Анализ государственных инвестиций в молочное скотоводство в современных условиях
Киселев М.С.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)
Цитировать:
Киселев М.С. Анализ государственных инвестиций в молочное скотоводство в современных условиях // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – Том 8. – № 2. – С. 189-198. – doi: 10.18334/ppib.8.2.112238.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46159718
Цитирований: 5 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В статье была доказана актуальность проводимого исследования, которая заключается в необходимости государственных инвестиционных вложений в отрасль молочного скотоводства, поскольку функционирование и развитие отрасли практически невозможно без государственного участия. В рамках настоящего исследования был проведен анализ государственных инвестиций в молочное скотоводство, в ходе которого было выло выявлено, что правительство уделяет огромное внимание проблемам селекции, а также разведению продуктивного скота. Наряду с этим были предложены меры по дальнейшему повышению эффективности отрасли молочного скотоводства. Данная статья будет интересна владельцам сельскохозяйственных организаций в молочном животноводстве, а также потенциальным частным инвесторам в отрасль молочного скотоводства.
Ключевые слова: АПК, молочное скотоводство, сельскохозяйственные организаций, государственная поддержка, продуктивность, КФХ, государственная программа
JEL-классификация: E23, Q14, Q58
ТЕЗИСЫ:
Молочное скотоводство является одной из важнейших отраслей животноводства,
которая напрямую влияет на экономику страны. Актуальность исследования
заключается в том, что развитие молочного скотоводства является одной из
важнейших задач государственного планирования и регулирования на сегодняшний
день. Из-за вступления России во Всемирную торговую организацию, а также
череды финансовых кризисов российским селекционерам приходится находиться в
постоянном поиске различных путей для улучшения характеристик крупного
рогатого скота. Для поддержки сельскохозяйственных организаций и КФХ (крестьянских
(фермерских) хозяйств) со стороны государства были реализованы несколько государственных
программ, одна из которых на сегодняшний день продолжает реализовываться.
Государственные программы показали свою эффективность. Исходя из полученных
результатов реализации государственных программ, к 2025 государством
планируется достигнуть уровня, необходимого для обеспечения продовольственной
безопасности в обеспеченности молоком и молочными продуктами на 90%.
|
HIGHLIGHTS:
Dairy cattle breeding is one of the most important branches of animal
husbandry, which directly affects the country's economy. The relevance of the
study lies in the fact that the development of dairy cattle breeding is one
of the most important tasks of state planning and regulation today. Due to
Russia's accession to the World Trade Organization, as well as a series of
financial crises, Russian breeders have to constantly search for various ways
to improve the characteristics of cattle. To support agricultural
organizations and farms (peasant (farmer) farms), the state has implemented
several State Programs, one of which, to date, continues to be implemented.
State programs have shown their effectiveness. Based on the results of the
implementation of State Programs, by 2025 the state plans to achieve the
level necessary to ensure food security in the provision of milk and dairy
products by 90%.
|
Введение
Молочное скотоводство – это одна из важнейших отраслей животноводства. Данная отрасль является источником значимых продуктов питания в рационе человека, таких как молоко, мясо, а также поставщиком сырья для других молочных продуктов, что говорит о практической незаменимости продукции исследуемой отрасли. Молочное скотоводство напрямую влияет на экономику всего сельского хозяйства из-за большой доли продукции отрасли.
Наряду с этим одна из важнейших задач государственного планирования и регулирования на сегодняшний день заключается в развитии молочного скотоводства для сглаживания последствий неэквивалентности в товарообмене с иными отраслями АПК, а также создании условий, способствующих эффективному функционированию АПК в целом.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что данная тема является актуальной, так как эффективность функционирования, развития, достижение продовольственной безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции молочного скотоводства невозможно без прямого участия государства с его механизмами государственной поддержки [9, c. 47] (Polukhina, 2018, р. 47).
