудах Щеглов Е. В. [2], Субботина Т.Н., Харламов М.Д. [1].

Современный этап управления территориальным развитием актуализировал необходимость создания источников и механизмов повышения конкурентоспособности регионов. Конкурентоспособность становится базовым условием устойчивости функционирования регионов. В связи с этим, выявление факторов, влияющих на данный процесс, приобретает большую актуальность. Направления повышения конкурентоспособности регионов приведены в работах Чмышенко Е.Г., Чмышенко Е.В. [6], Пигорева А.А. [7],

Вклад в исследование формирования конкурентоспособности региона на основе изучения судостроительной отрасли, внесли такие ученые как: М. А. Бельченко, Л.В. Гарсия [10], М.В. Таратухин [11], А.О. Егорова, И.С.Шеронов [15], А.О. Чирков [20]. Что подтверждает значимость и интерес в изучении факторов, определяющих конкурентоспособные преимущества региона.

В настоящее время в региональной экономике недостаточно изучен и обоснован вклад отрасли в формирование конкурентоспособности региона.

Целью данного исследования является выявить и обосновать направления, которые формируют вклад судостроительной отрасли в конкурентоспособность Северо-Западного региона.

Научная новизна исследования заключается в уточнении и обосновании вклада отрасли судостроения в конкурентоспособность и экономику Северо-Западного региона.

Авторская гипотеза: анализ деятельности ключевой отрасли региона, сделает возможным более подробно изучить и обосновать вклад отрасли в конкурентоспособность региона.

Методология исследования основана на следующих методах: анализе научно-практических положений, синтезе мнений, подборе статистических данных, финансовом анализе, графической интерпретации результатов.

Северо-Западный регион и конкурентоспособность региона

Северо-Западный регион расположен на северо-западе европейской части России, в его состав входит: г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, Калининградская область, Мурманская область, Вологодская область, Республика Карелия, Псковская область. Регион обладает потенциалом в машиностроении, металлургии, топливно-энергетическом производстве, конструкторском деле, химической отрасли и деревообрабатывающей промышленности.

Конкурентоспособность региона — это комплексная характеристика, отражающая уровень социально-экономического развития территории, которая способствует обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, возможность реализовать имеющийся экономический потенциал с целью достижения устойчивого роста экономики региона.

Судостроительная отрасль является одной из наиболее важных сфер промышленной политики Российской Федерации. На данной территории находится большая часть судостроительных компаний. Это более 40% от всех судостроительных компаний, располагающихся на территории РФ. Общий объем выпуска продукции составляет более 4,5 млрд. рублей в год. [21] Также в данном регионе имеется целевая направленность развития системы высшего образования, это связано с подготовкой кадров в области конструирования, строительства и эксплуатации судов. Географический масштаб территориальной расположенности судостроительной отрасли представлен на рисунке 1 [21], где Северо-Западный регион является центром сосредоточения судостроительной отрасли. [10; 11, c. 67].

Рисунок 1. География судостроительной отрасли России по данным Минпромторга России [21]

Рисунок 1 демонстрирует масштабность судостроительной отрасли на территории РФ, с преимущественными показателями на территории Северо-Запада, такими как: количество судостроительных организаций 45%, разносторонний кадровый состав 61,1%, объемы выпуска готовой продукции 69,8%. [21]

Отрасль является одной из базовых в ВВП региона, что составляет примерно до 1% при уровне добавленной стоимости до 30%. Так же в производственном процессе задействованы смежные отрасли для более широкого спектра оказываемых услуг, таким образом судостроительная отрасль поддерживает развитие, таких направлений, как металлургия, электроника, приборостроение, региональная и международная транспортная система морского и речного судоходства, которые составляют по востребованности от 70% до 90% общего объема грузоперевозок. [12].

На основе аналитических данных Министерства промышленности торговли РФ наиболее крупные предприятия судостроительные и судоремонтные верфи, проектно-конструкторские бюро входят в АО «Объединенную Судостроительную Корпорацию», далее АО «ОСК», которая занимается контролем и поддержкой отрасли на территории РФ. Регион лидер, в котором расположена штаб квартира АО «ОСК» и представлен весь сектор судостроительных предприятий является Северо-Западный регион с показателем 57% основываясь на количестве судостроительных предприятий. Второе место занимает Южный регион с показателем 39% и на третьем месте Приволжский регион с показателем 27%. Наглядно статистика представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Количество судостроительных предприятий по регионам на 2023 г. Источник: составлено авторами на основе [21]

Определена значимость вклада АО «ОСК» - крупнейшей судостроительной компании России в развитии отрасли региона. В ее состав входят около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых основана большая часть отечественного судостроительного комплекса.

