Вклад судостроительной отрасли в конкурентоспособность Северо-Западного региона
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Дороговцева А.А., Постникова Е.М. Вклад судостроительной отрасли в конкурентоспособность Северо-Западного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122196.
Введение
Актуальность. В современном мире конкурентоспособность является важным направлением для становления, укрепления и развития региона. Конкурентоспособность региона формируется под влиянием ряда факторов, характеризующих социально-экономическое положение конкретной территории. Она является базовым условием для функционирования социально-экономических систем, формирующих: экономическую привлекательность региона, повышения благосостояние населения и более рациональному использованию потенциала территории. Судостроительная отрасль является одной из ключевых в обеспечении конкурентоспособности Северо-Западного региона для стратегически значимых экономических сфер: обороноспособность, инфраструктура, торговый потенциал, пассажироперевозки, нефтегазовая промышленность, морской промысел, металлургия, приборостроение и так далее. Это создает поддержание необходимого количества рабочих мест, повышает занятость и снижает безработицу в регионе. Наличие судостроительной отрасли в регионе положительно влияет на национальную устойчивость и конкурентоспособность региона, при этом имеет поддержку государства.
Литературный обзор. Теоретические подходы к определению и оценке конкурентоспособности региона, отражение важности аспектов, формирующих конкурентоспособность региона приведены в работах Шаргородского В.С., Щербакова С.В., Рогожина В.М. [9], Усонова М.М. [3], Давидян Ю.И., Резанцевой А.А., Колосовой К.В. [8].
Роль промышленной специализации как важной составляющей регионального развития и факторах, влияющих на региональное развитие территорий и как следствие формирующих конкурентоспособность регионов рассмотрены в том числе в публикациях Владыка М.В., Костенко Е.И., Бурдинская Д.М. [4], Гаджиев Ю. А., Тимушев Е. Н., Стыров М. М. [5].
Актуальные вопросы влияния отраслевого развития промышленности региона отражающих сложность и многоаспектность новых экономических условий становления территорий, определяющих стратегии развития конкурентоспособности регионов, представлены в трудах Щеглов Е. В. [2], Субботина Т.Н., Харламов М.Д. [1].
Современный этап управления территориальным развитием актуализировал необходимость создания источников и механизмов повышения конкурентоспособности регионов. Конкурентоспособность становится базовым условием устойчивости функционирования регионов. В связи с этим, выявление факторов, влияющих на данный процесс, приобретает большую актуальность. Направления повышения конкурентоспособности регионов приведены в работах Чмышенко Е.Г., Чмышенко Е.В. [6], Пигорева А.А. [7],
Вклад в исследование формирования конкурентоспособности региона на основе изучения судостроительной отрасли, внесли такие ученые как: М. А. Бельченко, Л.В. Гарсия [10], М.В. Таратухин [11], А.О. Егорова, И.С.Шеронов [15], А.О. Чирков [20]. Что подтверждает значимость и интерес в изучении факторов, определяющих конкурентоспособные преимущества региона.
В настоящее время в региональной экономике недостаточно изучен и обоснован вклад отрасли в формирование конкурентоспособности региона.
Целью данного исследования является выявить и обосновать направления, которые формируют вклад судостроительной отрасли в конкурентоспособность Северо-Западного региона.
Научная новизна исследования заключается в уточнении и обосновании вклада отрасли судостроения в конкурентоспособность и экономику Северо-Западного региона.
Авторская гипотеза: анализ деятельности ключевой отрасли региона, сделает возможным более подробно изучить и обосновать вклад отрасли в конкурентоспособность региона.
Методология исследования основана на следующих методах: анализе научно-практических положений, синтезе мнений, подборе статистических данных, финансовом анализе, графической интерпретации результатов.
Северо-Западный регион и конкурентоспособность региона
Северо-Западный регион расположен на северо-западе европейской части России, в его состав входит: г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, Калининградская область, Мурманская область, Вологодская область, Республика Карелия, Псковская область. Регион обладает потенциалом в машиностроении, металлургии, топливно-энергетическом производстве, конструкторском деле, химической отрасли и деревообрабатывающей промышленности.
