Развитие сельского хозяйства как важная задача обеспечения продовольственной безопасности страны

Сочнева Е.Н.1, Шадрин В.К.1, Кравцов Д.И.2
1 Красноярский государственный аграрный университет
2 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Сочнева Е.Н., Шадрин В.К., Кравцов Д.И. Развитие сельского хозяйства как важная задача обеспечения продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 39-58. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120624.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63650154

Аннотация:
В данной работе рассмотрены основные показатели деятельности сельского хозяйства России, и обоснованы выводы о его эффективности в текущем периоде, но недостаточном потенциале для развития на перспективу. Показаны современные вызовы экономики, влияющие на дальнейшее развитие отрасли. В статье рассмотрена последовательность процессов возрождения села, которые возможны только на основе формирования крупных территориально образующих сельскохозяйственных организаций. Выявлены и охарактеризованы доводы в пользу эффективности крупных сельскохозяйственных организаций, такие как: возможности технических новаций, целесообразности создания социальной инфраструктуры вокруг таких предприятий, своевременный ответ на экономические вызовы и другие. Обоснована необходимость государственной поддержки при создании крупных сельскохозяйственных предприятий в районах, посредством участия в капитале организации государства. Статья будет полезна представителям органов исполнительной власти, которые занимаются поиском оптимальных подходов, направленных на развитие сельского хозяйства. Также материалы работы будут полезны всем, кто исследует вопросы развития села и агропромышленного комплекса в целом.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, развитие агробизнеса, эффективность, укрупнение бизнеса, возрождение села

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

Развитие агропромышленного комплекса в России имеет долгую и сложную историю, которая началась еще в древние времена.

Так, в древней Руси сельское хозяйство было основным занятием населения. Основными культурами были пшеница, ячмень, овес, гречиха, а также овощи и фрукты. Животноводство также занимало важное место, особенно разведение скота и птицы.

В период феодализма сельское хозяйство было организовано на основе крепостного права. Земля принадлежала помещикам, а крестьяне работали на них в обмен на землю и защиту. В этот период происходило развитие крупных поместий и усадеб, где велись различные виды сельскохозяйственной деятельности.

В начале XX века в России начался период индустриализации, который сильно повлиял на развитие агропромышленного комплекса. Были созданы крупные сельскохозяйственные предприятия, внедрены новые технологии и механизация процессов производства. Однако, в период Советской власти, сельское хозяйство было коллективизировано, что привело к дефициту многих продовольственных товаров.

Современный агропромышленный комплекс характеризуется рядом особенностей, которые влияют на его развитие и функционирование.

1. Использование современных технологий.

Требования времени вынуждают сельскохозяйственные предприятия внедрять современную сельскохозяйственную технику, вводить автоматизацию процессов, применять генетически модифицированные организмы и другие инновационные методы. Это позволяет повысить эффективность производства, увеличить урожайность и качество сельскохозяйственной продукции.

2. Развитие экологически чистого производства.

Современный рынок диктует требования к получению экологически чистых продуктов, это ценится потребителем. Поэтому сельскохозяйственные организации переориентировались на такое производство.

3. Развитие сельского туризма и агротуризма.

Сельские хозяйства и фермерские хозяйства начали предлагать туристам возможность познакомиться с сельской жизнью, принять участие в сельскохозяйственных работах, пробовать настоящую деревенскую еду, познакомиться с сельским бытом и организовать отдых на природе.

4. Развитие сельского предпринимательства.

В настоящее время появилась возможность развития предпринимательских структур на селе. В основном, это происходит в рамках крестьянских фермерских хозяйств. Трудностей в ведении такого бизнеса множество, и основная из них – высокая трудоемкость и низкая рентабельность производства.

5. Развитие сельской инфраструктуры

Без развития сельской инфраструктуры невозможно развитие АПК. Но тут надо отметить, что инфраструктура не первое звено в цепочке становления сельского хозяйства на конкретной территории. Начинается село с развития предприятия, которое является агропромышленным комплексом для данной территории. А потом появляются работники, и, соответственно возникает необходимость в построении инфраструктуры села.