В настоящее время в перечень групп, присоединившихся к Порядку организации защиты сведений конфиденциального характера в АО «ОСК», утверждённому приказом АО «ОСК» от 25 марта 2016 г. № 47, которые выпускают военную и гражданскую продукцию, входит 51 организация, из которых на территории Северо-Западного региона 23 предприятия группы АО «ОСК». Процентное соотношение предприятий группы АО «ОСК» на территории РФ представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Расположение группы АО «ОСК» на территории РФ Источник: составлено авторами на основе [12]

Подробный обзор обществ группы АО «ОСК» Северо-Западного региона представлен в таблице 1. [12]

Таблица 1. Состав группы АО «ОСК» Северо-Западного региона


Общество Группы АО «ОСК»
Город, регион
1.
АО "Адмиралтейские верфи"
Санкт-Петербург
2.
АО "Балтийский завод"
3.
АО "Кронштадтский морской завод"
4.
АО "Невское ПКБ"
5.
ООО "ОСК-Сервис"
6.
ПАО "Пролетарский завод"
7.
АО "СПМБМ "Малахит"
8.
АО "Северное ПКБ"
9.
АО "СНСЗ"
10.
ПАО СЗ "Северная верфь"
11.
АО "ЦМКБ "Алмаз"
12.
АО "ЦКБ "ОСК-Айсберг"
13.
АО «ЦКБ МТ «Рубин»
14.
АО "Рубин"
15.
АО "СК "ОСК"
16.
ООО «ЦПС «ОСК-Движение»
17.
АО «ОСК-Технологии»
18.
ПАО "ВСЗ"
Выборг, Ленинградская область
19.
ООО «Невский ССЗ»
Шлиссельбург, Ленинградская область
20.
АО "10 СРЗ"
Полярный, Мурманская область
21.
АО "СПТБ Звездочка"
22.
АО "БТОФ"
Мурманск Мурманская область
23.
АО "ПСЗ "Янтарь"
Калининград, Калининградская область
24.
АО "СП "ЭРА"
Светлый, Калининградская область
25.
АО "33 СРЗ"
Балтийск, Калининградская область
26.
АО "КБ "Рубин-Север"
Северодвинск, Архангельская область
27.
АО "СПО "Арктика"
28.
АО "НИПТБ "Онега"
29.
АО "ПО "Севмаш"
30.
АО "Севмаш-Шельф"
31.
АО "ЦС "Звездочка"
Источник: составлено авторами на основе [12]

На территории Северо-Запада группа АО «ОСК» реализует полный спектр работ в области кораблестроения, а именно: проектирование, строительство, ремонт и сервисное обслуживание. Так в 2023 году в РФ были выпущены в эксплуатацию 90 судов гражданского назначения. [13].

Одно из крупнейших предприятий АО «ОСК» в регионе, которое так же влияет на формирование комплекса конкурентных преимуществ, специализирующееся на строительстве кораблей, судов, плавучих конструкций и неатомного подводного кораблестроения РФ, АО «Адмиралтейские Верфи». По итогам 2020 года АО «Адмиралтейские Верфи» удалось удвоить полученную прибыль (получив чистую прибыль более 3 млрд. рублей). Предприятие имеет высокий уровень загруженности заказами, что положительно влияет на экономику Северо-Западного региона. По оценкам верфи, доля гражданского судостроения в её портфеле заказов составила около 45%, а всего в её производственном плане было 17 судовых заказов.

Выпускаемая продукция АО «Адмиралтейские Верфи» представлена на рисунке 4. [15, c. 53]

Рисунок 4. Выпускаемая продукция АО «Адмиралтейские Верфи» [12]

К 2024 году на предприятии АО «Адмиралтейские Верфи», простроено более 3000 кораблей и судов различных типов и классов, а также более 300 подводных лодок не имеющих аналогов в мире.

