Прирост консолидированного бюджета региона за счет вовлечения в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена

Кривилёв И.В.1, Майоров А.А.
1 Счётная палата Оренбургской области

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Кривилёв И.В., Майоров А.А. Прирост консолидированного бюджета региона за счет вовлечения в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 2. – doi: 10.18334/ppib.11.2.120697.

Аннотация:
В статье на основе системного подхода, абстрагирования, обобщения, сравнения и хронологического анализа структуры и динамики землепользования в Оренбургской области, способов вовлечения в хозяйственный оборот государственных земель, приоритетно сельскохозяйственного назначения, а также на основе анализа доходов консолидированного бюджета области от их использования, показаны основные проблемы управления земельным фондом, деятельность органов власти и местного самоуправления региона по учёту и вовлечению земель, приоритетно сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот. Дан обзор сведений о правовом положении, количественном, качественном состоянии земель в границах территории Оренбургской области. Приведена оценка и раскрыт спектр основных проблем управления земельными ресурсами государственная собственность на которые не разграничена. Отмечены недостатки правовых механизмов распоряжения и управления землями. Предложен комплекс мероприятий в области регулирования земельных отношений реализация которых будет способствовать учёту, вовлечению неиспользуемых земель в хозяйственный оборот, развитию земельных отношений, росту объемов доходов муниципальных образований.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельный фонд, учёт земель, неразграниченные земли, управление землями, земельные платежи, хозяйственный оборот земель, консолидированный бюджет

JEL-классификация: Q15, Q24, R1

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью учёта и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользованных государственных земель, рационального использования и сохранения земель сельскохозяйственного назначения, повышением эффективности управления землями, пополнением поступлений в консолидированный бюджет Оренбургской области, созданием полного информационного ресурса о неразграниченных землях.

В современных условиях, когда социально-политическая обстановка по отношению к нашему государству обременена санкционной политикой отдельных западных государств вопросы продовольственной безопасности находятся в приоритете и всё большую актуальность приобретает режим рационального сохранения земельных участков и землепользования для целей осуществления сельскохозяйственного производства. К тому же возвращение невостребованных земель в оборот для целевого хозяйственного использования, будет способствовать не только повышению общей посевной площади, но и окажет поддержку сельскохозяйственных предприятий, будет способствовать развитию сельских территорий в целом. Именно поэтому последние годы в научной литературе появились многочисленные точки зрения исследователей и учёных относительно хозяйственного освоения неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, площадь которых в России составляет около 33 млн га (16,7% общей площади сельскохозяйственных угодий в стране), в т.ч. 18 млн. га пашни [1]. Для сравнения следует отметить, что площадь сельскохозяйственных угодий в мире составляет около пяти миллиардов гектаров, это примерно 38% мировой поверхности суши. Одна треть этой площади используется в качестве пахотных земель, а остальные две трети составляют пастбища для выпаса скота и луга [2].

Академик РАН, д.э.н. Петриков А.В. высказывает утверждения о том, что в будущем «Расходы на инвентаризацию земель и постановку их на учет следует разделить между государством и владельцами земельных участков. В дальнейшем ведение кадастра земель должно основываться не на заявительном, а на обязательном принципе». «Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, не должны использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, с установлением границ таких угодий» [1].

Проблемы современного состояния вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот неиспользованных земель в России рассматривались исследователями Е.В. Орешкиной, Л.П. Подболотовой, А.И. Шепелевым [3].

Б.С. Джабраилова исследуя возможности вовлечения в оборот плодородных и ценных земель в регионах Северо-Западного федерального округа для выполнения задач импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности посредством наращивания производства товаров сельского хозяйства и расширения посевных площадей, а также развития экономических отношений в сельской местности выявила долгосрочные негативные последствия от сокращения сельскохозяйственных угодий и предложила «По результатам инвентаризации всех неиспользуемых земель сформировать единую региональную и муниципальные информационные базы и цифровые карты неиспользуемых земель, а также создать региональные земельные фонды для управления и аккумуляции неиспользуемых земель в собственности государства и последующей сдачей их в аренду» [4].