Материал и методика исследования
Целью настоящего исследования является оценка состояния механизмов государственной поддержки молочного скотоводства, а также анализ действующих мер поддержки как одного из элементов обеспечения развития АПК. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ динамики производства молока по категориям хозяйств, проанализировать динамику молочной продуктивности коров за 2014–2019 гг., проанализировать динамику роста объема произведенного молока на модернизированных, реконструированных и построенных объектах молочного скотоводства, сформировать меры для повышения результативности отрасли молочного скотоводства.
Наряду с этим следует отметить, что в рамках настоящего исследования были использованы общеизвестные научные методы: аналитический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, метод экспертных оценок, метод сравнения и сопоставления.
Результаты исследования
В последние 10 лет в РФ можно наблюдать пристальное внимание правительства к проблемам селекции и разведения породистого, высокопродуктивного крупного рогатого скота, об этом свидетельствует рост племенных предприятий.
Государственная программа по развитию молочного скотоводства и увеличению производства молока в Российской Федерации на 2013–2020 годы послужила одной из отправных точек в развитии племенного молочного животноводства в современных условиях.
Наряду с этим можно отметить тот факт, что после вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), череды финансовых кризисов российские селекционеры находятся в стадии постоянного поиска различных путей для улучшения характеристик крупного рогатого скота не только при внедрении новых технологий, а также разных новых методов, для роста своей конкурентоспособности на рынке сельскохозяйственной продукции [8, с. 7] (Klimova, Polukhina, Klimov, 2016, р. 7).
Опираясь на вышеизложенное, для комплексного развития отраслей, а также подотраслей, с учетом членства РФ в ВТО, для поддержки сельскохозяйственных организаций и КФХ (крестьянских (фермерских) хозяйств), имеющих регистрацию племенных животных в Государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, со стороны государства была реализована «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы», которая послужила стимулом и поддержкой племенных предприятий в части субсидирования на содержание племенного маточного поголовья и племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или находящихся на стадии оценки этого качества, а также возмещение части затрат для сельскохозяйственных организаций и КФХ, приобретение улучшающих качественную составляющую потомства семени быков-производителей, приобретение племенного молодняка [1].
Следует отметить тот факт, что 31.12.2020 вышло Постановление Правительства № 2469 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», целью которого является производство молока сельскохозяйственными организациями и КФХ в 2021 году на уровне 20,124 млн тонн, в 2022 году – 20,245 млн тонн, в 2023 году – 20,503 млн тонн.
Одним из поводов для изменения сроков реализации данной государственной программы послужил тот факт, что она показала свою эффективность за период с 2014 по 2019 год (табл. 1).
Таблица 1
Производство молока по категориям хозяйств, тыс. тонн
Категории
хозяйств
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
Хозяйства
всех категорий
|
29 995
|
29 887
|
29 787
|
30 185
|
30 611
|
31 338
|
СХО
|
14 365
|
14 718
|
15 061
|
15 674
|
16 245
|
16 961
|
Хозяйства
населения
|
13 728
|
13 159
|
12 552
|
12 135
|
11 855
|
11 722
|
КФХ,
включая ИП
|
1 902
|
2 011
|
2 174
|
2 375
|
2 511
|
2 655
|
Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что произошел рост объемов производства хозяйств всех категорий, однако заметно сокращение объемов производства хозяйств населения с 13 728 тыс. тонн в 2014 году до 11 722 тыс. тонн в 2019 году, связано это со снижающейся численностью населения, проживающего в сельской местности, а также отсутствием какой-либо государственной поддержки. Из положительного можно отметить рост производства молока за счет сельскохозяйственных организаций и КФХ.
Наряду с этим можно отметить, что в 2019 году произошел незначительный рост поголовья коров по отношению к 2018 году. По итогам 2019 года поголовье коров в хозяйствах всех категорий составило 8 млн голов, что на 0,3%, или на 20,2 тыс. голов больше уровня 2018 года. В СХО поголовье коров уменьшилось на 10,6 тыс. голов (-0,3%), в хозяйствах населения – на 31,2 тыс. голов (-0,9%), а в КХФ поголовье коров увеличилось на 62 тыс. голов (+4,8%). Однако начиная с 2014 года в динамике лет можно отметить сокращение поголовья на 3,6%.
