Проблемы формирования стратегического экономического роста производственных систем в условиях кризиса
Ильина С.В.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549397
Аннотация:
Санкции, введенные «недружественными странами» в отношении Российской Федерации с момента начала специальной военной операции в разной степени затронули все сферы экономики. Особенно остро они отразились на отечественной промышленности, поскольку эта отрасль менее гибкая к внешним изменениям ввиду сложности и наличия большого количества различных процессов. В ходе исследования автором проанализированы угрозы, с которыми столкнулась отечественная промышленность с введением санкционных ограничений; выявлены предпосылки формирования таких угроз. Современная экономико-политическая реальность продемонстрировала, что действующая модель экономического развития в стране требует серьезных изменений. В отрасли промышленности такая трансформация автором предложена посредством выстраивания новых связей на основе экосистемного подхода под призмой технологического развития, что будет способствовать поддержанию принятого Россией курса на «импортозамещение»
Ключевые слова: санкции, угрозы, промышленность, технологический суверенитет
Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики Уральского отделения РАН по теме № 0327-2021-0009 «Методология инновационного развития регионально-ориентированных систем в условиях нестабильной экономической конъюнктуры»
JEL-классификация: L51, l52, O25
Введение
Глобальные кризисы последних пяти лет требуют от России становления на новый путь экономического развития. Формирование нового технологического уклада является основой для реализации всех стратегических задач и достижения плановых показателей, заложенных в национальных проектах [1, с. 9]. Отрасль промышленности является важнейшей отраслью в формировании ВВП России. Зачастую ключевые процессы зависят от иностранных государств: поставка сырья и материалов, оборудования, комплектующих, рынки сбыта и т.д. Актуальность данного исследования обусловлена нарастанием степени воздействия внешних и внутренних угроз в области промышленного производства, а так же объективной необходимостью разработки решений способствующих снижению влияния этих угроз и становления России на новый технологический путь развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых за последние пять лет, занимающихся изучением экономических процессов; тенденций, угроз развития экономики; проблем региональной и отраслевой экономики. Анализу предпосылок формирования угроз с точки зрения промышленного технологического развития на современном этапе посвящены работы Назарова А.Г. и Жоговой Е.В. [2], Варфаловской В.В. [3]. Теоретические вопросы рисков в отрасли промышленности нашли отражение в трудах Усмановой А.С. [4], С. В. Чернявского С.В., Шутова О.Л. [5]. Отраслевой проблематикой безопасности промышленного сектора занимаются Малютина Т.Д. [6], Пыхов П.А. [7], Лапин А.В. [8], Шпинев Ю.С. [9], Комкина Т.А. [10] и др.
Несмотря на то, что в связи с возрастанием давления на экономику России взоры отечественных ученых все чаще обращаются к исследованию проблем отрасли промышленности, меры по их решению зачастую носят кратковременный или же адресный характер. В связи с этим считаем необходимым сформулировать стратегические предложения по выходу из кризисного положения, способные в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность и самостоятельность ключевых составляющих экономики страны.
Целью настоящего исследования является выявление угроз стратегического роста производственных систем Российской Федерации в контексте их технологического развития под воздействием сложившейся экономико-политической ситуации и разработка предложений, способствующих скорейшему выходу из текущего положения за счет формирования экосистемы технологического промышленного предпринимательства и снижения тем самым я влияния внешнеполитических факторов.
Научная новизна исследования заключается в разработке ключевых положений экосистемы технологического предпринимательства с точки зрения промышленного производства, выделение основных элементов такой системы, как стратегическое решение обеспечения экономического роста в долгосрочной перспективе.
Методология исследования. На основе анализа принятых нормативных документов, мнений ученых, практики деятельности предприятий промышленности выявлены основные угрозы формирования высокотехнологичных производств в России. С помощью общенаучных методов, таких как логический, обобщение и конкретизация, а так же контент-анализа обозначены направления решения текущих проблем на пути реализации курса на «импортозамещение», сформированы рекомендации, способствующие ускорению выполнения текущих задач.
