О роли стратегического планирования в решении задач встраивания России в глобальную экономику и обеспечения ее экономической безопасности

Наумов С.Н.1
1 Всероссийская академия внешней торговли, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691380

Аннотация:
В работе представлено авторское видение о роли стратегического планирования в решении задач встраивания России в глобальную экономику и обеспечение её экономической безопасности. В заключении сделан вывод, что одним из реально работающих элементов системы стратегического планирования являются госпрограммы, каждая из которых призвана решать наиболее важные задачи развития соответствующей сферы.

Ключевые слова: стратегическое планирование, Россия в глобальной экономике, обеспечение экономической безопасности



Система стратегического планирования должна решать задачи встраивания России в глобальную экономику и обеспечения ее экономической безопасности [6, с. 282]. Благодаря разумному сочетанию механизмов стратегического планирования с инструментарием рыночной экономики обеспечено ускоренное и сбалансированное развитие экономики многих развивающихся и промышленно развитых стран; наблюдается тенденция к увеличению их удельного веса и влияния в различных сегментах мирового рынка. «Политика разумного протекционизма в сочетании с эффективной системой целеполагания является залогом укрепления конкурентных позиций и гарантией их экономической безопасности» [1, с. 76].

В результате отказа от инструментария макроэкономического планирования и абсолютизации механизмов рыночной экономики Россия утратила свои конкурентные позиции на мировом рынке, а ликвидация реорганизации системообразующих производств и сокращение производства стратегически важной продукции привели к ухудшению состояния ее экономической безопасности.

Без построения эффективной системы стратегического планирования решение этих проблем не представляется возможным. К настоящему времени она не создана: не приняты стратегия социально-экономического развития, стратегия пространственного развития и ряд других ключевых документов. Это снижает эффективность системы стратегического управления и решения проблем обеспечения экономической безопасности.

«Одним из реально работающих элементов системы стратегического планирования являются госпрограммы, каждая из которых призвана решать наиболее важные задачи развития соответствующей сферы» [3, с. 369]. Основополагающим постулатом разработки и реализации госпрограмм является оценка их эффективности. Однако в реализуемых госпрограммах отсутствуют показатели экономической и социальной эффективности, соответствующие установленным требованиям. Критерии эффективности госпрограмм представляются недостаточными для решения по существу проблем встраивания России в глобальную экономику, улучшения ее конкурентных позиций на мировом рынке и обеспечения ее экономической безопасности. Требуется корректировка методики оценки эффективности реализации госпрограмм и их направлений на основе унифицированной системы индикаторов и показателей. «Оценка эффективности реализации госпрограмм соответствующего направления должна дополняться системой качественных показателей, отражающих долю России в соответствующем сегменте мирового рынка, уровень и динамику их инновационности, высокотехнологичности, импортозамещающего и экспортоориентированного потенциалов, социальной эффективности» [2, с. 133].

Система целевых индикаторов (показателей) госпрограммы должна дать возможность оценить по существу прогресс в достижении целей и решении задач госпрограммы и обеспечить возможность проверки и подтверждения достоверности их достижения. «Система показателей госпрограмм предполагает их взаимодополняемость, сводящую к минимуму возможности манипулирования макроэкономическими индикаторами и показателями, используемыми для формальной оценки эффективности реализации госпрограмм» [4, с. 51].

Предлагается дополнительно включить в систему показателей госпрограмм следующие показатели:

- насыщенности, характеризующие средний уровень обеспеченности

экономики (населения) продукцией, работами, услугами, ресурсами, предусмотренными данной госпрограммой;

- доступности услуг, характеризующие степень охвата населения

услугами, предусмотренными данной госпрограммой;

- уровня удовлетворения потребностей в продукции (работах, услугах),

производимых в рамках данной;

- социальной эффективности;

- инновационности;

- технологичности;

- импортозамещающего потенциала;

- экспортно-ориентированного потенциала;

- удельного веса России на мировом рынке;

- позиции России в специальных мировых рейтингах.

«С точки зрения встраивания России в систему мировой экономики и укрепления ее конкурентных позиций на мировом рынке особую значимость представляют показатели ее удельного веса на мировом рынке и рейтинговые показатели, отражающие ее позиции в специальных мировых рейтингах» [5, с. 15].

Для включения в различные госпрограммы могут быть рекомендованы позиции России в следующих мировых рейтингах:

- индекс человеческого развития;

- индекс готовности к будущему;

- по уровню социального развития, процветания, доходов на душу

населения, продолжительности жизни, прямых иностранных инвестиций и др.


Источники:

1. Кириченко И.А., Смирнов А.В., Наумов С.Н. Проблемы стратегического планирования инновационного развития производственного комплекса Российской Федерации. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. № 4. С. 76.
2. Козлова О.Ю. Стратегическое государственное планирование как инструмент обеспечения экономической безопасности в стране. В сборнике: Экономическая безопасность России: вызовы XXI века материалы международной научно-практической конференции. отв. ред. И.А. Сушкова. 2016. С. 133.
3. Кузнецова Е.И. К вопросу о государственном стратегическом планировании в обеспечении экономической безопасности. Национальная безопасность. 2014. № 3 (32). С. 369.
4. Наумов С.Н., Екатериновская М.А., Гретченко А.А. К вопросу об оценке социальной эффективности государственных программ Российской Федерации. Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 4 (32). С. 51.
5. Раевский С.В., Беляевская-плотник Л.А., Ромашин А.А. Проблема преемственности документов стратегического планирования после вступления в силу «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года». Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 7. № 12. С. 15.
6. Ахапкин Н.Ю., Биляк С.А., Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Волошин В.И., Гельвановский М.И., Голанд Ю.М., Городецкий А.Е., Губин Б.В., Иванов Е.А., Казанцев С.В., Караваева И.В., Колпакова И.А., Курнова Н.В., Лев М.Ю., Медведев Г.Б., Никифоров Л.В., Обухов О.И., Одинцова А.В., Павленко Ю.Г. и др. Социально-экономические условия перехода к новой модели экономического роста. Москва, 2017. Сер. Научная мысль.

Страница обновлена: 30.10.2024 в 01:27:54