Продовольственная независимость России: современное состояние, риски безопасности, перспективные тренды

Закшевский В.Г.1, Богомолова И.П.2, Василенко И.Н.2, Шайкин Д.В.2
1 Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации – филиал ФГБНУ «Воронежский федеральный аграрный научный центр им. В.В. Докучаева»
2 Воронежский государственный университет инженерных технологий, Россия, Воронеж

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Закшевский В.Г., Богомолова И.П., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Продовольственная независимость России: современное состояние, риски безопасности, перспективные тренды // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 9-28. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116696.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350276
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Согласно данным ООН в 2021 г., число голодающих в мире достигло рекордного значения в 828 млн чел. Данный показатель перманентно увеличивается, что выводит проблему продовольственного обеспечения на уровень наиболее приоритетных задач стратегического развития всего человечества. Важно отметить, что Россия обладает большим потенциалом сельскохозяйственного и агропромышленного производства (природным, трудовым, технико-технологическим, организационно-управленческим, инновационно-инвестиционным, нормативно-правовым). На текущий момент Россия полностью себя обеспечивает ключевыми позициями продовольственных товаров (зерно, растительное масло, сахар, мясо, рыба) и отмечается тенденция роста экспорта отечественных продуктов питания на мировые рынки. Подчеркнем, что сложившаяся ситуация, когда нашу страну пытаются изолировать от общемировой продовольственной системы, может привести к тому, что проблемы голода и укрепления общемировой продовольственной безопасности не решится никогда, а с течением времени может привести к резкому дефициту продуктов питания, росту числа голодающих, глобальной миграции народов и, как следствие, общемировой социальной, экономической, политической и военной напряженности. В работе изучена нормативно-правовая база регулирования развития сферы агропромышленного производства в РФ; проведена оценка ключевых показателей развития сельскохозяйственной сферы и продовольственного рынка (индексы производства; объемы производства (в денежном и натуральном выражениях); инвестиции; цены; государственная поддержка (дотации, субсидии, льготное кредитование и др.); уровень самообеспечения социально значимыми группами продуктов питания; потребление продовольствия на душу населения; импорт; экспорт); проведено сравнение фактических данных с плановыми индикаторами). В заключительной части работы сделаны выводы, а также рассмотрены перспективные направления развития сферы АПК РФ в аспекте следующих направлений: повышение инвестиционной привлекательности; технико-технологической модернизации; селекции и семеноводства; цифровизации сельского хозяйства; повышения экспортного потенциала; стабилизации эпизоотической ситуации.

Ключевые слова: продовольственная политика и безопасность; рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия; организация и управление; экспорт и импорт; проблемы и угрозы; стратегии и программы; прогнозы и перспективы

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение. Продовольственная безопасность является одним из ключевых инструментов сохранения государственности и суверенитета любой страны. В России данному аспекту государственной политики уделяется большое внимание. В настоящее время реализуется множество проектов и программ в области устойчивого развития всего агропромышленного комплекса нашей страны в рамках стратегических нормативно-правовых актов. По большей степени, сегодня современное сельское хозяйство и пищевая промышленность РФ развивается по интенсивным моделям. Стратегической установкой отраслевого государственного управления является не только освоение новых площадей для растениеводства, а также увеличение количества животноводческих и перерабатывающих комплексов, но и сохранение/восстановление плодородия сельскохозяйственных угодий; увеличение урожайности и сохранности продукции при уборке, транспортировке и хранении; снижение потерь; увеличение надоев молока; снижение падежа скота и птицы; увеличение конверсии, приплода и привеса; развитие селекции, семеноводства и собственного племенного хозяйства. Также среди перспективных направлений развития отечественного агропромышленного комплекса стоит выделить: снижение импортной зависимости по базовым комплектующим, оборудованию и семенам; технико-технологическую модернизацию и обновление сельскохозяйственной техники; повышение инвестиционной активности; развитие малого и среднего предпринимательства; совершенствование механизма сельскохозяйственного хеджирования; стабилизацию эпизоотической ситуации; повышение уровня цифровизации; наращивание экспортного потенциала; совершенствование ценового регулирование (минимизация разбалансировки и нарушения пропорциональности распределения маржи между всеми участниками производственно-реализационного процесса (сельхозпроизводители, промышленные переработчики; оптовики; транспортно-логистические компании; розничная сфера)). Все отмеченное доказывает актуальность темы исследования. Цель работы – проведение исследования состояния продовольственной независимости России в аспекте формирования объективного представления о безопасности нашей страны, а также рассмотрение ключевых направлений комплексного развития сферы АПК с выделением наиболее значимых рисков и угроз. Задачи: изучить нормативно-правовую базу регулирования развития сферы агропромышленного производства в РФ; провести оценку ключевых показателей развития сельскохозяйственной сферы и продовольственного рынка (индексы производства; объемы производства (в денежном и натуральном выражениях); инвестиции; цены; государственная поддержка (дотации, субсидии, льготное кредитование и др.); оценить уровень самообеспечения социально значимыми группами продуктами питания; выполнить анализ потребления продовольствия на душу населения; рассмотреть баланс импорта и экспорта продовольственных товаров); провести сравнение фактических данных с плановыми индикаторами); сделать авторские выводы; рассмотреть перспективные направления развития сферы АПК РФ.