О необходимости проведения государственного мониторинга, оценки состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения степных регионов Азиатской России как важной составляющей управленческих решений в сфере АПК заявила в своих исследованиях группа Оренбургских учёных Института степи ОФИЦ Уро РАН А.А. Чибилёв (мл.), Д.С. Мелешкин, Д.В. Григоревский [5].

Вопросы «экономической эффективности землеустроительного обеспечения вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот» изучали А.Л. Желясков, Д.Э. Сетуридзе, которые пришли к выводу, что «Верное использование имеющихся земельных ресурсов приведёт к росту экономической прибыли и дополнительному количеству рабочих мест в аграрном секторе, что позволит снять напряжение с социальной стороны вопроса» и отвечает требованиям сегодняшнего дня и перспективным стратегическим планам [6].

О необходимости совершенствования закона о землеустройстве, землеустроительном обеспечении вовлечения в оборот неиспользуемых земель доложил на парламентских слушаниях в Государственном университете по землеустройству глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. «Эффективное и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения выступает гарантом продовольственной безопасности страны. Дальнейший рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции неразрывно связан с вовлечением неиспользованных земель в сельскохозяйственный оборот, а также с увеличением их плодородия и сохранения качественных характеристик почв. Результатом должно стать сельскохозяйственное зонирование и планирование использования сельскохозяйственных земель исходя из степени их пригодности для вовлечения в оборот, дальнейшего хозяйственного использования и развития сельских территорий» [7]. В своём выступлении сенатор отметил, что «Земля — это действительно очень важный и необходимый ресурс, по сути, он ничем не уступает природным ресурсам — нефти, газу, лесу, воде, которыми наша страна гордится и которые мы должны научиться еще более эффективно использовать» [7].

Здесь следует отметить, что в ряде европейских стран земельные отношения признаются как тип развитых правовых отношений, гарантирующих владельцам земли устойчивость и стабильность, при этом государственные механизмы регулирования земельных отношений обеспечивают защиту земли и её экологически безопасное, продуктивное и экономически эффективное использование, с затратами из бюджета [8]. В Дании, например на законодательном уровне установлено, что собственником земель сельскохозяйственного назначения может быть только физическое лицо имеющее сельскохозяйственное образование, обязующееся вести сельскохозяйственное производство самостоятельно и проживать на самом фермерском хозяйстве, либо вблизи от фермы. Фермы в Дании специализированные, продуктивность земель сельскохозяйственного назначения высокая, учёт земель чётко отлажен, основные предприятия пищевой промышленности принадлежат фермерским кооперативам [8].

В России проблемы учёта земель, вовлечения их в хозяйственный оборот пока полностью не решены, их решение является нелёгкой задачей и требуют дальнейшего научного изучения и решений.

Целью исследования являлся анализ структуры и динамики землепользования в Оренбургской области, способы вовлечения в хозяйственный оборот государственных земельных участков, оценка влияния на формирование доходной части консолидированного бюджета Оренбургской области за счёт вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель, выявление проблем управления землями, обозначение комплекса мероприятий, которые бы способствовали вовлечению неиспользованных земель в оборот, развитию земельных отношений, росту объёма доходов муниципальных образований, а также выработка предложений главам муниципальных образований Оренбургской области по повышению уровня вовлечения в оборот неразграниченных земель и обеспечения эффективности администрирования доходов, как для увеличения площади хозяйственного использования земельных ресурсов государства так и для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Источниками данного исследования явились статистические и отчетные документы, научные публикации, данные Росреестра, органов государственной статистики, министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, администраций муниципальных образований Оренбургской области и др. за 2019-2022 годы. Полученные результаты могут представлять интересы для органов управления и власти, муниципальных образований, агентств кадастра объектов недвижимости, землеустроительных проектных организаций, земельно-кадастровых палат, специалистов по земельному праву, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест, земельному рынку, всем, кому интересны проблемы эффективного использования земли, природопользования и землеустройства.

Основные результаты и обсуждение

Земля дефицитный и ограниченный ресурс, требующий систематизированного количественного и качественного учёта направленного на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

К земельным участкам, на которые не разграничена государственная собственность относятся все земли, не находящиеся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъекта РФ, или частной собственности.

