Разграничение понятий «инновационный проект» и «инвестиционный проект»
Цуй Цзянань1
1 Южно-Уральский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 7 (Июль 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568285
Аннотация:
Довольно часто в современной литературе можно встретить синонимичное использование терминов «инновационный проект» и «инвестиционный проект». Это является в корне неверным, поскольку объединение понятий влечет за собой расхождение в целях и методах их реализации. Путаница между этими терминами может привести к неправильной стратегии планирования и реализации проекта, что подчеркивает важность четкого определения и разграничения этих понятий в бизнесе и научных исследованиях. В этой связи в настоящей работе предпринята попытка устранения указанного исследовательского пробела. Таким образом, основная цель исследования – разграничить понятия «инвестиционный проект» и «инновационный проект» путем выявления основных характеристик каждого термина. Для этого была проанализирована научная и профессиональная литература за 2000-2023 гг. Основные источники данных – электронная библиотека Elibrary и единый электронный каталог Российской государственной библиотеки (РГБ). Методы исследования – теоретический анализ и обобщение научной литературы, системный анализ, выделение и синтез главных компонентов. По результатам анализа литературы автором было выделено шесть ключевых элементов, по которым различаются инновационные и инвестиционные проекты, а именно: целеполагание, уровень риска, величина затрат, временные рамки и источники финансирования деятельности. Важным выводом исследования является существенная роль факторов внешней среды предприятия (венчурное финансирование и господдержка) для успешной реализации инновационных проектов
Ключевые слова: инновационный проект, инвестиционный проект, определения, этапы реализации инноваций
JEL-классификация: O31 O32 O 33
Введение и обзор литературы
В настоящее время мало внимания уделяется вопросам разграничения таких схожих понятий как «инвестиционные проекты» и «инновационные проекты». Данное разграничение необходимо для более полного и точного понимания объекта и предмета нашего исследования. Однако, прежде чем переходить к сопоставлению инвестиционных и инновационных проектов, необходимо представить два ключевых на сегодняшний день определения инвестиционного проекта. Первое определение закреплено на законодательному уровне с 1999 года и согласно федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 25.12.2023) [28] инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). В методических рекомендациях [15] дается второе, схожее определение, трактующее инвестиционный проект как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов).
Учитывая особенности инновационного проекта и его определения, можно предварительно заключить, что основное различие между этими двумя категориями лежит в целеполагании, а сходство заключается в ограниченности ресурсов и связанности внутренних мероприятий по реализации проектов. Ниже приведен более детальный сравнительный анализ этих двух понятий.
Проведенный обзор литературы в научной электронной библиотеке Elibrary (РИНЦ) и в электронных библиотеках диссертаций (РГБ), ориентированный на определение различий между двумя видами проектов (инвестиционный и инновационный), выявил лишь несколько диссертационных работ, датируемых 1999 [3] и 2005 [24] годами, посвятивших параграф сравнению этих разновидностей проектной деятельности. Также было обнаружено незначительное число научных статей искомой тематики. Неожиданным оказался тот факт, что этот вопрос чаще затрагивают практики и эксперты бизнес-порталов, в частности существенно большее число таких аналитических статей было найдено через поисковые системы Google и Yandex. Вероятно, это свидетельствует о том, что поставленный в заглавии параграфа вопрос имеет явную практическую значимость.
В то же время, в теоретических работах рассматриваются такие понятия как: «инвестирование инновационных проектов», «инновационно-инвестиционный проект», «инновационно-ориентированное инвестиционное развитие». Как видно, ученые эти термины не разделяют, а используют как взаимодополняющие. К такому же мнению приходит О. В. Таранина [24] в своем диссертационном исследовании, отмечая появление путаницы при употреблении обеих категорий. В своем научном труде она опирается на идею целесообразности обобщения отдельных понятий в единое – «инновационно-инвестиционный проект». П. Л. Виленский с соавторами [2] также заключают, что инновационные проекты корректнее называть «инновационно-инвестиционными» в виду того, что инновационные и инвестиционные проекты дополняют друг друга. Авторы доказывают свою позицию в этом вопросе аргументом, что в большинстве случаев инновационные проекты имеют инвестиционный или же затратный характер [2]. Однако не все ученые согласны с этим, доказывая, что инновационные проекты значительно отличаются от инвестиционных. В частности, такое мнение отражено в диссертации О. А. Кальченко [9].