Материалы и методы исследования. В процессе проведения исследования были использованы результаты научных трудов современных отечественных ученых, опубликованных в рейтинговых научных изданиях (печатные и электронные); нормативно-правовые документы профильных государственных структур (стратегии, программы, планы, дорожные карты, доклады); официальные данные Росстата. В работе были применены следующие научные подходы: структурный; функциональный; системный; логический; диалектический; процессный; проектный. Данные подходы базировались на следующих научных методах: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, определение, аналогия, обобщение, научное объяснение; идеализация; мысленный эксперимент; метод аксиоматизации и формализации.

Результаты и их обсуждение. На текущий момент в России имеется довольно обширная и систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая процессы организации и обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. В частности, одним из ключевых нормативных актов является ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [14], в рамках исполнения которого реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РФ (Госпрограмма) [8]. Последний документ содержит все ключевые положения (цели, задачи, финансирование, плановые показатели) и конкретные мероприятия (проекты, планы, механизмы, инструменты) по их достижению. Так, Госпрограмма разделена на два основных блока, которые включают различного рода проекты и подпрограммы (рисунок 1).

Рисунок 1. Составные блоки Госпрограммы

Отметим, что в 2021 г. на реализацию Госпрограммы было запланировано 256,2 млрд. р. общего объема финансирования, объем кассового исполнения составил 325,8 млрд. р. На момент 2021 г. индекс производства в сфере растениеводства достиг 104,3% к уровню 2017 г. (плановое значение – 105,6%), для сферы животноводства данный показатель составил 104,8% (плановое значение - 105,5% к уровню 2017 г.). Невыполнение плана в сфере растениеводства обусловлено негативным воздействием природно-климатических факторов, а в сфере животноводства – интенсивным ростом цен на корма, энергию и горюче-смазочные материалы, а также неблагоприятной эпизоотической обстановкой (распространением опасных и особо опасных заболеваний среди сельскохозяйственных животных). Непосредственно для отечественной сферы птицеводства ключевым негативным фактором выступило сокращение поставок инкубационного яйца из-за рубежа [5].

Ключевым фактором устойчивого развития любой сферы национальной экономики был, есть и остается трудовой ресурс. Качество данного фактора производства напрямую определяется средним показателем заработной платы. В отечественном секторе АПК заработная плата находится на должном уровне, а также имеет место устойчивый тренд роста. В частности, в 2021 г. заработная плата в сфере отраслевого товарно-промышленного производства/сельскохозяйственные организации составила порядка 40 тыс. р., что на 13,5% выше показателя предыдущего периода.

На момент 2021 г. Россия имела положительное сальдо торгового баланса по категории «сельскохозяйственная продукция и продовольствие» – 3135,5 млн долл. США. В денежном выражении экспорт по данной категории товаров составил 37117,5 млн долл. США, а импорта – 33983 млн долл. США. Общий объем товарооборота продукции АПК России с другими странами достиг 71099,5 млн долл. США. Сегодня реализуется масштабная государственная поддержка экспорта отечественной пищевой продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В частности, в 2021 г. на реализацию экспорта продукции АПК РФ из бюджета было направлено 36,96 млрд р. (99,3% от планового значения).

Отметим, что в общем объеме импортных поставок в нашу страну доля продовольствия на момент 2021 г. составила 11,6%. Основные поставки отмечены на фрукты и орехи (17,1%), алкогольные и безалкогольные напитки (9,8%), а также молоко и молокопродукты (7,7%).

Если посмотреть на данный вопрос в разрезе стран-экспортеров, то основная доля поставок в 2021 г. пришлась на Белоруссию (13,5%), Турцию (5,5%) и Индонезию (4,9%). Данный состав обусловлен наличием долгих экономических и политических связей сотрудничества нашей страны с отмеченными странами-партнерами, а также наличием у последних качественных продуктов по приемлемой цене для отечественного продовольственного рынка.

Если говорить об экспорте, то доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме последнего на момент 2021 г. составила 7,5%. Основная доля экспорта пришлась на пшеницу (24,1%), подсолнечное масло (10,8%), ракообразные (7,2%) и мороженную рыбу (6,5%). Основные поставки отечественного продовольствия были направлены в Турцию, Китай, Иран и Казахстан [1, 6, 7].

Подчеркнем, что экспортно-импортный баланс весьма тесно коррелирует с показателями самообеспеченности нашей страны продуктами питания, которые отмечены в содержательной части Доктрины [12].

На текущий момент Россия смогла достичь пороговые значения продовольственной безопасности практически по всем ключевым товарно-продовольственным позициям: зерно, растительное масло, сахар, мясо, рыба (таблица 1).