Согласно статям 9 – 11 Земельного кодекса РФ, право предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплено за органами государственной власти (федеральной, субъекта РФ) и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в области земельных отношений. В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации № 137-ФЗ от 25.10 2001г. реализуется и порядок распоряжения неучтёнными земельными участками [9].

В Оренбургской области принят ряд нормативно правовых актов в части использования земель, государственная собственность на которые не разграничена [10], в их числе:

1. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.10.2010 № 775-п «Об образовании областного экспертного совета по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области и земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области»;

2. Постановление Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 № 110-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов»;

3. Постановление Правительства Оренбургской области от 21.09.2015 № 727-п «Об утверждении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов»;

4. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 № 213-п «Об утверждении порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области»;

5. Постановление Правительства Оренбургской области от 05.05.2015 № 305-п «Об утверждении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области».

Территория Оренбургской области составляет 12 370,20 тыс. га.

Анализ количественного и качественного состава земель на территории муниципальных образований Оренбургской области, государственная собственность на которые не разграничена показал, в структуре земельного регионального фонда преобладают земли сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 88,20%. Распределение земель по категориям в тыс. га показано на диаграмме 1.

Диаграмма 1 - Распределение земель в Оренбургской области по категориям в тыс. га по состоянию на 01.01.2023 г. [11].

По данным государственной статистической отчетности, в собственности Оренбургской области зарегистрировано 39,30 тыс. га земель (0,80%), в муниципальной собственности – 651,40 тыс. га земель (12,70%) [11; 12].

Распределение земель по формам собственности в Оренбургской области представлено на диаграмме 2.

Диаграмма 2- Распределение земель по формам собственности в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2023 г. [11; 12].

Информация о землях, собственность на которые не разграничена представлена в таблице 1.

Категория земель
Всего земель Оренбургской области
Государственная и муниципальная собственность
из них
Доля неразграниченных земель в общем объеме земель Оренбургской области
собственность РФ
областная собственность
муниципальная собственность
собственность не разграничена
Земли с/х назначения
10940,40
3 742,10
238,00
17,80
631,70
2 854,60
26,09
Земли населенных пунктов
404,30
321,70
13,10
3,60
16,60
288,40
71,33
Земли промышленности
257,90
251,10
184,90
17,60
2,90
45,70
17,72
Земли особо охраняемых территорий
117,10
117,00
101,20
0,30
0,20
15,30
13,07
Земли лесного фонда
630,60
630,60
514,90
-
-
115,70
18,35
Земли водного фонда
24,80
24,80
5,30
-
-
19,50
78,63
Земли запаса
31,10
31,10
-
-
-
31,10
100,00
Итого:
12 370,20
5 118,40
1 057,40
39,30
651,40
3 370,30
27,25

Таблица 1 - Информация о землях, собственность на которые не разграничена в тыс.га по состоянию на 01.01.2023 г. [11].

Исходя из представленной таблицы, в государственной и муниципальной собственности Оренбургской области по состоянию на 01.01.2023 находится 3 370,30 тыс. га, земель, собственность на которые не разграничена, что составляет 65,85% от общего объема земель государственной и муниципальной собственности. [12].

Диаграмма 3 -Распределение земель Оренбургской области, собственность на которые не разграничена по состоянию на 01.01.2023. [11].

Диаграмма 3 свидетельствует, что наибольший удельный вес в общем объеме неразграниченных региональных земель, приходится на земли сельскохозяйственного назначения – 84,70%, на земли населенных пунктов составляют – 8,56%, земли промышленного назначения – 1,36%, земли лесного фонда – 3,43%. На земли особо охраняемых территорий, водного фонда и запаса приходится менее 1,0% на каждую категорию [12].

Информация о неразграниченных сельскохозяйственных землях представлена в таблице 2.