Несмотря на сокращение поголовья, происходит рост его продуктивности (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика молочной продуктивности коров за 2014–2019 гг.
Источник: составлено автором по данным Министерства сельского хозяйства, [2, с. 53].
В 2019 году продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях по отношению к 2018 году увеличилась на 6,6%. Несмотря на рост продуктивности, существуют резервы для дальнейшего ее увеличения. Среди таких резервов можно выделить: использование генетического потенциала, применение сбалансированного кормового рациона, а также внедрение инновационных технологий содержания животных.
Рост объемов производимого молока стал следствием проводимой технической модернизации в молочном скотоводстве. Так, благодаря реконструкции и введению в эксплуатацию в 2019 году около 193 новых молочных ферм и комплексов произошел рост производства молока на 232 тысячи тонн. Следует отметить, что всего в рамках Государственной программы в период с 2014 по 2019 год было реконструировано и модернизировано более 1300 объектов молочного скотоводства (табл. 2).
Таблица 2
Динамика роста объема произведенного молока на модернизированных, реконструированных и построенных объектах молочного скотоводства
Показатели
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
Всего за период
|
Введенные
в эксплуатацию объекты, шт.
|
112
|
120
|
117
|
161
|
154
|
122
|
786
|
Модернизированные
и реконструированные объекты
|
94
|
99
|
119
|
70
|
85
|
71
|
538
|
Всего
|
206
|
219
|
236
|
231
|
239
|
193
|
1324
|
Производство
молока за счет введенных новых объектов, тыс. тонн
|
155,6
|
176,8
|
170,4
|
141,6
|
267,2
|
188,1
|
1 099,7
|
Производство
молока за счет реконструкции и модернизации, тыс. тонн
|
6,5
|
57,2
|
61,7
|
17,8
|
22,6
|
43,9
|
209,7
|
Общий
объем производства молока, полученный за счет ввода новых объектов,
реконструкции и модернизации объектов, тыс. тонн
|
162,1
|
234
|
232,1
|
159,4
|
289,8
|
232
|
1 309,4
|
Доля
дополнительного производства на построенных, реконструированных и
модернизированных объектах в общем объеме производства молока, %
|
0,54
|
0,78
|
0,78
|
0,53
|
0,95
|
0,74
|
х
|
Число
созданных скотомест, за счет введенных новых объектов
|
46 351
|
47 710
|
53 682
|
65 357
|
79 120
|
75 945
|
368 165
|
Число
созданных скотомест, за счет модернизации и реконструкции
|
12 071
|
21 880
|
24 957
|
49 876
|
14 731
|
14 688
|
138 203
|
Можно отметить, что благодаря введению в эксплуатацию новых объектов молочного скотоводства, а также модернизации и реконструкции уже существующих за период с 2014 по 2019 год произошло увеличение количества скотомест на 506 368.
После проведения мероприятий по строительству и реконструкции объектов молочного скотоводства зачастую происходит их оснащение современными технологиями содержания и кормления высокопродуктивных животных, что способствует росту объемов произведенной продукции.
Таблица 3
Информация по достижению плановых значений в молочном скотоводстве, млн тонн
Показатель
|
2018 год (факт)
|
2019 год
| ||
план (в соответствии с утвержденным
паспортом ведомственного проекта)
|
факт
|
выполнение, %
| ||
Производство
молока в СХО, КФХ
|
18,76
|
18,6
|
19,62
|
105,5
|
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в 2019 году был перевыполнен целевой показатель по производству молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ на 105,5%. Ключевым фактором для роста объемов производства молока послужила техническая модернизация, которая проводится в молочном скотоводстве.
Наряду с этим еще одним фактором, позволившим достичь полученные результаты, стало повышение продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях. По отношению к 2018 году рост продуктивности составил 401 кг.