Основная часть
Угрозы технологического развития промышленности России в условиях санкций
В результате применения по отношению к Российской Федерации ряда санкций на фоне СВО, наша страна столкнулась с множеством вызовов практически во всех отраслях экономики. Коснулись они и промышленного сектора. Как отмечается в Концепции технологического развития [1], одной из угроз технологического развития России является нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек). Производственные цепочки включают в себя целый ряд фирм-звеньев: изготовителей и поставщиков сырья, комплектующих, производственные предприятия, торговых агентов, поставщиков энергоресурсов и т.д. Выстраивание связей в таких системах формируется годами, однако различные экономические, геополитические изменения могут существенно влиять на их состояние вплоть до распада [11].
Для промышленных предприятий России, применяющих в хозяйственных циклах оборудование иностранного производства, в период введения санкций такими хрупкими звеньями стали поставки комплектующих для производственных станков. Компании, вовремя ощутившие грядущую волну ограничений и запрета поставок, сумели заранее сформировать запас комплектующих и материалов, тем самым избежать простоев на период выстраивания новых партнерских связей. Те же компании, которые в силу различных причин не закупили в достаточном количестве комплектующие, вынуждены были в срочном порядке искать новых поставщиков в дружественных странах. Часть из них вынуждены были прекратить свою деятельность.
В мировых производственных системах производства ряда стратегически важных продуктов Россия сегодня выполняет роль поставщика сырья. Практически во всех отраслях технологические и управленческие процессы функционируют с применением иностранных технологий, оборудования, компетенций [5]. К примеру, мебельное производство и лесозаготовительная промышленность на сегодняшний день находятся в процессе цифровизационных изменений производственных процессов. Многие предприятия использовали в производстве иностранное оборудование. С вводом санкций производители обеспокоились техническим оснащением такого оборудования, поскольку поставки комплектующих на территорию нашей страны были прекращены [12].
Нарушение логистики сказалось на поставках сырья и материалов и на экспорте продукции. В результате введения санкций в отношении России был прекращен экспорт продукции в Европу. В связи с этим многим компаниям пришлось переориентироваться на отечественный рынок и на экспорт в дружественные страны (Казахстан, Узбекистан, Белоруссия и др.). Так, например, поступили предприятия мебельной отрасли. Даже с уходом крупных иностранных компаний с рынка (к примеру, компания IKEA, занимавшая примерно 5% на мебельном рынке России), являвшихся ключевым заказчиком российских компаний, отечественным производителям удалось избежать закрытия. Благодаря оперативному вмешательству в ситуацию Минпромторга России было проведено отраслевое совещание: проведен анализ ситуации, выявлены варианты решения проблемы (помощь в выходе на другие торговые сети, локальное субсидирование предприятий и т.д.) [13].
Предприятиям перерабатывающей промышленности так же удалось остаться на плаву во многом за счет быстрой переориентации на другие рынки. К примеру, крупная алюминиевая компания РУСАЛ полностью зависела от сырья, ввозимого из-за рубежа - Ирландии, Гвинеи, Ямайки, Австралии, Украины. С вводом санкций компания лишилась не только партнеров, с которыми работала длительное время, но и потеряла часть своих иностранных активов. В заключении новых договоров традиционные поставщики сырья из Южной Америки, США, Испании, а также ряд азиатских производителей отказались. В результате компания наладила закупки с Азиатскими странами. В долгосрочной перспективе планируется налаживание добычи сырья в Российской Федерации. Компанией разработан проект и подписано соглашение с Ленинградской областью о совместной реализации проекта [14].
В автомобильной промышленности ситуация еще хуже. Значительные проблемы начались еще в период пандемии. В первую очередь они были связаны со снижением поставок микросхем, электроники, запасных частей и их удорожанием. В 2022 году ситуация обострилась когда Тайвань отказал в экспорте микропроцессоров и микросхем в Российскую Федерацию. Отечественные производители испытывают нехватку двигателей, деталей кузовов, лобовых стекол, топливных и масляных фильтров. Параллельный импорт не решит проблему, поскольку автомобили уже подорожали на 35-65%, а встраивание в логистику дополнительных звеньев приведет к еще большему их удорожанию [15]. Отсутствие же официальных дистрибьюторов товаров на рынке приведет к отсутствию гарантийного обслуживания. К тому же параллельный импорт может стать барьером к реализации политики имортозамещения [16, с. 59].