Конкурентоспособность региона — это комплексная характеристика, отражающая уровень социально-экономического развития территории, которая способствует обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, возможность реализовать имеющийся экономический потенциал с целью достижения устойчивого роста экономики региона.
Судостроительная отрасль является одной из наиболее важных сфер промышленной политики Российской Федерации. На данной территории находится большая часть судостроительных компаний. Это более 40% от всех судостроительных компаний, располагающихся на территории РФ. Общий объем выпуска продукции составляет более 4,5 млрд. рублей в год. [21] Также в данном регионе имеется целевая направленность развития системы высшего образования, это связано с подготовкой кадров в области конструирования, строительства и эксплуатации судов. Географический масштаб территориальной расположенности судостроительной отрасли представлен на рисунке 1 [21], где Северо-Западный регион является центром сосредоточения судостроительной отрасли. [10; 11, c. 67].
Рисунок 1. География судостроительной отрасли России по данным Минпромторга России [21]
Рисунок 1 демонстрирует масштабность судостроительной отрасли на территории РФ, с преимущественными показателями на территории Северо-Запада, такими как: количество судостроительных организаций 45%, разносторонний кадровый состав 61,1%, объемы выпуска готовой продукции 69,8%. [21]
Отрасль является одной из базовых в ВВП региона, что составляет примерно до 1% при уровне добавленной стоимости до 30%. Так же в производственном процессе задействованы смежные отрасли для более широкого спектра оказываемых услуг, таким образом судостроительная отрасль поддерживает развитие, таких направлений, как металлургия, электроника, приборостроение, региональная и международная транспортная система морского и речного судоходства, которые составляют по востребованности от 70% до 90% общего объема грузоперевозок. [12].
На основе аналитических данных Министерства промышленности торговли РФ наиболее крупные предприятия судостроительные и судоремонтные верфи, проектно-конструкторские бюро входят в АО «Объединенную Судостроительную Корпорацию», далее АО «ОСК», которая занимается контролем и поддержкой отрасли на территории РФ. Регион лидер, в котором расположена штаб квартира АО «ОСК» и представлен весь сектор судостроительных предприятий является Северо-Западный регион с показателем 57% основываясь на количестве судостроительных предприятий. Второе место занимает Южный регион с показателем 39% и на третьем месте Приволжский регион с показателем 27%. Наглядно статистика представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Количество судостроительных предприятий по регионам на 2023 г. Источник: составлено авторами на основе [21]
Определена значимость вклада АО «ОСК» - крупнейшей судостроительной компании России в развитии отрасли региона. В ее состав входят около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых основана большая часть отечественного судостроительного комплекса.
В настоящее время в перечень групп, присоединившихся к Порядку организации защиты сведений конфиденциального характера в АО «ОСК», утверждённому приказом АО «ОСК» от 25 марта 2016 г. № 47, которые выпускают военную и гражданскую продукцию, входит 51 организация, из которых на территории Северо-Западного региона 23 предприятия группы АО «ОСК». Процентное соотношение предприятий группы АО «ОСК» на территории РФ представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Расположение группы АО «ОСК» на территории РФ Источник: составлено авторами на основе [12]
Подробный обзор обществ группы АО «ОСК» Северо-Западного региона представлен в таблице 1. [12]
Таблица 1. Состав группы АО «ОСК» Северо-Западного региона
№
|
Общество Группы АО «ОСК»
|
Город,
регион
|
1.
|
АО
"Адмиралтейские верфи"
|
Санкт-Петербург
|
2.
|
АО
"Балтийский завод"
| |
3.
|
АО
"Кронштадтский морской завод"
| |
4.
|
АО
"Невское ПКБ"
| |
5.
|
ООО
"ОСК-Сервис"
| |
6.
