Digital transformation of logistics business processes in modern oil and gas industry through IT import substitution

Lukashevich A.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 3 (March 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63861809

Abstract:
The article examines the transformation of the mechanisms of logistics business processes in modern oil and gas industry to increase the efficiency and competitiveness of Russian companies. Based on the analysis of scientific and business publications, the article presents the analysis and assessment of current business processes, including mechanisms of digitalization, automation, monitoring, and management. Expert interviews made it possible to analyze the IT infrastructure as a mechanism for the interconnection of logistics business processes in the modern oil and gas industry. The article presents a mechanism for the transformation of logistics business processes in the modern oil and gas industry through IT import substitution, which allows to increase the efficiency of logistics in the oil and gas industry.

Keywords: oil and gas industry, digital transformation, logistics business processes, import substitution, software, microservice infrastructure

JEL-classification: O10, O30, H54



ВВЕДЕНИЕ

В современной нефтегазовой отрасли цифровые технологии и автоматизация играют важную роль в оптимизации бизнес-процессов и повышении эффективности работы компаний [3,4]. В условиях антироссийских санкций устойчивое развитие российской нефтегазовой отрасли зависит не только от физических и экономических показателей, но и от эффективного использования цифровых технологий [5,6].

Антироссийские санкции, запрет на морские поставки российской нефти, уход с российского рынка зарубежных партнеров – BP, Shell, запрет на поставки оборудования и продуктов нефтепереработки заставляют отечественные нефтегазовые компании переориентироваться на азиатский регион, в первую очередь на Китай и Индию. Экспорт нефти в Китай в 2023 г. составил около 100 млн. тонн (по сравнению с 89 млн. тонн в 2022 г.) , в Индию – около 70 млн. тонн (в 2022 г. – 41 млн. тонн) [14]. Появляется необходимость перестройки всех логистических процессов, а также процессов управления [6,7]. Такая глобальная трансформация бизнеса требует эффективного внедрения ИТ-инфраструктуры, которая бы отвечала современным потребностям рынка и учитывала существующие геополитические условия. Российские нефтегазовые компании активно внедряют отечественные программные решения для цифровизации бизнес-процессов. В некоторых компаниях удалось внедрить до 80% российского программного обеспечения, однако в целом по отрасли показатель импортозамещения ПО составляет по разным оценкам от 40 до 60% [11,12].

Учитывая, что цифровые продукты для отрасли поставлялись в том числе иностранными компаниями, и работа с частично уже устаревшими программами во многом зависела от налаженных контактов с поставщиками, перед отраслью встала задача цифровой трансформации логистических процессов на основе импортозамещения. Введенные санкции и ограничения привели к потере ИТ-инструментов управления логистикой нефтегазовой отрасли [5,9]. С российского рынка ушли ряд производителей ключевых информационных систем: Fleetroot, Wyn Enterprise, Zoho Analytics, Insite, Adonia, SAP и т.п. Это безусловно повлияло на скорость реализации бизнес-процессов, систему контроля и учета грузов. В связи с этим можно выделить ряд возникающих проблем:

- потеря возможности сбора, анализа и интеграции данных в режиме реального времени;

- уход компаний, предоставляющих Интернет вещей, датчики, приводят к потере энергии, утечкам и невозможности отслеживания окружающей среды;

- невозможность оптимизации планирования транспортировки, складских операций и управления запасами.

Актуальность решения указанных проблем подтверждается необходимостью сбора, хранения, анализа и обмена информации между участниками логистического процесса. Средняя скорость логистических процессов в РФ 8 км/ч, лидеры отрасли говорят о возможности увеличения скорости до 15–20 км/ч. благодаря Национальной цифровой платформе [10]. Правовым основанием для цифровой трансформации отрасли является Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. No 1632-р [2], утвердившее основные направления развития цифровой экономики, и Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. No 204 [1], определяющие в качестве средства достижения цифровизации внедрение «цифровых технологий и платформенных решений».

В связи с уходом основных ИТ-поставщиков с рынка встает необходимость не только разработки отечественного ПО для логистики в нефтегазовой отрасли, но и формирования архитектуры, которая бы связывала системное, прикладное, инструментальное и сервисное программное обеспечение. Далее в статье оказано, как с помощью ИТ- импортозамещения можно осуществить переход на ИТ-архитектуру, связывающую различные виды программного обеспечения в логистике, с целью повышения эффективности логистических бизнес-процессов.

Научная новизна статьи заключается в разработке механизма цифровой трансформации логистических бизнес-процессов с применением ИТ-импортозамещения. Статья подготовлена на основе анализа научных публикаций в российских и международных изданиях и экспертных интервью с представителями отрасли [1].