В условиях санкционного давления было отмечено снижение покупательской способности населения, в связи с нестабильным курсом рубля по отношению к мировым валютам, а также ростом цен на отдельные категории товаров первой необходимости. В этих условиях Центральный банк Российской Федерации принял решение изменения текущего курса посредством применения методик расчётов с поставщиками в рублях [17].
Использование в деятельности предприятий иностранных технологий и программного обеспечения так же несет под собой немалую угрозу. С внедрением IT- и интернет-технологий в различные сферы общественной жизни, во всем мире наблюдается тенденция увеличения числа кибератак. Специалисты компании Positive Technologies отмечают, что «в 2022 году почти каждая десятая успешная атака на организации приходилась на промышленные предприятия». Эта цифра увеличилась на 7% по сравнению с 2021 годом. При чем действия злоумышленников нацелены не на получение финансовой выгоды, а на создание аварийных ситуаций и остановку производств [18]. По данным Kaspersky ICS CERT, в первом полугодии 2023 года в России сфера производства была единственной, по которой наблюдалось увеличение процента компьютеров, где были заблокированы вредоносные объекты [19]. С принятием курса на импортозамещение программного обеспечения (ПО) в России, резко возрастает спрос и на программные продукты, способные обеспечить цифровую безопасность производственных предприятий. К тому же, интеграция отечественного ПО в производственные циклы (его тестирование, адаптация к использованию персоналом, настраивание под конкретные задачи) – весьма длительный и затратный процесс. На долю предприятий ложится большая финансовая нагрузка для решения задачи, поставленной государством.
Нацеленность санкций на технологическую деградацию отраслей экономики России проявляется, в том числе, в снижении научной кооперации с учеными европейских стран и США, закрытии доступа к иностранным базам научных публикаций и взаимодействию с высокотехнологичными иностранными компаниями. Все это приводит к ограничению развития отечественных научных исследований. Следует так же отметить, что в России за последние десятилетия наблюдается ряд проблем в развитии образования и науки, особенно в высокотехнологичных направлениях как следствие снижения престижности инженерного образования.
Специальность «Инженерное дело, технологии и технические науки» потеряла свой престиж в высших учебных заведениях, поскольку качество инженерного образования не соответствует требованиям современных производств, что не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию. Обучение по специальностям данного направления зачастую не связано с реальным производством, а учебные планы содержат большое количество непрофильных учебных дисциплин. Но снижение качества образования наблюдается не только в высших учебных заведениях. Уже на вступительном этапе наблюдается не самая лучшая статистика: 2022 году на направление подготовки «Инженерное дело, технологии и технические науки» в высших учебных заведениях был достаточно высокий конкурс – 7 человек на место, однако проходной балл был значительно ниже, чем по другим направлениям. Это свидетельствует о том, что на эти специальности приходят студенты со слабой школьной подготовкой [20].
Статистика качественной подготовки научных кадров в высшей школе так же неутешительна. Согласно данным статистики доля аспирантов по укрупненной группе направления подготовки «Инженерное дело, технологии и технические науки», выпустившихся с защитой диссертации, в целом за 5 лет снизилась и в 2022 году составила лишь 12%. (рис.1).
Число выпуска из докторантуры по специальностям технических наук почти в общем числе выпускников составляет порядка 30%, однако доля выпуска с защитой диссертации в процентном соотношении ниже, чем средняя величина по всем специальностям. Лишь в 2022 году это соотношение выровнялось (рис.2).
Рисунок 1. Выпуск из аспирантуры по укрупненной группе направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки
Составлено автором по данным Росстат
Рисунок 2. Выпуск из докторантуры по укрупненной группе направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки
Составлено автором по данным Росстат
В числе причин столь низкого числа защит выделяют отсутствие заинтересованности аспирантов и докторантов в получении степени, нежелании продолжать карьеру в научной деятельности из-за низких зарплат и плохой материально-технической оснащенностью для научных исследований и разработок. Обучение же зачастую рассматривается (особенно на очной форме) лишь как возможность получения отсрочек от армии, стипендий и иных льгот.