Категория земель
Общая площадь не разграниченных земель, тыс. га
Не вовлечены в хозяйственный оборот,
тыс. га
Вовлечены в хозяйственный оборот,
тыс. га
в том числе:
Продажа
Приватизация
Аренда
Безвозмездное пользование
Сервитуты
земли сельскохозяйственного назначения
2516,19
1 214,46
1 301,73
109,79
4,92
1 177,58
9,12
0,33

Таблица 2 - Площадь сельскохозяйственных земель в Оренбургской области, не вовлечённых в хозяйственный оборот [11].

По состоянию на 01.01.2023 площадь сельскохозяйственных земель в регионе составляла 10 904,41 тыс. га (88,15% от площади земельного фонда области). В общем объеме земельного фонда Оренбургской области на земли, государственная собственность на которые не разграничена, приходилось 27,25% [11].

В настоящее время, наиболее распространённым способом вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, является предоставление их в аренду. В разрезе трёх последних лет площадь предоставленных в аренду региональных земель, государственная собственность на которые не разграничена, увеличилась на 206,68 тыс. га (с 998,90 тыс. га до 1 205,58 тыс. га), конкретно по землям сельскохозяйственного назначения – площадь увеличилась на 209,52 тыс. га (с 968,06 тыс. га до 1 177,58 тыс. га), при этом удельный вес площади уменьшился с 93,84% до 90,46% от общей площади земель данной категории вовлеченных в хозяйственный оборот.

«Сельскохозяйственные земли выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв» [13] .

Обширные территории земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области, находится в Адамовском (604,21 тыс. га), Светлинском (524,76 тыс. га), Кувандыкском (492,96 тыс. га), Первомайском (482,62 тыс. га), Кваркенском (477,67 тыс. га) районах.

В силу сложившейся практики и действующих на территории России норм права государственный учёт земель осуществляется по категориям земель и угодьям.

К Земельным угодьям относятся земли, используемые или пригодные к использованию для хозяйственных целей, получения сельскохозяйственной продукции, отличающиеся природно-историческими признаками.

Учет земель по угодьям осуществляется по фактическому состоянию и использованию, например, пашня; залежь; многолетние насаждения; кормовые угодья (сенокосы и пастбища), принято относить земельные угодья.

На 01.01.2023 площадь сельскохозяйственных угодий составляла – 10 444,30 тыс. га, или 95,80% от категории, несельскохозяйственных угодий – 460,10 тыс. га, или 4,20% от категории.

По состоянию на 01.01.2023: 34,30% сельскохозяйственных земель находилось в государственной и муниципальной собственности, что составляет 3 742,10 тыс. га, в собственности граждан — 56,40%, или 6 149,90 тыс. га, в собственности юридических лиц – 9,30%, или 1 012,40 тыс. га [12] .

От общего количества всех региональных земель, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 98,80% (7 162,03 тыс. га), из них 5 207,20 тыс. га составляли земельные доли граждан [12].

Структура земель сельскохозяйственных угодий представлена на диаграмме 4.

Диаграмма 4 - Структура угодий земель сельскохозяйственного назначения Оренбургской области по состоянию на 01.01.2023 г. [10].

Информация о землях сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена, представлена на диаграмме 5.

Диаграмма 5 - Земли сельскохозяйственного назначения Оренбургской области, собственность на которые не разграничена по состоянию на 01.01.2023 г. [11].

С целью вовлечения в оборот земельных участков осуществляется реализация ряда мероприятий в соответствии с Законом Оренбургской области от 30.09.2020 № 2422/670-VI-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между некоторыми органами местного самоуправления Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области и о внесении изменений в Закон Оренбургской области «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» (далее – Закон Оренбургской области от 30.09.2020 № 2422/670-VI-ОЗ) [14].

Диаграмма 6 - Структура вовлечения неразграниченных земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот, тыс. га по состоянию на 01.01. 2023 г. [11].

Согласно части 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 30.09.2020 № 2422/670-VI-ОЗ к полномочиям органа государственной власти Оренбургской области, осуществляющего управление и распоряжение земельными ресурсами относятся следующие функции органов местного самоуправления в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена:

- по предоставлению земельных участков;

- заключению договоров мены;

-заключению соглашений об установлении сервитута;

- заключению соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков;

- принятию решений о перераспределении земель и (или) земельных участков;

- выдаче разрешений на использование земель или земельных участков.

