Продовольственная независимость России: современное состояние, риски безопасности, перспективные тренды
Закшевский В.Г.1, Богомолова И.П.2, Василенко И.Н.2, Шайкин Д.В.2
1 Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации – филиал ФГБНУ «Воронежский федеральный аграрный научный центр им. В.В. Докучаева»
2 Воронежский государственный университет инженерных технологий, Россия, Воронеж
Скачать PDF | Загрузок: 38 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Закшевский В.Г., Богомолова И.П., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Продовольственная независимость России: современное состояние, риски безопасности, перспективные тренды // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 9-28. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116696.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350276
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Согласно данным ООН в 2021 г., число голодающих в мире достигло рекордного значения в 828 млн чел. Данный показатель перманентно увеличивается, что выводит проблему продовольственного обеспечения на уровень наиболее приоритетных задач стратегического развития всего человечества. Важно отметить, что Россия обладает большим потенциалом сельскохозяйственного и агропромышленного производства (природным, трудовым, технико-технологическим, организационно-управленческим, инновационно-инвестиционным, нормативно-правовым). На текущий момент Россия полностью себя обеспечивает ключевыми позициями продовольственных товаров (зерно, растительное масло, сахар, мясо, рыба) и отмечается тенденция роста экспорта отечественных продуктов питания на мировые рынки. Подчеркнем, что сложившаяся ситуация, когда нашу страну пытаются изолировать от общемировой продовольственной системы, может привести к тому, что проблемы голода и укрепления общемировой продовольственной безопасности не решится никогда, а с течением времени может привести к резкому дефициту продуктов питания, росту числа голодающих, глобальной миграции народов и, как следствие, общемировой социальной, экономической, политической и военной напряженности. В работе изучена нормативно-правовая база регулирования развития сферы агропромышленного производства в РФ; проведена оценка ключевых показателей развития сельскохозяйственной сферы и продовольственного рынка (индексы производства; объемы производства (в денежном и натуральном выражениях); инвестиции; цены; государственная поддержка (дотации, субсидии, льготное кредитование и др.); уровень самообеспечения социально значимыми группами продуктов питания; потребление продовольствия на душу населения; импорт; экспорт); проведено сравнение фактических данных с плановыми индикаторами). В заключительной части работы сделаны выводы, а также рассмотрены перспективные направления развития сферы АПК РФ в аспекте следующих направлений: повышение инвестиционной привлекательности; технико-технологической модернизации; селекции и семеноводства; цифровизации сельского хозяйства; повышения экспортного потенциала; стабилизации эпизоотической ситуации.
Ключевые слова: продовольственная политика и безопасность; рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия; организация и управление; экспорт и импорт; проблемы и угрозы; стратегии и программы; прогнозы и перспективы
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение. Продовольственная безопасность является одним из ключевых инструментов сохранения государственности и суверенитета любой страны. В России данному аспекту государственной политики уделяется большое внимание. В настоящее время реализуется множество проектов и программ в области устойчивого развития всего агропромышленного комплекса нашей страны в рамках стратегических нормативно-правовых актов. По большей степени, сегодня современное сельское хозяйство и пищевая промышленность РФ развивается по интенсивным моделям. Стратегической установкой отраслевого государственного управления является не только освоение новых площадей для растениеводства, а также увеличение количества животноводческих и перерабатывающих комплексов, но и сохранение/восстановление плодородия сельскохозяйственных угодий; увеличение урожайности и сохранности продукции при уборке, транспортировке и хранении; снижение потерь; увеличение надоев молока; снижение падежа скота и птицы; увеличение конверсии, приплода и привеса; развитие селекции, семеноводства и собственного племенного хозяйства. Также среди перспективных направлений развития отечественного агропромышленного комплекса стоит выделить: снижение импортной зависимости по базовым комплектующим, оборудованию и семенам; технико-технологическую модернизацию и обновление сельскохозяйственной техники; повышение инвестиционной активности; развитие малого и среднего предпринимательства; совершенствование механизма сельскохозяйственного хеджирования; стабилизацию эпизоотической ситуации; повышение уровня цифровизации; наращивание экспортного потенциала; совершенствование ценового регулирование (минимизация разбалансировки и нарушения пропорциональности распределения маржи между всеми участниками производственно-реализационного процесса (сельхозпроизводители, промышленные переработчики; оптовики; транспортно-логистические компании; розничная сфера)). Все отмеченное доказывает актуальность темы исследования. Цель работы – проведение исследования состояния продовольственной независимости России в аспекте формирования объективного представления о безопасности нашей страны, а также рассмотрение ключевых направлений комплексного развития сферы АПК с выделением наиболее значимых рисков и угроз. Задачи: изучить нормативно-правовую базу регулирования развития сферы агропромышленного производства в РФ; провести оценку ключевых показателей развития сельскохозяйственной сферы и продовольственного рынка (индексы производства; объемы производства (в денежном и натуральном выражениях); инвестиции; цены; государственная поддержка (дотации, субсидии, льготное кредитование и др.); оценить уровень самообеспечения социально значимыми группами продуктами питания; выполнить анализ потребления продовольствия на душу населения; рассмотреть баланс импорта и экспорта продовольственных товаров); провести сравнение фактических данных с плановыми индикаторами); сделать авторские выводы; рассмотреть перспективные направления развития сферы АПК РФ.