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Под цифровизацией нефтегазовой отрасли следует понимать применение цифровых технологий в рамках существующих бизнес-процессов без изменения их принципов и структуры [15]. С учетом современных проблем отрасли ключевыми бизнес-процессами, к которым применена цифровизация, являются:

- Планирование и управление запасами: процесс, в рамках которого определяются нужные запасы товаров на складе или в пути, чтобы удовлетворить потребности потребителей в нужное время. Бизнес-процессы планирования и управления запасами генерируют большой объем данных, обладают высоким уровнем риска и требуют систематизации. Сегодня ИТ-система управления запасами представляет собой отдельно закупаемое программное обеспечение, а также облачное хранилище (Рис.1). Цифровые технологии, обеспечивающие эти процессы (например, Fleetroot, SAP) предоставлялись зарубежными компаниями. Для снижения рисков сбоя и увеличения эффективности работы необходимо внедрение современной отечественной ИТ-инфраструктуры. Ключевым направлением работы с бизнес-процессами планирования и управления запасами является работа с большими данными (Dig Data) и развитие системы аналитики. Это позволяет компаниям принимать более обоснованные решения за счет автоматизации аналитики данных как в онлайн режиме, так и исторических данных. В том числе отслеживание показателей̆ производства, потребления, цен на нефть, а также метеорологических и геологических данных помогает оптимизировать логистику.

Рисунок 1. Программное обеспечение управления запасами.

Источник: cоставлено автором

- Управление складом: процесс включает в себя управление приемом, хранением, отгрузкой товаров на складе и систему менеджмента качества. Современная ИТ-инфраструктура для управления складом предоставлялась компаниями Wyn Enterprise, Insite, Adonia. Программное обеспечение управление складом аналогично управлению запасами и состоит из отдельной системы со своим облачным хранилищем, иностранным ПО и пользовательским интерфейсом (рис.2). Работа с большими данными повышает эффективность управления складом путем оптимизации хранения и ускорения процессов приема и отгрузки товаров. Ускорение достигается за счет автоматического распределения грузов по складам и более быстрого поиска, сбора и отгрузки товаров.

Рисунок 2. Программное обеспечение управления складом.

Источник: составлено автором

- Транспортировка: процесс, в рамках которого осуществляется доставка товаров от производителя до конечного потребителя. Компания Zoho Analytics предоставляла программное обеспечение для управления транспортировкой. Сегодня предоставляемое решение плохо интегрируется с программным обеспечением других бизнес-процессов и требует отдельной оплаты облачного хранилища, IOT-оборудования, ручных операций по анализу данных системы (Рис.3).

Рисунок 3. Программное обеспечение управления транспортировкой.

Источник:Составлено автором

- Управление возвратами: процесс, связанный с управлением возвратами товаров от потребителя к производителю [8]. Компании Insite и Adonia разработали в том числе программное обеспечение и для управления возвратами, но ушли с российского рынка в связи с санкциями. Информационная система управления возвратами поддерживается стандартной базой данных и отдельным облачным хранилищем (рис.4). Управление возвратами также связано с применением систем, работающих с большими данными, которые позволяют быстрее доставлять возвращенный товар, связывать его с системой хранения и работы с ним.

Рисунок 4 - Программное обеспечение управления возвратами. Составлено автором

Управление описанными бизнес-процессами связано с применением облачных технологий, которые позволяют обрабатывать большие объемы данных без необходимости значительных денежных вложений в цифровую инфраструктуру. Каждый из указанных бизнес-процессов включает в себя создание и анализ большого объема информации, влияющего на скорость передвижения грузов, принятие управленческих решений, а также взаимодействие участников логистических бизнес-процессов.

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

В настоящее время механизм связи логистических бизнес-процессов, перечисленных выше, представляет собой разрозненные платформенные решения, в которые включены многие функции, предоставляемые иностранными поставщиками ИТ-услуг (рис.5).

Рисунок 5. Текущий механизм взаимосвязи логистических бизнес-процессов

Источник: Составлено автором

В настоящий момент ИТ-инфраструктура, связывающая логистические бизнес-процессы, включает в себя следующие компоненты:

- Облачное файловое хранилище, в котором размещается документация в открытом доступе для сотрудников компании и заинтересованных участников процесса, имеющих доступ для более быстрого и эффективного обмена информацией;

- Стандартная база данных (Casandra или PostgeSQL), в которой не используется кластерная функция распределения и хранения информации из-за единого платформенного пространства;

- Разрозненные ИТ-решения, включающие функционал управления запасами, складами, транспортировкой и возвратами. Проблемой таких решений является долгая разработка и долгий процесс интеграции в случае необходимости

Все перечисленные сервисы в досанкционный период предоставлялись иностранными поставщиками: Fleetroot, Wyn Enterprise, Zoho Analytics, Insite, Adonia. Такой механизм был эффективен в досанкционный период в связи с большим объемом разработанных функций и предоставляемых решений поставщиками. Иностранные компании уже начали разработку микросервисной архитектуры на базе новых ИТ-технологий, но в связи с санкционной политикой не могут поставлять эти продукты российским нефтегазовым компаниям. На сегодняшний день на российском рынке не используются комплексные решения, позволяющие увязать в единую систему программное обеспечение управления различными логистическими бизнес-процессами. Такое комплексное решение разрабатывалось компанией SAP, но данная компания уже не работает на российском рынке. В связи с этим встает необходимость разработки ИТ-продуктов с применением нового подхода, который будет примером цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в нефтегазовой отрасли.