Согласно статье 3 данного Закона полномочия, указанные в части 1 статьи 2 Закона, перераспределяются между органами местного самоуправления и органами государственной власти Оренбургской области на срок до 1 января 2026 года [14].

Структура и объем поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований Оренбургской области от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена за период 2020-2022 годов.

Основными способами вовлечения в хозяйственный оборот земель, государственная собственность на которые не разграничена, в области являются предоставление земель в аренду, безвозмездное пользование, продажа земель, приватизация, установление сервитутов.

Структура и объем поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований Оренбургской области от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена за период 2020-2022 годов.

Земля является основным экономическим ресурсом муниципальных образований, который формирует доходный потенциал поступления неналоговых доходов бюджета муниципальных образований Оренбургской области.

Согласно информации министерства финансов Оренбургской области и муниципальных образований области администрирование доходов в консолидированный бюджет Оренбургской области, получаемых в виде арендной платы, платы по соглашениям об установлении сервитута, а также доходов от продажи земельных участков, доходов в виде платы за увеличение площади земельных участков осуществлялось 42 муниципальными образованиями Оренбургской области.

За анализируемый период 2020 – 2022 годы в консолидированный бюджет области ежегодно поступали доходы, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных ресурсов, государственная собственность на которые не разграничена: общая сумма доходов составила 4 462 612,93 тыс. рублей.

Общая сумма поступления доходов в консолидированный бюджет Оренбургской области от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена за 2022 год составила 1 896 397,16 тыс. рублей, в том числе:

от продажи земельных участков суммарный доход составил 827 931,42 тыс. рублей;

от аренды земельных участков суммарный доход составил 1 065 222,63 тыс. рублей;

по соглашениям об установлении сервитута доход составил 271,0 тыс. рублей;

за увеличение площади земельных участков доход составил 2 972,12 тыс. рублей [11].

В динамике за 3 последних года, наблюдается постоянный рост доходов от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена. Прирост доходов в 2022 году по отношению к 2020 году составил 877 000,73 тыс. рублей, или в 1,52 раза, в том числе от аренды земельных участков увеличение составило 276 750,30 тыс. рублей (35,1%); от продажи земельных участков увеличение составило 598 715,13 тыс. рублей, или в 3,61 раза, по соглашениям об установлении сервитута увеличение составило 37,89 тыс. рублей, или на 16,25%, за увеличение площади земельных участков доход вырос на 1 497,41 тыс. рублей, или в 2,02 раза.

Диаграмма 7- Динамика доходов от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена в 2020-2022 годах [11].

Диаграмма 8 - Структура поступлений земельных платежей в бюджеты муниципальных образований Оренбургской области за 2020 – 2022 годы [11].

Таким образом, анализ структуры и динамики доходов консолидированного бюджета Оренбургской области показывает, что одним из существенных и постоянных источников формирующим доходную часть бюджетов, является арендная плата за землю, а также доходы от продажи и использования земельных участков.

При управлении неразграниченными государством землями, муниципалитеты на местах сталкиваются с рядом проблем. Одна из них — это отсутствие доступа органов местного самоуправления к информационным ресурсам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включая информационные ресурсы Росреестра и Федеральной налоговой службы (УФНС России по Оренбургской области), что порождает неточность и недостаточность кадастровой информации и отрицательно влияет на учет и управление земельными ресурсами. Неточности кадастровой информации влекут ошибки в расчете арендных платежей, что в свою очередь негативно влияет на качество управления земельно-имущественным комплексом в целом.