Материалы и методы исследования. В процессе проведения исследования были использованы результаты научных трудов современных отечественных ученых, опубликованных в рейтинговых научных изданиях (печатные и электронные); нормативно-правовые документы профильных государственных структур (стратегии, программы, планы, дорожные карты, доклады); официальные данные Росстата. В работе были применены следующие научные подходы: структурный; функциональный; системный; логический; диалектический; процессный; проектный. Данные подходы базировались на следующих научных методах: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, определение, аналогия, обобщение, научное объяснение; идеализация; мысленный эксперимент; метод аксиоматизации и формализации.
Результаты и их обсуждение. На текущий момент в России имеется довольно обширная и систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая процессы организации и обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. В частности, одним из ключевых нормативных актов является ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [14], в рамках исполнения которого реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РФ (Госпрограмма) [8]. Последний документ содержит все ключевые положения (цели, задачи, финансирование, плановые показатели) и конкретные мероприятия (проекты, планы, механизмы, инструменты) по их достижению. Так, Госпрограмма разделена на два основных блока, которые включают различного рода проекты и подпрограммы (рисунок 1).
Рисунок 1. Составные блоки Госпрограммы
Отметим, что в 2021 г. на реализацию Госпрограммы было запланировано 256,2 млрд. р. общего объема финансирования, объем кассового исполнения составил 325,8 млрд. р. На момент 2021 г. индекс производства в сфере растениеводства достиг 104,3% к уровню 2017 г. (плановое значение – 105,6%), для сферы животноводства данный показатель составил 104,8% (плановое значение - 105,5% к уровню 2017 г.). Невыполнение плана в сфере растениеводства обусловлено негативным воздействием природно-климатических факторов, а в сфере животноводства – интенсивным ростом цен на корма, энергию и горюче-смазочные материалы, а также неблагоприятной эпизоотической обстановкой (распространением опасных и особо опасных заболеваний среди сельскохозяйственных животных). Непосредственно для отечественной сферы птицеводства ключевым негативным фактором выступило сокращение поставок инкубационного яйца из-за рубежа [5].
Ключевым фактором устойчивого развития любой сферы национальной экономики был, есть и остается трудовой ресурс. Качество данного фактора производства напрямую определяется средним показателем заработной платы. В отечественном секторе АПК заработная плата находится на должном уровне, а также имеет место устойчивый тренд роста. В частности, в 2021 г. заработная плата в сфере отраслевого товарно-промышленного производства/сельскохозяйственные организации составила порядка 40 тыс. р., что на 13,5% выше показателя предыдущего периода.
На момент 2021 г. Россия имела положительное сальдо торгового баланса по категории «сельскохозяйственная продукция и продовольствие» – 3135,5 млн долл. США. В денежном выражении экспорт по данной категории товаров составил 37117,5 млн долл. США, а импорта – 33983 млн долл. США. Общий объем товарооборота продукции АПК России с другими странами достиг 71099,5 млн долл. США. Сегодня реализуется масштабная государственная поддержка экспорта отечественной пищевой продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В частности, в 2021 г. на реализацию экспорта продукции АПК РФ из бюджета было направлено 36,96 млрд р. (99,3% от планового значения).
Отметим, что в общем объеме импортных поставок в нашу страну доля продовольствия на момент 2021 г. составила 11,6%. Основные поставки отмечены на фрукты и орехи (17,1%), алкогольные и безалкогольные напитки (9,8%), а также молоко и молокопродукты (7,7%).
Если посмотреть на данный вопрос в разрезе стран-экспортеров, то основная доля поставок в 2021 г. пришлась на Белоруссию (13,5%), Турцию (5,5%) и Индонезию (4,9%). Данный состав обусловлен наличием долгих экономических и политических связей сотрудничества нашей страны с отмеченными странами-партнерами, а также наличием у последних качественных продуктов по приемлемой цене для отечественного продовольственного рынка.
Если говорить об экспорте, то доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме последнего на момент 2021 г. составила 7,5%. Основная доля экспорта пришлась на пшеницу (24,1%), подсолнечное масло (10,8%), ракообразные (7,2%) и мороженную рыбу (6,5%). Основные поставки отечественного продовольствия были направлены в Турцию, Китай, Иран и Казахстан [1, 6, 7].
Подчеркнем, что экспортно-импортный баланс весьма тесно коррелирует с показателями самообеспеченности нашей страны продуктами питания, которые отмечены в содержательной части Доктрины [12].
На текущий момент Россия смогла достичь пороговые значения продовольственной безопасности практически по всем ключевым товарно-продовольственным позициям: зерно, растительное масло, сахар, мясо, рыба (таблица 1).
Таблица 1 – Самообеспеченность РФ основными видами продовольствия
Показатель
|
2020
г.
|
2021
г.
|
Пороговое
значение Доктрины
| |
План
|
Оценка
| |||
Зерно
|
165,6
|
95
|
149,9
|
95
|
Масло
растительное
|
200
|
90
|
176,6
|
90
|
Сахар
|
99,9
|
90
|
100
|
90
|
Картофель
|
89,2
|
95
|
88,4
|
95
|
Молоко
и молочные продукты
|
84
|
84,5
|
84,2
|
90
|
Мясо
и мясные продукты
|
100,1
|
85
|
100,3
|
85
|
Овощи
н бахчевые
|
86,3
|
87,1
|
86,9
|
90
|
Фрукты
и ягоды
|
42,4
|
40,2
|
43,6
|
60
|
Данные таковы, что пока не достигнуты установленные нормы самообеспечения по картофелю, молоку, овощам и фруктам.