Таблица 1 – Самообеспеченность РФ основными видами продовольствия

Показатель
2020 г.
2021 г.
Пороговое значение Доктрины
План
Оценка
Зерно
165,6
95
149,9
95
Масло растительное
200
90
176,6
90
Сахар
99,9
90
100
90
Картофель
89,2
95
88,4
95
Молоко и молочные продукты
84
84,5
84,2
90
Мясо и мясные про­дукты
100,1
85
100,3
85
Овощи н бахчевые
86,3
87,1
86,9
90
Фрукты и ягоды
42,4
40,2
43,6
60
Источник: составлено автором на основе [6]

Данные таковы, что пока не достигнуты установленные нормы самообеспечения по картофелю, молоку, овощам и фруктам.

На текущий момент отечественные сельскохозяйственные компании работают довольно эффективно, так их рентабельность (с учетом субсидий) в 2021 г. составила 25,6%, что выше целевого показателя (15,3%) на 10,3 п.п. Отметим, что без учета субсидий рентабельность составила 21,2% против 16,3% в 2020 г.

Показатели ресурсного обеспечения основными видами продовольствия в России приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Ресурсное обеспечение основными видами продовольствия в РФ

Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2013 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Зерно (без продуктов переработки), млн т.
Валовый сбор
92,4
105,2
104,7
120,7
135,5
113,3
121,2
133,4
121,4
Импорт
1,5
0,9
0,8
1,0
0,7
0,4
0,3
0,4
0,2
Всего ресурсов
137,0
158,7
165,7
186,5
213,4
204,4
194,1
210,7
203,2
Производственное
потребление
20,0
20,9
20,9
22,3
24,4
23,2
23,3
23,9
23,6
Экспорт
19,0
30,1
30,7
33,9
43,3
54,8
39,3
48,5
42,8
Мясо и мясопродукта, тыс. т
Производство
8525,7
9026,1
9518,6
9853,9
10319,5
10629,7
10866,5
11222,0
11346,0
Импорт
2480,0
1952,1
1359,6
1246,4
1084,6
879,7
771,8
648,0
620,8
Всего ресурсов
11843,7
11848,2
11685,5
11912,3
12208,4
12371,4
12550,3
12847,6
12999,0
Производственное
потребление
51,1
56,2
46,9
49,6
32,7
29,1
26,9
26,9
31,9
Экспорт
117,2
135,3
143,3
236,2
307,4
354,4
415,3
609,0
633,6
Лычное потребление
10793,0
10831,3
10665,5
10805,2
10990,7
11057,6
11110,0
11160,8
11324,8
Молоко и молокопродукты, тыс. т
Производство
29865,1
29995,1
29887,5
29787,3
30185,0
30611,1
31360,4
32225,1
32339,6
Импорт
9455,1
9157,9
7951,3
7578,6
6996,9
6493,0
6727,8
7044,4
6889,5
Всего ресурсов
41352,1
41134,8
39959,2
39313,6
38927,9
38743,0
39768,3
41068,4
41241,8
Производственное
потребление
3622,5
3397,2
3223,6
3059,6
2915,1
2903,3
2992,3
3107,6
3133,3
Экспорт
628,3
628,9
606,0
644,8
607,6
576,3
611,0
707,2
806,2
Личное потребление
35099,3
34953,1
34148,2
33832,9
33736,9
33552,0
34328,1
35183,1
35176,3
Рыба и рыбопродукты в живом весе (весе сырца), тыс. т
Улов рыбы и добыча других водных ресурсов
4522
4419
4493
4812
4951
5110
5133
5143
5289
Импорт
2121
1979
1055
1055
1139
1214
1250
1204
1509
Всего ресурсов
7489
7187
6344
6741
7300
7441
7469
7490
7946
Производственное
потребление
61
48
70
103
159
209
207
213
287
Экспорт
2694
2491
2086
2234
2612
3132
2967
3142
2990
Личное потребление
3915
3748
3271
3272
3368
2969
3102
2934
3094
Уровень самообеспеченности, %
112,6
115,1
132,8
140,6
138,7
158,5
152,8
160,7
153,7
Фрукты и ягоды, тыс. т
Производство
3199,5
3348,9
3195,0
3656,0
3262,1
3964,3
4178,5
4344,2
4736,8
Импорт
7200,8
6679,6
6511,3
6517,8
6677,0
6693,4
6424,3
6238,5
6279,2
Всего ресурсов
12848,4
12699,0
11958,4
12149,3
11911,0
12493,2
12647,4
12585,5
13074,1
Производственное
потребление
956,7
1047,7
1027,1
1080,0
1116,9
1220,2
1270,0
1222,4
1380,8
Экспорт
139,5
135,8
140,0
169,4
210,9
234,8
254,1
281,9
300,0
Личное потребление
9017,9
9152,9
8711,7
8832,0
8650,0
8924,8
9053,2
8956,9
9193,9
Овощи и бахчевые культуры, тыс. т
Производство
14089,5
14352,1
14967,8
15064,4
15426,7
15655,0
15889,7
15448,1
15375,1
Импорт
2813,3
2952,5
2643,6
2356,7
2669,9
2484,6
2435,5
2157,6
1987,5
Всего ресурсов
23809,3
24161,1
24632,0
24608,4
25195,2
25471,0
25569,7
24738,6
23887,2
Производственное
потребление
1808,1
1747,5
1819,6
1783,4
1884,9
1821,1
1820,8
1753,3
1709,3
Экспорт
93,6
76,4
197,5
269,1
248,0
282,2
322,8
320,2
330,6
Личное потребление
14656,4
14833,4
14918,3
14946,9
15219,4
15651,0
15791,9
15650,3
15178,7
Картофель, тыс. т
Производство
24021,4
24284,1
25405,7
22463,0
21707,9
22395,0
22074,9
19607,2
18295,6
Импорт
762,8
1 071,6
1 029,6
972,6
1344,0
1257,3
759,9
748,8
1016,1
Всего ресурсов
41734,8
42328,6
43917,4
42253,7
40910,6
40490,6
39562,7
36253,8
33028,1
Производственное
потребление
10138,9
10005,7
10090,8
9565,1
9140,5
8959,6
8603,3
7909,5
7047,9
Экспорт
74,1
69,1
207,3
291,5
246,2
268,1
463,6
556,4
246,8
Личное потребление
13542,5
13520,9
13370,0
13134,1
13224,6
13084,8
13039,3
12651,7
12280,8
Источник: составлено автором на основе [5, 7]