Таким образом, исходной посылкой для развития села является развитие производственных комплексов. Так как, если появятся рабочие места с конкурентной заработной платой, то, соответственно, найдутся желающие их занять. Отсюда, главным фактором, влияющим на развитие сельского хозяйства, является создание высокорентабельного производства.

Итак, процесс возрождение села и его уничтожение – это два взаимообратимых процесса, в которых созидательные и разрушительные процессы исходят от появления или закрытия территориально образующего предприятия сельского хозяйства.

Развитие села:

Уничтожение села:

Рисунок 1. Процесс создания и разрушения села

Понимание, выше описанных, процессов нам актуально для того, чтобы понять, что первично: создание села и привлечение туда рабочей силы, или же создание высоко рентабельного производства, которое притянет к себе рабочую силу.

В России в настоящее время реализуется ряд проектов, нацеленных на развитие сельских территорий. Так, основной является программа «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"), которая, как раз, нацелена на развитие социальной инфраструктуры на селе и обеспечение квалифицированными кадрами [3].

Также существует множество исследований, таких авторов, как Яркова Т. М., Хайруллина О. И., Пыжикова Н. И. и др., нацеленных на разработки стратегий развития сельских территорий, во главу которых ставится развитие социальной и жилищной инфраструктуры на селе [12;14;15;16].

Однако, по нашему мнению, развитие села начинается со становления его производственной инфраструктуры. Точно также как его уничтожение начиналось с закрытия сельскохозяйственных организаций (бывших колхозов, фермерских хозяйств и т.п.). В дальнейшем, появление экономически рентабельного производства повлечет за собой приток населения на селе, и тогда развитие социальной инфраструктуры станет делом экономически эффективным, реально существующей насущной потребностью.

В научной литературе существуют работы по вопросам частного инвестирования в сельскохозяйственную сферу и его эффективности (например, Гусакова Е.П., Степанова Т.Е., Рязанов Н.А., Белов А.В., Овсянко Л. А. и др.) [8;10].

Мы же настаиваем на углубленном исследовании вопросов того, как сделать производство в сфере сельского хозяйства настолько рентабельным и выгодным, чтобы привлечь квалифицированные кадры на село и начать возрождение последнего.

Рассмотрим заявленные позиции из государственной программы развития сельского хозяйства. Например, она ставит установку добиться повышения среднемесячной заработной платы в отрасли к 2030 году до размера 60 857 руб., однако, даже по отношению к 2024 году это незначительная величина ("Паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия") [7]. Так в октябре 2023 года среднемесячная заработная плата в масштабах всей экономики составила 73 830 руб. [18]. То есть установленный рубеж по заработной плате в сельском хозяйстве уже сегодня неконкурентоспособен, исходя из существующей ситуации. При этом в той же программе ставится индикатор достижения роста объема производства сельскохозяйственной продукции до уровня 114,6 % по отношению к 2020 году, и роста производства пищевых продуктов на 14,7 % по отношению к той же базе.

Отсюда следует, что, даже самые оптимистичные прогнозные показатели оплаты труда по отрасли сельского хозяйства, установленные государством не смогут реально содействовать привлечению в отрасль рабочей силы для того, чтобы содействовать развитию агропромышленного комплекса и возрождению села. Мы сейчас два эти процесса указываем вместе, так как одно без другого невозможно: развитие агропромышленных комплексов будут способствовать возрождению села, а последнее будет основой для дальнейшего роста эффективности АПК.

Поэтому главная постановочная задача в сфере сельского хозяйства на сегодняшний день – это найти эффективные формы создания и развития агропромышленных комплексов в России.

Итак, поскольку импульсом к развитию села является появление эффективных агропромышленных комплексов, то нас в данном исследовании будет интересовать: как создать такие высокоэффективные предприятия? Или же как повысить эффективность уже существующих. Это и будет выступать основной целью данного исследования. Для достижения цели проанализируем экономические и показатели, а также, что делается государством для снижения проблем и нивелирования дефицитов, которые сегодня снижают эффективность сельскохозяйственного производства.