На текущий момент отечественные сельскохозяйственные компании работают довольно эффективно, так их рентабельность (с учетом субсидий) в 2021 г. составила 25,6%, что выше целевого показателя (15,3%) на 10,3 п.п. Отметим, что без учета субсидий рентабельность составила 21,2% против 16,3% в 2020 г.
Показатели ресурсного обеспечения основными видами продовольствия в России приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Ресурсное обеспечение основными видами продовольствия в РФ
Показатели
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2013 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Зерно (без продуктов переработки), млн т.
| |||||||||
Валовый
сбор
|
92,4
|
105,2
|
104,7
|
120,7
|
135,5
|
113,3
|
121,2
|
133,4
|
121,4
|
Импорт
|
1,5
|
0,9
|
0,8
|
1,0
|
0,7
|
0,4
|
0,3
|
0,4
|
0,2
|
Всего
ресурсов
|
137,0
|
158,7
|
165,7
|
186,5
|
213,4
|
204,4
|
194,1
|
210,7
|
203,2
|
Производственное
потребление |
20,0
|
20,9
|
20,9
|
22,3
|
24,4
|
23,2
|
23,3
|
23,9
|
23,6
|
Экспорт
|
19,0
|
30,1
|
30,7
|
33,9
|
43,3
|
54,8
|
39,3
|
48,5
|
42,8
|
Мясо и мясопродукта, тыс. т
| |||||||||
Производство
|
8525,7
|
9026,1
|
9518,6
|
9853,9
|
10319,5
|
10629,7
|
10866,5
|
11222,0
|
11346,0
|
Импорт
|
2480,0
|
1952,1
|
1359,6
|
1246,4
|
1084,6
|
879,7
|
771,8
|
648,0
|
620,8
|
Всего
ресурсов
|
11843,7
|
11848,2
|
11685,5
|
11912,3
|
12208,4
|
12371,4
|
12550,3
|
12847,6
|
12999,0
|
Производственное
потребление |
51,1
|
56,2
|
46,9
|
49,6
|
32,7
|
29,1
|
26,9
|
26,9
|
31,9
|
Экспорт
|
117,2
|
135,3
|
143,3
|
236,2
|
307,4
|
354,4
|
415,3
|
609,0
|
633,6
|
Лычное
потребление
|
10793,0
|
10831,3
|
10665,5
|
10805,2
|
10990,7
|
11057,6
|
11110,0
|
11160,8
|
11324,8
|
Молоко
и молокопродукты, тыс. т
| |||||||||
Производство
|
29865,1
|
29995,1
|
29887,5
|
29787,3
|
30185,0
|
30611,1
|
31360,4
|
32225,1
|
32339,6
|
Импорт
|
9455,1
|
9157,9
|
7951,3
|
7578,6
|
6996,9
|
6493,0
|
6727,8
|
7044,4
|
6889,5
|
Всего
ресурсов
|
41352,1
|
41134,8
|
39959,2
|
39313,6
|
38927,9
|
38743,0
|
39768,3
|
41068,4
|
41241,8
|
Производственное
потребление |
3622,5
|
3397,2
|
3223,6
|
3059,6
|
2915,1
|
2903,3
|
2992,3
|
3107,6
|
3133,3
|
Экспорт
|
628,3
|
628,9
|
606,0
|
644,8
|
607,6
|
576,3
|
611,0
|
707,2
|
806,2
|
Личное
потребление
|
35099,3
|
34953,1
|
34148,2
|
33832,9
|
33736,9
|
33552,0
|
34328,1
|
35183,1
|
35176,3
|
Рыба и рыбопродукты в живом весе (весе сырца), тыс. т
| |||||||||
Улов
рыбы и добыча других водных ресурсов
|
4522
|
4419
|
4493
|
4812
|
4951
|
5110
|
5133
|
5143
|
5289
|
Импорт
|
2121
|
1979
|
1055
|
1055
|
1139
|
1214
|
1250
|
1204
|
1509
|
Всего
ресурсов
|
7489
|
7187
|
6344
|
6741
|
7300
|
7441
|
7469
|
7490
|
7946
|
Производственное
потребление |
61
|
48
|
70
|
103
|
159
|
209
|
207
|
213
|
287
|
Экспорт
|
2694
|
2491
|
2086
|
2234
|
2612
|
3132
|
2967
|
3142
|
2990
|
Личное
потребление
|
3915
|
3748
|
3271
|
3272
|
3368
|
2969
|
3102
|
2934
|
3094
|
Уровень
самообеспеченности, %
|
112,6
|
115,1
|
132,8
|
140,6
|
138,7
|
158,5
|
152,8
|
160,7
|
153,7
|
Фрукты и ягоды, тыс. т
| |||||||||
Производство
|
3199,5
|
3348,9
|
3195,0
|
3656,0
|
3262,1
|
3964,3
|
4178,5
|
4344,2
|
4736,8
|
Импорт
|
7200,8
|
6679,6
|
6511,3
|
6517,8
|
6677,0
|
6693,4
|
6424,3
|
6238,5
|
6279,2
|
Всего
ресурсов
|
12848,4
|
12699,0
|
11958,4
|
12149,3
|
11911,0
|
12493,2
|
12647,4
|
12585,5
|
13074,1
|
Производственное
потребление |
956,7
|
1047,7
|
1027,1
|
1080,0
|
1116,9
|
1220,2
|
1270,0
|
1222,4
|
1380,8
|
Экспорт
|
139,5
|
135,8
|
140,0
|
169,4
|
210,9
|
234,8
|
254,1
|
281,9
|
300,0
|
Личное
потребление
|
9017,9
|
9152,9
|
8711,7
|
8832,0
|
8650,0
|
8924,8
|
9053,2
|
8956,9
|
9193,9
|