В общем можно отметить положительную тенденцию в области ресурсного обеспечения нашей страны основными категориями продовольственных товаров. В частности, согласно прогнозам Минсельхоза РФ, текущий 2022 г. станет рекордным по сбору урожая зерновых за всю историю статистических наблюдений. Так, планируется собрать порядка 150 млн т зерновых и зернобобовых культур, причем валовый сбор пшеницы составит около 100 млн т.

Отметим, что в 2021 г. индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к 2017 г. составил 114,7% при установленном в Госпрограмме плановом значении 110%, что доказывает положительный тренд в развитии пищевой промышленности России [6, 8, 10].

Важным показателем качества жизни населения является уровень потребления основных групп пищевых продуктов, основные из которых приведены в содержательной части таблицы 3.

Таблица 3 – Уровень потребления основных продуктов питания, кг/чел/год

Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Норма
(Приказ Минздрава)
Картофель
94
93
91
90
90
89
89
86
84
90
Овощи
102
102
102
102
104
107
108
107
104
140
Фрукты
63
63
60
60
59
61
62
61
63
100
Мясо
75
74
73
74
75
75
76
76
78
73
Молоко
245
239
233
231
230
229
234
240
241
325
Яйца, шт.
271
271
273
277
282
284
285
283
281
260
Рыба в живом весе
27,3
25,7
22,3
22,3
22,9
20,2
21,1
20,0
21,2
22
Сахар
40
40
39
39
39
39
39
39
39
24
Масло растительное
13,7
13,8
13,6
13,7
13,9
14,0
14,0
13,9
13,6
12
Хлеб и хлебопродукты
118
118
118
117
117
116
116
116
114
96
Источник: составлено автором на основе [5, 9]

Данные свидетельствуют, что потребление овощей, фруктов и молока населением России весьма значительно отстает от нормативов, установленных Минздравом РФ. Так, среднестатистический гражданин нашей страны в 2021 г. потребил 104 кг овощей, 63 кг фруктов и 241 кг молока при норме 140 кг, 100 кг и 325 кг соответственно.

В тоже время наблюдается тенденция избыточного потребления мяса, яиц, сахара и хлебопродуктов. Все это свидетельствует о негативных моментах в построении рациона питания современного россиянина, что ведет к дисбалансу с общемировыми стандартами/принципами здорового образа жизни и сбалансированного питания.

Одним из важнейших инструментов обеспечения и укрепления продовольственной безопасности нашей страны являются инвестиции. В рамках данного направления в 2021 г. государственными регулирующими структурами был выполнен следующий комплекс мер, проиллюстрированных на рисунке 2.

Рисунок 2. Комплекс государственных мер, направленных на поддержку отечественных сельхозпроизводителей в плане инвестиционного обеспечения

Источник: составлено автором на основе [2, 11]

Отметим, что в 2021 г. Минсельхоз РФ оказал поддержку отраслевым производителям по исполнению 2669 инвестиционных кредитов на общую сумму в 17,1 млрд р. (целевые субсидии). Также, за данный период профильными государственными ведомствами отечественным аграриям было поставлено 7054 ед. сельскохозяйственной техники, в частности, тракторов – 1167 ед., комбайнов – 1396 ед. и 4491 ед. других видов сельскохозяйственной техники. Так, общий объем финансирования проекта по технико-технологической модернизации сферы АПК в 2021 г. составил 13562,2 млн р., что является довольно высоким показателем.

Весьма важным остается вопрос поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного производства, так, в 2022 г. в 83 региона РФ было направлено 5625,1 млн р.

Сегодня весьма умеренными темпами в отечественной сфере АПК продолжается процесс цифровизации и информатизации. Одним из значимых достижений является внедрение информационной системы «Зерно», что позволит проводить более комплексную и оперативную оценку качества и безопасности внутренних и экспортных партий зерна. В 2021 г. общий объем финансирования цифровизации сельского хозяйства из федерального бюджета составил 136,7 млн р. [6, 8].

