Влияние человеческого капитала на инновационные процессы и ВВП государства

Кильдиярова Г.Р.1
1 Ишимбайский нефтяной колледж

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 12 (Декабрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25450234
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В современных условиях экономики России вложения в человека должны носить коммерческий характер. Для выполнения данного условия необходимо понимать суть капитала с позиции доходности. В статье представлены авторское определение «человеческий капитал» и авторская схема кругооборота человеческого капитала с учетов инновационной составляющей. Увеличение человеческого капитала невозможно без активной инновационной политики государства, которая, в свою очередь, не возможна без улучшения качества образования. Отражена взаимосвязь мер правительства РФ, призванных развивать человеческий капитал, и отдачи от данных мероприятий в виде прироста ВВП страны. Статья полезна преподавателям экономических дисциплин, аспирантам, исследователям вопроса влияния уровня образования на инновационную деятельность. 

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, человеческий капитал, ввп, уровень образования, государственная программа, кругооборот человеческого капитала



Введение

Человеческий капитал – основополагающий аспект развития экономики страны. Правительства всех государств все больше внимание уделяют повышению уровня человеческого капитала. Каким образом можно это реализовать? Одно из направлений – это повышение уровня образования, с условием восприятия инновационных внедрений.

Теоретические основы человеческого капитала сформировались на рубеже 1950–1960-х годов. С тех пор это понятие вошло в лексикон и экономистов и политиков.

За последние шестьдесят лет наука о человеческом капитале внесла огромный вклад в экономическую теорию, обогатила ее содержание, направляя внимание на усиление роли человека.

Часть исследователей считает, что врожденные знания, умения и способности не являются человеческим капиталом, они приобретаются благодаря инвестициям в виде знаний и опыта, и таких большинство. Другая часть придерживается противоположной точки зрения. Они видят человеческий капитал или как взаимодействие врожденных и приобретенных способностей, или как развитие врожденных способностей.

Во всех трудах ученых проведены глубокие исследования, и экономическая литература полна всевозможных трактовок. Но, несмотря на этот это, ученым до сих пор не удалось прийти к единому термину. В таблице 1 представлены определения категории «человеческий капитал».

Рассмотрев множество трактовок человеческого капитала, приходится признать отсутствие точного определения данной категории.

В настоящее время всеми экономистами определено, что человеческий капитал – стратегический ресурс экономического прогресса и что без инвестиций в него экономика успешно развиваться не будет.

Человеческий капитал – основная производительная сила общества, важнейший ресурс развития производства. В условиях современной развивающейся экономики человеческий капитал это и движущая сила, и объект воздействия.

Понятно одно – человеческий капитал отражает коммерческий подход к человеку и должен выполнять функцию доходности, как и любой другой ресурс. Соответственно, рассматриваемый капитал имеет определенный цикл воспроизводства, т.е. совершает кругооборот. Исходя из этих утверждений, сформировано определение категории «человеческий капитал» с точки зрения финансового ресурса.

«Человеческий капитал неограниченная совокупность способностей, запаса знаний, приобретенных умений и навыков граждан, проживающих и работающих на территории страны, вне зависимости от гражданской принадлежности, и приносящие доход данному государству, выраженный в дополнительном приросте ВВП страны» (составлено автором).

Опираясь на данное определение и помня о том, что человеческий капитал в процессе воспроизводства совершает определенный оборот и должен приносить доход, представим кругооборот человеческого капитал в масштабах страны (рис. 1).

Рассмотрим более подробно данный кругооборот человеческого капитала.

Каждое государство направляет определенную долю бюджетных средств на поддержание и развитие основных сфер жизнедеятельности человека, таких как медицина, образование, социальная сфера, экология, спорт, культура, патриотизм и т.д., т.е. вкладывает в человека. Гражданин, вне зависимости от гражданской принадлежности, пользуется предложенными благами, проживает, работает на территории страны, обогащает свой человеческий капитал и приносит ей прибыль, тем самым стимулирует инновационную активность государства и обеспечивая прирост ВВП. Таким образом, становится понятно, что стимуляция и увеличение человеческого капитала существенно влияют на размер ВВП государства.