Овощи и бахчевые культуры, тыс. т
| |||||||||
Производство
|
14089,5
|
14352,1
|
14967,8
|
15064,4
|
15426,7
|
15655,0
|
15889,7
|
15448,1
|
15375,1
|
Импорт
|
2813,3
|
2952,5
|
2643,6
|
2356,7
|
2669,9
|
2484,6
|
2435,5
|
2157,6
|
1987,5
|
Всего
ресурсов
|
23809,3
|
24161,1
|
24632,0
|
24608,4
|
25195,2
|
25471,0
|
25569,7
|
24738,6
|
23887,2
|
Производственное
потребление |
1808,1
|
1747,5
|
1819,6
|
1783,4
|
1884,9
|
1821,1
|
1820,8
|
1753,3
|
1709,3
|
Экспорт
|
93,6
|
76,4
|
197,5
|
269,1
|
248,0
|
282,2
|
322,8
|
320,2
|
330,6
|
Личное
потребление
|
14656,4
|
14833,4
|
14918,3
|
14946,9
|
15219,4
|
15651,0
|
15791,9
|
15650,3
|
15178,7
|
Картофель, тыс. т
| |||||||||
Производство
|
24021,4
|
24284,1
|
25405,7
|
22463,0
|
21707,9
|
22395,0
|
22074,9
|
19607,2
|
18295,6
|
Импорт
|
762,8
|
1 071,6
|
1 029,6
|
972,6
|
1344,0
|
1257,3
|
759,9
|
748,8
|
1016,1
|
Всего
ресурсов
|
41734,8
|
42328,6
|
43917,4
|
42253,7
|
40910,6
|
40490,6
|
39562,7
|
36253,8
|
33028,1
|
Производственное
потребление |
10138,9
|
10005,7
|
10090,8
|
9565,1
|
9140,5
|
8959,6
|
8603,3
|
7909,5
|
7047,9
|
Экспорт
|
74,1
|
69,1
|
207,3
|
291,5
|
246,2
|
268,1
|
463,6
|
556,4
|
246,8
|
Личное
потребление
|
13542,5
|
13520,9
|
13370,0
|
13134,1
|
13224,6
|
13084,8
|
13039,3
|
12651,7
|
12280,8
|
В общем можно отметить положительную тенденцию в области ресурсного обеспечения нашей страны основными категориями продовольственных товаров. В частности, согласно прогнозам Минсельхоза РФ, текущий 2022 г. станет рекордным по сбору урожая зерновых за всю историю статистических наблюдений. Так, планируется собрать порядка 150 млн т зерновых и зернобобовых культур, причем валовый сбор пшеницы составит около 100 млн т.
Отметим, что в 2021 г. индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к 2017 г. составил 114,7% при установленном в Госпрограмме плановом значении 110%, что доказывает положительный тренд в развитии пищевой промышленности России [6, 8, 10].
Важным показателем качества жизни населения является уровень потребления основных групп пищевых продуктов, основные из которых приведены в содержательной части таблицы 3.
Таблица 3 – Уровень потребления основных продуктов питания, кг/чел/год
Показатели
|
2013
г.
|
2014
г.
|
2015
г.
|
2016
г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
Норма
(Приказ Минздрава) |
Картофель
|
94
|
93
|
91
|
90
|
90
|
89
|
89
|
86
|
84
|
90
|
Овощи
|
102
|
102
|
102
|
102
|
104
|
107
|
108
|
107
|
104
|
140
|
Фрукты
|
63
|
63
|
60
|
60
|
59
|
61
|
62
|
61
|
63
|
100
|
Мясо
|
75
|
74
|
73
|
74
|
75
|
75
|
76
|
76
|
78
|
73
|
Молоко
|
245
|
239
|
233
|
231
|
230
|
229
|
234
|
240
|
241
|
325
|
Яйца,
шт.
|
271
|
271
|
273
|
277
|
282
|
284
|
285
|
283
|
281
|
260
|
Рыба в живом весе
|
27,3
|
25,7
|
22,3
|
22,3
|
22,9
|
20,2
|
21,1
|
20,0
|
21,2
|
22
|
Сахар
|
40
|
40
|
39
|
39
|
39
|
39
|
39
|
39
|
39
|
24
|
Масло
растительное
|
13,7
|
13,8
|
13,6
|
13,7
|
13,9
|
14,0
|
14,0
|
13,9
|
13,6
|
12
|
Хлеб
и хлебопродукты
|
118
|
118
|
118
|
117
|
117
|
116
|
116
|
116
|
114
|
96
|
Данные свидетельствуют, что потребление овощей, фруктов и молока населением России весьма значительно отстает от нормативов, установленных Минздравом РФ. Так, среднестатистический гражданин нашей страны в 2021 г. потребил 104 кг овощей, 63 кг фруктов и 241 кг молока при норме 140 кг, 100 кг и 325 кг соответственно.
В тоже время наблюдается тенденция избыточного потребления мяса, яиц, сахара и хлебопродуктов. Все это свидетельствует о негативных моментах в построении рациона питания современного россиянина, что ведет к дисбалансу с общемировыми стандартами/принципами здорового образа жизни и сбалансированного питания.