Для обеспечения устойчивого развития всего сектора АПК необходимо уделять пристальное внимание состоянию и использованию сельскохозяйственных земель (уровень плодородия и засоренности). В 2021 г. на развитие мелиоративного комплекса из федерального бюджета было выделено 12701,7 млн р. (50,5% к 2020 г.).

Одним из ключевых аспектов стабильности отечественного продовольственного рынка, а также качества продовольственной корзины, является конечная стоимость продуктов питания.

Отметим, что с конца 2020 г. фиксируется перманентный рост цен на продовольственные товары в России и в мире. Подчеркнем, что в нашей стране уровень продовольственной инфляции ниже среднемирового значения.

Так, среднегодовая цена на зерно в 2021 г. составила 14288,4 р./т (+18,2% к 2020 г.). Весь 2021 г. цена на муку пшеничную увеличивалась и к концу года составила 22,56 р./кг (+6,7% к уровню прошлого года).

В 2021 г. объем рынка хлебобулочной продукции в России был равен 11,3 млн. т., что в денежном выражении составило 857,1 млрд р. (+8,6% к 2020 г.).

Отечественный рынок молока в 2021 г. был довольно стабильным, импортные поставки снижались. Цена у сельскохозяйственных производителей составила – 29,63 р./кг (+7,2 % к 2020 г.), у переработчиков – 47,07 р/кг (+9,3% к 2020 г.), в розничном сегменте – 64,89 р./л. (+10,4% к 2020 г.).

Сельскохозяйственный и производственный сегменты мясной отрасли развиваются довольно успешно, имеет высокий уровень стабильности и потребительский рынок. В конце 2021 г. стоимость скота и птицы (в живом весе) у сельхозпроизводителей к уровню предыдущего периода увеличилась на 16,7% (106,07 р./кг), в том числе на свиней (в живом весе) - на 12,8% (107,87 р./кг), на КРС (в живом весе) - на 7,4% (132,88 р./кг), на птицу (в живом весе) - на 22,2% (98,19 р./кг). Цена у промышленных переработчиков выросла к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе на говядину повысилась на 12% (299,01 р./кг), на свинину - на 16,1% (172,52 р./кг), мясо птицы - на 25,4% (133,66 р./кг). Потребительские цены на мясо в конце 2021 г. к уровню 2020 г. выросли на 14,5%, в том числе на говядину - на 13,7%, на свинину – на 14,3%, на мясо птицы - на 23,1%. Средние потребительские цены в конце 2021 г. на говядину (кроме бескостного мяса) составили 416,46 р./кг, свинину (кроме бескостного мяса) - 311,84 р./кг, куры охлажденные и мороженые - 183,54 р./кг.

Валовой сбор семян подсолнечника (в весе после доработки) в 2021 г. увеличился по сравнению с 2020 г. на 17,6% и составил 15,7 млн т. По данным Росстата, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. производство масла растительного сократилось до 6,6 млн т, или на 11,8%, в том числе масла подсолнечного нерафинированного - до 5,1 млн т. Цены производителей на масло подсолнечное и его фракции нерафинированные в конце 2021 г. составили 76,69 р./кг (увеличение к соответствующему периоду 2020 г. превысило 16,2%). Отметим, что цена на масло подсолнечное в розничном сегменте в соответствующий период достигла 136,33 р./кг, таким образом, разница в цене между производственным и потребительским сегментами составила 1,8 раза.

Согласно данным Росстата в 2021 г. собрано 41,2 млн т сахарной свеклы, что на 21,5% больше, чем в 2020 г. В сельскохозяйственных организациях реализовано более 35 млн т сахарной свеклы, или на 8,2% больше, чем в предыдущем году. Производство сахара-песка составило 5,9 млн т, или на 1,8% больше уровня предыдущего года, в том числе из сахарной свеклы - 5,9 млн т. Цена на сахар белый свекловичный в производственном сегменте в конце 2021 г. составила 40,49 р./кг (+12,9 % к уровню соответствующего периода 2020 г.). Потребительская цена на сахар-песок в конце 2021 г. составила 55,82 р./кг и выросла по сравнению с предыдущим периодом на 12,3%.

В 2021 г. валовой сбор картофеля составил 18,3 млн т, что на 6,7% меньше уровня 2020 г. Ценовая ситуация в течение года носила нестабильный характер. Отметим, что динамика цен на картофель зависит от сезонности его производства и поступления по импорту. Так, цена на картофель у сельскохозяйственных производителей в конце 2021 г. достигла 21,15 р./кг, а с начала года увеличилась почти в 1,5 раза. Потребительская цена составила 46,57 р./кг, что больше в 1,6 раза уровня 2020 г.

Производство овощей и бахчевых культур в 2021 г. составило 15,3 млн т. Потребительские цены на овощи в 2021 г. по сравнению с 2020 г. выросли, в том числе на морковь на 32,6% - до 46,16 р./кг, свеклу столовую на 43,9% - до 43,08 р./кг, лук репчатый на 16,1% - до 30,95 р./кг, капусту белокочанную в 2,4 раза - до 52,59 р./кг, на помидоры свежие на 3% - до 157,21 р./кг, огурцы свежие на 2,8% - до 164,81 р./кг.