- Информационная система «Публичная кадастровая карта» (далее ПКК), как официальный электронный ресурс Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, который содержит сведения ЕГРН об объектах недвижимости позволяет получить сведения только по земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет в ЕГРН, и для которых проведена процедура межевания;

- Информационный ресурс ПКК, являющийся наиболее актуальным и современным способом получения информации о земельных участках, периодически недоступен, и достаточно нестабилен в работе (долгая загрузка, низкая скорость работы), что оказывает влияние на эффективность работы с ним;

- В работе информационного ресурса ПКК имеются ошибки и проблемы: так например, сведения о земельных участках на ПКК не соответствуют сведениям в документах на объект; некорректное отражение принадлежности земельного участка к какой-либо из категорий земель; несоответствие нанесенных на карту границ земельного участка реальным и зарегистрированным (нанесенным) границам того же участка; несвоевременное внесение изменений сведений о земельных участках в базу ПКК. На ПКК отсутствует учет информации о земельных участках и землях, государственная собственность на которые не разграничена и т.д.

Таким образом, существующая система управления землепользованием нуждается в комплексной, своевременной, системной информации, которая является базисом управления земельными ресурсами.

Ряд существенных недостатков и проблем содержат правовые механизмы регулирующие вопросы управления и распоряжения неразграниченными землями, в их числе:

- отсутствие единой методики определения арендной платы за землю на всей территории Российской Федерации, множественность нормативно- правовых актов и одновременно недостаточность эффективных правовых механизмов, регулирующих вопросы разграничения государственной собственности на землю;

- отсутствие реальной юридической наказуемости за неправомерное использование и распоряжение землями и отнесения земельных участков к неразграниченной собственности на землю;

- недостаточность, нечёткость межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти и ряд других причин;

-отсутствие в органах местного самоуправления нормативно закреплённых обязанностей по осуществлению учёта не вовлечённых в хозяйственный оборот земель, государственная собственность на которые не разграничена и т.д.

Основные проблемы управления землями, государственная собственность на которые не разграничена, приведены в таблице 3.

Для решения этих проблем требуется проведение сплошной инвентаризации неиспользуемых земель, уточнение их местоположения, площадей, собственников, обеспечение и закрепление в упрощенном порядке оформления в государственную и муниципальную собственность неиспользуемых и бесхозных земельных участков, невостребованных земельных долей для их последующей передачи в собственность или аренду эффективным собственникам, землевладельцам и землепользователям.

Также отмечается необходимость формирования на основе данных инвентаризации муниципальных информационных баз неиспользуемых земель.

Таблица 3. Основные проблемы управления землями, государственная собственность на которые не разграничена [11].

Заключение

С учётом всех выявленных проблем и в целях повышения эффективности администрирования доходов от управления земель, государственная собственность на которые не разграничена, муниципальным образованиям области необходимо провести комплекс мероприятий, включающий в себя:

- формирование, уточнение границ земельных участков и внесения о них сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН);

- организацию всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра и мониторинга земель;

- своевременный контроль за внесением арендной платы, и ликвидацией задолженности по арендной плате по договорам аренды земельных участков;

- экономическую обоснованность расчётов по арендной плате за неразграниченные земельные участки;

- создание условий с целью повышения заинтересованности лиц в освоении свободных участков (размер платы за земельный участок, площадь, форма участка, его состояние, расположение, подъездные пути, наличие инфраструктуры и коммуникаций, экология).

Претворение в жизнь названных мероприятий позволит активнее вовлекать неиспользуемые земли в хозяйственный оборот, развивать земельные отношения, увеличивать объемы доходов муниципальных образований.

По итогам исследования, с учётом выводов Счетной палаты Оренбургской области по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Оценка влияния на формирование доходной части консолидированного бюджета Оренбургской области использования земель, государственная собственность на которые не разграничена» Главам муниципальных образований Оренбургской области в целях совершенствования механизмов государственного землепользования, организации работ по повышению уровня вовлечения в оборот не разграниченных земель и обеспечения эффективности администрирования доходов было предложено:

1. Обеспечить проведение сплошной инвентаризации неиспользуемых земель, с целью уточнения их местоположения, площадей, собственников, обеспечения и закрепления в упрощенном порядке оформления в государственную и муниципальную собственность бесхозных и неиспользуемых земельных участков, невостребованных земельных долей для последующего их предоставления в собственность или аренду эффективным собственникам, землевладельцам и землепользователям.

2. По результатам проведения инвентаризации сформировать муниципальные информационные базы неиспользуемых земель. Обеспечить направление полученных данных по формированию (уточнению) границ земельных участков для внесения сведений о границах земельных участков в ЕГРН.