Одним из важнейших инструментов обеспечения и укрепления продовольственной безопасности нашей страны являются инвестиции. В рамках данного направления в 2021 г. государственными регулирующими структурами был выполнен следующий комплекс мер, проиллюстрированных на рисунке 2.
Рисунок 2. Комплекс государственных мер, направленных на поддержку отечественных сельхозпроизводителей в плане инвестиционного обеспечения
Источник: составлено автором на основе [2, 11]
Отметим, что в 2021 г. Минсельхоз РФ оказал поддержку отраслевым производителям по исполнению 2669 инвестиционных кредитов на общую сумму в 17,1 млрд р. (целевые субсидии). Также, за данный период профильными государственными ведомствами отечественным аграриям было поставлено 7054 ед. сельскохозяйственной техники, в частности, тракторов – 1167 ед., комбайнов – 1396 ед. и 4491 ед. других видов сельскохозяйственной техники. Так, общий объем финансирования проекта по технико-технологической модернизации сферы АПК в 2021 г. составил 13562,2 млн р., что является довольно высоким показателем.
Весьма важным остается вопрос поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного производства, так, в 2022 г. в 83 региона РФ было направлено 5625,1 млн р.
Сегодня весьма умеренными темпами в отечественной сфере АПК продолжается процесс цифровизации и информатизации. Одним из значимых достижений является внедрение информационной системы «Зерно», что позволит проводить более комплексную и оперативную оценку качества и безопасности внутренних и экспортных партий зерна. В 2021 г. общий объем финансирования цифровизации сельского хозяйства из федерального бюджета составил 136,7 млн р. [6, 8].
Для обеспечения устойчивого развития всего сектора АПК необходимо уделять пристальное внимание состоянию и использованию сельскохозяйственных земель (уровень плодородия и засоренности). В 2021 г. на развитие мелиоративного комплекса из федерального бюджета было выделено 12701,7 млн р. (50,5% к 2020 г.).
Одним из ключевых аспектов стабильности отечественного продовольственного рынка, а также качества продовольственной корзины, является конечная стоимость продуктов питания.
Отметим, что с конца 2020 г. фиксируется перманентный рост цен на продовольственные товары в России и в мире. Подчеркнем, что в нашей стране уровень продовольственной инфляции ниже среднемирового значения.
Так, среднегодовая цена на зерно в 2021 г. составила 14288,4 р./т (+18,2% к 2020 г.). Весь 2021 г. цена на муку пшеничную увеличивалась и к концу года составила 22,56 р./кг (+6,7% к уровню прошлого года).
В 2021 г. объем рынка хлебобулочной продукции в России был равен 11,3 млн. т., что в денежном выражении составило 857,1 млрд р. (+8,6% к 2020 г.).
Отечественный рынок молока в 2021 г. был довольно стабильным, импортные поставки снижались. Цена у сельскохозяйственных производителей составила – 29,63 р./кг (+7,2 % к 2020 г.), у переработчиков – 47,07 р/кг (+9,3% к 2020 г.), в розничном сегменте – 64,89 р./л. (+10,4% к 2020 г.).
Сельскохозяйственный и производственный сегменты мясной отрасли развиваются довольно успешно, имеет высокий уровень стабильности и потребительский рынок. В конце 2021 г. стоимость скота и птицы (в живом весе) у сельхозпроизводителей к уровню предыдущего периода увеличилась на 16,7% (106,07 р./кг), в том числе на свиней (в живом весе) - на 12,8% (107,87 р./кг), на КРС (в живом весе) - на 7,4% (132,88 р./кг), на птицу (в живом весе) - на 22,2% (98,19 р./кг). Цена у промышленных переработчиков выросла к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе на говядину повысилась на 12% (299,01 р./кг), на свинину - на 16,1% (172,52 р./кг), мясо птицы - на 25,4% (133,66 р./кг). Потребительские цены на мясо в конце 2021 г. к уровню 2020 г. выросли на 14,5%, в том числе на говядину - на 13,7%, на свинину – на 14,3%, на мясо птицы - на 23,1%. Средние потребительские цены в конце 2021 г. на говядину (кроме бескостного мяса) составили 416,46 р./кг, свинину (кроме бескостного мяса) - 311,84 р./кг, куры охлажденные и мороженые - 183,54 р./кг.
Валовой сбор семян подсолнечника (в весе после доработки) в 2021 г. увеличился по сравнению с 2020 г. на 17,6% и составил 15,7 млн т. По данным Росстата, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. производство масла растительного сократилось до 6,6 млн т, или на 11,8%, в том числе масла подсолнечного нерафинированного - до 5,1 млн т. Цены производителей на масло подсолнечное и его фракции нерафинированные в конце 2021 г. составили 76,69 р./кг (увеличение к соответствующему периоду 2020 г. превысило 16,2%). Отметим, что цена на масло подсолнечное в розничном сегменте в соответствующий период достигла 136,33 р./кг, таким образом, разница в цене между производственным и потребительским сегментами составила 1,8 раза.
