О роли стратегического планирования в решении задач встраивания России в глобальную экономику и обеспечения ее экономической безопасности

Наумов С.Н.

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать:
Наумов С.Н. О роли стратегического планирования в решении задач встраивания России в глобальную экономику и обеспечения ее экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 311-316. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100530.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691380



Система стратегического планирования должна решать задачи встраивания России в глобальную экономику и обеспечения ее экономической безопасности [6, с. 282]. Благодаря разумному сочетанию механизмов стратегического планирования с инструментарием рыночной экономики обеспечено ускоренное и сбалансированное развитие экономики многих развивающихся и промышленно развитых стран; наблюдается тенденция к увеличению их удельного веса и влияния в различных сегментах мирового рынка. «Политика разумного протекционизма в сочетании с эффективной системой целеполагания является залогом укрепления конкурентных позиций и гарантией их экономической безопасности» [1, с. 76].

В результате отказа от инструментария макроэкономического планирования и абсолютизации механизмов рыночной экономики Россия утратила свои конкурентные позиции на мировом рынке, а ликвидация реорганизации системообразующих производств и сокращение производства стратегически важной продукции привели к ухудшению состояния ее экономической безопасности.

Без построения эффективной системы стратегического планирования решение этих проблем не представляется возможным. К настоящему времени она не создана: не приняты стратегия социально-экономического развития, стратегия пространственного развития и ряд других ключевых документов. Это снижает эффективность системы стратегического управления и решения проблем обеспечения экономической безопасности.

«Одним из реально работающих элементов системы стратегического планирования являются госпрограммы, каждая из которых призвана решать наиболее важные задачи развития соответствующей сферы» [3, с. 369]. Основополагающим постулатом разработки и реализации госпрограмм является оценка их эффективности. Однако в реализуемых госпрограммах отсутствуют показатели экономической и социальной эффективности, соответствующие установленным требованиям. Критерии эффективности госпрограмм представляются недостаточными для решения по существу проблем встраивания России в глобальную экономику, улучшения ее конкурентных позиций на мировом рынке и обеспечения ее экономической безопасности. Требуется корректировка методики оценки эффективности реализации госпрограмм и их направлений на основе унифицированной системы индикаторов и показателей. «Оценка эффективности реализации госпрограмм соответствующего направления должна дополняться системой качественных показателей, отражающих долю России в соответствующем сегменте мирового рынка, уровень и динамику их инновационности, высокотехнологичности, импортозамещающего и экспортоориентированного потенциалов, социальной эффективности» [2, с. 133].

Система целевых индикаторов (показателей) госпрограммы должна дать возможность оценить по существу прогресс в достижении целей и решении задач госпрограммы и обеспечить возможность проверки и подтверждения достоверности их достижения. «Система показателей госпрограмм предполагает их взаимодополняемость, сводящую к минимуму возможности манипулирования макроэкономическими индикаторами и показателями, используемыми для формальной оценки эффективности реализации госпрограмм» [4, с. 51].

Предлагается дополнительно включить в систему показателей госпрограмм следующие показатели:

- насыщенности, характеризующие средний уровень обеспеченности

экономики (населения) продукцией, работами, услугами, ресурсами, предусмотренными данной госпрограммой;

- доступности услуг, характеризующие степень охвата населения

услугами, предусмотренными данной госпрограммой;

- уровня удовлетворения потребностей в продукции (работах, услугах),

производимых в рамках данной;

- социальной эффективности;

- инновационности;

- технологичности;

- импортозамещающего потенциала;

- экспортно-ориентированного потенциала;

- удельного веса России на мировом рынке;

- позиции России в специальных мировых рейтингах.

«С точки зрения встраивания России в систему мировой экономики и укрепления ее конкурентных позиций на мировом рынке особую значимость представляют показатели ее удельного веса на мировом рынке и рейтинговые показатели, отражающие ее позиции в специальных мировых рейтингах» [5, с. 15].

Для включения в различные госпрограммы могут быть рекомендованы позиции России в следующих мировых рейтингах:

- индекс человеческого развития;

- индекс готовности к будущему;

- по уровню социального развития, процветания, доходов на душу

населения, продолжительности жизни, прямых иностранных инвестиций и др.


Страница обновлена: 08.11.2020 в 03:37:41