Основная часть.

Итак, проанализируем ситуацию в сельскохозяйственной отрасли по значимым направлениям.

1. Основные экономические показатели - производительность труда и рентабельность.

Рассмотрим данные статистики – сравнительный анализ производительности в сельском хозяйстве и других отраслях. Видно, что по результатам 2022 года прирост производительности труда в процентах в сельском хозяйстве выше, чем в других отраслях и в целом в экономике страны.

Рисунок 2. Сравнительный анализ производительности труда по отраслям в 2022 году, прирост производительности труда, в % [18]

Несмотря на такие опережающие показатели производительности труда в отрасли существуют проблемы. Высока степень износа основных фондов, которые очень незначительно обновляются, снизились инвестиции в 2022 году по отношению к 2021-му и другие проблемы (таблица 2).

Таблица 1. Основные социально-экономические показатели в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве охоте, рыболовстве и рыбоводстве в 2022 году [9]

Индекс физического объема основных фондов (в постоянных ценах), %
Коэффициент обновления основных фондов (в постоян-ных ценах), %
Степень износа основных фондов (на конец года), %
Индекс про-изводства к предыду-щему году, %
Индекс совокупных затрат труда, к предыду-щему году,%
Рентабель-ность активов, %
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, к предыдущему году, %
104,8
6,4
45,8
111,3
98,9
7,8
92,0

Все это заложило предпосылки для снижения рентабельности (рис.3).

Рисунок 3. Динамика продукции сельского хозяйства, млрд. руб. и рентабельности сельскохозяйственного производства в среднем по отрасли, в %. Рентабельность рассчитана как отношение прибыли к себестоимости. Построено автором по данным Росстата [11].

Представленная тенденция говорит о том, что отрасль находится а пороге серьезных преобразований, без которых она не сможет далее эффективно функционировать.

2. Финансовая поддержка.

В 2023 году поддержка осуществлялась в рамках трех программ.

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 22.12.2023) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 731 (ред. от 27.12.2023) "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 (ред. от 22.12.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В рамках указанных нормативно-правовых актов осуществлялись следующие виды поддержки.

Так, в России действуют компенсирующая и стимулирующая субсидии. Компенсирующая субсидия заменяет собой выпадающие доходы сельхозтоваропроизводителей. Ее получают все регионы – размеры разные, а конкретные цифры рассчитывают по ретроспективным данным, исходя из доли каждого региона в общем значении показателей по стране. Расчет ведется на килограмм произведенной и реализованной продукции.

Стимулирующая субсидия выделяется на приобретение новых технологий в приоритетных отраслях, перечень последних определен Минсельхозом. Этот вид субсидии формируют, исходя из плановых значений показателей на новый финансовый год и выдают тем, кто обеспечил прирост производства.

Еще один механизм поддержки – это компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК. Это одноразовая субсидия, которая позволяет получить из федерального бюджета средства на развитие сельхозпредприятия. Ее могут получить: молочные фермы; овцеводческие фермы; селекционно-семеноводческие центры; селекционно-питомниководческие виноградарские центры; селекционно-генетические птицеводческие центры в птицеводстве; производители, которые создают (или модернизируют) на своей территории овоще-, плодо- и картофелехранилища; производители, которые оборудуют предприятия мощностями по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них; льно- и пенькоперерабатывающие производства.

Также выделяются средства на развитие и модернизацию переработки сельхозпродукции. Перерабатывающие производства – это наиболее проблемная зона современного сельского хозяйства, поэтому Минсельхоз взял на себя функцию возмещать капитальные затраты предприятий-экспортеров продукции АПК. Возмещают порядка 20-25% затрат на создание и модернизацию перерабатывающих предприятий [19].

Также Минсельхоз возмещает субсидиями расходы на мелиоративные мероприятия. В частности, оплачиваются: гидромелиоративные мероприятия; культуртехнические мероприятия на заброшенных сельхозземлях, вновь вовлекаемых в оборот; агролесомелиоративные мероприятия; фитомелиоративные мероприятия по закреплению песков; известкование кислых почв на пашне.