Производство фруктов и ягод в 2021 г. составило 4,7 млн т, что на 9,1% превысило уровень 2020 г. В 2021 г. цены сельскохозяйственных производителей снизились по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. на семечковые плоды на 17,5%, косточковые - на 19,1% и увеличились на виноград на 32,8%. Цены в рознице в 2021 г. по сравнению с аналогичным предыдущим периодом выросли на 2,9%.

Цены на комбикорма в течение года имели разнонаправленную динамику из-за колебаний цен на добавки, входящие в состав комбикормов, и в конце 2021 г. индекс цен составил 122,4% к уровню предыдущего периода [5, 6, 7].

В целях повышения стабильности цен на социально значимые группы продовольственных товаров Минсельхоз и Минпромторг РФ, представители крупных розничных сетей, а также промышленных переработчиков в исследуемом периоде приняли соглашения о сохранении на неизменном уровне стоимости соответствующих товаров. Кроме того, Правительством РФ утверждены правила предоставления государственной поддержки производителям сахара и подсолнечного масла. Отметим, что подобные меры государственного регулирования применяются и в отношении других социально значимых продуктов питания: хлеб, мясо, крупы, макароны, консервы.

Правительство РФ довольно эффективно использует инструмент таможенно-тарифного регулирования. Все это позволяет обеспечить необходимый уровень стабильности ценовой ситуации на отечественном рынке продовольственных товаров.

Как показывает обстановка последних лет, одним из наиболее значимых рисков и угроз для отечественной сферы животноводства является нестабильность эпизоотической обстановки. В 2021 г. сложилась напряженная эпизоотическая ситуация в связи с регистрацией очагов заразных, в том числе особо опасных болезней животных. Так, на территории 48 субъектов РФ было зарегистрировано 355 случаев африканской чумы свиней (АЧС) (в 2020 г. - 250 случаев в 25 субъектах). Всего за период 2007-2022 гг. было зарегистрировано 2200 вспышек АЧС на территории нашей страны. В 2021 г. было уничтожено 369,785 тыс. голов свиней, в 2020 г. - 564,010 тыс. голов. На территории 45 субъектов РФ в животноводческой продукции были обнаружены фрагменты генома вируса АЧС. Данная ситуация свидетельствует о преднамеренном или случайном использовании больных животных для производства продуктов питания. Подобные ситуации не могут быть оставлены без контроля и правовой оценки соответствующих профильных государственных структур (Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Минсельхоз, региональные подразделения прокураторы РФ).

В 2021 г. высокопатогенный грипп птиц был выявлен на территории 21 субъекта РФ, было уничтожено 6,2 млн голов птицы. Только один очаг ящура на территории Оренбургской области привел к заболеванию 39 голов скота.

Также зарегистрировано 1199 случаев бешенства (из них 37,9% пришлось на диких зверей), при этом в 2020 г. было выявлено 1579 случаев.

Возникновение сибиреязвенных очагов имело место как в 2021 г. (один очаг в Республике Тыва), так и в 2020 г. (один очаг в Республике Дагестан).

В 2021 г. в 5 субъектах России зарегистрировано 14 очагов оспы овец и коз, в 2020 г. - 5 очагов в 5 субъектах [3, 5].

Таким образом, статистические данные свидетельствуют, что динамика и масштабы распространения особо опасных болезней животных служат высоким потенциально опасным риском для продовольственной безопасности нашей страны. Необходимо постоянно совершенствовать системы контроля и надзор за данной ситуацией по всей стране и ближайшем зарубежье.

Следующее направление, которое необходимо рассмотреть детально – это научно-техническое обеспечение отраслей агропродовольственного сектора национальной экономики. Базовый комплекс мер, реализуемых в рамках данного направления, проиллюстрирован на рисунке 3.

Рисунок 3. Базовый комплекс мер, реализуемых в рамках научно-технического обеспечения отраслей АПК национальной экономики

Источник: составлено автором на основе [4, 8, 13]

Отметим основные цели развития агропромышленного производства РФ до 2025 г.: уровень продовольственной независимости России должен составить порядка 114,6% к уровню 2017 г.; показатель добавленной стоимости в сфере АПК – не менее 4650,1 млрд р.; объем экспорта сельскохозяйственного сырья, пищевой продукции и продовольствия должен составить не менее 35,4 млрд долл. США (в сопоставимых ценах на текущий момент); индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сфере АПК (без субъектов малого предпринимательства) к 2025 г. должен достигнуть 118,2% по отношению к уровню 2017 г. [8].