В таблице предпринята попытка провести сравнительный анализ отличительных характеристик инвестиционных и инновационных проектов. В ее основу была положена работа О. В. Тараниной [24], поскольку именно она проводила подобное сопоставление ранее, разделяя проекты на инвестиционные и инновационно-инвестиционные. В дополнение использованы все упомянутые выше академические источники, а также результаты эмпирических исследований разных лет с целью получения более полного и детального описания обоих типов проектов.
Таблица.
Сравнительная характеристика инновационных и инвестиционных проектов (составлено автором)
Основные
характеристики
|
Инвестиционный
|
Инновационный
|
Определение
|
Проект
по вложению капитала с целью получения прибыли
|
Проект,
направленный на внедрение новшеств в виде нового продукта, технологии, метода
|
Цель
|
получение
финансовой отдачи от использованных ресурсов
|
создание
новых идей и ценностей, улучшение объекта инвестирования
|
Неопределенность
|
Низкая/средняя
степень (приемлемая)
|
Высокая
степень
|
Прогнозируемость
|
Высокая
|
Низкая
(предполагает использование дополнительных процедур оценки)
|
Информационная
основа расчетов
|
Широкий
перечень источников
|
Узкий
перечень
|
Риски
|
Низкие,
предсказуемые, приемлемый и допустимый характер
|
Высокие,
непредсказуемые, критический и катастрофический характер
|
Доходность
|
Приемлемая,
обеспечивающая средний уровень в ближайшей перспективе
|
Высокая
в долгосрочной перспективе
Возможность получения дополнительных результатов, обладающих коммерческой ценностью |
Финансовый
рычаг
|
Средний
(низкий в отдельных случаях), положительный
|
Высокий,
положительный
|
Сроки
реализации
|
Краткосрочные,
среднесрочные
|
Долгосрочные
(среднесрочные в отдельных случаях)
|
Сроки
окупаемости инвестиций
|
Краткосрочные
(среднесрочные в отдельных случаях)
|
Долгосрочные
(среднесрочные в отдельных случаях)
|
Жизненный
цикл проекта
|
Связан
с инвестиционным циклом
|
Связан
с продолжительностью жизненного цикла нововведения
|
Конкуренция
|
По
цене и качеству, слабая
|
По
качеству, сильная
|
Требуемый
уровень квалификации участников
|
Средний
|
Высокий
|
Цикличность
инвестиций
|
Одноразовые
инвестиции (многоразовые в отдельных случаях)
|
Многоразовые
инвестиции
|
Связь
с наукой
|
Использует
существующие разработки
|
Высокая
наукоёмкость, тесная связь
|
Внесение
изменений в процессе реализации проекта
|
Не
происходит
|
Непрерывное
совершенствование на всех этапах деятельности
|
Объект
вложения
|
Существующие
технологии
|
Нематериальные
активы, создающие новые товары / технологии
|
Используемые
ресурсы
|
Типовые,
заранее известные
|
Уникальные,
специалисты, проектные материалы, оборудование
|
Начало
жизненного цикла
|
После
НИОКР
|
НИОКР
|
Этапы
реализации
|
Выбор
стратегии технологического развития; Разработка проектно-сметной
документации. Формирование бизнес-плана; Эксплуатация объекта
|
Выбор
стратегии инновационного развития; Получение новых научных знаний; Создание
прототипа; Выработка технологии, способов, методов производства и ноу-хау;
Обеспечение патентно-лицензионной защиты; Формирование бизнес-плана;
Эксплуатация объекта, продажа лицензий
|
Основные
участники
|
Банки,
биржи, инвесторы, хозяйствующие субъекты
|
Научно-исследовательские
институты, вузы, технопарки, венчурные капиталисты, бизнес-ангелы,
инновационно-активные предприятия
|
Проектное
управление
|
Относительно
простое
|
Достаточно
сложное
|
Критерии
эффективности
|
Интегральный
эффект (чистый дисконтированный доход), индекс рентабельности (индекс
доходности), норма рентабельности (внутренняя норма доходности), период
окупаемости (срок окупаемости)
| |
Источники
финансирования
|
Традиционные
источники
|
Грант,
государственная поддержка стартапа, венчурный капитал
|
Перспективы
роста прибыли
|
Умеренные
темпы роста
|
Высокий
потенциал роста
|
Управление
проектом
|
Традиционное
|
Гибкое
|
Эффективность
государственной поддержки
|
Умеренная,
поддерживает текущую экономическую активность
|
Высокая,
стимулирует технологическое развитие
|
Так, разработки О. В. Тараниной были дополнены характеристиками проектов, обнаруженными в работах А. Ф. Наумова [20, 21]. Последний, в дополнение к высокому уровню квалификации сотрудников, выделяемых О. В. Тараниной [24], и участвующих в реализации инновационных проектов, упоминает вовлечение иных ресурсов, таких как творческие специалисты, уникальные материалы и приборы [20]. Кроме того, А. Ф. Наумов утверждает, что инновационный проект отличается от инвестиционного тем, что существует не только высокая вероятность риска, но и получения дополнительных и непланируемых заранее результатов, обладающих коммерческой ценностью. Следовательно, гибкость управления проектом и способность менеджеров не упустить «побочные эффекты» вторичного продукта в виде своевременного заполнения новых ниш бизнеса технологией или товаром [20] является отличительной особенностью инновационных проектов.