В условиях современной экономики, для осуществления коммерческой функции человеческого капитала в полной мере необходимо эффективно его использовать путем создания инновационной продукции. Именно инновационная активность человека, предприятия, региона и государства способствует росту экономики страны. Инновационный процесс интегрирует в себе технологические, организационные и социальные нововведения, которые заставляют человеческий капитал быстро приспосабливаться и развиваться. По мнению Чан Куок Ламы, одного из исследователей человеческого капитала, одним из условий признания экономики общества инновационной «является грамотно налаженная система опережающей подготовки кадров в области инноватики и инновационной деятельности».

Таблица 1

Определения категории «человеческий капитал»

Автор
Определение
Т. Шульц
«Человеческий капитал – определенная совокупность знаний, умений и навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека». (Нобелевская премия 1979г.)
С. Фишер
«Человеческий капитал – мера способности приносить доход, воплощенной в человеке»
С. Кузнец
«Человеческий капитал – основная доминанта стабильного роста экономик стран». (Нобелевская премия 1971г.)
Г. Беккер
«Человеческий капитал предприятия – совокупность навыков, знаний, умений человека». (Нобелевская премия 1992г. )
У. Боуэн
«Человеческий капитал – это приобретенные знания, навыки, мотивация и энергия, которыми наделены рабочие и которые используются … при производстве товаров и услуг».
Й. Бен-Порэт
«Человеческий капитал – это фонд. Функция данного фонда – производство трудовых услуг в общественных единицах измерения».
Д. Берг
«Человеческий капитал – сформированный запас профессионального опыта работника, … несущий ценность как потенциальный доход в будущем».
М. Критский
«Человеческий капитал – всеобще конкретная форма человеческой жизнедеятельности, … как итог движения общества к его современному состоянию».
С.А. Дятлов
«Человеческий капитал – определенный запас и поток знаний, способностей, накопленного опыта, культуры, мотиваций, используемых производительно и приносящих доход человеку, предприятию, обществу в целом».
О.Н. Мельников
«Человеческий капитал включает в себя как интеллектуальный Ик, так и физический Фк (мышечный) капитал человека (именно в такой последовательности), является его собственностью. И тот и другой капитал могут приносить доход. Но только «могут»…, а могут и не приносить»
А.И. Добрынин
«Человеческий капитал – имеющийся у человека запас знаний, способностей, навыков, здоровья, которые … влияют на рост доходов».
Источник: составлено автором

Рисунок 1. Кругооборот человеческого капитала

Источник: составлено автором

Наращивание человеческого капитала надо осуществлять путем повышения системности создания и внедрения целевых и комплексных программ по увеличению человеческого капитала. Введение федеральной программы по развитию российского человеческого капитала должно стать приоритетной задачей правительства России. Такая программа должна охватить все сферы жизни человека:

а) демографическая ситуация;

б) образование;

в) качество жизни населения;

г) производительность труда.

На демографическую ситуацию государства повлияет, в первую очередь, преобразование системы здравоохранения, увеличение ее финансирования, проведение политики в области физкультуры и спорта. Также необходимо формирование у населения мотивации к ведению правильного, здорового образа жизни.

Для стабильного роста качества образования необходимо проведение реформирования всей системы образования, на текущий момент необходимо разработать систему кредитования образовательных услуг. Также принципиальным моментом является формирование образовательных программ с учетом воспитания патриотизма.

Качество жизни населения можно повысить только путем планомерного увеличения уровня заработной платы, оптимизации социального и пенсионного обеспечения, развития уровня культуры,и улучшения досуга и отдыха населения.

Увеличение уровня производительности труда возможно обеспечить только при условии инновационной активности, открытости инновациям, внедрения передовых техники и технологий, улучшения условий труда.

В настоящее время Правительством и Президентом Российской Федерации утверждены и реализуются государственные программы в рамках программного блока «Новое качество жизни»:

1) «Развитие здравоохранения»;

2) «Развитие образования» на 2013–2020 годы;

3) «Содействие занятости населения»;

4) «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,

5) «Развитие физкультуры и спорта»;

6) «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы;

7) «Социальная поддержка граждан».

Комплекс мер, разработанных в данных программах, призван содействовать повышению уровня российского человеческого капитала.

В прогнозе долгосрочного развития РФ на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития РФ, подчеркнуто, что развитие экономики России зависит от следующих основных факторов:

- исчерпание технологических заделов в ряде отраслей экономики при усилении необходимости активизации инновационно-инвестиционного роста;

- начавшееся сокращение трудоспособного населения в комбинировании с усилением недостатка квалифицированных кадров.