России удалось избежать полного упадка экономики, которую предрекали европейские страны и США, вводя свои санкции.
Обострившиеся проблемы технологического развития промышленности вызванные санкциями в большей части сегодня решаются мерами государственной поддержки, способствующих плавному выходу из критической ситуации:
- сдвинуты сроки уплаты взносов по кредитам. Отсрочки по уплате периодических платежей в ряде случаев предоставляются без начисления дополнительных процентов, пеней и штрафов;
- оказываются меры по субсидиальной и субвенциальной помощи предприятиям;
- поддержка по выстраиванию новых логистических цепочек, в том числе с иностранными партнерами (как на поставку сырья и материалов, так и на поставку комплектующих к промышленному оборудованию и т.д.).
Для принятия мер поддержки был принят ряд нормативных документов и внесены изменения в действующие документы. Так для развития высокотехнологичных производств, Правительством РФ было принято Постановление от 15.04.2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации», внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [2], в которых обозначены приоритетные направления проектов предприятий, способствующие обеспечению технологического суверенитета. Принятие нормативных актов направлено на поддержку организаций, обеспечивающих стабильную работу производственных предприятий: став участниками производственных кластеров они могут претендовать на получение льгот по кредитам, страховым взносам, субсидии от государства, упрощение налогового и таможенного контроля.
Однако многие ученые и экономисты отмечают, что принятые меры (поиск поставщиков в дружественных странах, параллельный экспорт и др.) имеют лишь краткосрочный характер, и воздействие санкций повлияло на экономику в большей степени, чем кажется на первый взгляд. В долгосрочной перспективе обострившиеся проблемы могут вылиться в угрозу технологической деградации производственных систем за счет сокращения или прекращения поставок иностранного оборудования и технологий. По мнению Матвеева В.В., отголоски применения в отношении России санкций иностранными государствами будут заметны в течение десятков лет, и особенно ощутимыми окажутся в наиболее технологичных отраслях [21]. Панова Е.А. так же отмечает, что «полный эффект от запрета на экспорт в нашу страну товаров, имеющих решающее значение для энергетического, машиностроительного, оборонного секторов, и степень его влияния на технологическое развитие России еще предстоит увидеть» [22].
Создание экосистемы технологического предпринимательства в России
Для обеспечения технологического суверенитета России в долгосрочной перспективе необходимо сформировать экосистему технологического предпринимательства, объединяющую различные отрасли. С точки зрения промышленного производства такая экосистема должна объединить отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности, IT-сектор, науку и образование.
За последнее десятилетие цифровая трансформация промышленности доказала, что предприятия, идущие по пути цифровизации бизнес-процессов, совершили значительный скачек в развитии, который стал возможен благодаря эффективному расходованию собственных финансов и поддержке государства. Цифровизация позволила предприятиям-лидерам сформировать экосистему, соответствующую критериям цифровой экономики, что позволило не только выстроить логистические цепочки, но и способствовало расширению и развитию рынка; внедрить в производственные процессы новые бизнес-модели; наладить деятельность в соответствии с принципом клиентоцентричности [23].
Сегодня уже предпринимаются попытки создания таких систем. В соответствии с реализацией нацпроекта «Наука и университеты» в Нижнем Новгороде разработан проект по созданию межвузовских кампусов в различных направлениях: микроэлектроника, искусственный интеллект, беспилотные технологии и т.д. В Тюменской области на примере межрегионального нефтегазового кластера предложен проект по созданию регионального центра управления Технопарком, включающего различные институты для помощи в запуске и развитию стартапов [24]. В Ижевске открыт первый в России Центр аддитивных технологий общего доступа, основными направлениями деятельности которого являются подготовка квалифицированных специалистов по инженерным и техническим специальностям, проведение НИОКР в области аддитивных технологий, услуги по 3D-печати изделий по заказам предприятий региона. Центр открыт при сотрудничестве компании-интегратора «Русатом-Аддитивные технологии» (ООО «РусАТ») и Удмуртского государственного университета [25].