Еще одной мерой поддержки является компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продовольственной продукции [4]. Минсельхоз выделяет ежегодную субсидию для АО «Российские железные дороги» на эти цели. При этом каждый год утверждается список продукции, подлежащей такой перевозке. В списке выделяется отдельно приоритетная продукция, размер субсидии в этом случае рассчитывается выше, чем для обычной. Функции агента Правительства РФ по реализации данной программы выполняет АО «Российский экспортный центр», что само за себя говорит об особом упоре программы на российских производителей, работающих на экспорт.

Другим важным направлением финансовой поддержки сельхозпроизводителей является льготное кредитование. Для этих целей Министерство сельского хозяйства РФ субсидирует ряду банков недостающие доходы при кредитовании сельхозпроизводителей по пониженной ставке до 5 % годовых [5].

В рамках льготного кредитования можно приобрести российскую и иностранную сельхозтехнику. Если техника приобретается российская, то нужно будет получить заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Если техника иностранная, нужно заключение Минпромторга о том, что аналогов ей в России нет. Также существует льготная программа кредитования для предприятий малого и среднего бизнеса приоритетных отраслей экономики. По ней организация может взять кредит в размере до 1 млрд. руб. на период до 10 лет.

Кроме того, сельскохозяйственные организации могут получить оборудование или технику в лизинг на льготных условиях. Правительство возмещает посредством субсидии затраты лизингодатель [6].

Выше были рассмотрены экономические характеристики и методы поддержки, которые демонстрируют довольно позитивную ситуацию в отрасли. Но, наряду с этими моментами, сельскохозяйственная отрасль испытывает целый ряд проблем или трудностей.

Во-первых, изменение климата и экологические проблемы. Речь идет о таких, как засухи, наводнения, загрязнение почвы и воды, могут серьезно повлиять на сельское хозяйство. Это может привести к снижению урожайности, ухудшению качества продукции и увеличению затрат на борьбу с экологическими проблемами.

Во-вторых, демографические изменения и отток населения из сельской местности, который продолжается в России. Многие населенные пункты в территориях с высоким ресурсным потенциалом для сельского хозяйства исчезают в связи с закрытием территориально образующих сельскохозяйственных предприятий. Сегодня соотношение численности городского и сельского населения составляет как 73% к 27% [18].

В-третьих, торговые ограничения и проблемы сбыта. В связи с геополитической ситуацией затруднен вывоз продукции сельского хозяйства из страны. Это наложило отпечаток на ситуацию в АПК России в 2022 году, когда был собран значительный урожай зерновых. Как известно, спрос на продукцию сельского хозяйства неэластичен, и избыточный урожай приводит к проблемам со сбытом.

В-четверых, технологические проблемы. Известно, что сельское хозяйство, также, как и другие сферы экономики, является объектом внедрения робототехнических и автоматизированных систем. Это требует немалых затрат и соответствующих квалифицированных кадров, что, в реальности, пока слабо осуществимо.

Это лишь некоторые из проблем и вызовов, с которыми сталкивается агропромышленный комплекс. Решение этих проблем требует комплексного подхода, включающего инвестиции в сельское хозяйство, развитие современных технологий, поддержку сельскохозяйственных предприятий и разработку эффективных политик в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Главная цель государственного подхода к развитию сельского хозяйства должна состоять в создании территориально образующих агропромышленных комплексов, вокруг которых затем будут формироваться сельские агломерации. Мы считаем, что надо, используя опыт советской экономики на государственном уровне создать сельхозпредприятия, которые и повлекут за собой по цепочке привлечение всех ресурсов, в том числе людских в сельскую местность.