|
ПАО
"Пролетарский завод"
| |
7.
|
АО
"СПМБМ "Малахит"
| |
8.
|
АО
"Северное ПКБ"
| |
9.
|
АО
"СНСЗ"
| |
10.
|
ПАО
СЗ "Северная верфь"
| |
11.
|
АО
"ЦМКБ "Алмаз"
| |
12.
|
АО
"ЦКБ "ОСК-Айсберг"
| |
13.
|
АО
«ЦКБ МТ «Рубин»
| |
14.
|
АО
"Рубин"
| |
15.
|
АО
"СК "ОСК"
| |
16.
|
ООО
«ЦПС «ОСК-Движение»
| |
17.
|
АО
«ОСК-Технологии»
| |
18.
|
ПАО
"ВСЗ"
|
Выборг,
Ленинградская область
|
19.
|
ООО
«Невский ССЗ»
|
Шлиссельбург,
Ленинградская область
|
20.
|
АО
"10 СРЗ"
|
Полярный,
Мурманская область
|
21.
|
АО
"СПТБ Звездочка"
| |
22.
|
АО
"БТОФ"
|
Мурманск
Мурманская область
|
23.
|
АО
"ПСЗ "Янтарь"
|
Калининград,
Калининградская область
|
24.
|
АО
"СП "ЭРА"
|
Светлый,
Калининградская область
|
25.
|
АО
"33 СРЗ"
|
Балтийск,
Калининградская область
|
26.
|
АО
"КБ "Рубин-Север"
|
Северодвинск,
Архангельская область
|
27.
|
АО
"СПО "Арктика"
| |
28.
|
АО
"НИПТБ "Онега"
| |
29.
|
АО
"ПО "Севмаш"
| |
30.
|
АО
"Севмаш-Шельф"
| |
31.
|
АО
"ЦС "Звездочка"
|
На территории Северо-Запада группа АО «ОСК» реализует полный спектр работ в области кораблестроения, а именно: проектирование, строительство, ремонт и сервисное обслуживание. Так в 2023 году в РФ были выпущены в эксплуатацию 90 судов гражданского назначения. [13].
Одно из крупнейших предприятий АО «ОСК» в регионе, которое так же влияет на формирование комплекса конкурентных преимуществ, специализирующееся на строительстве кораблей, судов, плавучих конструкций и неатомного подводного кораблестроения РФ, АО «Адмиралтейские Верфи». По итогам 2020 года АО «Адмиралтейские Верфи» удалось удвоить полученную прибыль (получив чистую прибыль более 3 млрд. рублей). Предприятие имеет высокий уровень загруженности заказами, что положительно влияет на экономику Северо-Западного региона. По оценкам верфи, доля гражданского судостроения в её портфеле заказов составила около 45%, а всего в её производственном плане было 17 судовых заказов.
Выпускаемая продукция АО «Адмиралтейские Верфи» представлена на рисунке 4. [15, c. 53]
Рисунок 4. Выпускаемая продукция АО «Адмиралтейские Верфи» [12]
К 2024 году на предприятии АО «Адмиралтейские Верфи», простроено более 3000 кораблей и судов различных типов и классов, а также более 300 подводных лодок не имеющих аналогов в мире.
Отличительные и конкурентоспособные преимущества предприятия, вносящие вклад в конкурентоспособность Северо-Западного региона:
- общая площадь предприятия составляет 77 Га, на которой так же расположены 14 памятников культурного наследия. Протяженность территории вдоль набережной Невы составляет 3 км, что показывает высокую оснащенность и мощность предприятия;
- средний рост выручки за последние пять лет составляет27 %;
- доля выручки предприятия в валовом региональном продукте Санкт-Петербурга 1,5%.