Развитие системы (экосистемы) технологического предпринимательства России отразится на увеличение годовой выручки высокотехнологических отраслей, их доли в ВРП, налоговых поступлений данного сектора экономики, экспорта, а также обеспечит выход компаний на IPO. Дополнительными количественными показателями развития технологического предпринимательства должны стать: количество технологический компаний, их сотрудников, ежегодная регистрация стартапов; качественными: процент выживших компаний, участие мировых (глобальных) предпринимателей в мероприятиях региона, количество известных региональных брендов.
Важными аспектами поддержки и развития технологического предпринимательства на данном этапе является создание системы полноценной экспертизы инновационных бизнесов, базы перспективных технологических проектов, формирование технологической «ставки» регионов России – проектов-локомотив.
На уровне общего, высшего образования требуется дальнейшее формирование индивидуальных образовательных технологий, базы реальных технологических кейсов для школьников, сообществ (Школьная Точка кипения).
Целью развития (экосистемы) технологического предпринимательства России является: создание технологического продукта, характеристиками которого могут быть сложность, повышенная эффективности в использовании, вариативность применения, инновационность; разработка, внедрение высоких технологий (в том числе IT), которые обеспечат коммерциализацию науки, идей и масштабирование регионального бизнеса.
Экосистема технологического предпринимательства должна в себя включать:
- эффективную инфраструктуру: венчурный фонд, IT – инкубатор, центр «Мой бизнес», технопарки;
- системную институциональную поддержку: стандарты (процессы, протоколы, процедуры) для пилотных проектов, международного масштабирования;
- вовлеченность региональных органов исполнительной власти в региональную технологическую повестку для обеспечения эффективного взаимодействия бизнеса, науки, институтов развития;
- образовательные, акселерационные технологии, обеспечивающие инновационное мышление: кружковое движение, инновационные профильные школы, ВУЗы, системы экспертизы и наставничества;
- мультипликаторы технологического развития: заказчики, якорный крупный предприниматель, люди (кадры и технологические предприниматели).
Заключение
Новая экономико-политическая реальность, в которой сегодня находится Российская Федерация требует глобальных изменений во всех сферах. Отрасли промышленности (в большей степени обрабатывающей) как драйверы экономического развития страны особенно остро нуждаются в трансформациях. В современных реалиях принципиальные изменения не возможны без технологического развития. Угрозы, с которыми столкнулась отечественная промышленность под воздействием санкций, в первую очередь направлены на технологическое отставание страны от мировых лидеров.
С целью недопущения утраты и крепления Россией мировых позиций в производстве и на рынке высокотехнологичных качественных товаров необходимо создание экосистемы технологического предпринимательства. Объединение отраслей, предприятий, институтов единой целью, когда каждый элемент занимает определенную зону ответственности при решении задач по ее достижению может обеспечить синергетический эффект. А в рамках страны будет способствовать реализации национальных проектов и стратегических программ.
[1] Концепция технологического развития на период до 2030 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р.
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. № 1585 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
Источники:
2. Назаров А. Г., Жогова Е.В. Угрозы и возможности развития российского промышленного сектора в контексте глобальных трендов и больших вызовов // Экономические науки. – 2023. – № 220. – c. 121-126.
3. Варфаловская В. В. Проблемы структурной трансформации экономики обрабатывающей промышленности России // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – c. 283-286. – doi: 10.34925/EIP.2022.138.1.053.
4. Усманова А. С. Риски российских промышленных предприятий в условиях новой реальности // Математическое и компьютерное моделирование в экономике, страховании и управлении рисками. – 2022. – № 7. – c. 277-281.
5. Чернявский С. В., Шутов О.Л. Направления развития промышленности в условиях угроз экономической безопасности // Вестник МИРБИС. – 2023. – № 2(34). – c. 61-69. – doi: 10.25634/MIRBIS.2023.2.7.