3. С целью повышения объема поступлений неналогового характера от использования земель сельскохозяйственного назначения исключить факты использования земельных участков без оформления договорных отношений.

Консолидированный бюджет Оренбургской области под воздействием происходящих в стране процессов постоянно трансформируется, оставаясь при этом главным стержнем социально-экономической системы региона. Санкционные процессы, обстановка в зоне специальной военной операции в Украине, климатические условия влияющие на урожайность зерновых степной зоны, научно технические преобразования в сельском хозяйстве, кадровое развитие АПК, миграционные изменения в обществе и области, взаимоотношения региона с центральными органами власти и многие другие процессы позволяют одновременно как наполнять так и опустошать региональный бюджет, влиять на его доходную часть.

В этой связи поэтапный, (по годам развития региона) системный анализ, обобщение, сравнение данных по оценке влияния на формирование доходной части консолидированного бюджета Оренбургской области от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена имеет важное значение, поскольку неразграниченная земля это самый важный ресурс нашего существования, позволяющий оценивать экономический эффект от включения её в хозяйственный оборот, который требует дальнейших исследований и изучения.


Источники:

1. Петриков А.В. Вовлечение сельскохозяйственных угодий в хозяйственный оборот: проблемы и решения // Федерализм. – 2022. – № 4(108). – c. 123-141. – doi: 10.21686/2073-1051-2022-4-123-141.
2. Загидулина К.Р, Клюшниченко В.Н. Особенности учёта земель сельскохозяйственного назначения в передовых зарубежных странах // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2022. – № 1. – c. 35-44.
3. Орешкина Е.В., Подболотова Л.П., Шепелев А.С. Современное состояние вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот неиспользованных земель в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 1. – c. 147-153. – doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-147-153.
4. Джабраилова Б.С. Возможности вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель в регионах СЗФО // Аграрный вестник Урала. – 1997. – № 11(214). – c. 56-66. – doi: 10.32417/1997-4868-2021-214-11-56-66.
5. Чибилёв А.А.Мл., Мелешкин Д.С., Григоревский Д.В. Современное состояние земельных ресурсов и анализ уровня аграризации степных регионов Азиатской России // Вопросы степеведения. – 2020. – № 1(16). – c. 5-15. – doi: 10.24411/9999-006A-2020-10001.
6. Желясков А.Л., Сетуридзе Д.Э. Экономическая и социальная эффективность вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот (методы, теория, практика). / Монография. - Пермь: ИПУ «Прокрость», 2021. – 127 c.
7. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Майоров. Основные инструменты обеспечения рационального использования земель нуждаются в совершенствовании. Council.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/committees/135033/ (дата обращения: 27.02.2024).
8. Denmark-Agriculturallandpricesbyregion. Knoema. [Электронный ресурс]. URL: http://knoema.ru/apri_lprs/agricultural-land-prices-by-region?geo=1002160-denmark (дата обращения: 27.02.2024).
9. Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12124625/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/?ysclid=ltcrnx7n3e619441036 (дата обращения: 27.02.2024).
10. Постановления Правительства Оренбургской области. Ipbd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ipbd.ru/docs/gov/pravitelstvo-orenburgskoy-oblasti/postanovleniya/ (дата обращения: 01.03.2024).
11. Отчёт Счётной палаты Оренбургской области о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка влияния на формирование доходной части консолидированного бюджета Оренбургской области использования земель, государственная собственность на которые не разграничена». - Оренбург: Счётная палата Оренбургской области, 2023.
12. Годовой доклад о состоянии и использовании земель Оренбургской области за 2022 год. - Оренбург: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, 2022.
13. Посевные площади сельскохозяйственных культур по Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2 Fmediabank%2Fposev_pl.xls&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения: 02.02.2024).
14. Закон Оренбургской области от 30.09.2020 № 2422/670-VI-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между некоторыми органами местного самоуправления Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области и о внесении изменений в Закон Оренбургской области «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5600202010060024 (дата обращения: 02.03.2024).

Страница обновлена: 25.03.2024 в 17:51:21