Согласно данным Росстата в 2021 г. собрано 41,2 млн т сахарной свеклы, что на 21,5% больше, чем в 2020 г. В сельскохозяйственных организациях реализовано более 35 млн т сахарной свеклы, или на 8,2% больше, чем в предыдущем году. Производство сахара-песка составило 5,9 млн т, или на 1,8% больше уровня предыдущего года, в том числе из сахарной свеклы - 5,9 млн т. Цена на сахар белый свекловичный в производственном сегменте в конце 2021 г. составила 40,49 р./кг (+12,9 % к уровню соответствующего периода 2020 г.). Потребительская цена на сахар-песок в конце 2021 г. составила 55,82 р./кг и выросла по сравнению с предыдущим периодом на 12,3%.
В 2021 г. валовой сбор картофеля составил 18,3 млн т, что на 6,7% меньше уровня 2020 г. Ценовая ситуация в течение года носила нестабильный характер. Отметим, что динамика цен на картофель зависит от сезонности его производства и поступления по импорту. Так, цена на картофель у сельскохозяйственных производителей в конце 2021 г. достигла 21,15 р./кг, а с начала года увеличилась почти в 1,5 раза. Потребительская цена составила 46,57 р./кг, что больше в 1,6 раза уровня 2020 г.
Производство овощей и бахчевых культур в 2021 г. составило 15,3 млн т. Потребительские цены на овощи в 2021 г. по сравнению с 2020 г. выросли, в том числе на морковь на 32,6% - до 46,16 р./кг, свеклу столовую на 43,9% - до 43,08 р./кг, лук репчатый на 16,1% - до 30,95 р./кг, капусту белокочанную в 2,4 раза - до 52,59 р./кг, на помидоры свежие на 3% - до 157,21 р./кг, огурцы свежие на 2,8% - до 164,81 р./кг.
Производство фруктов и ягод в 2021 г. составило 4,7 млн т, что на 9,1% превысило уровень 2020 г. В 2021 г. цены сельскохозяйственных производителей снизились по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. на семечковые плоды на 17,5%, косточковые - на 19,1% и увеличились на виноград на 32,8%. Цены в рознице в 2021 г. по сравнению с аналогичным предыдущим периодом выросли на 2,9%.
Цены на комбикорма в течение года имели разнонаправленную динамику из-за колебаний цен на добавки, входящие в состав комбикормов, и в конце 2021 г. индекс цен составил 122,4% к уровню предыдущего периода [5, 6, 7].
В целях повышения стабильности цен на социально значимые группы продовольственных товаров Минсельхоз и Минпромторг РФ, представители крупных розничных сетей, а также промышленных переработчиков в исследуемом периоде приняли соглашения о сохранении на неизменном уровне стоимости соответствующих товаров. Кроме того, Правительством РФ утверждены правила предоставления государственной поддержки производителям сахара и подсолнечного масла. Отметим, что подобные меры государственного регулирования применяются и в отношении других социально значимых продуктов питания: хлеб, мясо, крупы, макароны, консервы.
Правительство РФ довольно эффективно использует инструмент таможенно-тарифного регулирования. Все это позволяет обеспечить необходимый уровень стабильности ценовой ситуации на отечественном рынке продовольственных товаров.
Как показывает обстановка последних лет, одним из наиболее значимых рисков и угроз для отечественной сферы животноводства является нестабильность эпизоотической обстановки. В 2021 г. сложилась напряженная эпизоотическая ситуация в связи с регистрацией очагов заразных, в том числе особо опасных болезней животных. Так, на территории 48 субъектов РФ было зарегистрировано 355 случаев африканской чумы свиней (АЧС) (в 2020 г. - 250 случаев в 25 субъектах). Всего за период 2007-2022 гг. было зарегистрировано 2200 вспышек АЧС на территории нашей страны. В 2021 г. было уничтожено 369,785 тыс. голов свиней, в 2020 г. - 564,010 тыс. голов. На территории 45 субъектов РФ в животноводческой продукции были обнаружены фрагменты генома вируса АЧС. Данная ситуация свидетельствует о преднамеренном или случайном использовании больных животных для производства продуктов питания. Подобные ситуации не могут быть оставлены без контроля и правовой оценки соответствующих профильных государственных структур (Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Минсельхоз, региональные подразделения прокураторы РФ).
В 2021 г. высокопатогенный грипп птиц был выявлен на территории 21 субъекта РФ, было уничтожено 6,2 млн голов птицы. Только один очаг ящура на территории Оренбургской области привел к заболеванию 39 голов скота.
Также зарегистрировано 1199 случаев бешенства (из них 37,9% пришлось на диких зверей), при этом в 2020 г. было выявлено 1579 случаев.
Возникновение сибиреязвенных очагов имело место как в 2021 г. (один очаг в Республике Тыва), так и в 2020 г. (один очаг в Республике Дагестан).
В 2021 г. в 5 субъектах России зарегистрировано 14 очагов оспы овец и коз, в 2020 г. - 5 очагов в 5 субъектах [3, 5].
Таким образом, статистические данные свидетельствуют, что динамика и масштабы распространения особо опасных болезней животных служат высоким потенциально опасным риском для продовольственной безопасности нашей страны. Необходимо постоянно совершенствовать системы контроля и надзор за данной ситуацией по всей стране и ближайшем зарубежье.
Следующее направление, которое необходимо рассмотреть детально – это научно-техническое обеспечение отраслей агропродовольственного сектора национальной экономики. Базовый комплекс мер, реализуемых в рамках данного направления, проиллюстрирован на рисунке 3.