В аспекте реализации отмеченных целей необходимо осуществить следующий комплекс организационно-управленческих решений:

в условиях интенсивных геополитических противостояний, а также применения в отношении России беспрецедентных экономических санкций, по большей мере со стороны стран ЕС, США, Великобритании и Канады (на конец 2022 г. более 10 тыс. позиций), производство товаров и услуг, от которых наша страна имела большую импортозависимость, имеет не просто стратегическое значение, а начинает играть экстраординарную роль в формировании эффективных механизмов продовольственной, экономической и национальной безопасностей;

важным направлением является производство отечественного посевного материала, в частности, это касается таких культур как сахарная свекла, картофель, овощные и бахчевые, масличные, бобовые. Все это подтверждает необходимость государственной поддержки для развития всего отечественного семеноводства и селекции;

для достижения установленных показателей развития животноводства в связи с вводимыми недружественными государствами санкциями с целью снижения внешнеэкономических рисков целесообразно предусмотреть развитие использования побочной продукции перерабатывающего производства;

в целях дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности отрасли Минсельхозу России необходимо продолжить взаимодействие с бизнес-сообществом, оперативно реагируя на современные вызовы посредством корректировки механизма льготного кредитования;

для повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей и повышения прибыльности агропромышленного производства необходима стабилизация ситуации в отношении ценовой политики, реализуемой на агропродовольственном рынке России. В данном аспекте важным объектом внимания является транспортно-логистическая инфраструктура, а также малое и среднее предпринимательство;

обеспечение привлечения высококвалифицированных специалистов в сельское хозяйство, создание гарантированных и комфортных условий работы требует роста заработной платы. В 2023 г. среднемесячная начисленная заработная плата работников в сфере сельского хозяйства планируется на уровне 41 тыс. р. Для высокотехнологичных предприятий, требующих компетенций и эксклюзивной экспертизы у сотрудников, уровень заработной платы должен быть кратно выше. В связи с этим, важно сохранить темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве, обеспечивающей сохранение рабочих мест во всех отраслевых сегментах отечественного агропромышленного комплекса [3, 6, 11].

Заключение

Исследование позволило сделать ряд системных выводов и рекомендаций:

в 2021 г. индекс производства в сфере растениеводства составил 104,3% к уровню 2017 г. (плановое значение – 105,6%), для сферы животноводства данный показатель составил 104,8% (плановое значение - 105,5% к уровню 2017 г.);

в отечественном секторе АПК заработная плата находится на должном уровне, а также имеет место устойчивый тренд ее роста;

на момент 2021 г. РФ имела положительное сальдо торгового баланса по категории «сельскохозяйственная продукция и продовольствие» – 3135,5 млн долл. США;

в общем объеме импортных поставок в РФ доля продовольствия на момент 2021 г. составила 11,6%. Основные поставки пришлись на фрукты и орехи (17,1%), алкогольные и безалкогольные напитки (9,8%), а также молокопродукты (7,7%);

доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме экспорта в 2021 г. достигла 7,5%. Основная доля экспорта пришлась на пшеницу (24,1%), подсолнечное масло (10,8%), ракообразные (7,2%) и мороженную рыбу (6,5%);

сегодня Россия имеет довольно высокий уровень самообеспеченности основными видами продовольствия, в частности, она смогла достичь пороговых значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым продуктовым позициям: зерно, растительное масло, сахар, мясо, рыба;

на текущий момент отечественные сельскохозяйственные компании работают довольно эффективно, так их рентабельность (с учетом субсидий) в 2021 г. составила 25,6%, что выше целевого показателя (15,3%) на 10,3 п.п.;

согласно прогнозам Минсельхоза РФ, текущий 2022 г. станет рекордным по сбору урожая зерновых за всю историю статистических наблюдений. Так, планируется собрать порядка 150 млн т зерновых и зернобобовых культур, в том числе валовый сбор пшеницы составит около 100 млн т.;

в 2021 г. индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к 2017 г. составил 114,7% при установленном в Госпрограмме плановом значении 110%, что доказывает положительный тренд в развитии пищевой промышленности РФ;

потребление овощей, фруктов и молока населением России весьма значительно отстает от нормативов, установленных Минздравом РФ. Так, среднестатистический гражданин нашей страны в 2021 г. потребил 104 кг овощей, 63 кг фруктов и 241 кг молока при норме 140 кг, 100 кг и 325 кг соответственно. В тоже время отмечается тенденция избыточного потребления мяса, яиц, сахара и хлебопродуктов;

в 2021 г. Минсельхоз РФ оказал поддержку отраслевым производителям по исполнению 2669 инвестиционных кредитов на сумму в 17,1 млрд р. (целевые субсидии);

весьма важным остается вопрос поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного производства, так, в 2022 г. в 83 региона РФ было направлено 5625,1 млн р.;

умеренными темпами в отечественной сфере АПК продолжается процесс цифровизации и информатизации. Одним из значимых достижений является внедрение информационной системы «Зерно», что позволит проводить более комплексную и оперативную оценку качества и безопасности внутренних и экспортных партий зерна;

в 2021 г. на развитие мелиоративного комплекса из федерального бюджета было направлено 12701,7 млн р. (50,5% к 2020 г.);

с конца 2020 г. отмечается рост цен на продовольственные товары в РФ и в мире, однако в России уровень продовольственной инфляции ниже среднемирового;

в целях стабилизации потребительских цен Минсельхоз России, Минпромторг России, крупнейшие торговые сети и производители продовольственных товаров заключили соглашения о принятии мер по стабилизации цен на основные (социально значимые) продовольственные группы;