- средний рост чистой прибыли предприятия с 2019 по 2024 году составил 61%, по аналитике с официального сайта предприятия. [16]
По итогам 2023 года АО «Адмиралтейские Верфи» сдали два больших морозильных траулера для «Русской рыбопромышленной компании», которые прошли испытания и приступили к работе на Дальнем востоке. На 2024 год продолжается строительство серии трех траулеров, строится научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» для выполнения арктической программы, а научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», разработанная инженерами и собранная в АО «Адмиралтейские Верфи» для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в мае 2024 года была награждена национальной премией «Хрустальный компас» в номинации «Лучший экологический проект промышленных предприятий, бизнеса», как уникальный проект в области науки и культуры. [17]
Финансовое положение и полноценный вклад судостроительной отрасли для региона можно охарактеризовать как стабильно устойчивое, так как портфель заказов заложен до 2026 года [18].
Введение санкций, запрет на импорт и прочие внешние трудности сказались на деятельности АО «Адмиралтейские Верфи». Несмотря на это, судостроительная компания обеспечена заказами на несколько лет вперед, что помогает ей держаться в списке наиболее прибыльных и устойчивых. На наш взгляд для того, чтобы сохранить диверсификацию отрасли необходимо поддерживать заданный темп строительства судов, что позволит плотно контактировать с поставщиками и клиентами на рынке. Также в перспективе внедрение инновационных средств для начала выпуска новых продуктов, что поможет придерживаться политики импортозамещения в судостроительной отрасли региона. АО «Адмиралтейские Верфи» нацелены на сохранение многопрофильности работы, на решение проблем с ограничениями на иностранный импорт, что обеспечит рост выручки и загрузку для сотрудников предприятия [19].
Конкурентоспособности российских компаний, работающих на рынке технически сложной продукции в которых, основную роль играют высокоранговые конкурентные преимущества, в том числе: уникальная продукция, технологии, известное имя и бренд, хорошая репутация самой компании формируют долгосрочные связи и высокую производительность отрасли. [20]
Судостроительная отрасль выполняет огромный спектр работ, что наделяет Северо-Западный регион рядом преимуществ, повышающих его конкурентоспособность. Далее определены направления отрасли, из которые формируют вклад в конкурентоспособность региона.
1) В судостроительной отрасли объединенная судостроительная корпорация является одним из крупнейших работодателей в России. На предприятиях и в организациях, входящих в АО «ОСК», трудятся более 105 тысяч человек по данным на итог 2023 года, которые вносят вклад не только в развитие отрасли, но и экономики Северо-Западного региона и страны в целом. Средний возраст составляет 43 года, доля работников в возрасте до 35 лет составляет порядка 30%. До 2030 года в соответствии с производственной программой и перспективным портфелем заказов у корпорации сохраняется потребность в привлечении и качественном развитии инженерных и рабочих кадров [21]. Как следствие судостроительные организации ведут активную деятельность по привлечению и трудоустройству работников, при этом предоставляя полный социальный пакет работникам предприятий.
Занимается обучением и трудоустройством населения, что способствует повышению уровня жизни населения и развитию экономики региона. Реализует социальные программы поддержки молодежи, работников и ветеранов труда отрасли.
2) В отрасли представители АО «ОСК» проводят профориентацию школьников с целью формирования интереса к судостроительной отрасли. Ориентируют и дают возможность поступить на бюджет лучшим абитуриентам в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Так на территории Северо-Западного региона предприятия Группы ОСК организуют и совместно со школами проводят профильные тематические встречи, деловые игры, мастер-классы, экскурсии в заводские музеи и цеха, знакомят школьников с деятельностью предприятий с целью определения их будущей профессии. Так наибольшую активность и вовлеченность молодого поколения демонстрируют Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области.
АО «ОСК» сотрудничает с ВУЗами профильных учебных заведений с высшим и средним профильным образованием с возможностью проходить практику, узнавать тонкости направления и дальнейшим трудоустройством выпускников. На данной территории расположено 14 ВУЗов осуществляющих подготовку инженерных кадров для судостроительной отрасли.