Рисунок 3. Базовый комплекс мер, реализуемых в рамках научно-технического обеспечения отраслей АПК национальной экономики
Источник: составлено автором на основе [4, 8, 13]
Отметим основные цели развития агропромышленного производства РФ до 2025 г.: уровень продовольственной независимости России должен составить порядка 114,6% к уровню 2017 г.; показатель добавленной стоимости в сфере АПК – не менее 4650,1 млрд р.; объем экспорта сельскохозяйственного сырья, пищевой продукции и продовольствия должен составить не менее 35,4 млрд долл. США (в сопоставимых ценах на текущий момент); индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сфере АПК (без субъектов малого предпринимательства) к 2025 г. должен достигнуть 118,2% по отношению к уровню 2017 г. [8].
В аспекте реализации отмеченных целей необходимо осуществить следующий комплекс организационно-управленческих решений:
в условиях интенсивных геополитических противостояний, а также применения в отношении России беспрецедентных экономических санкций, по большей мере со стороны стран ЕС, США, Великобритании и Канады (на конец 2022 г. более 10 тыс. позиций), производство товаров и услуг, от которых наша страна имела большую импортозависимость, имеет не просто стратегическое значение, а начинает играть экстраординарную роль в формировании эффективных механизмов продовольственной, экономической и национальной безопасностей;
важным направлением является производство отечественного посевного материала, в частности, это касается таких культур как сахарная свекла, картофель, овощные и бахчевые, масличные, бобовые. Все это подтверждает необходимость государственной поддержки для развития всего отечественного семеноводства и селекции;
для достижения установленных показателей развития животноводства в связи с вводимыми недружественными государствами санкциями с целью снижения внешнеэкономических рисков целесообразно предусмотреть развитие использования побочной продукции перерабатывающего производства;
в целях дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности отрасли Минсельхозу России необходимо продолжить взаимодействие с бизнес-сообществом, оперативно реагируя на современные вызовы посредством корректировки механизма льготного кредитования;
для повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей и повышения прибыльности агропромышленного производства необходима стабилизация ситуации в отношении ценовой политики, реализуемой на агропродовольственном рынке России. В данном аспекте важным объектом внимания является транспортно-логистическая инфраструктура, а также малое и среднее предпринимательство;
обеспечение привлечения высококвалифицированных специалистов в сельское хозяйство, создание гарантированных и комфортных условий работы требует роста заработной платы. В 2023 г. среднемесячная начисленная заработная плата работников в сфере сельского хозяйства планируется на уровне 41 тыс. р. Для высокотехнологичных предприятий, требующих компетенций и эксклюзивной экспертизы у сотрудников, уровень заработной платы должен быть кратно выше. В связи с этим, важно сохранить темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве, обеспечивающей сохранение рабочих мест во всех отраслевых сегментах отечественного агропромышленного комплекса [3, 6, 11].
Заключение
Исследование позволило сделать ряд системных выводов и рекомендаций:
в 2021 г. индекс производства в сфере растениеводства составил 104,3% к уровню 2017 г. (плановое значение – 105,6%), для сферы животноводства данный показатель составил 104,8% (плановое значение - 105,5% к уровню 2017 г.);
в отечественном секторе АПК заработная плата находится на должном уровне, а также имеет место устойчивый тренд ее роста;
на момент 2021 г. РФ имела положительное сальдо торгового баланса по категории «сельскохозяйственная продукция и продовольствие» – 3135,5 млн долл. США;
в общем объеме импортных поставок в РФ доля продовольствия на момент 2021 г. составила 11,6%. Основные поставки пришлись на фрукты и орехи (17,1%), алкогольные и безалкогольные напитки (9,8%), а также молокопродукты (7,7%);
доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме экспорта в 2021 г. достигла 7,5%. Основная доля экспорта пришлась на пшеницу (24,1%), подсолнечное масло (10,8%), ракообразные (7,2%) и мороженную рыбу (6,5%);
сегодня Россия имеет довольно высокий уровень самообеспеченности основными видами продовольствия, в частности, она смогла достичь пороговых значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым продуктовым позициям: зерно, растительное масло, сахар, мясо, рыба;
на текущий момент отечественные сельскохозяйственные компании работают довольно эффективно, так их рентабельность (с учетом субсидий) в 2021 г. составила 25,6%, что выше целевого показателя (15,3%) на 10,3 п.п.;
согласно прогнозам Минсельхоза РФ, текущий 2022 г. станет рекордным по сбору урожая зерновых за всю историю статистических наблюдений. Так, планируется собрать порядка 150 млн т зерновых и зернобобовых культур, в том числе валовый сбор пшеницы составит около 100 млн т.;
в 2021 г. индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к 2017 г. составил 114,7% при установленном в Госпрограмме плановом значении 110%, что доказывает положительный тренд в развитии пищевой промышленности РФ;
потребление овощей, фруктов и молока населением России весьма значительно отстает от нормативов, установленных Минздравом РФ. Так, среднестатистический гражданин нашей страны в 2021 г. потребил 104 кг овощей, 63 кг фруктов и 241 кг молока при норме 140 кг, 100 кг и 325 кг соответственно. В тоже время отмечается тенденция избыточного потребления мяса, яиц, сахара и хлебопродуктов;
в 2021 г. Минсельхоз РФ оказал поддержку отраслевым производителям по исполнению 2669 инвестиционных кредитов на сумму в 17,1 млрд р. (целевые субсидии);
весьма важным остается вопрос поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного производства, так, в 2022 г. в 83 региона РФ было направлено 5625,1 млн р.;
умеренными темпами в отечественной сфере АПК продолжается процесс цифровизации и информатизации. Одним из значимых достижений является внедрение информационной системы «Зерно», что позволит проводить более комплексную и оперативную оценку качества и безопасности внутренних и экспортных партий зерна;