В. В. Коссов с соавторами [1] в качестве дополнительных особенностей инновационного проекта называют быстрый рост продаж, что может быть противопоставлено таким негативным ответным реакциям со стороны рынка как слишком высокая цена конечного товара, которая может оттолкнуть потенциальных потребителей в виду их неосведомленности и неумения оценить свойства нового продукта. Е. Е. Досужева [4] также указывает на то, что потребителю нужно определенное время «освоения» новых продуктов на рынке, называя это лагом и связывая такое поведение с одной из особенностей инновационных проектов, указанных в сводной таблице как отложенный период окупаемости инвестиций.
Как известно, инновационный проект включает в себе целый комплекс мероприятий, нацеленных на разработку, производство и сбыт инновационных продуктов: научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские, производственные [9]. Е. Е. Досужева соглашается, что «в отличие от инвестиционных проектов осуществление инновационных проектов содержит существенные расходы на научно-исследовательские, проектно-технологические, опытно-конструкторские и экспериментальные работы, а также работы по изготовлению (производству) и тестированию новых продуктов, новейших научно-технических процессов и новых методик организации труда, производства и управления. Таким образом, если по структурам инвестиционного и инновационного проектов имеется возможность расценивать их подобными, то с точки зрения продолжительности определенных шагов они очевидно различаются друг с другом» [4].
Что касается структуры проектов (этапов реализации), то в литературе обычно выделяют три стадии инвестиционного проекта: предынвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная [6]. Однако, в отношении этапов инновационного проекта нет единства мнений. Например, Э.Ф. Козин выделяет исследовательский, конструктивный, коммерческий и дистрибутивный этапы [10]. Согласно А. М. Мухамедьярову – это исследование, производство и потребление [17]. В работе [25] автор укрупненно классифицирует этапы инновационных проектов как фазы (доинвестиционные исследования и планирование проекта, разработка документации и подготовка, реализация проекта, завершение), в свою очередь состоящие из стадий (инициализация проекта, фундаментальные исследования, прикладные исследования, стратегический маркетинг, производство, реализация, оперативный маркетинг, завершение проекта), и отмечает условность такого деления. А.Г. Ткачев с соавторами погрузились в этот вопрос глубже и предложили рассматривать этапы инновационного процесса с точки зрения различных аспектов его содержания: по стадиям инновационной деятельности (НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организация производства и его запуск, маркетинг новых продуктов и финансовые мероприятия) и по процессу формирования и реализации (формирование инновационной идеи, разработка, реализация и завершение проекта) [26].
В англоязычной практикоориентированной литературе выделяют от четырех [39] до шести [40] стадий инновационного проекта. В научной литературе количество выделяемых фаз тоже варьируется: 5 – [35], 4 – [36]. Сами этапы (идея и НИОКР, стартап, рост, пилотирование и коммерциализация) и их содержание мы представили графически на рисунке 1. Настоящее исследование придерживается именно этой классификации, как наиболее отвечающей специфике инновационных проектов с практической точки зрения.
Рисунок 1 – Стадии инновационного проекта (составлено автором на основе [35, 36, 39, 40])
Несмотря на широкое разнообразие подходов к выделению этапов, существуют и источники, утверждающие, что инновационный проект, подобно инвестиционному, состоит из предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной фаз. Более того, многие исследователи полагают, что инновационные проекты полностью совпадают с инвестиционными на предынвестиционной и инвестиционной стадиях [5, 8, 14, 27]. Из этого следует обоснованность применения аналогичных методик и показателей оценки эффективности проектов [5, 15]. Весомым аргументом в пользу такого подхода является рекомендация ЮНИДО в оценке эффективности инновационных проектов применять те же показатели, что и у инвестиционных проектов [15, 19, 27].