Ключевые преимущества микросервисной архитектуры включают [13]:

‒ Независимое развертывание сервисов, которое позволяет вносить изменения в сервис и быстро предоставлять его пользователям;

‒ Моделирование вокруг предметной области или бизнес-процесса. Учитывая частые изменения в законодательстве и турбулентном рынке, такая архитектура позволяет быстро вносить изменения в конкретную область или бизнес-процесс: управление возвратами, складом, транспортировкой или управления запасами;

‒ Границы ответственности. Из-за дублирования баз данных снижается риск потери информации, в том числе в случае недобросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей;

‒ Надежность. В случае выхода из строя какого-то элемента архитектура позволяет изолировать его для восстановления.

Развитие независимой от зарубежных компонентов инфраструктуры поддержки высокопроизводительных вычислений для решения задач логистики нефтегазовой отрасли — одно из наиболее актуальных направлений обеспечения национальной безопасности.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ПОСРЕДСТВОМ ИТ-ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

С учетом необходимости импортозамещения, появления новых методов разработки программного обеспечения, а также современных проблем логистики нефтегазовой отрасли цифровая трансформация логистических бизнес-процессов должна включать использование отечественного программного обеспечения, удовлетворяющего следующим требованиям:

‒ быстрый сбор, анализ и интеграция данных;

‒ ускорение процессов передачи информации, а следовательно принятия управленческих решений и ускорения логистических бизнес-процессов;

‒ новая микросервисная архитектура, позволяющая быстро разрабатывать и интегрировать отраслевое программное обеспечение;

‒ отдельные разработанные сервисы, связанные между собой «бесшовно»;

‒ механизм, позволяющий распределять потоки информации;

‒ единый интерфейс пользователей, позволяющий быстрее и удобнее работать с системой.

Механизм цифровой трансформации логистических бизнес-процессов представлен на рисунке 6.

Рисунок 6. Механизм цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли посредством ИТ-импортозамещения.

Источник:Составлено автором

Успешное импортозамещение иностранного программного обеспечения для логистики нефтегазовой отрасли затруднено в том числе и скоростью развития информационных технологий. Среди компаний, которые могут успешно разрабатывать импортозамещающее программное обеспечение, «Ланит», «Гаскар Груп», «Барс Груп», «БФТ», имеющие успешный опыт работы с логистическими компаниями и нефтегазовой отраслью в целом. Их подход соответствует лучшим мировым практикам и включает в себя следующие шаги:

1. Подготовка персонала: перед внедрением проводится обучение персонала новым технологиям и процедурам. Это позволяет минимизировать возможные ошибки и ускорить процесс внедрения;

2. Пилотное тестирование: перед внедрением проводится пилотное тестирование в ограниченном числе отделов или на отдельных этапах производственной цепочки. Это позволяет выявить возможные проблемы и доработать механизмы перед их полным внедрением;

3. Разработка плана внедрения: после выбора технологий разрабатывается план внедрения, включающий этапы внедрения, описание ролей и ответственности, временные рамки и бюджет;

4. Постоянный мониторинг: после внедрения проводится мониторинг результатов работы, позволяющий выявить возможные проблемы и своевременно принять меры по их устранению.

Для мониторинга и управления процессами цифровой трансформации можно использовать специализированные микросервисные программные решения, такие как системы управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), которые позволяют отслеживать выполнение задач, контролировать качество продукции и услуг, управлять ресурсами и персоналом, а также автоматизировать некоторые операции. Кроме того, такие системы могут предоставлять аналитические отчеты и данные, необходимые для принятия решений.