С учетом этого рассматриваемые варианты экономического развития России зависят от степени реализации следующих значимых факторов:

- степень развития российской экономики в науке и образовании;

- интенсивность инновационного обновления производств и динамика эффективности труда, выраженная в производительности;

- интенсивность роста качества человеческого капитала и формирование среднего класса.

Министерством экономического развития РФ выделяется три сценария долгосрочного развития страны до 2030 года: целевой (форсированный), инновационный и консервативный. Все три сценария предполагают усиление роли человеческого капитала.

Консервативный сценарий характеризуется умеренными темпами роста экономики. Модернизация экономики в большей степени будет происходить за счет импортных технологий и знаний.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инновационной деятельности с превращением инновационных составляющих в основной источник роста экономики с параллельным прорывом в повышении эффективности использования человеческого капитала.

Целевой сценарий разработан на базе инновационного. Для него характерен форсированный темп роста. Также этот сценарий развития предполагает эффективное использование человеческого капитала и повышенную норму накопления капитала.

Инновационное развитие экономики Российского государства может обеспечиваться только за счет гораздо более высоких расходов на человеческий капитал, и к 2030 году они вырастут до 13,6% ВВП (табл.2).

Таблица 2

Прогнозные затраты на ЧК (человеческий капитал) по вариантам развития экономики РФ до 2030 года (в % к ВВП) [1]

Виды расходов
Варианты
2010
2011-2015
2016-2020
2021-2025
2026-2030
На образование
Всего
инновационный
5,20
4,90
5,60
6,20
6,50
консервативный

4,80
5,40
5,80
6,00
в том числе:
государственные
инновационный
4,30
4,10
4,70
5,10
5,20
консервативный

4,00
4,60
5,00
5,10
частные
инновационный
0,90
0,80
0,90
1,10
1,30
консервативный

0,80
0,80
0,80
0,90
На здравоохранение
Всего
инновационный
4,60
4,70
5,70
6,50
7,00
консервативный

4,60
5,40
5,90
6,10
в том числе:
государственные
инновационный
3,60
3,80
4,50
4,90
5,00
консервативный

3,70
4,30
4,70
4,90
частные
инновационный
0,90
0,90
1,20
1,50
1,90
консервативный

0,90
1,00
1,10
1,30

Таблица 3

Изменение ВВП и вклад финансирования образования в экономический рост по вариантам (за год в процентных пунктах) [2]

Наименование показателя
Период в годах
2013-2020
2021-2025
2026-2030
Вариант развития
целевой
инновационный
консервативный
целевой
инновационный
консервативный
целевой
инновационный
консервативный
Среднегодовой темп прироста ВВП
6.00
4.20
3.60
5.30
4.00
3.00
4.20
3.70
2.50
Вклад финансирования в человеческий капитал в прирост ВВП
0.60
0.60
0.50
1.00
0.80
0.60
1.50
1.10
0.70
в том числе:
Образование
0.40
0.40
0.30
0.70
0.60
0.40
1.00
0.80
0.50
из бюджета
0.30
0.30
0.30
0.50
0.50
0.30
0.80
0.60
0.40
Инновационный и целевой сценарии подразумевают инвестирование в человеческий капитал с параметрами окупаемости. Увеличение расходов на образование позволит поддержать положительную динамику изменения производительности труда, т.к. значительно возрастет вовлеченность образования в инновационные исследования и разработки. В таблице 3 представлены изменение ВВП и вклад финансирования образования и здравоохранения в экономический рост.

Наглядно видно, что улучшение качества образования и соответствие его требованиям инновационной экономики в 2013–2030 гг. повышает валовой внутренний продукт государства в примерно на 0,4 процентных пункта (при консервативном сценарии развития – 0,2 п.п.).

Заключение

Одним из ключевых вызовов для России в части инновационного развития является усиление конкурентной борьбы за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие новые знания, компетенции и технологии, то есть за факторы, определяющие инновационное развитие экономики. Исходя из вышеизложенного, инновационная активность и человеческий капитал становятся приоритетными и движущими факторами экономического роста государства.

[1] Данные взяты из Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (С. 45, 61, 65).

[2] Данные взяты из Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (С. 45, 61, 65).


Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:38:15