В то же время, существуют и сторонники противоположной точки зрения, которые обосновывают целесообразность применения иных подходов к оценке эффективности инновационных проектов (отличных от инвестиционных). Например, Малинина С. Е. [14] предлагает учитывать фактор времени (помимо дисконтирования) для оценки инновационных проектов, объясняя это тем, что предынвестиционная и инвестиционная стадии инновационных проектов значительно длиннее, чем у инвестиционных. Е.А. Яковлева с соавторами [29] фокусируют свое внимание на отраслевой направленности инновационного проекта, и настаивает на различии применяемых показателей оценки. Упомянутые авторы рассуждают о том, что главным критерием эффективности инвестиционного проекта выступает финансовый успех, а для инновационных – это целая совокупность факторов: «принципиальная новизна, патентная чистота, лицензионная защита, приоритетность направление инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества». А.М. Кривошеина и Г.И. Юрковская [11] в качестве специфики выделяют новизну, конкурентоспособность и приоритетность инновационных проектов. В качестве еще одной отличительной черты инновационного проекта они упоминают многовариантность на всех стадиях реализации, т.е. существование альтернативных направлений развития в отдельных точках проекта, что влечет за собой некоторую степень неопределенности, а следовательно, повышает сложность прогнозирования. В силу этого авторы предлагают оценивать эффективность инноваций интегральным показателем, учитывающим как будущую конкурентоспособность, так и рыночную адаптацию.
Можно предположить, что упомянутая многоаспектность инновационной деятельности доказывает, что инновационный процесс многогранен и существенным образом отличается от инвестиционного проекта. Так, Р. А. Фатхутдинов [27], принимая во внимание сложность и комплексность инновационного процесса по сравнению с инвестиционным, представляет первый как ставящий перед собой более высокие цели. Он представляет инвестиции в этом случае лишь средствами для достижения инноваций. Автором делается вывод, что инвестиционная деятельность (инвестиции) является подчиненным элементом, иначе говоря частью, функцией или фазой инновационного проекта (инновационной деятельности).
При обзоре иностранной литературы не удалось обнаружить существенного числа источников, изучающих различие между рассматриваемыми категориями. В целом, в зарубежных исследованиях термин «инвестиционный проект» связывают с любым видом инвестиций, где основной целью является создание или обновление основных фондов, в то время как «инновационный проект», представляется сложной системой, состоящей из различных взаимосвязанных мероприятий (научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих), согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям, а также акцентируется внимание на достижение целей в сфере науки и техники. Если сократить эту длинную характеристику до нескольких слов, то с позиции зарубежной научной мысли инновационные проекты – это инвестиции в нематериальные активы, связанные с разработкой уникальной продукции или технологии. При этом, в вопросе различия двух типов проектов зарубежные авторы приходят к мнению, что «подавляющее большинство инвестиционных проектов в той или иной степени содержат инновационную составляющую» [31, 33]. В качестве критериев отличительных особенностей упоминаются: цели проектов, степень неопределенности, сроки окупаемости инвестиций, уникальность ресурсов, требования к гибкости менеджмента [33].
Однако, если на русскоязычных ресурсах авторы рассуждают об инновационно-инвестиционных проектах, сливая понятия воедино, то иностранные авторы активно анализируют аспекты управления инновационными проектами («innovation projects»), противопоставляя их обычным проектам («ordinary projects») [31]. К основным проблемам инновационных проектов они относят: возможность неудачи, частую смену масштаба проекта, внутренний маркетинг, проблемы жизненных циклов, конфликта интересов, конфликта времени и творчества, вопросы финансирования.
В целом, обзор русскоязычной и англоязычной литературы показал, что, несмотря на различный фокус исследований и терминологические нюансы, исследователи отмечают одни и те же особенности и риски инновационных проектов, а также их связь и отличие от инвестиционных проектов, которые также нашли свое отражение в таблице.