‒ Основные эффекты от внедрения импортозамещающих технологий в рамках цифровой трансформации логистических бизнес-процессов включают:

‒ - Оптимизацию численности сотрудников и повышение производительности труда за счет роботизации;

‒ - Снижение сбоев и увеличение эффективности работы за счет оптимизации бизнес-процессов;

‒ - Снижение транспортных издержек и сокращение сроков исполнения процессов за счет внедрения цифровой экосистемы;

‒ - Оптимизацию затрат и повышение эффективности управления хранением и возвратами за счет создания цифровых микросервисных двойников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация является крупным игроком на международном нефтегазовом рынке, страна обладает значительными запасами нефти и газа, которые по-прежнему являются важнейшими энергоносителями в современном мире. Многие иностранные компании до 2022 года активно сотрудничали с российскими организациями в нефтегазовой сфере – от предоставления оборудования, сервисных услуг до реализации крупных проектов. Введенные ограничения на участие иностранных компаний в энергетическом секторе России поставили под угрозу крупные международные проекты и создали дополнительные трудности в процессе цифровой трансформации отрасли.

Антироссийские санкции и уход зарубежных ИТ-компаний, предоставляющих программное обеспечение для управления ключевыми логистическими бизнес-процессами, предоставили возможность в процессе импортозамещения ИТ-решений перейти на более высокий современный уровень цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в нефтегазовой отрасли. Рассмотрев текущую информационную архитектуру цифровизации логистических бизнес-процессов, которая не может поддерживаться и развиваться в связи с санкциями, выявлена необходимость цифровой трансформации и импортозамещения не только иностранного программного обеспечения, но и инфраструктуры цифровизации. Использование микросервисной архитектуры, которая будет соответствовать общемировому темпу развития информационных технологий, позволит повысить производительность труда, увеличить эффективность работы за счет оптимизации бизнес-процессов, сократить транспортные издержки и сроки исполнения процессов, повысит эффективность управления логистическими бизнес-процессами.

[1] Экспертные мнения участников с отраслевых сайтов и конференций https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_blagodarya_natsionalnoy_tsifrovoy_platforme_srednyaya_skorost_dostavki_gruzov_vyrastet_do_1.html; https://www.cnews.ru/event/byte_oil_conf_2023glavnoe_sobytie_goda; https://сферанефтьигаз.рф/Smart-Oil--Gas-2023-kurs-na-tehnologicheskiy-suverenitet--podtvergden/; https://www.idexpert.ru/events/20033/ (дата обращения 10.01.2024).


References:

Azieva R.Kh. (2022). Otsenka ekonomicheskogo effekta ot ispolzovaniya tsifrovyh tekhnologiy v neftegazovoy otrasli [Estimating the economic impact of digital technology in the oil and gas industry]. Creative Economy. 16 (8). 3225-3240. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.8.115235.

Budyakov A.N., Khaleeva I.L. (2022). Robotizatsiya logisticheskikh protsessov v neftegazovyh kompaniyakh [Robotization of logistics processes in oil and gas companies]. The journal «Vestnik of Rostov state university of economics». (3(79)). 63-69. (in Russian). doi: 10.54220/V.RSUE.1991-0533.2022.79.3.008.

Charyeva G.T., Durdyeva M., Annakulyev D. (2023). Rol transportno-logisticheskoy sistemy v neftegazovoy otrasli [The role of the transport and logistics system in the oil and gas industry]. Eo ipso. (2). 39-41. (in Russian).

Fokina I.I., Martynov D.S. (2020). Retsikling v usloviyakh logisticheskoy sistemy neftyanoy otrasli [Recycling in the context of the oil industry logistics system]. V tsentre ekonomiki. (4). 14-17. (in Russian).

Larchenko L.V., Yakovleva T.V. (2023). Neftegazovyy kompleks Rossii v novyh usloviyakh: geopoliticheskaya situatsiya, diversifikatsiya, formirovanie novyh rynkov sbyta [The Russian oil and gas complex in new conditions: the geopolitical situation, diversification, formation of new sales markets]. Delovoy zhurnal Neftegaz.RU. (1(133)). 88-91. (in Russian).

Mokrova E.M. (2022). Antirossiyskie ekonomicheskie sanktsii SShA v neftyanom sektore: vyzov ili stimul dlya vneshney politiki RF [Us economic sanctions against Russian oil sector: challenge or stimulus for Russian foreign policy?]. Power. 30 (2). 77-83. (in Russian). doi: 10.31171/vlast.v30i2.8937.

Polyanskaya I.G., Yurak V.V. (2022). Identifikatsiya tekushchego sostoyaniya tsifrovoĭ transformatsii liderov neftegazovoĭ otrasli Rossii [Identification of the current state of digital transformation of the leaders of the oil and gas industry in Russia]. News of the Ural State Mining University (Izvestiya Uralʼskogo gosudarstvennogo gornogo universiteta). (4(68)). 139-150. (in Russian). doi: 10.21440/2307-2091-2022-4-139-150.

Suloeva S.B., Martynatov V.S. (2019). Osobennosti tsifrovoy transformatsii predpriyatiy neftegazovogo kompleksa Organizer of Production. 27 (2). 27-36. doi: 10.25987/VSTU.2019.26.70.003.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 11:24:27