6. Малютина Т.Д. Угрозы экономической безопасности трубопрокатной отрасли Российской Федерации: меры противодействия // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 209-234. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114083.
7. Пыхов П.А. Оценка влияния санкций на энергетическую безопасность России // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 4731-4746. – doi: 10.18334/ce.16.12.116997.
8. Лапин А.В. Классификация угроз экономической безопасности развития нефтяной отрасли // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 3. – c. 148-157. – doi: https: //doi.org/10.33051/2500-2325-2021-3-148-157.
9. Шпинев Ю. С. Угольная промышленность России: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. – 2021. – № 1(193). – c. 42-46. – doi: 10.47643/1815-1329_2021_1_42.
10. Комкина Т. А. Проблемы импортозамещения в обрабатывающей промышленности России // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2020. – № 27. – c. 38-45. – doi: 10.20537/mce2020econ04.
11. Овчинникова А. В. Классификация качественных и количественных критериев системообразующих предприятий региона // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2020. – № 5. – c. 663-672. – doi: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-663-672.
12. Круглова И. А., Никитина И.А., Васильев Ф.Ю. Отраслевой аспект обеспечения экономической безопасности страны: мебельная промышленность // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 8. – c. 324-327.
13. Переориентация на внутренний рынок: новые реалии мебельной отрасли России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/07/10/2022/6336efb89a7947f1958af751 (дата обращения: 24.10.2023).
14. Алюминиевая отрасль борется за сырьевую независимость. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2023-10-24/100_2310241040.html (дата обращения: 25.10.2023).
15. Бондаренко Н. Е., Логвинова Н.В. Экономические условия автомобилестроения в России: текущее состояние и перспективы развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 11-1. – c. 14-24. – doi: 10.34670/AR.2022.95.50.002.
16. Бабанов А. Б., Бохан П.А., Шетов А.А. Перспективы использования параллельного импорта в российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 1. – c. 54-60. – doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-1-54-60.
17. Круглова И. А., Васильев Ф.Ю., Назаров П.В. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятий мебельной промышленности в условиях санкционной политики // Финансовый бизнес. – 2023. – № 3(237). – c. 48-52.
18. Даренский Д. Промышленный сектор: нацеленность на остановку технологических процессов/ Positive Research / 2023. Сборник исследований по практической безопасности. [Электронный ресурс]. URL: https://ptsecurity.com/upload/corporate/ru-ru/analytics/positive-research-2023-rus.pdf (дата обращения: 01.11.2023).
19. Ландшафт угроз для систем промышленной автоматизации. Первое полугодие 2023. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Acer%20Swift/Downloads/kaspersky-ics-cert-threat-landscape-for-industrial-automation-systems-statistics-for-h1-2023-ru.pdf (дата обращения: 25.10.2023).
20. Ильина С. В. Вклад высшего образования в технологическое развитие Российской Федерации // Технологическое предпринимательство: тренды и перспективы развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Ижевск, 18 мая 2023 года / Научный редактор С.В. Радыгина. – Ижевск: Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2023. – c. 177-181.
21. Матвеев В. В. Санкционная политика и ее влияние на инновационное развитие национальной экономики и экономику регионов // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – № 2. – c. 255-266. – doi: 10.35634/2412-9593-2023-33-2-255-266.
22. Панова Е. А. Влияние санкций на деятельность российских производственных предприятий // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 96. – c. 48-63. – doi: 10.24412/2070-1381-2023-96-48-63.
23. Хоменко Е.Б., Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю. Современные тенденции цифровой трансформации промышленных предприятий // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2022. – № 4. – c. 676-682. – doi: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-676-682.
24. В России создадут кампусы с условиями для технологического предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/08/23/v-universitetskih-kampusah-sozdadut-usloviia-dlia-tehnologicheskogo-predprinimatelstva.html (дата обращения: 15.11.2023).
25. В УдГУ открыли первый в России Центр аддитивных технологий общего доступа. [Электронный ресурс]. URL: https://udsu.ru/news/show/v-udgu-otkryli-pervyj-v-rossii-tsentr-additivnyh-tehnologij-obschego-dostupa (дата обращения: 18.11.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:16