Практики подчеркивают, что в отличие от инвестиционного проекта, предназначенного, как правило, для уже известного бизнеса, инвестор хорошо представляет себе куда вкладывает деньги, инновационный проект предполагает очень высокие риски, которые могут быть компенсированы столь же высоким доходами, что характерно для любых высокорискованных операций на фондовом рынке [22]. Рассчитанным и прогнозируемым рискам инвестиционных проектов противопоставляются риски инновационных проектов, связанные с чрезвычайно сложными маркетинговыми исследованиями и изучением реакции на новый продукт целевой аудитории и конкурентов.
Результаты
В рамках настоящего исследования была построена схема – попытка отразить ключевые отличия двух видов проектов (рис. 2) обобщенно, не принимая во внимание частные случаи, возможные на практике.
Рисунок 2 – Основные различия инвестиционного и инновационного проектов (составлено автором)
Несмотря на наличие общих характеристик у инвестиционных и инновационных проектов, объединяющих их по линии проектной деятельности, инновационный проект можно считать более широким и сложным, включающим в себя инвестиционную составляющую как один из этапов реализации. Однако, с другой стороны, важно понимать, что любой инновационный проект является инвестиционным, поскольку он также нацелен на увеличение дохода, либо путем снижения издержек, либо путем получения иного полезного эффекта. Тем не менее, инновационный проект отличается от инвестиционного глубиной цели (или ожидаемого результата), направленностью на получение прибыли, как и инвестиционный проект, но через создание чего-то нового, а не только дополнительного денежного потока. Мы не случайно начали раскрывать понятия с целеполагания проектов, поскольку все остальные различия тесно связаны именно с ним. Создание нового всегда сопряжено с ранее не опробованной практикой, вне зависимости от того, насколько опытны его участники. В силу чего высокие риски инвестиций в инновации приводят к высокой вероятности неудач.
Согласно статистике аналитических агентств и бизнес-порталов 50-75% всех инвестиционных проектов терпят неудачу [38], у инновационных проектов эта доля гораздо выше: до 90% (то есть лишь 10% инновационных проектов оказываются успешными [41]). Однако, имеются и более оптимистичные оценки. Так, T. Wang [43] в своей недавней работе свидетельствует, о том, что разбег неудач инновационных проектов находится в диапазоне от 40 до 90 %. Ее коллеги, G. Castellion и S. K. Markham [30], в 2012 году провели любопытный сравнительный анализ уровня выживаемости инновационных проектов. Для этого они использовали данные бизнес-издательств (Harvard Business Review и Wall Street Journal) с одной стороны, и данные ученых-эмпириков с другой. Если первые докладывали в своих отчетах о 80-95% случаев неудач инновационных проектов, то последние в рамках своих исследований приходили к цифре в два раза меньше – 33-40%.
Данная статистика неудач вызывает логичный вопрос: зачем же предприятиям прибегать к такому сложному, высокорискованному механизму развития как инновационные проекты? Очевидно, что ответ связан с таким неотъемлемым понятием предпринимательской деятельности как «конкурентоспособность» и влиянием на него инвестиций в инновации.
Современные теоретические, эмпирические и бизнес-исследования все больше отстаивают позицию позитивного влияния инноваций на конкурентоспособность как отдельных фирм, так и продуктов. Такие бизнес-издания как Forbes видят в инновациях часть прогресса и успеха, который, в первую очередь, связан с получением конкурентного преимущества через ключевой элемент его достижения – инновации. «Инновации могут позволить вам превзойти конкурентов и стать выдающейся фирмой в своей области» [42]. Ученые-теоретики [37] заключают, что не краткосрочные различия в ценах, а инновации являются основным источником конкуренции. Ученые-эмпирики приходят к схожим выводам, подкрепляя их соответствующими расчетами. Так, E. Doğan рассчитала, что увеличение выпуска инноваций на 1 единицу приводит к увеличению конкурентоспособности предприятия на 0,0045 [32]. В другом исследовании, проведенном в 2019 году, Y. Hendayana с соавторами подтвердили положительное влияние инноваций на конкурентоспособность малых и средних предприятий на примере 205 фирм ремесленного сектора Индонезии [34].
Российские авторы Д. И. Пцефер и Д. В. Лазутина [23], С. М. Молчанова и К. В. Лосев [16], В. М. Курило с соавторами [12], О. Г. Кухаренко [13], Т. Н. Мухина с соавторами [18] и многие другие развивают теоретические концепции значимости инноваций для конкурентоспособности бизнеса в зависимости от: отраслевой принадлежности предприятия (например, таких как туризм, агробизнес, промышленность), уровня экономики (микро или макро) или отдельных факторов успеха (человеческий капитал, выпускаемая продукция, менеджмент).