в 2021 г. на развитие мелиоративного комплекса из федерального бюджета было направлено 12701,7 млн р. (50,5% к 2020 г.);
с конца 2020 г. отмечается рост цен на продовольственные товары в РФ и в мире, однако в России уровень продовольственной инфляции ниже среднемирового;
в целях стабилизации потребительских цен Минсельхоз России, Минпромторг России, крупнейшие торговые сети и производители продовольственных товаров заключили соглашения о принятии мер по стабилизации цен на основные (социально значимые) продовольственные группы;
Правительство РФ сегодня весьма эффективно использует инструмент таможенно-тарифного регулирования. Все это позволяет обеспечить необходимый уровень стабильности ценовой ситуации на отечественном рынке продовольственных товаров;
одним из наиболее значимых рисков и угроз для отечественной сферы животноводства является нестабильность эпизоотической обстановки. В 2021 г. сложилась напряженная эпизоотическая ситуация в связи с регистрацией очагов заразных, в том числе особо опасных болезней животных (африканская чума свиней; ящур; птичий грипп; оспа; бешенство; сибирская язва);
к 2025 г. уровень продовольственной независимости России должен составить порядка 114,6% к 2017 г.; показатель добавленной стоимости – не менее 4650,1 млрд р.; объем экспорта сельскохозяйственной продукции – не менее 35,4 млрд долл. США (в сопоставимых ценах на текущий момент); индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сфере АПК должен достигнуть 118,2% по отношению к 2017 г.;
эффективность наращивая объемов производства инновационной продукции будет гарантирована повышением ее конкурентоспособности за счет действующих механизмов государственной поддержки и совершенствования ее форм, в том числе за счет распространения данных мер на инновационные, высокотехнологичные предприятия, специализирующиеся на глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;
наша страна по-прежнему сохраняет высокую импортную зависимость в поставках семян сахарной свеклы, семенного картофеля, химических средств защиты растений, инкубационных яиц, семян овощных культур, масличных и зернобобовых;
на текущий момент в отечественном животноводстве сохраняется положительная динамика, в том числе в молочном скотоводстве, что является результатом целенаправленной государственной поддержки в рамках Госпрограммы;
наибольший уровень прироста производства сегодня наблюдается у сельскохозяйственный предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйства населения демонстрируют снижение производства пищевой продукции;
для повышения эффективности и объемов производства молока необходимо: нарастить объемы господдержки; оптимизировать схемы доставки сырого молока до переработчиков и готовой продукции до потребителей; стабилизировать цены на сырье и материалы, применяемые в производстве молока, за счет льготного кредитования, субсидирования, дотаций, повышения инвестиционной привлекательности;
в настоящее время требуется комплексная программа для развития транспортно-логистической инфраструктуры в сфере АПК, а также совершенствование государственных закупок;
необходим действенный инструмент по повышению уровня реализации генетического потенциала сельскохозяйственных животных (рост надоев молока, показателей привеса, настрига шерсти, яйценоскости и т.д.);
требует совершенствования механизм поддержки молочного скотоводства (льготные кредиты, дотации, субсидии, инвестиции, ценовое регулирование);
крестьянское (фермерские) хозяйства, ведущие свою производственную деятельность с привлечением грантовой поддержки по итогам 2021 г., обеспечили прирост производства продукции по отношению к прошлому году более, чем на 26%, тогда как в целом по стране этот показатель составил 1,3%. Кроме того, предоставление грантовой поддержки обеспечивает не только занятость самих заявителей, но и трудоустройство других граждан, проживающих в сельской местности.
Источники:
2. Закшевский В.Г., Богомолова И.П., Василенко И.Н. Управление развитием отраслевого предприятия на основе активизации механизма риск-менеджмента // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 1(58). – c. 3-9. – doi: 10.33938/201-3.
3. Королев М.И., Хорев А.И., Богомолова И.П., Шайкин Д.В. Оценка продовольственной безопасности страны в условиях эскалации рисков и применения секторальных санкций // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 6(150). – c. 123-136. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2022/6/123-136.
4. Мизанбекова С.К., Богомолова И.П., Василенко И.Н., Богомолов А.В. Стратегическое планирование инновационного развития предприятия в условиях усиления конкуренции и рисков // Техника и технология пищевых производств. – 2019. – № 1. – c. 144-157. – doi: 10.21603/2074-9414-2019-1-144-158.
5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f2347d3eb724ab9b57c61a9ac269.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
6. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2022 г. № 1751-р. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/141793 (дата обращения: 08.10.2022).
7. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 06.10.2022).
8. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717. «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями и дополнениями от 19.04.2022 г.). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70210644 (дата обращения: 25.10.2022).
9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784 (дата обращения: 26.10.2022).
10. Сельское хозяйство в РФ. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 100 c.
11. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 8 сентября 2022 г. N 2567-р. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405272287 (дата обращения: 05.10.2022).
12. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (дата обращения: 06.10.2022).
13. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/EIQtiyxIORGXoTK7A9i497tyyLAmnIrs.pdf (дата обращения: 09.10.2022).
14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями от 11.06.2022 г.). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12151309 (дата обращения: 23.10.2022).
Страница обновлена: 15.08.2024 в 15:40:12