Сотрудничество с научными и образовательными учреждениями в Северо-Западном регионе. Позволяет анализировать и создавать новые технологии применяемые для судов, что повышает конкурентоспособный потенциал выпускаемой продукции верфями и заводами региона, так же привлекая для реализации проектов специалистов смежных отраслей.
3) Судостроительная отрасль совершенствует и развивает инфраструктуру региона. Создавая верфи и другие объекты для строительства, ремонта и обслуживания как речного, так и морского транспорта улучшается инфраструктурная карта региона. Так в планах группы ОСК построить новую среднетоннажную верфь на Северо-Западе к 2031 году, в рамках программы долгосрочной стратегии развития АО «ОСК» до 2035 года [22]. Благодаря реализации программ и участию в государственных заказах судостроительная отрасль развивается и укрепляет свои позиции на рынке, что повышает показатели финансовых вложений в Северо-Западный регион.
4) Способствует увеличению внешнеторгового оборота региона судами и технологиями, которые выпускают АО «ОСК». Способствует укреплению международных связей благодаря экспорту продукции в другие страны и составлению договоров по обслуживанию и ремонту иностранных судов с такими странами как: Китай, Индия, Алжир и станы ЕАЭС.
5) Выгодное сотрудничество ОСК с другими предприятиями региона. Корпорация расширяет деловые связи и расширяет спектр предоставляемых услуг для заказчиков, так как многие заказы уникальны и не имеют аналогов в мире. Например, по производству материалов или комплектующих частей, укрепляет значимость кооперации не только в ценообразовании итогового продукта, но повышает вовлеченность специалистов на примере Северо-Заданного региона, вносить вклад в развитие долгосрочных деловых связей.
6) Постоянный выпуск судов разного назначения. Судостроение является одной из отраслей экономики, на его долю приходится 1% ВВП. Всего за 2023 г. российские верфи построили 367 единиц разных типов кораблей, 108 крупных гражданских судов, в числе которых 18 пассажирских. По суммарному тоннажу в 2023 г. структура производства составила: выпуск танкеров 78%; по 5% пассажирских, рыболовных судов и подводных лодок; 4% составили ледоколы; 3% – сухогрузы. [23]
7) Активная господдержка судостроительной отрасли. Строительство военных судов для обороны страны занимает 75% от общего объема производства и финансируется государством. Суммарный размер инвестиций в отрасль в 2023 г. составил 1 трлн рублей, состав представлен в таблице 2.
Таблица 2. Размер государственных инвестиций в судостроительную отрасль в 2023 г.
Направление
|
Размер инвестиций, млрд.руб.
|
на
поддержание отечественного флота
|
65.
|
на
программу лизинга гражданских судов
|
27
|
на
создание и внедрение судового оборудования
|
15
|
на
строительство крупнотоннажных судов
|
8,7
|
на
модернизацию мощностей предприятий гражданского судостроения
|
6,5
|
на
возмещение части затрат на строительство рыбопромысловых судов
|
6
|
Определены перспективные направления развития отрасли, которые в комплексе повысят конкурентоспособность и укрепят показатели экономики Северо-Западного региона. Перспективные направления развития отрасли представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Перспективные направления развития отрасли Северо-Западного региона
Источник: составлено авторами на основе [21]
Заключение
Исходя из полученных данных следует сделать вывод, что судостроительная отрасль в Северо-Западном регионе постоянно модернизируется и развивается. На наш взгляд, основными стратегически значимыми задачами, которые выполняет судостроительная отрасль для региона это преодоление зависимости от импорта за счет комплексной трансформации, инновационным отечественным разработкам, техническому перевооружению существующих судостроительных мощностей, обучение и трудоустройство населения, развитие инфраструктуры региона. Таким образом, отрасль является приоритетным вектором экономического развития не только для РФ, но и вносит весомый вклад в конкурентоспособность Северо-Западного региона, что подтверждается заинтересованностью государства поддерживать стабильное существование и развитие отрасли.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:30:36