Некоторые исследователи, как российские, так и зарубежные, дополнительно упоминают о такой немаловажной составляющей инновационной деятельности и связанной с ней конкурентоспособностью, как качество институциональной среды, в которой развивается предприятие. Более того, некоторые ученые [32] говорят о том, что инновации являются не только определяющим фактором конкурентоспособности бизнеса, но и сами состоят из совокупности институтов, политики и, конечно же, производственных факторов. Тем самым, конкурентоспособность и инновации являются ключевыми факторами, определяющими развитие предприятий, рынков и глобальных экономик в целом [37]. Однако, до сих пор ученые не понимают в полной мере их движущие силы.
Выводы и заключение
Проведенное исследование позволяет нам резюмировать следующее. Инновационные проекты отличаются сложностью и рискованностью, которые обусловлены необходимостью привлечения различных видов дорогостоящих и порой редких ресурсов (наем высококлассных специалистов, покупка передового оборудования и технологий, создание единой научно-исследовательской инфраструктуры). Эти потребности наряду с большим количеством этапов и звеньев инновационных проектов (в частности, этапа НИОКР) ведут к более высоким финансовым затратам, удлиненному жизненному циклу проекта и отсроченному времени получения первой прибыли. Перечисленные особенности инновационных проектов сказываются и на особенностях финансирования соответствующей проектной деятельности. Так, инвестиционные проекты, как правило, дешевле и менее сложны в реализации, для них доступны обычные внешние инструменты: банковские кредиты и облигации. В случае с инновационными проектами, рисковая составляющая делает крайне дорогим использование «традиционных» источников финансирования. В следствии этого инноваторы вынуждены искать иные варианты получения средств: гранты, субсидии и венчурные инвестиции. В свою очередь это доказывает, что для успеха инновационных проектов высокую значимость приобретают внешние факторы, связанные с инновационной инфраструктурой, прежде всего, это венчурное финансирование и господдержка.
Источники:
2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. / Учеб. - практ. пособие. - М.: Дело, 2010. – 832 c.
3. Вишняков А.А. Совершенствование механизма оценки реализуемости инновационных проектов. / дис. канд. экон. наук. – 08.00.05. - Саратов, 1999. – 131 c.
4. Досужева Е.Е. Инновационно-инвестиционные проекты, их особенности и основные формы реализации // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – № 2. – c. 1-21. – doi: 10.15862/125EVN215.
5. Захарова А.А. Инновационный и инвестиционный проекты: что их объединяет? // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2008. – № 1(36). – c. 174-183.
6. Кельчевская Н.Р., Пелымская И.С., Макаров Л.М. Инвестиционное проектирование / учебное пособие. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 140 c.
7. Инновационные vs инвестиционные проекты. [Электронный ресурс]. URL: https://www.blog.8m.by/innovacionnye-vs-investicionnye-proekty-v-chem-raznica/ (дата обращения: 14.02.2024).
8. Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. / Учебник. - М.: Экономика, 2004.
9. Кальченко О.А. Принципы и методы оценки эффективности промышленных инновационных проектов в условиях неопределенности и рисков. / дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб, 2012. – 169 c.
10. Козин Э.Ф. Этапы и методы оценки эффективности инновационных проектов: структурные взаимосвязи // Инновации. – 2011. – № 12. – c. 86-89.
11. Кривошеина А.М., Юрковская Г.И. Особенности проектов инновационной сферы как объекта оценки эффективности // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. – c. 96-98.
12. Курило В.М., Омельченко Е.В., Репкина О.Б. Влияние инноваций на конкурентоспособность предпринимательских структур // Путеводитель предпринимателя. – 2012. – № 14. – c. 104-116.
13. Кухаренко О.Г. Влияние инноваций на рост конкурентоспособности экономики в условиях глобализации. / дис. кандидат экономических наук: 08.00.01. - Москва, 2010. – 186 c.
14. Малинина С.Е. Проблемы оценки экономической эффективности инновационных проектов // Креативная экономика. – 2014. – № 4. – c. 16-27.
15. Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Вторая редакция. / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол. - М.: Экономика, 2000. – 421 c.
16. Молчанова С.М., Лосев К.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность выпускаемой продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1373-1382. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41245.
17. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. / Учеб. пособие. – 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2008.