Правительство РФ сегодня весьма эффективно использует инструмент таможенно-тарифного регулирования. Все это позволяет обеспечить необходимый уровень стабильности ценовой ситуации на отечественном рынке продовольственных товаров;

одним из наиболее значимых рисков и угроз для отечественной сферы животноводства является нестабильность эпизоотической обстановки. В 2021 г. сложилась напряженная эпизоотическая ситуация в связи с регистрацией очагов заразных, в том числе особо опасных болезней животных (африканская чума свиней; ящур; птичий грипп; оспа; бешенство; сибирская язва);

к 2025 г. уровень продовольственной независимости России должен составить порядка 114,6% к 2017 г.; показатель добавленной стоимости – не менее 4650,1 млрд р.; объем экспорта сельскохозяйственной продукции – не менее 35,4 млрд долл. США (в сопоставимых ценах на текущий момент); индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сфере АПК должен достигнуть 118,2% по отношению к 2017 г.;

эффективность наращивая объемов производства инновационной продукции будет гарантирована повышением ее конкурентоспособности за счет действующих механизмов государственной поддержки и совершенствования ее форм, в том числе за счет распространения данных мер на инновационные, высокотехнологичные предприятия, специализирующиеся на глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;

наша страна по-прежнему сохраняет высокую импортную зависимость в поставках семян сахарной свеклы, семенного картофеля, химических средств защиты растений, инкубационных яиц, семян овощных культур, масличных и зернобобовых;

на текущий момент в отечественном животноводстве сохраняется положительная динамика, в том числе в молочном скотоводстве, что является результатом целенаправленной государственной поддержки в рамках Госпрограммы;

наибольший уровень прироста производства сегодня наблюдается у сельскохозяйственный предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйства населения демонстрируют снижение производства пищевой продукции;

для повышения эффективности и объемов производства молока необходимо: нарастить объемы господдержки; оптимизировать схемы доставки сырого молока до переработчиков и готовой продукции до потребителей; стабилизировать цены на сырье и материалы, применяемые в производстве молока, за счет льготного кредитования, субсидирования, дотаций, повышения инвестиционной привлекательности;

в настоящее время требуется комплексная программа для развития транспортно-логистической инфраструктуры в сфере АПК, а также совершенствование государственных закупок;

необходим действенный инструмент по повышению уровня реализации генетического потенциала сельскохозяйственных животных (рост надоев молока, показателей привеса, настрига шерсти, яйценоскости и т.д.);

требует совершенствования механизм поддержки молочного скотоводства (льготные кредиты, дотации, субсидии, инвестиции, ценовое регулирование);

крестьянское (фермерские) хозяйства, ведущие свою производственную деятельность с привлечением грантовой поддержки по итогам 2021 г., обеспечили прирост производства продукции по отношению к прошлому году более, чем на 26%, тогда как в целом по стране этот показатель составил 1,3%. Кроме того, предоставление грантовой поддержки обеспечивает не только занятость самих заявителей, но и трудоустройство других граждан, проживающих в сельской местности.


Источники:

1. Zakshevsky V.G., Charykova O.G., Merenkova I.N. Strategic priorities for developing the agro-industrial complex and rural areas of the region // International scientific and practical conference on agrarian economy in the era of globalization and integration 2018, agegi 2018: В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Moscow, 2019. – p. 12-17.– doi: 10.1088/1755-1315/274/1/012007.
2. Закшевский В.Г., Богомолова И.П., Василенко И.Н. Управление развитием отраслевого предприятия на основе активизации механизма риск-менеджмента // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 1(58). – c. 3-9. – doi: 10.33938/201-3.
3. Королев М.И., Хорев А.И., Богомолова И.П., Шайкин Д.В. Оценка продовольственной безопасности страны в условиях эскалации рисков и применения секторальных санкций // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 6(150). – c. 123-136. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2022/6/123-136.
4. Мизанбекова С.К., Богомолова И.П., Василенко И.Н., Богомолов А.В. Стратегическое планирование инновационного развития предприятия в условиях усиления конкуренции и рисков // Техника и технология пищевых производств. – 2019. – № 1. – c. 144-157. – doi: 10.21603/2074-9414-2019-1-144-158.
5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f2347d3eb724ab9b57c61a9ac269.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
6. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2022 г. № 1751-р. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/141793 (дата обращения: 08.10.2022).
7. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 06.10.2022).
8. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717. «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями и дополнениями от 19.04.2022 г.). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70210644 (дата обращения: 25.10.2022).
9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784 (дата обращения: 26.10.2022).
10. Сельское хозяйство в РФ. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 100 c.
11. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 8 сентября 2022 г. N 2567-р. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405272287 (дата обращения: 05.10.2022).
12. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (дата обращения: 06.10.2022).
13. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/EIQtiyxIORGXoTK7A9i497tyyLAmnIrs.pdf (дата обращения: 09.10.2022).
14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями от 11.06.2022 г.). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12151309 (дата обращения: 23.10.2022).

Страница обновлена: 15.08.2024 в 15:40:12