Заключение
Роль молочного скотоводства в обеспечении продовольственной безопасности государства трудно переоценить. Развитие данной отрасли в условиях эмбарго и торговых войн позволяет обеспечивать государство молоком и молочными продуктами более чем на 80%, а к 2025 году планируется достичь уровня обеспеченности более 90%. Данный результат свидетельствует о том, что меры государственной поддержки отрасли показывают свою эффективность [7]. Наряду с этим следует отметить, что помимо уже существующих мер необходимо следующее:
1. Осуществлять последующее наращивание объемов субсидирования (прямые дотации и компенсации процентных ставок по кредитам), а также оптимизировать государственную поддержку и выбор ее приоритетных направлений (инфраструктура, развитие технологий).
2. Способствовать постепенному повышению эффективности ветеринарной и зоотехнической работы.
3. Стремиться к внедрению на предприятиях селекционной работы.
4. Поспособствовать созданию независимых генетических и молочных лабораторий для контроля достоверности данных, предоставляемых производителями племенного материала.
5. Способствовать стимулированию спроса на молоко и молочные продукты среди населения при помощи реализации разного рода социальных программ.
Источники:
2. Постановление правительства Российской Федерации от 26 июня 2020 г. №717 «Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции». Gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/98a/98af7d467b718d07d5f138d4fe96eb6d.pdf (дата обращения: 17.04.2021).
3. Абылкасымов Д., Шмидт Ю.И. Молочное скотоводство: сущность, факторы, резервы устойчивого и продуктивного развития. / Монография. - Тверь: Издательство ООО «Наукоемкие технологии», 2018. – 176 c.
4. Богданова О.В., Алексеева Л.В., Субботенко Т.В. Резервы повышения эффективности производства молока-сырья // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 1(49). – c. 78-84.
5. Гридин В.Ф. Молочная продуктивность коров различного происхождения в зависимости от уровня кормления // Кормление сельскохозяйственных животных и кормопроизводство. – 2019. – № 1. – c. 38-43.
6. Емельянова Ю.С. Роль и необходимость государственной поддержки инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе РФ // АПК: Экономика, управление. – 2020. – № 2. – c. 88-92. – doi: 10.33305/202-88 .
7. Новости молочного рынка. Минсельхоз назвал молочное скотоводство приоритетом новой программы развития АПК до 2025 года. Информационное агенство «Milknews». [Электронный ресурс]. URL: https://milknews.ru/index/Programma-razvitija-APK-molochnoe-skotovodstvo.html (дата обращения: 17.04.2021).
8. Климова С. П., Полухина М. Г., Климов А.Л., Полухин А.А., Булатова Л.А., Ставцев А.Н. Повышение эффективности подбора родительских пар в молочном скотоводстве в Орловской области. / Монография. - Орел: Орловский ГАУ, 2016. – 112 c.
9. Полухина М.Г. Эффективность государственной поддержки молочного скотоводства // Аграрная наука. – 2018. – № 1. – c. 47-51.
10. Полухина М.Г. Оценка эффективности государственной поддержки молочного скотоводства на федеральном и региональном уровне // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. – 2018. – № 8. – c. 37-46.
11. Проект программы развития племенного молочного скотоводства. Agro.permkrai.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://agro.permkrai.ru/about/news/18354 (дата обращения: 17.04.2021).
12. Савин Д.С. Направления стратегии развития сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на молочном скотоводстве // Молодой ученый. – 2019. – № 28(266). – c. 209-213.
13. Чекунов А.С. Государственная поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ в современных условиях // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 4(79). – c. 135-152. – doi: 10.15217/issn2587-666X.2019.4.135 .
14. Шумейко Н.Н. Интенсивное развитие молочного скотоводства в условиях обеспечения продовольственной безопасности // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 201-216. – doi: 10.18334/eo.10.1.100429.
15. Wolz A., Golovina S.,Nilsson J.,Hess S. Reviewing changing institutional conditions for private farming in Russia // Outlook on Agriculture. – 2016. – № 2. – p. 111-116. – doi: 10.1177/0030727016651214.
16. Mania I., Delgado A.M., Barone C., Parisi S. Traceability in the Dairy Industry in Europe. / Theory and Practice., 2018. – 234 p.
Страница обновлена: 08.08.2024 в 13:19:29