18. Мухина Т.Н., Минайченкова Е.И., Филатов В.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность российских предприятий // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2014. – № 3. – c. 359-374.
19. Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инновации // Инновации. – 2006. – № 7. – c. 79-83.
20. Наумов А.Ф. Инновационная деятельность предприятия. - Москва: НИЦ ИНФРА – М., 2015.
21. Наумов А.Ф. Организация инновационной деятельности в потребительской кооперации региона. / Монография. - Энгельс: РИИЦ ПКИ, 2015. – 168 c.
22. Отличие инновационного проекта от инвестиционного проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zhuk.net/page.php?id=161 (дата обращения: 14.02.2024).
23. Пфецер Д.И., Лазутина Д.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность организаций // Электронный научный журнал. – 2017. – № 6. – c. 1-9.
24. Таранина О.В. Развитие методики оценки и анализа эффективности инновационно-инвестиционных проектов. / автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - Саратов, 2005. – 20 c.
25. Тур В.А. Инновационный проект как объект проектного менеджмента // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2017. – № 2. – c. 109-114.
26. Ткачев А.Г., Попов А.И., Авдеев А.В. Управление инновационными проектами в машиностроении. / Метод. указ. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 24 c.
27. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. / Учебник – 6-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 448 c.
28. Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 (ред. от 25.12.2023). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения: 14.02.2024).
29. Яковлева Е.А., Бучаева С.А., Гаджиев М.М. Особенности определения экономических параметров инноваций в анализе эффективности инвестиционной деятельности предприятия // Управление экономическими системами. – 2012. – № 12(48). – c. 1-57.
30. Castellion G., Markham S.K. Perspective: New Product Failure Rates: Influence of Argumentum ad Populumand Self-Interest // Journal of Product Innovation Management. – 2012. – № 30(5). – p. 976–979. – doi: 10.1111/j.1540-5885.2012.01009.x.
31. Deák C. Managing Innovation Projects versus Ordinary Project Management. Conference: 2nd ISPIM Innovation Symposium: Stimulating Recovery - The Role of Innovation Management. New York City, USA, 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/78474178.pdf (дата обращения: 23.03.2024).
32. Doğan E. The Effect of Innovation on Competitiveness // Ekonometri ve İstatistik Dergisi. – 2016. – № 24. – p. 60-81.
33. Features of the innovation and investment project. [Электронный ресурс]. URL: https://www.excel-pmt.com/2022/02/features-of-innovation-and-investment.html (дата обращения: 14.02.2024).
34. Hendayana Y., Suryana, Ahman E., Mulyadi H. The Effect of Innovation on Business Competitiveness of Small and Medium Enterprise in Indonesia // Proceedings of the 2019 International Conference on Organizational Innovation (ICOI 2019). – 2019. – p. 116-120. – doi: 10.2991/icoi-19.2019.21.
35. Maghsoudi S., Duffield C. Wilson D. Innovation in Infrastructure Projects: An Australian Perspective // International Journal of Innovation Science. – 2016. – № 8(2). – p. 113-132. – doi: 10.1108/IJIS-06-2016-008.
36. Noktehdan M., Shahbazpour M., Zare M.R., Wilkinson S. Innovation Management and Construction Phases in Infrastructure Projects // Journal of Construction Engineering and Management. – 2019. – № 145(2). – p. 04018135. – doi: 10.1061/(asce)co.1943-7862.0001608.
37. Petit N., Teece D. Innovating Big Tech firms and competition policy // Industrial and Corporate Change. – 2021. – p. 1168-1198.
38. Project Management Statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://teamstage.io/project-management-statistics/ (дата обращения: 16.02.2024).
39. The 4 phases of innovation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lead-innovation.com/en/insights/english-blog/the-4-phases-of-innovation (дата обращения: 29.02.2024).
40. The 6 phases of the entire innovation lifecycle. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acceptmission.com/blog/phases-of-innovation/ (дата обращения: 29.02.2024).
41. The reasons your innovations fail. [Электронный ресурс]. URL: https://umi-innovation.com/blog/reasons-innovations-fail/ (дата обращения: 16.02.2024).
42. The Role Of Innovating. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/forbescommunicationscouncil/2022/10/03 (дата обращения: 19.02.2024).
43. Wang T. Toward an understanding of innovation failure: The timing of failure experience // Technovation. – 2023. – p. 102787. – doi: 10.1016/j.technovation.2023.102787.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:39:14