В обосновании своих выводов приведем следующие доводы. Из данных таблицы 1 следует, что рентабельность активов за период 2022 года в сельском хозяйстве составила 7,8 % по данным Росстата. Это при условии, что в 2022 году был рекордный урожай зерновых и открыты новые возможности для сельхозпредприятий в условиях импортозамещения. Кроме того, отрасль сельского хозяйства не относится к капиталоемким, что, безусловно, способствует завышению рентабельности активов по сравнению с другими отраслями, например, производство энергии, машиностроение и т. п. В сравнении с другими отраслями экономики – это, довольно, высокий показатель. То есть в текущем периоде отрасль сельского хозяйства показывает эффективное использование активов производства.

Рассмотрим сравнительный анализ рентабельности производства по отраслям в динамике. В данном случае рентабельность рассчитывается, как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (включая коммерческие и управленческие расходы).

Рисунок 4. Динамика рентабельности по отраслям. Построено по данным ЕМИС [17]

Как видно из графика рентабельность в сельском хозяйстве достаточно значительна. Динамику рентабельности в сельском хозяйстве опережает только отрасль по добыче полезных ископаемых. Столь высокий уровень рентабельности в сельском хозяйстве связан с активной помощью государства аграриям, и, прежде всего, достигается за счет субсидий.

Однако, несмотря на это, идет поступательное сокращение сел и деревень, отток сельских жителей в город. При такой тенденции позитивных перспектив на будущее у аграрной отрасли немного.

Так по данным Росстата количество сельскохозяйственных предприятий в России сократилось с 2016 по 2021 год с 36 тыс. до 31, 1 тыс. Количество крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей снизилось за этот же период с 174,8 тыс. до 118,3 тыс. Также снизилось количество личных подсобных хозяйств граждан в населенных пунктах с 16 589, 8 тыс. до 16 227, 3 тыс. за такой же период [20].

Теперь о другом значимом факторе – размере инвестиций. По данным Росстата в 2022 году объем инвестиций в сельское хозяйстве составил только 3,7 % от их общей величины по всем отраслям экономики [9]. Несмотря на то, что в валовом исчислении в текущих ценах происходил рост инвестиций в сельское хозяйство, их доля в общем объеме в масштабах всей экономики снижалась за последние пять лет.

Рисунок 5. Динамика инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)

Рисунок 6. Динамика доли инвестиций в сельское хозяйство в их общем объеме,%. Построено по данным Росстата [9].

Этот фактор также характеризует негативные перспективы на будущее для всей отрасли. Известно, что каждый недоинвестированный рубль в отрасль мультипликативно, то есть в несколько раз, уменьшает будущие доходы.

Всероссийская перепись населения показала сокращение количества сельских населенных пунктов в России, что также действует как фактор в сторону нежелательных перспектив развития агропромышленных комплексов.

Таблица 2. Итоги Всероссийской переписи населения по данным Росстата. Составлено по данным Росстата [18]

Тип поселения
Перепись 2010 года
Перепись населения 2021 года
Города
1098
1100
Деревни
1842
1286
Сельские поселения (в том числе не имеющие жителей)
155 289 (13 086)
153 125 (19 439)

Рисунок 7. Динамика структуры населения по месту жительства, %. Построено по данным Росстата [18]

Таким образом, несмотря на относительно высокую рентабельность сельскохозяйственной отрасли, ее потенциал на основе исследования ресурсного и инвестиционного факторов оценивается как недостаточный для положительных прогнозов на будущее.

Исходя из вышеизложенного явствует, что необходимы дополнительные меры, которые заложат основы будущего развития отрасли сельского хозяйства в России. Агропромышленный комплекс играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. В последние годы были предприняты шаги для модернизации и улучшения эффективности сельского хозяйства, но они носят, скорее, характер помощи и поддержки сельхозтоваропроизводителей, тогда как в сложившейся ситуации нужны более решительные и кардинальные меры, нацеленные на развитие отрасли в целом.

Выше было сказано о необходимости создания территориально образующих агропромышленных комплексов, которые притянут к себе ресурсы, в том числе человеческие для создания и развития сельскохозяйственных предприятий. Однако без государственной помощи это реализовать невозможно. Предлагаем создание сельскохозяйственных организаций с долей собственности государства. Существует подобный опыт создания государственных корпораций в капиталоемких высокотехнологичных отраслях, имеющих стратегическое значение для экономики (Росатом, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании, предприятия гособоронзаказа и др.).