Отличительные и конкурентоспособные преимущества предприятия, вносящие вклад в конкурентоспособность Северо-Западного региона:

- общая площадь предприятия составляет 77 Га, на которой так же расположены 14 памятников культурного наследия. Протяженность территории вдоль набережной Невы составляет 3 км, что показывает высокую оснащенность и мощность предприятия;

- средний рост выручки за последние пять лет составляет27 %;

- доля выручки предприятия в валовом региональном продукте Санкт-Петербурга 1,5%.

- средний рост чистой прибыли предприятия с 2019 по 2024 году составил 61%, по аналитике с официального сайта предприятия. [16]

По итогам 2023 года АО «Адмиралтейские Верфи» сдали два больших морозильных траулера для «Русской рыбопромышленной компании», которые прошли испытания и приступили к работе на Дальнем востоке. На 2024 год продолжается строительство серии трех траулеров, строится научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» для выполнения арктической программы, а научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», разработанная инженерами и собранная в АО «Адмиралтейские Верфи» для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в мае 2024 года была награждена национальной премией «Хрустальный компас» в номинации «Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса», как уникальный проект в области науки и культуры. [17]

Финансовое положение и полноценный вклад судостроительной отрасли для региона можно охарактеризовать как стабильно устойчивое, так как портфель заказов заложен до 2026 года [18].

Введение санкций, запрет на импорт и прочие внешние трудности сказались на деятельности АО «Адмиралтейские Верфи». Несмотря на это, судостроительная компания обеспечена заказами на несколько лет вперед, что помогает ей держаться в списке наиболее прибыльных и устойчивых. На наш взгляд для того, чтобы сохранить диверсификацию отрасли необходимо поддерживать заданный темп строительства судов, что позволит плотно контактировать с поставщиками и клиентами на рынке. Также в перспективе внедрение инновационных средств для начала выпуска новых продуктов, что поможет придерживаться политики импортозамещения в судостроительной отрасли региона. АО «Адмиралтейские Верфи» нацелены на сохранение многопрофильности работы, на решение проблем с ограничениями на иностранный импорт, что обеспечит рост выручки и загрузку для сотрудников предприятия [19].

Конкурентоспособности российских компаний, работающих на рынке технически сложной продукции в которых, основную роль играют высокоранговые конкурентные преимущества, в том числе: уникальная продукция, технологии, известное имя и бренд, хорошая репутация самой компании формируют долгосрочные связи и высокую производительность отрасли. [20]

Судостроительная отрасль выполняет огромный спектр работ, что наделяет Северо-Западный регион рядом преимуществ, повышающих его конкурентоспособность. Далее определены направления отрасли, из которые формируют вклад в конкурентоспособность региона.

1) В судостроительной отрасли объединенная судостроительная корпорация является одним из крупнейших работодателей в России. На предприятиях и в организациях, входящих в АО «ОСК», трудятся более 105 тысяч человек по данным на итог 2023 года, которые вносят вклад не только в развитие отрасли, но и экономики Северо-Западного региона и страны в целом. Средний возраст составляет 43 года, доля работников в возрасте до 35 лет составляет порядка 30%. До 2030 года в соответствии с производственной программой и перспективным портфелем заказов у корпорации сохраняется потребность в привлечении и качественном развитии инженерных и рабочих кадров [21]. Как следствие судостроительные организации ведут активную деятельность по привлечению и трудоустройству работников, при этом предоставляя полный социальный пакет работникам предприятий.

Занимается обучением и трудоустройством населения, что способствует повышению уровня жизни населения и развитию экономики региона. Реализует социальные программы поддержки молодежи, работников и ветеранов труда отрасли.

2) В отрасли представители АО «ОСК» проводят профориентацию школьников с целью формирования интереса к судостроительной отрасли. Ориентируют и дают возможность поступить на бюджет лучшим абитуриентам в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Так на территории Северо-Западного региона предприятия Группы ОСК организуют и совместно со школами проводят профильные тематические встречи, деловые игры, мастер-классы, экскурсии в заводские музеи и цеха, знакомят школьников с деятельностью предприятий с целью определения их будущей профессии. Так наибольшую активность и вовлеченность молодого поколения демонстрируют Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области.