В настоящее время под государственной корпорацией понимается некоммерческая организация, учреждённая органом исполнительной власти Российской Федерацией на основании федерального закона о её создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Конечно, государственные корпорации – это крупные предприятия, тогда как на селе преобладают пока мелкие и средние формы бизнеса. Но, тем не менее, подобный опыт может использоваться для построения своей особенной бизнес-модели для сельхозпредприятий.

Модель участия государства в уставном капитале организаций в настоящее время, как отмечено выше, применяется в крупных компаниях – государственных корпорациях. Однако, как известно, организации сельского хозяйства относятся к небольшим бизнес-единицам. Так на начало 2023 года в России было зарегистрировано 38 832 единиц организаций сельского хозяйства, из них к предприятиям малого бизнеса и микропредприятиям относилось 29 686, что в процентном соотношении составило порядка 76%, то есть подавляющее большинство. Также на этот же период отмечено большое количество бизнес-образований в сельском хозяйстве, которые вели официальную деятельность без образования юридического лица. К ним относятся крестьянские-фермерские хозяйства – 11 006 единиц, главы крестьянских фермерских хозяйств – 110 188 единиц и индивидуальные предприниматели – 39 815 единицы [18].

Однако, имеющийся опыт построения бизнес-моделей по принципу государственных корпораций, может быть с известной долей преобразований и адаптаций применим к не столь крупным организациям сельского хозяйства.

Кроме того, сегодня правомерно ставить вопрос о том, нужны ли будущей экономике России небольшие предприятия сельского хозяйства. Ведь, сегодня сельскохозяйственные предприятия, как и весь бизнес, сталкиваются с серьезными вызовами, которые не преодолимы для мелких хозяйств. Недаром уже стали появляться мнения и первые предпосылки для укрупнения организаций в сфере агробизнеса. Так по данным журнала «Поле.РФ» в России уже идет процесс укрупнения, и в настоящий момент позиционируются сильнейшие агропредприятия в отрасли.

Рисунок 8. Топ-10 крупнейших по земельному банку агропредприятий в России [13]

Для понимания сущностных особенностей планируемой бизнес-модели необходимо рассмотреть с какими вызовами сегодня сталкивается агропромышленный комплекс России.

Первый и самый главный вызов - это внедрение современных информационных технологий. Сегодня сельское хозяйство уже невозможно без автоматизации, однако в будущем нас ждут еще более глобальные изменения в этом направлении. В сельском хозяйстве как зарубежом, так и в России внедряются робототехнические системы, которые на первом этапе своего внедрения существенно увеличат затраты на производство. Обслуживание таких систем повлечет необходимость привлечения квалифицированных кадров. Все вышесказанное может иметь развитие только при государственной поддержки, небольшие предприятия или отдельные хозяйства такие проблемы решить не в силах.

Первоначально понесенные высокие затраты, впоследствии, позволят получать значительную рентабельность, которая даст толчок развитию села. Развить село старыми методами, уповая на то, что туда молодежь сама поедет в нынешних условиях уже бессмысленно. Отток населения из села стремителен, также постоянно сокращается количество сельских населенных пунктов.

Внедрение автоматизации и робототехники в сельском хозяйстве возможны только в рамках крупных бизнес-единиц, имеющих существенную государственную поддержку.

Во-вторых, снижение затрат в организации. Оно также проще достигается в рамках крупного бизнес за счет эффекта масштаба.

В-третьих, оптимизация государственных затрат. Крупные предприятия привлекут большое количество рабочей силы, что сделает экономически обоснованным создание на данной территории социальной инфраструктуры. Затраты на создание социальной инфраструктуры всегда являются капиталоемким. Известно, что сегодня ее необходимо создавать даже для небольших сел. Поэтому есть большая разница: создавать ее для небольшого поселения или же для крупной промышленной агломерации.

Все приведенные аргументы выступают в пользу развития крупного бизнеса в сельском хозяйстве.

Заключение.

Таким образом, приведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Во-первых, сельское хозяйство демонстрирует неплохие показатели в текущем периоде, но при этом обладает недостаточным потенциалом для дальнейшего эффективного функционирования. В связи с чем в современных условиях актуализируется задача государственной поддержки сельского хозяйства, как одной из приоритетных отраслей в рамках продовольственной безопасности страны.

Во-вторых, социальная инфраструктура села должна создаваться после привлечения трудовых ресурсов в территорию. В свою очередь, привлечение таких ресурсов, следует за созданием крупных территориально-образующих сельскохозяйственных предприятий. Эффективность государственных вложений в социальную инфраструктуру возрастает при создании крупной хозяйственной единицы в отдельной территории.

Во-третьих с учетом современных вызовов, в первую очередь, таких, как внедрение автоматизации и робототехнических процессов в деятельность организаций сельского хозяйства, эффективными могут быть только крупные организации сельского хозяйства. Кроме того, крупные сельскохозяйственные организации повышают эффективность государственных вложений в создание социальной инфраструктуры в территории, и служат основой для возрождения села.

В-четвертых, на основании первых двух тезисов о необходимости государственной поддержки для создания крупных бизнес-единиц в сельском хозяйстве, предлагаем в качестве правовой формы реализации таких моделей, создание сельскохозяйственных организаций по типу государственных корпораций.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 22.12.2023) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
2. Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 731 (ред. от 27.12.2023) "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации"
3. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 (ред. от 22.12.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
4. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. N 1104 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции" (с изменениями и дополнениями)
5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 (ред. от 25.11.2023) "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"
6. Постановление Правительства РФ от 31.08.2019 N 1135 (ред. от 10.08.2023) "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "Росагролизинг", г. Москва, на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным на льготных (специальных) условиях"
7. Паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (утв. Правительством РФ 24.12.2022 N ММ-П11-22479
8. Гусакова Е.П., Степанова Т.Е., Рязанов Н.А., Белов А.В. Инвестиционная привлекательность российского агропромышленного комплекса в условиях санкционного давления // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 1. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120306.
9. Инвестиции в России. 2023. / Стат.сб./ Росстат. - М., 2023. – 229 c.
10. Овсянко Л.А., Овсянко А.В. Особенности инвестирования отрасли животноводства в регионе. / Теория и практика современной аграрной науки. Сборник VI национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2023. – 1542-1545 c.
11. Сельское хозяйство в России. 2023. / Стат.сб./Росстат. - M., 2023. – 103 c.
12. Стрельцова А.В., Пыжикова Н.И., Якимова Л.А. Развитие человеческого капитала в аграрной сфере региона (на материалах Красноярского края). - Красноярск, 2022.
13. Тренд на укрупнение. Как малым и средним фермерам оставаться конкурентоспособными. Электронный журнал «Поле. РФ» от 31.10.2023г. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--e1alid.xn--p1ai/journal/publication/3099 (дата обращения: 28.01.2024).
14. Хайруллина О.И. Итоги развития сельского хозяйства в условиях бюджетного финансирования региона // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 1. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120158.
15. Чепелева К.В. Кластеры как инструмент реализации экспортного потенциала АПК Российской Федерации. / Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы VIII Международной научной конференции. - Донецк, 2023. – 234-236 c.
16. Яркова Т.М. Современные технологии развития сельских территорий в России и за рубежом // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 379-392. – doi: 10.18334/ce.15.2.111607.
17. Официальный сайт ЕМИС. Государственная статистика. Ресурс Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58036 (дата обращения: 25.01.2024).
18. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.01.2024).
19. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства России. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения: 26.01.2024).
20. Сельскохозяйственная микроперепись 2021 г. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/selskohozyajstvennye_perepisi (дата обращения: 21.01.2024).

Страница обновлена: 27.04.2024 в 22:51:32