АО «ОСК» сотрудничает с ВУЗами профильных учебных заведений с высшим и средним профильным образованием с возможностью проходить практику, узнавать тонкости направления и дальнейшим трудоустройством выпускников. На данной территории расположено 14 ВУЗов осуществляющих подготовку инженерных кадров для судостроительной отрасли.

Сотрудничество с научными и образовательными учреждениями в Северо-Западном регионе. Позволяет анализировать и создавать новые технологии применяемые для судов, что повышает конкурентоспособный потенциал выпускаемой продукции верфями и заводами региона, так же привлекая для реализации проектов специалистов смежных отраслей.

3) Судостроительная отрасль совершенствует и развивает инфраструктуру региона. Создавая верфи и другие объекты для строительства, ремонта и обслуживания как речного, так и морского транспорта улучшается инфраструктурная карта региона. Так в планах группы ОСК построить новую среднетоннажную верфь на Северо-Западе к 2031 году, в рамках программы долгосрочной стратегии развития АО «ОСК» до 2035 года [22]. Благодаря реализации программ и участию в государственных заказах судостроительная отрасль развивается и укрепляет свои позиции на рынке, что повышает показатели финансовых вложений в Северо-Западный регион.

4) Способствует увеличению внешнеторгового оборота региона судами и технологиями, которые выпускают АО «ОСК». Способствует укреплению международных связей благодаря экспорту продукции в другие страны и составлению договоров по обслуживанию и ремонту иностранных судов с такими странами как: Китай, Индия, Алжир и станы ЕАЭС.

5) Выгодное сотрудничество ОСК с другими предприятиями региона. Корпорация расширяет деловые связи и расширяет спектр предоставляемых услуг для заказчиков, так как многие заказы уникальны и не имеют аналогов в мире. Например, по производству материалов или комплектующих частей, укрепляет значимость кооперации не только в ценообразовании итогового продукта, но повышает вовлеченность специалистов на примере Северо-Заданного региона, вносить вклад в развитие долгосрочных деловых связей.

6) Постоянный выпуск судов разного назначения. Судостроение является одной из отраслей экономики, на его долю приходится 1% ВВП. Всего за 2023 г. российские верфи построили 367 единиц разных типов кораблей, 108 крупных гражданских судов, в числе которых 18 пассажирских. По суммарному тоннажу в 2023 г. структура производства составила: выпуск танкеров 78%; по 5% пассажирских, рыболовных судов и подводных лодок; 4% составили ледоколы; 3% – сухогрузы. [23]

7) Активная господдержка судостроительной отрасли. Строительство военных судов для обороны страны занимает 75% от общего объема производства и финансируется государством. Суммарный размер инвестиций в отрасль в 2023 г. составил 1 трлн рублей, состав представлен в таблице 2.

Таблица 2. Размер государственных инвестиций в судостроительную отрасль в 2023 г.

Направление
Размер инвестиций, млрд.руб.
на поддержание отечественного флота
65.
на программу лизинга гражданских судов
27
на создание и внедрение судового оборудования
15
на строительство крупнотоннажных судов
8,7
на модернизацию мощностей предприятий гражданского судостроения
6,5
на возмещение части затрат на строительство рыбопромысловых судов
6
Источник: составлено авторами на основе [21]

Определены перспективные направления развития отрасли, которые в комплексе повысят конкурентоспособность и укрепят показатели экономики Северо-Западного региона. Перспективные направления развития отрасли представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Перспективные направления развития отрасли Северо-Западного региона

Источник: составлено авторами на основе [21]

Заключение

Исходя из полученных данных следует сделать вывод, что судостроительная отрасль в Северо-Западном регионе постоянно модернизируется и развивается. На наш взгляд, основными стратегически значимыми задачами, которые выполняет судостроительная отрасль для региона это преодоление зависимости от импорта за счет комплексной трансформации, инновационным отечественным разработкам, техническому перевооружению существующих судостроительных мощностей, обучение и трудоустройство населения, развитие инфраструктуры региона. Таким образом, отрасль является приоритетным вектором экономического развития не только для РФ, но и вносит весомый вклад в конкурентоспособность Северо-Западного региона, что подтверждается заинтересованностью государства поддерживать стабильное существование и развитие отрасли.


Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:30:36